Визитная карточки проекта Название раздела
| Комментарии и рекомендации по заполнению
| Автор
| Фисивная Любовь Павловна, учитель русского языка и литературы.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16» г. Балаково Саратовской области.
| Рабочее название проекта
| Через тернии к литературной норме!
И великий, и могучий,
И жгучий, и колючий,
И певучий, и прекрасный,
Иногда чуть- чуть опасный
Нормативный наш язык…
| Основная идея проекта
| Гипотезы:
Вершиной речевой культуры, эталоном и «точкой отсчета» явлений, осознаваемых в качестве нормативных, признается литературный язык, где закрепляются и накапливаются, как в сокровищнице, культурные традиции народа, достижения мастеров слова, писателей. Умелое использование богатства родного языка, предполагает и хорошее знание законов языка, и знание правил общения, связанных с обшей культурой и культурой поведения. Человек, познавший нормы родного языка, владеет культурой речи, и наоборот, владеющий культурой речи всегда придерживается нормы.
Проблема:
•Недостаточное развитие практических умений и навыков, связанных с употреблением норм современного русского литературного языка; слабое владение нормами речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
• Неблагоприятная для повышения уровня коммуникативной культуры социальная обстановка. Цели проекта:
• Научить:
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
- выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирая языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
- создавать устное высказывание на лингвистическую тему;
- владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;
- фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников; • оформлять результаты исследования в виде докладов, рефератов, буклетов, презентации (WORD, POWER POINT, EXCEL)
•Развить:
- умения обобщать полученные результаты и представлять результаты исследования.
- развить навыки поисково-исследовательской деятельности Задачи проекта:
• Обучить методам и приемам научного исследования материала (сбор информации, анализ, выдвижение гипотез, формулировка выводов).
• участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях; владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия.
• Развить навыки коммуникативной уместности речи.
•Подготовить учащихся к муниципальному конкурсу «Интеллектуалы ХХ века. (По результатам исследовательских работ учащихся.)
• Подготовить учащихся, чьи работы отличаются глубиной изучаемой проблемы, к областному конкурсу «Инициатива молодых».
• Подготовить к успешной сдаче ЕГЭ.
• Подготовить выпуск Web – газеты «Лингвист». Темы для самостоятельных исследований.
• Языковые особенности устной речи.
• Этика речевого общения и этикетные формулы речи: Приветствие. Обращение.
• Этикетные формулы.
• Особенности письменной речи.
• Сколько способов попрощаться?
• «Ты» и «Вы» в общении. «Я» и «Ты» в общении.
• Неологизмы 21 века.
• Канцеляризмы.
• Субстандартная лексика . Язык СМИ.
• Живые процессы в языке произведениях современной литературы (В. Пелевин, В. Маканин, М. Веллер, В. Сорокин, В. Токарева , ск. Афанасьева на выбор учащегося).
Задания, которые учащиеся будут выполнять в процессе реализации проекта.
• Презентация буклета «Как написать исследовательскую работу».
•Изучать элементарные методы и приемам научного исследования материала. Выдвигать гипотезы. Формулировать выводы. Оформлять результаты.
• Исследовать художественный текст.
• Выполнять практические задания «Возьмем ошибку в союзники».
•Редактировать текст с учетом изученных норм.
• Создавать сборник тестов.
• Практические занятия в компьютерном классе «Формы представления результатов исследования: реферат, презентация, буклет, сборник тестов».
• Презентация буклетов таблиц и сборников тестов.
• Презентация рефератов по темам самостоятельных исследований. Формы работа на достижение цели проекта ориентированы на создание проблемно-мотивационной среды.
• Дискуссия.
• «Мозговой штурм”
• Самостоятельная работа.
• Организацией “круглого стола”.
• Консультация.
• Семинар.
• Групповая работа.
• Ролевыми игра.
Выводы:
• Социальные изменения в обществе, связанные с условиями переходного периода, изменениями в структуре общественно – политического строя, сменой форм собственности и состава активных участников коммуникации (включая бизнесменов и коммерсантов из числа «новых русских»), приводят к известному расшатыванию традиционных литературных норм.
Это выражается прежде всего в росте разного рода ошибок и вариантов, которые возникают под влиянием нелитературного просторечия, территориальных и социальных диалектов, в обилии новых (и не всегда оправданных) иностранных слов и терминов и, наконец, в стилистическом снижении современной устной и письменной речи, в заметной вульгаризации бытовой сферы общения, с настойчивыми попытками «олитературирования» грязного словесного материала.
• С момента, когда в стране «разрешена» гласность и демократизация, во многом обнажилась и как бы открылась сама наша речь. Ведь мы теперь имеем возможность гораздо больше, чем прежде, видеть и слышать, каким языком пишут и говорят современники, как они выражают свои мысли и аргументы, как ведут дискуссии, как владеют литературными нормами.
• Нормы литературного языка – не застывшие раз и навсегда формы. Они изменяются во времени. Однако, при всех возможных изменениях и сдвигах русский язык устойчиво сохраняет в веках свою нормативно – литературную основу. Система литературных норм, выдвинутая и описанная еще М.В.Ломоносовым в его «Российской грамматике» (1755г.), определила всю дальнейшую судьбу русского языка и в целом сохраняется до нашего времени.
• Известная «обнаженность» речи, ее смысловая, стилистическая, грамматическая и орфоэпическая ущербность вызывают живую и резко негативную реакцию со стороны образованной части общества, делают актуальными и острыми вопросы:
«Как мы говорим и пишем»,
«Правильно – ли мы говорим по – русски»,
«Знаем ли мы свой родной язык».
| Участники
| Проект рассчитан на старшую ступень обучения (на учащихся 10 класса.)
Вид проекта:
•По количеству участников — групповой.
•По содержанию — межпредметный.
•По месту в учебном плане — текущий. (Включен в тематический план по русскому языку. К началу проекта учащиеся должны владеть следующими навыками и умениями:
- производить все виды разборов;
- составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;
- определять стиль и тип текста;
- соблюдать все основные нормы литературного языка.
По пунктуации: находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания в соответствии с изученными правилами., находить и исправлять пунктуационные ошибки.
По орфографии: находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, производить орфографический разбор слов, правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи: определять тип и стиль текста,, создавать тексты разных стилей, писать сочинения, совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.
| Сроки и длительность проекта
| Этапы и сроки проведения проекта: Коллективная работа над проектом планируется на период изучения темы «Культура речи. Понятие о системе языка» Программа по русскому языку для 10 – 11 классов под редакцией А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова отводит на изучение этой темы 17 часов (в том числе и контрольная работа). Еще 8 часов добавляю из резерва ИГЗ.
1 этап:
вводный: распределение видов деятельности по группам, выбор тем учащимися, критерии оценивания. 2 этап: 12 часов уроков + 5 дополнительных.
• Урок 1. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях.
• Урок 2. Текст и его место в системе языка и речи.
• Уроки 3. Доклад «Этический аспект речи».. Культура речи. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи .
• Дополнительный урок. Обучение элементарным методам и приемам научного исследования материала. «Неологизмы 21 века». Выдвижение гипотез. Формулировка выводов. Оформление результатов. • Уроки 4. Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические, синтаксические) • Урок 5. Орфоэпические (произносительные) и акцентологические нормы. Доклад по теме: «Языковые особенности устной речи».
• Дополнительный урок. Обучение элементарным методам и приемам научного исследования материала. Исследование художественного текста (на материале произведений литературы В.Пелевин, сказки Афанасьева.) Выдвижение гипотез. Формулировка выводов. Оформление результатов. • Урок 6. Орфоэпические (произносительные) и акцентологические нормы. Доклад «Этика речевого общения и этикетные формулы речи: Приветствие. Обращение. Этикетные формулы.»
Урок 7. Лексические нормы. Употребление слова в соответствии с его лексическим значением и стилистическими свойствами.
• Дополнительный урок. Дополнительный урок. Обучение элементарным методам и приемам научного исследования материала. «Канцеляризмы».
Выдвижение гипотез. Формулировка выводов. Оформление результатов.
• Урок 8. Лексические нормы. Употребление паронимов. Ограниченное употребление диалектизмов и жаргонизмов. Взаимосвязь языка и культуры. Доклад: «Некодефицированная лексика молодежной среды»
• Урок 9. Орфографические нормы. Правописание морфем: гласных и согласных в корне, приставок
Дополнительный урок. Практическая работа «Возьмем ошибку в союзники» Редактирование текста с учетом изученных норм. Создание сборника тестов (орфографические нормы).
• Урок 10. Орфографические нормы. Основные принципы написания морфем: правописание окончаний и суффиксов различных частей речи. Создание электронных правил по теме.
• Урок 11. Орфографические нормы. Слитные, дефисные и раздельные написания.
Тестовая работа (ЕГЭ, часть А)
Дополнительный урок. Поиск новых источников информации. Дополнительный сбор информации по теме. Анализ. Обобщение. Оформление результатов. Практические занятия в компьютерном классе «Формы представления результатов исследования: реферат, презентация, буклет, сборник тестов».
• Урок 12. Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова, построение словосочетаний по типу согласования, управления, употребление предлогов. 3 этап: 3 часа урока + 2 дополнительных.
•Урок 13. Грамматические нормы. Правильное построение предложений с однородными и обособленными членами, придаточными частями., нормативное согласование сказуемого с подлежащим.
• Дополнительный урок. Презентация буклетов таблиц и сборников тестов.
• Урок 14. Нормативные словари современного русского языка и справочники.
• Урок 15. Пунктуационные нормы. Знаки препинания в конце предложений и внутри простого предложения. Отработка практических навыков с использованием буклетов таблиц и сборников тестов.
• Дополнительный урок. Презентация рефератов по темам самостоятельных исследований. 4 этап: 2 часа уроков + 1 дополнительный.
• Урок 16 Пунктуационные нормы. Знаки препинания между частями сложного предложения, в связном тексте.
•Урок 17. Контрольная работа. Тест в формате ЕГЭ (1 часть -задания типа А) • Дополнительный урок. Коллективное обсуждение результатов проекта и процесса. Оценка работы участников проекта.
| Оценивание в проекте
|
План оценивания
Перед началом проекта
| В ходе работы над проектом
| После завершения проекта
| Мозговой штурм
Обсуждение вопросов, разделение на группы
| Журнал наблюдений
Таблица для осмысления текста критической статьи.
Оценочные листы (презентации, буклеты, рефераты)
Обсуждение промежуточных результатов деятельности.
| Критерии оценивания проекта.
Итоговая конференция.
Заполнение анкеты участника проекта.
Таблицы оценивания проекта.
Эссе.
Оценка участников проекта.
Рефлексия.
|
| Методическое сопровождение проекта, дидактические материалы
| Печатные издания.
1. Дейкина А. Д. Пахнова Т. М. Русский язык. Учебник — практикум для старших классов. Москва, «Вербум — М», АО «Московские учебники», 2003г
2.. Греков В. Ф. Крючков С. Е. Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку
в старших классах. Москва, «Просвещение», 2008г.
3.Громов С. А. Русский язык. Курс практической грамотности для старшеклассников и абитуриентов. Москва, «Московский Лицей», 2004г
4. Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.И., Ефремов В.А., Черняк В.Д. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2004.
5. Никитина Е.И.-Русская речь: Развитие речи. 10 класс: Учебное пособие. - М.: Дрофа, 2006.
6. Тростенцова Л.А., Шхапацева М.Х. Пунктуация без секретов: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. - М.: Дрофа, 2002.
7. Галлингер И.В. Культура речи. Нормы современного русского литературного языка. -М.: Просвещение, 1994. 8. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики."- М.: Ральф, 1996. Электронные энциклопедии 1С: Репетитор. Русский язык.
2С: Фраза.
GRAMMA.RU
| Использование Интернет-ресурсов в проекте
| 1. Познакомить учащихся с лучшими ресурсами , составить для детей список Webов, с которыми им надо познакомиться, выполняя задание.
2. Продемонстрировать школьникам технологию поэтапного ознакомления и применения Интернет-ресурсов (поиск, сбор, анализ информации).
2. Проводить анализ информации и создавать собственный интеллектуальный продукт.
4. Использовать справочные издания.
5. Сравнивать одни и те же темы по различным источникам.
6. Применить различную исследовательскую стратегию, систему поиска информации в соответствии со стоящими задачами.
| Подведение итогов проекта
| Подведение итогов проекта будет проходить в форме защиты исследовательских работ, выставки буклетов, памяток, презентации по решаемой проблеме.
Учащиеся оценивают выступления групп в соответствии с критериями оценки исследований. Подводятся итоги, определяется группа, выполнившая самое полное и аргументированное исследование.
Наиболее глубокие, логичные работы учащихся будут рекомендованы для участия авторов работ в муниципальной НПК «Интллектуалы «ХХ1 века» и областном конкурсе «Инициатива молодых»
| |