Скачать 0.71 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Новоусманский лицей»
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А основного общего образования по географии для 5 класса Разработала: учитель географии Шульгина Г.Г. 2013-2014 учебный год Новая Усмань ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки от 17 декабря 2010 года №1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644); закона РФ об образовании №3266-1 от 10.07.1992; Примерной программы основного общего образования по географии (для 5-9 классов) Структуризация программы и учебников осуществлена в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по географии в 5 классе. Курс географии 5 класса открывает 7-летний цикл изучения географии в школе. Начальный курс опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения. Данная Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем разделение учебных часов по разделам и темам курса, указывается последовательность изучения разделов с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить конкретное представление о целях, содержании, стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета география; предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов. В Рабочей программе детально раскрыто содержание изучаемого материала, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития учащихся. Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся в 5-х классах и специфики классного коллектива. Большинство учащихся 5-х классов имеют высокий уровень умственного развития (93,3%). Диагностика проводилась по методике Э.Замбицявичене. Дети вместе учатся с 1 класса, хорошо знают друг друга, отношения между ними доброжелательные. Это следует учитывать при организации работы в группах постоянного и сменного состава. Учащиеся умеют работать совместно, проявляют высокую заинтересованность в успехе, стойко преодолевает трудности. Критическое отношение к своим недостаткам проявляется далеко не всегда, но большинство может оценить свою работу и деятельность своих товарищей. В классе преобладает спокойный, деловой, доброжелательный настрой. Основная масса обучающихся – это дети с высоким уровнем способностей и мотивацией учения, которые в состоянии полностью освоить программу по предмету. Большинство учеников проявляют желание и возможность изучать географию на продвинутом уровне. С учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания, как на этапе отработки учебного материала, так и на этапе контроля. В организации работы с ними учтен и тот факт, что они не отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности и более успешны в работе по образцу, нежели чем в выполнении заданий творческого характера. В целом обучающиеся весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы. Некоторые учащиеся отличаются дефицитом и медленной переключаемостью внимания, недостаточной сформированностью основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного), плохой памятью, что следует учитывать как при планировании и отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать индивидуальным особенностям детей. Учащиеся данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к овладению предмета географии с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных групп. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности (УУД) Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности, таких как: - выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; - выбор условий для проведения и наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными; -использование приборов для измерения длины, температуры и времени; -описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; -поиск необходимой информации в справочных изданиях, в том числе и на электронных носителях; -работа с учебным текстом – выделение главного, составление плана, иллюстрирование текста, ассоциативное запоминание, построение элементарных логических схем; -корпоративная деятельность на уроке; - развитие естественнонаучной лексики при ведении диалога, презентации результатов исследований. Резервное время, предусмотренное в Примерной программе, использовано для реализации авторского подхода в использования разнообразных форм организации учебного процесса и т.д., внедрения современных методов обучения и педагогических технологий (коммуникативный подход, использование ИКТ) и т.п. Тип программы: типовая, базового уровня. Общая характеристика учебного предмета: География. Начальный курс 5 класс, в учебном плане ОУ отводится 35 часов, 1 час в неделю. В рабочей программе в соответствии с требованиями обязательного минимума образования запланированы следующие виды контроля: тесты, географические диктанты, практические работы. Цель контроля: проверить качество усвоения материала и при необходимости своевременно проводить коррекцию знаний учащихся. Оценочных практических работ: 5. Обобщающее повторение в форме тестирования: 6. Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, коллективная, индивидуальная. Технологии: развивающего типа (проблемное обучение, деятельностный подход), личностно ориентированные (проектно – исследовательское обучение, индивидуализации и дифференциации). Методы: картографический, репродуктивный, частично-поисковый, исследование, практический. Средства обучения: УМК, Методическое оснащение, учебно-наглядный комплекс Цели первого уровня. Учащиеся должны иметь представление: -о круге проблем данного курса, об обязательных для изучения модулях (и возможностях выбора своего «пути»), -о современном состоянии данной дисциплины, -об основных сферах применения получаемых знаний, -о связи курса с другими дисциплинами. Цели второго уровня. Учащиеся должны знать: - основные географические структуры; - содержание материала по всем темам, а также использовать дополнительную информацию по изученным темам; - правильно излагать и четко формулировать основные цели изучения географии, самостоятельно и творчески решать поставленные задачи, отстаивать свою точку зрения и убеждать других в процессе дискуссий; Цели третьего уровня. Учащиеся должны уметь: - работать в группе, проявлять способность к сотрудничеству и взаимопомощи; - осуществлять поиск и отбор, производить обобщение, классификацию, анализ и синтез полученной информации, представлять и обсуждать результаты; - использовать различные источники информации и Интернет-ресурсы для самообразования с целью знакомства с культурно-историческим наследием различных стран и народов; -работать с географическим текстом, иметь навыки смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ключевым словам, выделять основную мысль, устанавливать логическую последовательность; - воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников; - понимать основное содержание коротких, несложных текстов и выделять значимую информацию. Цели четвертого уровня. Учащиеся должны владеть: - основами самообразования, самоконтроля, самооценки, принятия решений; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Цели и задачи курса:
Построение начального курса географии. Материал курса сгруппирован в 5 разделов. Первый раздел «Наука география» знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о некоторых выдающихся путешественниках прошлого. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор истории географических открытий. Целью раздела является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении «Введения» реализуются межпредметные связи с историей. Материал второго раздела «Земля и ее изображение» не только сообщает учащимся основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и, что особенно важно, показывает как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Материал данного раздела носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии. Третий раздел «История географических открытий» открывает для учащихся имена путешественников от каменного века до современных научных географических исследований. Четвертый раздел «Путешествие по планете Земля» кратко характеризует по картам географическое положение океанов и материков. Описывают основные черты рельефа, внутренних вод, природы каждого материка. Пятый раздел «Природа Земли» знакомит учащихся с понятием природа и оболочками Земли. Требования к результатам обучения: Универсальные учебные действия. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. УУД - это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Это обобщенные способы действий, открывающие возможность ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Общеучебные умения учащихся основной школы предполагают следующие результаты: Личностные, направленные на формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения и включающим: - ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции: - осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); - осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; - представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире; - осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; - осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; - гармонично развитые социальные чувства и качества: - эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; - патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; - уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность. Метапредметные, которые заключаются в формировании и развитии посредством географического знания: - познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; - гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности; - способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; - готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями. Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: • умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия; • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; • умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.; • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы по географии являются: • понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем; • представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий); • умение работать с разными источниками географической информации; • умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; • картографическая грамотность; • владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды; • умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия; • умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; • умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф. |
Министерство внутренних дел российской федерации приказ от 20 июня... Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа села Преображенка Катангского района Иркутской... | Проблемы законности применения Вооруженных Сил Российской Федерации в современных условиях1 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа села Преображенка Катангского района Иркутской... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Шербакульский лицей» Шербакульского муниципального района Омской области | Отчет о результатах самообследования Общие сведения Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Полтавский... | ||
Рудковская Алла Альбертовна Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей г. Отрадное» открыто в 1999 году как муниципальное образовательное учреждение... | Председатель комитета по управлению муниципальным имуществом города новокузнецка Полное наименование муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №34», сокращенное наименование: мбоу «Лицей №34»,... | ||
Юридический правовой статус памятников Великой отечественной войны... Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа села Преображенка Катангского района Иркутской... | Конкурс социально значимых проектов и программ, реализуемых в муниципальных... ... | ||
Министерство образования и науки российской федерации приказ от 8... Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа села Преображенка Катангского района Иркутской... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №7 (моу лицей №7), г. Новочеркасск | ||
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Шуваевская... «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» Закона РФ «Об образовании», на основании Типового... | 1. Общие положения Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение... Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 21. 10. 2011 n 856 "о программе государственных гарантий... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательное учреждение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №3 г. Томск,... | Доклад мбоу «Лицей» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей» города Лесосибирска. Мбоу «Лицей» г. Лесосибирска | ||
Программа «Основы самопознания и культура общения» Название оу: Педагогический лицей – муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение (мбоу педагогический лицей) | Моу «Хохольский лицей» Хохольского района за 2010 2011 уч год Муниципальное общеобразовательное учреждение «Хохольский лицей» инновационное учебное заведение |