Конспект лекций «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в образовательной среде» Идеи толерантности в истории педагогической мысли





НазваниеКонспект лекций «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в образовательной среде» Идеи толерантности в истории педагогической мысли
страница1/5
Дата публикации06.10.2014
Размер0.66 Mb.
ТипКонспект
100-bal.ru > История > Конспект
  1   2   3   4   5
Грошева И.А., к.с.н., доцент, кафедра философии, истории и социологии ГАОУ ВПО ТО «ТГАМЭУП»

Конспект лекций «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в образовательной среде»
1.Идеи толерантности в истории педагогической мысли
Упоминание о толерантности в философских аспектах разного времени выделяет ряд социальных категорий. В число этих категорий входят: социальное сплочение (Платон), равноценное существование (Аристотель), социальное значение, социальные отношения, социальная ситуация (философы Средневековья), суеверия, предрассудки, фанатизм, квинтэссенция идеи, право высказывать собственное мнение (Вольтер), принципы, направленность, терпимость относительно всех мнений, мудрость любого строя мысли (О.Конт), самобытность, собственная сущность, сущность других людей, самопознание, осознание равноценности всех (Н.С. Трубецкой, И.А. Ильин), добро, терпеливость и терпимость, страдательная сторона, душевное качество, великодушие, духовное мужество, невозмутимость, субъективные оттенки толкования (В.Соловьев).

Одним из важных аспектов истории образования и педагогической мысли является проблема становления и развития идей, так или иначе связанных с проблемой толерантности. На разных этапах исторического развития идея толерантности в образовании принимала разные формы и имела разные проявления: она могла существовать в качестве основы популярных и широко распространенных педагогических концепций, в «скрытом» виде (например, в виде принципа дифференциации и индивидуализации обучения), в рамках неофициальной и оппозиционной педагогики, присутствовать в практической деятельности педагогов, не будучи в то же время отраженной в педагогической науке.

В первобытном обществе толерантность существовала не в виде идеи, а в виде практики отношений между воспитателями и воспитанниками и была основана на имущественном и социальном равенстве. В наказаниях не было необходимости, поскольку дети, как и взрослые, непосредственно были включены в жизнь общества, а знания, умения, навыки, опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, волевые и иные качества формировались не в рамках специально организованного образовательного процесса, а в повседневном общении, трудовой и игровой деятельности, через участие в обрядах и освоение мифологии, с помощью традиций. Главное в толерантной воспитательной практике первобытного общества — ее ненасильственный характер; такой аспект, как многообразие человеческих индивидуальностей, не учитывался, поскольку человек был неразрывно связан с коллективом и формировался лишь с точки зрения его общественных функций — трудовых, семейных, культовых.

В рабовладельческих обществах древнего мира проявления идеи толерантности отличались большим своеобразием в зависимости от характера общества, в котором они существовали и развивались. В общем виде на этом этапе исторического развития толерантность выступает как гуманное отношение к людям и как способ гармонизации отношений между людьми, между человеком и обществом.

Основой педагогической мысли и образовательной практики Древнего Китая было учение философа и педагога Конфуция (551–479 гг. до н.э.), который утверждал, что люди близки друг другу по своей природе, но сильно различаются по своим привычкам. Поэтому в деле воспитания и обучения нельзя делать различий между людьми, но нужно учитывать возможности каждого в постижении мудрости. Воспитание гуманности, человеколюбия рассматривается при этом как важнейшая задача образования, а средством регулирования отношений между людьми выступают этикет и традиции, в которых выражается уважительное отношение к окружающим.

Для педагогической мысли Древней Греции характерна идея гармонического развития человека, интерес к его внутреннему миру, попытки подчинить задачи воспитания и обучения нуждам конкретного человека. Так, образовательная система, сложившаяся в городе-государстве Афины, была основана на стимулировании развития индивидуальных особенностей и их использовании на благо государства, что предполагало формирование критичности мышления, умения формулировать и отстаивать свою точку зрения в условиях множественности мнений и позиций. Древнегреческий философ Сократ (469–399 гг. до н.э.) рассматривал воспитание, с одной стороны, как средство саморазвития человека, формирования в нем нравственных добродетелей, как способ сделать его счастливым, а с другой — как средство совершенствования общества на основе гармонизации отношений человека и общества. Участников педагогического процесса он считал равноправными партнерами, утверждая, что педагог должен с уважением относиться к внутреннему миру воспитанника, строить обучение не на основе принуждения, а посредством стимулирования саморазвития воспитанника. Однако в обществах древнего мира толерантность имела ограниченный характер: толерантные отношения распространялись только на свободных людей, в отношении рабов использовались совершенно иные установки (правда, на практике эти установки не всегда соблюдались как в отношении рабов, так и в отношении свободных).

В новое время (XVII - начало XX в.) идея толерантности в образовании рассматривается через призму идеалов свободы, самоценности человека во всем многообразии его индивидуальных проявлений. Педагогика этого периода обращена к человеку и ставит двойную задачу: во-первых, создать условия для наиболее полной самореализации человека как в педагогическом процессе, так и в жизни; во-вторых, воспитать у ребенка чувство ответственности за свои поступки, научить его регулировать свое поведение таким образом, чтобы жить свободно и в то же время в согласии и гармонии с другими людьми.

Крайним и наиболее ярким выражением этих идей в педагогической мысли и образовательной практики нового времени является педоцентризм. Сущность этого педагогического течения наиболее ярко выразил его представитель Джон Дьюи (1859-1952): «Ребенок – это исходная точка, центр и конец всего. Надо всегда иметь в виду его развитие, его рост, потому что только они могут служить мерилом... Личность и характер важнее школьных предметов... мы должны стать на место ребенка и исходить от него».

Однако параллельно с идеей толерантности, нашедшей выражение в концепциях Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, Дж. Дьюи, П. Ф. Каптерева и др., продолжали существовать концепции авторитарного воспитания и обучения. Среди них наибольшую известность и широкое практическое воплощение получила концепция И. Ф. Гербарта (1776–1841 гг.), где ученик предстает в качестве объекта обучения и воспитания, где тщательно разработана система средств жесткого педагогического управления ребенком, а обучение носит ярко выраженный сословный характер.

Еще одна идея, являющаяся своеобразным преломлением идеи толерант-ности — идея культуросообразности образования. Принцип культуросообразности образования был сформулирован немецким педагогом А. Дистервегом (1790–1866), хотя в имплицитном (подразумеваемом, но не сформулированном) виде он присутствовал в трудах многих педагогов и в более раннее время.

Построение системы образования каждой страны с учетом особенностей данной страны: ее культуры, языка, религии, традиций, менталитета населения и пр. Все эти особенности должны быть основой при формулировании целей образования, разработке его содержания, выборе организационных форм, конструировании взаимодействия педагогов и обучаемых (воспитанников).

В России XIX в. этот аспект культуросообразности воплотился в идее народности образования, сформулированной и обоснованной К. Д. Ушинским (1824-1871). К. Д. Ушинский считал, что особое место в содержании образования должно быть отведено предметам, которые позволили бы учащимся приобщиться к национальной культуре, понять ее и стать ее выразителями и творцами. К таким предметам он относил в первую очередь русский язык, который считал мощным воспитательным средством, а также родную историю и географию. К. Д. Ушинский был убежден, что уважительное отношение к другим народам может быть воспитано только на основе глубокого осознания человеком принадлежности к собственному народу, чувства гордости за него, знания его культуры и уважения к традициям.

Для российской педагогической науки и практики характерен своеобразный «парадокс толерантности» - сочетание внешней авторитарности и внутренней свободы. Идея толерантности существовала и развивалась, как правило, в скрытом виде (в виде практики взаимодействия педагогов и воспитанников, в виде идей, внешне соответствующих официальной образовательной доктрине, но противоречащих ей по своей сути) либо в рамках так называемой альтернативной педагогики (общественно-педагогическое движение 60-х гг. XIX в., педагогика сотрудничества 80-х гг. ХХ в.).

Для истории образования и педагогической мысли России характерна постоянная «конкуренция» между толерантностью и интолерантностью, которая проявлялась в следующем:

  • господство идей интолерантности в официальной (государственной) педагогике и постоянная борьба против этих идей в педагогике неофициальной, оппозиционной;

  • противоречие между официальной теорией образования и реальной практикой воспитания и обучения (в истории образования и педагогической мысли в отдельные периоды теория значительно опережала практику в развитии идей толерантности, иногда же практика воспитания и обучения была более гуманной, толерантной, чем существующая одновременно с ней педагогическая теория);

  • стремление к воспитанию внутренней свободы в противовес многочисленным внешним ограничениям.

Первая половина XIX в. в России характеризуется, с одной стороны, усилением сословности, авторитарности и роли государства в образовании, с другой — возникновением и бурным развитием демократического направления в педагогической мысли.

Своеобразное преломление идея толерантности получила в педагогической концепции Н. И. Пирогова (1810-1881), который видел цель воспитания в подготовке к жизни высоконравственного человека с широким интеллектуальным кругозором и был сторонником общечеловеческого воспитания на основе христианских ценностей. Н. И. Пирогову принадлежит проект создания единой школы на основе принципа преемственности между отдельными ее ступенями и отмены сословности в ее построении.

Вторая половина XIX в. характеризуется усилением демократических тенденций в образовании и педагогической мысли, широким привлечением общественности к обсуждению и решению проблем воспитания и обучения. В это время в сознании русского человека утверждается мысль о единстве и равноправии всех людей, о достоинстве всякого человека, о необходимости внимательного и гуманного отношения к его нуждам и запросам. В образовательной практике идея толерантности реализовывалась по следующим направлениям: создание воскресных школ, библиотек и читален для взрослых трудящихся; создание и развитие сети земских школ для детей крестьян; развитие женского образования; утверждение гуманной практики отношений педагогов и учащихся.

В конце XIX - начале ХХ в. в России широкое распространение получили педагогические концепции, в которых ведущая роль принадлежала идеям учета активности ребенка в образовательном процессе, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания, связи школы с широкой социальной средой.

П. Ф. Каптерев выдвинул идею автономности педагогического процесса, свободного от давления государства и церкви, считал, что дисциплина должна быть основана на целесообразной системе школьного самоуправления. Он выявил роль воспитывающего обучения в формировании личности свободного гражданина и общественного деятеля.

В советский период развития отечественного образования и педагогической мысли (1917-1991 гг.) идея толерантности разрабатывалась в контексте проблемы отношений человека и общества. Проблема наиболее полного раскрытия человеческого потенциала при максимальном учете общественных интересов стала в этот период одной из ведущих. Говоря о воспитательных средствах, А. С. Макаренко делал акцент на роли традиций, обычаев, норм, ценностей, стиля и тона отношений, складывающихся в коллективе, подчеркивал значение самоуправления воспитанников как условия воспитания. Большое внимание уделялось проблеме интернационального воспитания, поиску и обоснованию условий, способствующих установлению толерантных отношений в многонациональных учебно-воспитательных и трудовых коллективах, формированию уважительного отношения к представителям других национальностей.

Для современного образования характерны следующие тенденции:

1.Демократизация образования - открытость школ, усиление в деле образования взаимодействия педагогов, родителей, общественных организаций.

2. Пересмотр целей образования. Среди целей образования важное место отводится гармоничному сочетанию интересов человека и общества; формирование гражданской позиции, уважительного отношения к законам, к нормам социальной жизни и культуры; развитие умения общаться, сотрудничать, осуществлять сознательный выбор жизненного пути; воспитание бережного отношения к культуре и традициям своего народа, родного края; приобретение практических навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

3. Пересмотр содержания образования. Первоочередное внимание уделяется тем предметам, которые должны помочь человеку в его дальнейшем самообразовании – одним из таких предметов является информатика.

4. Изменение форм образования. Дистанционное, индивидуальное обучение.

5. Интеграция образования. В последние годы наблюдается тенденция к «стиранию границ» между образовательными системами разных стран, вызванная интернациональным характером знаний, потребностями в образовании на основе общечеловеческих ценностей.

6. Дифференциация образования в зависимости от интересов, потребностей, способностей, образовательных запросов учащихся. Эта тенденция находит выражение в существовании разных видов школ, профилизации на высших ступенях обучения в средней школе, дифференциации обучения в зависимости от интересов и способностей учеников, возможности обучения по индивидуальным образовательным планам и программам, широком распространении экстерната, развитии дополнительного образования.

7. Интенсивная разработка концепций толерантного воспитания, поликультурного образования, проблем межнационального общения, веротерпимости. В России наибольшей известностью пользуется концепция многокультурного образования Г. Д. Дмитриева, педагогика ненасилия В. А. Ситарова и А. Г. Козловой, концепции С. Л. Братченко, В. А. Лекторского.

С древнейших времен важную роль в становлении образования и педагогической мысли играли концепции, основанные на религиозных воззрениях. Идея толерантности в том или ином виде присутствует во всех мировых религиях. Так, в буддизме человек предстает органичной частью гармонически организованной вселенной. Поэтому в основе понимания воспитания и обучения лежит принцип гармонизации отношений человека с окружающим миром, с другими людьми на основе ненасильственного взаимодействия. Христианство на первое место среди человеческих добродетелей ставит любовь к ближнему независимо от его национальности, религиозных убеждений, социального положения и образа жизни, призывает к использованию таких способов устранения разногласий, как убеждение на основе понимания и прощения, личный пример добродетельной жизни, к отказу не только от мести, но и от желания мстить обидчику. Христианская религия призывает больше внимания уделять самосовершенствованию, нежели «принудительному» исправлению недостатков других людей.

В иудаизме и исламе исходным является положение о том, что все люди созданы по образу и подобию Бога, а следовательно, равны перед ним, несмотря на все свои различия; кроме того, высоко ценится такая добродетель, как терпение (а именно оно является одним из оснований толерантности). Задача образования видится в том, чтобы интегрировать человека в господствующую систему религиозно-этико-правовых норм, помогать в их освоении как разумом, так и сердцем.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект лекций «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в образовательной среде» Идеи толерантности в истории педагогической мысли iconКонспект непосредственно образовательной деятельности «Будем вежливыми»
Формирование установок толерантного сознания обучающихся: инновационные технологии и универсальные методики. 1
Конспект лекций «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в образовательной среде» Идеи толерантности в истории педагогической мысли iconКонспект классного часа «Да здравствует вежливость!»
Формирование установок толерантного сознания обучающихся: инновационные технологии и универсальные методики. 1
Конспект лекций «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в образовательной среде» Идеи толерантности в истории педагогической мысли iconКонспект занятия семейного клуба на тему
Формирование установок толерантного сознания обучающихся: инновационные технологии и универсальные методики. 1
Конспект лекций «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в образовательной среде» Идеи толерантности в истории педагогической мысли iconКонспект урока развития речи в 5 классе по 8 виду Тема урока «В мире волшебных слов»
Формирование установок толерантного сознания обучающихся: инновационные технологии и универсальные методики. 1
Конспект лекций «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в образовательной среде» Идеи толерантности в истории педагогической мысли iconПрограмма профилактики межэтнических конфликтов в подростковой среде....
Особенности толерантного сознания детей в современных условиях в воспитательном процессе
Конспект лекций «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в образовательной среде» Идеи толерантности в истории педагогической мысли iconАнкета для студентов вузов 23 Приложение 2 29
Формирование установок толерантного сознания обучающихся: инновационные технологии и универсальные методики. 1
Конспект лекций «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в образовательной среде» Идеи толерантности в истории педагогической мысли iconО. Б. Калининой учитель: Сергийчук М. Ю. Тема урок
Формирование установок толерантного сознания обучающихся: инновационные технологии и универсальные методики. 1
Конспект лекций «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в образовательной среде» Идеи толерантности в истории педагогической мысли iconПутешествие по городу Волшебных слов Программное содержание
Формирование установок толерантного сознания обучающихся: инновационные технологии и универсальные методики. 1
Конспект лекций «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в образовательной среде» Идеи толерантности в истории педагогической мысли iconУрок риторики в 3 а классе по теме: "Вежливое общение" (Программа "Школа-2100")
Формирование установок толерантного сознания обучающихся: инновационные технологии и универсальные методики. 1
Конспект лекций «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в образовательной среде» Идеи толерантности в истории педагогической мысли iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Примечательно, что первым документом, на котором поставил подпись Президент РФ в. В. Путин после официального вступления в должность,...
Конспект лекций «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в образовательной среде» Идеи толерантности в истории педагогической мысли iconМетодическое пособие к курсу повышения квалификации по теме: развитие...
Провозглашена и подписана 16 ноября 1995 года. В том же году перевод Декларации на русский язык с английского «Declaration of principles...
Конспект лекций «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в образовательной среде» Идеи толерантности в истории педагогической мысли iconИнформация по исполнению долгосрочной целевой программы «Профилактика...
Лась реализация долгосрочной целевой программы «Профилактика экстремизма, гармонизация межкультурных, межэтнических и межконфессиональных...
Конспект лекций «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в образовательной среде» Идеи толерантности в истории педагогической мысли iconКонкурсы, выставки, викторины, круглые столы, беседы, творческие...
Формирование толерантности, культуры мира и межнационального согласия в школьной среде
Конспект лекций «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в образовательной среде» Идеи толерантности в истории педагогической мысли iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Профилактика вич-инфекции...
Профилактика вич-инфекции у несовершеннолетних в образовательной среде: методические рекомендации по курсу для преподавателей / Под...
Конспект лекций «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в образовательной среде» Идеи толерантности в истории педагогической мысли iconДоклад заместителя руководителя Департамента образования города Москвы...
Доклад заместителя руководителя Департамента образования города Москвы М. Е. Умрихиной на городской научно-практической конференции...
Конспект лекций «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в образовательной среде» Идеи толерантности в истории педагогической мысли iconПрограмма по первичной профилактике вич-инфекции в образовательной...
Программа предназначена для руководителей, преподавателей, психологов, социальных педагогов учащихся и родителей учащихся общеобразовательных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск