Скачать 6.23 Mb.
|
УДК 37.033 ББК 74.00 Я 804 Финансирование исследования и издания книги осуществлено в рамках конкурса индивидуальных исследовательских проектов программы по глобальной безопасности и устойчивому развитию Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров Редактор Н.В.Крылова Корректор Н.А.Степина Рисунки в тексте М.Ф.Пупиньш Верстка Д.В.Чекалин Обложка В.Н.Кокорев, Д.А.Леонтьев Ясвин В.А. Психология отношения к природе. —М.: Смысл, 2000. — 456 с. Фундаментальная монография посвящена общепсихологическим и психолого-педагогическим аспектам отношения к живой природе и его формирования в онтогенезе, методам психологической диагностики этого отношения и способам его формирования и развития. Адресуется психологам, педагогам, экологам. ISВN 5-89357-063-4 ' В.А.Ясвин, 2000. 1 Издательство "Смысл", 2000. Издательство «Смысл» (ООО «НПФ "Смысл"»). Лицензия ЛР № 064656 от 24.06.1996. 103050, Москва-50, а/я 158. Тел./факс (095) 195-9328 е-таИ: тГо@5ту§1.ш. Подписано в печать 9.10.2000. Бумага офсетная №1. Печать офсетная. Формат 60x90/16. Гарнитура ТйпезЕТ.Усл. печ. л. 28, 5. Тираж 2000 экз. Отпечатано с готовых диапозитивов в типографии «Наука» Академ и здатцентра «Наука РАН» в ППП «Типография «Наука» 121099, Москва, Шубинский пер., 6. Заказ № 812 ОТ АВТОРА ПОЧЕМУ НАПИСАНА ЭТА КНИГА В детстве я мечтал стать зоологом, работать в заповеднике, «посвятить свою жизнь делу изучения и охраны природы». Эти мечты привели меня на биофак педагогического института, а затем, вместо заповедника, — в школьный класс, о чем, кстати, я никогда не жалел. Вскоре сложилось понимание того, что эффективное экологическое образование, как и охрана природы, требует соответствующего психологического сопровождения. Знакомство с методической литературой поставило больше вопросов, чем дало ответов: Что такое с психологической точки зрения «хорошее» отношение к природе? Каковы психологические механизмы его развития? Какова специфика отношения к природе в разные возрастные периоды? Как, в конце концов, педагогически управлять процессом развития этого отношения? и т.д. Оказалось, что пока не выработана цельная, стройная психолого-педагогическая концепция экологического образования и охраны природы (существующие разработки не всегда согласуются друг с другом, а иногда отличаются даже внутренними противоречиями). Более того, экспериментальных исследований восприятия мира природы и развития отношения к нему оказалось очень мало. Так возникла «проблемная ситуация», решение которой растянулось для меня на долгие годы, а может быть, и на всю жизнь. Сегодня, ответив себе на некоторые из поставленных когда-то вопросов, я вижу смысл в том, чтобы поделиться этим с коллегами. благодаря кому написана эта книга Когда работа над рукописью завершена (хотя в это все еще трудно поверить), автору остается последняя, самая приятная 4 В.А.Ясвин. Психология отношения к природе миссия — выразить свою признательность людям, без помощи которых эта работа не могла бы вообще состояться. В первую очередь, я хочу поблагодарить моего коллегу кандидата психологических наук Сергея Дмитриевича Дерябо. Его яркий научный талант и полная включенность в проблему очень серьезно помогали мне на протяжении всего периода работы — от замысла и планирования исследований до редактирования рукописи. Я благодарю также доктора психологии и педагогики директора Латгальского зоопарка Михаила Францевича Пупинына за постоянный интерес к моей работе, ее критическую и в то же время доброжелательную экспертизу и, отдельно, — за прекрасные иллюстрации. Профессору Алексею Васильевичу Воробьеву и профессору Иманту Плотниексу я глубоко признателен за многолетнюю организационную поддержку моих исследований. Доктору психологических наук Михаилу Юрьевичу Кондратьеву я искренне благодарен за плодотворные консультации, в процессе которых решались не только конкретные научные вопросы, но и намечались новые стратегические направления исследовательской работы. Мое искреннее восхищение точностью проникновения в суть содержания данной работы и предложенным в связи с этим английским эквивалентом ее названия «Огееп Р$усЬо1о§у» адресуется доктору психологических наук Дмитрию Алексеевичу Леонтьеву, которого, вместе с супругой Еленой, я также благодарю за постоянно оказываемое мне гостеприимство. За гостеприимство и моральную поддержку я признателен также доктору психологических наук Виктору Ивановичу Панову и его супруге Элле. Проведение масштабных экспериментальных исследований было бы немыслимо без помощи студентов Даугавпилсского педагогического университета и Московского городского психолого-педагогического института. Всем своим добровольным помощникам я приношу огромную благодарность. Особенно я признателен своим студентам (а теперь уже уважаемым коллегам!): Елене Агафоновой, Виктории Васильевой, Татьяне Великовской, Ладе Гуляницкой, Евгении Едигаровой, Ирине Лескиной, Иоланте Назаровой, Вадиму Олехновичу, Елене Шутовой, Алине Черняк. Наличием экспериментальных данных из дальних регионов России я обязан директору ЭкоЦентра «Заповедники» Наталье Романовне Данилиной и координатору образовательных программ этого Центра Виктории Яковлевне Синициной, а также Людмиле отавтора_____ ^ Бастраковой из Лапландского заповедника, Татьяне Ширяевой из Костомукшского заповедника и Вере Байлагасовой из Катунс-кого заповедника. Учителя биологии Калупской школы-интерната Владимира Леонидовича Матвеева я благодарю за «проведение испытаний» эколого-психологического тренинга и его взыскательную педагогическую оценку. За техническую помощь в подготовке рукописи я признателен Янине Авсюкевич, Вячеславу Филатову, Александру Барбакадзе, Ольге Лавриненко, Валдису Малниексу, Виталию Ращевскому, Эрику Следевскому, а также Аркадию и Эрнесту Сологубам. Особая благодарность моей супруге Валентине Иосиевне за неистощимое терпение и моральную поддержку в трудных ситуациях, а детям Маргарите и Яну за понимание «важности папиной работы» и щадящее отношение к столь привлекающим листам бумаги на рабочем столе. Даугавпылс— Москва Витольд Ясвин часть I МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ Можно было бы говорить об «экологической психологии», но такая специальная отрасль находится еще в стадии рождения. Михал Черноушек «Психология жизненной среды» глава I. экологический кризис и ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА 1.1. Психология в системе наук, изучающих ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ экологизация современной науки В XX веке человечество, осознав, наконец, в полной мере всю остроту глобального экологического кризиса, поставило перед учеными задачу: разработать как стратегию, так и технологию выхода из него. Такой социальный заказ обусловил усиление тенденции «экологизации» всей науки. «Экологический подход свойственен Ряду наук, поскольку целый ряд наук охватывает проблему взаимодействия научно-технического прогресса и окружающей ере-ДЬ1, взаимодействия, которое оказывает решающее влияние на шнамическое равновесие между человеком и природой. При этом югуг рассматриваться влияния научно-технического прогресса на использование природных ресурсов, среду обитания человека, на 10 методологические основы психологического исследования население как элемент естественной среды и социальный организм, на космическую среду, а также обратные связи и сквозные связи между названными элементами (население — среда обитания — природные ресурсы — космическая среда)» (Лавров, Хорее, 1979, с. 539). Рис.1. Междисциплинарные связи в изучении проблем «природа — человек» и «человечество — природа» (по Ананьеву, 1980). Такой широкий спектр современных экологических проблем обусловливает необходимость их комплексного междисциплинарного анализа. Так, Г.Ф.Хильми подчеркивает, что «ни одна наука в отдельности не может дать полного описания биосферы. Только в совокупности они могут решить эту задачу, причем необходимо философско-методологическое и мировоззренческое осмысление ее, чтобы понять место каждой из областей знания и выявить экологический кризис и психологическая наука 11 Формы их взаимодействия» (цит. по Казютынский, Потков, 1974, :. 159). Междисциплинарные связи в изучении проблем «природа — человек» и «человечество — природа» показаны Б.Г.Ананьевым (рис. 1), которым, в частности, подчеркивался также и «важный психологический аспект» этих связей (1980). экологически ориентированные гуманитарные науки В различных науках, рассматривающих систему «человек—среда (природа)», наблюдается тенденция к раздельному рассмотрению элементов этой системы, а также к выделению одного из них в качестве доминирующего. Н.Н.Киселев отмечает, что при анализе отношения «организм - - среда» выделяются следующие тенденции: «1) организм и условия его существования рассматриваются как нечто рядоположное; отсюда возникает реальная возможность абсолютизации автономности того или другого; 2) эта абсолютизация ведет к тому, что одна сторона отношения "организм — среда" становится атрибутом "внутреннего", а другая -"внешнего" (собственно, формы и содержания); 3) внимание концентрируется не на собственно отношении "организм — среда", а на обосновании ведущей роли одной из сторон» (1975, с. 61). Данные закономерности характерны и для наук, исследующих систему «человек—природа», и проявляются, в частности, при самом определении предмета той или иной науки, а также в ее исследовательских приоритетах. Сегодня уже непросто разобраться в многообразии даже специализированных отраслей науки, изучающих различные аспекты взаимосвязей в системе «человек—природа». Для этого необходимо, как минимум, сопоставить предметы и основные категории целого ряда соответствующих научных дисциплин. Экология человека. Сам термин «экология человека» появляется в 1921 г. Впервые его использовали американские ученые Э.Бэрд-жесс и Р.Парк (см. Маркович, 1991, с. 8). Предмет. «Экология человека — наука о закономерностях его взаимоотношений со средой — одна из наиболее молодых отраслей биологии... представляет собой большой раздел современной пологий и медицины и включает обширную проблему адаптации» (Иоганзен, Логачев, 1976, с. 8). Основные категории', человек, организм, среда обитания, экосистема, влияние, антропоценоз, адаптация и др. 12 методологические основы психологического исследования экологический кризис и психологическая наука 13 Созология. Созология (от греч. «охрана») как наука сформировалась в начале 1970-х годов (Лаптев, 1975), хотя сам термин «охрана природы» впервые получил широкое распространение после I Международного съезда по охране природы, проходившего в 1913 г. в Швейцарии. Предмет. Созология — это «комплексная наука об охране природы, которая выявляет, анализирует и оценивает результаты взаимодействия природы и общества, разрабатывает теоретические принципы использования природных ресурсов и защиты окружающей среды. В круг вопросов, рассматриваемых наукой об охране природы, входят также экономические и социальные вопросы» (Охрана природы, 1981, с. 90). Основные категории: природные ресурсы, окружающая среда, загрязнение биосферы, техносфера, энергетический обмен и др. Социально-экономическая (конструктивная) география. Проблемы взаимодействия человека со средой все больше привлекают географов, акцентирующих при анализе свое внимание на состоянии самой географической, природной среды (Герасимов, 1976; Исаченко, 1980 и др.). Институтом географии АН СССР с 1975 г. издавался ряд монографий в серии «Проблемы конструктивной географии». Предмет. Социально-экономическая география -- это наука, занимающаяся построением «на базе законов функционирования географической среды принципов рационального использования этой среды и принципов адаптации к этой среде человеческого общества в результате предметно-практической деятельности последнего, выявление последствий такой адаптации для самой географической среды» (Комаров, 1990, с. 73). Основные категории: географическая среда, планетарное преобразование природной среды, хозяйственное использование естественных ресурсов, производственно-территориальные комплексы и т.д. Инвайронментальная (экологическая) социология. Инвайронмен-тальная социология стала формироваться еще в 20-х годах XX в. в США. Однако только в 1976 г. в Американской социологической ассоциации была создана самостоятельная секция инвайронмен-тальной социологии. Предмет. «Инвайронментальная социология -- одна из дисциплин, использующих социально-экологический подход и ограничивающих его рамками локального сообщества с окружающей его средой. Обусловливая тем самым фрагментарность в понимании универсальных связей естественно-социального континуума, оииальной системы и экосистемы, Инвайронментальная социология описывает механизмы их оптимизации на локальном уровне» (Банъковская, 1991, с. 60). Основные категории: общество, природная среда, экологическая этика, мотивы и ценностные ориентации, природопользование, экосистема, человеческое сообщество и др. Социальная экология. Социальная экология сформировалась как следствие интеграции наук по объекту исследования. Развитие социальной экологии начинается в 20-х годах XX в. и становится более активным в 60-е годы, особенно после всемирного конгресса социологов в 1966 г. На конгрессе социологов в Варне в 1970 г. был образован Исследовательский комитет всемирного объединения социологов по проблемам социальной экологии. Предмет. Социальная экология — это наука, изучающая «закономерности социоприродного взаимодействия и принципы их практического использования, а также обусловленные ими методы обеспечения естественно-исторического прогресса цивилизации» (Комаров, 1990, с. 30). Основные категории: популяция, социальная среда, природная среда, технология, функциональная организация, общество, взаимодействие и др. Таким образом, каждая из научных дисциплин, ориентированных на изучение различных аспектов взаимоотношений человека и природы, имеет свой специфический исследовательский акцент. Психологическая наука, в центре внимания которой всегда была личность, со всеми ее многообразными взаимосвязями, также призвана внести свой особый вклад в комплексное решение экологических проблем. экологизация психологии Сегодня важность психологического анализа взаимосвязей человека и природы находит все большее понимание среди исследователей. И все-таки экологическое направление в психологии пока не занимает должного места в комплексных исследованиях системы «общество—человек—техника—природная среда», уступая в этом социологии, философии, медицине, технологии, географии, не говоря уже о цикле биологических и собственно кологических дисциплин (Комаров, 1990). Пока еще существуют ^деленные сложности даже в понимании самого термина «экологическая психология». 15 14 методологические основы психологического исследования Как справедливо замечает В.И.Панов: «...в отечественной психологии еще не сложилось общепринятого взгляда на то, что следует понимать под экологической психологией (или более кратко, под экопсихологией). К экопсихологии относят любые исследования, в которых используется понятие "среда" или в названии которых имеются слова "экология", "экологический(ая)" или краткое "эко". На наш взгляд, к экопсихологическим следует относить исследования, которые в качестве исходного основания для определения предмета изучения используют систему "индивид — среда" или более широко "Человек—Природа"» (1997, с. 56). Экологическая психология определяется как «формирующаяся в настоящее время междисциплинарная область знаний о психологических аспектах взаимоотношения человека и окружающей среды (пространственно-географической, социальной, культурной), органично включенной в жизнедеятельность человека и служащей важным фактором регуляции его поведения и социального взаимодействия. Находится на стыке психологии и социальной экологии» (Психология. Словарь, 1990, с. 456). Характерно, что в данной словарной статье отождествляются термины «экологическая психология» и «психология среды», что, как будет видно из нашего дальнейшего анализа, нельзя признать вполне корректным. Дело в том, что в настоящее время термин «экологическая психология» используется для названия ряда достаточно отличающихся друг от друга направлений и областей психологических исследований. Могут быть выделены, по крайней мере, четыре такие области (Дерябо, Ясвин, 1996а): психологическая экология, психология окружающей среды, экологический подход в психологии и психология экологического сознания. |
Требования, предъявляемые при поступлении в аспирантуру В тексте реферата должны быть ссылки на информационные источники, схемы, таблицы, рисунки и приложения | Урок математики Оборудование: рисунки “ульев”, рисунки пчёл разного возраста, графическая матрица, рисунки пчелы (каждому ребёнку), тетради, индивидуальная... | ||
Министерство ... | Употребление наречий для связи предложений в тексте Сегодня на уроке мы продолжим изучать наречие. Повторим смысловые группы наречий, способы связи предложений в тексте. Научимся употреблять... | ||
Урока : Закрепление пройденного материла по теме «Величины» ... | Программа дисциплины «Налоговая система рф» направление «Экономика» Кандидат экономических наук, доцент кафедры фондового рынка и финансового менеджмента Степина Антонина Федоровна | ||
Требования к оформлению реферата по истории искусств Объем текста не должен превышать 20 страниц формата а-4, включая рисунки. Рисунки должны иметь подписи (Рисунок Название рисунка).... | Работа с текстом. Выявление языковых приёмов связи предложений в тексте Цель урока: повторить понятия текст, микротема, учиться выявлять средства связи предложений в тексте (лексические, морфологические,... | ||
Заглавными буквами, полужирным шрифтом, на русском языкe Объем статьи должен быть не менее 5-ти и не более 12-ти страниц, включая таблицы (набор построчный с табуляцией), рисунки и список... | Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная... Карта Краснодарского края, карта-схема растительности, рисунки лекарственных растений; альбомные листы, цветные карандаши, рисунки... | ||
Мбоу одинцовская гимназия №13 брейн – ринг «Науки чудес и превращений»... Организация зимнего и летнего оздоровления студентов, обучающихся на бюджетной основе, в каникулярное время | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обучающая: систематизация знаний о наречии; формирование умения находить в тексте наречия и объяснять их правописание, развитие умения... | ||
Тема: Текст. Красная строка. Оборудование: сюжетные рисунки из мультфильма, девиз урока, образцы для чистописания, лесенки для самооценки, загадки, рисунки прописных... | Урок 1 Создание рисунков в графическом редакторе Графический редактор – программа для создания, сохранения и печати рисунков. Редакторы бывают растровые и векторные. В растровых... | ||
Урок 1 Создание рисунков в графическом редакторе Графический редактор – программа для создания, сохранения и печати рисунков. Редакторы бывают растровые и векторные. В растровых... | Тема урока «Смысловые отношения между предложениями и последовательность предложений в тексте» Обучать соблюдать порядок следования предложений в тексте, обосновывать смысловые отношения от предложения к предложению, различать... |