Л. В. Басова теория и история рекламного и pr-текста в лингвистическом аспекте





Скачать 495.19 Kb.
НазваниеЛ. В. Басова теория и история рекламного и pr-текста в лингвистическом аспекте
страница1/5
Дата публикации02.01.2015
Размер495.19 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > История > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА
Л.В. Басова
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ РЕКЛАМНОГО И PR-ТЕКСТА В ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

Учебно-методический комплекс

Рабочая программа для студентов 2 курса ОДО

направления 031000.62«Филология»
Тюменский государственный университет

2009

УДК 81: 659 (075.8)

ББК Ш100. 3я73

АЗ Б275

Л.В. Басова. Теория и история рекламного и PR-текста в лингвистическом аспекте. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа предназначена для студентов 2 курса ОДО, обучающихся по направлению Филология, получающих квалификацию «Бакалавр филологии». Данная программа разработана для курса ОПД 2000 «Теория и история рекламного PR-текста в лингвистическом аспекте», который рассчитан на 66 часов. Тюмень, 2010. 28 стр.

Учебно-методический комплекс содержит учебно-тематический план, содержание тем лекционных занятий, задания итогового контроля по теоретической части курса, практикум, темы рефератов для самостоятельной работы студентов, контрольные вопросы к зачету, рекомендуемую литературу.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Теория и история рекламного и PR-текста в лингвистическом аспекте [электронный вариант] / Режим доступа: http:www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к электронному изданию Учебно-методической комиссией института, факультета. Одобрено учебно-методической секцией Ученого совета ТюмГУ.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР:

О.В. Трофимова, д.ф.н., завкафедрой русского языка


© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2009.

© Л.В. Басова, 2009.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель дисциплины: дать студентам базовые знания по истории рекламного текста; дать представление об экстра- и интралингвистических особенностях рекламы; научить студента анализировать средства языка и стиля рекламного сообщения и их воздействие на потребителя; сформировать основные навыки и умения для создания эффективного рекламного текста.

Задачи дисциплины:

1. Сформировать представление о содержательной специфике рекламного текста.

2. Развить у студентов потребность в нормативном использовании языковых средств.

3. Научить студентов анализу рекламного текста. Привить навыки правки рекламного текста, основанной на определении характера речевых ошибок и умелом их устранении.

4. Помочь обрести коммуникативные навыки, необходимые студентам в будущей профессиональной деятельности.

Место дисциплины в учебном процессе: Курс «Теория и история рекламного и PR-текста в лингвистическом аспекте» цикла ОПД.В разработан для студентов 2 курса ОДО специальности «Филология» филологического факультета и рассчитан на 34 лекционных часа. В курсе рассматриваются теория и история рекламного дела. Изучаются основные принципы создания рекламного текста: экстра- и интралингвистические его аспекты. Большое внимание уделяется информационной составляющей рекламного текста. Анализируются роль изобразительных средств языка и стиля и их воздействие на потребителя рекламы.

Требования ГОС: Реклама как социокультурный фактор. Функции рекламы. Основные этапы развития зарубежной рекламы. История рекламы в России. Правовое регулирование рекламной деятельности. Основные вербальные составляющие рекламного текста (слоган, заголовок, основной текст, реквизиты).

Лингвистические особенности рекламного текста. Фонетика рекламного текста. Лексические особенности рекламного текста. Грамматика рекламного текста. Стилистика рекламы: специфика стиля рекламы, тропы и речевые фигуры.

Тексты различных средств рекламы. Жанры рекламы. Приёмы речевого воздействия в рекламе. Коммуникативная эффективность рекламы. Этнокультурные особенности рекламных текстов.

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

№ те

мы

Наименование темы

Лекции

Сам. работа

Формы контроля

1.

Реклама как социокультурный фактор. Функции рекламы

2







2.

Основные этапы развития зарубежной рекламы

2







3.

История рекламы в России

2







4.

Правовое регулирование рекламной деятельности

2

4




5.

Основные вербальные составляющие рекламного текста (слоган, заголовок, основной текст, реквизиты)

2

2





6.

Лингвистические особенности рекламного текста. Фонетика рекламного текста

2

2




7.

Лексические особенности рекламного текста

4

4




8.

Грамматика рекламного текста

4

4

КР «Лексиче-ские и граммати-ческие ошибки в рекламных текстах»

9.

Стилистика рекламы: специфика стиля рекламы, тропы и речевые фигуры

4

2




10.

Тексты различных средств рекламы

2

2




11.

Жанры рекламы

2

2

Терминоло-гический диктант

12.

Приёмы речевого воздействия в рекламе

2

2




13.

Коммуникативная эффективность рекламы. Этнокультурные особенности рекламных текстов

2

2




14.

Редактирование рекламных текстов

2

2

Итоговая КР

15.

Подготовка реферата по теме




4







Кредит

1

1







Итого:

34

32

Зачет



3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Реклама как социокультурный фактор. Функции рекламы

Реклама как фактор культурной, политической и экономической жизни общества. Реклама – связующее звено между производителем и потребителем. Реклама – «двигатель прогресса». Реклама как средство коммуникации. Множество определений рекламы. Происхождение данного термина. Реклама как бизнес (Россер Риве). Реклама как торговля в печатном виде (Альберт Ласкер). Реклама как материальная и духовная культура общества (Жан Бойрийар). Реклама как неличные формы коммуникации (Филипп Котлер). Реклама как информация о товарах и услугах.

Основные функции рекламы. Особенности экономической функции. Социальная функция рекламы. Аспекты социальной роли рекламы. Особенности образовательной функции рекламы.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Раскройте понятие рекламы. Сравните определения рекламы разных авторов и обоснуйте существующие точки зрения.

2. Охарактеризуйте функции рекламы в разные периоды истории общества и изложите их содержание.
Тема 2. Основные этапы развития зарубежной рекламы

Предыстория рекламы (древние времена, античные времена и постантичный период). Протореклама. Реклама в государствах Древнего мира. Средние века (эпоха феодализма, период формирования цеховой организации промышленности). Изобретение Иоганна Гуттенберга. Создание первых типографий. Реклама Ренеcсанса и эпохи Просвещения. Развитие книгопечатания. Создание рекламного законодательства. Реклама в период развития индустриального производства и капиталистической экономики. Американская реклама – особый «культурный слой» в мировом рекламном бизнесе. Становление японской рекламы. Современная история рекламы.
Вопросы и задания для самопроверки

1. На какие периоды можно условно разделить процесс развития рекламы?

2. Дайте определение проторекламы.

3. Какова специфика первых рекламных изданий?

4. Какова роль первой, второй и третьей революций в развитии рекламы?

5. Какие факторы оказали влияние на развитие рекламных процессов в Западной Европе в Новое время?

6. В чем заключается специфика становления японской рекламы?

7. Назовите особенности американской рекламы.
Тема 3. История рекламы в России

Рекламное дело в России в X – XI вв. Устное рекламирование (выкрики, призывы, присказки и прибаутки). Российская вывеска и ярмарочная реклама. Живописная вывеска в России. Лубок как прототип живописной вывески. Развитие печатной рекламы. Появление специализированных рекламных контор, рекламных бюро.

Советская реклама после Октябрьской революции 1917 г. Реклама во время НЭПа. Вклад В. В. Маяковского в развитие рекламы в СССР. «Союзторгреклама» и «Росторгреклама». Идейность как главный принцип социалистической рекламы.

Переход к рыночной экономике. Своеобразие российского рекламного рынка. Развитие региональных рекламных рынков.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Выделите основные предпосылки формирования древнерусской рекламы. Какие формы рекламы существовали в Древней Руси?

2. Определите специфику основных видов рекламы, распространенных в дореволюционной России.

3. Охарактеризуйте основные пути развития рекламы в послереволюционный период.
Тема 4. Правовое регулирование рекламной деятельности

Основные нормы правового регулирования рекламной деятельности на рынке товаров, работ и услуг. Предпосылки создания в России нормативной базы и системы органов, позволяющих контролировать рынок рекламы. Общие и специальные требования к рекламе.

Роль федерального закона «О рекламе» в организации и управлении рекламной деятельностью. Основные определения понятий рекламной деятельности в Законе: «реклама», «ненадлежащая реклама», «объект рекламирования», «спонсор рекламы», «социальная реклама», «товар», «рекламодатель» и др. Цели Закона.

Саморегулирование рекламной деятельности в России. Состав саморегулируемой организации в сфере рекламы. Цель саморегулируемой организации. Российский рекламный кодекс. Ответственность участников рекламного процесса за нарушение законодательства о рекламе. Ответственность рекламодателя. Ответственность рекламопроизводителя. Административные и уголовные наказания.

Кодекс рекламной практики.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Назовите основные проблемы регулирования рекламной деятельности в России.

2. Охарактеризуйте особенности саморегулирования рекламной деятельности в России.

3. Какова роль кодекса рекламной практики, направленного на регулирование рекламной и торговой деятельности в современном рекламном процессе?

4. Перечислите рекламные нормы, заложенные в основу содержания Кодекса.
Тема 5. Основные вербальные составляющие рекламного текста (слоган, заголовок, основной текст, реквизиты)

Понятие слогана. История развития рекламного слогана. Характеристики слогана. Требования к слогану. Эффективность слогана. Классификации слоганов: по способу изложения информации, по цели рекламной кампании.

Композиционные особенности рекламных произведений. Абзацы в рекламном тексте. Заглавие в рекламе: заголовки – название темы, заголовки-тезисы, вопросительные заголовки. Требования к созданию рекламных заголовков. Факты в рекламных текстах. Оценка оформления рекламного текста.

Основной рекламный текст (ОРТ) – исчерпывающая и аргументированная информация о товаре. Классификации ОРТ: по способу изложения рекламной информации; в зависимости от цели рекламного сообщения; по композиции; по длине текста.

Рекламные реквизиты – основная часть справочной информации. Сведения, относящиеся к реквизитам: адрес; телефон/факс; электронная почта/сайт; ссылки на документы, свидетельства, сертификаты, лицензии; время работы; контактное лицо и др.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Какие составляющие относятся к базовым константам рекламной кампании?

2. Когда в России появилось понятие «слоган»?

3. Перечислите требования к слогану.

4. Приведите примеры заголовков с использованием различных коммуникативных техник.

5. Какие способы используются при изложении рекламной информации в ОРТ?

6. От чего зависят изменения в составе рекламных реквизитов?
Тема 6. Лингвистические особенности рекламного текста. Фонетика рекламного текста

Воздействующий потенциал звуков. Звуковая игра и звуковые соответствия в строении слогана. Фоностилистика. Фоносемантика как средство воздействия на потребителя. Звуковой повтор как средство создания ассоциативного эффекта. Роль созвучия в рекламном тексте. Функционирование рифмы в рекламном тексте. Использование рифмы в детской и подростковой рекламе. Ритм. Преднамеренные орфографические ошибки как способ создания уникальных графических образов. Использование графических выделений (слов-матрешек) с целью создания «двойного текста».

Вопросы и задания для самопроверки

1. Перечислите языковые фонетические средства, используемые в рекламных текстах.

2. Какой раздел языкознания определяет непосредственные связи между звуком и смыслом? В чем заключается удачное звуковое решение слогана?

3. Приведите примеры удачного звукового решения слоганов, отражающих не только общую идею, но и подсознательную ориентировку на товарную категорию.

4. В чем заключается функциональность рифмы? К чему может привести неоправданное использование рифмы в рекламе?
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Л. В. Басова теория и история рекламного и pr-текста в лингвистическом аспекте iconРоссийской федерации
Содержание: умк по дисциплине для студентов направления теория и история рекламного и pr-текста в лингвистическом аспекте 45. 03....
Л. В. Басова теория и история рекламного и pr-текста в лингвистическом аспекте iconД. Е. Эртнер теория и история изучаемых языков
Рабочая учебная программа предназначена для ознакомления студентов с содержанием курса «Теория и история стран изучаемого языка:...
Л. В. Басова теория и история рекламного и pr-текста в лингвистическом аспекте iconПрограмма дисциплины Теория и история зарубежной литературы для направления...
«Теория и история русской литературы» (читается на 3 курсе), а также с курсами «Теория и история зарубежного искусства» (читается...
Л. В. Басова теория и история рекламного и pr-текста в лингвистическом аспекте icon«Теория и практика перевода»
Становление и история теории перевода. Современные теории перевода. Теория машинного перевода. Проблема переводимости и адекватности...
Л. В. Басова теория и история рекламного и pr-текста в лингвистическом аспекте iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и практика перевода»
Становление и история теории перевода. Современные теории перевода. Теория машинного перевода. Проблема переводимости и адекватности...
Л. В. Басова теория и история рекламного и pr-текста в лингвистическом аспекте iconРабочая программа дисциплины специальность 08. 00. 01 «Экономическая теория»
«Экономическая теория» (области исследования: экономическая история; история экономической мысли). – М.: Финансовый университет,...
Л. В. Басова теория и история рекламного и pr-текста в лингвистическом аспекте iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и практика перевода»...
Становление и история теории перевода. Современные теории перевода. Теория машинного перевода. Проблема переводимости и адекватности...
Л. В. Басова теория и история рекламного и pr-текста в лингвистическом аспекте iconАнастасия Кошкина
Помните: чем больше информации Вы предоставите, тем эффективнее окажется результат сотрудничества. Для написания действительно продающего...
Л. В. Басова теория и история рекламного и pr-текста в лингвистическом аспекте iconУрок русского языка в 9классе по теме «Теория и практика сжатого...
Цели урока: Образовательная: познакомить учащихся с особенностями сжатия текста
Л. В. Басова теория и история рекламного и pr-текста в лингвистическом аспекте iconГ. М. Пышкина Теория и история
Рабочая программа по учебной дисциплине «Теория и история налогообложения» составлена в соответствии с требованиями ооп 080100. 62...
Л. В. Басова теория и история рекламного и pr-текста в лингвистическом аспекте iconКнига или товар, прикрепите к письму его изображение
Помните: чем больше информации Вы предоставите, тем эффективнее окажется результат сотрудничества. Для написания действительно продающего...
Л. В. Басова теория и история рекламного и pr-текста в лингвистическом аспекте iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 12. 00. 01- теория...
Программа предназначена для поступающих в аспирантуру Московского городского педагогического университета по специальности 12. 00....
Л. В. Басова теория и история рекламного и pr-текста в лингвистическом аспекте icon5 9 Теория и практика сочинения рассуждения на основе прочитанного...
И. В. Золотарева. «Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста», «Учитель», 2006г
Л. В. Басова теория и история рекламного и pr-текста в лингвистическом аспекте iconРеферата по дисциплине «Теория и история менеджмента»
Рекомендуемый объем работы не менее 8 страниц печатного текста (работа печатается на стандартных листах бумаги формата А4; поля:...
Л. В. Басова теория и история рекламного и pr-текста в лингвистическом аспекте iconПрограмма дисциплины "Теория и риторика научного текста" для направления...
Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности – 080301...
Л. В. Басова теория и история рекламного и pr-текста в лингвистическом аспекте iconПрограмма вступительного испытания по специальной дисциплине Основная...
Программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине (Теория и история культуры) при приёме...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск