Разработка и эксплуатация удаленных баз данных
План урока Урок № 2 Дата: _________
Группа: _______
Тема урока: Понятия локальной сети, сервера, рабочей станции. Двух и трехзвенные архитектуры. Отличия, преимущества, недостатки
Цель урока:
образовательная: Дать понятие локальной сети, сервера, рабочей станции. Изучить функции типового приложения обработки данных. Показать базовые архитектуры распределенной обработки
воспитательная: воспитать потребность в культурном использовании ПК; содействовать воспитанию нравственных качеств учащихся, уделив особое внимание воспитанию коллективизма, эстетических норм.
развивающая: привить навык логического мышления; развивать интерес к учению путем показа значимости дисциплины в профориентации.
Тип урока: комбинированный урок.
Вид урока: лекция.
Методы обучения: информационный.
Межпредметные связи (МПС): компьютерные сети, базы данных.
ТСО и наглядные пособия: Схемы базовых архитектур распределенной обработки.
Ход урока
Оргмомент: подготовка аудитории к уроку; контроль присутствующих, постановка цели урока.
Актуализация опорных знаний:
Понятие базы данных
Предметные области, в которых используются распределенные БД
Каковы свойства «идеальной» системы распределенной обработки данных
Группы функций «типового приложения доступа к данным»
Формирование новых понятий и способов действий:
Понятие локальной сети, сервера, клиента
преимущества использования клиент-серверных технологий
понятие двух и трехзвенных архитектур распределенной обработки
Понятие тонкого и толстого клиента
распределение функций приложения распределенной обработки данных в двух и трехзвенных архитектурах
понятие хранимых процедур и триггеров
Формирование навыков умственного труда:
Выявление причин, препятствующих достижению «идеала»
признаки классификации режимов работ с БД
Анализ преимуществ, получаемых при разделении процесса выполнения запроса на клиентскую и серверную компоненту.
Сравнение различных архитектур распределенной обработки. Выявление преимуществ и недостатков.
анализ преимуществ, получаемых при доступе к удаленным данным при использовании хранимых процедур и триггеров
Итог урока (комментарий ответов). Домашнее задание: достижение цели урока, комментарий ответов. Домашнее задание: Голицина, с. 238-242, доклад «Понятия толстого и тонкого клиента. Отличия»
План урока Урок № 3 Дата: _________
Группа: _______
Тема урока: Базовая технология СОМ и ее особенности.
Цель урока:
образовательная: Познакомить с объектной моделью компонентов, ее особенностями, возможностями. Дать понятия объекта, интерфейса объекта, библиотеки класса.
воспитательная: воспитать потребность в культурном использовании ПК; содействовать воспитанию нравственных качеств учащихся, уделив особое внимание воспитанию коллективизма, эстетических норм.
развивающая: привить навык логического мышления; развивать интерес к учению путем показа значимости дисциплины в профориентации.
Тип урока: комбинированный урок.
Вид урока: лекция.
Методы обучения: информационный.
Межпредметные связи (МПС): компьютерные сети, базы данных.
ТСО и наглядные пособия: Схемы взаимодействия приложения-клиента и сервера.
Ход урока
Оргмомент: подготовка аудитории к уроку; контроль присутствующих, постановка цели урока.
Актуализация опорных знаний:
Понятие локальной сети, сервера, клиента
преимущества использования клиент-серверных технологий
понятие двух и трехзвенных архитектур распределенной обработки
Понятие тонкого и толстого клиента. Отличия.
распределение функций приложения распределенной обработки данных в двух и трехзвенных архитектурах
Формирование новых понятий и способов действий:
Объектная модель компонентов
Объект, свойства объектов, методы
Интерфейсы и классы объектов СОМ
Понятие локальной сети, сервера, рабочей станции с точки зрения СОМ
Типы серверов СОМ
Формирование навыков умственного труда:
Является СОМ по настоящему объектно-ориентированной
Возможности использования библиотек
Выявление преимуществ СОМ: универсальность архитектуры сервисов, последовательность, двоичный интерфейс, независимость обновлений клиентов и используемых или объектов
Итог урока (комментарий ответов). Домашнее задание: достижение цели урока, комментарий ответов. Домашнее задание: конспект лекций
План урока Урок № 4 Дата: _________
Группа: _______
Тема урока: Назначение и основные характеристики технологий ADO, MIDAS.
Цель урока:
образовательная: Познакомить с различными технологиями доступа к данным в двухзвенных архитектурах.
воспитательная: воспитать потребность в культурном использовании ПК; содействовать воспитанию нравственных качеств учащихся, уделив особое внимание воспитанию коллективизма, эстетических норм.
развивающая: привить навык логического мышления; развивать интерес к учению путем показа значимости дисциплины в профориентации.
Тип урока: комбинированный урок.
Вид урока: лекция.
Методы обучения: информационный.
Межпредметные связи (МПС): компьютерные сети, базы данных.
ТСО и наглядные пособия: Схемы взаимодействия приложения-клиента и сервера.
Ход урока
Оргмомент: подготовка аудитории к уроку; контроль присутствующих, постановка цели урока.
Актуализация опорных знаний:
С какой целью была задумана (создавалась) технология OLE
Частью какой более глобальной проблемы являются составные документы
Что лежит в основе СОМ
Возможности СОМ
Определение объекта
Методы
Интерфейсы объектов
Понятие объекта СОМ
Понятие СОМ-сервера. Типы СОМ-серверов
Формирование новых понятий и способов действий:
Открытый интерфейс доступа к базам данных (ODBC)
Назначение и использование прикладных интерфейсво OLE DB и ADO.
Технология передачи данных MIDAS
Понятия: провайдер, клиентский набор данными
Работа с пакетом данных
Принятие изменений
Согласование
Доставка пакета данных
Формирование навыков умственного труда:
Анализ недостатков соединения с данными по технологии ODBC
Формулировка всех возможных пакетов данных между провайдером и клиентским набором данных
Выявление каналов связи, по которым можно передавать данные, используя технологию MIDAS
Итог урока (комментарий ответов). Домашнее задание: достижение цели урока, комментарий ответов. Домашнее задание: конспект лекций
План урока Урок № 6 Дата: _________
Группа: _______
Тема урока: Введение в работу с удаленными базами данных. Типы SQL-серверов, особенности операционной среды
Цель урока:
образовательная: Ознакомить с типами SQL-серверов, их возможностями, различиями, работу SQL-серверов в различных операционных средах
воспитательная: воспитать потребность в культурном использовании ПК; содействовать воспитанию нравственных качеств учащихся, уделив особое внимание воспитанию коллективизма, эстетических норм.
развивающая: привить навык логического мышления; развивать интерес к учению путем показа значимости дисциплины в профориентации.
Тип урока: комбинированный урок.
Вид урока: лекция.
Методы обучения: информационный.
Межпредметные связи (МПС): базы данных.
ТСО и наглядные пособия: ПЭВМ, IbServer, MySQL-сервер.
Ход урока
Оргмомент: подготовка аудитории к уроку; контроль присутствующих, постановка цели урока.
Актуализация опорных знаний:
Открытый интерфейс доступа к базам данных (ODBC)
Назначение и использование прикладных интерфейсов OLE DB и ADO.
Технология передачи данных MIDAS
Понятия: провайдер, клиентский набор данными
Работа с пакетом данных
Принятие изменений
Согласование
Доставка пакета данных
Формирование новых понятий и способов действий:
Средства вызова удаленных процедур
Мониторы обработки транзакций
Определение транзакции
Функции TP-мониторов
Корпоративные серверы приложений
Брокер объектных запросов
Объекты
ORB, включаемые в клиентское и серверное приложение
ORB, выполненный в виде сервера
ORB, как часть системы
ORB, основанный на библиотеках
Реализация объектов
Запросы
Интерфейсы
Формирование навыков умственного труда:
Выявление высвобождаемых ресурсов при использовании TP-мониторов
Ответ на вопрос «является ли CORBA IDL – объектно-ориентированным»
Итог урока (комментарий ответов). Домашнее задание: достижение цели урока, комментарий ответов. Домашнее задание: конспект лекций
План урока Урок № 6 Дата: _________
Группа: _______
Тема урока: Введение в работу с удаленными базами данных. Типы SQL-серверов, особенности операционной среды
Цель урока:
образовательная: Ознакомить с типами SQL-серверов, их возможностями, различиями, работу SQL-серверов в различных операционных средах
воспитательная: воспитать потребность в культурном использовании ПК; содействовать воспитанию нравственных качеств учащихся, уделив особое внимание воспитанию коллективизма, эстетических норм.
развивающая: привить навык логического мышления; развивать интерес к учению путем показа значимости дисциплины в профориентации.
Тип урока: комбинированный урок.
Вид урока: лекция.
Методы обучения: информационный.
Межпредметные связи (МПС): базы данных.
ТСО и наглядные пособия: ПЭВМ, IbServer, MySQL-сервер.
Ход урока
Оргмомент: подготовка аудитории к уроку; контроль присутствующих, постановка цели урока.
Актуализация опорных знаний:
Средства вызова удаленных процедур
Мониторы обработки транзакций
Определение транзакции
Функции TP-мониторов
Корпоративные серверы приложений
Брокер объектных запросов
Объекты
ORB, включаемые в клиентское и серверное приложение
ORB, выполненный в виде сервера
ORB, как часть системы
ORB, основанный на библиотеках
Реализация объектов
Запросы
Интерфейсы
Формирование новых понятий и способов действий:
Понятие SQL- сервера
типы SQL –серверов
Архитектуры сервера «один к одному», мультисерверные, многопотоковые
Краткая характеристика сервера ORACLE
Характеристика IBase
Характеристика MySQL
Формирование навыков умственного труда:
Анализ возможности увеличения эффективности обслуживания клиентских запросов
Выбор сервера SQL для корпоративных приложений
Выбор сервера SQL для Интернет-приложений
Итог урока (комментарий ответов). Домашнее задание: достижение цели урока, комментарий ответов. Домашнее задание: конспект лекций, Фаронов стр. 240-243
План урока Урок № 7 Дата: _________
Группа: _______
Тема урока: Технология соединения с сервером SQL
Цель урока:
образовательная: Закрепить знания о типах SQL, ознакомиться с технологией соединения с серверами Interbase, MySQL
воспитательная: воспитать потребность в культурном использовании ПК; содействовать воспитанию нравственных качеств учащихся, уделив особое внимание воспитанию коллективизма, эстетических норм.
развивающая: привить навык логического мышления; развивать интерес к учению путем показа значимости дисциплины в профориентации.
Тип урока: комбинированный урок.
Вид урока: лекция.
Методы обучения: частично-поисковый.
Межпредметные связи (МПС): базы данных.
ТСО и наглядные пособия: ПЭВМ, IbServer, MySQL-сервер.
Ход урока
Оргмомент: подготовка аудитории к уроку; контроль присутствующих, постановка цели урока.
Актуализация опорных знаний:
Понятие SQL- сервера
типы SQL –серверов
Архитектуры сервера «один к одному», мультисерверные, многопотоковые
Краткая характеристика сервера ORACLE
Характеристика MySQL
Технические характеристикисервера IBase
Формирование новых понятий и способов действий:
Запуск и остановка сервера IBase
Соединение с БД на программном уровне
Соединение с базой из программы IBConsole
Отключение от БД на программном уровне
Отключение от БД из IBConsole
Соединение с БД MYSQL с помощью Managera
Формирование навыков умственного труда:
Выявление отличий в технологиях соединения с различными серверами
Итог урока (комментарий ответов). Домашнее задание: достижение цели урока, комментарий ответов. Домашнее задание: конспект лекций, Хомоненко, с. 852-854
План урока Урок № 8 Дата: _________
Группа: _______
Тема урока: Назначение и структура файлов БД
Цель урока:
образовательная: Познакомиться с основными составляющими базы данных InterBase. Изучить принципы ее физической организации
воспитательная: воспитать потребность в культурном использовании ПК; содействовать воспитанию нравственных качеств учащихся, уделив особое внимание воспитанию коллективизма, эстетических норм.
развивающая: привить навык логического мышления; развивать интерес к учению путем показа значимости дисциплины в профориентации.
Тип урока: комбинированный урок.
Вид урока: лекция.
Методы обучения: репродуктивный.
Межпредметные связи (МПС): базы данных.
ТСО и наглядные пособия: ПЭВМ, IbServer
Ход урока
Оргмомент: подготовка аудитории к уроку; контроль присутствующих, постановка цели урока.
Актуализация опорных знаний:
Понятие SQL- сервера
Характеристика сервера InterBase
Запуск и остановка сервера IBase
Отличия в технологиях соединения с различными серверами
Формирование новых понятий и способов действий:
Структура БД InterBase:
индексы
ограничения
домены
представления
генераторы
триггеры
функции пользователя
хранимые процедуры
BLOB-фильтры
уведомления
Привилегии
Физическая организация базы данных InterBase
Формирование навыков умственного труда:
Какого рода ограничения можно применить на значения отдельных столбцов
Чем удобен домен
привести примеры функций пользователя
Для чего нужны привилегии
Итог урока (комментарий ответов). Домашнее задание: достижение цели урока, комментарий ответов. Домашнее задание: конспект лекций, Фаронов с. 240-244
План урока Урок № 9 Дата: _________
Группа: _______
Тема урока: Назначение и особенности инструментальных средств по созданию БД
Цель урока:
образовательная: Познакомиться инструментальными средствами по созданию баз данных
воспитательная: воспитать потребность в культурном использовании ПК; содействовать воспитанию нравственных качеств учащихся, уделив особое внимание воспитанию коллективизма, эстетических норм.
развивающая: привить навык логического мышления; развивать интерес к учению путем показа значимости дисциплины в профориентации.
Тип урока: комбинированный урок.
Вид урока: лекция.
Методы обучения: репродуктивный.
Межпредметные связи (МПС): базы данных.
ТСО и наглядные пособия: ПЭВМ, IbServer, DataBase Desktop, MySQL-Manager, IBConsole
Ход урока
Оргмомент: подготовка аудитории к уроку; контроль присутствующих, постановка цели урока.
Актуализация опорных знаний:
Структура БД InterBase:
индексы
ограничения
домены
представления
генераторы
триггеры
функции пользователя
хранимые процедуры
BLOB-фильтры
уведомления
Привилегии
Физическая организация базы данных InterBase
Формирование новых понятий и способов действий:
Рассмотрение особенностей работы с БД в режиме командной строки
Работа с базой данных в MySQL-Manager,
Использование DataBaseDeskTop при создании файлов БД
Инструменты, возможности IBConsole
Формирование навыков умственного труда:
Каковы отличия различных инструментальных средств по созданию БД
Какие средства кажутся вам более удобными
Итог урока (комментарий ответов). Домашнее задание: достижение цели урока, комментарий ответов. Домашнее задание: Хомоненко, с. 818-822
План урока Урок № 10 Дата: _________
Группа: _______
Тема урока: Команды по управлению построителем баз данных
Цель урока:
образовательная: Изучить команды создания баз данных, таблиц. Привить навыки создания базы данных в режиме командной строки с использованием языка SQL InterBase. Научить задавать ограничения на значения столбцов для соблюдения бизнес-правил.
воспитательная: воспитать потребность в культурном использовании ПК; содействовать воспитанию нравственных качеств учащихся, уделив особое внимание воспитанию коллективизма, эстетических норм.
развивающая: привить навык логического мышления; развивать интерес к учению путем показа значимости дисциплины в профориентации.
Тип урока: комбинированный урок.
Вид урока: лекция с элементами практикума по решению задач
Методы обучения: проблемный
Межпредметные связи (МПС): базы данных.
ТСО и наглядные пособия: ПЭВМ, IbServer, IBConsole
Ход урока
Оргмомент: подготовка аудитории к уроку; контроль присутствующих, постановка цели урока.
Актуализация опорных знаний:
Структура БД InterBase:
таблицы
ограничения
домены
индексы
Соединение технология соединения с сервером InterBase
Формирование новых понятий и способов действий:
работа в режиме командной строки
команда создания базы данных
Команда создания таблицы базы данных
ограничения на значения столбцов
команда создания доменов
Команды по изменению объектов базы данных.
Формирование навыков умственного труда:
Ограничения, обеспечивающие ссылочную целостность
Ограничения на значения ключевых полей
Использование доменов
Итог урока (комментарий ответов). Домашнее задание: достижение цели урока, комментарий ответов. Домашнее задание: Хомоненко, с. 533-552
План урока Урок № 12 Дата: _________
Группа: _______
Тема урока: Приемы создания структуры базы данных. Индексы
Цель урока:
образовательная: Изучить команды создания индексов таблиц баз данных, таблиц. Информировать об использовании индексов. Привить навыки создания базы данных в режиме командной строки с использованием языка SQL InterBase. Научить использованию первичных и внешних индексов для организации ссылочной целостности.
воспитательная: воспитать потребность в культурном использовании ПК; содействовать воспитанию нравственных качеств учащихся, уделив особое внимание воспитанию коллективизма, эстетических норм.
развивающая: привить навык логического мышления; развивать интерес к учению путем показа значимости дисциплины в профориентации.
Тип урока: комбинированный урок.
Вид урока: лекция
Методы обучения: проблемный.
Межпредметные связи (МПС): базы данных.
ТСО и наглядные пособия: ПЭВМ, IbServer, IBConsole
Ход урока
Оргмомент: подготовка аудитории к уроку; контроль присутствующих, постановка цели урока.
Актуализация опорных знаний:
Структура БД InterBase:
команды создания и изменения таблицы БД
задание ограничений на значения столбцов
Соединение технология соединения с сервером InterBase
Формирование новых понятий и способов действий:
работа в режиме командной строки
Использование индексов.
Команды по созданию первичных и внешних индексов
Организация ссылочной целостности с помощью индексов
Формирование навыков умственного труда:
Опрос на закрепление материала
Подбор средств, обеспечивающих ссылочную целостность
Использование ограничений
Использование индексов
Итог урока (комментарий ответов). Домашнее задание: достижение цели урока, комментарий ответов. Домашнее задание: Хомоненко, с. 533-552
|