Скачать 4.9 Mb.
|
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ Международная академия наук экологии, безопасности человека и природы Кубанская государственная медицинская академия Краснодарский муниципальный медицинский институт ВСО ОТ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ НАУК МОРФОЛОГИИ, ФИЗИОЛОГИИ, ФИЗИКИ, ЭВОЛЮЦИОННОГО УЧЕНИЯ - К ЭКОЛОГИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ, МЕДИЦИНЕ, ОБЩЕСТВЕННОМУ ЗДОРОВЬЮ А. Л. ЕРЕМИН НООГЕНЕЗ И ТЕОРИЯ ИНТЕЛЛЕКТА ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: Экология и физиология интеллектуальных систем Математические элементы интеллекта Эволюция интеллектуальной материи Биофизические основы идеального Сила разума и скорость мысли Интеллектуальное ускорение Формула энергии интеллекта Рефлексия человечества Homo sapiens sinergiosus Информационная гигиена Разум как космическое явление Интеллектуальная наследственность Интеллектуальная миссия человечества Информационно-программируемая смерть Прогноз здоровья и размножения человечества Краснодар 2005 УДК 612.8 ББК 28.7 Е72 Ряд материалов издания удостоен Российским гуманитарным научным фондом при Правительстве России, Российским агентством научных новостей, Британским Советом, Ассоциацией научных журналистов России — звания лауреата Всероссийского конкурса «Наука — обществу — 2004», а также опубликован в рецензируемых журналах Министерства здравоохранения РФ и Российской академии наук. Еремин А. Л. Ноогенез и теория интеллекта. Краснодар: «Советская Кубань», 2005. — 356 с. Книга — итог многолетних исследований автора, представляет новое учение о «ноогенезе» [гр. noos — разум] — эволюции материи, носительницы разума. В соответствующих главах раскрываются закономерности интеллектуальной эволюции, биофизика, экология и морфофизиология интеллектуальных систем, феномены разума человека и человечества, математические основы идеального, интеллектуальная энергия, информационная наследственность и гигиена, профилактическая медицина информационно-зависимого здоровья, прогнозы общественного здоровья и размножения интеллектуальных систем, объединенные теорией интеллекта. Книга представляет собой учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей медицинских и гуманитарных учебных заведений, а также руководство для специалистов в области естественных наук и всех, кто интересуется вопросами разума и эволюции интеллектуальных систем, информации и ее влияния на человека и население. ISBN ©А.Л. Еремин, 2005 Все права защищены. Ссылка на авторство обязательна. Оглавление ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие 9 Введение. ИСТОРИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ НАУК ХХ-го ВЕКА, ПРЕДТЕЧИ НООГЕНЕЗА И ТЕОРИИ ИНТЕЛЛЕКТА 12
об информационно-интеллектуальной человеческой популяции 16 Часть 1. НООГЕНЕЗ — ЭВОЛЮЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ МАТЕРИИ 20 1.1. НООГЕНЕЗ В ФИЛОГЕНЕЗЕ, ОНТОГЕНЕЗЕ ЧЕЛОВЕКА И ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 20
1.2. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОРФОЛОГИИ И ФИЗИОЛОГИИ НООГЕНЕЗА.. 26
1.2.7. Два основных класса компонентов интелсистем 46 Часть 2. ТЕОРИЯ ИНТЕЛЛЕКТА. Триединство интеллектуальной теории 49 2.1. БИОФИЗИЧЕСКИЕ НАЧАЛА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ЭКОСИСТЕМ 52
2.2. ФОРМУЛА ИНТЕЛЛЕКТА 59
2.3. ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА 69 Оглавление А.Л. Еремин. НООГЕНЕЗ И ТЕОРИЯ ИНТЕЛЛЕКТА
и совместнодействующей глобальной популяции 89 2.4. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ — НООГЕНЕТИКА 91
2.5. ИНФОРМАЦИОННО-ПРОГРАММИРУЕМАЯ СМЕРТЬ 95
2.6. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИДЕАЛЬНОГО 99 Часть 3. ЭКОЛОГИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОЛОГИИ 103
Часть 4. ИНФОРМАЦИОННАЯ ГИГИЕНА И ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ 161 4.1. ОКРУЖАЮЩАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА 161
на изменение окружающей информационной среды 164 4.2. ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИИ НА ЗДОРОВЬЕ 167
на общественное здоровье 169 4.3. ИНФОРМАЦИОННАЯ ГИГИЕНА 177
4.4. ИНФОРМАЦИОННО-ЗАВИСИМОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ 193
по оптимизации информационной среды и общественного здоровья 195 4.5. РЕЦЕПТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОДЛЕНИЯ ЖИЗНИ 200 Оглавление 4.6. МОДЕЛИ БЕЗОПАСНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 204 Часть 5. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 206 5.1. ФЕНОМЕНЫ НООГЕНЕЗА И РЕФЛЕКСИИ ГЛОБАЛЬНОЙ ПОПУЛЯЦИИ 206
5.2. ТРИ ЗАКОНА ДВУХ ПОЛУШАРИЙ 216
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 254 ПРИЛОЖЕНИЯ 262 1. Опыты примерных расчетов интеллектуальной энергии и сравнительного анализа деятельности в интеллектуальной сфере 262 2. Некоторое наследие XX века интеллектуальной системы человечества в информационно-«идеальной» сфере 267 3. Аналоговая модель взаимозависимости информационного здоровья и окружающей информационной среды 269 4. Психическая работоспособность, информационная стрессоустойчивость и их зависимость от физической подготовленности — аспекты взаимодействия экстеро- и интероцепции 272
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ понятий и терминов 321 ЛИТЕРАТУРА 339 ОБ АВТОРЕ 355 А.Л. Еремин. НООГЕНЕЗ И ТЕОРИЯ ИНТЕЛЛЕКТА Eryomin A.L. Noogenesis and Theory of Intellect. Krasnodar, 2005. — 356 p. CONTENT Preface 9 Introduction. The HISTORY of FUNDAMENTAL SCIENCES of XX CENTURY, FORERUNNERS of NOOGENESIS and THEORY of INTELLECT 12
-The doctrines are influencing on the development of system of knowledge of information-intellectual human population 16 Part 1. NOOGENESIS — EVOLUTION of the INTELLECTUAL MATTER 20 1.1. NOOGENESIS in PHYLOGENESIS, ONTOGENESIS of HUMAN and EVOLUTION of MANKIND 20
1.2. MATHEMATICAL BASES of MORPHOLOGY and PHYSIOLOGY of NOOGENESIS 26
Part 2. The THEORY of INTELLECT. Trinity of the intellectual theory 49 2.1. The BIOPHYSICAL BEGINNINGS of INTELLECTUAL ECOSYSTEMS 52
2.2. The FORMULA of INTELLECT 59
Content 2.2.5. Intellectual energy 65 2.3. The PHENOMENON of the HUMAN 69
and cooperating global population 89 2.4. The HEREDITY of lNTELLECTUAL SYSTEMS - NOOGENETICS 91
2.5. INFORMATION-PROGRAMMED DEATH 95
2.6. MATERIALISTIC PHILOSOPHY OF IDEAL 99 Part 3. ECOLOGY and PHYSIOLOGY of INTELLECTUAL SYSTEMS, LAWS of INFORMATION ECOLOGY 103
Part 4. INFORMATION HYGIENE and PREVENTIVE MEDICINE of PUBLIC HEALTH .... 161 4.1. INFORMATIONAL ENVIRONMENT 161 4.1.1 The information as a factor of environment 161 4.1.2. Influence of development of information-technical means on change of informational environment 164 4.2 NEGATIVE INFLUENCE of the INFORMATION on HEALTH 167
4.3. INFORMATION HYGIENE 177
4.4. INFORMATION-DEPENDENT PUBLIC HEALTH 193 4.4.1. Public health: monitoring, diagnostics, the epidemic analysis of influence of information environment 193 А.Л. Еремин. НООГЕНЕЗ И ТЕОРИЯ ИНТЕЛЛЕКТА 4.4.2 Medic-hygienic strategy of a policy of public health services on optimization of the information environment and public health 195
Part 5. PHENOMENOLOGY of MANKIND 206 5.1. PHENOMENS of NOOGENESIS and REFLEXIO of the GLOBAL POPULATION 206
5.2. THREE LAWS of TWO HEMISPHERES 216
CONCLUSION 254 APPENDICES 262 1. Experiences of provisional calculations of intellectual energy and the comparative analysis of activity in intellectual sphere 262 2. Some heritage of XX century of intellectual system of mankind in information-intellectual sphere 267 3. Analog model of interdependence of information health and information environment 269
of the information environment on public health milli-macrosocium 299 6. Examples of development and a substantiation of models, codes, algorithms, codes of safe information behaviour 309 EXPLANATORY DICTIONARY of concepts and terms 321 REFERENCE 339 ABOUT the AUTHOR 355 Предисловие 100-летию разработки И.Павловым концепций условного рефлекса и нервизма, В. Вернадским — учения о ноосфере, изобретения А. Поповым радио, В.Зворыкиным — телевизора, и многим другим интеллектуалам и их интеллектуальным достижениям посвящается российское издание этой книги. ПРЕДИСЛОВИЕ Новый уровень человеческой цивилизации к XXI веку вылился в информационную революцию, характеризующуюся интенсивным взаимодействием людей, наций, языков, валют, увеличением скоростей, качественным разнообразием и чрезвычайными объемами информации. Восхищаясь интеллектуальными достижениями великих ученых и человечества, будучи обеспокоенным фактами отрицательного влияния информации на индивидуальное и общественное здоровье, как состояние психического, физического и социального благополучия, понимая и учитывая сложность информационных процессов, их разносторонность и разнообразие форм в различных сферах человеческой жизни от межличностных, общественных, межнациональных до профессиональных областей в политике, массовой информации, управлении, экономике, здравоохранении, образовании, автор предпринял попытку:
А.Л. Еремин. НООГЕНЕЗ И ТЕОРИЯ ИНТЕЛЛЕКТА ционной сфере, избавлению грядущих поколений от бедствий всевозможных чрезвычайных ситуаций и конфликтов, обусловленных информацией, для социального прогресса, устойчивого развития и улучшения условий жизни, и решил написать книгу для объединения усилий по достижению этих целей. Автор попытался объединить три культуры — культуру естественных наук, культуру точных наук и культуру социальных наук. Из естественных наук, из физиологии человека были взяты механизмы и закономерности информационных процессов. Из фило-, онто-, антропо-, морфо-, системоге-неза — характеристики эволюционной развертки человеческого организма. Из медицины — мониторинг показателей народонаселения и общественного здоровья. Из точных наук — методология физических, аналоговых, математических моделей, а также кодов, алгоритмов, формул информационного поведения. Из социальных наук — методы социально-гигиенического эксперимента и концептуальной модели политического поведения, а также примеры, иллюстрирующие корректность экстраполяции, приложения закономерностей информационных процессов, известных из биологии и медицины, к нормам информационного поведения в обществе. Это дало автору новый инструмент, новую методологию — информационно-экологический подход в изучении развития и формирования интеллектуальных систем и взаимоотношения их с окружающей средой. И. П. Павлов подчеркивал, что для открытия нового необходима новая методика. И автор надеется, что новизна настоящего исследования будет интересна читателю и актуальна для внедрения в жизнь. Автор выражает глубокую признательность: своим учителям в науке
10 Предисловие — ученому секретарю Международной академии наук экологии и безопасности человека, член-корреспонденту А. И. Демьяникову и проф. А. В. Бялко (редакция журнала «Природа» РАН) за ряд ценных замечаний в процессе работы, оказанную поддержку и содействие в публикации научных разработок. Автор выражает благодарность руководителям предприятий Краснодара, оказавшим поддержку в издании книги. А.Л.Еремин 11 А.Л. Еремин. НООГЕНЕЗ И ТЕОРИЯ ИНТЕЛЛЕКТА Введение. ИСТОРИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ НАУК ХХ-го ВЕКА, ПРЕДТЕЧИ НООГЕНЕЗА И ТЕОРИИ ИНТЕЛЛЕКТА Важные исследования задерживаются из-за того, что в той или иной области неизвестны результаты, уже давно ставшие классическими в смежной области. Норберт Винер (1894—1964) ОТКРЫТИЯ В СФЕРЕ ФИЗИОЛОГИИ И МЕДИЦИНЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ Предтечи (лица и события, подготовившие условия для) формирования экологии интеллектуальных систем и информационной гигиены. Развитие разума связано со скоростью информационных операций, количеством и качеством информации и каналов связи, количеством интеллектуальных компонентов, участвующих в накоплении, обмене, анализе и синтезе информации. Еще в XVII веке Рене Декарт (1596—1650) сформулировал теорию познания рационализма, разработал схему рефлекторной дуги, разделил нервы на проводящие к мозгу центростремительные импульсы и центробежные импульсы от мозга. В XIX веке Германом Гельмгольцем (1821—1894) в 1847 году в работе «О сохранении силы» было дано обоснование справедливости закона сохранения энергии для процессов протекающих в живых системах. В 1850—1871 гг. проведены первые измерения скорости распространения возбуждения по нервам Чарльзом Дарвиным (1809—1882) в 1871 году в его труде «Происхождение человека и половой отбор» были заложены основы учения об антропогенезе, а в 1872 году в труде «Выражение эмоций человека и животных» — обобщены строго объективные представления об эмоциях, как адаптивных реакциях организма, возникших в процессе эволюции. В XX веке в физиологии и медицине был совершен целый ряд открытий, касающихся информации, приема сообщений и сведений, их хранения, 12 История фундаментальных наук ХХ-го века производства и передачи, одним словом, в области функционирования «информационного микрокосма» человека. Из них в раздел «морфофизиология информационно-интеллектуальных систем» можно сгруппировать открытия, получившие признание Нобелевского комитета: строения нервной системы (К. Гольджи, С. Рамон-и-Кахаля, 1907); диоптрики глаза (А. Гуль-странд, 1911); физиологии вестибулярного аппарата (Р. Барани, 1914); функций нейрона (Ч. Шеррингтон, Э. Эдриан, 1932); химической природы передачи нервной реакции (О.Леви, Г. Дейл, 1936); функциональных различий нервных волокон (Д. Эрлангер, Г. Гассер, 1944); функциональной организации промежуточного мозга и его связи с деятельностью внутренних органов (В. Гесс, 1949); ионных механизмов возбуждения и торможения в периферических и центральных частях оболочек нервных клеток (Д. Эклс, А. Ходжкин, А. Хаксли, 1963); физиологических и химических механизмов зрительного процесса (Р. Гранит, Х. Хартлайн, Д. Уолд, 1967); сигнальных веществ в контактных органах нервных клеток и механизмов их накопления, освобождения и дезактивации (У. Эйлерм, Д. Аксельрод, Б. Кац, 1970); моделей индивидуального и группового поведения (К. Фриш, К. Лоренц, Н. Тинберген, 1973); выделения гормонов в мозге (Р. Гиймен, Э. Шалли, 1977); функциональной специализации полушарий мозга (Р. Сперри, 1981); обработки информации в зрительном нерве (Д. Хьюбелл, Т. Визел, 1981); факторов роста нервных клеток (Р. Леви-Монтальчини, С. Коэн, 1986); роли G-протеинов в переносе сигналов в клетках (А. Гилман, М. Родбелл, 1994); генетического контроля раннего эмбрионального развития (Э. Левис, Х. Нусслейн-Волхард, Э. Вейсчаус, 1995); сигнального переноса в нервной системе (А. Карлсон, П. Грингард, Э. Кандел, 2000). Следует также отметить, что введение в 1936 году Гансом Селье понятия «стресс», стимулировало в дальнейшем развитие учения об эмоциональном стрессе и нервно-психическом перенапряжении. Вклад членов Российской академии медицинских наук. Необходимо отметить прецеденты в медицинской науке по преодолению проблем измерения информации. Отсутствие разработанного учения об информации и ее носителях не помешало основателю отечественной физиологической и психологической школы И. М. Сеченову (1829—1905) утверждать о существовании «темных чувств и ощущений», исходящих от внутренних органов, а российскому основателю психоневрологии В. М. Бехтереву (1857—1927) открыть ядра и проводящие пути мозга. 13 А.Л. Еремин. НООГЕНЕЗ И ТЕОРИЯ ИНТЕЛЛЕКТА Отсутствие нормирования информации не препятствовало Н. Е. Введенскому (1852—1922) при доказательстве, что содержание любой ответной реакции на раздражение определяется, с одной стороны, исходным уровнем физиологической лабильности ткани, с другой — величиной и особенностями действующего раздражителя, а А. А.Ухтомскому (1875— 1942) — при развитии учения об усвоении ритма и о доминанте, как о рабочем принципе нервных центров. В экспериментах лауреата Нобелевской премии И. П. Павлова (1849— 1936) с фистулой, не измерялось количество и качество информации предъявленной собаке и точные пути информационных процессов при безусловном рефлексе. В качестве результата эксперимента был принят наглядный, открытый им эффект: воздействие (зрительной информации) — результат (выделение желудочного сока). Учение академика В. Н. Черниговского (1907—1981) о взаимодействии экстероцепции и интероцепции в центральной нервной системе было разработано (1973) при отсутствии как тогда, так и до настоящего времени приборов регистрирующих, например, фоновую интероцепцию, а выводы делались по результативным эффектам в экспериментах. Отсутствие точного количественного и качественного измерения и нормирования информации не явилось препятствием для академика П. К. Анохина (1898—1974), чтобы выдвинуть положение о том, что эмоции и мотивации являются обязательными компонентами функциональной системы, составляя вместе с обстановочной и пусковой афферента-циями основу для афферентного синтеза (1966—1968), а для академика П.В.Симонова — в 1961—1987гг. разработать информационную теорию эмоций и предложить формулу возникновения эмоций, среди многочленов которой - информация о потребностях, информация о необходимых средствах, информация о существующих средствах. Необходимо отметить вклад в биофизику и нейрофизиологию многочисленных исследований количества нейронов головного мозга, одними из основополагающих из которых явились в 1960-х годах работы академика Г. Р. Иваницкого. Все эти открытия создали предпосылки для формирования системы знаний об индивидуальной информационно-интеллектуальной биосистеме, которой обладает человек. 14 История фундаментальных наук ХХ-го века ОТКРЫТИЯ В СФЕРЕ ФИЗИКИ ИНФОРМАЦИИ Предтечи формирования разума человечества в современной цивилизации. Информационный бум начался в XIX веке с изобретением А. Г. Беллом (1847—1922) в 1875 году электромагнитного телефона, В XX веке в физике были совершены открытия и изобретения, касающиеся информации, новых методов познания внешнего мира, содержания сигналов, а также средств их доставки и связи. Из них в раздел «физика информации» можно сгруппировать открытия, получившие признание Нобелевского комитета: рентгенографии (К. Рентген, 1901); влияния магнетизма на процессы излучения (Х.Лоренс, П. Зееман, 1902); радиоактивности (П. Кюри, М. Склодовская-Кюри, 1903); электролитной диссоциации* (С.Аррениус, 1903); катодных лучей (Ф.Ленард, 1905); прецизионных оптических инструментов (Ф. Майкельсон, 1907); цветной фотографической репродукции (Г.Липман, 1908); беспроволочного телеграфа (радио) (Г.Маркони и Ф.Браун, 1909) (ранее — А.Попов); эффекта Доплера (И. Штарк, 1919); фотоэлектрического эффекта (А. Эйнштейн, 1922; Э.Милликен, 1923); строения атомов и испускаемого ими излучения (Н.Бор, 1922); электрокардиографии** (В. Эйнтховен, 1924); усовершенствования фотографии ядерных процессов и открытие мезонов (С. Пауэлл, 1950); измерения ядерного магнетизма (Ф. Блох, Э. Парселл, 1952); распределительной хроматографии* (А. Мартин, Р.Синг, 1952); фазоконтраст-ного микроскопа (Ф. Цернике, 1953); полупроводников и транзисторного эффекта (У. Шокли, Д. Бардин, у. Браттейн, 1956); полярографического анализа* (Я. Гейровский, 1959); метода датирования углеродом-14* (У.Либ-би, 1960); оптических методов исследования колебаний атомов в области радиочастот (А.Кастлер, 1966); процессов генерации энергии звезд (Х.Бете, 1967); голографии (Д.Габор, 1971); сверхпроводимости (Д. Бар дин, Л. Купер, Д.Шриффер, 1972); радиоастрономических (М.Райл, Э.Хьюиш, 1974); радиоиммунологических** (Р.Ялоу, 1977); томографических методов исследований** (А.Кормак, Г.Хаунсфилд, 1979); электронной микроскопии кристаллов и структур нуклеопротеиновых комплексов* (А. Клуг, 1982); электронной оптики, сканирующего туннельного микроскопа (Э. Руской, * — открытия, признанные в химии ** — открытия в физиологии и медицине 15 А.Л. Еремин. НООГЕНЕЗ И ТЕОРИЯ ИНТЕЛЛЕКТА Г. Бинниг, X. Рохлер, 1986); суперпроводимости керамических материалов (Д. Беднорз, К.Мюллер, 1987); ядерно-магнитно-резонансной спектроскопии* (Р.Эрнст, 1991); новых пульсаров и возможностей изучения гравитации (Р.Хуле, Д.Тейлор, 1993); нейтронной спектроскопии и дифракционной техники (Б.Брокхаус, К. Шул, 1994); регистрации лептонов и нейтрино (М.Перу, Ф.Рейнес, 1995); вычислительных методов в квантовой химии (Д.Попл, 1998); полупроводниковых гетероструктур, используемых в высокоскоростной- и опто-электронике (Ж. Алферов, Х.Кроемер, 2000); интегральных схем — «чипов» (Д. Килби, 2000). Следует отметить, что большое значение для информационных технологий имело изобретение в 1929 В.К.Зворыкиным и М.фон Ардение кинескопа — приемной телевизионной трубки, а в 1931 В. К. Зворыкиным и С. И. Катаевым иконоскопа — передающей телевизионной трубки. Кроме того, еще одним прорывом в сфере информации в 1989 году явилось изобретение Т. Бернерс-Ли языка интернета — HTML. Все эти открытия в совокупности, с одной стороны, сформировали информационную революцию во внешней среде, разверстку информационной бездны, гигантскую информационную волну, обрушившуюся на земную цивилизацию и захлестывающую информационным потопом все человечество, с другой — могли способствовать формированию нового единого научно-технического информационно-интеллектуального макрокосма человеческой цивилизации. Предстояло проанализировать основные моменты результатов «наложения» информационной революции в окружающей среде на физиологию человека, здоровье населения, цивилизацию в целом УЧЕНИЯ, ОКАЗАВШИЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ ОБ ИНФОРМАЦИОННО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПОПУЛЯЦИИ Предтечи гипотезы «глобального разума» макросоциума и учения о ноогенезе. Эрнст Геккель (1834—1919) в 1866 году ввел такие термины, как онтогенез и филогенез, в связи с формулировкой основного биогенетического закона, согласно которому онтогенез (индивидуальное развитие) есть краткое и сжатое повторение филогенеза — процесса исторического развития отдельных типов, классов, отрядов, родов, семейств, видов живых организмов; предложил трактовку термина экология. 16 История фундаментальных наук ХХ-го века Выдвинутая В. И. Вернадским (1863—1945) идея, о том, что уже в 30-х годах XX века «человечество вступило в ноосферу — сферу ведущего значения разума» («noos» от греч. «разум»), так как якобы уже тогда «преобразовались средства связи», «человечество стало единым, поднялось благосостояние трудящихся, наступило равенство всех людей и войны исключи-лись из жизни общества» — сомнительна по своей своевременности, так как к тому времени население Земли приближалось всего лишь к 1 млрд; телевизоров, компьютеров, сотовых телефонов, спутниковой и Интернет связи не было; человечеству предстояло еще испытать ужасы II Мировой войны. Между тем, заявление В. И. Вернадского могло свидетельствовать о международном характере науки и способствовало развитию человеческой мысли по гипотезе «глобального разума» в будущем К.Э.Циолковский (1875—1935) явился основателем космической философии, выдвинул идеи поиска внеземного разума, связи с внеземными цивилизациями, в книге «Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы», изданной в Калуге в 1928 году писал: «...Что могущественнее разума? Ему — власть, сила и господство над всем космосом. Последний сам рождает в себе силу, которая им управляет. Она могущественнее всех остальных сил природы...». В статье Клода Шеннона «Математическая теория коммуникаций» в 1948 году впервые было сформулировано определение информации, связанное с мерой неопределенности (степени незнания того, что подлежит передаче). Соответственно, цель передачи информации — это снятие данной неопределенности. В соответствии с данным подходом по мере получения информации снимается неопределенность, при этом, чем больше информации получено, тем меньше степень неопределенности получателя. В 1948 году Норберт Винер (1894—1964) в своей книге «Кибернетика» сформулировал предмет, объект и основные понятия новой науки об общих закономерностях управления и связи, лежащих в основе разнообразных управляющих систем. Теоретическое ядро кибернетики составили теория информации, теория кодирования, теория алгоритмов и автоматов, общая теория систем, теория оптимальных процессов, методы исследования операций, теория распознавания образов, теория формальных языков. Биокибернетический подход оказался плодотворным для исследования процессов жизнедеятельности клеток, морфогенеза, работы мозга и органов чувств, регуляции других функциональных процессов. 17 А.Л. Еремин. НООГЕНЕЗ И ТЕОРИЯ ИНТЕЛЛЕКТА В трудах (1955—1975) палеонтолога, философа и теолога П.Тейя-ра де Шардена (1881—1955) прослеживались попытки создать цельное мировоззрение, так называемую научную феноменологию, в которой должна быть снята противоположность между наукой и религией. Под ноогенезом подразумевалось действие по созданию чего-либо духовного; процесс создания новой планетарной оболочки (ноосферы), формирующей целостно человеческое мышление. Утверждалось: человек, преобразуя материю, включается в творчество эволюции; дальнейшее совершенствование эволюции возможно только на коллективной основе. Еще Фридрихом Энгельсом (1820—1895) был предложен закон перехода количества в качество в книге «Диалектика природы» впервые опубликованной в 1925 году. А в 1970-х годах Германом Хакеном было развито междисциплинарное научное направление синергетики (совместного действия), объединяющее процессы, возникающие в результате действия нескольких факторов, не сводящихся к простой суперпозиции, с неожиданными эффектами «взрывного» характера, когда новое качество возникает скачкообразно при плавном изменении внешних и внутренних условий. К примерам синергетического характера, были отнесены появление нового вида в эволюции, образование (закладка) нового органа, явления дифференцировки в развитии организма, революционные процессы в человеческом обществе. В 1977 году И. Р. Пригожий разработал теорию о «диссипативных структурах», возникающих в ходе самоорганизации из хаоса, происходящего при появлении неустойчивости предшествующего состояния, благодаря оттоку энтропии наружу, который уравновешивает рост в открытой системе. Математическое условие устойчивости стационарных состояний с минимальным производством энтропии в термодинамике было названо «критерием эволюции». В 1998—2002гг. академик С.П.Капица, обобщив существующие данные по прогнозам народонаселения, разработал и опубликовал математический анализ резкого возрастания численности населения земли в XX веке со стабилизацией его количества в XXI—XXII вв. Ученые медики-физиологи подготовили штрихи морфологии и физиологии к полному вскрытию заложенной природой картины интеллектуальной системы человека, ученые-физики — предварили архитектуру и функцию информационных скоростных коммуникаций и памяти для 18 История фундаментальных наук ХХ-го века окончательного создания интеллектуальной системы человечества, а ученые биологи-эволюционисты, экологи, математики добавили модели для понимания природных процессов и завершенного формирования самосознания человечества. Эти и ряд других теоретических работ создали предпосылки как для создания учения о ноогенезе и теории интеллекта, так и для формирования интеллектуальной макросистемы человеческой популяции, которая в течение XX века увеличила количество собственных компонентов — людей примерно в 5 раз. 19 А.Л. Еремин. НООГЕНЕЗ И ТЕОРИЯ ИНТЕЛЛЕКТА |
Российской федерации Изучение данной дисциплины базируется на знаниях физики, химии, наук о Земле, физиологии человека, биохимии, микробиологии, генетики... | Рабочая программа учебной полевой практики зоология позвоночных с... Рецензент: Панов В. П., д б н., профессор кафедры физиологии, морфологии и биохимии животных | ||
Моделирование в экологии и медицине Пономарев Сергей Борисович доктор медицинских наук, профессор кафедры «Инженерная экология» Ижгту | Примерное поурочное планирование курса Научные и социально-экономические предпосылки возникновения и утверждения эволюционного учения Ч. Дарвина | ||
1. конкурс рефератОВ Реферат пишется на любую тему по вопросам: медико-биологического направления, морфологии, хирургии, внутренних болезней, педиатрии,... | Тематика контрольных работ и/или рефератов Проблема инстинкта и научения в свете философских представлений и эволюционного учения. Современное понимание проблемы | ||
Тематика контрольных работ и/или рефератов Проблема инстинкта и научения в свете философских представлений и эволюционного учения. Современное понимание проблемы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Научные и социально-экономические предпосылки возникновения эволюционного учения Ч. Дарвина | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок Научные и социально-экономические предпосылки возникновения и утверждения эволюционного учения Ч. Дарвина | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина. Предпосылки возникновения теории эволюции биологических видов | ||
Зоология с основами эволюционного учения (хордовые) В связи с этим они относятся к группе вторичноротых. Тип хордовых делится на три подтипа: бесчерепные (Acrania), оболочники (Tunicata)... | Завкафедрой морфологии и физиологии Ключевые слова: цыплята-бройлеры, поросята, пробиотик, лактобифадол, витазар, живая масса, приросты, гематологические показатели | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «физиология центральной нервной системы» Изложение общей физиологии человека, частной физиологии систем будет способствовать развитию профессионального мышления, необходимого... | Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Изучение фундаментальных... Формирование навыков проведения научных исследований, ознакомление с современной научной аппаратурой. Ознакомление с историей физики... | ||
Что такое вред здоровью? Вопросы к зачету по судебной медицине для студентов стоматологического отделения лечебного факультета Сибгму | Книга составлена на основе тематических выдержек о здоровье и медицине... |