Рабочая программа Учебной дисциплины Теория и методика обучения информатике





Скачать 290.39 Kb.
НазваниеРабочая программа Учебной дисциплины Теория и методика обучения информатике
страница1/2
Дата публикации27.07.2014
Размер290.39 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Информатика > Рабочая программа
  1   2


Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт математики и информатики

Кафедра информатики и прикладной математики


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины

Теория и методика обучения информатике
Для направления подготовки 050100 «Педагогическое образование»
Профиля Информатика

(указываются наименование профиля)

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

(указывается квалификация (степень) выпускника в соответствии с ФГОС ВПО)
Форма обучения __________очно-заочная___________________________________

(очная, очно-заочная, заочная)


Москва 2013

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» и профилю подготовки «______________»

Разработчики:

ИМИ МГПУ, доцент кафедры информатики и прикладной математики, Дергачева Л.М.

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

___________________ _________________ _____________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Рецензенты:

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Программа одобрена на заседании кафедры информатики и прикладной математики

Протокол № ______ от «_____» _______________ 2013 г.

Зав. кафедрой: член-корр. РАО, доктор педагогических наук, профессор С.Г. Григорьев

© ГБОУ ВПО МГПУ, 2013

© Кафедра информатики и прикладной математики, 2013

1. Цели и задачи освоения дисциплины: подготовка студента к работе учителем информатики в общеобразовательной школе. Программа предназначена дать теоретическую и практическую подготовки учителей в области методики преподавания информатики.
2. Место дисциплины в структуре ООП:

Методическая подготовка учителя информатики в педагогическом вузе является одним из элементов системы профессиональной подготовки учителя, которую необходимо строить на основе модели информационной культуры преподавателя, отражающей социальный заказ общества. Данная модель формируется при изучении всего комплекса дисциплин, изучаемых в педвузе, в том числе в процессе овладения теорией и методикой обучения информатике.

Данный курс базируется на знаниях и умениях, которыми овладели студенты на таких дисциплинах предметной подготовки, как «Программное обеспечение ЭВМ», «Архитектура компьютера», «Основы микроэлектроники», «Теоретические основы информатики», «Программирование», а также на дисциплинах психолого-педагогической подготовки и ориентирован на инвариантное, машинно-независимое преподавание информатики.

В процессе овладения данным курсом у студента формируется логико-алгоритмический и системно-комбинаторный стиль мышления, что является одним из признаков профессионализма преподавателя. Излагаемый материал позволит будущим учителям информатики формировать библиотеки программных средств учебного назначения для ЭВМ, организовывать работу компьютерного класса, осуществлять компьютерную поддержку различных школьных предметов, организовывать и проводить занятия по информатике.

Дисциплина «Теория и методика обучения информатике» ориентирует на такие виды профессиональной деятельности, как учебно-воспитательную; социально-педагогическую; культурно-просветительную; научно-методическую и организационно-управленческую.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурные компетенции (ОК):

  1. владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

  2. анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

  3. понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

  4. использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

  5. готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);

  6. логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);

  7. готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

  8. готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

  9. способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

  10. готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

  11. способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

Профессиональные компетенции (ПК):

общепрофессиональные компетенции (ОПК):

  1. осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1);

  2. владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

  3. способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

  4. способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);

компетенции в области педагогической деятельности:

  1. способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

  2. готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

  3. способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

  4. способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

  5. готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

  6. способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

компетенции в области культурно-просветительской деятельности:

  1. способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

  2. способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);

  3. решение задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12).

компетенции в области научно-исследовательской деятельности:

  1. способен разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности (ПК-12);

Специальные компетенции (СК):

  1. готов к обеспечению компьютерной и технологической поддержки деятельности обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной работе, овладеть системой знаний, умений и навыков, адекватных к изменяющимся условиям (коммуникацией, контактом, пониманием, эмпатией, симпатией, солидарностью, сотрудничеством) (СК-5);

  2. способен использовать современные информационные и коммуникационные технологии для создания, формирования и администрирования электронных образовательных ресурсов (СК-6);

  3. умеет анализировать и проводить квалифицированную экспертную оценку качества электронных образовательных ресурсов и программно-технологического обеспечения для их внедрения в учебно-образовательный процесс (СК-7).


В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • приемы развития мотивации, познавательных интересов, памяти, внимания, речи, мышления учащихся средствами школьной информатики;

  • последовательность развития понятий информатики в школьном курсе и уметь анализировать реализацию развития этих понятий в школьных учебниках информатики;

  • методику обучения основным компонентам учебного материала по информатике;

  • методические требования к системе задач и уметь подбирать систему задач для первичного закрепления изученного материала, для закрепления основных знаний и умений, для контроля знаний и умений, для обобщения и систематизации знаний и умений в области информатики;

  • использовать методику организации исследовательской деятельности с учащимися разного возраста;

Уметь:

  • использовать внутрипредметные связи информатики и ее связи с другими дисциплинами;

  • формулировать дидактическую цель и определять задачи обучения, воспитания и развития для ее достижения;

  • использовать стандарт при планировании и организации обучения информатике;

  • провести сравнительный анализ существующих программ и учебников по школьному курсу информатики;

  • планировать учебный процесс по курсу информатики;

  • составлять конспект урока информатики, внеклассного мероприятия по информатике и анализировать их;

  • выделять системообразующие стержни в содержании школьной информатики, инвариантные знания в области информатики;

  • выбрать и реализовывать различные методы, организационные формы и средства обучения для занятий по информатике, адекватные целям и содержанию изучаемого материала, особенностям учащихся;

  • использовать возможности средств информационно-коммуникационных технологий;

  • разрабатывать и использовать средства проверки, в том числе и с помощью компьютеров;

  • оценивать знания и умения школьников, процесс их развития и воспитания

  • организовывать занятия по информатике для учащихся различных возрастных групп;

  • использовать программную поддержку курса и оценивать ее методическую целесообразность;

  • проводить инструктаж по технике безопасности с целью грамотного и безопасного использования учащимися компьютеров;

  • использовать дидактические возможности технических средств обучения, а также локальную и глобальную сеть в учебном процессе;

  • разрабатывать и использовать средства проверки, объективно оценивать знания и умения школьников;

Владеть:

  • способами изучения учебных возможностей учащихся педагогическими средствами;

  • способами изучения программных и учебно-методических материалов;

  • способами изучения собственных педагогических способностей;

  • способами оценки хода и результатов учебной деятельности;

  • способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);

  • способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;

  • способами проектной и инновационной деятельности в образовании;

  • различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности.


4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов/

зачетных единиц

Семестры

Аудиторные занятия (всего)

84

1

2







В том числе:
















Лекции

34

18

16







Практические занятия (ПЗ)
















Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)




18

18







Самостоятельная работа (всего)

14

7

7







В том числе:
















Указываются виды самостоятельной работы
















Подготовка к коллоквиуму

2

1

1







Подготовка реферата

4

2

2







Подготовка к деловой игре

2

1

1







Решение задач и т.д.

6

3

3







Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

7

3

4







Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

91

46

45






















(Виды учебной работы указываются в соответствии с учебным планом)

5. Структура и содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплин и виды занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

(элемента модуля)

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

Семинары

СРС

Всего

1.

Методика изучения темы «Формализация и моделирование».

4




5




2

11

2.

Методика изучения темы «Аппаратное обеспечение компьютера».

5




5




2

12

3.

Методика изучения темы «Программное обеспечение компьютера».

5




5




2

12

4.

Методика изучения темы «Развитие информационных технологий».

5




5




2

12

5.

Методика изучения темы «Представление данных в компьютере».

5




5




2

12

6.

Методика изучения социальных аспектов информатизации, особенностей информационного общества.

5




5




2

12

7.

Методика обучения основам алгоритмизации и программирования.

5




6




2

12

5.2. Содержание разделов дисциплины


п/п

Наименование раздела дисциплины (элемента модуля)

Содержание раздела

1

Методика изучения темы «Формализация и моделирование».

Научно-методические основы реализации линии. Методика введения понятий: объект, модель, система. Их виды. Овладение основами формализации и моделирования. Последовательность этапов информационного моделирования. Технология подготовки и решения задач с помощью компьютера. Компьютерный эксперимент.

2

Методика изучения темы «Аппаратное обеспечение компьютера».

Научно-методические основы реализации линии. Содержание и методика изучения устройств компьютера, их назначение, характеристики, взаимодействие и классификация. Компьютер как исполнитель алгоритма. История развития вычислительной техники. Поколения ЭВМ. Изучение структуры и принципов работы компьютера.

3

Методика изучения темы «Программное обеспечение компьютера».

Методика освоения различных видов программного обеспечения. Формирование и развитие навыков работы с компьютером. Изучение технологии сбора, хранения, обработки и передачи информации.




Методика изучения темы «Развитие информационных технологий».

Методика освоения новых программных средств обучения. Возможность использования средств новых информационных технологий при изучении школьных дисциплин. Методика проведения интегрированных уроков.




Методика изучения темы «Представление данных в компьютере».

Принципы дискретность и конечность. Представление числовой, текстовой, графической и звуковой информации.




Методика изучения социальных аспектов информатизации, особенностей информационного общества.

Понятие “информационное общество”. Проблема информационной безопасности личности, общества и государства. Правовое регулирование проблем.




Методика обучения основам алгоритмизации и программирования.

Научно-методические основы реализации линии. Анализ структуры раздела “Алгоритмы”. Формирование понятия “алгоритм”. Свойства и способы записи алгоритма. Использование структурных схем при обучении основам алгоритмизации. Величина, ее описание. Команда присваивания. Изучение команд ветвления и повторения. Учебные исполнители. Языки программирования. Табличный способ организации данных. Алгоритм-функция, вспомогательный алгоритм и рекурсия.

5.3. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины (дисциплинарного модуля)


Наименование дисциплинарного модуля

Количество часов/зачетных единиц

Формируемые компетенции

Общее количество компетенций



























































































Примечание: В данном пункте программы (или в приложении, поддерживающем данный пункт программы) рекомендуется разместить матрицу соотнесения тем/разделов учебной дисциплины/модуля и формируемых в них профессиональных и общекультурных компетенций.

Сумма компетенций и их элементов, предлагаемых к формированию по каждой теме/разделу, и соотнесенная с часами на изучение данной темы/раздела, позволяет оценить реальность формирования компетенций и скорректировать распределение часов.
6. Образовательные технологии


Вид занятия (лекционное, практическое, лабораторное)

Тема занятия

Образовательные технологии

(в том числе интерактивные)

Объем, ауд.

часов/в том

числе в интерактивной

форме






































(Указываются образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Примечание: Согласно закону РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», преподаватели вуза имеют право «выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного процесса» (ст. 20).

Рейтинговая оценка знаний обучающихся

Смежные дисциплины по учебному плану:

Педагогика, программное обеспечение, программирование, компьютерные сети, базы данных, архитектура компьютера, основы микроэлектроники, теоретические основы информатики

ВВОДНЫЙ МОДУЛЬ
(проверка «остаточных» знаний, в том числе и по смежным дисциплинам)

БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ
(проверка знаний и умений по дисциплине)

Виды текущей аттестационной работы,
проверяемая компетенция


Виды текущей аттестации

Аудиторная

или внеаудиторная

Миним. кол-во баллов

Максим. кол-во баллов

Посещение лекционных занятий – дисциплинированность, культура поведения

Посещаемость

Аудиторная



5

Ведение записей лекций –

академическая компетенция

Анализ

конспекта

Аудиторная



5

Выполнение самостоятельной работы –

академическая компетенция

Письменная

работа

Внеаудиторная

20

20

Посещение семинарских/лабораторных занятий – дисциплинированность, культура поведения

Посещаемость

Аудиторная



5

Активная работа на семинарских занятиях – академическая и коммуникативная компетенция

Выступления, ответы

Аудиторная



15

Итого:

20

50

ИТОГОВАЯ ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ


Вопросы экзаменационных билетов

Виды

итоговой

аттестации

Аудиторная

или внеаудиторная

Миним. кол-во баллов

Максим. кол-во баллов

Первый вопрос теоретико-практической направленности

Экзамен

Аудиторная

2

20

Второй вопрос теоретико-практической направленности

Экзамен

Аудиторная

2

20

Решение задачи школьного курса информатики, методическое комментирование ее решения

Экзамен

Аудиторная

2

10

Итого:

6

50
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Учебной дисциплины Теория и методика обучения информатике iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и методика...
Программа предназначена дать теоретическую и практическую подготовки учителей в области методики обучения информатике
Рабочая программа Учебной дисциплины Теория и методика обучения информатике iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 17 Теория и методика...
ДС. 02. 1 «Ботаника» составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа Учебной дисциплины Теория и методика обучения информатике iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Теория обучения второму иностранному языку»
Специальность: 0226к00 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»
Рабочая программа Учебной дисциплины Теория и методика обучения информатике iconПрограмма дисциплины «Теория и методика обучения русскому языку»
Опд. Ф. 04. Теория и методика обучения русскому языку и литературе (часть 1-ая — теория и методика обучения русскому языку)
Рабочая программа Учебной дисциплины Теория и методика обучения информатике iconРабочая программа дисциплины теория государства и права (наименование...
...
Рабочая программа Учебной дисциплины Теория и методика обучения информатике iconРабочая программа учебной дисциплины «Теория и методика избранного вида спорта»
Пояснительная записка по изучению (модуля) «Теория и методика избранного вида спорта». (бокс)
Рабочая программа Учебной дисциплины Теория и методика обучения информатике iconРабочая программа по учебной дисциплине Общая педагогика
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Общая педагогика» аспирантам очной (заочной) формы обучения специальности...
Рабочая программа Учебной дисциплины Теория и методика обучения информатике iconРабочая программа учебной дисциплины основная образовательная программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «Теория Государства и Права» составлена в соответствии с требованиями гос впо направления подготовки...
Рабочая программа Учебной дисциплины Теория и методика обучения информатике iconРешение кафедры
«Теория и методика обучения технологии», «Теория и методика обучения экономике и предпринимательствау»
Рабочая программа Учебной дисциплины Теория и методика обучения информатике iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
«Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» (031201. 65), «Перевод и переводоведение» (031202. 65), «Теория и практика...
Рабочая программа Учебной дисциплины Теория и методика обучения информатике iconНаправление подготовки и уровень образования
Последующие: теория и методика физической культуры, теория и методика обучения базовым видам спорта, повышение профессионального...
Рабочая программа Учебной дисциплины Теория и методика обучения информатике iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Опд. Ф. 04. Теория и методика обучения русскому языку и литературе (часть 1-ая — теория и методика обучения русскому языку)
Рабочая программа Учебной дисциплины Теория и методика обучения информатике iconРабочая программа дисциплины «Теория и методика развития детского изобразительного творчества»
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703 дошкольная педагогика и психология
Рабочая программа Учебной дисциплины Теория и методика обучения информатике iconРабочая программа учебной дисциплины «Методика обучения математике»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной и заочной форм...
Рабочая программа Учебной дисциплины Теория и методика обучения информатике iconРабочая программа учебной дисциплины «методика обучения изобразительной...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору профессионального цикла студентам заочной формы обучения (сокращенная...
Рабочая программа Учебной дисциплины Теория и методика обучения информатике iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 15,Опд. Ф. 4 Опд....
Курс «Теория и методика обучения «Физической культуре» предназначен для студентов, обучающихся по специальности Физическая культура»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск