Н. А. Степина Рисунки в тексте





НазваниеН. А. Степина Рисунки в тексте
страница1/38
Дата публикации31.08.2013
Размер6.23 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38
УДК 37.033 ББК 74.00 Я 804

Финансирование исследования и издания книги осуществлено

в рамках конкурса индивидуальных исследовательских проектов

программы по глобальной безопасности и устойчивому

развитию Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров

Редактор Н.В.Крылова

Корректор Н.А.Степина

Рисунки в тексте М.Ф.Пупиньш

Верстка Д.В.Чекалин Обложка В.Н.Кокорев, Д.А.Леонтьев

Ясвин В.А.

Психология отношения к природе. —М.: Смысл, 2000. — 456 с.

Фундаментальная монография посвящена общепсихологическим и пси­холого-педагогическим аспектам отношения к живой природе и его фор­мирования в онтогенезе, методам психологической диагностики этого отношения и способам его формирования и развития. Адресуется психоло­гам, педагогам, экологам.

ISВN 5-89357-063-4

' В.А.Ясвин, 2000.

1 Издательство "Смысл", 2000.

Издательство «Смысл» (ООО «НПФ "Смысл"»). Лицензия ЛР № 064656 от 24.06.1996. 103050, Москва-50, а/я 158. Тел./факс (095) 195-9328 е-таИ: тГо@5ту§1.ш.

Подписано в печать 9.10.2000. Бумага офсетная №1. Печать офсетная. Формат 60x90/16.

Гарнитура ТйпезЕТ.Усл. печ. л. 28, 5. Тираж 2000 экз. Отпечатано с готовых диапозитивов

в типографии «Наука» Академ и здатцентра «Наука РАН»

в ППП «Типография «Наука» 121099, Москва, Шубинский пер., 6. Заказ № 812

ОТ АВТОРА

ПОЧЕМУ НАПИСАНА ЭТА КНИГА

В детстве я мечтал стать зоологом, работать в заповеднике, «посвятить свою жизнь делу изучения и охраны природы». Эти мечты привели меня на биофак педагогического института, а за­тем, вместо заповедника, — в школьный класс, о чем, кстати, я никогда не жалел.

Вскоре сложилось понимание того, что эффективное эколо­гическое образование, как и охрана природы, требует соответ­ствующего психологического сопровождения. Знакомство с методической литературой поставило больше вопросов, чем дало ответов: Что такое с психологической точки зрения «хорошее» отношение к природе? Каковы психологические механизмы его развития? Какова специфика отношения к природе в разные воз­растные периоды? Как, в конце концов, педагогически управлять процессом развития этого отношения? и т.д.

Оказалось, что пока не выработана цельная, стройная психо­лого-педагогическая концепция экологического образования и охраны природы (существующие разработки не всегда согласуют­ся друг с другом, а иногда отличаются даже внутренними проти­воречиями). Более того, экспериментальных исследований восприятия мира природы и развития отношения к нему оказа­лось очень мало.

Так возникла «проблемная ситуация», решение которой растя­нулось для меня на долгие годы, а может быть, и на всю жизнь. Сегодня, ответив себе на некоторые из поставленных когда-то воп­росов, я вижу смысл в том, чтобы поделиться этим с коллегами.

благодаря кому написана эта книга

Когда работа над рукописью завершена (хотя в это все еще трудно поверить), автору остается последняя, самая приятная

4 В.А.Ясвин. Психология отношения к природе

миссия — выразить свою признательность людям, без помощи которых эта работа не могла бы вообще состояться.

В первую очередь, я хочу поблагодарить моего коллегу кандида­та психологических наук Сергея Дмитриевича Дерябо. Его яркий научный талант и полная включенность в проблему очень серьезно помогали мне на протяжении всего периода работы — от замысла и планирования исследований до редактирования рукописи.

Я благодарю также доктора психологии и педагогики директо­ра Латгальского зоопарка Михаила Францевича Пупинына за по­стоянный интерес к моей работе, ее критическую и в то же время доброжелательную экспертизу и, отдельно, — за прекрасные ил­люстрации.

Профессору Алексею Васильевичу Воробьеву и профессору Иманту Плотниексу я глубоко признателен за многолетнюю орга­низационную поддержку моих исследований.

Доктору психологических наук Михаилу Юрьевичу Кондрать­еву я искренне благодарен за плодотворные консультации, в про­цессе которых решались не только конкретные научные вопросы, но и намечались новые стратегические направления исследова­тельской работы.

Мое искреннее восхищение точностью проникновения в суть содержания данной работы и предложенным в связи с этим анг­лийским эквивалентом ее названия «Огееп Р$усЬо1о§у» адресуется доктору психологических наук Дмитрию Алексеевичу Леонтьеву, которого, вместе с супругой Еленой, я также благодарю за посто­янно оказываемое мне гостеприимство.

За гостеприимство и моральную поддержку я признателен также доктору психологических наук Виктору Ивановичу Панову и его супруге Элле.

Проведение масштабных экспериментальных исследований было бы немыслимо без помощи студентов Даугавпилсского пе­дагогического университета и Московского городского психоло­го-педагогического института. Всем своим добровольным помощникам я приношу огромную благодарность. Особенно я признателен своим студентам (а теперь уже уважаемым коллегам!): Елене Агафоновой, Виктории Васильевой, Татьяне Великовской, Ладе Гуляницкой, Евгении Едигаровой, Ирине Лескиной, Иоланте Назаровой, Вадиму Олехновичу, Елене Шутовой, Алине Черняк.

Наличием экспериментальных данных из дальних регионов России я обязан директору ЭкоЦентра «Заповедники» Наталье Романовне Данилиной и координатору образовательных программ этого Центра Виктории Яковлевне Синициной, а также Людмиле

отавтора_____ ^

Бастраковой из Лапландского заповедника, Татьяне Ширяевой из Костомукшского заповедника и Вере Байлагасовой из Катунс-кого заповедника.

Учителя биологии Калупской школы-интерната Владимира Леонидовича Матвеева я благодарю за «проведение испытаний» эколого-психологического тренинга и его взыскательную педаго­гическую оценку.

За техническую помощь в подготовке рукописи я признателен Янине Авсюкевич, Вячеславу Филатову, Александру Барбакадзе, Ольге Лавриненко, Валдису Малниексу, Виталию Ращевскому, Эрику Следевскому, а также Аркадию и Эрнесту Сологубам.

Особая благодарность моей супруге Валентине Иосиевне за неистощимое терпение и моральную поддержку в трудных ситуа­циях, а детям Маргарите и Яну за понимание «важности папиной работы» и щадящее отношение к столь привлекающим листам бумаги на рабочем столе.

Даугавпылс— Москва Витольд Ясвин

часть I

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ

Можно было бы говорить об «экологической психологии», но такая специальная отрасль находится еще в стадии рождения.

Михал Черноушек «Психология жизненной среды»



глава I. экологический кризис и

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА

1.1. Психология в системе наук, изучающих

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ экологизация современной науки

В XX веке человечество, осознав, наконец, в полной мере всю остроту глобального экологического кризиса, поставило перед учеными задачу: разработать как стратегию, так и технологию выхода из него.

Такой социальный заказ обусловил усиление тенденции «экологизации» всей науки. «Экологический подход свойственен Ряду наук, поскольку целый ряд наук охватывает проблему взаи­модействия научно-технического прогресса и окружающей ере-ДЬ1, взаимодействия, которое оказывает решающее влияние на шнамическое равновесие между человеком и природой. При этом югуг рассматриваться влияния научно-технического прогресса на использование природных ресурсов, среду обитания человека, на

10

методологические основы психологического исследования

население как элемент естественной среды и социальный орга­низм, на космическую среду, а также обратные связи и сквозные связи между названными элементами (население — среда обита­ния — природные ресурсы — космическая среда)» (Лавров, Хорее, 1979, с. 539).



Рис.1. Междисциплинарные связи в изучении проблем «природа — человек» и «человечество — природа» (по Ананьеву, 1980).

Такой широкий спектр современных экологических проблем обусловливает необходимость их комплексного междисциплинар­ного анализа. Так, Г.Ф.Хильми подчеркивает, что «ни одна наука в отдельности не может дать полного описания биосферы. Только в совокупности они могут решить эту задачу, причем необходимо философско-методологическое и мировоззренческое осмысление ее, чтобы понять место каждой из областей знания и выявить

экологический кризис и психологическая наука 11

Формы их взаимодействия» (цит. по Казютынский, Потков, 1974,

:. 159).

Междисциплинарные связи в изучении проблем «природа — чело­век» и «человечество — природа» показаны Б.Г.Ананьевым (рис. 1), которым, в частности, подчеркивался также и «важный психоло­гический аспект» этих связей (1980).

экологически ориентированные гуманитарные науки

В различных науках, рассматривающих систему «человек—сре­да (природа)», наблюдается тенденция к раздельному рассмотре­нию элементов этой системы, а также к выделению одного из них в качестве доминирующего. Н.Н.Киселев отмечает, что при ана­лизе отношения «организм - - среда» выделяются следующие тенденции: «1) организм и условия его существования рассмат­риваются как нечто рядоположное; отсюда возникает реальная воз­можность абсолютизации автономности того или другого; 2) эта абсолютизация ведет к тому, что одна сторона отношения "орга­низм — среда" становится атрибутом "внутреннего", а другая -"внешнего" (собственно, формы и содержания); 3) внимание кон­центрируется не на собственно отношении "организм — среда", а на обосновании ведущей роли одной из сторон» (1975, с. 61). Дан­ные закономерности характерны и для наук, исследующих систе­му «человек—природа», и проявляются, в частности, при самом определении предмета той или иной науки, а также в ее иссле­довательских приоритетах.

Сегодня уже непросто разобраться в многообразии даже спе­циализированных отраслей науки, изучающих различные аспек­ты взаимосвязей в системе «человек—природа». Для этого необходимо, как минимум, сопоставить предметы и основные категории целого ряда соответствующих научных дисциплин.

Экология человека. Сам термин «экология человека» появляется в 1921 г. Впервые его использовали американские ученые Э.Бэрд-жесс и Р.Парк (см. Маркович, 1991, с. 8).

Предмет. «Экология человека — наука о закономерностях его взаимоотношений со средой — одна из наиболее молодых отрас­лей биологии... представляет собой большой раздел современной пологий и медицины и включает обширную проблему адапта­ции» (Иоганзен, Логачев, 1976, с. 8).

Основные категории', человек, организм, среда обитания, экосистема, влияние, антропоценоз, адаптация и др.

12

методологические основы психологического исследования

экологический кризис и психологическая наука

13



Созология. Созология (от греч. «охрана») как наука сформиро­валась в начале 1970-х годов (Лаптев, 1975), хотя сам термин «охрана природы» впервые получил широкое распространение после I Международного съезда по охране природы, проходившего в 1913 г. в Швейцарии.

Предмет. Созология — это «комплексная наука об охране при­роды, которая выявляет, анализирует и оценивает результаты вза­имодействия природы и общества, разрабатывает теоретические принципы использования природных ресурсов и защиты окружа­ющей среды. В круг вопросов, рассматриваемых наукой об охране природы, входят также экономические и социальные вопросы» (Охрана природы, 1981, с. 90).

Основные категории: природные ресурсы, окружающая среда, загрязнение биосферы, техносфера, энергетический обмен и др.

Социально-экономическая (конструктивная) география. Пробле­мы взаимодействия человека со средой все больше привлекают географов, акцентирующих при анализе свое внимание на состо­янии самой географической, природной среды (Герасимов, 1976; Исаченко, 1980 и др.). Институтом географии АН СССР с 1975 г. издавался ряд монографий в серии «Проблемы конструктивной географии».

Предмет. Социально-экономическая география -- это наука, занимающаяся построением «на базе законов функционирования географической среды принципов рационального использования этой среды и принципов адаптации к этой среде человеческого общества в результате предметно-практической деятельности пос­леднего, выявление последствий такой адаптации для самой гео­графической среды» (Комаров, 1990, с. 73).

Основные категории: географическая среда, планетарное преобразование природной среды, хозяйственное использование естественных ресурсов, производственно-территориальные ком­плексы и т.д.

Инвайронментальная (экологическая) социология. Инвайронмен-тальная социология стала формироваться еще в 20-х годах XX в. в США. Однако только в 1976 г. в Американской социологической ассоциации была создана самостоятельная секция инвайронмен-тальной социологии.

Предмет. «Инвайронментальная социология -- одна из дис­циплин, использующих социально-экологический подход и ог­раничивающих его рамками локального сообщества с окружающей его средой. Обусловливая тем самым фрагментарность в понима­нии универсальных связей естественно-социального континуума,

оииальной системы и экосистемы, Инвайронментальная социо­логия описывает механизмы их оптимизации на локальном уров­не» (Банъковская, 1991, с. 60).

Основные категории: общество, природная среда, экологичес­кая этика, мотивы и ценностные ориентации, природопользова­ние, экосистема, человеческое сообщество и др.

Социальная экология. Социальная экология сформировалась как следствие интеграции наук по объекту исследования. Развитие со­циальной экологии начинается в 20-х годах XX в. и становится более активным в 60-е годы, особенно после всемирного конгресса социологов в 1966 г. На конгрессе социологов в Варне в 1970 г. был образован Исследовательский комитет всемирного объединения социологов по проблемам социальной экологии.

Предмет. Социальная экология — это наука, изучающая «закономерности социоприродного взаимодействия и принципы их практического использования, а также обусловленные ими методы обеспечения естественно-исторического прогресса циви­лизации» (Комаров, 1990, с. 30).

Основные категории: популяция, социальная среда, природ­ная среда, технология, функциональная организация, общество, взаимодействие и др.

Таким образом, каждая из научных дисциплин, ориентиро­ванных на изучение различных аспектов взаимоотношений чело­века и природы, имеет свой специфический исследовательский акцент. Психологическая наука, в центре внимания которой все­гда была личность, со всеми ее многообразными взаимосвязями, также призвана внести свой особый вклад в комплексное реше­ние экологических проблем.

экологизация психологии

Сегодня важность психологического анализа взаимосвязей че­ловека и природы находит все большее понимание среди иссле­дователей. И все-таки экологическое направление в психологии пока не занимает должного места в комплексных исследованиях системы «общество—человек—техника—природная среда», усту­пая в этом социологии, философии, медицине, технологии, гео­графии, не говоря уже о цикле биологических и собственно кологических дисциплин (Комаров, 1990). Пока еще существуют

^деленные сложности даже в понимании самого термина «эко­логическая психология».


15
14 методологические основы психологического исследования

Как справедливо замечает В.И.Панов: «...в отечественной пси­хологии еще не сложилось общепринятого взгляда на то, что сле­дует понимать под экологической психологией (или более кратко, под экопсихологией). К экопсихологии относят любые исследова­ния, в которых используется понятие "среда" или в названии ко­торых имеются слова "экология", "экологический(ая)" или краткое "эко". На наш взгляд, к экопсихологическим следует относить ис­следования, которые в качестве исходного основания для опреде­ления предмета изучения используют систему "индивид — среда" или более широко "Человек—Природа"» (1997, с. 56).

Экологическая психология определяется как «формирующаяся в настоящее время междисциплинарная область знаний о психоло­гических аспектах взаимоотношения человека и окружающей сре­ды (пространственно-географической, социальной, культурной), органично включенной в жизнедеятельность человека и служащей важным фактором регуляции его поведения и социального взаимо­действия. Находится на стыке психологии и социальной экологии» (Психология. Словарь, 1990, с. 456). Характерно, что в данной сло­варной статье отождествляются термины «экологическая психоло­гия» и «психология среды», что, как будет видно из нашего дальнейшего анализа, нельзя признать вполне корректным.

Дело в том, что в настоящее время термин «экологическая психология» используется для названия ряда достаточно отлича­ющихся друг от друга направлений и областей психологических исследований. Могут быть выделены, по крайней мере, четыре такие области (Дерябо, Ясвин, 1996а): психологическая экология, психология окружающей среды, экологический подход в психо­логии и психология экологического сознания.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Н. А. Степина Рисунки в тексте iconТребования, предъявляемые при поступлении в аспирантуру
В тексте реферата должны быть ссылки на информационные источники, схемы, таблицы, рисунки и приложения
Н. А. Степина Рисунки в тексте iconУрок математики
Оборудование: рисунки “ульев”, рисунки пчёл разного возраста, графическая матрица, рисунки пчелы (каждому ребёнку), тетради, индивидуальная...
Н. А. Степина Рисунки в тексте iconМинистерство
...
Н. А. Степина Рисунки в тексте iconУпотребление наречий для связи предложений в тексте
Сегодня на уроке мы продолжим изучать наречие. Повторим смысловые группы наречий, способы связи предложений в тексте. Научимся употреблять...
Н. А. Степина Рисунки в тексте iconУрока : Закрепление пройденного материла по теме «Величины»
...
Н. А. Степина Рисунки в тексте iconПрограмма дисциплины «Налоговая система рф» направление «Экономика»
Кандидат экономических наук, доцент кафедры фондового рынка и финансового менеджмента Степина Антонина Федоровна
Н. А. Степина Рисунки в тексте iconТребования к оформлению реферата по истории искусств
Объем текста не должен превышать 20 страниц формата а-4, включая рисунки. Рисунки должны иметь подписи (Рисунок Название рисунка)....
Н. А. Степина Рисунки в тексте iconРабота с текстом. Выявление языковых приёмов связи предложений в тексте
Цель урока: повторить понятия текст, микротема, учиться выявлять средства связи предложений в тексте (лексические, морфологические,...
Н. А. Степина Рисунки в тексте iconЗаглавными буквами, полужирным шрифтом, на русском языкe
Объем статьи должен быть не менее 5-ти и не более 12-ти страниц, включая таблицы (набор построчный с табуляцией), рисунки и список...
Н. А. Степина Рисунки в тексте iconМуниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная...
Карта Краснодарского края, карта-схема растительности, рисунки лекарственных растений; альбомные листы, цветные карандаши, рисунки...
Н. А. Степина Рисунки в тексте iconМбоу одинцовская гимназия №13 брейн – ринг «Науки чудес и превращений»...
Организация зимнего и летнего оздоровления студентов, обучающихся на бюджетной основе, в каникулярное время
Н. А. Степина Рисунки в тексте iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обучающая: систематизация знаний о наречии; формирование умения находить в тексте наречия и объяснять их правописание, развитие умения...
Н. А. Степина Рисунки в тексте iconТема: Текст. Красная строка.
Оборудование: сюжетные рисунки из мультфильма, девиз урока, образцы для чистописания, лесенки для самооценки, загадки, рисунки прописных...
Н. А. Степина Рисунки в тексте iconУрок 1 Создание рисунков в графическом редакторе
Графический редактор – программа для создания, сохранения и печати рисунков. Редакторы бывают растровые и векторные. В растровых...
Н. А. Степина Рисунки в тексте iconУрок 1 Создание рисунков в графическом редакторе
Графический редактор – программа для создания, сохранения и печати рисунков. Редакторы бывают растровые и векторные. В растровых...
Н. А. Степина Рисунки в тексте iconТема урока «Смысловые отношения между предложениями и последовательность предложений в тексте»
Обучать соблюдать порядок следования предложений в тексте, обосновывать смысловые отношения от предложения к предложению, различать...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск