Скачать 431.62 Kb.
|
Чувашский республиканский институт образования Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1» г. Чебоксары Интегрированные уроки
Чебоксары 2006 Печатается по решению кафедры естественнонаучных дисциплин Чувашского республиканского института образования Научный редактор: Н.В. Борисова, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой естественнонаучных дисциплин ЧРИО Авторы-составители: Аллабергенова Л.И Бондарева С.В. Иванова Е.А. Кузьмина С.Н. Михайлова Г.Г. Молькова О.И. Солдатова И.И. Интегрированные уроки: Сборник методических разработок по предметам естественнонаучного цикла. / Под общ. ред. Н.В.Борисовой – Чебоксары, 2006.- 32 с. В сборник вошли методические разработки учителей естественнонаучного цикла МОУ «Гимназия № 1» г. Чебоксары для подготовки и проведения интегрированных уроков. © Аллабергенова Л.И., Бондарева С.В., Иванова Е.А., Кузьмина С.Н., Михайлова Г.Г., Молькова О.И., Солдатова И.И. © Борисова Н.В. От редактора Идея интеграции стала в последнее время предметом интенсивных теоретических и практических исследований в связи с начавшимися процессами дифференциации обучения. Ее нынешний этап характеризуется как эмпирической направленностью – разработкой и проведением учителями интегрированных уроков, так и теоретической – созданием и совершенствованием интегрированных курсов, в ряде случаев объединяющих многочисленные предметы, изучение которых предусмотрено учебными планами общеобразовательных учреждений. Интеграция дает возможность, с одной стороны, показать учащимся «мир в целом», преодолев дисциплинарную разобщенность научного знания, а с другой – высвобождаемое свободное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении. Иначе говоря, с практической точки зрения, интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения. Направленность педагогических эффектов интеграции, как показывает школьная практика, многогранна. Это могут быть: - изменения информационной емкости содержания (увеличение плотности, сложности, сжатие во времени, облегчение и др.); - выход на более высокий уровень осмысления, например, с использованием философских категорий и физико-математического аппарата; - совершенствование индивидуально-личностного «аппарата» познания; - развитие свободы мышления, снятие стереотипов познания; - формирование креативности; - решение комплексной проблемы и др. Таким образом, именно на основе интеграции возможен эффективный показ роли естественных наук в научном познании биосферы, в изучении человеческой деятельности, в решении глобальных вопросов современности – продовольственной, энергетической, экологической борьбы за мир. В современной школе интеграция выступает как основной механизм гуманитаризации содержания естественнонаучного образования. На всех ступенях обучения естественным наукам предусматриваются принципы преемственности и непрерывности. В федеральном базисном учебном плане в область "Естествознание" входят три компонента: биология, химия, физика, что и определяет основное содержание данной области. В Чувашской Республике на правах национально-регионального компонента в эту область добавляются такие составляющие, как экология, физическая география и ОБЖ. Поэтому, на наш взгляд, так актуальна проблема внедрения в практику интегрированных занятий и деловых игр по естественнонаучному образованию на основе НРК. На протяжении многих лет коллектив учителей МОУ «Гимназия № 1 г. Чебоксары работает над проблемой интеграции предметов естественнонаучного цикла. За годы работы накоплен определенный положительный опыт, который положен в основу предлагаемого сборника. В него вошли методические разработки интегрированных занятий по биологии, географии, физике, химии, экологии и др. В подготовке материалов приняли участие педагоги гимназии: Аллабергенова Л.И. – учитель физики высшей категории; Бондарева С.В. –учитель физики высшей категории; Иванова Е.А. – учитель биологии высшей категории; Кузьмина С.Н. – учитель химии высшей категории; Михайлова Г.Г. – учитель географии первой категории; Молькова О.И. – учитель физики первой категории; Солдатова И.И. – учитель биологии первой категории Данный сборник предназначен для учителей естественнонаучного цикла общеобразовательных и профильных школ. Познавательная игра «Самый умный» (9 класс)1 Интегрируемые предметы: химия, биология, география, физика, экология. Цели: Обобщить изученный материал по предметам естественно-научного цикла. Задачи:
Правила игры: Игра проводится для параллели 9 классов и состоит из трех туров: отборочного, I тура и II тура. ОТБОРОЧНЫЙ ТУР: От каждого класса в отборочном туре игры участвуют по пять представителей. Каждый получает доску, на которой будет записывать свои ответы (или листы бумаги). Ответ на заданный вопрос каждый ученик записывает на доске, и, по команде ведущего, все пять учеников показывают ответы зрителям. Правильный ответ оценивается в один балл. В следующий тур (1 тур) от каждого класса проходят по два ученика, набравшие наибольшее количество баллов. Всего шесть участников. I ТУР: В первом туре участвуют шесть учеников, по два представителя от каждого класса. Каждый участник по очереди (очередность определяется конкурсом) выбирает область знаний, из которой ему будут заданы вопросы. В течение минуты участник получает вопросы и дает на них ответы. Цель: дать как можно больше правильных ответов за минуту. По результатам 1 тура три участника, набравшие наибольшее количество баллов выходят в следующий тур. II ТУР: Во втором туре участвуют три ученика. Каждый определяет для себя область знаний, из которой ему будут предложены вопросы. На экране (стенде) таблица, состоящая из 32-40 ячеек, пронумерованных от одного до 32(-40) в порядке возрастания и окрашенных в четыре разных цвета (в равных количествах). Три цвета обозначают области знаний, выбранных участниками третьего тура, а оставшийся цвет – область общих знаний. Участники в течение 15 секунд смотрят на стенд (который затем будет убран) и стараются запомнить, под какими номерами зашифрованы вопросы из выбранной ими области знаний. Затем по очереди (очередность определяется конкурсом) называют номера и получают вопрос из соответствующей области знаний (по цвету номера). При правильном ответе на вопрос из своей области знаний участник получает 2 балла, при правильном ответе на вопрос соперника – 3 балла, на вопрос из области общих знаний – 1 балл. Победителем – «самым умным» - становится участник, набравший наибольшее количество баллов в 3 туре. Ниже предлагаются варианты вопросов для игры. ОТБОРОЧНЫЙ ТУР Первые пять человек: Вопросы отборочного тура:
Вторая группа участников:
Третья группа участников:
ВОПРОСЫ ДЛЯ I ТУРА ОБЩАЯ ХИМИЯ
МЕТАЛЛЫ – НЕМЕТАЛЛЫ 1) Отрасль промышленности, занимающаяся добычей и переработкой металлов (металлургия). 2) Самый электроотрицательный элемент (фтор). 3) Название металлов 2 группы, главной подгруппы (щелочноземельные). 4) Бесцветный газ, вызывающий помутнение известковой воды. (углекислый газ). 5) Как называется электрод, на котором идет восстановление металлов? (катод). 6) Название кислоты HCLO4. (хлорная). 7) Самый электропроводный металл (серебро). 8) Какого газа больше всего содержится в воздухе? (азот).
|
Название мероприятия Семинар практикум для педагогов "Интегрированные уроки" (уроки технологии и окружающего мира) | Уроки математики, английского языка, физики, бальных танцев, физической... Это были уроки математики, английского языка, физики, бальных танцев, физической культуры и русского языка, интегрированные уроки... | ||
Уроки. Метод проектов Метод проектов в курсе информатики. Метод открытых программ. Интегрированные уроки | Учитель английского языка «Интегрированные уроки, как средство формирования полисистемных знаний о языке и окружающем мире» | ||
Интегрированные уроки в начальной школе Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от 20 г. № ) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проведение нестандартных уроков: уроки-игры, уроки-дискуссии, уроки-соревнования, уроки с групповыми формами работы, уроки взаимообучения... | ||
Природные источники углеводородов 10 класс ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Лось пересмотреть полностью преподавание предметов черчения и изо. В данной школе я работаю 14 лет и 10 лет веду интегрированные... | ||
Уроков 1 Интегрированный урок по теме «Путешествие в страну моей мечты» ... | Программа проведения Единой Всекубанской предметной Недели основ... Интегрированные уроки кубановедения и опк «Земля отцов – моя земля. Казак без веры не казак» | ||
Интегрированные уроки изо и музыки в обшеобразовательной школе Проблема формирования духовности выступает как важное условие разрешения социальных, политических и др проблем, как условие развития... | Поэтому в своей работе я использую нетрадиционные методы и формы... «включением» в работу обоих полушарий мозга при помощи разнообразной системы заданий | ||
Экологическое воспитание младших школьников через интегрированные уроки Жизнь человека напрямую зависит от жизни природы, поэтому, охраняя ее, человек, прежде всего, охраняет свою жизнь. Человек – неотъемлемая... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... При проведении уроков применяются беседы, интегрированные уроки, практикумы, работа в группах, организационно-деятельные игры. Контроль... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Уроки чтения – это уроки постижения литературно-художественного произведения, уроки развития речи, уроки формирования читательских... | Реферат По предмету маркетинговые коммуникации Тема: «Интегрированные... Интегрированные маркетинговые коммуникации в местах продаж с. 4 |