Педагогические технологии дистанционного обучения Евгения Семеновна Полат, доктор педагогических наук, профессор





Скачать 207.53 Kb.
НазваниеПедагогические технологии дистанционного обучения Евгения Семеновна Полат, доктор педагогических наук, профессор
Дата публикации17.12.2014
Размер207.53 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Педагогические технологии дистанционного обучения
Евгения Семеновна Полат,

доктор педагогических наук, профессор
Дистанционная форма обучения все увереннее заявляет о себе, особенно в высшем образовании. Давно просчитано, что экономически это более выгодная форма обучения по сравнению с очной формой. Это и более демократичная форма обучения, поскольку любой человек при сравнительно небольших материальных затратах может получить профессию, повысить квалификацию, переориентироваться в профессиональной деятельности, дополнить свое образование новыми областями знаний и т.д. Однако, при всей привлекательности новой формы обучения для ее становления и развития необходима четкая теоретическая база. Прежде всего, важно понять, что понимается под дистанционным обучением, ибо в настоящее время можно встретить самые разные трактовки данного понятия. Сюда относят и любые формы самообразования, и заочное обучение, и эктернат.
Немного о терминологии
Начнем с теории. Процесс обучения (учебно-воспитательный процесс) характеризуется, в первую очередь тем, что он интерактивен в своей организации, т.е. во взаимодействии учителя и ученика , а также учащихся между собой, имеет конкретную предметную область познания.
Следовательно, когда мы говорим о процессе дистанционного обучения, мы предполагаем наличие в этом процессе преподавателя и учащихся, их общение, общение учащихся между собой, а также наличие в системе учебника, необходимого комплекта средств обучения. Понимание дистанционного образования как результата и как ценности мы относим к будущему, когда будет принята нормативно-правовая база дистанционного образования и сформирована соответствующая система обучения. Понятие самообразования, которое также входит в понятие образования в целом, не предусматривает в системе наличия преподавателя. Это самостоятельная познавательная деятельность учащегося. В этом принципиальная разница, концептуальное отличие дистанционного обучения (учебно-воспитательного процесса) от систем и программ самообразования, с которыми мы имеем дело при работе с автономными курсами на видеокассетах, телевизионными и радио курсами, при работе с компьютерными программами, программами на компакт-дисках. В этом же ряду следует рассматривать и процесс самообразования на основе сетевых программ, курсов и т.д., где не предусматривается взаимодействия учителя и учащихся. Применять в данном случае термин "дистанционный" представляется не оправданным, поскольку речь идет о самостоятельной работе любого учащегося (в широком понимании этого слова) с обучающей программой, информационно-образовательными ресурсами на разных носителях. Ученик может самостоятельно работать с книгой, с видеокассетой, с сетевым курсом. От этого педагогическая суть процесса (самообразование) не меняется. Понятие дистанционности применимо к той форме обучения, в которой учитель и учащиеся разделены между собой расстоянием, что и привносит в учебный процесс специфические формы взаимодействия.
Дистанционная форма - это и не аналог заочной формы обучения, ибо здесь предусматривается, в отличие от заочной формы, постоянный, систематический контакт с преподавателем, с другими учащимися кибераудитории. В этой системе так же, как и в других образовательных системах предусматривается наличие всех компонентов (цели, задачи, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), но реализуются они специфичными средствами интернет-технологий, принципиально отличающимися от тех, которые используются в системе заочного обучения. И это чрезвычайно важно для понимания педагогической сущности дистанционного обучения, чтобы не свести его по аналогии с заочной формой лишь к смене форм транспортировки учебных материалов.
Дистанционное обучение - это новая форма обучения, которая уже существует наряду с очной формой, заочной, экстернатом. И рассматриваться она должна именно как самостоятельная система обучения. Какая бы форма не использовалась при обучении и воспитании человека, она должна соответствовать и отражать общие закономерности науки педагогики, педагогической психологии, закономерности дидактики и частных методик. Поэтому мы считаем неправомерным говорить о дистанционной педагогике, как об отдельной области науке (Хуторской А.В.) точно так же, как никому не приходит в голову говорить о заочной педагогике и т.д.

Дистанционное образование (в понимании процесса) или обучение может быть базовым и дополнительным. В последнем случае мы можем говорить о дистанционной педагогической деятельности (организация дистанционных семинаров, конференций, работа с аспирантами, олимпиады, викторины, пр.). Если рассматривать дистанционную форму обучения как самостоятельную систему, то логично сделать вывод о необходимости создания единого информационно-образовательного пространства, включающего в себя всевозможные электронные источники информации (в том числе, сетевые): виртуальные библиотеки, разнообразные базы данных, консультационные службы, электронные учебные пособия, методические объединения, пр.
Итак, если речь идет о дистанционном обучении, мы понимаем, что система предусматривает наличие в ней учителя, учебника(информационно-методического обеспечения) и учащихся. Следует с удовлетворением подчеркнуть, что в настоящее время такое понимание дистанционного обучения находит все большее признание, как в отечественной системе образования, так и за рубежом. Отсюда важно сделать вывод о необходимости разработки дидактического обеспечения дистанционного обучения - создания электронных курсов, учебников, учебных пособий, информационного обеспечения системы обучения, разработки педагогических технологий, т.е. методов и форм обучения, подготовки педагогов-координаторов или тьютеров. Простое преобразование текстов лекций, учебников, учебных пособий в электронные аналоги не решает проблемы, а лишь затрудняет процесс дистанционного обучения, поскольку при этом меняется лишь форма доставки учебных материалов. Все остальные компоненты системы продолжают функционировать в контексте идеологии заочного обучения. Следовательно, требуются теоретические проработки, экспериментальные проверки, серьезные научно-исследовательские работы. К сожалению, то, что мы сегодня видим в Интернете и на большинстве компакт-дисков, никак не отвечает элементарным педагогическим требованиям. Очень часто педагогические продукты "подгоняются" под существующие оболочки, разработанные как бы для дистанционного обучения, но подчас не учитывающие элементарные дидактические требования. К разработке электронных курсов, учебников, информационно-предметной среды необходимо подходить столь же серьезно, как к разработке программ и учебников, и приоритет здесь должен быть за решением педагогических задач. Технологическая составляющая - суть инструмент, с помощью которого должны решаться педагогические задачи. К сожалению, это далеко не всегда понимается коллективом разработчиков, в которых первую скрипку подчас играют программисты, специалисты в области компьютерных технологий. Специфика дистанционной формы обучения, несомненно, накладывает очень существенный отпечаток на проектирование электронных учебников, информационно-образовательной среды, всего учебного процесса, но это педагогическая система.
Концептуальная основа дистанционного обучения


Система дистанционного обучения должна рассматриваться, наряду с системами очного, заочного обучения, экстернатом, в системе непрерывного образования. Именно поэтому столь значим для любой образовательной системы общий концептуальный подход.

Личностно-ориентированный подход, отражающий основные принципы гуманистической педагогики, признан мировым педагогическим сообществом приоритетным для всех форм современной образовательной системы. Это значит, что в центре обучения находится деятельность учения, а не преподавания, познавательная деятельность ученика, учитывающая его индивидуальные возможности и способности. Деятельность учителя должна быть направлена на организацию продуктивной деятельности учащихся, создание наиболее благоприятных условий для такой деятельности.
Основная цель системы образования - интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией.

Эта концептуальная основа любой формы обучения, как очной, так и заочной, дистанционной, экстерната. Следовательно, содержание обучения, педагогические технологии должны быть адекватны поставленным целям и задачам обучения.
Личностно-ориентированные технологии в дистанционном обучении, благодаря уникальным возможностям, которые предоставляет Интернет, значительно повышают образовательный уровень учебного процесса.
В данной статье мы остановимся на педагогических технологиях дистанционного обучения, причем будем иметь в виду, как обучение детей, так и взрослых (систему повышения квалификации педагогических кадров). О создании курсов дистанционного обучения можно прочитать в других наших публикациях.
Американский психолог Дайана Хальперн с горечью замечает: "Америку называют нацией, над которой нависла угроза, потому что мы лишаем учащихся самого важного компонента образования - мы не воспитываем в них способность мыслить. … только 39% 17-летних молодых людей умеют находить нужную информацию, упорядочивать ее и правильно истолковывать".
Нельзя не согласиться с ней и в определении назначения образования в жизни общества: " Образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на основе двух неразлучных принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное и умения осмыслить и применить полученную информацию".
Следовательно, коль скоро мы говорим о педагогических технологиях дистанционного обучения в контексте обозначенного выше концептуального подхода к образованию, важно так организовать учебный процесс, чтобы у учащихся была возможность:

  • получать необходимые фундаментальные знания, осмысливая их таким образом, чтобы использовать для решения конкретных познавательных или практических проблем;

  • обсуждать со своими партнерами (в том числе, в ряде случаев и с зарубежными) возникающие в процессе познавательной деятельности проблемы;

  • работать с дополнительными источниками информации, необходимыми для решения поставленной познавательной задачи;

  • вести наблюдения, ставить самостоятельные опыты, используя, помимо прочего, разнообразные, доступные им Интернет-технологии для осмысления приобретаемых знаний, решения возникающих проблем;

  • иметь возможность оценивать собственные познавательные усилия, достигнутые успехи, корректировать свою деятельность.


С одной стороны, все сказанное предполагает формирование критического мышления. С другой стороны, требуется отобрать такие педагогические технологии и организационные формы, которые бы способствовали формированию критического мышления, реализации сформулированных выше условий обучения.
Давайте определимся с понятием критического мышления. Коротко критическое мышление можно определить следующим образом: "последовательное, аргументированное, целенаправленное думание". Критическое мышление характеризуется некоторыми факторами:

  • стремление к планированию умственной и любой другой деятельности;

  • гибкость, которая является антиподом догматизма, характеризующей "закрытость ума". Человек с типом догматического мышления изначально настроен негативно на все новое. "Я всегда так делал" - обычная реакция такого человека на любую свежую мысль;

  • настойчивость, последовательность в достижении цели;

  • готовность к самокоррекции.


Педагогические технологии современной системы образования
Пока все, о чем мы говорили, одинаково относится, как к очному, так и дистанционному обучению, как детей, так и взрослых. Поэтому мы имеем основания для отбора таких педагогических технологий, которые одинаково успешно могли бы решать поставленные задачи, как в очном, так и в дистанционном обучении с тем, чтобы в дальнейшем определиться в способах их реализации с учетом специфики обеих форм обучения, возрастных особенностей обучаемых.
На основе широкого анализа разнообразных методов, форм обучения, разработанных и испытанных мировой педагогической практикой, мы отобрали ряд педагогических технологий, совокупность которых составляет определенную дидактическую систему. Эта система отражает личностно-ориентированный подход к обучению, позволяет достаточно успешно формировать критическое и творческое мышление, а также позволяет формировать столь необходимые для современного образования умения работать с информацией. Сюда мы относим:

  • обучение в малых группах (обучение в сотрудничестве - cooperative learning);

  • метод проектов;

  • разноуровневое обучение;

  • "Портфель ученика";

  • Интернет-технологии (в данном случае имеется в виду возможность общения с партнерами из других регионов, стран);


Мы не будем здесь подробно останавливаться на характеристике каждого из указанных методов, используемых в очном обучении. Они достаточно подробно описаны в других наших публикациях. Обратимся к особенностям их применения в условиях дистанционной формы обучения, учитывая возможности интернет-технологий. Для этого необходимо показать информационно-предметную среду в данном случае базового дистанционного обучения. Она включает:

  • Курсы дистанционного обучения, электронные учебники, размещаемые на отечественных образовательных серверах (для различных моделей дистанционного обучения):

  • Виртуальные библиотеки;

  • Базы данных образовательных ресурсов;

  • Веб-квесты, предназначенные для целей обучения.

  • Телекоммуникационные проекты.

  • Виртуальные методические объединения учителей.

  • Телеконференции, форумы для учителей и учащихся;

  • Консультационные виртуальные центры (для учителей, школьников, родителей).

  • Научные объединения школьников.




 

 


В настоящее время предпринимаются попытки в компании "Кирилл и Мефодий" создать виртуальную школу, в которой будут представлены все учебные предметы школьной программы, а также информационно-методическое обеспечение их (http://vschool.km.ru/).


В Федерации "Интернет- образование" совместно с ИОСО РАО делает первые шаги виртуальная информационно- образовательная среда для учителей (http://www.center.fio.ru/do).

Учебная среда формируется таким образом, чтобы обучаемый имел свободный доступ из любого курса:

  • к информационному обеспечению (справочники по соответствующим предметам, энциклопедии, консультационный центр);

  • к необходимым разделам курсов по смежным областям знания;

  • к лабораторным работам, практикумам;

  • веб-квестам;

  • проектам.


Итак, условия для организации учебного процесса созданы. Вернемся теперь собственно к педагогическим технологиям и способам их применения в условиях дистанционного обучения.
Педагогические технологии в дистанционном обучении
Следует сразу оговориться, что обозначенные выше педагогические технологии в дистанционном обучении будут иметь несколько иной вид, чем в очном обучении. Так, разноуровневое обучение, предусматривающее достаточно четкую дифференциацию (уровни А, В, С) в очном обучении, в условиях дистанционного обучения реализуется за счет гипертекстовых технологий. "Портфель ученика" реализуется в виде личных веб-страничек учащихся. Есть определенная специфика и в реализации обучения в сотрудничестве и проектных методов.
В настоящее время большинство специалистов, занятых в дистанционном обучении, пришли к выводу о целесообразности организации обучения в малых группах не только в системе очного, но и дистанционного обучения. Дискуссия идет лишь по поводу терминологии. Существует принятое во многих странах мира так называемое "обучение в сотрудничестве" (cooperative learning) и параллельно идет разговор о совместных формах обучения (collaborative learning). Вряд ли стоит говорить, что в переводе на русский язык оба термина означают совместную деятельность учащихся. Первый термин относится к технологии, разработанной в США, первоначально группой педагогов из университета Джона Хопкинса (Р.Славин), университета штата Миннесота (Р.Джонсон и Д Джонсон), группой Дж. Аронсона, Калифорния. Данная технология отличается детальной проработкой, хотя в других странах (Израиле, странах Европы) она имеет несколько иную модификацию, но принципы остаются едиными. Что же касается второго термина, то здесь речь идет вообще о совместной работе в малых группах, не обязательно по принципам обучения в сотрудничестве. Сами педагоги, принимающие активное участие в дискуссии, подчас не могут сформулировать разницу этих двух понятий. Большинство склоняется к тому, что оба термина означают весьма близкие по своей сути технологии. Так, Ted Panitz (1996) замечает, что collaboration - это скорее философия интерактивности, личный стиль жизни, в то время, как cooperation являет собой структурную организацию интерактивности, специально разработанную, чтобы усовершенствовать процесс достижения конечной образовательной цели или конечного продукта. John Myers (Cooperative Learning vol 11 #4 July 1991) подчеркивает, что термин "collaboration" происходит от латинского корня и указывает на процесс совместной деятельности; корень слова"cooperation" подчеркивает получение продукта, как результата совместной деятельности. Термин "cooperation" в большей мере восходит к философии Дж. Дьюи о продуктивности совместной познавательной деятельности. Второй термин в большей мере отражает британский подход к проблеме, подчеркивающий большую активность учащихся в познавательной деятельности. Говорят и о том, что collaboration больше ориентировано на самостоятельную деятельность и ответственность учащихся в то время, как "cooperation" предполагает большую степень управления со стороны учителя.
С этими рассуждениями можно спорить, поскольку одним из принципов обучения в сотрудничестве является принцип "беру ответственность на себя". Видимо, различие в большей мере лежит в этапе использования этой совместной деятельности. Если идет формирование навыка, того или иного интеллектуального умения, то вполне естественно, требуется пошаговая проработка всего задания. В этом случае принципы обучения в сотрудничестве (cooperative learning) могут быть наиболее эффективны. Если акцент делается на применении сформированных интеллектуальных умений, соответствующих навыков, использовании поисковой, самостоятельной исследовательской деятельности учащихся (как при работе над проектами), тогда свобода учащихся в принятии решений действительно большая. Именно так с самого начала называли совместную деятельность учащихся над проектом ("collaboration"). Но для того, чтобы эта деятельность была достаточно плодотворной, требуется предварительно технология сотрудничества для отработки необходимых навыков и умений.
Ряд специалистов склоняются к тому, чтобы называть совместную деятельность учащихся в малых группах в сетях в условиях дистанционного обучения collaborative learning, а в очном обучении - cooperative learning, ссылаясь на то, что в режиме дистанционного обучения трудно следовать принципам обучения в сотрудничестве. Наша практика показывает, что обучение в сотрудничестве вполне применимо к обучению в малых группах в условиях дистанционного обучения, так же, как и совместная деятельность учащихся при работе над проектом. Мы относим разницу в данной терминологии лишь на счет этапа познавательной деятельности.
Итак, если требуется формирование определенного навыка, учащиеся объединяются в малые группы сотрудничества (по три-четыре человека). При этом соблюдается один из кардинальных принципов обучения в сотрудничестве - разнородность групп (один сильный, один средний и один слабый). Задание дается так же одно, но члены группы имеют возможность самостоятельно распределить роли для выполнения этого задания. Обсуждение в дистанционном обучении ведется либо в режиме форума, либо по электронной почте. Когда единое задание выполнено, все члены группы согласны с его решением, задание отправляется тьютору. Любые вопросы члены группы сначала пытаются решить самостоятельно внутри группы, помогая друг другу. Если возникают сложные ситуации, которые они не могут решить сами, они обращаются к педагогу. Наиболее часто повторяющиеся вопросы размещаются вместе с ответами на Доске объявлений, чтобы любой обучаемый мог, в случае необходимости, получить ответ на возникшее затруднение.
Вот пример такого задания в нашем курсе английского языка для учащихся 7-9 классов

Group work.

Now if you've got the main idea of the previous letter, try to tell your pen-pal about your favorite holidays at school and how you celebrate them. Do it as before: first write your own story, then share your stories with your group mates, then try to discuss the most interesting points of each story and make ONE story from the group. Try not to omit interesting details in any of your stories.

Good luck!
А это пример задания для учителей в курсе "Новые педагогические технологии" (Раздел "Метод проектов")

Творческая работа

Настало время попробовать свои силы. Предложите темы для различных типов проектов (по первому признаку). Придайте им определенный характер и по другим признакам (по характеру контактов, по продолжительности проведения, количеству участников). Обязательно укажите проблему, сформулируйте цели и задачи проекта, учебный материал по предметам, который предполагается задействовать для решения указанной проблемы, а также каким образом результаты проекта могут быть оформлены и какую практическую/теоретическую значимость этот проект может иметь и в какой области. Отдельно следует указать, какие цели интеллектуального, нравственного, культурного развития учащихся вы при этом ставите. Обсудите свои предложения в вашей группе, постарайтесь выбрать лучшие и пошлите со всеми необходимыми обоснованиями вашему куратору.
Попробуйте найти необходимый информационный материал в подкрепление идеи вашего проекта в различных информационных ресурсах Интернета, доступных вам. Опишите их, указав, как именно вы намерены их использовать их в вашем проекте. Проект может быть рассчитан на учащихся или учителей. Успеха Вам!
Обучаемые могут пользоваться информационными источниками по указанным Вами адресам в Интернете. Эти адреса могут располагаться в самом курсе, либо в оперативном порядке на Доске объявлений. Если курс является частью информационно-предметной среды, задача учащихся значительно упрощается, поскольку весь необходимый материал находится, что называется, у них под рукой. Им остается только, пользуясь указателями соответствующих "иконок" на экране монитора, выйти в нужную информационную зону и найти необходимый материал.
Надо сразу оговориться, что учебно-воспитательный процесс в любой форме обучения строится в соответствии с логикой познавательной деятельности и научной организацией деятельности учителя и учащихся. Процесс познания начинается с ознакомления с новой проблемой, новой познавательной задачей. Ученик может это делать самостоятельно либо с помощью преподавателя (объяснение). Для этого этапа познания в зависимости от выбранного способа ознакомления с новым материалом используются разные методы и средства обучения. В первом случае учащимся можно предоставить для размышления противоречивые или неизвестные им ранее ситуации, отражающие то или иное явление, предмет познания с разных сторон, и указать на источники информации, где они могут самостоятельно (индивидуально или в малых группах сотрудничества) найти материал, знакомящий их с данной проблемой. Если при этом предусматривается в дальнейшем использование метода проектов, то совместная деятельность учащихся организуется далее по типу "мозговой атаки", цель которой, выдвижение гипотез решения проблемы. Подробнее мы остановимся на этих технологиях немного позже. Во втором случае учащимся дистанционной формы обучения предлагается готовый материал в виде лекции, базового текста. Отличие от очной формы и здесь очевидно, поскольку слушать преподавателя в классе легче, чем читать текст с экрана. Психологи выявили определенную закономерность: внимание учащихся среднего и старшего возраста ослабевает через 10-12 минут объяснения учителя. Необходимы дополнительные средства наглядности, чтобы удержать внимание учащихся на должном уровне. Чем младше возраст, тем быстрее рассеивается внимание школьников. В условиях дистанционного обучения объем предлагаемого материала не должен превышать 2-3 экранов для учащихся 8- 11 классов и для взрослых. Для детей младшего возраста он не может превышать одного экрана. При этом средства наглядности используются для иллюстрации основных мыслей текста, а не для украшения экрана. Но в данной статье мы говорим о технологиях, а не об эргономике. Это отдельный, весьма сложный предмет для обсуждения.
После ознакомления с новым материалом в соответствии с логикой познания необходимо удостовериться в том, что материал воспринят адекватно. Необходимо формирование ориентировочной основы действий (ООД). В курсе дистанционного обучения или в электронном учебнике для этого предусматриваются вопросы для самопроверки.
Цель таких упражнений - проверить, насколько правильно учащиеся поняли материал лекции, базового текста, информационных материалов, изучаемых самостоятельно. Это индивидуальная работа. Но такая работа, во-первых, позволяет сосредоточить внимание ученика на ключевых мыслях, основных идеях изучаемой проблемы, во-вторых, позволяет учащимся проверить себя, правильно ли они поняли, осмыслили новый материал. Свои первые мысли по поводу изученного они могут занести на свою веб-страничку ("Портфель ученика"), постепенно занося туда свои собственные размышления, анализ, факты, аргументы, подтверждающие избранную позицию, контраргументы, доказывающие ошибочность позиции оппонентов.
Следующий шаг в познании - формирование соответствующих навыков и умений, включая интеллектуальные умения (умения работы с информацией). При любой форме обучения (очной или дистанционной) здесь требуется не индивидуальная, а групповая работа, работа в сотрудничестве, которая позволяет совместными усилиями преодолевать возникающие трудности, помогать друг другу, обмениваться мыслями, рассуждать, опираясь на полученные знания, факты. Это все принципы обучения в сотрудничестве. В дистанционном обучении эта работа выполняется либо в режиме форума, чата, либо по электронной почте, желательно также в режиме on-line. Задание дается на группу ОДНО, роли распределяются самими учащимися. Выполненное совместно задание отправляется тьютору и оценивается им ОДИНАКОВО для всей группы (это тоже один из принципов обучения в сотрудничестве). Вот такой подход и формирует чувство ответственности не только за собственную работу, но за работу всех членов группы, всей группы в целом. Как правило, мотивация учебной деятельности в дистанционном обучении значительно выше, чем в очном, поскольку к дистанционной форме человек обращается вполне осознанно, желая получить ЗНАНИЯ, и не имея возможности обучаться очно.
Очень важный шаг в познавательной деятельности, в формировании критического мышления - применение полученных знаний для решения конкретной проблемы, желательно проблемы, достаточно значимой для ученика и отражающей реалии окружающего мира. Это может быть проектная деятельность, а может быть просто проблемная, поисковая, исследовательская, не заканчивающаяся созданием конкретного продукта, как в методе проектов. В любом случае для формирования критического и творческого мышления желательны самостоятельные рассуждения учащихся, а не просто воспроизведение готовых знаний. Поэтому, какой бы путь не был выбран, важно так построить задания, чтобы в процессе познавательной деятельности, учащиеся могли обмениваться своими мыслями через форум или с помощью Доски объявлений, телеконференции (off-line), разумеется, не забывая предварительно их продумывать на своей веб-страничке. Именно здесь, на этом этапе весьма уместно провести телеконференцию в режиме on-line, которая бы объединила всю группу обучаемых для обсуждения общей проблемы, проекта, используя материалы оффлайновой конференции, веб-страничек учащихся. Модератором такой конференции выступает тьютор. Там, где это возможно, уместно будет провести видеоконференцию. Здесь же предусматривается защита проектов, если они были запланированы с демонстрацией выполненного продукта. Несколько слов о методе проектов, точнее о телекоммуникационных проектах. В каких случаях уместно использовать телекоммуникационные проекты и какие это могут быть проекты?
Под учебным телекоммуникационным проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности, реализуемого в виде некоего совместного продукта.


Сразу оговоримся, что при работе над проектом используется более свободная групповая деятельность учащихся. Это тоже малые группы, но они могут быть по 4-5 человек. Все члены группы имеют собственную роль (часть работы) в общем проекте, за которую они отвечают перед всей группой. Все решения принимаются на основе компромисса, т.е. согласия всех участников группы. Однако, может быть и индивидуальная, но аргументированная точка зрения отдельного ученика. Вот это и есть, с нашей точки зрения, collaboration. Совместная деятельность учащихся так же структурирована, но свобода принятия решения действительно большая, чем при обучении в сотрудничестве.
Очень важно определиться, какой именно проект планируется к реализации. Для этого необходимо ориентироваться в типологии проектов.


Для типологии проектов можно выделить следующие типологические признаки:

  • Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);

  • Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

  • Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника телекоммуникационного проекта).

  • Характер контактов (среди участников школы города, региона, страны, разных стран мира).

  • Количество участников проекта.

  • Продолжительность проекта.


Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте, особенно международном, требуется, как правило, более глубокая интеграция знаний, предполагающая не только знание собственно предмета исследуемой проблемы, но и знание особенностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения. Это всегда диалог культур.
Международные проекты, которые проводятся на иностранном языке, целесообразно включать, если позволяет программа, в структуру содержания обучения для данного класса, курса и соотносить его с той или иной темой устной речи и чтения. Таким образом, выбранная тема для телекоммуникационного проекта будет органично вписываться в систему обучения, включая весь программный языковой материал. Если международный проект предусматривается по другим предметам школьной программы, который также должен выполняться на иностранном языке, но который не соответствует программному материалу, то такой проект выполняется во внеклассной работе, как правило, не всей группой, а отдельными учениками.
Проблематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало использования возможностей компьютерной телекоммуникации. Другими словами, далеко не любые проекты, как бы интересны и практически значимы они не казались, могут соответствовать характеру телекоммуникационных проектов. Как определить, какие проекты могут быть наиболее эффективно выполнены с привлечением телекоммуникаций?
Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения:

  • предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным, пр. явлением, требующие сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы;

  • предусматривается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия решения, разработки предложений, пр;

  • предусматривается сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффективного, приемлемого для любых ситуаций, решения, т.е. для получения данных об объективной эффективности предлагаемого способа решения проблемы;

  • предлагается совместная творческая разработка какой-то идеи:
    чисто практической (например, выведение нового сорта растения в разных климатических зонах, наблюдения за погодными явлениями, пр.),
    или творческой (создание журнала, газеты, пьесы, книги, музыкального произведения, предложений по совершенствованию учебного курса, спортивных, культурных совместных мероприятий, народных праздников и т.д. и т.п.);

  • предполагается провести увлекательные приключенческие совместные компьютерные игры, состязания.


Мы пока не затрагивали вопроса контроля эффективности обучения в дистанционной форме. Это так же тема для специального разговора. Здесь мы только подчеркнем, что в дистанционной форме контроль деятельности учащихся осуществляется в виду исходных, промежуточных, итоговых тестов, контрольных работ, рефератов, докладов, защиты проектов. Выбор вида тестирования, вида контроля диктуется спецификой познавательной задачи, учебного предмета или познавательной области, возрастными особенностями обучаемых.
Источник – “Федерация Интернет образования” fio.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Педагогические технологии дистанционного обучения Евгения Семеновна Полат, доктор педагогических наук, профессор iconПрограмма «Детство»
Руководители авторского коллектива — кандидат педагогических наук, профессор Т. И. Бабаева, доктор педагогических наук, профессор...
Педагогические технологии дистанционного обучения Евгения Семеновна Полат, доктор педагогических наук, профессор iconПриобщение младших школьников к музыкальным традициям казахского народа
Голошумова Галина Семеновна, доктор педагогических наук, профессор, филиал фгбоу впо «Уральский государственный экономический университет»...
Педагогические технологии дистанционного обучения Евгения Семеновна Полат, доктор педагогических наук, профессор icon1. Пояснительная записка к образовательной программе по обществознанию
Л. Н. Боголюбов, академик рао, доктор педагогических наук, профессор; Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова,...
Педагогические технологии дистанционного обучения Евгения Семеновна Полат, доктор педагогических наук, профессор iconРабочая программа по предмету обществознание основное общее образование
«Обществознание. 6 9 классы». Авторы программы: Л. Н. Боголюбов – академии рао, доктор педагогических наук, профессор; Н. И. Городецкая...
Педагогические технологии дистанционного обучения Евгения Семеновна Полат, доктор педагогических наук, профессор iconМинистерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным...
Ран; Милованов В. И. — доктор исторических наук; Мистюков Н. А.; Молодых И. И. — доктор геолого-минералогических наук, профессор;...
Педагогические технологии дистанционного обучения Евгения Семеновна Полат, доктор педагогических наук, профессор iconПояснительная записка Курс имеет целью познакомить студентов с концепцией...
Рецензенты: Вагинова Л. С., доктор культурологии, профессор кафедры Кимктяиж мггу; Ворожбитова А. А., доктор филологических наук,...
Педагогические технологии дистанционного обучения Евгения Семеновна Полат, доктор педагогических наук, профессор iconПояснительная записка к тематическому планированию уроков обществознания...
Л. Н. Боголюбов, академик рао, доктор педагогических наук, профессор; Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова,...
Педагогические технологии дистанционного обучения Евгения Семеновна Полат, доктор педагогических наук, профессор iconВнеклассная работа как средство повышения компетентности учащихся. Монография
Рецензенты: доктор технических наук, профессор Копыльцов А. В.(зав кафедрой информатики ргпу им. А. И. Герцена), доктор педагогических...
Педагогические технологии дистанционного обучения Евгения Семеновна Полат, доктор педагогических наук, профессор iconГуманитарный Центр "СпАрт"
Спорт и олимпизм в современной системе образования: Сборник/Сост и ред.: академик рао, доктор педагогических наук, профессор В. В....
Педагогические технологии дистанционного обучения Евгения Семеновна Полат, доктор педагогических наук, профессор iconРабочая программа учебной дисциплины «Литература»
Тодоров Л. В., доктор педагогических наук, профессор; Белоусова Е. И., кандидат педагогических наук, доцент; под общей редакцией...
Педагогические технологии дистанционного обучения Евгения Семеновна Полат, доктор педагогических наук, профессор iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 44....
Директор Института педагогики и психологии образования гбоу впо мгпу, заведующий общеинститутской кафедрой психологии образования,...
Педагогические технологии дистанционного обучения Евгения Семеновна Полат, доктор педагогических наук, профессор iconПерспективы и пути повышения гуманистической ценности современного...
Ия гуманистической ценности современного спорта и олимпийского движения: Сборник/Сост и ред.: академик рао, доктор педагогических...
Педагогические технологии дистанционного обучения Евгения Семеновна Полат, доктор педагогических наук, профессор iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тодоров Л. В., доктор педагогических наук, профессор; Белоусова Е. И., кандидат педагогических наук, доцент; под общей редакцией...
Педагогические технологии дистанционного обучения Евгения Семеновна Полат, доктор педагогических наук, профессор iconРабочая программа учебной дисциплины «литература»
Тодоров Л. В., доктор педагогических наук, профессор, Белоусова Е. И., кандидат педагогических наук, доцент. Под общей редакцией...
Педагогические технологии дистанционного обучения Евгения Семеновна Полат, доктор педагогических наук, профессор iconНаучный консультант: доктор филологических наук, профессор Гончарова Евгения Александровна
Оперативное совещание «Планирование работы на месяц. Итоги проверки дневников учащихся 3-4 классов»
Педагогические технологии дистанционного обучения Евгения Семеновна Полат, доктор педагогических наук, профессор iconТема выпуска: индивидуализация обучения старшеклассников (из опыта работы педагогов)
Т. А. Каплунович, проректор по науке рцро профессор, доктор педагогических наук, Заслуженный учитель России


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск