Скачать 1.86 Mb.
|
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский государственный педагогический университет» Кафедра Отечественной истории нового и новейшего времени Учебно-методический комплекс по дисциплине «Историография Отечественной истории» Для направления/специальности Утвержден на заседании кафедры №_____ от «____»________________________2006 г. Воронеж – 2006 I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный курс «Историография Отечественной истории» предназначен для изучения студентами 5 курса исторического факультета Воронежского государственного педагогического университета и призван сыграть важную роль в профессиональной подготовке историков, в формировании у них прочных представлений о развитии исторических знаний и исторической науки, о процессе изучения истории России с древнейших времен до настоящего времени. В курсе рассматриваются важнейшие исторические концепции, ведущие школы и направления в российской историографии, теоретико-методологические и конкретно-исторические взгляды их представителей. Особое внимание уделяется анализу творчества крупнейших отечественных историков и выяснению основных исторических и социологических проблем в отечественной историографии. Вопросы историографии исследуются не изолированно, а в органической связи с развитием всей исторической мысли. В процессе изучения «Историографии Отечественной истории» учитывается, что студенты уже получили определенные историографические знания при рассмотрении отечественной истории. Курс должен содействовать закреплению у студентов навыков работы с исторической литературой, способствовать формированию научных представлений об основных тенденциях и подходах в исследовании истории России. В процессе изучения курса совершенствуется теоретическая подготовка студентов, повышается качество анализа ими исторических текстов, расширяются представления о проблематике, концепциях, традициях исторической науки. Изучение курса ведется на лекционных (27 часов – дневное отделение; 20 часов – заочное отделение) и семинарских (9 часов – дневное отделение) занятиях, требует значительных усилий в самостоятельной работе студентов: подготовка историографических сообщений, докладов, рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ, выполнение контрольных заданий и тестов, участие в индивидуальных собеседованиях с преподавателем, подготовка к экзамену по изучаемой дисциплине. После завершения работы студенты сдают экзамен. 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН а) дневное отделение
б) заочное отделение
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1–2. Введение. Возникновение и развитие исторических знаний с древнейших времен до конца XVII века. Предмет историографии. Историография и история исторической науки. Место историографии в системе исторических дисциплин. Основные задачи историографии. История историографии и основные этапы в ее развитии. Основные источники, учебная и научная литература по курсу. Первые представления восточных славян об историческом прошлом. Миф и эпос. Значение появления письменности. Летописание в Древней Руси и в период политической раздробленности. Зарождение общерусского летописания. Владимирское, новгородское, киевское летописание в XII–XIII вв. «Повесть временных лет». Исторические сведения в нелетописных произведениях: «слово», воинские повести, сказания, жития святых, поучения, «хождения». Развитие исторических знаний в едином российском государстве второй половины XV – конца XVII вв. Провиденциализм как основа мировоззрения средневековых историков. Новые черты в летописании. Нелетописные формы исторических произведений. Распространение хронографов. Исторические былины и песни. Исторические сочинения XVII века. Тема 3. Русская историография XVIII века. Становление Отечественной исторической науки. Переход от исторических представлений к науке. Направления и формы исторических сочинений. Ослабление провиденциализма и проникновение рационалистических мотивов в исторические сочинения. Прагматизм. Творчество историков петровского времени (П. Шафирова, Ф. Прокоповича, А. Манкиева и др.). Историческая концепция В.Н. Татищева. Работы Г. Байера, Г.Ф. Миллера, А.Л. Шлецера в области русской истории. Роль М.В. Ломоносова в развитии отечественной исторической науки. Значение работ М.М. Щербатова, И.Н. Болтина и «купеческих историков» (И.И. Голикова, В.В. Крестинина, М.Д. Чулкова и др.) для развития исторической науки. Характеристика ведущих процессов, происходивших в историографии XVIII в. Развитие просветительских тенденций в историографии. Роль А.Н. Радищева в развитии историографии. Тема 4. Отечественная историография в первой половине XIX века. Историческая концепция Н.М. Карамзина. «История государства Российского»: история создания, источники, общая концепция, периодизация истории России, характеристика ее основных этапов, значение труда. Декабристы и А.С. Пушкин о российской истории. Вклад Г.Ф.Г. Эверса в развитие русской исторической науки. Развитие методологических основ исторической науки. Преодоление прагматизма и рационализма в русской историографии. Влияние западно-европейской философии и историографии. «Скептическая школа» в русской историографии и исторические взгляды М.Т. Каченовского. Теория официальной народности и историческая наука. Исторические взгляды М.П. Погодина. Официальная концепция русской истории в работах Н.Г. Устрялова. Значение трудов Н.А. Полевого. Исторические взгляды славянофилов и взглядов. Оформление государственной школы в работах К.Д. Кавелина. Тема 5. Отечественная историография во второй половины ХIХ – начале ХХ веков. Консервативное направление в историографии. Творчество К.Н. Леонтьева, Л.А. Тихомирова, Д.И. Иловайского, С.С. Татищева, Н.Ф. Дубровина. Историческая концепция С.М. Соловьева, история создания, структура, основное содержание его «Истории России с древнейших времен» в 29 томах. Развитие «государственной школы». Б.Н. Чичерин. Демократическое направление в русской историографии. А.П. Щапов. Либерально-романтическая концепция российской истории Н.И. Костомарова. Теоретические поиски историографии. Позитивизм. Историческая концепция В.О. Ключевского, его «Курс русской истории». Народническая историография. В.И. Семевский. Творческий вклад в развитие историографии К.Н. Бестужева-Рюмина, И.Е. Забелина, П.Н. Милюкова, А.С. Лаппо-Данилевского, М.М. Богословского, А.А. Кизеветтера, С.Ф. Платонова, Н.П. Павлова-Сильванского, М.К. Любавского, А.Е. Преснякова. Марксизм в русской историографии. М.Н. Покровский. Н.А. Рожков. Тема 6. Становление советской исторической науки в 1917–1920-х годах. Основные направления и особенности политики большевистского режима в отношении исторической науки. Первые шаги по преобразованию системы гуманитарного образования и подготовке кадров обществоведов-марксистов. Советская власть и историки старой школы, их положение, идейно-методологические ориентации, направления и результаты исследовательской работы. Складывание и развитие советской исторической школы. Организационное и идеологическое подчинение исторической науки. Создание новых научных центров исторической науки и новых кадров советских историков. Деятельность историков-марксистов. Роль М.Н. Покровского. Основные направления и результаты исторических исследований, содержание дискуссий. Дело «Всенародного союза борьбы за возрождение свободной России» («Академическое дело»). С.Ф. Платонов. Достижения русских историков-эмигрантов. Тема 7. Советская историография отечественной истории в 1930-х – первой половине 1980-х годов. Дискуссии и тенденции в исторической науке. Критика «школы Покровского». Репрессии в исторической науке. «Краткий курс истории ВКП (б)» и роль И.В. Сталина в формировании советской концепции отечественной истории. Сталинизм и историческая наука. Реорганизация исторического образования и ее влияние на изучение истории. Историческая наука в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период. Основные проблемы изучения истории в 1930-е – середине 1950-х годов. Историческая наука в период хрущевской «оттепели». Историческая наука после ХХ съезда КПСС. Характерные черты советской историографии в середине 1960-х – первой половине 1980-х годов. Труды Б.Д. Грекова, А.М. Панкратовой, М.В. Нечкиной, Н.М. Дружинина, М.Н. Тихомирова, С.В. Бухрушина, Б.А. Рыбакова, Б.А. Романова, В.И. Пичеты, Л.В. Черепнина, А.А. Зимина, П.А. Зайончковского, Л.Н. Гумилева. «Новое направление» и его судьба. Достижения и трудности в Отечественной историографии. |