2013-2014 учебный год МОБУ СОШ №5 им. Н.О.Кривошапкина (с углубленным изучением отдельных предметов) Городского округа «Город Якутск"
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Анисимовой А.Р.,
учителя истории и обществознания Утверждена решением НМК от __________
Модуль 1.
Цели и ценности образовательной программы Настоящая Образовательная программа является составной частью Образовательной программы школы по:
реализации образования, адекватного имеющемуся у ребенка уровню общего развития;
осуществлению образовательного процесса в соответствии с программными требованиями и требованиями ФГОС;
использованию в образовательном процессе новейших знаний и гуманитарных технологий;
целенаправленному формированию и наращиванию у школьников базовых компетентностей;
обеспечению возможностей формирования и реализации исследовательской, проектной, конструкторской компетентностей;
формированию российской идентичности у современного молодого человека;
созданию комфортной детско-взрослой образовательной общности, как пространства взросления ребенка, появления готовности к осуществлению социального действия и принятия ответственности за него, формирование ценностного самоопределения.
ОП направлена на достижение: Личностных результатов:
1) сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответств-ти перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем;
2) сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, учебно-исследовательской, проектной, коммуникативной, иной);
6) сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе усвоения общечеловеческих нравственных ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деят-ти;
10) сформированность эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни: потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек, курения, употребления алкоголя, наркотиков; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
12) осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
13) сформированность основ экологического мышления, осознание влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта природоохранной деятельности;
14) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни – любви, равноправия, заботы, ответственности – и их реализации в отношении членов своей семьи.
Метапредметных результатов:
1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную (включая внешкольную) деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия;
6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
7) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметных результатов:
- формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений,
- владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами. Основные требования Стандарта качества предоставления муниципальных услуг в сфере образования (муниципальное задание): В части результата оказания услуги:
Направление Муниципального задания
| Показатель Муниципального задания
| Показатель учителя
| Успеваемость (У), качество (К) обученности по ступеням
| 1 общеобразовательная – У-100%, К-45%.
2,3 общеобразовательная – не менее У-95%, К-30%.
Углубленный – не менее У-100%, К-40%.
| Успеваемость: Качество:
| Доля обучающихся, оставленных по неуспеваемости на второй год, от общего числа обучающихся
| 2 общеобразовательный – не более 5%.
3 общеобразовательный – не более 5%.
Углубленный – 0%.
|
| Доля выпускников 11-х классов, окончивших общеобразовательное учреждение со справкой
| 2 общеобразовательный – не более 1%.
3 общеобразовательный – не более 5%.
Углубленный – не более 1%.
|
| Доля призеров международных, всероссийских, региональных, республиканских, городских олимпиад, конкурсов, НПК от общего количества учащихся
| Углубленный – не менее 0,5%
|
| Доля учащихся, охваченных системой дополнительного образования при школе, в том числе спортивной, оздоровительной
| 1 общеобразовательный – не менее 60%.
2,3 общеобразовательный – не менее 50%.
2,3 углубленный – не менее 50%.
|
| Доля выпускников, преодолевших минимальный порог по русскому языку и математике (результаты ЕГЭ)
| 3 общеобразовательный – не менее 90%.
Углубленный не менее 95%.
|
| Удовлетворенность населения качеством образовательных услуг
| 1 общеобразовательный – 95%.
2 общеобразовательный – 85%.
3 общеобразовательный – 85%.
3 углубленный – 85%.
|
|
Цель обучения истории, обществознанию и праву в 10-11 классах – достижение требуемых предметных результатов на базовом уровне, направленном на формирование компетентностей: История (базовый уровень):
1) сформированность представлений о современной исторической науке, еѐ специфике и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
2) владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
3) сформированность представлений о методах исторического познания;
4) сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
5) владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
6) сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике. «Обществознание» (базовый уровень):
1) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
3) владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
4) сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
5) сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
6) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
7) сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. Право (базовый уровень):
1) сформированность представлений о роли и значении права как важнейшего социального регулятора и элемента культуры общества;
2) владение знаниями об основных правовых принципах, действующих в демократическом обществе;
3) сформированность представлений о системе и структуре права, правоотношениях, правонарушениях и юридической ответственности;
4) владение знаниями о российской правовой системе, особенностях еѐ развития;
5) сформированность представлений о конституционном, гражданском, арбитражном, уголовном видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
6) сформированность правового мышления и способности различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав;
7) сформированнность знаний об общих принципах и нормах, регулирующих государственное устройство Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и систему конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации и защиты прав граждан и юридических лиц;
Модуль 2.
Адресность образовательной программы Диагностические исследования уровня обучаемости школьников Использование 3 видов диагностики:
диагностика уровня обучаемости;
диагностика уровня усвоения учебного материала;
диагностика уровня фактической обученности.
Диагностика уровня обучаемости
Обучаемость – индивидуальные показатели качества и скорости усвоения знаний, умений в процессе обучения. В основе обучаемости лежит уровень развития познавательных процессов (восприятие, мышление, внимание, память, воображение, речь).
Выделяются следующие уровни обучаемости:
Творческий (учащиеся обладают многосторонними способностями, имеют высокую работоспособность, испытывают потребность в умственном труде обладают умениями конструировать материал, умеют аргументировано доказывать свою точку зрения, свободно внедряют новые знания в систему уже сложившихся знаний, легко переводят письменную речь в устную, формируют новые обобщения, предлагают новые выводы, оригинальны в мышлении, умеют ассоциировать аналогичные связи, обладают большим словарным запасом).
Продуктивный (учащиеся осознают цель, понимают возникшую проблему, планируют содержание и структуру своей деятельности, легко составляют план последовательности действий, находят новые приемы решения проблемы, умеют выбрать оптимальные пути решения, моделируют ход суждения, имеют знания и умения по самообразованию).
Репродуктивно-творческий (учащиеся умеют делать простые обобщения, сцеплять простые выводы в более сложные, овладевают материалом в том объеме, который имеется в учебнике, не внося нового; учебные задания первоначально выполняют на уровне копирования, в процессе закрепления проявляют догадливость, сообразительность, но проявить собственное отношение к фактам не могут, предпринимают попытку открыть новое знание; принимают участие в решении проблемы, но самостоятельно преобразовать её не могут, умеют работать с несколькими информационными источниками).
Данная диагностика проводится следующими методами обучения: индивидуальные задания, формирование мобильных групп, различные формы творческих заданий, типовые задания, выполнение заданий по образцу, использование дополнительной информации, самостоятельные задания, дифференцированные виды заданий.
Результаты успеваемости по истории за 2008-2011 гг. Результаты успеваемости по обществознанию за 2008-2011 гг.
Модуль 3.
Учебные планы
УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА на учебный год
Наименование предмета
| Класс
| Кол-во часов в неделю
| Уровень (общеобразовательный/ углубленный)
| Компонент (федеральный/ НРК и школьный)
| История
| 10а
| 2
| общеобразовательный
| федеральный
| История
| 10б
| 2
| общеобразовательный
| федеральный
| История
| 11а
| 2
| общеобразовательный
| федеральный
| История
| 11б
| 2
| общеобразовательный
| федеральный
| История
| 11в
| 2
| общеобразовательный
| федеральный
| Обществознание
| 10а
| 2
| общеобразовательный
| федеральный
| Обществознание
| 10б
| 2
| общеобразовательный
| федеральный
| Обществознание
| 11б
| 3
| общеобразовательный
| федеральный
| Обществознание
| 11в
| 2
| общеобразовательный
| федеральный
| Право
| 10а
| 1
| общеобразовательный
| федеральный
| Право
| 10б
| 1
| общеобразовательный
| федеральный
| Право
| 11а
| 2
| общеобразовательный
| федеральный
| Право
| 11б
| 1
| общеобразовательный
| федеральный
| Право
| 11в
| 1
| общеобразовательный
| федеральный
| Итого: 25 часов
|
Модуль 4.
Учебно-программное обеспечение
Учебные программы избраны с учетом особенностей обучающихся и идеологией (целями и задачами) преподавания предмета. В качестве учебных программ избраны примерные программы, утвержденные МО РФ; МО РС (Я) - для национально-регионального компонента.
В образовательном процессе осуществляет преемственность учебников и учебных программ по ступеням общего образования. Комплект используемых в образовательном процессе учебников и учебных пособий соответствует Перечню учебных изданий, рекомендованных МО РФ.
Образовательный процесс обеспечен аудиовизуальными средствами:
-
Предмет
| Аудиовизуальные педагогические средства
| CD
| видео
| аудио
| История
| -
| 40
| -
| Всего: 40
|
|
|
|
Учебно-методические комплекты:
Кем утверждена программа
| Автор УМК
| Название учебника
| Издательство
| Год
| МО РФ
| Загладин Н.В.
| История Отечества.20в.
| Русское слово
| 2003
| Данилов А.А.
| История России
| Просвещение
| 2005
| Сороко-Цюпа О.С.
| Всеобщая история. Новейшая история
| Просвещение
| 2008
| Филлипов А.В.
| Новейшая история России
| Просвещение
| 2007
| Боголюбов Л.Н.
| Обществознание
| Просвещение
| 2009
|
| Певцова Е.А.
| Право
| Русское слово
| 2008
|
| Стрелова О.Ю.
| История России. Пособие для учителей
| Просвещение
| 2011
| Модуль 5.
Внеклассная работа по предмету Дополнительное образование рассматривается как расширение содержания и форм образования.
Все формы внеучебной деятельности организуются на основе утвержденных программ.
Программы внеучебной деятельности в большинстве своем взаимосвязаны с учебными программами, что позволяет обеспечивать индивидуальный образовательный маршрут обучающихся.
Дополнительное образование реализует стратегические цели учреждения в целом, но имеет и свои специфические задачи:
выявление и развитие склонностей и способностей детей к различным видам деятельности;
Освоение детьми социальной практики общения, планирования и организации собственной деятельности;
создание условий для детского творчества в области искусства, науки и техники;
создание основанного на интересах детей практического дополнения к школьным предметным курсам;
профессиональная ориентация школьников;
формирование разновозрастных детских коллективов по интересам;
организация досуга и отдыха детей во внеурочное время.
-
№
| Наименование формы дополнительного образования – количество детей
| Периодичность занятий
| 1.
| «Неизвестное об известном» - 9 уч-ся
| 1 раз в неделю
|
|
|
|
Модуль 6.
Организационно-педагогические условия
образовательного процесса
УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ. ПОРТФОЛИО УЧЕБНОГО КАБИНЕТА.
ПОРТФОЛИО
КАБИНЕТА № 306
Класс, ответственный за кабинет: Власова А.Е.
Классы, для которых оборудован кабинет: 10 «а», 10 «б», 11 «а», 11 «б», 11 «в»
Площадь кабинета____
Число посадочных мест: 36
ОПИСЬ ИМУЩЕСТВА КАБИНЕТА
-
№ п/п
| Наименование имущества
| Количество
| 1
| Учительский стол
| 1
| 2
| Учительский стул
| 1
| 3
| Парты двуместные
| 18
| 4
| Стулья ученические
| 36
| 5
| Доска классная
| 1
| 6
| Доска магнитная
| -
| 7
| Карнизы
| 2
| 8
| Тюль (жалюзи)
| 2
| 9
| Подставка для цветов
| 5
| 10
| Стенды
| 3
| 11
| Книжные полки
| 4
| 12
| и т.д.
|
| ИНВЕНТАРНАЯ ВЕДОМОСТЬ НА ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО КАБИНЕТА
-
№п/п
| Наименование ТСО
| Марка
| Год приобретения
| Инвентарный номер по школе
| 1.
| Телевизор
|
|
|
| 2.
| Видеомагнитофон
|
|
|
| 3.
| Видеоплеер
|
|
|
| 4.
| Диапроектор
|
|
|
| 5.
| Эпископ
|
|
|
| 6.
| Графо проектор
|
|
|
| 7.
| Компьютер
|
|
|
| |