Скачать 2.62 Mb.
|
Концепция и общая характеристика программы первичной профилактики наркотических и психоактивных веществ «Сделай свой выбор: выбери жизнь!» В основу программы первичной профилактики употребления наркотических и психоактивных веществ «Сделай свой выбор: выбери жизнь!» положены следующие концептуальные предпосылки: 1. Приоритетным направлением профилактики употребления наркотических и психоактивных веществ является первичная воспитательно-образовательная профилактика, позволяющая охватить самый широкий круг несовершеннолетних и нацеленная в первую очередь на борьбу с предпосылками зависимого поведения. 2. Общеобразовательные учреждения являются одним из наиболее эффективных субъектов профилактической деятельности, что обусловлено рядом факторов:
3. Воспитательная работа в общеобразовательных учреждениях благодаря своим особенностям (личностно ориентированный подход и персонифицированное воздействие, создающие возможности для обеспечения педагогически целесообразной, эмоционально привлекательной и личностно значимой деятельности школьников; возможность использования различных методик, технологий, мероприятий, вступающих в целенаправленное взаимодействие в направлении личностного и духовного развития учащихся; расширение пространства педагогически организованной среды за счет органичного сочетания досуговой и образовательной деятельности; стимулирование становления осознанной личностной позиции и формирование необходимых мотивационно-ценностных установок) обеспечивает благоприятные условия для осуществления профилактической деятельности. 4. Программа направлена на подростков в возрасте 11-15 лет, поскольку данный возраст является особым и чрезвычайно важным периодом в развитии личности, который характеризуется резко происходящими качественными изменениями, затрагивающими практически все сферы жизни подростка и ведущими к кардинальной перестройке всей системы отношений с окружающими. Поэтому, с одной стороны, подросток становится наиболее восприимчивым к негативным влияниям социальной среды, а с другой - целый ряд новообразований, свойственных данному периоду, создает положительную среду для формирования внутреннего убеждения в неприемлемости принятия психоактивных веществ и личной ответственности за свое поведение. Кроме того, развитие адаптационного потенциала и способности к построению и реализации конструктивных адаптационных стратегий именно в данный период во многом предопределяет дальнейшую жизненную ориентацию подростка и его устойчивость к появлению склонности к аддиктивному поведению. Следовательно, эффективность профилактической деятельности обеспечивается опорой на психологические особенности подросткового возраста. 5. Эффективность первичной профилактики обеспечивается за счет активного вовлечения микросоциального окружения несовершеннолетнего в процесс формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у подростка активного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ. 6. Результативность мероприятий по первичной профилактике обеспечивается их долговременным последовательным и системным характером, наличием единой целостной программы с элементами повторения и преемственности от одной возрастной группы к другой. 7. Первичная профилактика зависимости от наркотических и психоактивных веществ базируется на системно ориентированном подходе, основанном на принципах межпрофессионального взаимодействия различных специалистов и социального партнерства субъектов профилактической деятельности для обеспечения комплексного воздействия. Социальное партнерство в данном случае предполагает информационный обмен, проведение совместных мероприятий, установление обратной связи. 8. Содержание профилактических мероприятий с учащимися определяется на основе позитивно ориентированной стратегии профилактики, направленной не только на устранение личностных причин наркогенного поведения, но и на формирование личности с высоким адаптационным потенциалом. Это связано с тем, что традиционные модели профилактической работы, базирующиеся на манипулятивном воздействии (планирование и дозирование специальной информации с опорой на устрашение, усвоение однозначных оценок, пассивность «реципиента», отвлеченность информации от конкретных жизненных обстоятельств и потребностей тех, кому она адресована) и информационном подходе, показали себя как недостаточно эффективные. Неэффективность первого подхода очевидна - это связано с особенностями подростковой субкультуры, в которых страх перед наркотиком выступает условием его привлекательности. Другая модель, которая основана на убеждении, что возрастание объема знаний о наркотиках является условием отказа от них, также обнаруживает свою несостоятельность, так как одной информации для изменения социальных установок подростка недостаточно. Более того, сама информация о наркотиках может способствовать пробуждению интереса и приобщению к психоактивным веществам. Поэтому включение элементов информирования о психоактивных веществах как негативном явлении возможно на этапе, когда подростки психологически подготовлены к адекватному восприятию и осознанной интерпретации данной информации. При этом должен соблюдаться принцип информационного опережения. 9. Комплексный характер воздействия обеспечивается гармоничным сочетанием элементов медицинской (информирование о влиянии употребления психоактивных веществ на физическое и психическое здоровье), образовательной (формирование полной информации о проблеме наркомании и обеспечение свободы выбора), психосоциальной (развитие необходимых психологических навыков) моделей первичной профилактики при сохранении общей воспитательно-образовательной направленности. 10. Для обеспечения возможностей эффективного воспроизводства программы первичной профилактики в массовой практике необходимо: во-первых, чтобы она носила, с одной стороны, целостный и универсальный характер, а с другой - была вариативной и имела потенциал для адаптации к условиям и возможностям конкретного образовательного учреждения; во-вторых, не была ориентирована на реализацию высококвалифицированными специалистами узкого профиля. Этого можно достичь за счет структурирования программы по содержательным блокам, каждый из которых направлен на решение определенной группы задач в контексте избранной концепции воздействия и представлен базовой и модульной частью. При этом все содержательные блоки программы имеют объединенное единой концепцией учебно-методическое обеспечение. Таким образом, можно утверждать, что определенная нами концептуальная основа программы ориентирует на достижение ключевой для процесса первичной профилактики конкретной цели через создание и развитие эффективной системы воспроизводимых в широкой практике профилактических действий посредством организации реального взаимодействия основных субъектов профилактической работы, объединенных пониманием единой долгосрочной стратегии, которая обеспечивается единым комплексом методических разработок. Общая характеристика программа Цели программы Центральная идея программы состоит в создании единой системы первичной профилактики употребления несовершеннолетними наркотических и психоактивных веществ в городе Ставрополе. Общие цели реализации программы:
Программа носит воспитательно-образовательную направленность, предназначена для реализации в общеобразовательных учреждениях и ориентирована на подростков 11-15 лет - учащихся общеобразовательных учреждений, их родителей и всех заинтересованных специалистов, в компетентность которых входит проведение профилактических мероприятий по предупреждению употребления несовершеннолетними наркотических и психоактивных веществ. Программа рассчитана на проведение в течение одного учебного года. Основные направления реализации программы Направление 1. Работа с педагогическим коллективом общеобразовательных учреждений Целью данного направления является повышение педагогической культуры специалистов общеобразовательных учреждений в области предупреждения формирования зависимого поведения и организации профилактических мероприятий по предупреждению распространения употребления наркотических и психоактивных веществ. Работа с педагогическим коллективом общеобразовательных учреждений носит учебно-методический характер и предполагает:
В рамках данного направления планируется:
Направление 2. Работа с подростками Цель: формирование устойчивых механизмов противостояния подростка употреблению психоактивных веществ в пользу выбора здорового образа жизни, через информирование, нейтрализацию личностных факторов риска, которые могут подтолкнуть к возникновению различного рода зависимостей и формирование личностных ресурсов, обеспечивающих эффективность социально-психологической адаптации подростка. Профилактическая работа включает в себя два элемента: 1. Информационно-познавательный элемент, предполагающий:
2. Личностно формирующий элемент, предполагающий:
Вышеназванные элементы составляют концептуальную основу структурно-содержательных блоков программы работы с подростками и в той или иной степени включаются в структуру каждого занятия по программе в качестве информирования и активного психолого-педагогического воздействия. Информирование подростков подчиняется не передаче суммы каких-либо знаний о нормах поведения, нравственных ценностях, зависимом поведении, психоактивных веществах и пр., а направляется на осмысление очевидных преимуществ жизни в обществе человека, сумевшего достичь максимально возможной для себя самореализации и пользующегося всеми благами (материальными и духовными) как источниками истинных личных радостей и наслаждений. Рассмотрение на занятиях преимуществ предстоящей жизни, полной истинных радостей и удовольствий, воспринимается подростком с позиций разумного эгоизма как стремление школы подготовить его к самостоятельной жизни. В этом случае антинаркотическая пропаганда превращается в способ предупредить подростков об опасностях, мешающих реализовать их жизненные планы и перспективы. Ценности и перспективы жизни в системе профилактических воздействий выступают как первостепенные условия достижения основных составляющих счастливой жизни человека. А различные социальные отклонения представляются реально существующими явлениями, которые действительно распространены в обществе, но являются основными факторами, неизбежно сокрушающими любые перспективы нормальной счастливой жизни человека. Содержание материала определяется в соответствии с задачей формирования в сознании подростка очевидной ценности его предстоящей взрослой жизни и очевидной опасности, исходящей от употребления психоактивных веществ, которые угрожают этой жизни. Основными смысловыми единицами содержания становится все, что представляет ценность для подростка сейчас - в момент его реальной жизнедеятельности в разных сферах социальной жизни, а также то, что в его ожиданиях будущего может представлять такую ценность. Это, например, счастье, красота, сила, любовь, дружба, свобода, карьера, достаток, путешествия (познание мира), семья, здоровье и т. д. Сведения, отражающие различные аспекты потребления ПАВ, в этом случае становятся негативным фоном, на котором активно осознается невозможность достижения счастливой жизни человеком, безответственно или легкомысленно относящегося к выбору образа жизни. Информирование создает основу для всестороннего осмысления подростком своих жизненных планов в виде прагматической оценки совокупности радостей и удовольствий, с одной стороны, и масштабов возможных несчастий - с другой. Это коренным образом меняет концепцию информирования: прямая пропаганда трансформируется в совместные размышления педагога с подростком о том, как добиться успеха в жизни, не погубив ее в самом начале. Это позволяет добиться эффекта привлекательности занятий для подростков и формирования у них личной заинтересованности, что и является наиболее существенной педагогической предпосылкой достижения профилактических целей. Кроме того, следует подчеркнуть, что содержание материала должно быть интерпретировано в контексте актуальных для данного возраста психологических проблем – поиск себя: самореализация и развитие собственного «Я»; формирование самоотношения и самооценки; определение возможностей и стратегий самоутверждения; проблемы взаимоотношений в семье в связи со стремлением к самостоятельности и принятием на себя ответственности, со сверстниками, с представителями противоположного пола и т.д. Информирование осуществляется и с учетом следующих принципов:
Информирование осуществляется в форме бесед, проблемных лекций, лекций-дискуссий, распространения информационных материалов. Психолого-педагогическое воздействие, направленное на формирование и развитие указанных выше личностных новообразований, осуществляется посредством таких методов, как игровые методы (ролевые, деловые, имитационные игры, драматизация), тренинг как метод психологического воздействия и форма активного обучения; проблемно-поисковые методы (моделирование стратегий, решение проблемных ситуаций, мозговой штурм, дискуссия и т.д.). Приоритетное значение в работе с подростками отводится тренингу, результативность которого зависит от соблюдения следующих принципов: 1. Ненасильственность общения. При проведении тренинговых упражнений ведущий исходит прежде всего из желания участников, избегая принуждения. Иногда подростки пытаются принуждать друг друга к каким-то действиям, тогда ведущему в мягкой, корректной форме необходимо блокировать эти попытки. Следует также избегать выражений со значением долженствования и побуждать подростков заменять слова «должен» и «обязан» словами «хочу» и «могу». 2. Самодиагностика, т. е. самораскрытие подростков, осознание и формулирование ими личностно значимых проблем. В содержании занятий предусматриваются упражнения и процедуры, помогающие подростку познавать себя, особенности своей личности. 3. Положительный характер обратной связи. Поскольку в данный возрастной период подростки нуждаются в поддержке и характеризуются выраженной ориентацией на одобрение окружающих, необходимо использовать положительную обратную связь, которая является надежным средством помощи подростку в преодолении застенчивости и повышении самооценки, снятии напряжения и релаксации. В ходе и в конце каждого упражнения выражается благодарность всем участникам. Если в ходе занятий участник испытывает какие-то трудности, ведущий подбадривает его. Также он должен решительно пресекать попытки подростков давать друг другу негативную обратную связь. 4. Неконкурентный характер отношений. Этот принцип будет соблюден только в том случае, если удалось создать в группе атмосферу доверия, психологической безопасности, обеспечить максимальный психологический комфорт каждому члену группы. Поэтому все упражнения строятся и подбираются так, чтобы свести к минимуму элементы конкуренции, соревнования, победы и поражения. В ходе занятий подчеркивается ценность, уникальность каждого, его отличие от других. Эта идея служит одним из критериев отбора упражнений. 5. Минимизация лабилизации и ее опосредованность. Традиционно считается, что без лабилизации невозможно помочь подросткам осознать источники их трудностей, которые кроются в особенностях их характера и поведения. Для участника тренинга лабилизация - это средство познания собственных несовершенств. Это зеркало, в котором человек видит свое неприукрашенное отражение, свои слабые стороны и недостатки. Однако подросткам такое зеркало не только не принесет пользы, но может способствовать умножению их трудностей, снижению самооценки, повышению тревожности, укреплению внутренних барьеров. Поэтому тренинг строится так, чтобы подростки получали лабилизацию в минимальных дозах и не прямую, а косвенную, опосредованную: через осознание существования других, отличных от собственного способов поведения; через наблюдение успешности этих способов; через идентификацию с ведущими и успешными членами группы. Занятия строятся так, чтобы не фиксировать слабые стороны подростка, а подчеркивать сильные, не ставить его в ситуацию неуспешности, а укреплять веру в себя, давая возможность ему быть успешным и поощряя его расширить репертуар способов его поведения. 6. Дистанцирование и идентификация. Ситуации неуспешности неизбежны. Иногда они бывают полезными, так как побуждают подростка отказаться от каких-либо стереотипов, освоить новые модели поведения, принять положительный опыт других членов группы. Но в других случаях ситуация неуспешности может стать причиной отказа подростка от участия в тренинге. В таких случаях необходимо помочь ему дистанцироваться от его неудачи. Вместе с тем ведущий помогает подросткам идентифицироваться с их успехом, перенося положительную обратную связь с отдельных поступков на личность ребенка. Например, вместо: «Ты хорошо сообразил, догадался, придумал» ведущий говорит: «Ты такой сообразительный, догадливый, изобретательный». 7. Гармонизация интеллектуальной и эмоциональной сфер. Для тренинга характерен высокий эмоциональный накал, участники искренне переживают происходящие в группе события. Это помогает им настроиться на откровенное общение. Тренинг активизирует и интеллектуальные аналитические процессы. Главная форма такой интеллектуальной деятельности - это групповая дискуссия, которая используется на протяжении всех занятий. Отдельные занятия строятся согласно правилам ведения тренинга по следующей схеме:
|
Программа по профилактике употребления пав (психоактивных веществ) "Твой выбор" Болезнь легче предупредить, чем лечить” — это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о злоупотреблении... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В организационный комитет Фестиваля «Ты выбираешь сам!» по профилактике употребления наркотических и психоактивных веществ среди... | ||
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Организация деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ» для специалистов с высшим и средним... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Организация и проведение мониторинга: распространенности психоактивных веществ в образовательных учреждениях; наркоситуации и работы... | ||
Администрация городского поселения город лихославль лихославльского... О проведении конкурса среди учащихся общеобразовательных школ, профессиональных училищ и средних специальных учебных заведений на... | Реферат по дисциплине: Психопатология на тему: «Психические и поведенческие... «Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ» | ||
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации Цель дисциплины приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков для раннего распознавания, лечения и профилактики... | Темы рефератов для курсов повышения квалификации сотрудников уфскн... Оперативно-тактическая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков | ||
Рабочая программа дисциплины проблемы борьбы с незаконным оборотом... Проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ | Отчет о деятельности иоп на тему: «Профилактика приобщения к употреблению... Зарецкий Владимир Валентинович – директор фгбоу дпо ««Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов... | ||
Урока. Орг момент Тема: Общая характеристика подгруппы кислорода и их простых веществ. Кислород и озон | Исследовательская работа «Подростковая наркомания» Поэтому глядя на молодежь мне хочется оказать помощь и поддержку всем тем,кто в ней нуждается, а главное объяснить всю опасность... | ||
Всего Программа предназначена для реализации шестого этапа первичной профилактики согласно Концепции и проводится классным руководителем... | Основная образовательная программа (ооп) магистратуры Нормативные... Характеристика профессиональной деятельности выпускника магистерской программы 111100 «Зоотехния» | ||
Основная образовательная программа 4 Нормативные документы для разработки... Общая характеристика основной образовательной программы высшего профессионального образования 5 | Программа «Волонтер» Профилактическое (профилактика употребления психоактивных веществ детьми и подростками) |