Скачать 0.66 Mb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №43» Утверждено Рассмотрено и педагогическим советом утверждено на заседании «30» августа 2013г. МО (МГ), ШМС. Протокол №1 Согласовано с замдиректора по УР Директор школы Лобан О.В. Фокиной Г.Н. Рабочая программа по МХК в 9-11 классах Учитель: Зеленкова И.С. Пояснительная записка Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более осознанно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Данная рабочая программа по мировой художественной культуре для 9 - 11 класса (базовый уровень) разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы по мировой художественной культуре под ред. Даниловой Г.И. (Программы для общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура. 5 – 11 классы /сост. Данилова Г.И. М, Дрофа, 2009). Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Основным пособием для учащихся являются учебники: 1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений – М, Дрофа, 2006. 2. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От XVII века до современности.11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений – М, Дрофа, 2006. Основная цель курса – формирование представлений о художественной культуре как части духовной культуры, приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях художественной культуры, освоение художественного опыта прошлого и настоящего, повышение уровня художественного развития. Изучение мировой художественной культуры на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: Образовательные цели и задачи: - развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей; - воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры; - освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях, изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов; - формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в человеческой цивилизации; - овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение; - постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира; - освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение; - знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах; - использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды. Воспитательные цели и задачи: - помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры; - подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства; - развитие способностей к художественному творчеству; - создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе. Рабочая программа по мировой художественной культуре создана на основе современных педагогических принципов: - принцип интеграции различных видов искусства на одном уроке; - принцип историзма; - принцип формирования знаний, умений и навыков в процессе непосредственного общения с искусством, с опорой на его законы. В данной программе сочетаются два подхода: исторический и тематический. Это поможет учащимся научиться связывать ряд проблем и явлений искусства с конкретным историко-культурным контекстом, синтезировать знания, которые получены ими при изучении дисциплин гуманитарного цикла. Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся. Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла. В содержательном плане программа следует исторической хронологии (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). Программа строится на принципе выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. В программе представлены разделы по художественной культуре Западной Европы, России, Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима, Индии, Китая, Японии, Америки, позволяющие учащимся на конкретных примерах познакомиться с многообразием эстетических принципов и форм творческого выражения, которые во многом связаны с особенностями природы, культуры и цивилизации, с одной стороны, и исторического развития, с другой. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость. Содержание программы предусматривает широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляемого в вариативности и дифференцированном характере заданий: содержание урока реализуется в соответствии с личностными особенностями учащихся и конкретными задачами их воспитания и развития. Данный курс является базовым и предполагает изучение предмета в течение 3 лет с 9 по 11 кл. в объёме 34 учебных часов в год (1ч. в неделю). Учебно – тематический план уроков МХК в 9 классе
Содержание курса 9 класса (34 часа) Введение Культура. Искусство и его виды. (1 час) Древние цивилизации 1. Художественная культура первобытного мира (1 час) Роль мифа в культуре. Первобытная магия. Древние образы и символы, сюжеты и техника выполнения росписей. Живопись Альтамиры. Символика геометрического орнамента в произведениях изобразительного искусства. « Палеолитические Венеры». Зарождение архитектуры, её связь с религиозными верованиями и представлениями человека (Стоунхендж). Театр, музыка и танец. Опыт творческой деятельности. Поиск древних образов, символов в фольклоре, в художественной литературе, в современной жизни и быте (привычки, суеверия и др). 2. Искусство Древнего Египта (3часа) Архитектура страны фараонов: Мировое значение древнеегипетской цивилизации. Пирамиды в Гизе как выдающиеся памятники мирового зодчества и одно из чудес света. Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств. Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре. Изобразительное искусство и музыка Египта: Гигантизм и неизменность канона - примета Вечной жизни в изобразительном искусстве. Скульптурные памятники и фрески, их ритуальное назначение. Музыкальное искусство Древнего Египта. 3. Художественная культура Древней Передней Азии (1час) Значение и особенности художественной культуры Междуречья. Возникновение письменности. Аскетизм и красочность архитектурных ансамблей Вавилона. Зиккураты. Изобразительное искусство и музыка. 4. Искусство доколумбовой Америки (1 час) Оригинальный и самобытный характер художественной культуры доколумбовой Америки. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефах. Многообразие архитектурных форм. Произведения декоративно – прикладного искусства. Культура Античности 1. Эгейское искусство (1 час) Значение крито – микенской культуры. Кносский дворец, особенности его архитектуры. Фрески. Вазопись стиля Камарес. 2. Искусство Древней Греции (2часа) Архитектурный облик Древней Греции: Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле афинского Акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации. Парфенон – главное украшение Акрополя. Понятие о греческой ордерной системе. Изобразительное искусство Древней Эллады: Вазопись. Куросы и коры. Выдающиеся скульпторы и их шедевры. Скульптурные каноны Поликлета и Мирона. 3.Искусство Древнего Рима (2 часа) Архитектура Древнего Рима: Архитектурные символы римского величия. Римский форум, центр деловой и общественной жизни «вечного города». Пантеон – «храм всех богов». Колизей – величественная зрелищная постройка Древнего Рима. Триумфальные арки и общественные сооружения. Изобразительное искусство Римской империи: «Капитолийская волчица» - скульптурный символ «вечного города». Римский скульптурный портрет. Мозаичные и фресковые композиции. 4.Театральное и музыкальное искусство Античности (1 час) Рождение греческого театра. Особенности театрализованного действа. Выдающиеся трагики и комедиографы греческого театра. Музыкальное искусство Античности. Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ образного языка культур Древнего мира. Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве, пластических и типологических форм в архитектуре. Художественная культура Средневековья 1. Мир византийской культуры (1 час) Значение культуры Византийской империи. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Базилика, её назначение, устройство, черты внешнего и внутреннего облика. Понятие о крестово – купольном типе храма. Собор Святой Софии в Константинополе как воплощение идеала божественного мировоздания в восточном христианстве. Искусство мозаики и иконописи. Музыка Византии. 2. Древнерусское искусство (4 часа) Архитектурный облик Древней Руси: Древнерусский крестово-купольный тип храма. Космическая, типографическая, временная символика храма. Архитектурный облик Киева – «матери городов русских». Внешний облик и внутреннее убранство собора Святой Софии в Киеве. Архитектура Великого Новгорода и её характерные особенности. Храм Софии Новгородской. Архитектура Владимиро - Суздальского княжества. Внешний и внутренний облик Успенского собора во Владимире. Храм Покрова Богородицы на реке Нерль. Архитектура Московского княжества: Следование традициям владимиро-суздальских мастеров, обращение к лучшим достижениям западноевропейского зодчества. Ансамбль Московского Кремля. Успенский собор как его главное украшение. Храм Василия Блаженного. Новый тип шатрового храма. Церковь Вознесения в Коломенском. Деревянное зодчество Русского Севера: Технология возведения памятников деревянного зодчества. Архитектурный ансамбль в Кижах. Изобразительное искусство и музыка Древней Руси: Икона и иконостас. Мозаики и фрески Киевской Софии. Особенности новгородской школы живописи. Творчество Феофана Грека. Шедевры Андрея Рублёва и Дионисия. Музыкальная культура Древней Руси. 3.Западноевропейское Средневековье (3 часа) Романский стиль архитектуры: Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Основные типы архитектурных построек и их отличительные черты. Готические соборы: Готический собор как образ мира, его характерные особенности. Периодизация готической архитектуры. Собор Нотр - Дам в Париже и собор в Кельне. Изобразительное искусство, театр и музыка Средних веков: Скульптура романского стиля и готики, её теснейшая связь с архитектурой. Скульптура собора Нотр – Дам в Шартре. Искусство витража. Понятие о литургической драме и средневековом фарсе. Высокая духовность и аскетический характер средневековой музыки. Григорианский хорал. Творчество трубадуров и миннезингеров, жанры и тематика. Опыт творческой деятельности. Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпох и их интерпретация. Средневековая культура стран Востока 1.Индия - «страна чудес» (2 часа) Шедевры индийского зодчества: Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества. Ступа в Санчи, её назначение и особенности внешнего облика. Пещерные храмы (чайтья в Карли). Искусство живописи. Музыкальное и театральное искусство Индии. 2.Художественная культура Китая (2 часа) Архитектура Китая: Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Шедевры архитектуры. Великая китайская стена. Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме Неба в Пекине. Садово – парковое искусство. Скульптура, живопись и музыка Китая: Связь скульптуры с буддизмом. Скульптурные изображения Будды. Жанры, тематика и техника китайской живописи. Слияние поэзии и живописи. Пекинская музыкальная драма. 3. Искусство Страны восходящего солнца (Японии) (2 часа) Шедевры японской архитектуры: Своеобразие и неповторимость искусства Японии. Шедевры японской архитектуры. Философия и мифология в садово-парковом искусстве. Мастера японской гравюры. Скульптура нэцкэ. Театральное искусство. Японский народный театр Кабуки. 4. Художественная культура ислама (2 часа) Архитектура ислама: Исторические корни и значение искусства ислама. Типичные архитектурные сооружения ислама. Шедевры архитектуры. Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (древний Самарканд). Альгамбра. Мавританский стиль архитектуры. Тадж – Махал. Изобразительное искусство и литература Арабского Востока: Основные виды: орнамент, каллиграфия, книжная миниатюра. Любовная лирика народов Востока, творчество Рудаки, Низами, Омара Хайяма. Опыт творческой деятельности. Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация. 5. Обобщение и контроль знаний (5 часов) |
Учебник 10 класса на изучение в 8-9 классах. Обоснование выбора Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы по мхк составленной на основе федерального компонента государственного... | Примерная рабочая программа по мхк для 8-9 классов общее образование Программа предназначена для основной школы любого типа, в частности для школы с углубленным изучение иностранного языка и рассчитана... | ||
Рабочая программа по мхк 8-9 классов Приказом мо РФ №1089 от 05. 03. 2004, на основе примерной программы по мхк, рекомендованной Министерством образования рф, авторской... | Деятельностный подход в обучении предметам изо, искусство, мхк. Завгородняя... Завгородняя С. А., учитель искусства мбоу «мсош», педагог до маоу дод ддт «Искорка» | ||
Урок «Природа наш друг. Жизнь под угрозой» Составитель Составитель: Зеленкова Ольга Николаевна, учитель химии и биологии моу сош №59, г. Ярославля | Рабочая программа По «мхк» ... | ||
Мхк в 10-11 классе среднее (полное) общее образование срок реализации... Преподавание учебного предмета «мхк» в средней школе осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими... | Рабочая программа по мхк. 5 класс Пояснительная записка Составитель(и): учитель истории Дехтевич Д. И (высшая квалификационная категория) | ||
Рабочая программа по мхк (8 класс) Рабочая программа по мхк для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мо учителей начальных классов состоит из 10 человек, которые работают в 12 классах-комплектах (учитель Самойленко О. Д. преподаёт... | ||
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 1-4 класс Бодрова Светлана Анатольевна, учитель изо, мхк и черчения высшей квалификационной категории | Рабочая программа по мировой художественной культуре (мхк) 9-11 классы Предмет мхк систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках музыки, литературы, истории, изобразительного искусства... | ||
Тематическое планирование по факультативному курсу мхк для 5-го класс Мхк для 5-го класса составлено на основе государственной программы по мхк, допущенной Министерством образования Российской Федерации,... | Рабочая программа по мхк составлена на основе федерального ком- понента... Программы основного общего образования по мхк даниловой Г. И. Предмет рассматривается факультативным курсом и представлен образовательным... | ||
Рабочая программа по мхк для 11 класса на 2013 2014 учебный год Мхк, повышенный интерес преподавателей и учащихся школы, более чем заинтересованное обсуждение проблем его преподавания в средствах... | Рабочая программа учебной дисциплины искусство (мхк) по специальности... Государственное автономное образовательное учреждение мурманской области среднего профессионального образования «кандалакшский индустриальный... |