Скачать 0.71 Mb.
|
Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2005 ББК 74.264.5 С91 Сухова Т.С., Строганов В.И. С91 Природа. Введение в биологию и экологию. 5 класс: Методика для учителя.—М.: Вентана-Граф, 2005.—72 с. ISBN 5-88717-646-6 Методическое пособие для учителя является частью комплекта по курсу «Природа. Введение в биологию и экологию». Содержит основные положения концепции учебника для 5 класса, программу по данному курсу и поурочные методические рекомендации. ББК 74.264.5 Учебное издание Тамара Сергеевна Сухова Владимир Иванович Строганов Природа. Введение в биологию и экологию 5 класс Методика для учителя Гл. редактор Л.Н. Лысова Редактор Т.В. Властовская Внешнее оформление C.А. Астафурова Компьютерная верстка Е.П. Соколовой, Л.П. Трухановой Технический редактор М.В. Плешакова Корректор М.И. Сергеева Гигиенический сертификат ¹ 77.99.02.953.Д.007225.12.04 от 27.12.2004 г. сроком до 27.12.2005 г. Подписано в печать 08.03.2000. Формат 60×90/8. Бумага офсетная ¹ 1 Гарнитура «SchoolBook». Печ. л. 9,0. Тираж 2000 экз. Заказ ¹ ООО Издательский центр «Вентана-Граф» 127422, Москва, ул. Тимирязевская, д. 1, корп. 3 Тел./факс: (095) 211-15-74, 211-21-56 Е-mail: info@vgf.ru http://www.vgf.ru Отпечатано в ООО «Типография – Н» 141292, Московская область, г. Красноармейск, просп. Испытателей, д. 25/2 ISBN 5-88717-646-6 © Т.С. Сухова, В.И. Строганов, 2000 © Издательский центр «Вентана-Граф», 2000 СОДЕРЖАНИЕ Концепция учебника 4 Программа курса 5 Урок ¹ 1. О чем эта книга 12 Урок ¹ 2. Посмотри вокруг и подумай 13 Урок ¹ 3. Как идет жизнь на Земле 14 Уроки ¹ 4–5. Прибор, открывающий тайны (лабораторная работа ¹ 1). Твое первое исследование. Живое и неживое под микроскопом (лабораторная работа ¹ 2) 15 Урок ¹ 6. Как размножаются живые организмы 16 Урок ¹ 7. Одинаково ли размножаются разные животные 17 Урок ¹ 8. Как размножаются растения (лабораторная работа ¹ 3) 19 Урок ¹ 9. Откуда у растений появляется зародыш 20 Урок ¹ 10. Бывают ли обоеполые растения 21 Урок ¹ 11. Могут ли переселяться растения, если они не передвигаются 22 Урок ¹ 12. Подведем итоги 23 Урок ¹ 13. Почему всем хватает места на Земле 24 Урок ¹ 14. Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия 25 Урок ¹ 15. Правда ли, что растения кормят всех, даже хищников 26 Урок ¹ 16. Подведем итоги 27 Урок ¹ 17. Как питаются разные животные 28 Урок ¹ 18. Как питается растение (лабораторная работа ¹ 4) 29 Урок ¹ 19. Только ли лист кормит растение (лабораторная работа ¹ 5) 30 Урок ¹ 20. Как питаются паразиты 31 Урок ¹ 21. Подведем итоги 32 Урок ¹ 22. Нужны ли минеральные соли животным и человеку 33 Урок ¹ 23. Можно ли жить без воды 34 Урок ¹ 24. Можно ли жить, не питаясь 36 Урок ¹ 25. Как можно добыть энергию для жизни 38 Урок ¹ 26. Запасают ли живые организмы питательные вещества 40 Урок ¹ 27. Подведем итоги 42 Урок ¹ 28. Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом (лабораторная работа ¹ 6) 43 Урок ¹ 29. Разнообразие клеток многоклеточных организмов (лабораторная работа ¹ 7) 44 Урок ¹ 30. Можно ли жить и не дышать 46 Урок ¹ 31. Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду 48 Урок ¹ 32. Подведем итоги 49 Урок ¹ 33. Многообразие живого мира 51 Урок ¹ 34. Деление живых организмов на группы 52 Урок ¹ 35. Царства живой природы (растения, грибы) 54 Урок ¹ 36. Царства живой природы (животные, простейшие) (лабораторная работа ¹ 8) 56 Урок ¹ 37. Царства живой природы (бактерии, вирусы) 58 Урок ¹ 38. Подведем итоги 60 Урок ¹ 39. Среда обитания. Факторы среды 62 Урок ¹ 40. Кто живет в воде 63 Урок ¹ 41. Обитатели суши 64 Урок ¹ 42. Кто живет в почве 65 Урок ¹ 43. Организм как среда обитания 66 Урок ¹ 44. Природное сообщество. Экосистема 67 Урок ¹ 45. Как живут организмы в природном сообществе 68 Урок ¹ 46. Человек – часть живой природы 69 Урок ¹ 47. Влияние человека на биосферу 70 Урок ¹ 48. Все ли мы знаем о жизни на Земле (итоговый урок) 72 3 Концепция учебника “Природа. Введение в биологию и экологию” 5 класс Очень важно начать целенаправленное формирование ведущих понятий на основе классической биологии и сделать это перед изучением конкретных биологических дисциплин. Такую роль мы предлагаем отвести вводному курсу, который даст обобщенные представления о жизни на Земле: о ее разнообразии, взаимосвязях живых организмов, о роли человека в сохранении жизни на Земле. Методический аппарат учебника вплетается в содержательную его часть, образуя единое целое; вопросы, поисковые задачи, домашние задания даются не в конце текста, а по ходу обсуждения той или иной проблемы; учебный текст дан в минимальном объеме, зато увеличено количество рисунков – поисковых задач. Мы полагаем, что очень важно уже в данной возрастной группе формировать у учащихся собственный взгляд на окружающий мир, умение высказывать свое мнение. В связи с этим в каждом параграфе сразу после небольшого блока теоретического материала учащимся предлагается высказать свои предположения, привести конкретный пример, использовать для рассуждения личный опыт. С учетом возраста учащихся текст дается небольшими «дозами», проблемные вопросы ставятся в форме доверительного разговора с учениками. На некоторые вопросы они сами ответить не смогут, но подобные вопросы поставлены не случайно: ученики должны научиться не бояться своего незнания, так как изучение законов жизни только начинается. На ряд вопросов ученики смогут ответить, проведя домашние опыты или наблюдения. Некоторые задания требуют умения обобщать, что для данной возрастной группы является непростой задачей. Поэтому после предполагаемого ответа ученика в рамке дается ведущая идея данного задания или определение понятия, что может быть использовано учащимися в качестве учебной помощи. Эта своеобразная подсказка должна, на наш взгляд, не только помочь ученику научиться мыслить ясно и кратко, но и убедить его в том, что учебник – это первый помощник, без которого он не сможет работать на уроке. Большое количество опытов, рисунков-заданий, лабораторные работы с микроскопом должны пробудить интерес к предмету, а главное – развить самостоятельное мышление, необходимое в общении с природой. В учебнике нет точного соответствия параграфов количеству отведенных на их изучение часов (68). Меньшее количество параграфов (49) позволит учителю использовать на их изучение резервное время с учетом уровня подготовленности учащихся, провести экскурсии и практические работы, описание которых дано в Приложении. Внутри текста предлагается готовый методический аппарат, который, не ограничивая творчество учителя, дает ему основную канву урока. Такая методическая помощь поможет сосредоточить внимание на системе, а не на сумме знаний, ибо в основу положена работа над ведущими (стержневыми как для биологии, так и для экологии) понятиями. 4
Урок ¹ 2. ПОСМОТРИ ВОКРУГ И ПОДУМАЙ |
Рабочая программа Кащенко Натальи Сергеевны I квалификационная категория... Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Биология. Введение в общую биологию и экологию» (Каменский А. А. Биология. Введение в общую биологию... | Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе Федерального... Умк по программе для основной общеобразовательной школы Т. С. Суховой, В. И. Строганова, рекомендованной мо РФ. Курс: Природа. Введение... | ||
Конспект урока по окружающему миру С91 Природа. Введение в биологию и экологию. 5 класс: Методика для учителя.—М.: Вентана-Граф, 2005.—72 с | Тема: «По страницам основ православной культуры» С91 Природа. Введение в биологию и экологию. 5 класс: Методика для учителя.—М.: Вентана-Граф, 2005.—72 с | ||
Тема: «Что вокруг нас может быть опасным» С91 Природа. Введение в биологию и экологию. 5 класс: Методика для учителя.—М.: Вентана-Граф, 2005.—72 с | 1 Введение в логистику Методическое пособие предназначено для проведения семинарских занятий по курсу «Логистика», и содержит учебную программу, вопросы... | ||
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального... «Введение в общую биологию» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой к учебнику А. А. Каменский, Е. А. Криксунов,... | Учебное пособие к курсу лекций «Введение в современную литературу» Предлагаемое издание является учебным пособием к вузовскому курсу «Введение в современную литературу», который читается для студентов... | ||
Н. Н. Юрченко Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины Планы семинарских занятий по Методике преподавания истории являются составной частью программы по данному курсу | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Природа. Введение в биологию и экологию». 5кл. Авторы Сухова Т. С., Строганов В. И | ||
Б азовый уровень М. Просвещение. 2008г.; Улунян Ар. А., Сергеев Е. Ю., Коваль Т. В., Хромова И. С. Поурочные разработки к курсу «Новейшая история... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... М. Просвещение. 2009г.; Улунян Ар. А., Сергеев Е. К коваль Т. В., Хромова И. С. Поурочные разработки к курсу «Новейшая история зарубежных... | ||
Рабочая программа по биологии для 7- Х классов «Введение в общую биологию» Календарно-тематическое планирование разработано на основе программы курса по биологии 9-ого класса «Введение в общую биологию и... | Учебно-методическое пособие по дисциплине «финансовые рынки» Учебно-методическое пособие содержит программу курса, методические указания по структуре и содержанию контрольной работы, список... | ||
Учебно-методическое пособие по курсу «Ксенобиохимия» составлено в... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов биологических и медико-биологических специальностей университетов | Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана... М.: Просвещение, 2010. Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник, методическое... |