№
| Название раздела.
Тема урока.
| Количество часов.
| Опорные знания.
| Практические работы.
| Дата проведения.
|
1
| 1.Изучение природы. Введение. Науки о природе.
| 1
| Знать: естественные науки, методы изучения природы (перечислять и кратко характеризовать); Уметь: приводить примеры учёных, методы изучения природы
|
| По плану:
По факту:
|
2
| Методы изучения природы. Оборудование для научных исследований
|
| Знать: отдельные методы изучения природы;
Уметь: пользоваться приборами для измерения изученных физических величин; следовать правилам безопасности при проведении практических работ.
|
| По плану:
По факту:
|
3
| 2.Вселенная. Что такое Вселенная? Как древние люди представляли себе Вселенную?
|
| Знать: Знать современное определение Вселенной; как представляли себе Вселенную древние индейцы, шумеры, греки; взгляды Пифагора на форму Земли; суть модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею.
Уметь самостоятельно работать с учебником; сравнивать модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею; составлять рассказы, сообщения, набольшие рефераты природоведческого содержания, используя материал учебника и дополнительную литературу.
|
| По плану:
По факту:
|
4
| Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею.
|
| Знать, какой вклад в науку внесли Аристотель и Птолемей. Уметь сравнивать модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею; составлять рассказы, сообщения, небольшие рефераты об ученых, используя материал учебника и дополнительную литературу; излагать материал составленных рассказов, сообщений, рефератов, опираясь на записи, но не читая их; формулировать вопросы и отвечая на них; оформлять сообщения и рефераты.
|
| По плану:
По факту:
|
5
| Н.Коперник, его модель Вселенной
|
| Знать особенности модели Вселенной созданной польским астрономом Н.Коперником. Уметь сравнивать модель Вселенной по Н.Копернику с моделями Вселенной по Аристотелю и Птолемею.
|
| По плану:
По факту:
|
6
| Д.Бруно и Г.Галиллей, их роль в развитии и пропаганде идей Коперника
|
| Знать особенности модели Вселенной созданной польским астрономом Н.Коперником. Уметь сравнивать модель Вселенной по Н.Копернику с моделями Вселенной по Аристотелю и Птолемею
|
| По плану:
По факту:
|
7
| Солнечная система, её состав. Планеты земной группы.
|
| Знать планеты-гиганты и их характеристики; карликовую планету – Плутон. Уметь работать самостоятельно с учебником, извлекать из него необходимую информацию; совершать логические операции: абстрагировать, сравнивать, обобщать.
|
| По плану:
По факту:
|
8
| Планеты – гиганты
|
| Знать планеты-гиганты и их характеристики; карликовую планету – Плутон. Уметь работать самостоятельно с учебником, извлекать из него необходимую информацию; совершать логические операции: абстрагировать, сравнивать, обобщать.
|
| По плану:
По факту:
|
9
| Спутники планет
|
| Знать спутник Земли – Луну и её характеристики; спутники других планет Солнечной системы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из него нужную информацию; логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать.
|
| По плану:
По факту:
|
10
| Астероиды, кометы
|
| Знать, что астероиды и кометы – небесные тела, входящих в состав Солнечной системы; их характеристики. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из него нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в тетради
|
| По плану:
По факту:
|
11
| Метеоры, метеориты
|
| Знать, что представляют собой метеоры и метеориты. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из него нужную информацию; логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать.
|
| По плану:
По факту:
|
12
| Звёзды. Солнце- ближайшая к нам Звезда
|
| Знать, что такое звезда; каковы размеры и природа Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника и извлекать из него нужную информацию.
|
| По плану:
По факту:
|
13
П.р.
№1.
| Многообразие звезд. Созвездия
|
| Знать, что представляют собой созвездия. Уметь находить на звездном небе и звездной карте созвездия Большой и Малой Медведицы, Дракона, Цефея, Кассиопеи.
| П.р. «Наблюдение за звездным небом, нахождение созвездий»
| По плану:
По факту:
|
14
| Галактики. Световой год. Многообразие галактик.
|
| Знать, что представляют собой Галактика Млечный Путь; её характеристики; астрономическую единицу длины – световой год. Уметь находить в ночном небе Млечный Путь
|
| По плану:
По факту:
|
15
| Обобщение по теме «Вселенная»
|
| Знать, как складывались представления о строении Вселенной на протяжении веков; как устроена Солнечная система; что представляет собой Галактика. Уметь самостоятельно работать с учебником, извлекать из него информацию; совершать логические мыслительные операции:
|
| По плану:
По факту:
|
16
К.р.
№1
| Контрольная работа по теме «Вселенная»
|
| Этапы в развитии взглядов людей на Вселенную.
|
| По плану:
По факту:
|
17
| 3.Земля.
Как возникла Земля? Гипотезы о возникновении Земли.
|
| Знать сущность термина «гипотеза» (научное предположение); гипотезы о возникновении Земли (Ж.Бюффона; И.Канта; Д.Джинса; О.Ю.Шмидта; П.Лапласа); современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.
Уметь логически мыслить, извлекать из различных источников (в первую очередь из учебника) необходимую информацию, оперировать ею и использовать для решения набольших проблем.
|
| По плану:
По факту:
|
18
| Возникновение Земли (продолжение)
|
| составленных рассказов, сообщений, рефератов, опираясь на записи, но не читая их; формулировать вопросы и отвечать на них; оформлять сообщения, доклады, рефераты
|
| По плану:
По факту:
|
19
| Внутренне строение Земли
|
| Знать внутреннее строение Земли и её внешние оболочки.
Уметь логически мыслить; работать с учебником и картой
|
| По плану:
По факту:
|
20
П.р.
№2
| Горные породы, минералы, полезные ископаемые
|
| Знать принципиальное отличие горных пород от минералов; суть термина «полезные ископаемые».
Уметь выполнять несложные наблюдения и практические работы; фиксировать их результаты в тетрадях.
| П.р «Описание горных пород».
| По плану:
По факту:
|
21
| Землетрясения и вулканы
|
| Знать причины землетрясений ,вулканической деятельности.
Уметь использовать материалы учебника, логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний
|
| По плану:
По факту:
|
22
| Вещества и явления в окружающем мире
|
| Знать принципиальное отличие веществ, явлений природы Уметь выполнять несложные наблюдения и практические работы; фиксировать их результаты в тетрадях
|
| По плану:
По факту:
|
23
| Многообразие явлений природы
|
| Знать принципиальное отличие явлений природы. Уметь объяснять явления природы
| Экскурсия на природе
| По плану:
По факту:
|
24
| Суша планеты
|
| Знать общую характеристику материков.
Уметь показывать на карте основные материки и острова
|
| По плану:
По факту:
|
25
| Атмосфера Земли. Состав воздуха.
|
| Знать состав воздуха; типы облаков; закономерности нагревания и охлаждения воздуха над сушей и водной поверхностью.
Уметь самостоятельно работать с различными источниками знаний
|
| По плану:
По факту:
|
26
| Вещества в окружающем мире и их использование человеком
|
| Доклады учащихся
|
| По плану:
По факту:
|
27
| Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью
|
| Знать состав воздуха; типы облаков; закономерности нагревания и охлаждения воздуха над сушей и водной поверхностью.
Уметь самостоятельно работать с различными источниками знаний
|
| По плану:
По факту:
|
28
П.р.
№3
| Ветер. Погода. Климат. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.
|
| Знать содержание понятий «погода», «климат»; влияние климата, погоды на состояние живых организмов, здоровье людей. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать нужную информация; логически мыслить: анализировать, сравнивать, обобщать.
| П.р» Описание погоды одного дня»
| По плану:
По факту:
|
29
| Ураганы. Смерчи.
|
| Знать причины и результаты ураганов и смерчей Уметь извлекать нужную информацию из различных источников знаний; логически мыслить и оформлять результаты мыслительной операции в форме таблиц, схем.
|
| По плану:
По факту:
|
30
| Гидросфера Земли, её части. Мировой океан.
|
| Знать составные части гидросферы; сущность круговорота воды в природе.
Уметь выполнять несложные практические работы.
|
| По плану:
По факту:
|
31
П.р.
№4
| Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды
|
| Знать составные части гидросферы; сущность круговорота воды в природе.
Уметь выполнять несложные практические работы.
| П.р работа с контурной картой
| По плану:
По факту:
|
32
| Уникальность планеты Земля
|
| Знать месторасположение Земли в Солнечной системе; значение Солнца для жизни на Земле; вращение Земли вокруг Солнца и вокруг собственной оси; значение атмосферы для сохранения и поддержания жизни на нашей планете; роль гидросферы и круговорота воды в природе в перераспределении тепла и влаги на поверхности Земли; роль зеленых растений в поддержании постоянства газового состава атмосферы, обеспечении кислородом и органическими веществами всех живых организмов. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая нужную информацию; совершать мыслительные операции: абстрагировать, анализировать, сравнивать, обобщать и оформлять их в виде таблицы, схем.
|
| По плану:
По факту:
|
33
| Планета Земля как среда обитания живых организмов
|
| См.выше
|
| По плану:
По факту:
|
34
| Особенности расположения Земли в Солнечной системе
|
| См.выше
|
| По плану:
По факту:
|
35
| Обобщение по теме «Земля»
|
| Знать основные гипотезы происхождения Земли и Солнечной системы; сущность землятресений извержений вулканов, ураганов, смерчей; их причины и поведение людей в экстремальных ситуациях; особенности Земли, обусловившие существование на ней жизни.
Уметь отвечать на вопросы письменно и устно; извлекать из различных источников нужную информацию.
|
| По плану:
По факту:
|
36
К.р.
№2
| Контрольная работа по теме «Земля»
|
| Гипотезы о возникновении Земли и Солнечной системы. Внутреннее строение Земли и её внешние оболочки
|
| По плану:
По факту:
|
37
| 4.Жизнь на Земле
Развитие жизни на Земле
|
| Знать историю развития жизни на Земле; вода – колыбель жизни; древние водные растения и животные древнейших времен; растения и животные древних лесов; происхождение земноводных и пресмыкающихся, млекопитающих и птиц, папоротников, голосеменных и цветковых растений. Уметь из различных материалов наглядные пособия; работать с дополнительной литературой.
|
| По плану:
По факту:
|
38
| Животные прошлого
|
| Знать историческое развитие растений и животных на Земле; переход организмов от водного образа жизни к наземному, их постепенное усложнение; доказательство развития растений и животных. Уметь работать с дополнительной литературой; выполнять несложные практические задания; отвечать на вопросы и извлекать информацию из различного источника.
|
| По плану:
По факту:
|
39
П.р.
№5
| Клеточное строение организмов
|
| Знать историю открытия клетки; роль увеличительных приборов в изучении клеточного строения растений и животных; главные части клетки: питание, дыхание, рост, размножение.
Уметь выполнять несложные практические задания; оформлять результаты практических работ
| П.р « Устройство увеличительных приборов»
| По плану:
По факту:
По плану:
По факту:
|
40
П.р.
№6
| Разнообразие клеток растительного и животного организмов
|
| См. выше
| П.р « Строение растительной клетки
| По плану:
По факту:
|
41
| Разнообразие живого. Царства живой природы
|
| Знать царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные; одноклеточные организмы. Уметь работать с микроскопом; выполнять несложные практические задания; работать с дополнительной литературой и делать небольшие сообщения; формулировать вопросы и отвечать на них.
|
| По плану:
По факту:
|
42
| Одноклеточные и многоклеточные организмы
|
| См. выше
|
| По плану:
По факту:
|
43
| Беспозвоночные и позвоночные организмы
|
| Знать разнообразие животных, их широкое распространение на земном шаре; беспозвоночных и позвоночных животных, их многообразие, отличительные признаки; связь животных с растениями и другими организмами. Уметь самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в виде таблиц, схем, выводов.
|
| По плану:
По факту:
|
44
П.р.
№7
| Среда обитания организмов
|
| Знать многообразие сред обитания организмов (наземно-воздушная, водная, почвенная); их роль в жизни организмов; особенности наземно-воздушной среды и приспособленность растений и животных к жизни в неё. Уметь выполнять несложные практические задания.
| П.р.«Изучение животных, обитающих в наземно-воздушной среде».
| По плану:
По факту:
|
45
П.р.
№8
| Водная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней
|
| Знать отличительные особенности водной среды от наземно-воздушной среды; водных животных, особенности их строения и жизнедеятельности, обеспечивающие их обитание в водной среде; распространений в водной среде на различной глубине, о почве – среде обитания бактерий, грибов, растений, животных; Уметь выполнять несложные практические задания, приспособленность организмов к почвенной среде, выполнять несложные практические задания.
| П р.«Изучение животных, обитающих в воде».
| По плану:
По факту:
|
46
П.р.
№9
| Почвенная среда. Приспособленность организмов к жизни в почве.
|
| См. выше
| П.р«Изучение животных, обитающих в почве».
| По плану:
По факту:
|
47
| Растения и животные разных материков.
|
| Знать особенности растительного и животного мира Евразии на примере Китая; своеобразие и животный мир Африки; растительный и животный мир Северной Америки, его особенности; редкие растения и животные Южной Америки; особенности растений и животных Австралии и Антарктиды. Уметь самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника: логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в виде таблицы.
|
| По плану:
По факту:
|
48
| Растения и животные разных материков.
|
| См. выше .
Доклады, презентация
|
| По плану:
По факту:
|
49
| Природные зоны Земли.
|
| Знать природные зоны Земли; расположение каждой из природных зон на планете; особенности растительного и животного мира в них; причины (условия) распространения растений и животных на суше. Уметь показывать на карте основные природные зоны Земли; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в виде выводов, таблиц, схем; работать с гербарным материалом.
|
| По плану:
По факту:
|
50
| Жизнь в морях и океанах.
|
| Знать о разнообразии растений и животных морей и океанов; о распространении их в прибрежной мелководной части, в толще и на дне, в коралловых рифах; о взаимосвязях и приспособленности обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях. Уметь выполнять практические работы; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в форме схем, таблиц.
|
| По плану:
По факту:
|
51
| Знакомство с экологическими проблемами местности
|
| Знать естественные и вызванные деятельностью человека источники загрязнения атмосферы; виды опасности для всего живого, таящиеся в загрязнении атмосферы.
Уметь составлять рассказы, сообщения природоведческого содержания, используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную
|
| По плану:
По факту:
|
52
| Обобщение по теме «Жизнь на Земле»
|
| Знать отличительные черты живых организмов; их клеточное строение; о средах обитания организмов и их приспособленности к жизни в них; о распределении растений и животных на материках и в океанах в важнейших зонах Земли. Уметь логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать.
|
| По плану:
По факту:
|
53
К.р.
№3
| Контрольная работа по теме «Жизнь на Земле»
|
| Среды обитания живых организмов и их приспособленность к жизни в них; распределение растений и животных на материках и океанах земли
|
| По плану:
По факту:
|
54
| 5. Человек на Земле.
Происхождение человека. Древние предки человека.
|
| Знать предков человека, их среду обитания и образ жизни. Уметь работать с различными источниками знаний (текстом учебника, рисунками, таблицами, муляжами, коллекциями), извлекая из нужную информацию; проявлять творчество и логически мыслить
|
| По плану:
По факту:
|
55
| Первые люди
|
| Иметь представление о первых людях, появившихся на Земле, их образе жизни, усложнении в строении поведении в процессе исторического развития. Уметь составлять рассказы, сообщения природоведческого содержания, используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно
|
| По плану:
По факту:
|
56
| Методы изучения природы. Наблюдения
|
| Наблюдение – один из способов изучения природы, используют так же в практической деятельности человека
|
| По плану:
По факту:
|
57
П.р.
№10
| Оборудование для научных исследований
|
| К измерительным приборам относятся линейка, весы, термометр, секундомер, или часы, мензурка, мерный цилиндр, измерительная лента, и т.д.
| П.р» Измерение своего роста и массы тела»
| По плану:
По факту:
|
58
| Страницы истории географических открытий.
|
| Иметь представление об открытиях материков нашей планеты.
Уметь кратко характеризовать заслуги путешественников – первооткрывателей материков.
|
| По плану:
По факту:
|
59
| Географические представления древнегреческих учёных. Открытие Америки.
|
| См. выше
|
| По плану:
По факту:
|
60
| Открытие Австралии и Антарктиды
|
| Знать первооткрывателей Австралии и Антарктиды Уметь составлять рассказы, сообщения природоведческого содержания, используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно.
|
| По плану:
По факту:
|
61
| Великие путешественники- первооткрыватели далёких земель.
|
| Знать, как люди открывали новые земли.
Уметь назвать имена 3-5 великих путешественников-первооткрывателей; кратко охарактеризовать их заслуги.
|
| По плану:
По факту:
|
62
| Изменения в природе, вызванные деятельностью человека.
|
| Знать последствия влияния человека на природу; экологические проблемы, которые необходимо решать на данном этапе.
Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из него необходимую информацию; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в устной и письменной форм
|
| По плану:
По факту:
|
63
П.р.
№11
| Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект
|
| Знать естественные и вызванные деятельностью человека источники загрязнения атмосферы; виды опасности для всего живого, таящиеся в загрязнении атмосферы.
Уметь составлять рассказы, сообщения природоведческого содержания, используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно
| П.р. «Знакомство с экологическими проблемами местности»
| По плану:
По факту:
|
64
| Биологическое разнообразие, его обеднение и пути решения.
|
| Знать последствия влияния деятельности человека на живые организмы; конкретные примеры негативной деятельности человека.
Уметь составлять рассказы, сообщения природоведческого содержания, используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно
|
| По плану:
По факту:
|
65
| Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием
|
| понятия «опустынивание»; причины опустынивания и меры остановки и защиты Земли от этого процесса. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника и извлекать из него нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в устной и письменной форме
|
| По плану:
По факту:
|
66
| Важнейшие экологические проблемы
|
| Знать естественные и вызванные деятельностью человека источники загрязнения атмосферы; виды опасности для всего живого, таящиеся в загрязнении атмосферы.
Уметь составлять рассказы, сообщения природоведческого содержания, используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно
|
| По плану:
По факту:
|
67
| Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека.
|
| Знать основные меры сохранения здоровья человека Уметь составлять рассказы, сообщения, используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно
|
| По плану:
По факту:
|
68
| Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения.
|
| Знать правила поведения человека в опасных ситуациях
Уметь составлять рассказы, сообщения, используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно
|
| По плану:
По факту:
|
69
| Простейшие способы оказания первой помощи.
|
| Знать простейшие способы оказания первой помощи Уметь составлять рассказы, сообщения, используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно
|
| По плану:
По факту:
|
70
К.р.
№4
| Контрольная работа по теме «Человек на Земле»
|
|
|
| По плану:
По факту:
|