Скачать 46.39 Kb.
|
Корчагина Светлана Николаевна Муниципальное общеобразовательное учреждение «Баклановская средняя общеобразовательная школа Сорочинского района, Оренбургской области» Сорочинский район Аналитическая справка «Описание педагогического опыта» В течение последних 3 лет я работала над проблемой «Активные формы работы с учащимися как средство развития их познавательной деятельности». В соответствии с теорией обучения П.Я.Гальперина результатом обучения является формирование познавательной деятельности. Воспитание у наших выпускников самостоятельности, инициативы, активности - требование наших дней. Я считаю, что основная функция учителя не столько быть источником знаний, сколько организовать процесс на знания, создать такую атмосферу в классе, в котором невозможно не выучиться. Актуальность этой проблемы я вижу в том, что обращение к истории, историческим источникам есть средство познания действительности. Как сделать так, чтобы моих учеников заинтересовать и общими процессами развития, и фактами, и закономерностями развития, и личностью исторических деятелей и их гражданским обликом? Изучение трудов великих педагогов-теоретиков, ведущих учителей России, знакомство с опытом учителей-новаторов убедили меня в том, что учащиеся, не получая все знания в готовом виде, должны приобретать значительную их часть самостоятельно в ходе поисковых заданий, проблемных ситуаций и других средств, активизирующих познавательную деятельность. Работа над проблемой активизации познавательной деятельности учащихся, я убедилась, что активные формы и методы обучения способствуют формированию у учащихся информационной базы, творческого мышления, практических навыков. Также я пришла к убеждению, что урок истории состоится лишь тогда, когда на основе исторических знаний, суждений, умозаключений возникает душевное волнение, сопереживание. Для решения проблемы я применяю различные активные методы обучения, разнообразные формы проведения уроков, используя различные педагогические технологии. Так, знакомство с книгой Анатолия Гина «Приемы педагогической техники», помогло мне в проведение таких форм уроков, как «Урок открытых мыслей», «Мозговой штурм». При подготовке к ним стимулируется познавательная активность, интерес к истории, так как школьникам дается возможность сравнивать мысли и дела предков со своими представлениями о происходившем, самим строить догадки и проверять их , постепенно переходя от простого собирания фактов к их сопоставлению, осмыслению. Обращение к мнению учащихся по поводу оценки событий и характера деятельности исторических личностей является и основой личностно ориентированных ситуаций на уроках истории. К необходимости использовать технологии разноуровневого обучения меня подвела практика преподавания. Учет индивидуальных особенностей и познавательных способностей детей позволяет наметить для каждого свою траекторию продвижения в освоении учебного материала. Помогли мне в этом работы Т.И. Шамовой. С технологией разноуровневого обучения хорошо сочетается технология развивающего образования. Ее принципы были разработаны в 70- е и Н.И.Запорожец. Использование данной технологии позволяет направлять познавательную деятельности и умственное развитие школьников. Формирование мыслительных умений учащихся осуществляется последовательно по возрастным ступеням с 5 по 9 класс. В старших классах внедряю в учебную деятельность элементы поиска, исследования, что позволяет развивать у школьников научные умения, методологическую культуру. В настоящее время это невозможно без использования в работе информационных технологий, что я считаю сейчас приоритетным в своей работе. За годы работы у меня сложилась система по развитию творческой деятельности учащихся. Это работа не только на уроке, но и во внеурочное время, через кружковую работу, поисково-исследовательскую деятельность. В кабинете истории накопился богатый материал творческих работ детей. Это рисунки, кроссворды, сообщения, доклады, рефераты, исследовательские работы. Многие ребята увлечены, занимаясь этим из года в год, повышают уровень, качество своих творческих работ. Выполняя исследовательские работы, учащиеся учатся анализировать учебный текст, различая объективные исторические факты и их авторскую интерпретацию на предмет достоверности, сравнивают различные исторические сведения, сопоставляют различные толкования исторических фактов, формулируют собственные выводы, аргументируют свою точку зрения. В современных условиях бурного развития общества стараюсь работать творчески. Систематически пополняю свои знания через знакомство с новой периодической литературой. К этому приучаю и своих учеников. В кабинете имеются научно- методическая литература, познавательные книги, аудио и видео материалы, CD-диски. Уроки провожу разнообразно и увлекательно. У меня выработан свой педагогический почерк. Практикую проведение нестандартных уроков: урок пресс-конференция, путешествие, театрализованный аукцион, бинарные уроки, уроки деловой игры - «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», игра-эстафета, ярмарка. Повторительно-обобщающие уроки являются важным элементом в работе любого учителя. Они зачастую перегружены информацией, понятиями, датами. Я стараюсь, чтобы они вызывали интерес у ребят. Один из способов сделать урок именно таким - это привлечение ребят на уроке к игровой деятельности. Почему игра? Во-первых, чтобы эмоционально разгрузить ребят; во-вторых, чтобы объединить различные виды познавательной деятельности; в-третьих, чтобы развивать у детей творческие подход к предмету. Кроме того, игра способствует формированию таких качеств у ребят, как коллективизм, ответственность, нестандартное мышление. Тщательно продумываю и этап игры, переход от одного этапа к другому. Так как это обобщающий урок, очень важно, чтобы в нем приняло участие как можно больше учащихся, должна быть достаточно высокой ситуация успеха каждого. Такая работа по развитию познавательной деятельности позволила добиться положительных результатов. Уже два года учащиеся участвуют в областном конкурсе на исследовательскую работу в рамках туристско-краеведческого движения «Отечество», «Эхо времен», «Человек в истории. Россия XX», «И гордо реет флаг державный», «Звездная эстафета». Рефераты ребят «И гордо реет флаг державный», «Человек в истории. Россия XX век» были отмечены дипломами за 3 место. Дипломом I степени была награждена группа «Поиск» в конкурсе к 270-летию со времени основания «Сорочинской крепости». Практическая значимость опыта в том, что его результаты могут быть использованы в массовой практике работы школы, применяются учителями гуманитарных дисциплин, потому что активные формы работы с учащимися в развитии познавательной деятельности - одно из существенных проявлений мастерства педагога. Устойчивых положительных результатов можно добиться только тогда, когда учитель проникнется новым пониманием личности школьника как «самостановящегося» существа, будет учитывать внутреннюю активность, а учащиеся будут готовы по собственному желанию, инициативе участвовать в обсуждении дискуссионных вопросов. Требуется серьезный отбор содержания предмета и поиска новых педагогических технологий, методов и приемов обучения. Эффективное использование мультимедийных технологий и ресурсов Интернета позволит расширить познавательное поле деятельности учащихся. |
Аннотированный каталог инновационного педагогического опыта учителей... Описание инновационного опыта учителя английского языка моу сош №25 г. Уссурийска Апанаскевич Татьяны Васильевны 6 | Тема педагогического опыта История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении | ||
Положение об обобщении инновационного и передового педагогического... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Холмска муниципального образования... | Тема: «Использование информационно-коммуникационных технологий в... Описание педагогического опыта психолога, раскрывающего сущность его методической системы | ||
«С чего начинается Родина?». Описание педагогического опыта воспитателя... Изучить методическую и познавательную литературу по вопросам экологического воспитания и образования дошкольников | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обобщение педагогического опыта – направление методической деятельности, обеспечивающее изучение и описание педагогической практики... | ||
Описание педагогического опыта Выполнила учитель географии Основой для процесса обучения в курсе географии 6-10кл является программа для средней общеобразовательной школы, утверждённой Государственным... | 3. критерии, этапы и задачи изучения и обобщения передового педагогического опыта ... | ||
Инновационного педагогического опыта (ипо) Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта «образование» | Представления опыта Систематическая работа по распространению собственного педагогического опыта (в форме регулярных мастер-классов, семинаров, проведения... | ||
Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным... Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя эрзянского языка моу «Средняя общеобразовательная... | Системный подход к проблеме обобщения передового инновационного педагогического... Ипм-5 Системный подход к проблеме обобщения передового инновационного педагогического опыта 11 | ||
Основные направления работы, их актуальность и результаты: обобщение педагогического опыта В первые годы начинающему педагогу подчас бывает трудно определиться с темой своей работы с учениками. Из своего 12-летнего опыта... | О проведении школьного тура городского конкурса Цель проведения конкурса: формирование позитивного опыта здорового образа жизни у детей, повышение культуры совместного досуга детей... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель методической работы: Оказание действенной помощи педагогам в улучшении организации обучения и воспитания школьников, обобщении... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Республиканский фестиваль педагогического мастерства «Открой свое сердце!» (далее – Фестиваль) является формой распространения и... |