Скачать 455.81 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ ФБГОУ ВПО «САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Н.Г. Чернышевского» ИНСТИТУТ ХИМИИ «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебно-методической работе, профессор Елина Е.Г. ______________________________ "____" __________________20__ г. Рабочая программа дисциплины «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ХИМИИ» подготовки бакалавра 050100 – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Профиль подготовки ХИМИЯ Квалификация выпускника Бакалавр Форма обучения - очная Саратов, 20___ 1. Целями освоения дисциплины являются: обеспечить формирование компетентного педагога-профессионала, способного определять общие, специфические и частные цели и задачи химического образования в общеобразовательной школе; владеющего основами методики обучения химии, в том числе, системой методов и средств обучения химии и контроля его результатов, а также навыками применения учебного химического эксперимента в преподавании химии; знакомого с требованиями к учебному оборудованию и оснащению школьного кабинета химии; умеющего спланировать, организовать и практически осуществить учебно-воспитательный процесс на уроках химии и во внеклассной работе в средних общеобразовательных учебных заведениях различного типа, направленный на достижение требований Государственного стандарта школьного химического образования. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. Дисциплина «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ХИМИИ» относится к базовой части цикла профессиональных дисциплин – Б3+.Б.3 Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания и умения, сформированные в ходе изучения дисциплин базовой и вариативной части профессионального цикла психолого-педагогических, химических дисциплин, а также дисциплин по выбору, в том числе: «Основы культуры химического языка и терминологии», «Информационно-математические методы решения химических задач», «Экологическое воспитание на уроках химии», «История химии», «Психология», «Педагогика», «Общая и неорганическая химия», «Аналитическая химия», «Физическая химия», «Органическая химия и основы супрамолекулярной химии», «Содержание и построение курса химии средней школы», «Современные средства оценивания результатов обучения». Ряд методических дисциплин в структуре ООП изучаются параллельно с «Методикой обучения и воспитании химии», цели и содержание которых дополняют друг друга, в том числе: «Новые информационные средства обучения», «Методика внеклассной работы по химии», «Пропедевтические курсы химии в основной школе», «Организация творческих проектов учащихся в процессе обучения химии», «Современные педагогические технологии в обучении химии», «Методика организации учебного химического эксперимента», «Элективные курсы химического профиля в современной школе», «Актуальные проблемы преподавания химии». Освоение данной дисциплины является основой для формирования профессиональных компетенций учителя химии, последующего прохождения педагогической практики и подготовки к итоговой государственной аттестации. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Методика обучения и воспитания химии». Процесс изучения дисциплины направлен на формирование соответствующих компетенций учителя химии, в том числе: общекультурных компетенций (ОК): способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3); способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4); готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13); общепрофессиональных компетенций (ОПК): осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3); способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6); компетенций в области педагогической деятельности (ПК): способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1); готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2); способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3); способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4); готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5); способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6); в области культурно-просветительской деятельности: решение задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать: - основные требования к профессиональной подготовке учителя химии; - основные образовательные, развивающие и воспитывающие задачи общеобразовательной школы в целом, так и школьного курса химии; - основные требования, предъявляемые Государственным образовательным стандартом к содержанию и построению курса химии средней школы, а также к школьным учебникам; - требования, предъявляемые к оборудованию химического кабинета, пути его оснащения и дидактические возможности. уметь: - системно анализировать и выбирать образовательные концепции, программы и учебники для осуществления профессиональной деятельности; - применять разнообразные организационные формы обучения и воспитания учащихся, обеспечивающие решение образовательных, воспитывающих и развивающих задач химии; - использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации из различных источников; - проектировать учебно-воспитательный процесс с использованием современных образовательных технологий, соответствующих особенностям личности учащихся; - проектировать и проводить элективные курсы предпрофильной подготовки естественнонаучного и интегрированного содержания; - организовывать внеучебную работу по химии. владеть: - профессиональными компетенциями, необходимыми для обеспечения единства обучения, воспитания и развития учащихся с использованием инновационных педагогических технологий; - навыками проведения учебного химического эксперимента, использования различных средств наглядности, в том числе, новыми информационными средствами обучения; - современными педагогическими технологиями и современными информационными средствами контроля и учета знаний учащихся; - навыками рефлексии, самоанализа и самооценки профессиональной деятельности; - методологией педагогических исследований проблем образования; - технологиями приобретения, обновления и использования профессиональных компетенций из различных информационных источников и на основе передового педагогического опыта. 4. Структура и содержание дисциплины «Методика обучения и воспитания химии» Общая трудоемкость дисциплины составляет 16 зачетных единиц; 576 часов. Сводная таблица распределения нагрузки по семестрам (4-8 семестры)
Раздел I. Введение. Химия как учебный предмет в системе современного общего образования (4 семестр)
|