Методическое пособие по освоению курса Введение в экологию





Скачать 136.14 Kb.
НазваниеМетодическое пособие по освоению курса Введение в экологию
Дата публикации12.01.2015
Размер136.14 Kb.
ТипМетодическое пособие
100-bal.ru > География > Методическое пособие





Институт экономики и управления

Утверждаю:__________

ректор ИЭУ,

профессор Х.З.Барабанер

«___»____2007 г.


PhD, к.т.н. доцент Б.Е. Наумов
Методическое пособие

по освоению курса

Введение в экологию

Общее количество учебных часов 80 (2,0 АР)

Аудиторные занятия (уч. час.):

а) дневная форма обучения 36

б) вечерняя форма обучения 24

в) заочная форма обучения 12
Самостоятельные занятия (уч. час.):

а) дневная форма обучения 24

б) вечерняя форма обучения 56

в) заочная форма обучения 68

Содержание пособия
1. Цель и особенности курса

2. Требования к студенту

3. Формы контроля и оценки знаний студента

4. Методические указания по написанию реферата

5. Пользование источниками информации и примеры различных случаев оформления списка литературы

6. Ключевые термины на русском, эстонском, английском и немецком языках

7. Пример оформления титульного листа

Внимание: без согласия ИЭУ

копированию не подлежит

Таллинн

2007


1. Цель и особенности курса
Данный курс рассчитан на изучение дисциплины студентами всех специальностей ИЭУ

как основополагающий и необходимый для любых форм современного бизнеса, аналитической, научно-исследовательской и общечеловеческой деятельности
Целью курса является достаточно глубокое изучение и знание студентом основ воздействия человека на окружающую среду; антропогенных и природных источников загрязнения; наиболее распространённых и специфических загрязнителей и их воздействия на окружающую природную среду и на социальную и демографическую среду человека; знание показателей и параметров состояния окружающей среды, экологических законов, правил и принципов охраны окружающей среды и природных ресурсов; умение применять в будущей профессиональной, частной и личной деятельности знаний в областях экологии, ресурсно-экологической экономики, экологического менеджмента и экологической безопасности бизнеса.
Особенностью предмета является связь современной науки экологии с широким кругом других наук - с химией, физикой, математикой, географией, геологией, геофизикой, биологией, медициной, психологией, социологией, историей, демографией, экономикой, менеджментом, юриспруденцией и т.д. Поэтому при прохождении курса, прежде всего для глубокого понимания предмета и его связи с предстоящей практической деятельностью студента, крайне необходимо освежение и применение ранее приобретённых (как минимум в школе) знаний основных явлений, понятий, систем единиц измерения и т.п., а также применение в процессе учёбы соответствующих справочников, научной и учебной литературы широкого ассортимента.
Экологические знания совершенно необходимы в настоящее время при управлении промышленным и сельскохозяйственным предприятием, фирмой, городом, муниципалитетом, государством, при принятии различных управленческих, проектных, технологических, хозяйственно-экономических, социально-экономических, политических и иных решений. Без применения экологических знаний в настоящее время и особенно в будущем специалист не сможет полноценно участвовать в современном производстве, бизнесе и управлении обществом в целом.
2. Требования к студенту
Студент должен знать, понимать и достаточно свободно оперировать экологическими понятиями, основными энергетическими, ресурсными и иными единицами измерения и показателями эффективности производства, знать термины (в том числе на эстонском и иных языках) и понимать суть экологических явлений и их последствий, с которыми ему придётся столкнуться в профессиональной деятельности, в быту и в экстремальных ситуациях в целом.
Студент должен знать динамику развития ресурсной (в первую очередь энергетической), экологической и эколого-экономической ситуации у себя в стране, в других странах и на Земле в целом; виды экологических опасностей; существующие научно обоснованные прогнозы состояния окружающей среды; современные мировые направления развития земной цивилизации и способы борьбы с загрязнением окружающей среды в конкретных условиях; экономические и иные принципы и способы управления окружающей средой с целью обеспечения устойчивого развития и создания экологической безопасности личности, производства, государства, мирового сообщества.

Студент должен понимать роль и взаимосвязь мыслей, поступков и действий человека как пользователя природных благ и создателя ноосферы, зависимость земного экологического порядка от мыслей и поступков каждой личности. Как носитель знаний, как гражданин мира и своей страны специалист должен в своей производственной и обычной деятельности всеми силами способствовать и лично участвовать в распространении экологических знаний и ликвидации экологической неинформированности людей, в пропаганде экологического образа жизни на Земле, в утверждении идей и принципов устойчивого развития на Земле.
Студент как будущий специалист с высшим образованием должен уметь поступать всегда экологически нравственно и уметь применять полученные и приобретённые им самостоятельно экологические и связанные с ними знания в своей предстоящей практической деятельности, ставя во главу интересов не сиюминутную экономическую прибыль для себя или своей компании, а долговременные, в 40-50, до 100 лет инновации, обеспечивающие рациональное использование природных ресурсов, развитие экологически эффективных технологий (в конечном счёте это всегда обеспечивает экономическую выгоду) в целях устойчивого развития настоящего и будущих поколений.
3. Формы контроля и оценки знаний студента

Контроль и оценка уровня знаний студента преподавателем осуществляется в процессе аудиторных занятий (посещение лекций, участие в практических занятиях, диалогах, семинарах), по качеству выполнения контрольных, практических самостоятельных работ и реферата (с соблюдением действующих в институте правил разработки, составления и написания письменных работ, включая стилистическую и орфографическую грамотность), а также по результатам дифференцированного зачёта.
4. Методические указания по написанию рефератов и практических заданий по курсу „Введение в экологию„

Внимание! Данные методические указания не заменяют действующие в институте правила по разработке, составлению и написанию письменных студенческих работ. Поэтому сначала необходимо тщательно ознакомиться с этими правилами и выучить их, что поможет ясному пониманию нижеследующих указаний, а также сэкономит время и деньги в процессе дальнейшей учёбы студента.
4.1. Темы рефератов, практических работ и т.п. студент выбирает (если это не определяет сам преподаватель, в зависимости от успешности и полноты посещений аудиторных занятий студентами) сам в программе курса, используя информацию как из списка тем рефератов, так и из перечня контрольных вопросов. Разрешается объединять и группировать вопросы в интересах более полного раскрытия проблемы, поставленной студентом. Особо поощряется применение в рефератах практических примеров и вопросов, решаемых студентом на производстве, на производственной практике и т.п. Поощряется также разработка специфических научных или практических тем, которые могут быть в дальнейшем развёрнуты и углублены студентом в курсовых и дипломной работе. В этом случае необходимо согласование темы с преподавателем.
4.2. Письменные работы по данному курсу предусматриваются в виде реферата объёмом 12...15 страниц и практических работ (заданий), выполняемых в ходе аудиторных занятий (объём 3...5 страниц), а также внеаудиторной самостоятельной работы. Пропускавшие аудиторные занятия студенты обязаны писать расширенный реферат в объёме 15...20 страниц, а также контрольные домашние работы (при согласовании с преподавателем или по заданию преподавателя). Реферат должен быть самостоятельной аналитической и исследовательской работой автора (студента), где в первую очередь выпукло представлены собственные результаты проработки темы.
4.3. Структура письменных работ (рефератов):

- титульный лист (образец см. ниже);

- содержание, т.е. перечень освещаемых тем и вопросов с указанием номеров страниц, заголовки тем и вопросов кратко и полно должны отражать суть содержащегося в работе текста;

- введение в виде краткой характеристики и освещения актуальности и остроты проблем (проблемы), рассматриваемых и освещаемых в работе;

- собственно содержание темы (названия тем и разделов в содержании и в тексте работы должны полностью совпадать), начиная с её общего освещения (например, тема загрязнения воды: характеристика гидросферы, свойства, виды вод, минерализация вод, стандарт для питьевых вод, показатели состояния, запасы, состав, роль в живой и мёртвой природе и т.п.), затем - освещение конкретной, специальной части темы, например, о загрязнении вод конкретным производством - энергетической, химической или горнодобывающей промышленностью, сельским и коммунальным хозяйством и т.п., о влиянии загрязнения на человека, рыб, животных, растительность, а также - о мерах по предотвращению загрязнения, о способах очистки вод и т.д.;

- выводы и предложения студента по решению выявленных проблем;

- заключение, где также важно отразить собственные авторские мысли по освещённой проблеме;

- список источников информации (Литература, Список литературы, Список литературных источников, Библиографический список) с оформленным по правилам перечнем отправных данных (в том числе взятых в интернете): фамилия, имя и отчество автора, название источника, город, издательство, год (или адрес в интернете), общее количество страниц в источнике или конкретные страницы применявшейся информации. При пользовании информацией из системы интернета особенно необходимо оценивать достоверность и качество этой информации, в списке приводя полные данные об источнике в том же объёме, что и о книжном источнике (см. выше).
4.4. Все письменные работы пишутся с соблюдением существующего стандарта (см. в библиотеке института) - оформление работы, нумерация страниц, иллюстраций, таблиц, формул и т.п., нумерация заголовков разделов, подразделов (Введение не нумеруется), размер шрифта, ссылки на первоисточники и т.д.
4.5. Ссылки на источники информации. В студенческой письменной учебной работе (контрольные, рефераты), как и в курсовых, дипломных, научных и т.п. работах, необходимо давать ссылки на первоисточники информации - на конкретной странице по тексту (номер источника по списку в квадратных скобках) или в сноске внизу страницы. Корректно в ссылках давать фамилию автора применяемой информации и год её публикации. Например: “...согласно ранее проведённым исследованиям (Б. Петров, 1988), коэффициент извлечения нефти из недр обычно составляет 40...50% [15, с. 25]“.
4.6. При работе над текстом необходимо выделять все темы, разделы и подразделы, отражаемые в работе (особенно личные, авторские мысли и материалы), давая им краткие, но точно отражающие их смысл заголовки, нумеруя их с использованием только арабских цифр (1., 1.1., 1.2., 1.2.1., 1.2.2., 1.2.3 и т.п.) и вынося на лист с оглавлением. Заголовки должны быть сформулированы так, чтобы коротко (около 5…7 слов) и точно отразить содержание раздела, подраздела и т.д. Тем самым студент сам показывает качество и полноту своей работы, а проверяющий его работу преподаватель (рецензент дипломной работы, а в будущем - специалист или владелец фирмы, отбирающий по конкурсу лучшую работу для приёма молодого специалиста на вакантную дожность) сразу видит наиболее выпуклые, интересные и оригинальные авторские моменты и места работы.
4.7. Письменная работа сдаётся студентом в срок, установленный преподавателем или учебной частью, с подписью автора работы и указанием даты сдачи работы.
5. Пользование источниками информации и оформление списка литературы
1. Особое внимание каждый современный специалист должен обращать на тщательное обеспечение информационной безопасности: в бизнесе, общественной, социальной, политической и иной деятельности. Поэтому студент обязан пользоваться, научившись отделять «зёрна от плевел», только официальной и научно достоверной информацией, тем самым обеспечивая свою собственную информационную безопасность и независимость мнений, суждений, экспертиз, предложений, выводов, разработок.
Прежде всего к официальным литературным источникам относятся а) научные статьи, монографии, диссертации, тезисы докладов и сообщений на научных или научно-практических конференциях, научные отчёты, сборники трудов национальных (Российской, Эстонской и иных) академий наук, ИЭУ и иных лицензированных и аккредитованных вузов; б) учебники или монографии, предназначенные для студентов вузов или специалистов с высшим образованием, научных работников; в) официальные материалы, сообщения и отчёты организаций ООН (МАГАТЭ, ЮНЕСКО…) и иных международных экологических (например, Helcom) экономических, юридических, правозащитных и т.п. организаций, министерств, деловых кругов и бизнес-изданий; государственные статистические ежегодники, официальная справочно-энциклопедическая литература.
При этом однозначно и всегда необходимо знать (и отражать в списке литературы) название издательства, выпустившего данный литературный источник. Это всегда говорит об уровне представительности и достоверности источника информации, почерпнутой студентом.
2. Информация, почерпнутая из средств массовой информации (СМИ), не является официальной и поэтому может приниматься во внимание студентом (автором разработки своей темы) лишь как точка зрения для принятия к сведению, для ориентировочной оценки или дискуссионного сопоставления и т.п., но ни в коем случае не как исходные данные для дальнейших эколого-экономических, эколого-социальных, демографических и т.п. расчётов и выводов студента. Но для свободного и независимого ориентирования в современной экономической и иной деятельности студенту крайне необходимо постоянно отслеживать эколого-экономическую, ресурсную (особенно энергетическую), социальную, демографическую и иную информацию, публикуемую в периодической печати страны проживания и мира.
3. Информация из Интернета, с учётом вышесказанного, прежде всего должна иметь все необходимые исходные данные (см. также ниже), что и бумажные литературные источники. К таковым относятся, прежде всего, официальные сайты министерств (например, Keskkonnaministeerium, Majandusministeerium и т.д.) и подобных государственных структур, ООН, иных международных организаций, а также официальная научная, учебная и т.п. литература в электронном виде.
4. Ни в коем случае нельзя пользоваться не имеющими никаких официальных исходных данных, безымянными источниками. Категорически нельзя использовать в своих работах также различные внешние рефераты и иные студенческие работы иных учебных заведений. Школьные учебники и т.п. литература не может быть указана и зачтена как источник в Вашем реферате, курсовой работе и т.д. (так же, как и учебники для техникумов, профессиональных училищ и т.д.). Знания, полученные из этого уровня литературы, студент, приходя получить высшее образование, должен иметь с собой как базовые (забытое, конечно, можно обновить, заглянув в эти учебники, но они не заменяют литературу для вузов).
5. Необходимо помнить, что оценка достоверности информации, отсеивание, избавление от явного «спама», а также от дезинформации (уже на более тонком уровне) – задача каждого студента как автора реферата (курсовой работы, дипломного проекта, дипломной работы).
6. Общий порядок оформления информации о литературных источниках в списке литературы следующий: а) автор или авторы, б) название книги, учебника, монографии и т.п. или статьи (тезисов) данного автора из какого-либо сборника печатных трудов в) название сборника и отправная информация о конференции и т.п. (в случае отдельной статьи в сборнике), г) город, где издан источник, д) название издательства, е) год издания, ж) номера страниц использованной студентом информации или общее количество проработанных страниц учебника или иного источника. Этот порядок, с учётом наиболее типичных случаев и особенностей, как правило, выглядит следующим образом (тонкости и детали см. в соответствующих рекомендациях, действующих в ИЭУ):

Примеры различных случаев оформления списка литературы


Литература

  1. Буч Г. Объективно-ориентированный анализ и проектирование. - М.: «Издательство Бином», 2000

  2. Rein Raudsepp. Radooniohu piritlemine. Keskkonnaministeerium. - Tallinn: Keskkonnatehnika, 1999, N3/9, с. 12…15

  3. А.И. Быкорез, Б.Л. Рубенчик, Э.И. Слепян и др. Экология и рак./ АН УССР, Институт проблем онкологии им. Р.Е. Кавецкого.- Киев: Наукова Думка, 1985

  4. В.Н. Луканин, Ю.В. Трофименко. Промышленно-транспортная экология. - М.: Высшая школа, 2001, 295 с

  5. Ф.Я. Сапрыкин. Геохимия почв и охрана природы. - Ленинград: Недра, 1984, 231 с

  6. И.С. Масленникова. Экологический менеджмент на транспортных коммуникациях. /Учебное пособие. - Санкт-Петербург: ОАО «Издательство «Недра», Санкт-Петербургский филиал. 1997, 135 с

  7. П. Ревелль, Ч. Ревелль. Энергетические проблемы человечества (пер. с агнл.). /Книга третья сборника «Среда нашего обитания» из 4-х томов. – М. : МИР, 1995, 291 с

  8. Г.П. Серов. Основы экологического страхования./ Международный эколого-политологический университет (МНЭПУ). - М.: изд. МНЭПУ, 62 с

  9. А.С. Астахов и др. (под ред. проф. В.А. Харченко). Экономические и правовые основы природопользования. - М.: изд. Московского государственного горного университета, 2002, 527 с

  10. А.С. Левин. Протоцивилизация: миф или реальность?/ Учебное пособие. Институт экономики и управления (ИЭиУ). - Силламяэ: ИЭиУ, 1999, 218 с

  11. Н. Пахомова, А. Эндрес, К. Рихтер. Экологический менеджмент./ Учебное пособие. М.: ЗАО Издательский дом «Питер», 2003, 536 с

  12. Наумов Б.Е., Александров И.В., Войтковский Ю.Б. Фазопреобразование железосодержащих компонентов в процессах автоокисления и самовозгорания диктионемового сланца./ Московский химико-технологический им. Д.И. Менделеева, Институт геологии Академии Наук Эстонии.// Химия твёрдого топлива. - М.: АН СССР, 1988, 4/1, с. 41…52

  13. Наумов Б.Е. Электрохимические особенности процесса самовозгорания керогенсодержащих аргиллитов в отвалах фосфоритного месторождения Маарду./ Известия АН ЭССР, серия «Геология». - Таллин, 1981, 30/4, с. 161…166

  14. Б.Е. Наумов. Рений и другие редкие и рассеянные металлы в горючих сланцах Прибалтики и в медномолибденовых рудах Средней Азии как ценный природный ресурс. – В сб. трудов Института экономики и управления, вып. 4. - Таллин: СИЭУ, 2006, с. 125…145

  15. Б.Е. Наумов. Методика оценки остаточного промышленного загрязнения почв территории Таллин-Маарду. - В сб. трудов Института и управления, вып. 2 -

- Таллин: СИЭУ, 2004, с. 127…135.

  1. Наумов Б.Е. Самовозгорание органических и минеральных веществ и обеспечение пожаробезопасности горных пород. - В сб. материалов Международного научно-практического семинара «Проблемы производственного травматизма и условий труда» 19-20 апреля 2006 года./ Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности, ассоциированная с ДОИ и ЭКОСОС ООН, Международная организация труда (МОТ), Комитет по труду и социальной защите населения Правительства Санкт-Петербурга, Петербургский энергетический институт повышения квалификации. - Санкт-Петербург, 2006, с. 122…129

  2. А.Т. Никитин и др. (под общей ред. проф. А.Т. Никитина, проф. МНЭПУ С.А. Степанова). Экология, охрана природы, экологическая безопасность. - М.: Изд. МНЭПУ, изд. «Новь», 2000, 641 с

6. Ключевые термины на русском, эстонском, английском и немецком языках



Русский язык Эстонский язык Английский язык Немецкий язык
1. Природа Loodus Nature Die Natur

2. Окружающая среда Keskkond Environment Die Umveltschutz

3. Космос Kosmos Cosmos Der Kosmos

4. Связь Seos Connection Die Verbindung

5. Влияние Moju Impact Der Einfluss

6. Чистый Puhas Pure clean Rein, sauber

7. Загрязнение Saastumine Polution Die Verunreinigung

8. Источник Allikas Source Der Quell

9. Энергия Energia Energy Die Energie

10. Обогащение Rikastamine Enrichment Die Bereicherung

11. Солнце Paike The Sun Die Sonne

12. Ветровая энергия Tuule energia Wind energy Die Windenergie

13. Геохимия Geokeemia Geochemistry Die Geochemie

14. Лес Mets Forest Der Wald

15. Переработка Tootlemine Treatment Der Verarbeitung

16. Сырьё Toore Raw material Der Rohstoff

17. Доза Faas Phase Die Dosis

18. Давление Rohk Pressure Der Druck

19. Излучение Kiirgus Radiation Die Ausstrahlung

20. Население Elanikkond Population Die Bevolkerung

21. Отходы Jaatmed Waste Der Abfall

22. Безопасный Ohutus Safety Die Sicherheit,

Die Gefahrlosigkeit



Арнгщлтии




7. Пример оформления титульного листа письменной работы (реферата, практических работ и др.)




Институт экономики и управления

Кафедра экономики и управления


Реферат

(практические задания и т.п.)
по курсу

Введение в экологию

Тема работы


Загрязнение водной среды

при работе атомных электростанций


Автор работы:

студент В.И. Иванов

Специальность: менеджер производства,

эколог-экономист и т.д.

Курс:______ Группа_________

Дата сдачи работы___________

Подпись автора______________
Оценка работы:______________

PhD, кандидат технических наук

Б.Е. Наумов_________________

Дата проверки_______________

Подпись____________________
Таллинн (Силламяэ, Нарва, Кохтла-Ярве)

200__ г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие по освоению курса Введение в экологию iconМетодическое пособие для учителя является частью ком­плекта по курсу...
С91 Природа. Введение в биологию и экологию. 5 класс: Методика для учителя.—М.: Вентана-Граф, 2005.—72 с
Методическое пособие по освоению курса Введение в экологию iconКалендарно-тематическое планирование составлено на основе программы...
Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы курса по биологии 12 класса «Введение в общую биологию и экологию»,...
Методическое пособие по освоению курса Введение в экологию iconМетодическое пособие к разделу «Историко-философское введение»
С 32 Сергеева Т. Б. Античная философия: методическое пособие для преподавателей по философии к разделу «Историко-философское введение»...
Методическое пособие по освоению курса Введение в экологию iconРабочая программа Кащенко Натальи Сергеевны I квалификационная категория...
Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Биология. Введение в общую биологию и экологию» (Каменский А. А. Биология. Введение в общую биологию...
Методическое пособие по освоению курса Введение в экологию iconУчебно-методическое пособие дисциплины «Введение в профессию»
Учебно-методическое пособие одобрено (рассмотрено) на заседании кафедры «Финансы и кредит»
Методическое пособие по освоению курса Введение в экологию iconУчебно-методическое пособие дисциплины «Введение в профессию»
Учебно-методическое пособие одобрено (рассмотрено) на заседании кафедры «Финансы и кредит»
Методическое пособие по освоению курса Введение в экологию iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...
Введение в профессию «Социальная работа»: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. М. М. Хохлова, А. Н. Гончарова. Красноярск:...
Методическое пособие по освоению курса Введение в экологию iconПояснительная записка рабочая программа курса экологии «Введение...
Рабочая программа курса экологии «Введение в экологию» для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы составлена на основе программы...
Методическое пособие по освоению курса Введение в экологию iconМетодическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика...
Охватывает основное содержание курса информатики и икт, важнейшие его темы, наиболее значимый в них материал
Методическое пособие по освоению курса Введение в экологию iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 3 курса медико-профилактического факультета кгму
Методическое пособие по освоению курса Введение в экологию iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «финансовые рынки»
Учебно-методическое пособие содержит программу курса, методические указания по структуре и содержанию контрольной работы, список...
Методическое пособие по освоению курса Введение в экологию iconУрок 8 класс по курсу «Введение в ландшафтную экологию». Тема: «Введение»
Оборудование урока: учебник, дополнительные материала ( проекты учащихся прошлого года на дисках), материалы икт (института усовершенствования...
Методическое пособие по освоению курса Введение в экологию iconРабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе Федерального...
Умк по программе для основной общеобразовательной школы Т. С. Суховой, В. И. Строганова, рекомендованной мо РФ. Курс: Природа. Введение...
Методическое пособие по освоению курса Введение в экологию iconРабочая программа по биологии для 7- Х классов «Введение в общую биологию»
Календарно-тематическое планирование разработано на основе программы курса по биологии 9-ого класса «Введение в общую биологию и...
Методическое пособие по освоению курса Введение в экологию iconМетодическое пособие для учителя по освоению и использованию педагогической...
Учебный успех и индивидуальный стиль учебной деятельности обучающегося
Методическое пособие по освоению курса Введение в экологию iconИспользуемых при прохождении курса «биология. Введение в общую биологию и экологию. 10 Класс»
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с гос впо по специальности «юриспруденция» и соответствует действующему учебному...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск