Программа по технологии 4 класса «Наш рукотворный мир»





Скачать 186.13 Kb.
НазваниеПрограмма по технологии 4 класса «Наш рукотворный мир»
Дата публикации11.07.2014
Размер186.13 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Информатика > Программа
Пояснительная записка
Учебная программа по технологии 4 класса «Наш рукотворный мир»

Основанием составления рабочей программы является:

-Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённый приказом Минобразования РФ от 09.03. 2004. №1312; -

-Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004,№1089;

-Авторская программа Н.М.Конышевой «Технология» - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2004г..


Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента Государственного стандарта начального образования. Поэтому в программу не внесено никаких изменений. Учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Количество часов в год- 68

Количество часов в неделю- 68

Количество часов в 1четверти- 18

Количество часов во 2четверти- 14

Количество часов в 3 четверти- 20

Количество часов в 4 четверти- 16
Учебно-методический комплект:

-Н.М.Конышева Технология «Секреты мастеров» учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.

-Н.М.Конышева Технология «Секреты мастеров» рабочая тетрадь в 2 частях для 4 класса общеобразовательных учреждений - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.


Цель – углубить и расширить общеобразовательную подготовку школьников, формировать у них дизайнерское мышление.

Задачи:

        1. Духовно-эмоциональное обогащение личности

а) формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;

б) воспитательного и участливого отношения к окружающему;

в) формирование эстетического восприятия и оценки вещей и явлений;

г) воспитание уважительного отношения к человеку-творцу.

2. Развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, интуиции.

3. Развитие мышления, речи, познавательной активности и самостоятельности учащихся.

4. Расширение кругозора.

5. Развитие руки, глазомера и пр. через формирование практических умений.

Содержание программы.
I четверть

Из глубины веков (18 ч.)

Основы понимания исторической и социальной инфор­мации, заложенной в вещах, формируются у детей не в ходе общих рассуждений, а в процессе восприятия наглядных фак­тов. На конкретных примерах, изучая и изготавливая главным образом знакомые предметы, ученики убеждаются, что появ­ление этих предметов в жизни людей имеет свои причины, оно закономерно. Форма, цвет, декор, материал — все имеет глубокий и даже глубинный смысл. Традиции и каноны, в соответствии с которыми действуют мастера, сохранились с давних времен и продиктованы, как правило, сложным ком­плексом знаний. Эти знания можно «прочитать» в обыкно­венных вещах, которыми пользовался и продолжает пользо­ваться человек.

Содержание уроков. Примерные изделия.

Обобщение представлений о единстве мира вещей и мира природы. Изучение истории некоторых ремесел. Понятие об ис­торической значимости предметной среды. Общее и особенное в вещах различных эпох и разных народов.

Архитектурная и бытовая керамика (лепка и роспись сосу­да по древним мотивам с использованием древней символики и орнаментов; лепка и роспись изразца); старинные техники пле­тения: макраме; плетение из бересты, щепы, лыка (или имита­ция этих материалов); изготовление украшений с использова­нием древней магической символики; полотенце с вышивкой.
II четверть

Мастера и подмастерья ( 14 ч.)

Совершенно необходимо, чтобы результатом полученной информации о социально-историческом смысле мира вещей и предметной деятельности человека стало заинтересованное и уважительное отношение учеников к культурным традици­ям, к передаче знаний и опыта от одного поколения к друго­му. Понимание ценности предшествующих культур и береж­ное отношение к ним не должно противоречить творческому стремлению к постоянному поиску нового, поэтому так важ­но продемонстрировать детям возможные корректные соче­тания подражательной и творческой деятельности. Подража­ние, если оно продиктовано стремлением лучше узнать, понять, изучить какую-либо идею или дело, в данном случае подражание Мастеру — это способ научиться мастерству. Чет­вероклассники на какой-то период сознательно принимают установку на преимущественно подражательную деятель­ность, видят себя в роли «подмастерьев». На первый взгляд такой прием может показаться противоречащим общей — творческой — концепции курса, но это не так. Он использо­ван лишь для того, чтобы более четко и убедительно выде­лить мысль: Мастер учится не только у Природы, но и у дру­гих Мастеров. При этом имеется в виду самая важная сторона мастерства — его духовно-нравственный смысл; с распрост­раненным в различных методиках трудового обучения копи­рованием указанный прием не имеет ничего общего.

Содержание уроков. Примерные изделия.

Изучение и освоение всевозможных новых способов работы, ознакомление с неизвестными ранее декоративно-художествен­ными эффектами. Сложные виды бумагопластики. Новые чертежно-графические приемы: построение прямоугольника с по­мощью угольника и линейки; геометрические построения с использованием различных чертежно-измерительных инстру­ментов.

Новогодние, рождественские, святочные аксессуары (мас­ки, упаковки, открытки, игрушки).

Развертки геометрических тел: куб, тетраэдр, октаэдр (де­коративная упаковка или елочная игрушка); комбинирование геометрических тел и разверток в изделиях: карнавальная маска, автомобиль Деда Мороза, замок Снежной королевы.

Елочные игрушки из ниток, пропитанных клеем; конструирование гирлянд.
III четверть

Традиции и современность (20 ч.)

Как видно из названия четверти, программа предлагает еще раз, специально, обратить внимание детей на то, что существует общая логика развития отдельных ремёсел и предметного мира в целом, которая объясняет трансформацию традиций изготовления изделий народных промыслов в современных условиях. Проектно-художественная деятельность учащихся обращена к более детальному ознакомлению с художественными ремеслами наших дней. При конструировании собственных изделий они снова об­ращаются к той историко-эстетической информации, ко­торая лежит в основе предметной деятельности современ­ного человека.

Содержание уроков. Примерные изделия.

Творческое использование известных и новых способов рабо­ты. Повторение и обобщение знаний о народных традициях в ху­дожественных ремеслах. Рукоделие в духе народных традиций. Природные формы в художественных ремеслах.

Вязание крючком; кружевоплетение (имитация из тесьмы); мягкая игрушка-сувенир; конструирование и шитье передника; вышивка салфетки или полотенца; переплетные работы (жес­ткий переплет); бисероплетение.
IV четверть

Творчество. Труд. Мастерство ( 16 ч.)

В этой четверти дети продолжают изучение традиций и канонов, существующих в различных видах художественных ремесел. Вместе с тем предполагается, что к середине четвер­того класса ученики уже достаточно свободно владеют основными приемами ручной работы и их дальнейшее совершен­ствование само по себе способно вызвать у детей положитель­ные эмоции. Фактически в этот период продолжаются и уг­лубляются те основные образовательные и развивающие линии обучения, которые были заданы ранее.

Содержание уроков. Примерные изделия.

Ознакомление с особенностями монументального, станко­вого и декоративно-прикладного искусства. Работа художника в различных видах искусства. Разработка и изготовление изде­лий современного вида.

Станковое искусство, скульптура: однофигурная и двцхфигурная композиция (лепка). Монументальное искусст­во, витраж: окно замка Снежной Королевы, веселого гнома или Малъвины (макет из плотной и крепированной бумаги). Де­коративно-прикладное искусство: декоративная тарелка для кухни определенной цветовой гаммы; декоративная маска (па­пье-маше).

Современная декоративная посуда; аппликация из соломки; простейшие приемы обработки металла (тиснение по фольге, работа с проволокой и пр.); разделочная доска (выжигание).

Итогом систематической работы по данной программе должны быть не узкоспециальные «трудовые» знания и уме­ния школьников, а их более высокий уровень общего разви­тия и культуры.

Календарно – тематическое планирование


п/п

Дата

Название темы урока

Изделие

Кол

час.

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки обучающихся (результат)

кален

корр

1чет.:2ч.*9=18ч

Из глубины веков

18







1

3.09




Вводный урок. Тема года




1

Введение в проблематику уроков; формирование первоначальных представлений о смысле традиций, об исторической информации, заключенной в вещах

Знать правила техники безопасности на уроках трудового обучения

2–3

8.09

10.09



Керамика в культуре народов мира.

Сосуд с магическим орнаментом (лепка, роспись)

2

Обобщение представлений о единстве мира вещей и мира природы; знакомство с бытовой керамикой (лепкой и росписью сосуда по древним мотивам с использованием древней символики)

Уметь организовать безопасный рациональный труд (изготовить сосуд с магической росписью)

4-7

15.09

17.09

22.09

24.09




Архитектурная керамика. Изразец.

Декоративная плитка; коллективное панно (лепка, роспись)

4

Знакомство с архитектурной керамикой (лепкой и росписью изразца с использованием древней символики и орнаментов)

Уметь организовать безопасный рациональный труд (изготовить коллективное панно

из изразцов)

8-11

29.09

1.10

2.10

6.10





Плетение из полос бересты, щепы, лыка.

Плетеный короб

4

Ознакомление с ремеслом плетения, его декоративно-художественными достоинствами и ролью в народном быту

Усвоить приемы прямого плетения из полос (изготовить по образцу корзиночку,

короб)

12-14

8.10

13.10

15.10






Магия вещей. Украшения.


Ожерелье, бусы, Браслет.

3

Обобщение представлений о единстве мира вещей и мира природы; изготовление украшений с использованием древней магической символики

Усвоить прием низания (изготовить ожерелье, бусы)

15-16

20.10

22.10






Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги)




2

Папки (каталоги). Полное имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами). Создание папок. Копирование файлов и папок. Перемещение файлов и каталогов (папок). Удаление файлов и каталогов (папок).


Знать: что такое полное имя файла.

Уметь: создавать папки(каталоги);  удалять файлы и папки (каталоги);

копировать файлы и папки (каталоги);

 перемещать файлы и папки (каталоги).


17-18

27.10

29.10





Создание текстов




2

Компьютерное письмо. Примеры программ. Клавиатурные тренажёры. Правила клавиатурного письма. Операции при создании текстов. Набор текста. Перемещение курсора. Ввод заглавных букв. Ввод букв латинского алфавита. Сохранение, открытие и создание новых текстов.

Знать: правила посадки за компьютером и расположения рук на клавиатуре;

составные части текста (символ, слово, абзац).

Уметь: набирать текст на клавиатуре;

сохранять набранные тексты, открывать ранее сохранённые тексты и редактировать их;

Уметь:

копировать, вставлять и удалять фрагменты текста;

устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв.


2чет.:2*7=14ч.

Традиции мастеров в изделиях для праздника

14







19-

22

3.11

12.11

17.11

19.11






Бумагопластика. Новые приёмы оригами. Карнавал

Карнавальные шапочки и маски

4

Изучение и освоение нового способа работы, ознакомление с неизвестным ранее декоративно-художественным эффектом

Уметь делать геометрические построения

с помощью различных чертежных инструментов

23-24

24.11

26.11




Святки. Обрядовое печенье.

Лепка печенья

из соленого теста

2

Краткая характеристика операций подготовки и обработки пластичных материалов. Способы формообразования деталей изделия

Освоить простейшие приемы лепки из теста

25-26

1.12

3.12





Гофрирование.

Гофрированный фонарик

2

Изучение и освоение нового способа работы, ознакомление с неизвестным ранее декоративно-художественным эффектом

Освоить приемы изготовления из бумаги

27-28

8.12

10.12





Бумагопластика.

Раскладные

Открытки без каркаса

2

Изучение и освоение нового способа работы, ознакомление с неизвестным ранее декоративно-художественным эффектом

Освоить новые приемы бумагопластики, новые чертежно-графические приемы

29-30

31

15.12

17.12

22.12




Барельеф в декоративном изделии.

Декоративная рамка для фото

3




Уметь обрабатывать различные материалы соответствующими способами

3 четверть

Мастера и подмастерья

20







32-37

24.12

29.12

31.12

14.01

19.01

21.01





Простейшие приемы вязания крючком

цепочки, панно, кошелек из вязаного полотна

6

Ознакомление с художественными ремеслами наших дней

Освоить простейшие приемы вязания крючком

38-41

26.01

28.01

2.02

4.02




Петельный шов.

Салфетка. Декоративная

сумочка

4

Обучение выполнению петельного шва и применению его для рукоделия в духе народных традиций

Знать рациональные приемы разметки.

Уметь:

– использовать рациональные приемы разметки;

– читать и работать

по простой технико-технологической документации

42-44

9.02

11.02

16.02





Окантовка картона

Обложка для проездного билета

3

Исправление плана работы по изготовлению обложки. Изготовление

обложки по алгоритму.

Знать рациональные приемы разметки.

Уметь:

– использовать рациональные приемы разметки;

– читать и работать

по простой технико-технологической документации

45-

48

18.02

25.02

2.03

4.03




Жесткий переплет

Ремонт книги.

4

Знакомство с переплетными работами, обучение изготовлению жесткого переплета

Знать рациональные приемы разметки.

Уметь:

– использовать рациональные приемы разметки;

– читать и работать

по простой технико-технологической документации

49-52

9.03

11.03

16.03

18.03




Создание печатных публикаций




4

Печатная публикация. Листовое издание. Книжное издание. Примеры программ: текстовые редакторы, настольные издательские системы. Иллюстрации в публикациях. Схемы в публикациях: схемы отношений; схемы, отражающие расположение и соединения предметов; Таблицы в публикациях. Столбцы и строки.


Знать: что такое печатная публикация;

в каких ситуациях может потребоваться умение готовить печатные публикации с помощью компьютера.

 Уметь: вставлять изображения в печатную публикацию;

создавать схемы и включать их в печатную публикацию;

создавать таблицы и включать их в печатную публикацию.


4 четверть

В каждом деле – свои секреты.

16







53-55

23.03

1.04

6.04




Оригами

Хлопушка, вертушка, лягушка.

3

Изучение и освоение нового способа работы, ознакомление с неизвестным ранее декоративно-художественным эффектом

Освоить новые приемы бумагопластики, новые чертежно-графические приемы

56-58

8.04

13.04

15.04




Металл в руках мастера

Тиснение по фольге, работа с проволокой.


3

Знакомство с художественной обработкой металла в народном искусстве

Знать простейшие приемы обработки металла. Уметь читать и работать по простой технико-технологической

документации

59-62

15.0420.04

22.04

27.04




Дарим людям свое мастерство. Новые стежки и швы

Шов «козлик». Вышивка

4

Обучение выполнению шва «козлик», повторение других швов, изготовление подарков

для будущих первоклассников

Знать рациональные приемы разметки.

Уметь:

– использовать рациональные приемы разметки;

– читать и работать

по простой технико-технологической документации

63-66

29.04

4.05

6.05

11.05





Создание электронных публикаций




4

Виды электронных публикаций: презентации, электронные учебники и энциклопедии, справочные системы, страницы сети Интернет. Программы для создания электронных публикаций. Гиперссылки в публикациях. Звуки, видео и анимация в электронных публикациях. Порядок действий при создании электронной публикации. Подготовка презентаций.


Знать: что такое электронная публикация;

в каких ситуациях может потребоваться умение создавать электронные публикации;

некоторые виды электронных публикаций.

Уметь: создавать простейшие электронные публикации, предназначенные для какой-либо цели, и оформлять их, используя тексты, изображения, звуки, видео и анимацию

67

13.05




Рисование на компьютере

Открытка с компьютерным рисунком

1

Работа с наглядно представленными на экране информационными объектами: графикой

Освоить приемы работы с графическими данными

68

18.05




Итоговый урок.

Выставка работ за год.

1

Подведение итогов

года

Уметь видеть свои достижения

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по технологии 4 класса «Наш рукотворный мир» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебная программа по технологии 4 класса «Наш рукотворный мир», автор Конышева Н. М
Программа по технологии 4 класса «Наш рукотворный мир» iconПояснительная записка календарно-тематическое планирование по курсу...
Календарно-тематическое планирование по курсу «Технология» составлено на основе программы «Наш рукотворный мир» Конышевой Н. М
Программа по технологии 4 класса «Наш рукотворный мир» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Н. М. Конышевой (художественно-конструкторская деятельность) Наш рукотворный мир (от мира природы к миру вещей)
Программа по технологии 4 класса «Наш рукотворный мир» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наш рукотворный мир (от мира природы к миру вещей), (автор – доктор педагогических наук, профессор Н. М. Конышева; год издания –...
Программа по технологии 4 класса «Наш рукотворный мир» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наш проект предназначен для учащихся 2 класса и направлен на изучение темы "В гости к зиме" в базовом курсе "Окружающий мир: Мир...
Программа по технологии 4 класса «Наш рукотворный мир» iconРабочая программа по технологии представляет собой целостный документ,...
Нужд и потребностей людей. Она включает процессы, связанные с преобразованием вещества, энергии, информации, при этом оказывает влияние...
Программа по технологии 4 класса «Наш рукотворный мир» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Сформировать у учащихся новые знания, умения и навыки по теме: «Природа и рукотворный мир»
Программа по технологии 4 класса «Наш рукотворный мир» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проект «Родной город (село). Природа и рукотворный мир. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём»
Программа по технологии 4 класса «Наш рукотворный мир» iconОсновой данной рабочей программы для 8 класса является Программа...
Данная рабочая программа технологии для 8 класса составлена на основании следующих документов
Программа по технологии 4 класса «Наш рукотворный мир» iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2010 – 2011 учебный год составлена на основе стандарта начального общего...
Программа по технологии 4 класса «Наш рукотворный мир» iconРабочая программа по предмету «Мир растений» для 7 класса уровень:...
Рабочая программа по предмету «Мир растений» для 7 класса составлена на основании
Программа по технологии 4 класса «Наш рукотворный мир» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Окружающий мир» для 2 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по окружающему миру и авторской...
Программа по технологии 4 класса «Наш рукотворный мир» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Окружающий мир» для 2 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по окружающему миру и авторской...
Программа по технологии 4 класса «Наш рукотворный мир» iconУтверждаю: школы 20 г
Модульная программа по курсу «Окружающий мир» 4 класса составлена по учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг нас» из расчёта 2 часа...
Программа по технологии 4 класса «Наш рукотворный мир» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Окружающий мир» для 3 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по окружающему миру и авторской...
Программа по технологии 4 класса «Наш рукотворный мир» iconРабочая программа по окружающему миру для учащихся 2 класса Уровень изучения предмета: базовый
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе стандарта начального общего...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск