Скачать 495.19 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА Л.В. Басова ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ РЕКЛАМНОГО И PR-ТЕКСТА В ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ Учебно-методический комплекс Рабочая программа для студентов 2 курса ОДО направления 031000.62«Филология» Тюменский государственный университет 2009 УДК 81: 659 (075.8) ББК Ш100. 3я73 АЗ Б275 Л.В. Басова. Теория и история рекламного и PR-текста в лингвистическом аспекте. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа предназначена для студентов 2 курса ОДО, обучающихся по направлению Филология, получающих квалификацию «Бакалавр филологии». Данная программа разработана для курса ОПД 2000 «Теория и история рекламного PR-текста в лингвистическом аспекте», который рассчитан на 66 часов. Тюмень, 2010. 28 стр. Учебно-методический комплекс содержит учебно-тематический план, содержание тем лекционных занятий, задания итогового контроля по теоретической части курса, практикум, темы рефератов для самостоятельной работы студентов, контрольные вопросы к зачету, рекомендуемую литературу. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Теория и история рекламного и PR-текста в лингвистическом аспекте [электронный вариант] / Режим доступа: http:www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к электронному изданию Учебно-методической комиссией института, факультета. Одобрено учебно-методической секцией Ученого совета ТюмГУ. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: О.В. Трофимова, д.ф.н., завкафедрой русского языка © ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2009. © Л.В. Басова, 2009. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель дисциплины: дать студентам базовые знания по истории рекламного текста; дать представление об экстра- и интралингвистических особенностях рекламы; научить студента анализировать средства языка и стиля рекламного сообщения и их воздействие на потребителя; сформировать основные навыки и умения для создания эффективного рекламного текста. Задачи дисциплины: 1. Сформировать представление о содержательной специфике рекламного текста. 2. Развить у студентов потребность в нормативном использовании языковых средств. 3. Научить студентов анализу рекламного текста. Привить навыки правки рекламного текста, основанной на определении характера речевых ошибок и умелом их устранении. 4. Помочь обрести коммуникативные навыки, необходимые студентам в будущей профессиональной деятельности. Место дисциплины в учебном процессе: Курс «Теория и история рекламного и PR-текста в лингвистическом аспекте» цикла ОПД.В разработан для студентов 2 курса ОДО специальности «Филология» филологического факультета и рассчитан на 34 лекционных часа. В курсе рассматриваются теория и история рекламного дела. Изучаются основные принципы создания рекламного текста: экстра- и интралингвистические его аспекты. Большое внимание уделяется информационной составляющей рекламного текста. Анализируются роль изобразительных средств языка и стиля и их воздействие на потребителя рекламы. Требования ГОС: Реклама как социокультурный фактор. Функции рекламы. Основные этапы развития зарубежной рекламы. История рекламы в России. Правовое регулирование рекламной деятельности. Основные вербальные составляющие рекламного текста (слоган, заголовок, основной текст, реквизиты). Лингвистические особенности рекламного текста. Фонетика рекламного текста. Лексические особенности рекламного текста. Грамматика рекламного текста. Стилистика рекламы: специфика стиля рекламы, тропы и речевые фигуры. Тексты различных средств рекламы. Жанры рекламы. Приёмы речевого воздействия в рекламе. Коммуникативная эффективность рекламы. Этнокультурные особенности рекламных текстов. 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ Тема 1. Реклама как социокультурный фактор. Функции рекламы Реклама как фактор культурной, политической и экономической жизни общества. Реклама – связующее звено между производителем и потребителем. Реклама – «двигатель прогресса». Реклама как средство коммуникации. Множество определений рекламы. Происхождение данного термина. Реклама как бизнес (Россер Риве). Реклама как торговля в печатном виде (Альберт Ласкер). Реклама как материальная и духовная культура общества (Жан Бойрийар). Реклама как неличные формы коммуникации (Филипп Котлер). Реклама как информация о товарах и услугах. Основные функции рекламы. Особенности экономической функции. Социальная функция рекламы. Аспекты социальной роли рекламы. Особенности образовательной функции рекламы. Вопросы и задания для самопроверки 1. Раскройте понятие рекламы. Сравните определения рекламы разных авторов и обоснуйте существующие точки зрения. 2. Охарактеризуйте функции рекламы в разные периоды истории общества и изложите их содержание. Тема 2. Основные этапы развития зарубежной рекламы Предыстория рекламы (древние времена, античные времена и постантичный период). Протореклама. Реклама в государствах Древнего мира. Средние века (эпоха феодализма, период формирования цеховой организации промышленности). Изобретение Иоганна Гуттенберга. Создание первых типографий. Реклама Ренеcсанса и эпохи Просвещения. Развитие книгопечатания. Создание рекламного законодательства. Реклама в период развития индустриального производства и капиталистической экономики. Американская реклама – особый «культурный слой» в мировом рекламном бизнесе. Становление японской рекламы. Современная история рекламы. Вопросы и задания для самопроверки 1. На какие периоды можно условно разделить процесс развития рекламы? 2. Дайте определение проторекламы. 3. Какова специфика первых рекламных изданий? 4. Какова роль первой, второй и третьей революций в развитии рекламы? 5. Какие факторы оказали влияние на развитие рекламных процессов в Западной Европе в Новое время? 6. В чем заключается специфика становления японской рекламы? 7. Назовите особенности американской рекламы. Тема 3. История рекламы в России Рекламное дело в России в X – XI вв. Устное рекламирование (выкрики, призывы, присказки и прибаутки). Российская вывеска и ярмарочная реклама. Живописная вывеска в России. Лубок как прототип живописной вывески. Развитие печатной рекламы. Появление специализированных рекламных контор, рекламных бюро. Советская реклама после Октябрьской революции 1917 г. Реклама во время НЭПа. Вклад В. В. Маяковского в развитие рекламы в СССР. «Союзторгреклама» и «Росторгреклама». Идейность как главный принцип социалистической рекламы. Переход к рыночной экономике. Своеобразие российского рекламного рынка. Развитие региональных рекламных рынков. Вопросы и задания для самопроверки 1. Выделите основные предпосылки формирования древнерусской рекламы. Какие формы рекламы существовали в Древней Руси? 2. Определите специфику основных видов рекламы, распространенных в дореволюционной России. 3. Охарактеризуйте основные пути развития рекламы в послереволюционный период. Тема 4. Правовое регулирование рекламной деятельности Основные нормы правового регулирования рекламной деятельности на рынке товаров, работ и услуг. Предпосылки создания в России нормативной базы и системы органов, позволяющих контролировать рынок рекламы. Общие и специальные требования к рекламе. Роль федерального закона «О рекламе» в организации и управлении рекламной деятельностью. Основные определения понятий рекламной деятельности в Законе: «реклама», «ненадлежащая реклама», «объект рекламирования», «спонсор рекламы», «социальная реклама», «товар», «рекламодатель» и др. Цели Закона. Саморегулирование рекламной деятельности в России. Состав саморегулируемой организации в сфере рекламы. Цель саморегулируемой организации. Российский рекламный кодекс. Ответственность участников рекламного процесса за нарушение законодательства о рекламе. Ответственность рекламодателя. Ответственность рекламопроизводителя. Административные и уголовные наказания. Кодекс рекламной практики. Вопросы и задания для самопроверки 1. Назовите основные проблемы регулирования рекламной деятельности в России. 2. Охарактеризуйте особенности саморегулирования рекламной деятельности в России. 3. Какова роль кодекса рекламной практики, направленного на регулирование рекламной и торговой деятельности в современном рекламном процессе? 4. Перечислите рекламные нормы, заложенные в основу содержания Кодекса. Тема 5. Основные вербальные составляющие рекламного текста (слоган, заголовок, основной текст, реквизиты) Понятие слогана. История развития рекламного слогана. Характеристики слогана. Требования к слогану. Эффективность слогана. Классификации слоганов: по способу изложения информации, по цели рекламной кампании. Композиционные особенности рекламных произведений. Абзацы в рекламном тексте. Заглавие в рекламе: заголовки – название темы, заголовки-тезисы, вопросительные заголовки. Требования к созданию рекламных заголовков. Факты в рекламных текстах. Оценка оформления рекламного текста. Основной рекламный текст (ОРТ) – исчерпывающая и аргументированная информация о товаре. Классификации ОРТ: по способу изложения рекламной информации; в зависимости от цели рекламного сообщения; по композиции; по длине текста. Рекламные реквизиты – основная часть справочной информации. Сведения, относящиеся к реквизитам: адрес; телефон/факс; электронная почта/сайт; ссылки на документы, свидетельства, сертификаты, лицензии; время работы; контактное лицо и др. Вопросы и задания для самопроверки 1. Какие составляющие относятся к базовым константам рекламной кампании? 2. Когда в России появилось понятие «слоган»? 3. Перечислите требования к слогану. 4. Приведите примеры заголовков с использованием различных коммуникативных техник. 5. Какие способы используются при изложении рекламной информации в ОРТ? 6. От чего зависят изменения в составе рекламных реквизитов? Тема 6. Лингвистические особенности рекламного текста. Фонетика рекламного текста Воздействующий потенциал звуков. Звуковая игра и звуковые соответствия в строении слогана. Фоностилистика. Фоносемантика как средство воздействия на потребителя. Звуковой повтор как средство создания ассоциативного эффекта. Роль созвучия в рекламном тексте. Функционирование рифмы в рекламном тексте. Использование рифмы в детской и подростковой рекламе. Ритм. Преднамеренные орфографические ошибки как способ создания уникальных графических образов. Использование графических выделений (слов-матрешек) с целью создания «двойного текста». Вопросы и задания для самопроверки 1. Перечислите языковые фонетические средства, используемые в рекламных текстах. 2. Какой раздел языкознания определяет непосредственные связи между звуком и смыслом? В чем заключается удачное звуковое решение слогана? 3. Приведите примеры удачного звукового решения слоганов, отражающих не только общую идею, но и подсознательную ориентировку на товарную категорию. 4. В чем заключается функциональность рифмы? К чему может привести неоправданное использование рифмы в рекламе? |
Российской федерации Содержание: умк по дисциплине для студентов направления теория и история рекламного и pr-текста в лингвистическом аспекте 45. 03.... | Д. Е. Эртнер теория и история изучаемых языков Рабочая учебная программа предназначена для ознакомления студентов с содержанием курса «Теория и история стран изучаемого языка:... | ||
Программа дисциплины Теория и история зарубежной литературы для направления... «Теория и история русской литературы» (читается на 3 курсе), а также с курсами «Теория и история зарубежного искусства» (читается... | «Теория и практика перевода» Становление и история теории перевода. Современные теории перевода. Теория машинного перевода. Проблема переводимости и адекватности... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и практика перевода» Становление и история теории перевода. Современные теории перевода. Теория машинного перевода. Проблема переводимости и адекватности... | Рабочая программа дисциплины специальность 08. 00. 01 «Экономическая теория» «Экономическая теория» (области исследования: экономическая история; история экономической мысли). – М.: Финансовый университет,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и практика перевода»... Становление и история теории перевода. Современные теории перевода. Теория машинного перевода. Проблема переводимости и адекватности... | Анастасия Кошкина Помните: чем больше информации Вы предоставите, тем эффективнее окажется результат сотрудничества. Для написания действительно продающего... | ||
Урок русского языка в 9классе по теме «Теория и практика сжатого... Цели урока: Образовательная: познакомить учащихся с особенностями сжатия текста | Г. М. Пышкина Теория и история Рабочая программа по учебной дисциплине «Теория и история налогообложения» составлена в соответствии с требованиями ооп 080100. 62... | ||
Книга или товар, прикрепите к письму его изображение Помните: чем больше информации Вы предоставите, тем эффективнее окажется результат сотрудничества. Для написания действительно продающего... | Программа кандидатского экзамена по специальности 12. 00. 01- теория... Программа предназначена для поступающих в аспирантуру Московского городского педагогического университета по специальности 12. 00.... | ||
5 9 Теория и практика сочинения рассуждения на основе прочитанного... И. В. Золотарева. «Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста», «Учитель», 2006г | Реферата по дисциплине «Теория и история менеджмента» Рекомендуемый объем работы не менее 8 страниц печатного текста (работа печатается на стандартных листах бумаги формата А4; поля:... | ||
Программа дисциплины "Теория и риторика научного текста" для направления... Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности – 080301... | Программа вступительного испытания по специальной дисциплине Основная... Программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине (Теория и история культуры) при приёме... |