Скачать 1.32 Mb.
|
Название работы: Программа «Основы самопознания и культура общения» Данные автора: Чистова Татьяна Викторовна, заместитель директора по НМР Название ОУ: Педагогический лицей – муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение (МБОУ педагогический лицей) город: Димитровград, Ульяновской области Программа «Основы самопознания и культура общения» (10 и 11 классы, 112 часов) Пояснительная записка. Современное общество подошло к пониманию того, что главной ценностью является человек, с его богатым внутренним миром, с его противоречиями, потребностями, возможностями, собственной неповторимостью. Каждый из нас вовлечен во взаимоотношения с другими людьми, в общение с самого раннего детства. Французский писатель А. Экзюпери называл общение единственной в жизни человека роскошью, но без нее люди не могут жить. Прекратить общение – то же самое, что перестать дышать. Несмотря на это, не все способны строить гармоничные отношения с другими. Известно, что способность к общению включает в себя, во-первых, желание вступать в контакт с окружающими, во-вторых, умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, в-третьих, знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими. Взаимоотношения – благо, но одновременно и ответственный труд, доступный каждому, кто стремиться жить в согласии с собой и другими. Он требует времени, энергии, усилия души и тела. Для этого человеку необходимо осознать свою неповторимость и индивидуальность, понять свои возможности, способности, научиться активно слушать, чувствовать собеседника и уметь с ним общаться. И учиться этому необходимо с детства: ребенок, у которого есть проблемы в общении со сверстниками, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, а впоследствии к сложности вхождения во взрослый мир и определению своего места в нем. Стремление к самопознанию, саморазвитию свойственно учащимся старшего школьного возраста. В это время расширяется круг общения школьников. Для старшеклассников характерны стремление к самоутверждению и философскому осмыслению жизни. Учащиеся выпускных классов находятся в ситуациях выбора дальнейшего пути, обдумывают цель своей жизни, размышляют над смыслом бытия, стремятся познать себя, осознать свои возможности и способности и пытаются соотнести их с требованиями, предъявляемыми к человеку. Поэтому введение спецкурса «Основы самопознания и культура общения» как элективного является возможным не только в классах педагогического профиля, но и на старшей ступени любых общеобразовательных учебных заведений. Задачи курса:
Программа курса рассчитана на 112 часов. Программа прошла апробацию в условиях МБОУ педагогический лицей г. Димитровграда и непосредственно связана с программами «Основы психологии», «Основы педагогики», «Практическая педагогика и психология», «Культура семьи и семейных отношений», но может быть использована в других школах как самостоятельный курс. Программа включает как теоретические занятия, на которых учащиеся получают знания по основам самопознания и культуре общения, так и практические занятия, представляющие собой коммуникативный тренинг. Спецкурс начинается с вводного занятия, цель которого создание условий для тесного знакомства участников друг с другом и установление эмоциональных контактов. На занятии вырабатываются общие нормы работы в группе, происходит вхождение в игровой стиль взаимодействия. Первый раздел программы – «Формирование «Я» концепции» - раскрывает философские концепции о смысле жизни человека. Дается представление о процессе самопознания, саморазвития, самореализации, раскрывает понятие «Я»- концепция», «образ Я». Учащиеся знакомятся с методами изучения личности и способами осознания и осмысления внутреннего мира личности. Занятия второго раздела – «Эмоциональная культура личности» - позволяет учащимся осознать свой мир эмоций и чувств, развить эмоциональную культуру. Особое внимание уделяется развитию эмпатийных тенденций личности. В разделе «Общение» раскрываются функции общения, дается представление о видах, стиле и культуре общения. Отдельным вопросом рассматривается понятие «психологическая защита» и основные виды психологических защит. Ряд занятий посвящен изучению средств и способов передачи информации в общении. Учащиеся знакомятся с причинами конфликтов, способами их предупреждения и преодоления, механизмами взаимопонимания и взаимодействия друг с другом, с признаками малой группы, особенностями ее формирования, системой взаимоотношений в группе. Последний раздел программы – «Искусство слушать» - раскрывает роль и значение умения эффективного «слушания» в межличностном общении. В ходе занятий учащиеся включаются в выполнение системы упражнений, направленных на формирование умений активного «слушания», на осознание и преодоление барьеров, возникающих между говорящими и слушателями. Занятия спецкурса проводятся во внеурочное время. Группа формируется на добровольных началах. Основное внимание педагога должно быть направлено на создание и поддержание в группе отношений доброжелательности, психологической комфортности, доверия и заинтересованности в общении друг с другом. Спецификой занятий является погружение в такие виды деятельности (игры и упражнения), которые помогают человеку через осознание и рефлексию своих личных переживаний и ощущений прийти к формированию выводов, обобщений. Причем в группе происходит обогащение каждого эмоциональным опытом других. Игры и упражнения представляют собой целостную систему, это психологическая среда, действо, в котором одно упражнение готовит другое и дает материал для размышления о себе, своих особенностях, о стиле общения. Учитель, выступая в роли организатора группового взаимодействия, является в то же время его равноправным участником – включается как в игры и упражнения, так и в анализ своих чувств, переживаний. Это создает условие для более близких личностных контактов с учащимися, формирует отношения доверия, взаимопонимания, сотрудничества. Требуется осторожный подход к организации занятий, избираемым ситуациям и упражнениям, выводам и обобщениям. Ведущий способ взаимодействия в группе – диалог с собой и с другими. Поэтому располагать участников тренинговых занятий нужно по кругу, чтобы все видели друг друга. На занятиях чередуется работа в общем кругу, в парах и микрогруппах, ролевые игры и обсуждения. В начале занятий проводится диагностика эмоционального состояния участников, включены упражнение «Здравствуйте!», творческие разминки. В конце занятий происходит их рефлексия. В качестве домашних заданий нередко рекомендуется участникам выполнение упражнений, направленных на самораскрытие и саморазвитие свойств и качеств, необходимых для общения, а также чтение литературы по теме занятия, помогающей углубить и осмыслить сделанные на занятии выводы. Учащиеся пишут сочинения, ставят эксперименты, ведут «Дневники наблюдений», размышляют над философскими высказываниями великих людей. Контроль осуществляется в форме зачетов, анализа результатов проведенных методик, «Дневников наблюдений», письменных работ учащихся. В результате изучения спецкурса учащиеся должны:
Данная программа была разработана в рамках областной программы поисковой, исследовательской и экспериментальной работы. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Вводное занятие. Знакомство с группой. Создание условий для более близкого знакомства и установление эмоциональных контактов. Определение задач практических занятий. Выработка норм работы в группе. Вхождение в игровой стиль взаимодействия.
Культура жизненного самопознания личности. Философские концепции о смысле жизни человека, о самопознании: Философия «долженствования», философия существования (экзистенциализм), концепция этической духовности, философия космизма. Понятие «самопознание». Процессы самопознания, саморазвития и самореализации. Углубление представлений учащихся о себе. Понятие «образ «Я», «Я» концепция». Философские и психологические концепции образа «Я». Формирование «Я» концепции в течение жизни человека. Строение психической реальности личности. Способы осознания и осмысления внутреннего мира личности. Самооценка личности. Пути самораскрытия личности. Формирование положительной «Я»– концепции учащихся. Методы изучения личности.
Понятия «эмоция», «чувство», «эмоциональное состояние». Эмоциональность как свойство личности. Эмпатия. Гнев. Агрессия. Культура эмоций и чувств. Пути саморегуляции. Способы взаимодействия с отрицательными эмоциями. Ознакомление с методикой изучения эмоциональных состояний. Развитие эмоциональной культуры учащихся. Развитие эмпатийных тенденций личности.
Общение и его функции. Коммуникативная культура личности. Виды общения. Стили общения. Нормы этикета. Культура общения. Конфликты: их причины и последствия. Основные виды психологических защит. Сознательное и бессознательное. Их роль в общении. Теории сновидений З. Фрейда. Сны и сновидения как психологическая защита личности. Анализ сновидений. Средства и способы передачи информации в общении. Механизмы взаимопонимания. Осознание способов взаимодействия людей друг с другом. Группа и ее законы. Конфликты в группе и пути их преодоления.
Роль умения слушать в личностном общении. «Эффективные» слушатели. Умение слушать как метод восприятия информации. Три уровня «слушания». Факторы «слушания». Осознание своего умения слушать эффективно. Барьеры между говорящими и слушателями. Речь говорящего и слушателя. Язык «поддержки» и язык «подавления». Преодоление барьеров в общении. Совершенствование навыков «слушания». Литература:
Учебно-тематический план (112 часов)
|
Рабочая программа учебной дисциплины «культура общения» Целью изучения дисциплины «Культура общения» является подготовка выпускников в области универсальной культуры общения и профессиональной... | Методические рекомендации для студентов заочного обучения по дисциплине «Психология общения» Ния на современном этапе. Методические основы понимания категории общения. Социально психологическая природа общения. Основные закономерности... | ||
Реферат По дисциплине «Русский язык и культура речи» на тему «Культура делового общения» Для делового общения используют официально-деловой стиль. В книге «Культура устной и письменной речи делового человека» приводится... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Охватывает основные разделы курса: язык как средство общения, литературный язык и культура речи, культура научной речи, культура... | ||
Введение в дисциплину. Язык. Речь. Культура. Культура речи и культура общения Образовательное учреждение: мкоу «Шайковская средняя общеобразовательная школа №2» Кировского р-на Калужской обл | Т. С. Шевцова основы профессионального общения Шевцова Т. С. Основы профессионального общения. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301.... | ||
Профессиональная культура общения Познакомить учащихся с основными требованиями, предъявляемыми к культуре речи и изучить правила профессионального общения парикмахера... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Психология общения» Преподавателями кафедры разработано учебно-методическое обеспечение по следующим дисциплинам кафедры: «История», «Основы философии»,... | ||
Реферата по культурологии на тему культура делового общения Письменная речь – это самостоятельная целостная целенаправленная речевая структура, обеспечивающая общение с помощью письменного... | Культура общения в адыгском этносе Охватывают довольно широкий круг проблем, но по сей день, ни одна из дисциплин не располагает полным, систематизированным исследованием... | ||
«Основы профессионального общения»: Профессиональное общение как искусство Профессиональное общение как искусство общения в любой ситуации (глобальный житейский навык). Психолог – как эффективный коммуникатор.... | Рабочая программа дисциплины «Культура делового общения» | ||
Рефератов по дисциплине «Физическая культура» Понятие здоровья, его содержания и критерии. Влияние на здоровье окружающей среды и наследственности. Составляющие зож : режим труда... | Рабочая программа модуля (дисциплины) Основы социальной медицины Кореквизиты: Демография, Основы безопасности труда, Эргономика, Введение в профессию, Физическая культура | ||
Реферат по дисциплине: этика делового общения на тему: «Культура... У каждого народа существуют свои нормы и представления как о правилах этикета вообще, так и о правилах делового общения, которые... | Рабочая программа дисциплины культура речи Целью освоения дисциплины (модуля) «Культура речи» является изучение теоретических основ норм литературного языка и практической... |