Методическое пособие для учителя является частью ком­плекта по курсу «Природа. Введение в биологию и экологию». Содержит основные положения концепции учебника для 5 клас­са, программу по данному курсу и поурочные методические ре­комендации





НазваниеМетодическое пособие для учителя является частью ком­плекта по курсу «Природа. Введение в биологию и экологию». Содержит основные положения концепции учебника для 5 клас­са, программу по данному курсу и поурочные методические ре­комендации
страница1/7
Дата публикации06.10.2013
Размер0.71 Mb.
ТипМетодическое пособие
100-bal.ru > Биология > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7


Москва

Издательский центр «Вентана-Граф» 2005

ББК 74.264.5 С91

Сухова Т.С., Строганов В.И.

С91 Природа. Введение в биологию и экологию. 5 класс: Методика для учителя.—М.: Вентана-Граф, 2005.—72 с.

ISBN 5-88717-646-6

Методическое пособие для учителя является частью ком­плекта по курсу «Природа. Введение в биологию и экологию». Содержит основные положения концепции учебника для 5 клас­са, программу по данному курсу и поурочные методические ре­комендации.

ББК 74.264.5

Учебное издание

Тамара Сергеевна Сухова Владимир Иванович Строганов

Природа. Введение в биологию и экологию

5 класс Методика для учителя

Гл. редактор Л.Н. Лысова

Редактор Т.В. Властовская

Внешнее оформление C.А. Астафурова

Компьютерная верстка Е.П. Соколовой, Л.П. Трухановой

Технический редактор М.В. Плешакова

Корректор М.И. Сергеева

Гигиенический сертификат ¹ 77.99.02.953.Д.007225.12.04 от 27.12.2004 г. сроком до 27.12.2005 г.

Подписано в печать 08.03.2000. Формат 60×90/8. Бумага офсетная ¹ 1 Гарнитура «SchoolBook». Печ. л. 9,0. Тираж 2000 экз. Заказ ¹

ООО Издательский центр «Вентана-Граф»

127422, Москва, ул. Тимирязевская, д. 1, корп. 3

Тел./факс: (095) 211-15-74, 211-21-56

Е-mail: info@vgf.ru

http://www.vgf.ru

Отпечатано в ООО «Типография – Н» 141292, Московская область, г. Красноармейск, просп. Испытателей, д. 25/2

ISBN 5-88717-646-6

© Т.С. Сухова, В.И. Строганов, 2000

© Издательский центр «Вентана-Граф», 2000

СОДЕРЖАНИЕ

Концепция учебника 4

Программа курса 5

Урок ¹ 1. О чем эта книга 12

Урок ¹ 2. Посмотри вокруг и подумай 13

Урок ¹ 3. Как идет жизнь на Земле 14

Уроки ¹ 4–5. Прибор, открывающий тайны (лабораторная работа ¹ 1). Твое первое исследование. Живое и неживое под микроскопом

(лабораторная работа ¹ 2) 15

Урок ¹ 6. Как размножаются живые организмы 16

Урок ¹ 7. Одинаково ли размножаются разные животные 17

Урок ¹ 8. Как размножаются растения (лабораторная работа ¹ 3) 19

Урок ¹ 9. Откуда у растений появляется зародыш 20

Урок ¹ 10. Бывают ли обоеполые растения 21

Урок ¹ 11. Могут ли переселяться растения, если они не передвигаются 22

Урок ¹ 12. Подведем итоги 23

Урок ¹ 13. Почему всем хватает места на Земле 24

Урок ¹ 14. Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия 25

Урок ¹ 15. Правда ли, что растения кормят всех, даже хищников 26

Урок ¹ 16. Подведем итоги 27

Урок ¹ 17. Как питаются разные животные 28

Урок ¹ 18. Как питается растение (лабораторная работа ¹ 4) 29

Урок ¹ 19. Только ли лист кормит растение (лабораторная работа ¹ 5) 30

Урок ¹ 20. Как питаются паразиты 31

Урок ¹ 21. Подведем итоги 32

Урок ¹ 22. Нужны ли минеральные соли животным и человеку 33

Урок ¹ 23. Можно ли жить без воды 34

Урок ¹ 24. Можно ли жить, не питаясь 36

Урок ¹ 25. Как можно добыть энергию для жизни 38

Урок ¹ 26. Запасают ли живые организмы питательные вещества 40

Урок ¹ 27. Подведем итоги 42

Урок ¹ 28. Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом

(лабораторная работа ¹ 6) 43

Урок ¹ 29. Разнообразие клеток многоклеточных организмов (лабораторная работа ¹ 7) 44

Урок ¹ 30. Можно ли жить и не дышать 46

Урок ¹ 31. Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду 48

Урок ¹ 32. Подведем итоги 49

Урок ¹ 33. Многообразие живого мира 51

Урок ¹ 34. Деление живых организмов на группы 52

Урок ¹ 35. Царства живой природы (растения, грибы) 54

Урок ¹ 36. Царства живой природы (животные, простейшие)

(лабораторная работа ¹ 8) 56

Урок ¹ 37. Царства живой природы (бактерии, вирусы) 58

Урок ¹ 38. Подведем итоги 60

Урок ¹ 39. Среда обитания. Факторы среды 62

Урок ¹ 40. Кто живет в воде 63

Урок ¹ 41. Обитатели суши 64

Урок ¹ 42. Кто живет в почве 65

Урок ¹ 43. Организм как среда обитания 66

Урок ¹ 44. Природное сообщество. Экосистема 67

Урок ¹ 45. Как живут организмы в природном сообществе 68

Урок ¹ 46. Человек – часть живой природы 69

Урок ¹ 47. Влияние человека на биосферу 70

Урок ¹ 48. Все ли мы знаем о жизни на Земле (итоговый урок) 72

3

Концепция учебника “Природа. Введение в биологию и экологию”

5 класс

Очень важно начать целенаправленное формирование ведущих понятий на основе классической биологии и сделать это перед изучением конкретных биологических дисцип­лин. Такую роль мы предлагаем отвести ввод­ному курсу, который даст обобщенные пред­ставления о жизни на Земле: о ее разнообра­зии, взаимосвязях живых организмов, о роли человека в сохранении жизни на Земле.

Методический аппарат учебника вплетает­ся в содержательную его часть, образуя еди­ное целое; вопросы, поисковые задачи, до­машние задания даются не в конце текста, а по ходу обсуждения той или иной проблемы; учебный текст дан в минимальном объеме, за­то увеличено количество рисунков – поиско­вых задач. Мы полагаем, что очень важно уже в данной возрастной группе формировать у учащихся собственный взгляд на окружаю­щий мир, умение высказывать свое мнение. В связи с этим в каждом параграфе сразу после небольшого блока теоретического материала учащимся предлагается высказать свои пред­положения, привести конкретный пример, ис­пользовать для рассуждения личный опыт. С учетом возраста учащихся текст дается не­большими «дозами», проблемные вопросы ставятся в форме доверительного разговора с учениками. На некоторые вопросы они сами ответить не смогут, но подобные вопросы по­ставлены не случайно: ученики должны на­учиться не бояться своего незнания, так как изучение законов жизни только начинается. На ряд вопросов ученики смогут ответить,

проведя домашние опыты или наблюдения. Некоторые задания требуют умения обобщать, что для данной возрастной группы является непростой задачей. Поэтому после предполага­емого ответа ученика в рамке дается ведущая идея данного задания или определение поня­тия, что может быть использовано учащимися в качестве учебной помощи. Эта своеобразная подсказка должна, на наш взгляд, не только помочь ученику научиться мыслить ясно и кратко, но и убедить его в том, что учебник – это первый помощник, без которого он не смо­жет работать на уроке. Большое количество опытов, рисунков-заданий, лабораторные рабо­ты с микроскопом должны пробудить интерес к предмету, а главное – развить самостоятель­ное мышление, необходимое в общении с при­родой.

В учебнике нет точного соответствия пара­графов количеству отведенных на их изучение часов (68). Меньшее количество параграфов (49) позволит учителю использовать на их изу­чение резервное время с учетом уровня подго­товленности учащихся, провести экскурсии и практические работы, описание которых дано в Приложении.

Внутри текста предлагается готовый мето­дический аппарат, который, не ограничивая творчество учителя, дает ему основную канву урока. Такая методическая помощь поможет сосредоточить внимание на системе, а не на сумме знаний, ибо в основу положена работа над ведущими (стержневыми как для биоло­гии, так и для экологии) понятиями.

4

























Опыты, предла­гаемые учащимся в качестве домашнего задания










Лабора­торные работы










Название урока

1. О чем эта книга.

2. Посмотри вокруг и подумай.

3. Как идет жизнь на Земле.

4. Прибор, открывающий
тайны.

5. Твое первое исследование.
Живое и неживое под микро­
скопом

6. Как размножаются живые
организмы.

7. Одинаково ли размножаются
разные животные.

8. Как размножаются растения.

9. Откуда у растений появляет­
ся зародыш.

10. Бывают ли обоеполые рас­
тения.

11. Могут ли переселяться рас­
тения, если они не передвига­
ются.

12. Подведем итоги




всего










тво часов

практи­ческие работы










Количес

экскур­сии










уроки










Тема

1. Введение

2. Как раз­множаются живые орга­низмы

Опыты, предла­гаемые учащимся в качестве домашнего задания







Лабора­торные работы







Название урока

13. Почему всем хватает места
на Земле.

14. Как живые организмы
переносят неблагоприятные
для жизни условия.

15. Правда ли, что растения
кормят всех, даже хищников.

16. Подведем итоги

17. Как питаются разные
животные.

18. Как питается растение.

19. Только ли лист кормит
растение.

20. Как питаются паразиты.

21. Подведем итоги.

22. Нужны ли минеральные
соли животным и человеку.

23. Можно ли жить без воды.

24. Можно ли жить, не питаясь.

25. Как можно добыть энергию
для жизни.

26. Запасают ли живые орга­
низмы питательные вещества.

27. Подведем итоги

всего







во часов

практи­ческие работы







Количест

экскур­сии







уроки







Тема

3. Взаимо­действие живых орга­низмов с ус­ловиями ок­ружающей среды

4. Как пита­ются живые организмы

Опыты, предла­гаемые учащимся в качестве домашнего задания







Лабора­торные работы







Название урока

28. Одноклеточные и многокле­
точные организмы под микро­
скопом.

29. Разнообразие клеток
многоклеточных организмов.

30. Можно ли жить и
не дышать.

31. Возвращают ли живые ор­
ганизмы вещества в окружаю­
щую среду.

32. Подведем итоги

33. Многообразие живого мира.

34. Деление живых организмов
на группы (классификация жи­
вых организмов).

35. Царства живой природы
(растения, грибы).

36. Царства живой природы
(животные, простейшие).

37. Царства живой природы
(бактерии, вирусы).

38. Подведем итоги

всего







тво часов

практи­ческие работы







Количес

экскур­сии







уроки







Тема

5. Как дышат одноклеточ­ные организ­мы

6. Многооб­разие живого мира

Опыты, предла­гаемые учащимся в качестве домашнего задания










Лабора­торные работы










Название урока

39. Среда обитания. Факторы
среды.

40. Кто живет в воде.

41. Обитатели суши.

42. Кто живет в почве.

43. Организм как среда обитания

44. Природное сообщество.
Экосистема.

45. Как живут организмы в
природном сообществе.

46. Человек – часть живой
природы.

47. Влияние человека на био­
сферу.

48. Все ли мы знаем о жизни на
Земле

49. Задания на лето

всего










тво часов

практи­ческие работы










Количес

экскур­сии










уроки










Тема




7. Жизнь в

сообществах.

Экосистема

8. Задания на лето







Урок ¹ 2. ПОСМОТРИ ВОКРУГ И ПОДУМАЙ

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие для учителя является частью ком­плекта по курсу «Природа. Введение в биологию и экологию». Содержит основные положения концепции учебника для 5 клас­са, программу по данному курсу и поурочные методические ре­комендации iconРабочая программа Кащенко Натальи Сергеевны I квалификационная категория...
Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Биология. Введение в общую биологию и экологию» (Каменский А. А. Биология. Введение в общую биологию...
Методическое пособие для учителя является частью ком­плекта по курсу «Природа. Введение в биологию и экологию». Содержит основные положения концепции учебника для 5 клас­са, программу по данному курсу и поурочные методические ре­комендации iconРабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе Федерального...
Умк по программе для основной общеобразовательной школы Т. С. Суховой, В. И. Строганова, рекомендованной мо РФ. Курс: Природа. Введение...
Методическое пособие для учителя является частью ком­плекта по курсу «Природа. Введение в биологию и экологию». Содержит основные положения концепции учебника для 5 клас­са, программу по данному курсу и поурочные методические ре­комендации iconКонспект урока по окружающему миру
С91 Природа. Введение в биологию и экологию. 5 класс: Методика для учителя.—М.: Вентана-Граф, 2005.—72 с
Методическое пособие для учителя является частью ком­плекта по курсу «Природа. Введение в биологию и экологию». Содержит основные положения концепции учебника для 5 клас­са, программу по данному курсу и поурочные методические ре­комендации iconТема: «По страницам основ православной культуры»
С91 Природа. Введение в биологию и экологию. 5 класс: Методика для учителя.—М.: Вентана-Граф, 2005.—72 с
Методическое пособие для учителя является частью ком­плекта по курсу «Природа. Введение в биологию и экологию». Содержит основные положения концепции учебника для 5 клас­са, программу по данному курсу и поурочные методические ре­комендации iconТема: «Что вокруг нас может быть опасным»
С91 Природа. Введение в биологию и экологию. 5 класс: Методика для учителя.—М.: Вентана-Граф, 2005.—72 с
Методическое пособие для учителя является частью ком­плекта по курсу «Природа. Введение в биологию и экологию». Содержит основные положения концепции учебника для 5 клас­са, программу по данному курсу и поурочные методические ре­комендации icon1 Введение в логистику
Методическое пособие предназначено для проведения семинарских занятий по курсу «Логистика», и содержит учебную программу, вопросы...
Методическое пособие для учителя является частью ком­плекта по курсу «Природа. Введение в биологию и экологию». Содержит основные положения концепции учебника для 5 клас­са, программу по данному курсу и поурочные методические ре­комендации iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального...
«Введение в общую биологию» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой к учебнику А. А. Каменский, Е. А. Криксунов,...
Методическое пособие для учителя является частью ком­плекта по курсу «Природа. Введение в биологию и экологию». Содержит основные положения концепции учебника для 5 клас­са, программу по данному курсу и поурочные методические ре­комендации iconУчебное пособие к курсу лекций «Введение в современную литературу»
Предлагаемое издание является учебным пособием к вузовскому курсу «Введение в современную литературу», который читается для студентов...
Методическое пособие для учителя является частью ком­плекта по курсу «Природа. Введение в биологию и экологию». Содержит основные положения концепции учебника для 5 клас­са, программу по данному курсу и поурочные методические ре­комендации iconН. Н. Юрченко Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины
Планы семинарских занятий по Методике преподавания истории являются составной частью программы по данному курсу
Методическое пособие для учителя является частью ком­плекта по курсу «Природа. Введение в биологию и экологию». Содержит основные положения концепции учебника для 5 клас­са, программу по данному курсу и поурочные методические ре­комендации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Природа. Введение в биологию и экологию». 5кл. Авторы Сухова Т. С., Строганов В. И
Методическое пособие для учителя является частью ком­плекта по курсу «Природа. Введение в биологию и экологию». Содержит основные положения концепции учебника для 5 клас­са, программу по данному курсу и поурочные методические ре­комендации iconБ азовый уровень
М. Просвещение. 2008г.; Улунян Ар. А., Сергеев Е. Ю., Коваль Т. В., Хромова И. С. Поурочные разработки к курсу «Новейшая история...
Методическое пособие для учителя является частью ком­плекта по курсу «Природа. Введение в биологию и экологию». Содержит основные положения концепции учебника для 5 клас­са, программу по данному курсу и поурочные методические ре­комендации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
М. Просвещение. 2009г.; Улунян Ар. А., Сергеев Е. К коваль Т. В., Хромова И. С. Поурочные разработки к курсу «Новейшая история зарубежных...
Методическое пособие для учителя является частью ком­плекта по курсу «Природа. Введение в биологию и экологию». Содержит основные положения концепции учебника для 5 клас­са, программу по данному курсу и поурочные методические ре­комендации iconРабочая программа по биологии для 7- Х классов «Введение в общую биологию»
Календарно-тематическое планирование разработано на основе программы курса по биологии 9-ого класса «Введение в общую биологию и...
Методическое пособие для учителя является частью ком­плекта по курсу «Природа. Введение в биологию и экологию». Содержит основные положения концепции учебника для 5 клас­са, программу по данному курсу и поурочные методические ре­комендации iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «финансовые рынки»
Учебно-методическое пособие содержит программу курса, методические указания по структуре и содержанию контрольной работы, список...
Методическое пособие для учителя является частью ком­плекта по курсу «Природа. Введение в биологию и экологию». Содержит основные положения концепции учебника для 5 клас­са, программу по данному курсу и поурочные методические ре­комендации iconУчебно-методическое пособие по курсу «Ксенобиохимия» составлено в...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов биологических и медико-биологических специальностей университетов
Методическое пособие для учителя является частью ком­плекта по курсу «Природа. Введение в биологию и экологию». Содержит основные положения концепции учебника для 5 клас­са, программу по данному курсу и поурочные методические ре­комендации iconРабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана...
М.: Просвещение, 2010. Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник, методическое...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск