Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/12
Дата публикации25.10.2013
Размер1.86 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > История > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Воронежский государственный педагогический университет»

Кафедра Отечественной истории нового и новейшего времени


Учебно-методический комплекс по дисциплине

«Историография Отечественной истории»


Для направления/специальности

Утвержден на заседании кафедры №_____
от «____»________________________2006 г.

Воронеж – 2006
I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный курс «Историография Отечественной истории» предназначен для изучения студентами 5 курса исторического факультета Воронежского государственного педагогического университета и призван сыграть важную роль в профессиональной подготовке историков, в формировании у них прочных представлений о развитии исторических знаний и исторической науки, о процессе изучения истории России с древнейших времен до настоящего времени.

В курсе рассматриваются важнейшие исторические концепции, ведущие школы и направления в российской историографии, теоретико-методологические и конкретно-исторические взгляды их представителей. Особое внимание уделяется анализу творчества крупнейших отечественных историков и выяснению основных исторических и социологических проблем в отечественной историографии. Вопросы историографии исследуются не изолированно, а в органической связи с развитием всей исторической мысли.

В процессе изучения «Историографии Отечественной истории» учитывается, что студенты уже получили определенные историографические знания при рассмотрении отечественной истории. Курс должен содействовать закреплению у студентов навыков работы с исторической литературой, способствовать формированию научных представлений об основных тенденциях и подходах в исследовании истории России. В процессе изучения курса совершенствуется теоретическая подготовка студентов, повышается качество анализа ими исторических текстов, расширяются представления о проблематике, концепциях, традициях исторической науки.

Изучение курса ведется на лекционных (27 часов – дневное отделение; 20 часов – заочное отделение) и семинарских (9 часов – дневное отделение) занятиях, требует значительных усилий в самостоятельной работе студентов: подготовка историографических сообщений, докладов, рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ, выполнение контрольных заданий и тестов, участие в индивидуальных собеседованиях с преподавателем, подготовка к экзамену по изучаемой дисциплине. После завершения работы студенты сдают экзамен.

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
а) дневное отделение



№№ п/п


ТЕМЫ

трудоемкость

аудиторные

занятия

самостоятельная работа

всего

лекций

семинаров

1.

Введение.

2

1

1




1

2.

Возникновение и развитие исторических знаний с древнейших времен до конца XVII века.

4

2

2




2

3.

Русская историография XVIII века.

8

4

2

2

4

4.

Отечественная историография в первой половине XIX века.

6

3

2

1

3

5.

Русская историография во второй половине XIX – начале XX веков.

16

9

6

3

7

6.

Становление советской исторической науки в 1917 – 1920-х годах.

5

3

2

1

2

7.

Советская историография отечественной истории в 1930-х – первой половине 1980-х годов.

12

6

4

2

6

8.

Современная российская историография второй половины 1980-х – середины 2000-х годов.

5

2

2




3

9.

Достижения историографии в разработке важнейших проблем отечественной истории.

10

6

6




4




Всего

68

36

27

9

32


б) заочное отделение



№№ п/п


ТЕМЫ

трудоемкость

аудиторные

занятия

самостоятельная работа

всего

лекций

семинаров

1.

Введение.

2

1

1




1

2.

Возникновение и развитие исторических знаний с древнейших времен до конца XVII века.

4

1

1




3

3.

Русская историография XVIII века.

8

2

2




6

4.

Отечественная историография в первой половине XIX века.

6

2

2




4

5.

Русская историография во второй половине XIX – начале XX веков.

16

6

6




10

6.

Становление советской исторической науки в 1917 – 1920-х годах.

5

2

2




3

7.

Советская историография отечественной истории в 1930-х – первой половине 1980-х годов.

12

2

2




10

8.

Современная российская историография второй половины 1980-х – середины 2000-х годов.

5

2

2




3

9.

Достижения историографии в разработке важнейших проблем отечественной истории.

10

2

2




8




Всего

68

20

20




48



3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 12. Введение. Возникновение и развитие исторических знаний с древнейших времен до конца XVII века.

Предмет историографии. Историография и история исторической науки. Место историографии в системе исторических дисциплин. Основные задачи историографии. История историографии и основные этапы в ее развитии. Основные источники, учебная и научная литература по курсу.

Первые представления восточных славян об историческом прошлом. Миф и эпос. Значение появления письменности. Летописание в Древней Руси и в период политической раздробленности. Зарождение общерусского летописания. Владимирское, новгородское, киевское летописание в XII–XIII вв. «Повесть временных лет». Исторические сведения в нелетописных произведениях: «слово», воинские повести, сказания, жития святых, поучения, «хождения».

Развитие исторических знаний в едином российском государстве второй половины XV – конца XVII вв. Провиденциализм как основа мировоззрения средневековых историков. Новые черты в летописании. Нелетописные формы исторических произведений. Распространение хронографов. Исторические былины и песни. Исторические сочинения XVII века.
Тема 3. Русская историография XVIII века.

Становление Отечественной исторической науки. Переход от исторических представлений к науке. Направления и формы исторических сочинений. Ослабление провиденциализма и проникновение рационалистических мотивов в исторические сочинения. Прагматизм. Творчество историков петровского времени (П. Шафирова, Ф. Прокоповича, А. Манкиева и др.). Историческая концепция В.Н. Татищева. Работы Г. Байера, Г.Ф. Миллера, А.Л. Шлецера в области русской истории. Роль М.В. Ломоносова в развитии отечественной исторической науки.

Значение работ М.М. Щербатова, И.Н. Болтина и «купеческих историков» (И.И. Голикова, В.В. Крестинина, М.Д. Чулкова и др.) для развития исторической науки. Характеристика ведущих процессов, происходивших в историографии XVIII в. Развитие просветительских тенденций в историографии. Роль А.Н. Радищева в развитии историографии.
Тема 4. Отечественная историография в первой половине XIX века.

Историческая концепция Н.М. Карамзина. «История государства Российского»: история создания, источники, общая концепция, периодизация истории России, характеристика ее основных этапов, значение труда.

Декабристы и А.С. Пушкин о российской истории.

Вклад Г.Ф.Г. Эверса в развитие русской исторической науки.

Развитие методологических основ исторической науки. Преодоление прагматизма и рационализма в русской историографии. Влияние западно-европейской философии и историографии.

«Скептическая школа» в русской историографии и исторические взгляды М.Т. Каченовского.

Теория официальной народности и историческая наука. Исторические взгляды М.П. Погодина. Официальная концепция русской истории в работах Н.Г. Устрялова.

Значение трудов Н.А. Полевого.

Исторические взгляды славянофилов и взглядов.

Оформление государственной школы в работах К.Д. Кавелина.

Тема 5. Отечественная историография во второй половины ХIХ – начале ХХ веков.

Консервативное направление в историографии. Творчество К.Н. Леонтьева, Л.А. Тихомирова, Д.И. Иловайского, С.С. Татищева, Н.Ф. Дубровина.

Историческая концепция С.М. Соловьева, история создания, структура, основное содержание его «Истории России с древнейших времен» в 29 томах.

Развитие «государственной школы». Б.Н. Чичерин.

Демократическое направление в русской историографии. А.П. Щапов.

Либерально-романтическая концепция российской истории Н.И. Костомарова.

Теоретические поиски историографии. Позитивизм.

Историческая концепция В.О. Ключевского, его «Курс русской истории».

Народническая историография. В.И. Семевский.

Творческий вклад в развитие историографии К.Н. Бестужева-Рюмина, И.Е. Забелина, П.Н. Милюкова, А.С. Лаппо-Данилевского, М.М. Богословского, А.А. Кизеветтера, С.Ф. Платонова, Н.П. Павлова-Сильванского, М.К. Любавского, А.Е. Преснякова.

Марксизм в русской историографии. М.Н. Покровский. Н.А. Рожков.

Тема 6. Становление советской исторической науки в 1917–1920-х годах.

Основные направления и особенности политики большевистского режима в отношении исторической науки. Первые шаги по преобразованию системы гуманитарного образования и подготовке кадров обществоведов-марксистов. Советская власть и историки старой школы, их положение, идейно-методологические ориентации, направления и результаты исследовательской работы. Складывание и развитие советской исторической школы. Организационное и идеологическое подчинение исторической науки. Создание новых научных центров исторической науки и новых кадров советских историков. Деятельность историков-марксистов. Роль М.Н. Покровского. Основные направления и результаты исторических исследований, содержание дискуссий. Дело «Всенародного союза борьбы за возрождение свободной России» («Академическое дело»). С.Ф. Платонов.

Достижения русских историков-эмигрантов.

Тема 7. Советская историография отечественной истории в 1930-х – первой половине 1980-х годов.

Дискуссии и тенденции в исторической науке. Критика «школы Покровского». Репрессии в исторической науке. «Краткий курс истории ВКП (б)» и роль И.В. Сталина в формировании советской концепции отечественной истории. Сталинизм и историческая наука. Реорганизация исторического образования и ее влияние на изучение истории. Историческая наука в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период. Основные проблемы изучения истории в 1930-е – середине 1950-х годов. Историческая наука в период хрущевской «оттепели». Историческая наука после ХХ съезда КПСС. Характерные черты советской историографии в середине 1960-х – первой половине 1980-х годов. Труды Б.Д. Грекова, А.М. Панкратовой, М.В. Нечкиной, Н.М. Дружинина, М.Н. Тихомирова, С.В. Бухрушина, Б.А. Рыбакова, Б.А. Романова, В.И. Пичеты, Л.В. Черепнина, А.А. Зимина, П.А. Зайончковского, Л.Н. Гумилева. «Новое направление» и его судьба. Достижения и трудности в Отечественной историографии.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск