Пояснительная записка в ходе научно-технического прогресса появляется все больше технических средств с новыми информационными возможностями. Сегодня в традиционную схему «учитель ученик учебник»





НазваниеПояснительная записка в ходе научно-технического прогресса появляется все больше технических средств с новыми информационными возможностями. Сегодня в традиционную схему «учитель ученик учебник»
страница1/4
Дата публикации02.07.2014
Размер0.49 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Информатика > Пояснительная записка
  1   2   3   4
Утверждаю:

директор муниципального бюджетного

образовательного учреждения

«Гимназия № 1 имени Ч.Т. Айтматова п.г.т. Кукмор” Кукморского муниципального района Республики Татарстан

________________ /Касимов В.Г./

Принято на педагогическом совете

Протокол № 4 от 30 марта 2011 г.

Введено в действие

Приказ № 47/1 от 1 апреля 2011 г.

Программа информатизации

муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия № 1 имени Ч.Т. Айтматова п.г.т. Кукмор ” Кукморского муниципального района

Республики Татарстан

на 2011-2015 г.

Оглавление

1. Пояснительная записка…………………………………………

3- 9 стр




2. Анализ исходного состояния…………………………………….

10 – 11 стр

2. Паспорт программы информатизации…………………………….

12 – 13 стр


3. Информационно - аналитическое и прогностическое обоснование программы……………………………………………..

14 – 19 стр


4. Проект «Информационные технологии - в управление»……….

20 – 24 стр

5. Проект « Современный педагог»…………………………………

25 – 28 стр

6. Проект «Ученик - исследователь»……………………………….

29 – 32 стр

7. Проект « Электронная гимназия и родители»…………………...

33 - 36 стр




Пояснительная записка
В ходе научно-технического прогресса появляется все больше технических средств с новыми информационными возможностями. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.

Уже сейчас компьютеры достаточно широко используются в образовании. Персональный компьютер может активно использоваться с целью повышения эффективности обучения.

Современное образование, главными характеристиками которого являются открытость, интегрированность и индивидуализация, должно опираться на широкую информатизацию. Другими словами, информатизация – это важнейшее направление модернизации системы образования.

Информатизация образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и ученики, и учителя, и администрация школы. Это и внедрение комплекса программ управлением образования в школе; и создание единого информационного образовательного пространства школы, района, страны; и использование информационных технологий в образовательных дисциплинах; и разработка интегрированных уроков; и проектная деятельность; и активное использование Интернет в образовании.

XXI век - век информационного общества, информационной технологии это, вероятно, новый тип цивилизации, а поэтому дети должны войти в этот мир хорошо подготовленными, обученными, понимающими смысл и необходимость компьютеризированной реальности. Современную школу характеризует возрастающий интерес к новым технологиям в образовании. Мы видим в них возможность значительного повышения мотивации учащихся к учебно - познавательной деятельности:

Модернизация российского образования имеет своей целью повышение его качества, достижение новых образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества. Она в значительной мере обусловлена тем, что образовательный процесс стал все в меньшей степени соответствовать социальным ожиданиям. В настоящее время предлагаются разнообразные пути решения проблемы качества образования.

Во-первых, различают качество образования как процесса и качество образования как его результата. Исходя из этого, качество образовательного процесса (уровень его организации, адекватность методов и средств обучения, квалификация преподавателей и т.д.) само по себе еще не гарантирует качества образования в целом, так как его цели могут не в полной мере соответствовать новым потребностям общества.

Во-вторых, во многом меняется смысл понятия "образовательные результаты". Развитию мотивационного потенциала (ценностных ориентации, потребностей и интересов) соответствуют личностные образовательные результаты, операциональных ресурсов (освоенные способы деятельности) - метапредметные. Когнитивные возможности (знания) соотносятся, как правило, с предметными результатами образования. Совокупность этих результатов можно охарактеризовать в рамках принятого сейчас в мировой образовательной практике компетентностного подхода. Они представляют собой ключевые компетенции.

В последние годы усилиями ряда отечественных и зарубежных ученых в целом созданы научные и методические основы развития информационно-коммуникационной образовательной среды. Однако их анализ вскрывает и ряд противоречий. Первое из них связано с тем, что в значительном большинстве работ в качестве основной предпосылки исследований выступает не столько изучение потребностей развития образовательного процесса, сколько ориентация на возможный дидактический потенциал средств ИКТ. В результате этого используются в основном те возможности ИКТ (повышение наглядности, оперативный контроль, тренинг типовых умений, повышение интерактивности), которые "лежат на поверхности" и наиболее просто реализуемы. Их реальная педагогическая эффективность, как правило, не оценивается, так как считается очевидной. Справедливость такого вывода подтверждается, например, анализом распределения уже разработанных электронных образовательных ресурсов. Второе противоречие касается возможных моделей использования средств ИКТ в образовательном процессе. Фактически все они ориентированы на повышение эффективности деятельности преподавателя и обучаемых в рамках традиционных целей, результатов и содержания образования. Анализ перспективных направлений их применения в обучении следует вести на основе рассмотрения специфических функций этих средств в образовательном процессе. Образовательную среду, формируемую на базе средств ИКТ, целесообразно разрабатывать, во-первых, в рамках личностно ориентированного обучения, во-вторых, с опорой на достижение новых образовательных результатов - приоритетное формирование у обучаемых исследовательских и проектных умений и способностей. Только в этом случае электронные образовательные ресурсы смогут принципиально (по целевому основанию) изменить образовательную деятельность, в которую включаются. Как сформировать и эффективно использовать информационно-образовательную среду? Ведь она, по существу, своего рода "конструктор", из элементов которого можно построить много разнообразных (определяемых задачами освоения конкретного учебного материала) систем обучения. Можно выделить несколько этапов проектировочной и организационной деятельности преподавателя. На концептуальном этапе обосновывается модель обучения, определяемая принятыми целями, планируемыми образовательными результатами (формированием ключевых компетенций) и характером предполагаемых совместных действий педагога и обучаемых в учебном процессе, где главная роль принадлежит учащимся. Этап проектирования связан с разработкой преподавателем проекта образовательного процесса. Определяя процессуальную сторону предстоящей деятельности, педагог обосновывает последовательность своих действий, содержание отдельных звеньев. Исходя из необходимости ориентации на цели и результаты обучения, следует выделить те компоненты, которые составят предстоящую деятельность, и объединить их в отдельные блоки. На следующем этапе создания проекта преподаватель анализирует имеющиеся в его распоряжении возможности, в том числе электронные. Для обоснованного подбора средств, адекватных принятой модели обучения, целесообразно опираться на типологию электронных ресурсов по их методическим функциям. Результаты анализа имеющихся в арсенале преподавателя ресурсов позволяют перейти к следующей стадии проектирования - моделированию их использования в будущей деятельности. При рассмотрении условий, в которых будет осуществляться обучение, определяется, какие конкретно процессы могут быть обеспечены ресурсами, а какие нет. В этом случае анализ имеющихся возможностей будет непосредственно связан с выбором конкретных средств достижения целей и получения планируемых образовательных результатов. Разрабатываемый проект, включает в себя схему будущих совместных действий преподавателя и обучаемых. Он содержит перечень целей, проблем и заданий, способов деятельности, а также возможных видов взаимодействия педагога с учащимися и учащихся между собой. В зависимости от характера проектируемой информационно-образовательной среды и организационных форм образовательного процесса (дистанционное обучение, т.д.) необходимо планировать использование тех или иных средств и ресурсов коммуникационных технологий. Проект совместной деятельности относится к методической части информационной образовательной среды. Он может быть помещен в базу данных в виде определенной схемы с разной степенью детализации. Обучаемый, в случае необходимости, возникающей, например, при использовании зачетно - модульной системы обучения, может обратиться за нужной информацией и самостоятельно воспользоваться разработанной методикой, которая может быть дифференцирована в зависимости от уровня предшествующей подготовки учащихся, их познавательных возможностей. В этом случае реализуется диагностическая функция информационно - образовательной среды, проявляющаяся в: установлении уровня предметных знаний и умений, на базе которых будут формироваться новые; - определении сформированности универсальных учебных действий, общеучебных умений (анализа, синтеза, классификации, обобщения и др.); выявлении психолого-физиологических особенностей обучаемых. Используя компьютер, преподаватель может выполнять нетворческие, рутинные действия, связанные с созданием тестовых заданий, их тиражированием, предъявлением тестов, обучаемым через локальную сеть, чем обеспечивается высокая оперативность и продуктивность этого вида работы. Так можно не только предоставить учащимся различные средства диагностики (тесты личности, интеллекта, учебных достижений и др.), но и систематизировать, обработать результаты их выполнения и обоснованно распределить обучаемых по отдельным учебным группам для последующей организации дифференцированного, индивидуального обучения с использованием различных электронных образовательных ресурсов. Дальнейшие действия преподавателя связаны с организацией усвоения учебного материала, и здесь функции средств обучения, входящих в состав информационно-образовательной среды, весьма разнообразны. Во - первых, формирование мотивации и готовности к обучению. Для этого можно использовать богатые возможности компьютера: визуализацию учебного материала, имитационное моделирование проблем в изучаемой области и воссоздание ситуаций мотивационного характера. Во-вторых, это организация учебной деятельности. При этом в рамках принятой нами модели обучения ее содержание существенно отличается от традиционной. Знания не передаются в "готовом виде", а формируются посредством организации самостоятельных исследований обучаемых. На этом этапе использование компьютера связано, прежде всего, с реализацией функции информационного моделирования (создания знаковых моделей) объектов изучения. Благодаря этому обеспечивается возможность "погружения" обучаемых в определенную предметную среду, где развертывается их исследовательская деятельность, им предоставляется возможность проведения экспериментов с моделями изучаемых объектов, процессов и явлений. Наличие информационных технологий обучения зачастую делает возможным получение образовательных результатов, которые в рамках традиционной образовательной среды недостижимы. Важным условием повышения качества образования является систематический контроль за ходом учебной деятельности. Средства ИКТ обладают достаточно широкими возможностями для этого. Они помогают осуществлять текущую, тематическую и итоговую проверку, постоянно накапливать информацию о результатах учебной деятельности, в частности, результатах решения учебных задач и создания проектов. При этом компьютер позволяет представлять любое действие в развернутой последовательности операций, показывать его результат, условия выполнения; фиксирует промежуточные пооперационные результаты, обеспечивает интерпретацию каждого шага в построении и преобразовании объекта, выбор стратегии решения задачи и т.д. Средства контроля на основе ИКТ могут выступать как средство формирования самооценки и самоконтроля учащихся. В существующей практике обучения преподаватель в большинстве случаев не осуществляет рефлексивных действий (и не формирует эти умения у обучаемых либо делает это неосознанно, стихийно, без четко обозначенных целей и критериев). В формируемой новой образовательной среде этот компонент деятельности приобретает важное значение. В процессе рефлексии и преподаватель, и обучаемые ставят перед собой вопросы: что, как и почему они делали, чем обусловлены те или иные учебные достижения или пробелы в знаниях, умениях, навыках. Прежде всего анализируется уровень продвижения в освоении учебного материала, в формировании умений целенаправленного поиска средств для решения возникающих проблем, а также характер взаимодействия учащихся между собой и с преподавателем. В поисках ответа на эти вопросы значительную роль могут сыграть средства контроля на базе ИКТ, входящие в информационно-образовательную среду. В частности, анализ полученных с их помощью результатов пооперационного контроля учебной деятельности, обращение к данным ее накопительного оценивания (портфолио). Реализации нормативной функции рефлексии могут служить различного типа компьютерные экспертные системы педагогической и психологической диагностики. Итоги анализа станут основанием для коррекции или планирования новых вариантов методики обучения, индивидуальных образовательных маршрутов каждого обучаемого. Таким образом, электронные образовательные ресурсы и формируемая на их базе новая информационно-образовательная среда имеют немалый потенциал для повышения качества обучения. Однако он будет реализован в полной мере только в том случае, если обучение будет строиться с ориентацией на инновационную модель, важнейшими характеристиками которой являются личностно ориентированная направленность, установка на развитие творческих способностей обучаемых. В связи с этим перед педагогическим коллективом, а особенно перед администрацией встает вопрос об использовании современных технологий по обработке, хранению и анализу получаемой информации. Это одно из важных направлений реализации программы развития школы и программы информатизации.

Кроме того, современное образование приоритетной стратегией выдвигает стратегию подготовки учащихся к жизни в информационном обществе. Поэтому информатизация системы образования имеет два направления - внедрение информационных технологий непосредственно в процесс обучения и информатизация системы управления образованием. Воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализовываться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения, установки.

В связи с вышесказанным, одним из направлений развития школы становится реализация программы информатизации школы.

Как творчески работающий педагог, в своей учебно-воспитательной деятельности каждый должен стремиться успешно использовать информационные технологии. Используются они с целью, во - первых, обеспечения методической поддержки, успешной реализации дидактических задач урока, использования широкого круга информационно-иллюстративного материала: введения на экран мониторов или проецирования кадров с помощью мультимедийного проектора карт, картин, схем, таблиц; во - вторых, расширения развивающего потенциала урока по формированию у учащихся навыков сравнения, обобщения и оценки исторических явлений, приучения к точности, последовательности действий, развития способности анализа и обобщения; в-третьих, разрешения проблемы оценки учащихся – включения в информационное обеспечение учебного процесса тестовых заданий. Мультимедиа – технологии – это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. Широкое распространение получило составление мультимедийных презентаций в проведение уроков, конференций, семинаров, внеклассных мероприятий. Внедрение новейших информационных технологий зависит от уровня подготовленности специалистов.

Информационно-коммуникативные технологии являются необходимым компонентом профессиональной культуры учителя. В обучении предметов обществоведческого цикла педагоги используют информационно- коммуникационные технологии: аудиовизуальные, видео, мультимедийные средства обучения, которые в последнее время стали доступны массовой школе. Использование их обогащало знаниями в их образно- понятийной целостности и эмоциональной окрашенности, психологически облегчало процесс усвоения, возбуждало живой интерес к предмету познания, расширяло кругозор. Таким образом, все перечисленные функции соответствуют триединой цели образовательного процесса и способствуют восприятию учащимися сложных событий, явлений, процессов в их динамике, во времени и пространстве, чем создается чувственно - эмпирическая основа познания исторического прошлого. Использование ИКТ:

- расширяет межпредметные связи;

- способствует удовлетворению потребности в обучении правилам и навыкам навигации в информационном пространстве, позволяющем находить и анализировать необходимую информацию для формирования высококачественных знаний и проведения исследовательских работ

- приводит к созданию электронных баз данных по различным предметам

В нашей школе практикуются такие формы работы с использованием сети Интернет, как интегрированные уроки, подготовка к ЕГЭ, подготовка к олимпиадам, Интернет - конференции, интернет форум. Школа участвовала в Интернет - проектах муниципального и регионального уровня. Для обучения широки возможности Интернета. Педагоги используют дополнительные материалы к урокам, которые содержатся в различных сайтах. Интернет используют ученики для самостоятельной исследовательской работы. Также Интернет предоставляет широкие возможности для коммуникации, оперативного обмена информацией с учениками. Численность учащихся в расчете на 1 компьютер составляет 12 человек. В целях повышения качества обучения педагоги осуществляют оптимальное сочетание использования традиционных и новых технологий, что обеспечивает высокую эффективность обучения.

Основными формами использования компьютера в практике учителя являются использование его в качестве ТСО, программное средство обучения, мониторинг, презентации. В методическом плане использование этих средств позволяет разнообразить наглядное обучение, поднять его на качественно иной уровень.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. Направление «Электронное образование в Республике Татарстан» Стратегии развития образования на 2010 -2015 годы предусматривает широкое применение новых информационных технологий и использование Интернет - ресурсов для формирования информационной компетентности учащихся, что предполагает наличие высокого уровня информационной культуры учителя как части его профессиональной культуры и соответствующее изменение образовательного пространства школы. С целью реализации задач Стратегии образования и удовлетворения потребностей участников образовательного процесса школы, создания условий для развития ИКТ - компетентности всех участников образовательного процесса, создания ИКТ - насыщенной среды и разработана данная Программа информатизации школы.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка в ходе научно-технического прогресса появляется все больше технических средств с новыми информационными возможностями. Сегодня в традиционную схему «учитель ученик учебник» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное...
Пояснительная записка в ходе научно-технического прогресса появляется все больше технических средств с новыми информационными возможностями. Сегодня в традиционную схему «учитель ученик учебник» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Личности современного ребенка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное...
Пояснительная записка в ходе научно-технического прогресса появляется все больше технических средств с новыми информационными возможностями. Сегодня в традиционную схему «учитель ученик учебник» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня мир с большой скоростью идет по пути научно-технического прогресса, и уже никого не удивишь наличием компьютера или ноутбука...
Пояснительная записка в ходе научно-технического прогресса появляется все больше технических средств с новыми информационными возможностями. Сегодня в традиционную схему «учитель ученик учебник» iconРеферат по географии Исполнитель: ученик 9а класса Зудинов Сергей
Машиностроение – наиболее крупная комплексная отрасль, определяющая уровень научно-технического прогресса во всем народном хозяйстве,...
Пояснительная записка в ходе научно-технического прогресса появляется все больше технических средств с новыми информационными возможностями. Сегодня в традиционную схему «учитель ученик учебник» iconПроблемы рационализации социогуманитарного знания
Так, общественные науки призваны оценивать (и не только в целом, но и на уровне отдельных, конкретных научно-технических нововведений)...
Пояснительная записка в ходе научно-технического прогресса появляется все больше технических средств с новыми информационными возможностями. Сегодня в традиционную схему «учитель ученик учебник» iconХуснутдинова Раиля Габтрашидовича по физике в 7- классе 2011-2012...
Место курса физики в школьном образовании определяется значением физической науки в жизни современного общества, в ее влиянии на...
Пояснительная записка в ходе научно-технического прогресса появляется все больше технических средств с новыми информационными возможностями. Сегодня в традиционную схему «учитель ученик учебник» iconКонтрольная работа по информационному (гражданскому) праву Содержание
Данные изменения происходят прежде всего в результате научно-технического прогресса, создания и совершенствования новых технологий...
Пояснительная записка в ходе научно-технического прогресса появляется все больше технических средств с новыми информационными возможностями. Сегодня в традиционную схему «учитель ученик учебник» iconМикропроцессоры и микроэвм
Характерной чертой научно-технического прогресса, определяющей мощный дальнейший подъем общественного производства, является широкое...
Пояснительная записка в ходе научно-технического прогресса появляется все больше технических средств с новыми информационными возможностями. Сегодня в традиционную схему «учитель ученик учебник» iconКраткое содержание проекта Тема «Информация»
Информация – двигатель прогресса. Умение работать с информацией, представлять и передавать информацию различными способами помогли...
Пояснительная записка в ходе научно-технического прогресса появляется все больше технических средств с новыми информационными возможностями. Сегодня в традиционную схему «учитель ученик учебник» iconОрганизация управления модернизацией предприятий радиопромышленности
Охватывают все стороны их деятельности. Они знаменуют ситуацию кризисных явлений, глубина которых усиливается постоянным ростом темпов...
Пояснительная записка в ходе научно-технического прогресса появляется все больше технических средств с новыми информационными возможностями. Сегодня в традиционную схему «учитель ученик учебник» iconПоложение 20-й юбилейной выставки научно – технического и художественного...
Миноблисполкома на 2012/2013 учебный год с целью пропаганды научно-технического творчества среди молодежи страны, активизации деятельности...
Пояснительная записка в ходе научно-технического прогресса появляется все больше технических средств с новыми информационными возможностями. Сегодня в традиционную схему «учитель ученик учебник» iconПриказ №76 г. Мінск г. Минск
Миноблисполкома на 2012/2013 учебный год с целью пропаганды научно-технического творчества среди молодежи страны, активизации деятельности...
Пояснительная записка в ходе научно-технического прогресса появляется все больше технических средств с новыми информационными возможностями. Сегодня в традиционную схему «учитель ученик учебник» iconПрограмма по дополнительному образованию Направление: художественно эстетическое
Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились....
Пояснительная записка в ходе научно-технического прогресса появляется все больше технических средств с новыми информационными возможностями. Сегодня в традиционную схему «учитель ученик учебник» iconПонятие техники и технического знания
Охватывают различные виды технологии, производственных и технических средств и различные аспекты деятельности инженеров, обеспечивая...
Пояснительная записка в ходе научно-технического прогресса появляется все больше технических средств с новыми информационными возможностями. Сегодня в традиционную схему «учитель ученик учебник» iconПолитическая власть как основной объект политической психологии 1
Миноблисполкома на 2012/2013 учебный год с целью пропаганды научно-технического творчества среди молодежи страны, активизации деятельности...
Пояснительная записка в ходе научно-технического прогресса появляется все больше технических средств с новыми информационными возможностями. Сегодня в традиционную схему «учитель ученик учебник» iconПрограмма кружка по внеклассному чтению "Учимся любить книгу"
Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск