Учебно-методический комплекс по дисципине 5 История стран Востока в новое время Факультет исторический





НазваниеУчебно-методический комплекс по дисципине 5 История стран Востока в новое время Факультет исторический
страница1/14
Дата публикации28.11.2014
Размер2.17 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > История > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"


"Утверждаю"




"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

Зав.кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова

Зарубежной истории

Замолоцких Е.Г.

И.Г. Жиряков

______________________

___________________




Решение заседания кафедры




протокол № 1 от 30.08.2012



Учебно-методический комплекс
по дисципине Б3.В4.5 История стран Востока в новое время
Факультет исторический

Направление: 050100 Педагогическое образование

Кафедра зарубежной истории


Составитель: к.и.н., доц. Лисицына Н. Н.

д.и.н., проф. В.И. Шеремет

Москва-2012.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"

Утверждаю зав.кафедрой

_зарубежной истории_

_И.Г._Жиряков__
Решение заседания кафедры

Протокол № _1_

«_30_» __августа_2012_г.

Программа дисциплины «История стран Востока в новое время»
Направление:

Направление: 050100 Педагогическое образование
Профиль: «Историческое образование»

Составители: _к.и.н.,_доц._Н.Н._Лисицына___

_д.и.н.,_проф.__В.И._Шеремет__


Москва-2012

1. Пояснительная записка

Основные цели и задачи курса.

Предлагаемая программа курса «История стран Востока в новое время» рассчитана на чтение лекций, проведение практических занятий, подготовку студентами очного (дневного) и заочного отделений контрольных работ, курсовых и дипломных работ в соответствии с действующими учебными планами, на организацию самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению 050100 Педагогическое образование и по профилю «историческое образование».

Программа ориентирует на использование в системе подготовки бакалавров педагогического образования в системе педагогических вузов России. Специфика данной программы и сопровождающих ее материалов, методических указаний, вопросов для аудиторных и внеаудиторных занятий состоит в том, что она базируется на новых госстандартах третьего поколения и учитывает сложившиеся условия и традиции МГГУ им. М.А. Шолохова в организации очной (дневной) и заочной формы обучения.
Изучение курса Истории стран Востока в новое время имеет целью:

  1. в тесном взаимодействии с другими предметами гуманитарного, социального и экономического и профессионального циклов содействовать подготовке высококвалифицированного специалиста – бакалавра педагогического образования по профилю «Историческое образование»;

  2. обогатить слушателей современными научными представлениями и конкретными знаниями по истории стран Востока, основных закономерностей и тенденций их развития в новое и новейшее время;

  3. совершенствовать навыки работы с историческими документами;

  4. обучить навыкам сравнительного анализа исторического развития различных, часто крайне отличающихся регионов мира;

  5. содействовать вырабатыванию и закреплению навыков и умению, необходимых будущему бакалавру педагогического образования в современной школе.


Настоящая программа имеет общую задачу: дать возможность всем студентам получить определенный базовый, отвечающий современным требованиям объем знаний о странах Востока в новое время.

Программа включает основные концептуальные разработки узловых вопросов истории крупнейших регионов мира. Вместе с тем она выявляет недостатки существующей учебной литературы по предмету, привлекает внимание студентов – будущих учителей и преподавателей среднего звена, которые будут, как мы надеемся, опираться на данную программу, к самостоятельному и дополнительному углубленному изучению поставленных автором программы вопросов по списку обобщающих и специальных работ.

Соответствующие выпуски методической литературы по новой истории Азии и Африки, которые предпринимает кафедра зарубежной истории МГГУ им. М.А. Шолохова в сотрудничестве с Отделом истории Востока ИВ РАН, создают условия для органического сочетания новейших научных взглядов российского востоковедения с классическими традициями подготовки учителя средней школы (гимназии), обладающего устойчивым и устоявшимся объемом знаний о Востоке, определенным перечнем компетенций и навыками работы с этой весьма специальной информацией в школе.

Программа и комплектующие методические материалы ориентированы на доступность изложения сложных аспектов «науки о Востоке» в среде будущих педагогов с учетом работы с профильной, в различных видах, информацией о Востоке, и перспективы внесения этих знаний в общеобразовательную школу России.

Данная программа по истории стран Востока в новое время учитывает курсы отечественной и «западной» истории. Наше стремление предотвратить выпадение данного предмета из единого ядра исторических курсов педвузов продиктовало использование сравнительных подходов и обобщающих характеристик. Это относится, прежде всего, к проблемам промышленных революций на Западе и роли Востока в становлении индустриального общества; к пониманию нелинейности в организации обществ Востока; к имагологическим и социокультурным константам, столь важным для Востока, но по идеологическим причинам, ранее опускавшимся в учебных и методических пособиях по специальности «История».

Еще одной особенностью программы является отказ как от европоцентризма, так и от «азиатизации» ряда культурно-исторических процессов нового времени («египтомания» в России, «комплекс Маугли» и «синдром Чио Чиосан» в Европе и т.д.).
В основе требований к уровню освоения содержания дисциплины лежит четкое убеждение автора в следующем.

Студент-бакалавр педагогического образования должен быть ориентирован на «проживание» в лекциях и на уроках различных эпох Востока, разных живых типов его тысячелетней культуры.

Лекции и практические занятия, также как и все виды творческой самостоятельной работы нацелены на привитие студентам сознания самоценности культуры каждого народа и на возможность представить себе всемирно-исторический процесс в целостности, во взаимосвязи Восток – Запад.

Студент должен знать:

- основные положения цивилизационного подхода к изучению Востока, что адекватно длительности изучаемого периода (XVII – начало ХХ вв.) и поливариативности типов развития социумов Востока на протяжении трех веков;

- принципы междисциплинарного проблемного подхода к изучению тем. Особое внимание уделяется человеку и его духовному развитию в процессе самостоятельного, а на исходе Нового времени – колониально-зависимого развития, интересам личности и сословно-кастовых, социальных групп, равно как и остающимся актуальными для Востока наших дней взаимоотношениям «человек – государство (центр власти)»;

- основные хронологические позиции преимущественно в сопоставлении с процессами в России и Европе;

- обязательную литературу и иметь навык поиска информации на всех видах носителей.

Студент должен уметь:

- письменно корректно изложить существо проблем, вынесенных в темы лекционных и самостоятельных работ (контрольные, рефераты и т.д.);

- применять методику поиска и анализа документов, включая архивные, а также источников для выполнения оригинальной и завершенной работы бакалавра;

- работать с серией документов и материалов в ходе практических занятий в университете и на уроках в школе;

- подготовиться и – это главное – проводить уроки, лекции, беседы и иные виды работы в школьном курсе.
Объем в ЗЕ: _3 зачетные единицы__

Время изучения:

Очное отделение: курс_3__семестр_6_

Заочное отделение: курс_4_семестр__7,8_

Взаимосвязь с другими модулями:

  1. Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: __История западно-европейской цивилизации (VI – начало XVII вв.), История стран Востока в средние века, История государств Запада в новое время, Основы источниковедения_

  2. Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

История государств Запада в новейшее время, История стран Востока в новейшее время, таких спецкурсов как «Восточный вопрос», как основной вопрос международных отношений конца XVII – начала XIX вв., Становление и идеология освободительного движения в Африке в первой половине ХХ века, Проблема глобализации и Восток в постколониальном мире __
Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ.

Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий ОМ.
Модуль направлен на формирование следующих компетенций:

  1. Способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОКМ 3.1.1)

  2. Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые историко-философские проблемы (ОКМ 3.1.2)

  3. Способен использовать систематизированные теоретические и практические знания социально-гуманитарных наук для решения профессиональных (педагогических) задач (ПКПед(И)Б-05-М-02)


Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

  1. Анализ сущности исторической эволюции (Ф03ПО (И)Б-03/001)

  2. Установление причинно-следственных связей между историческими событиями (Ф03ПО (И)Б-03/002)

  3. Развитие самостоятельности критического мышления учащихся (Ф03ПО (И)Б-03/003)

  4. Формирование научного стиля речи (Ф03ПО (И)Б-03/004)


Формы освоения ОМ:
Инновационные формы учебной работы:

  1. Метод анализа ситуаций (кейс-метод).

  2. Технология с применением метода проектов.

  3. Рефлексивная технология.


Активные методы обучения:

  1. Решение ситуационных задач.

  2. Деловая игра.

  3. Электронная викторина.


Формы контекстного обучения:

  1. Лекция как форма контекстного обучения.

  2. Историческая (деловая) игра как форма контекстного обучения.


Формы контрольных и учебных заданий:
1 уровень сложности: __ Тесты с закрытой формой задания;

Тесты, содержащие задания на соответствие

Тесты с заданиями, устанавливающие последовательность;

Письменный опрос.

2 уровень сложности: __ Аннотирование;

Имитационное упражнение;

Конспектирование;

Реферирование;

Планирование;

Синектикс (Сравнительный анализ);

Тезирование.

3 уровень сложности: __ Контрольная работа;

Курсовая работа;

Проект.

Эссе;
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

70/30 % - мировоззренческий кластер
Технологическая карта образовательного модуля


Компетенции

(шифр)

Тема

Лекции (групповая работа)

Семинарские занятия (групповая, работа по подгруппам)

Практические занятия (групповая, работа по подгруппам)

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

Контроль

Компетенция 1

Способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества

Тема 1

Конспекты, презентации

Тесты (различные виды);

Письменный опрос

Аннотирование, реферирование, тезирование, конспектирование; эссе; контрольная работа

Рабочая тетрадь

Зачет на межсессионной аттестации. экзамен

Компетенция 2

Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые историко-философские проблемы




Тесты (различные виды);

Письменный опрос

Аннотирование, реферирование, тезирование, конспектирование; синектикс; эссе; контрольная работа

Рабочая тетрадь

Зачет на межсессионной аттестации. экзамен

Компетенция 3

Способен использовать систематизированные теоретические и практические знания социально-гуманитарных наук для решения профессиональных (педагогических) задач

Конспекты, презентации




Планирование;

Тезирование;

Имитационные упражнения;

Эссе.

Рабочая тетрадь

Зачет на межсессионной аттестации. экзамен

Компетенция 1

Способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества

Тема 2

Конспекты, презентации

Тесты (различные виды);

Письменный опрос

Аннотирование, реферирование, тезирование, конспектирование; эссе; контрольная, курсовая работы

Рабочая тетрадь, презентации

Зачет на межсессионной аттестации. экзамен

Компетенция 2

Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые историко-философские проблемы

Конспекты, презентации

Тесты (различные виды);

Письменный опрос

Аннотирование, реферирование, тезирование, конспектирование; синектикс, эссе; контрольная, курсовая работы, проект.

Рабочая тетрадь, презентации

Зачет на межсессионной аттестации. экзамен

Компетенция 3

Способен использовать систематизированные теоретические и практические знания социально-гуманитарных наук для решения профессиональных (педагогических) задач




Конспекты, презентации




Планирование;

Тезирование;

Имитационные упражнения;

Эссе; Контрольная, курсовая работы; Проект.

Рабочая тетрадь, презентации

Зачет на межсессионной аттестации. экзамен

Компетенция 1

Способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества

Тема 3

Конспекты, презентации

Тесты (различные виды);

Письменный опрос

Аннотирование, реферирование, тезирование, конспектирование; эссе; контрольная, курсовая работы

Рабочая тетрадь, презентации

Экзамен

Компетенция 2

Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые историко-философские проблемы







Тесты (различные виды);

Письменный опрос

Аннотирование, реферирование, тезирование, конспектирование; синектикс, эссе; контрольная, курсовая работы, проект.

Рабочая тетрадь, презентации

Экзамен

Компетенция 3

Способен использовать систематизированные теоретические и практические знания социально-гуманитарных наук для решения профессиональных (педагогических) задач




Конспекты, презентации




Планирование;

Тезирование;

Имитационные упражнения;

Эссе; Контрольная, курсовая работы; Проект.

Рабочая тетрадь, презентации

Экзамен

Компетенция 1

Способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества

Тема 4

Конспекты, презентации

Тесты (различные виды);

Письменный опрос

Аннотирование, реферирование, тезирование, конспектирование; эссе; контрольная работа

Рабочая тетрадь, презентации

Экзамен

Компетенция 2

Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые историко-философские проблемы







Тесты (различные виды);

Письменный опрос




Рабочая тетрадь, презентации

Экзамен

Компетенция 3

Способен использовать систематизированные теоретические и практические знания социально-гуманитарных наук для решения профессиональных (педагогических) задач




Конспекты, презентации




Планирование;

Тезирование;

Имитационные упражнения;

Эссе; Контрольная, курсовая работы; Проект.

Рабочая тетрадь, презентации

Экзамен


2. Объем модуля и виды учебной работы

(по очной форме обучения)

Факультет/

направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

ные

Самост. работа

Исторический \

Педагогическое образование

История стран Востока в новое время

Лекции

36




6

Практические/семинарские

27

30

6

Лабораторные










Консультации







6

Курсовые/рефераты




10

6

Контрольные работы










Итоговый контроль

Экзамен




5

6

Общий объем часов по дисциплине

63

45

6


(по заочной форме обучения)

Факультет/

направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

ные

Самост. работа

Исторический \

Педагогическое образование

История стран Востока в новое время

Лекции

10

10

7,8

Практические/семинарские

8

40

7,8

Лабораторные










Консультации




4

7,8

Курсовые/рефераты




12

7,8

Контрольные работы




12

7,8

Итоговый контроль

Экзамен




12

7,8

Общий объем часов по дисциплине

18

90






3. Содержание дисциплины

    1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий

(по очной форме обучения)

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Лекции

Практические занятия

Семинары

Самостоятельная работа

1.

Раздел 1. Введение

8










2.

Раздел 2. Страны Востока в период торгового колониализма и после первой промышленной революции

14

12




16

3.

Раздел 3. Страны Востока на рубеже XIX – ХХ в.

10

15




14

4.

Раздел 4. Заключение.

4











(по заочной форме обучения)

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Лекции

Практические занятия

Семинары

Самостоятельная работа

1.

Раздел 1. Введение

1







6

2.

Раздел 2. Страны Востока в период торгового колониализма и после первой промышленной революции

4

4




20

3.

Раздел 3. Страны Востока на рубеже XIX – ХХ в.

4

4




18

4.

Раздел 4. Заключение.

1







6




    1. Содержание разделов ОМ/ УД

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Содержание раздела

Тематический план лекционных занятий

Тематический план практических занятий

1.

Раздел 1. Введение




1.Введение в предмет Новая история стран Азии и Африки.

2. Общее и особенное в развитии стран Азии и Африки в общемировых процессах в XVI – начале ХХ в. Хронологические рамки периода Новой истории стран Азии и Африки (Востока).

3. Промышленная революция в Европе и Северной Америке. Модернизация и вестернизация на Востоке. Общее и особенное.

4. Ислам. Происхождение и основные концепции. «Политический» ислам.

Основные религиозно-философские направления в Китае, на Индостане и в Юго-Восточной Азии. Их влияние на политическую ситуацию в регионе.




2.

Раздел 2. Страны Востока в период торгового колониализма и после первой промышленной революции




1.Ближний Восток в конце XVIII – первой половине XIX века. Восточный вопрос. Реформы (низам-и джедид, танзимат) в Османской империи XVIII–XIX вв. Египетский, балканский, малоазиатский регионы. Сравнительный анализ развития.

2. Иран в политике держав Запада XVIII – конец Х1Х в.

3. Афганистан в Новое время.

4. Китай в XVII – первой половине XIX века. Вторжение Запада в Китай. Опиумные войны в Китае. Движение тайпинов.

5. Япония в Новое время. Эволюция сёгуната. Революция Мэйдзи и ее последствия во внутренней и внешней политике империи

6. Британская Индия. От великой империи Востока к «жемчужине британской короны».

7. Юго-Восточная Азия в Новое время

ТЕМА 1. Освободительное движение на Востоке в середине XIX в.

Занятие 1. Национальное восстание в Индии 1857-1859 гг.

Занятие 2. Движение тайпинов в Китае.

ТЕМА 2. Восток в литературе и искусстве России и стран Европы в XIX веке. Египет и Турция. Индия и Китай.


3.

Раздел 3. Страны Востока на рубеже XIX – ХХ в.




1. Колониальная (торгово-промышленная и военно-финансовая) экспансия великих держав на Ближнем Востоке на рубеже XIX–XX вв. Младотурецкая революция.

2. Иран в политике держав Запада XVIII – начала ХХ в. Реформы и революция в Иране в 1840е – 1910е гг. Афганистан в Новое время.

3. Ихэтуаньское движение в Китае. Синьхайская революция. Сунь Ятсен и идеология гоминдана.

4 Подъем национального самосознания в Индии начала ХХ в.

ТЕМА 1. Подъем освободительного, национально-революцион-ного движения в начале ХХ в.

Занятие 1. Младотуре-цкая революция 1908 г.

Занятие 2. Иранская революция 1905-1911 гг.

Занятие 3. Синьхайская революция 1911-1913 гг.

ТЕМА 2. Восток в литературе и искусстве России и стран Европы в начале XX веке. Египет и Турция. Индия и Китай.

4.

Раздел 4. Заключение.




1. Вовлечение стран Азии и Африки в мировые экономические и военно-политические планы держав 1890е–1910е годы. Первая мировая война и страны афро-азиатского мира. Распад колониальных империй на Востоке. Новые формы освободительной борьбы в Азии и Африке на рубеже Нового и Новейшего времени.

2. Обобщающая лекция.







    1. Основные понятия

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисципине 5 История стран Востока в новое время Факультет исторический iconУчебно-методический комплекс по дисципине 5 История стран Востока...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по дисципине 5 История стран Востока в новое время Факультет исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю 5 «История стран Востока в...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по дисципине 5 История стран Востока в новое время Факультет исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю 5 «История стран Востока в...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по дисципине 5 История стран Востока в новое время Факультет исторический iconУчебно-методический комплекс по дисциплине 5 История стран Востока...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по дисципине 5 История стран Востока в новое время Факультет исторический iconУчебно-методический комплекс по дисциплине 7 История стран Востока...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по дисципине 5 История стран Востока в новое время Факультет исторический iconУчебно-методический комплекс по дисциплине 7 История стран Востока...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по дисципине 5 История стран Востока в новое время Факультет исторический iconУчебно-методический комплекс по дисциплине 7 История стран Востока...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по дисципине 5 История стран Востока в новое время Факультет исторический iconУчебно-методический комплекс по дисциплине 7 История стран Востока...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по дисципине 5 История стран Востока в новое время Факультет исторический iconУчебно-методический комплекс по дисциплине 7 История стран Востока...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по дисципине 5 История стран Востока в новое время Факультет исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю 3 «История стран Запада в...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по дисципине 5 История стран Востока в новое время Факультет исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю м в. 1 «Политическая и социально-экономическая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по дисципине 5 История стран Востока в новое время Факультет исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю 3 «История стран Востока в...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по дисципине 5 История стран Востока в новое время Факультет исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю 6 «История стран Запада в...
Целью изучения дисциплины является систематизированное изучение экономического, политического и социального процесса развития стран...
Учебно-методический комплекс по дисципине 5 История стран Востока в новое время Факультет исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю 6 «История стран Запада в...
Целью изучения дисциплины является систематизированное изучение экономического, политического и социального процесса развития стран...
Учебно-методический комплекс по дисципине 5 История стран Востока в новое время Факультет исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю м в. 1 «Политическое и социально-экономическое...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по дисципине 5 История стран Востока в новое время Факультет исторический iconУчебно-методический комплекс по модулю м кв. 2 «Проблема справедливого...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск