Скачать 30.03 Kb.
|
Тема «Психические процессы» «Мышление» Мышление – познавательный психический процесс, устанавливающий связи и отношения между познаваемыми объектами и явлениями объективного мира. «Мышление – орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом». И.П.Павлов Мышление человека, кроме того, что это самостоятельный психический процесс, принимает также активное участие в других процессах: в восприятии, в работе внимания, в памяти, в воображении, в речи. Выделяют определенные операции мышления: Анализ – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики. Синтез – это мыслительная операция, позволяющая переходить от частей к целому. Сравнение – это мыслительная операция, основанная на сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и в выявлении, таким образом, общности и различия между ними. Установление сходства и различия между объектами. Обобщение – это мысленное объединение предметов или явлений по каким-то общим и существенным признакам. Конкретизация – это движение мысли от общего к частному. Абстрагирование – мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов и явлений и выделении в них главного, основного. Различают конкретные формы мышления: Понятие – это форма мышления, отражающая в сознании человека общие и существенные свойства, связи и отношения предметов или явлений, выраженная словом или группой слов. Суждение – основная форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Умозаключение – это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения; форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключение индуктивное, дедуктивное, по аналогии. Аналогия – такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий. Различают определенные способы мышления. Индукция - это способ мышления, при котором умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу; логический вывод в процессе мышления от частного к общему. Дедукция – это способ мышления, при котором умозаключение осуществляется от общего вывода к единичным фактам; логический вывод в процессе мышления от общего к частному. Выделяют виды мышления: По форме Наглядно-действенное мышление – вид мышления, непосредственно включенного в деятельность. Наглядно- образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; это мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше. Словесно-логическое – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. По характеру решаемых задач Теоретическое мышление – мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. Практическое мышление – мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. По степени новизны и оригинальности Воспроизводящее (репродуктивное) мышление – мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников. Творческое (продуктивное) мышление – мышление на основе творческого воображения. По степени развернутости Дискурсивное мышление– мышление на основе логики рассуждений, а не восприятия. Интуитивное мышление - мышление на основе непосредственного чувственного восприятия и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Дополнительные понятия по теме Гипотеза – предположение, проект решения задачи. Инсайт – мгновенное осознание решения некоторой проблемы. Интеллект – совокупность общих умственных способностей человека. Разум (ум) – высшая форма теоретического освоения действительности, проявляющаяся в способности человека мыслить. Проблемная ситуация – ситуация, в которой возникают задачи, связанные с интеллектуальной деятельностью. Эвристика – наука, изучающая продуктивное творческое мышление. Вопросы для самопроверки по теме:
|
Темы вашего учебного проекта Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Тема: Упрощение выражений Развивающая: развивать познавательные процессы, память, воображение, мышление, внимание, наблюдательность, сообразительность | Буквы е-и в корнях с чередованием Дух – сознание, мышление, психические способности человека; начало, определяющее поведение, действия | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Психические процессы и состояния человека» Контрольный экземпляр находится на кафедре теории и методики профессионального образования | 4. Психические познавательные процессы, учет их закономерностей юристом... ПМ. 01. «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты» | ||
4. Психические познавательные процессы, учет их закономерностей юристом... ПМ. 01. «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты» | Тема Цели, предмет и задачи курса "Психология высшего образования" Психология и педагогика высшей школы. Понятия психологической культуры и психологической компетентности. Основные психологические... | ||
Урок По алгебре и началам анализа 11 класс. Тема: «Тайны арифметической... Развивать познавательные процессы : зрительную память, воображение, логическое мышление, внимание, наблюдательность, сообразительность.... | Приложение 4 Творческие работы Стимулирующее влияние на познавательный интерес оказывают творческие работы учащихся. Они активизируют эмоционально-волевые и интеллектуальные... | ||
Статья в методический журнал «критическое мышление», «творческое мышление», «аналитическое мышление», «логическое мышление» и т д | Словарь основных понятий Акт — действие; психический процесс. Различают психические акты, или функции, и психические явления, или состояния. В первых проявляется... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности,... | Урока №31: Повторение по теме "Лексика и фразеология" Развивать познавательные процессы (память, воображение, мышление, внимание, речь) | ||
Эмоции: функции и особенности их проявления. (реферат) К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все... | Н. Н. Баранский Статья «Использование инновационных компьютерных технологий на уроках географии» Е современных инновационных технологий в учебном процессе сейчас очень актуально. Современные инновационные технологии способствуют... |