Расширение культурного кругозора младших школьников при изучении мифов древней





Скачать 124.4 Kb.
НазваниеРасширение культурного кругозора младших школьников при изучении мифов древней
Дата публикации11.07.2013
Размер124.4 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Автух Вера Владимировна

г.Санкт-Петербург

Российский государственный педагогический университет им.А.И.Герцена

институт постдипломного образования

старший методист
РАСШИРЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО КРУГОЗОРА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МИФОВ ДРЕВНЕЙ
Расширение культурного кругозора учащихся является неотъемлемой частью формирования их культурного поля, которое в контексте современного времени заполняется явлениями массовой культуры, навязываемыми ребенку средствами информации. Стоит заметить, что средства массовой информации не только расширили круг возможностей для получения необходимой информации (в том числе и образовательные программы), но и значительно увеличили сферу досуга. Использование данных возможностей школьником с целью игры значительно превосходит по времени его общение с образовательными программами. Это приводит к резкому снижению культурного кругозора подрастающего поколения.

Безусловно, мы хотим видеть в детях, прежде всего, образованных и воспитанных людей, а это невозможно без определенного уровня культурного кругозора, создающего ту самую всесторонне развитую интересную личность, вступающую с культурой в диалог. Даже несмотря на появление новых образовательных программ, уровень культурного кругозора современного школьника, к сожалению, остается низким.

Кругозор, в первую очередь, связывают с кругом знаний и интересов. В соответствии с этим можно выделить следующие параметры, характеризующие кругозор:

- Широта (круг знаний и интересов в разных областях);

- Прочность (насколько долго приобретенные школьником знания остаются оперативными, а интересы устойчивыми);

- Направленность (круг знаний в одной области, вызывающий наибольший интерес).

Следует обратить внимание на то, что культурный кругозор каждого человека индивидуален. Так как кругозор ребенка, в первую очередь, формируется в школе, то целью учителя становится способствовать его расширению. Это, во многом, достигается за счет подбора материала и выборов способов его изучения.

Отметим, что массивная часть культуры представлена искусством. Следовательно, говоря о расширении культурного кругозора в целом, мы можем указывать на расширение области знаний и интересов школьников в области искусства в частности.

Перед нами была поставлена цель по расширению культурного кругозора младших школьников при изучении мифов Древней Греции, поскольку основой европейского искусства является античная мифология. В рамках школьной программы по литературному чтению (программа М.П.Воюшиной) нами были выбраны мифы о Геракле. Мы стремились через круг чтения, заданный в рамках школьной программы, выйти на широкий культурный контекст. Для достижения данной цели нами был решен ряд задач:

- увеличена степень активности младшего школьника при изучении мифов о Геракле;

- установлены культурные связи через выход литературного текста в предметы искусства;

- подобраны наиболее рациональные формы и приемы работы с текстами, представляющими лексическую, синтаксическую и содержательную сложность;

- выстроена система знакомства учащихся начальной школы с мифологическими сюжетами с ориентацией на возраст, возможности и круг интересов младших школьников.

Для проведения обучающего эксперимента нами были выбраны ученики третьего класса общеобразовательной школы Санкт-Петербурга.

Трудность, с которой мы столкнулись с самого начала, состояла в том, что на изучение данного материала отводилось меньше времени, чем предусмотрено программой. И один из выходов из сложившейся ситуации заключался в увеличении доли самостоятельного изучения младшими школьниками предложенной темы. Но мы выбрали несколько иной путь решения. Наша система уроков по изучению мифов о жизни Геракла ориентирована на продуктивную деятельность учащихся на уроках. Это достигается за счет постановки проблемных ситуаций в начале каждого урока и выполнения детьми опережающих домашних заданий.

Рассмотрим, для примера, содержание вводного урока, цель которого состояла в том, чтобы вызвать у учащихся интерес к новому материалу, который предстояло изучить в дальнейшем (мифы Древней Греции). Таким образом, мы формируем первую составляющую культурного кругозора.

На уроке ученикам было предложена следующая ситуация: «Представьте себе, что летом Николай был на экскурсии в Эрмитаже, Ира съездила с родителями в Неаполь (это в Италии) и была в музее Каподимонте, а Олег летал в Голландию и гулял по парку в Амстердаме (столице этой страны). Сейчас они расскажут вам, что увидели в этих городах».

Мы выбрали троих учеников и предложили им рассмотреть выбранное изображение и рассказать классу об увиденном. При этом остальному классу данные изображения мы не показали.

Так, одному ученику было предложено изображение фонтанной статуи из коллекции Эрмитажа «Младенец Геракл, удушающий змей». Второму ученику мы показали изображение скульптуры Гульельмо делла Порта «Геракл убивает змей», а третьему - изображение фонтанной статуи в одном из садово-парковых комплексов Амстердама. Оказалось, что у нас трое путешественников, которые побывали в разных местах, но вот описали они одно и то же. С классом мы стали разбирать, как такое могло произойти.

Таким образом, мы начали формирование первой составляющей культурного кругозора – интереса. Созданная нами ситуация помогает учащимся увидеть, что один и тот же сюжет популярен среди мастеров разных времен и разных стран. Возникает необходимость узнать о том, что это за сюжет, чтобы ответить на возникшие вопросы («Кто этот мальчик?», «Почему в руках у младенца оказались змеи?», «Почему две змеи?»). Таким образом, за разгадкой мы невольно обращаемся к литературному тексту.

Одна из особенностей мифов Древней Греции состоит в том, что они насыщены географическими названиями. И сюжет о рождении Геракла не стал исключением. Возникает новая проблемная ситуация, с которой учащимся придется столкнуться при выполнении домашнего задания. Им предстоит узнать, в какой стране находится город Микены и привести в пример ещё несколько названий городов. Заметим, что после урока некоторые ученики попросили взять в качестве домашнего задания подготовку доклада о городе Микены.

С виду, задание простое и с литературой мало связанное. Однако эта простота оказалась ложной, поскольку следующий урок начинается с поиска ответа на проблемный вопрос – как получилось, что страну все называют одну, а города разные?

Для ответа на это вопрос учащимся было предложено сравнить две карты, Древней Греции и Современной Греции. Позже, анализируя информацию, мы пришли к той мысли, что история, услышанная во время предыдущего урока (миф о рождении Геракла) была написана очень давно (в то время, когда Греция ещё была Древней). Обратим внимание, что ещё даже не анализируя содержание текста, мы начали расширять кругозор школьника в области географии и истории (на втором уроке) и в искусстве (на первом занятии).

Получается, что уже на ознакомительном уровне мы увидели две особенности мифа: он был создан в давние времена и его действие старались максимально приблизить к действительности. После этого детям было предложено попробовать объяснить своими словами, что же такое «миф» и найти отличия его от сказки. Подчеркнем, что на этом этапе происходит формирование второй составляющей культурного кругозора – знания.

После прочтения текста детям предлагается ответить на наводящие вопросы и из полученных ответов попробовать составить определение слова «миф». Вопросы задаются в определенной последовательности (по расположению ответов в определении):

- В мифах часто упоминается воля богов (например, богиня Ата на время лишилась рассудка). Древние греки верили в их силу. Почему они изложили это в мифе?

- Мы выяснили, что в мифе упоминается много древних названий и мен. Каким образом это указывает на время написания мифов?

- Посмотрите, что написано в вашем учебнике перед первым мифом (В пересказе А.Куна). Почему миф передается в пересказе? Можно ли считать А.Куна автором мифа? Кем же был создан миф, если в учебнике он дается в пересказе?

- Каких персонажей вы увидели в этом мифе? Кем они являлись?

Из ответов на эти вопросов можно понять, что в мифы верили (в отличие от сказок) и они были священными. Мифы были созданы в древние времена, это народное сказание, в котором рассказывается о героях и богах.

Таким образом, мы подводим детей к тому, что миф представляет собой сказание древних народов о богах и героях.

Продолжая изучение мифов о Геракле, обращаем внимание на то, какие ещё персонажи встретились нам в тексте. Видим героя, смертных людей, которые его окружают и богов, которые влияют на его жизнь. Снова обращаемся к искусству. Ученикам предлагается посмотреть на изображение скульптуры и узнать богиню, сотворенную скульптором. Обращаем внимание на одежду (на ней доспехи), позу (голова чуть склонена, колено немного согнуто – она выглядит задумчиво) и атрибутику (птица сидит на руке, а ведь сова – это символ мудрости). Таким образом, мы можем смело сказать, что дочь Зевса, Афина, - богиня мудрости. Точно также работаем со скульптурой Зевса по вопросам: Как он сидит на троне? Что у него на голове? Какую птицу мы увидели рядом? Отметим, что здесь мы могли обратиться к прошлому опыту ребят, поскольку класс ездил на экскурсию в Эрмитаж и видел представленное изображение. Приятно было отметить, что учащиеся сразу же узнали скульптуру и охотно рассказали про нее, что свидетельствует об устойчивом интересе к представленному объекту.

После работы с отдельными репродукциями мы перешли к общему понятию «атрибут». Выяснили, что у каждого бога есть свои атрибуты, по которым их можно узнать на изображении (у Афины – доспехи и сова, у Зевса – эгида и орел). Для закрепления полученных знаний детям предлагалось найти на картине атрибут Геры (павлин).

Ранее нами было указано, что мифологические тексты представляют собой сложность не только с содержательной, н и с лексической стороны. Поэтому не стоит забывать о наличии большого количества сложных слов. Для работы с ними учащимся было предложено, в качестве домашнего задания, найти в тексте эпитеты, характеризующие бога Зевса и подобрать к ним определение (для этого ученики обращались к разным словарям). В качестве дополнительного задания (на выбор) учащимся было предложено подобрать эпитеты, характеризующие Геру или Афину и объяснить их. В этом случае проводилась работа по расширению культурного кругозора школьников в их речевой деятельности при работе с лексическими значениями слов.

Итак, на первых двух уроках при изучении «Рождение Геракла» и «Геракл в Фивах» мы уже начали планомерно расширять культурный кругозор школьника, воздействуя на его интерес и знания. Далее нам предстояло изучить подвиги Геракла. Мы ставили целью не просто познакомить учащихся с изложением каждого из подвигов в отдельности, но и показать целостность этого цикла. Таким образом, мы вновь обратились к предметам искусства и отобрали такой художественный материал, в котором представлено изображение мифологических персонажей с учетом их описаний в тексте.

Нами ранее было упомянуто, что использовались различные формы работы на уроке. Так мы перешли от фронтальной формы к групповой, а затем к индивидуальной. Вот как это происходило. На третьем уроке весь класс (фронтальная работа) знакомился с первым подвигом Геракла (Геракл и немейский лев). Детям было предложено произвести сопоставление между изображением Геракла в тексте скульптуре (Лисипп «Геракл, борющийся со львом»). Мы обратили внимание на то, как скульптору за счет подбора масштаба удалось передать победу героя. Также мы смогли увидеть твердую шкуру, которую не смогли пробить стрелы. Учащиеся на этом уроке не просто читали о победе Геракла над немейским львом, но и узнали о том, какие средства художественной выразительности использовал Лисипп в своей скульптуре, чобы передать это событие.

Для подготовки к четвертому уроку учащимся было предложено домашнее задание прочитать о втором, третьем и четвертом подвиге Геракла (Лернейская гидра, Стимфалийские птицы и Керинейская лань), выбрать наиболее запомнившийся (понравившийся) фрагмент и изобразить его самим. Цель данного урока состояла в том, чтобы обратить внимание учащихся на роль детали в художественном тексте. На уроке детям предлагалась литературная игра по командам (групповая форма работы). У нас получилось три команды (в соответствии с тремя мифами о подвигах Геракла, прочитанных дома). Каждая команда должна была представить себя при помощи девиза и эмблемы, раскрывающих название особенности чудовищ, вынесенных в названия подвигов.

Так по девизам и эмблемам команд мы узнали, что гидра «имеет двенадцать непобедимых голов, одна из которых бессмертна», стимфалийские птицы «дождем своих перьев всех поразят», а керинейская лань «бежит быстрее ветра».

После такого представления каждой команде было предложено разгадать филворд с зашифрованными словами из мифа (три разных филворда). Сложность состояла в том, что в каждом из них были «коварные» слова, указывающие на другие мифологические сюжеты. Например, в филворде про керинейскую лань вместе со словами рога, Артемида можно было встретить слова перья и змея. Призовые очки команда получала не только за количество правильно найденных слов, но и за комментарии к ним (нужно было объяснить, как каждое найденное слово соотносится с содержанием мифа, по которому составлен филворд и к каким мифам относятся «коварные» слова).

После проведения этого конкурса мы обратились к иллюстрациям, выполненным дома. Детям мы предложили ситуацию: «На выставку были привезены картины, но таблички к ним потерялись. Вам предстоит побыть в роли экскурсовода и ответить на вопросы любопытных посетителей по той картине, которую вы представляете».

Задание, с одной стороны, было общим, а с другой, - индивидуальным, так как каждому ребенку сначала предстояло побыть в роли создателя картины и экскурсовода, а потом – на месте посетителя выставки.

На данном этапе мы проследили за выражением детали литературного текста в изобразительном искусстве. Этот урок позволил увидеть младшим школьникам, как по использованным в изображениях предметам можно определить заявленный сюжет (мы рассмотрели воплощение динамичного искусства литературы в статичном искусстве живописи и скульптуры). Так происходит формирование у школьников умения устанавливать связи между разными видами искусства, что, несомненно, способствует расширению их культурного кругозора.

Далее нам предстояло решить сложную задачу с соотношением количества учебного материала и времени, которое отводится на его изучение. Для этого нами был использован следующий прием: каждому ученику на дом была предложена карточка с индивидуальным заданием по одному из двенадцати подвигов. Перед детьми была поставлена задача – на следующем уроке на протяжении двух минут побыть в роли учителя и представить всему классу свой материал. Урок выстраивался таким образом, что учащиеся по порядку сначала рассказывали о событиях, представленных в мифе, затем представляли увиденных героев и соотносили представленный литературный сюжет с его выражением в других видах искусства. После каждого доклада следовало обсуждение. Это заняло два урока, содержание которых было наполнено рядом преимуществ:

- Каждый из детей снова побывал в новой роли, что ещё больше усилило детский интерес;

- Между учениками класса было организовано активное взаимодействие, что позволило охватить весь спектр возникших вопросов;

- Каждый ребенок в процессе подготовки к уроку-конференции стал носителем знаний, никому неизвестных, что придавало им особенную ценность.

Отметим, что ещё одной задачей для нас стало научить ребенка видеть «следы» греческой мифологии в окружающей его обстановке города Санкт-Петербурга. Учащимся предлагалось обратить внимание на культурный объект, мимо которого они проходят практически каждый день, - Нарвские ворота. Дети проводили мини-исследование с помощью родителей и рассказали о том, кто изображен на воротах и какое это имеет значение. На выбор также предлагалось попробовать найти и другие «следы» греческой мифологии в нашем городе. Данное исследование детей позволило не только узнать младшим школьникам о Нарвских воротах, но и способствовало усилению значимости изучаемого материала, так как он нашел практическое применение в жизни детей.

Отметим, что для подведения итогов по теме «Двенадцать подвигов Геракла» дети решали тест, состоящий из двенадцати вопросов с вариантами ответов к ним. Только четверо из двадцати семи детей правильно ответили на все предложенные вопросы. Тогда нами было предложено, по желанию, взять домой презентацию с вопросами теста и ещё раз проверить свои силы. Такое предложение стало неожиданным для учеников и вызвало у них любопытство. В результате, более 90 % присутствовавших на уроке школьников захотели еще раз пройти тест и узнать, где они допустили ошибки. Данная ситуация свидетельствует о появлении у детей устойчивого интереса к мифам Древней Греции, что способствует расширению их культурного кругозора в этой области.

Отметим, что презентация построена таким образом, что во время прохождения теста ребенок, во-первых, закрепляет знания о подвигах Геракла, во-вторых, обращает свое внимание на интерпретацию литературного текста в других видах искусства и, в-третьих, обращается к других мифологическим сюжетам Греции. Каждый из предложенных ответов имеет комментарий. Правильный ответ обращает ребенка к изображению, в котором реализуется сюжет этого мифа. Неправильный же ответ переводится на комментарий, объясняющий ошибку и обращающий ребенка к истокам этого ответа.

В конце обучающего эксперимента нами было проведено итоговое исследование культурного кругозора школьников, по результатам которого мы установили, что использование предложенных приемов и форм обучения способствовало формированию устойчивого интереса к греческой мифологии, расширению круга знаний в этой области, формированию умения устанавливать культурные связи между разными предметами искусства. По повышению этих показателей мы можем свидетельствовать о расширении культурного кругозора младших школьников при изучении мифов Древней Греции.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Апинян т.А. Мифология: теория и событие: Учебник. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2005

2. Воюшина М.П. Культурное поле младшего школьника как объект метаметодического исследования // Метаметодика как перспективное направление развития частных методик (материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции 1-2 декабря 2004 года). – СПб.: Издательство «Сударыня», 2005. С.9-13

3. Методика обучения литературе в начальной школе : учебник для студ. высш. учеб. заведений / М.П. Воюшина, С.А.Кислинская, Е. В. Лебедева, И.Р.Николаева; под ред. М.П. Воюшиной. — М.: Издательский центр «Академия», 2010

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Расширение культурного кругозора младших школьников при изучении мифов древней iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ожидаемые результаты: расширение кругозора и воспитание познавательных интересов в изучении военной истории
Расширение культурного кругозора младших школьников при изучении мифов древней icon«Работа с одарёнными детьми при изучении географии»
Целью занятия в кружке является: • помощь в систематизации полученных знаний по школьным курсам природоведения, географии, физики,...
Расширение культурного кругозора младших школьников при изучении мифов древней iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формировать эрудицию младших школьников, способствовать расширению их кругозора
Расширение культурного кругозора младших школьников при изучении мифов древней iconУрок №3 на тему: «Культура и мораль»
Цель: формирование нравственных качеств личности младших школьников через расширение представлений о культуре и морали
Расширение культурного кругозора младших школьников при изучении мифов древней iconСписок обязательной литературы на лето для 6-го класса на 2013-2014 учебный год
Древнегреческие мифы. (Лучше читать сборники мифов Н. А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции», А. А. Нейхард «Легенды и сказания Древней...
Расширение культурного кругозора младших школьников при изучении мифов древней iconЛотова Татьяна Павловна учитель начальных классов высшей квалификационной...
Технология развивающего обучения: методика комплексного интеллектуального развития младших школьников Г. Бакулиной и проблемный диалог...
Расширение культурного кругозора младших школьников при изучении мифов древней iconУважаемый студент!
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...
Расширение культурного кругозора младших школьников при изучении мифов древней iconРабочая программа дисциплины
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...
Расширение культурного кругозора младших школьников при изучении мифов древней iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...
Расширение культурного кругозора младших школьников при изучении мифов древней iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...
Расширение культурного кругозора младших школьников при изучении мифов древней iconЦель: развитие творческих способностей младших школьников
Задачи: вспомнить, чему научились при изучении «Букваря», выразительно читать стихотворения о школе и учебе, воспитывать чувства...
Расширение культурного кругозора младших школьников при изучении мифов древней iconРабочая программа учебного курса «физика»
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...
Расширение культурного кругозора младших школьников при изучении мифов древней iconВнеклассное мероприятие для 5-х классов. Составитель: Чулкова Л....
Древней Греции, расширение знаний об Олимпийских играх; создание условий для расширения кругозора учащихся через интеграцию исторического...
Расширение культурного кругозора младших школьников при изучении мифов древней iconМоу никольская сош костромского района Олимпиада по литературному краеведению
Основные цели Олимпиады: расширение кругозора учащихся; развитие интереса к различным наукам; выявление учащихся, проявляющих себя...
Расширение культурного кругозора младших школьников при изучении мифов древней iconПрограмма факультативного курса для 7-8 классов «Наблюдательная астрономия»
Ознакомление школьников с методами научного познания проводится при изучении всех разделов курса астрономии, однако особое значение...
Расширение культурного кругозора младших школьников при изучении мифов древней iconИгра «Звездный час профессионалов» Цель игры : расширение кругозора...
Цель игры: расширение кругозора учащихся, развитие интереса к выбранной профессии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск