Выпускная работа Индивидуальный проект «создание электронного дистанционного учебного курса»





Скачать 316.14 Kb.
НазваниеВыпускная работа Индивидуальный проект «создание электронного дистанционного учебного курса»
страница1/4
Дата публикации27.02.2015
Размер316.14 Kb.
ТипВыпускная работа
100-bal.ru > География > Выпускная работа
  1   2   3   4

ИНСТИТУТ ЮНЕСКО ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

В ОБРАЗОВАНИИ (ИИТО)

Российская Федерация

117292, Москва

ул. Кедрова, д.8, кор. 3





Министерство образования и науки
Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Выпускная работа
Индивидуальный проект
«создание электронного дистанционного учебного курса»

Выполнил: Яковлев Н.А.
преподаватель: Петрусинский В.В.


Москва 2007

Содержание

Введение ……………………………………………………………… 3


Глава 1. Теоретический анализ и разработка курса для дистанционного обучения……………………………………………………………………….

1.1. Дистанционное обучение в вузе………………………………

1.2. Интернет для дистанционного образования…………………

1.3. Структура информационно-образовательной среды дистанционного обучения…………………………………………………

1.4. Курс «Экономическая география и регионалистика».............

1.5. Требования к курсу «Экономическая география и регионалистика»……………………………………………………………

1.6. Виды деятельности обучающихся по изучению курса………

1.7. Оценка эффективности дистанционного курса……………

1.8. Продолжительность работы над курсом в дистанционном обучении………………………………………….………………………

Глава 2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономическая география и регионалистика» ………………………………

2.1. Учебная программа дисциплины…………………………………

2.2. Фрагмент лекционного материала…………………………………

2.3. Примерные задания для семинарских занятий……………………

2.4. Самостоятельная работа……………………………………………

2.5. Академический календарь…………………………………………

2.6. Методическое руководство по изучению курса…………………

2.7. Текст первого вводного сообщения………………………………

2.8. Рейтинговая система…………………………………………………

2.9. Аннотированный список информационных ресурсов……………

Заключение…………………………………………………………………

Список использованных источников………………………………………

Введение
Современный уровень применения компьютерных технологий как средства связи и появление глобальной сети Интернет открыли широчайшие возможности для развития дистанционного обучения (далее - ДО), которое при этом получило новое качество. Обучающийся в ДО почти не ограничен пространственными, а главное, временными рамками для получения учебной информации.

Учение, самостоятельное приобретение и применение знаний стало потребностью современного человека на протяжении всей его жизни в условиях информатизированного общества. В настоящее время человеку приходится учиться практически всю жизнь. Поэтому парадигма «образование через всю жизнь» приводит к необходимости поиска новых методов передачи знаний и технологий обучения.

Использование дистанционного обучения открывает новые возможности для непрерывного обучения и переучивания специалистов. Информатизация образования должна быть направлена, в первую очередь, на определение того, что нужно изучать в конкретных условиях, на обеспечение поиска, извлечения, передачи и представления знаний в системах дистанционного обучения.

Цель работы: создание электронного учебного курса «Экономическая география и регионалистика» для дистанционного обучения в Якутском госуниверситете им. М.К. Аммосова.

Задачи:

- проектирование дистанционного учебного курса «Экономическая география и регионалистика».

- создание учебно-методического комплекса по данной дисциплине.

- размещение учебно-методического комплекса в системе дистанционного обучения Moodle.

- оформление и защита выпускной работы.

- участие в мероприятиях по обмену опытом.
1. Теоретический анализ и разработка курса «Экономическая география и регионалистика» для дистанционного обучения.
1.1. Дистанционное обучение в вузе.
Дистанционное образование представляет собой целенаправленный, интерактивный, асинхронный процесс взаимодействия субъектов и объектов обучения между собой и со средствами обучения, причем процесс обучения индифферентен к их пространственному расположению [14]. Дистанционное обучение является формой получения образования, наряду с очной и заочной, при которой в образовательном процессе используются лучшие инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на телекоммуникационных и Интернет технологиях.

Современные информационные и коммуникационные технологии, созданные отнюдь не для нужд системы образования, ведут к подлинной революции в образовании. Мы уже стали свидетелями того, как система образования встраивается в сетевой мир, где уже прочно заняли свое место средства массовой информации, реклама, банковская система, торговля и т.п. Это естественный путь, которому нет альтернативы. По мнению И.Г. Захаровой [9] первенство в практическом внедрении сетевых технологий здесь принадлежит высшему образованию (например, в открытом, дистанционном образовании). В тоже время высшие учебные заведения сталкиваются в своей работе с определенными противоречиями, практически неразрешимыми в рамках их современной структуры.

В качестве примеров таких трудностей она же приводит следующие:

• рост информации, тем или иным образом определяющей содержание образования, несовместим с ограниченным временем обучения;

• вузам отводится роль одного из главных хранилищ традиций и научного наследия, а это вступает в противоречие с тем обстоятельством, что вузы должны находиться на переднем крае науки и использовать в обучении ее новейшие достижения. Однако, при том, что традиционные формы обучения уже исчерпывают себя, ограничены и возможности современных технологий, в т.ч. информационных;

• также противоречиво положение о том, что высшие учебные заведения призваны вести широкую подготовку специалистов, соблюдая общие требования соответствующих государственных стандартов, но при этом обеспечивая учебно-воспитательный процесс с учетом индивидуальных особенностей и возможностей студентов;

• высшие учебные заведения дают образование людям, уже сделавшим свой выбор, и поэтому предполагается их сознательное отношение к получению знаний. Однако на практике это оказывается далеко не так, и требуется вариативный подход к организации учебно-воспитательного процесса.

Ожидается, что именно широкое использование информационных и коммуникационных технологий будет способствовать преодолению этих противоречий. Здесь возможны различные решения — от действительного встраивания учебного заведения в сеть в том виде, в каком оно существует, до полной реорганизации структуры этого заведения, так же, как это происходит при внедрении новых информационных и коммуникационных технологий в другие сферы человеческой деятельности.

И в том, и в другом случае данные изменения должны обогащать деятельность высших учебных заведений, улучшая качество образования и расширяя его доступность. От современного высшего учебного заведения требуется внедрение новых подходов к обучению, обеспечивающих развитие коммуникативных, творческих и профессиональных навыков учащихся на основе потенциальной многовариантности содержания и организации учебно-воспитательного процесса. Такие подходы должны не заменить, а значительно расширить возможности имеющихся традиционных технологий обучения.

Педагоги нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения конкретной дисциплины, способствуют достижению целей гармоничного развития учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

Таким образом, содержание педагогического образования, обогащенное применением информационных и коммуникационных технологий, с которыми связывают получение таких ключевых компетенций, как социальная, коммуникативная, информационная, когнитивная и специальная [10], станет намного глубже и осмысленней при выполнении следующих условий:

• создании реальных условий для подготовки педагогических кадров, способных принять активное участие в реализации федеральных и региональных программ информатизации образования;

• значительного повышения уровня профессионального и общегуманитарного взаимодействия педагогов и обучаемых благодаря возможности выполнения совместных проектов, в том числе и телекоммуникационных;

• появлении качественно новых условий для реализации творческого потенциала студентов за счет расширения возможностей традиционных библиотек и лабораторий вуза благодаря доступу к электронным библиотекам и виртуальным лабораториям, к научным, учебным и другим культурно и социально значимым ресурсам сети Интернет;

• повышении эффективности самостоятельной работы студентов с традиционными и электронными ресурсами благодаря развитым системам для самоконтроля и поддержки обратной связи с преподавателем;

• реализации непрерывного открытого образования, когда студенты смогут принимать самое активное участие в организации процесса обучения, выбирая курсы, доступные в любое время благодаря телекоммуникациям.

Выполнение перечисленных условий будет способствовать достижению основной цели модернизации образования — улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению потребностей гармоничного развития отдельной личности и информационного общества в целом. Соответствующая подготовка очень важна еще и потому, что именно педагогам отводится решающая роль в проектировании и содержательном наполнении создаваемой на базе технологий Интернет информационной образовательной среды России, основное назначение которой - сделать доступным и востребованным национальный научный, культурный и образовательный капитал [9].
1.2. Интернет для дистанционного обучения.
В учебных заведениях успешно применяются различные программные комплексы как относительно доступные (текстовые и графические редакторы, средства для работы с таблицами и подготовки компьютерных презентаций), так и сложные, узкоспециализированные (системы программирования и управления базами данных, пакеты символьной математики и статистической обработки).

В тоже время эти программные средства никогда не обеспечивали всех потребностей педагогов. Начиная с 60-х гг., в научных центрах и учебных заведениях США, Канады, Западной Европы, Австралии, Японии, России (ранее — СССР) и ряда других стран было разработано большое количество специализированных компьютерных систем именно для нужд образования, ориентированных на поддержку разных сторон учебно-воспитательного процесса [11].

Принято считать, что дистанционное образование - это процесс передачи знаний (за него ответственен преподаватель и школа), а дистанционное обучение - это процесс получения знаний (за него ответственен ученик).

По способу получения учебной информации различают: синхронные учебные системы (системы on-line, в реальном времени) и асинхронные системы (системы off-line).

Синхронные системы предполагают одновременное участие в процессе учебных занятий обучаемых и преподавателя. К таким системам относятся: web-чат, ICQ, IRC (Internet Relay Chat), интерактивное TV, web-телефония, телеконференции NetMeeting, Telnet.

Асинхронные системы не требуют одновременного участия обучаемых и преподавателя. Обучаемый сам выбирает время и план занятий. К таким системам в дистанционном образовании относятся курсы на основе печатных материалов, аудио/видео кассетах, дискетах, CD-ROM, электронной почте, web-страницах, FTP, web-форумах (электронная доска объявлений), Гостевых книгах, Телеконференции Usenet (подписка на группы новостей). Смешанные системы, которые используют элементы как синхронных, так и асинхронных систем.

По технической основе передачи данных можно выделить следующие формы дистанционного обучения:

- рассылка печатных материалов по почте (характерное для традиционного заочного обучения);

- рассылка аудио- и видео- кассет, дискет, CD-ROM;

- средствами аудио графики (интерактивные доски, а также учебное кино, радио, телевидение);

- через интерактивное Web TV и видео конференции;

- через телеконференции Usenet, IRC.

- через электронную почту и листы (списки) рассылки;

- через web-страницы;

- через чат, web-форум и гостевую книгу.

В последнее время Интернет активно вытесняет другие формы дистанционного обучения. Это связано с тремя обстоятельствами:

1) Техническое развитие интернет-технологий, позволяющих более дешевыми и удобными средствами имитировать любую учебную модель;

2) Простота подключения к сети Интернет;

3) Относительно низкая стоимость подключения.

Для получения оптимальных результатов дистанционного обучения важны следующие факторы и условия: наличие современной компьютерной базы и хорошего доступа к интернету у потенциальных дистанционных учеников, наличие у дистанционных учителей хороших образовательных ресурсов и опыта дистанционного образования, хорошей подготовки дистанционных уроков, наличие подготовленных локальных координаторов, систематическое проведение дистанционных занятий, моральное и материальное стимулирование дистанционной деятельности.
1.3. Структура информационно-образовательной среды дистанционного обучения.
Под информационно-образовательной средой (ИОС) дистанционного обучения понимается совокупность учебных материалов, средств их разработки, хранения, передачи и доступа к ним, предназначенная для ДО. Основу ИОС составляют электронные (сетевые) учебники. В системе полномасштабного ДО необходимо иметь электронные учебники по каждой дисциплине учебного плана.

Современный электронный учебник состоит из следующих частей [2]. Основная часть, излагающая содержание предмета, представленная в виде гипертекста с графическими иллюстрациями и, возможно, с аудио- и видеофрагментами. Глоссарий. Контрольные вопросы, упражнения и задания для практического освоения материала и самотестирования вместе с рекомендациями и примерами выполнения заданий. Описания лабораторных работ с необходимыми ссылками на другие разделы сетевого курса, если в учебной программе такие работы предусмотрены. В описания лабораторных работ должны быть включены, кроме необходимого теоретического материала, также контрольные вопросы, сведения об используемом оборудовании и программно-аппаратном обеспечении, задание и форма представления результатов.

Разработка сетевого учебника – весьма дорогостоящая работа. Эту работу выполняют с помощью инструментальных средств. Инструментальные средства – программное и информационное обеспечение, используемое для представления учебных материалов в форме, требуемой для использования в ИОС. По типу применяемых инструментальных средств различают технологии разработки сетевых курсов.

Инструментальные средства можно разделить на две группы:

  • общедоступные средства, ориентированные на Web-технологии и не использующие дорогостоящих специальных средств;

  • инструментальные средства, специально ориентированные на разработку сетевых курсов.

В первую группу входят сравнительно недорогие или свободно распространяемые программные продукты [3]. К ним относятся, например, редакторы HTML текстов, графические редакторы, конверторы форматов данных, возможно также применение средств создания аудио- и видеофрагментов. В этой технологии удается минимизировать первоначальные финансовые затраты, квалифицированные пользователи могут модернизировать и адаптировать созданные сетевые курсы. Однако создание сетевых курсов характеризуется при этом повышенными затратами времени.

Более быстрое создание сетевых курсов осуществляется с помощью интегрированных инструментальных сред, примерами которых могут служить Learning Space фирмы Lotus [4], ToolBookII компании Asymetrix [5], WebCT университета Британской Колумбии [6], AuthorWare компании Macromedia [7] и др. Имеющиеся в инструментальной среде средства позволяют решать вопросы представления учебного материала с выбором типов шрифтов, палитры цветов, расположения и насыщенности графических фрагментов, анимации, звукового сопровождения и т.п. в соответствии с рекомендациями, обеспечивающими продуктивную работу пользователей.

Сетевой учебник при своем использовании погружается в программно-информационную среду, выполняющую необходимые функции пользовательского интерфейса, телекоммуникационной связи «студент-лаборатория», «студент-преподаватель» и «студент-студент», доступа к индивидуальной рабочей тетради, содержащей график учебных занятий, результаты выполнения учебных заданий и другие заметки пользователя, связанные с изучением курса.

Практические работы, включая эксперименты и расчеты при курсовом и дипломном проектировании, могут выполняться в виртуальных или удаленных лабораториях.

Виртуальная лаборатория - учебное подразделение вуза, оснащенное компьютерным оборудованием и программным обеспечением, имитирующим процессы, протекающие в изучаемых реальных объектах. В виртуальных лабораториях характерно использование программ моделирования процессов в изучаемых или проектируемых объектах, но могут использоваться также математические пакеты, программы оптимизации, базы данных и другие компоненты программного и информационного обеспечения. Типичными примерами программного обеспечения для расчетов и анализа процессов в исследуемых системах могут служить математические пакеты типа MathCAD, программы анализа электронных схем PSpice, механических устройств Adams, систем с механическими, гидравлическими, электрическими и электронными элементами типа ПА9, логических схем на основе языка VHDL, программы моделирования полей физических величин по методу конечных элементов типа Ansys, программы геометрического моделирования и др.

Удаленная лаборатория (лаборатория удаленного доступа) отличается от виртуальной лаборатории наличием реального учебно-исследовательского оборудования, к которому обеспечен дистанционный доступ.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Выпускная работа Индивидуальный проект «создание электронного дистанционного учебного курса» iconМетодические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного...
Формирование материально-технической базы электронного дистанционного обучения 10
Выпускная работа Индивидуальный проект «создание электронного дистанционного учебного курса» iconОсновные образовательные программы впо: заочное обучение, сокращенные...
Описание учебного процесса в системе дистанционного обучения Омгу им. Ф. М. Достоевского
Выпускная работа Индивидуальный проект «создание электронного дистанционного учебного курса» iconКраткое содержание проекта Программа учебного курса «Лоскутное шитье»
По окончании курса учащиеся самостоятельно выполняют проект в технике лоскутного шитья создание произведений утилитарного назначения:...
Выпускная работа Индивидуальный проект «создание электронного дистанционного учебного курса» iconМетодические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного...
Концепция внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений Российской Федерации 5
Выпускная работа Индивидуальный проект «создание электронного дистанционного учебного курса» iconВыпускная квалификационная работа (дипломная работа, дипломный проект) на тему
«Философия». Преподавание философии ведется по специальностям 030501. 65 «Юриспруденция», 030502. 65 «Судебная экспертиза», 080109....
Выпускная работа Индивидуальный проект «создание электронного дистанционного учебного курса» iconМетодические рекомендации для студентов при выполнении прочих письменных работ
Во время учебного процесса студенты выполняют ряд письменных работ. Это курсовая работа, реферат, эссе, домашнее задание, контрольная...
Выпускная работа Индивидуальный проект «создание электронного дистанционного учебного курса» iconИнформационные технологии в таможенной сфере Выпускная работа по...
Основным направлением развития информационных таможенных систем является внедрение технологий электронного декларирования, интегрированных...
Выпускная работа Индивидуальный проект «создание электронного дистанционного учебного курса» iconПриказ №16 от 14 сентября 2012г. Положение об оценке индивидуального проекта Общие положения
Индивидуальный итоговый проект это учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов
Выпускная работа Индивидуальный проект «создание электронного дистанционного учебного курса» iconРеферат Елетиной Ольги Юрьевны Тема вкр: Проект мероприятий по совершенствованию...
Выпускная квалификационная работа (вкр) включает в себя 91 страницу теоретической и практической работы, 9 рисунков, 23 таблиц, 26...
Выпускная работа Индивидуальный проект «создание электронного дистанционного учебного курса» iconМетодические рекомендации по взаимодействию преподавателя с учащимся,...
Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений...
Выпускная работа Индивидуальный проект «создание электронного дистанционного учебного курса» iconИнструкция по использованию данного курса 51
Для этого были созданы страницы-ссылки на содержимое документов, включающие в себя все материалы по изучаемой дисциплине. Данный...
Выпускная работа Индивидуальный проект «создание электронного дистанционного учебного курса» iconЗанятие элективного курса "Web-дизайнер" для учащихся 9-го класса:...
...
Выпускная работа Индивидуальный проект «создание электронного дистанционного учебного курса» iconВыпускная работа по «Основам информационных технологий»
Использование тс в целях повышения интенсивности учебного поцесса и обеспечения важных составляющих методики преподавания 5
Выпускная работа Индивидуальный проект «создание электронного дистанционного учебного курса» iconМетодические указания к выполнению и содержанию дипломных проектов
Дипломный проект – выпускная квалификационная работа, выполняемая студентом самостоятельно под руководством научного руководителя...
Выпускная работа Индивидуальный проект «создание электронного дистанционного учебного курса» iconОбучающихся по направлению 222000 Инноватика Выпускная работа бакалавра....
Выпускная работа бакалавра. Требования к содержанию, оформлению и защите. Учебное пособие. Составители: Т. А. Итс, А. В. Мандрик,...
Выпускная работа Индивидуальный проект «создание электронного дистанционного учебного курса» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Выпускная квалификационная работа (вкр) – это самостоятельная, выполненная на заключительном этапе обучения студентом выпускного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск