Название раздела





Скачать 114.66 Kb.
НазваниеНазвание раздела
Дата публикации19.09.2014
Размер114.66 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Визитная карточки проекта

Название раздела

Комментарии и рекомендации по заполнению

Автор

Фисивная Любовь Павловна, учитель русского языка и литературы.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16» г. Балаково Саратовской области.

Рабочее название проекта

Через тернии к литературной норме!

И великий, и могучий,

И жгучий, и колючий,

И певучий, и прекрасный,

Иногда чуть- чуть опасный

Нормативный наш язык…

Основная идея проекта

Гипотезы:

Вершиной речевой культуры, эталоном и «точкой отсчета» явлений, осознаваемых в качестве нормативных, признается литературный язык, где закрепляются и накапливаются, как в сокровищнице, культурные традиции народа, достижения мастеров слова, писателей.
Умелое использование богатства родного языка, предполагает и хорошее знание законов языка, и знание правил общения, связанных с обшей культурой и культурой поведения.
Человек, познавший нормы родного языка, владеет культурой речи, и наоборот, владеющий культурой речи всегда придерживается нормы.

Проблема:

•Недостаточное развитие практических умений и навыков, связанных с употреблением норм современного русского литературного языка; слабое владение нормами речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

• Неблагоприятная для повышения уровня коммуникативной культуры социальная обстановка.
Цели проекта:

• Научить:

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;

- выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирая языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;

- создавать устное высказывание на лингвистическую тему;

- владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;

- фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников;
• оформлять результаты исследования в виде докладов, рефератов, буклетов, презентации (WORD, POWER POINT, EXCEL)

•Развить:

- умения обобщать полученные результаты и представлять результаты исследования.

- развить навыки поисково-исследовательской деятельности
Задачи проекта:

• Обучить методам и приемам научного исследования материала (сбор информации, анализ, выдвижение гипотез, формулировка выводов).

• участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях; владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия.

• Развить навыки коммуникативной уместности речи.

•Подготовить учащихся к муниципальному конкурсу «Интеллектуалы ХХ века. (По результатам исследовательских работ учащихся.)

• Подготовить учащихся, чьи работы отличаются глубиной изучаемой проблемы, к областному конкурсу «Инициатива молодых».

• Подготовить к успешной сдаче ЕГЭ.

• Подготовить выпуск Web – газеты «Лингвист».
Темы для самостоятельных исследований.

• Языковые особенности устной речи.

• Этика речевого общения и этикетные формулы речи: Приветствие. Обращение.

• Этикетные формулы.

• Особенности письменной речи.

• Сколько способов попрощаться?

• «Ты» и «Вы» в общении. «Я» и «Ты» в общении.

• Неологизмы 21 века.

• Канцеляризмы.

• Субстандартная лексика . Язык СМИ.

• Живые процессы в языке произведениях современной литературы (В. Пелевин, В. Маканин, М. Веллер, В. Сорокин, В. Токарева , ск. Афанасьева на выбор учащегося).

Задания, которые учащиеся будут выполнять в процессе реализации проекта.

• Презентация буклета «Как написать исследовательскую работу».

•Изучать элементарные методы и приемам научного исследования материала. Выдвигать гипотезы. Формулировать выводы. Оформлять результаты.

• Исследовать художественный текст.

• Выполнять практические задания «Возьмем ошибку в союзники».

•Редактировать текст с учетом изученных норм.

• Создавать сборник тестов.

• Практические занятия в компьютерном классе «Формы представления результатов исследования: реферат, презентация, буклет, сборник тестов».

• Презентация буклетов таблиц и сборников тестов.

• Презентация рефератов по темам самостоятельных исследований.
Формы работа на достижение цели проекта ориентированы на создание проблемно-мотивационной среды.

• Дискуссия.

• «Мозговой штурм”

• Самостоятельная работа.

• Организацией “круглого стола”.

• Консультация.

• Семинар.

• Групповая работа.

• Ролевыми игра.

Выводы:

• Социальные изменения в обществе, связанные с условиями переходного периода, изменениями в структуре общественно – политического строя, сменой форм собственности и состава активных участников коммуникации (включая бизнесменов и коммерсантов из числа «новых русских»), приводят к известному расшатыванию традиционных литературных норм.

Это выражается прежде всего в росте разного рода ошибок и вариантов, которые возникают под влиянием нелитературного просторечия, территориальных и социальных диалектов, в обилии новых (и не всегда оправданных) иностранных слов и терминов и, наконец, в стилистическом снижении современной устной и письменной речи, в заметной вульгаризации бытовой сферы общения, с настойчивыми попытками «олитературирования» грязного словесного материала.

• С момента, когда в стране «разрешена» гласность и демократизация, во многом обнажилась и как бы открылась сама наша речь. Ведь мы теперь имеем возможность гораздо больше, чем прежде, видеть и слышать, каким языком пишут и говорят современники, как они выражают свои мысли и аргументы, как ведут дискуссии, как владеют литературными нормами.

• Нормы литературного языка – не застывшие раз и навсегда формы. Они изменяются во времени. Однако, при всех возможных изменениях и сдвигах русский язык устойчиво сохраняет в веках свою нормативно – литературную основу. Система литературных норм, выдвинутая и описанная еще М.В.Ломоносовым в его «Российской грамматике» (1755г.), определила всю дальнейшую судьбу русского языка и в целом сохраняется до нашего времени.

• Известная «обнаженность» речи, ее смысловая, стилистическая, грамматическая и орфоэпическая ущербность вызывают живую и резко негативную реакцию со стороны образованной части общества, делают актуальными и острыми вопросы:

«Как мы говорим и пишем»,

«Правильно – ли мы говорим по – русски»,

«Знаем ли мы свой родной язык».


Участники

Проект рассчитан на старшую ступень обучения (на учащихся 10 класса.)

Вид проекта:

•По количеству участников — групповой.

•По содержанию — межпредметный.

•По месту в учебном плане — текущий. (Включен в тематический план по русскому языку.
К началу проекта учащиеся должны владеть следующими навыками и умениями:

- производить все виды разборов;

- составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;

- определять стиль и тип текста;

- соблюдать все основные нормы литературного языка.

По пунктуации: находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания в соответствии с изученными правилами., находить и исправлять пунктуационные ошибки.

По орфографии: находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, производить орфографический разбор слов, правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи: определять тип и стиль текста,, создавать тексты разных стилей, писать сочинения, совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.

Сроки и длительность проекта

Этапы и сроки проведения проекта: Коллективная работа над проектом планируется на период изучения темы «Культура речи. Понятие о системе языка» Программа по русскому языку для 10 – 11 классов под редакцией А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова отводит на изучение этой темы 17 часов (в том числе и контрольная работа). Еще 8 часов добавляю из резерва ИГЗ.

1 этап:

вводный: распределение видов деятельности по группам, выбор тем учащимися, критерии оценивания.
2 этап: 12 часов уроков + 5 дополнительных.

• Урок 1. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях.

• Урок 2. Текст и его место в системе языка и речи.

• Уроки 3. Доклад «Этический аспект речи».. Культура речи. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи .

• Дополнительный урок. Обучение элементарным методам и приемам научного исследования материала. «Неологизмы 21 века». Выдвижение гипотез. Формулировка выводов. Оформление результатов.
• Уроки 4. Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические, синтаксические)
• Урок 5. Орфоэпические (произносительные) и акцентологические нормы. Доклад по теме: «Языковые особенности устной речи».

• Дополнительный урок. Обучение элементарным методам и приемам научного исследования материала. Исследование художественного текста (на материале произведений литературы В.Пелевин, сказки Афанасьева.) Выдвижение гипотез. Формулировка выводов. Оформление результатов.
• Урок 6. Орфоэпические (произносительные) и акцентологические нормы. Доклад «Этика речевого общения и этикетные формулы речи: Приветствие. Обращение. Этикетные формулы.»

Урок 7. Лексические нормы. Употребление слова в соответствии с его лексическим значением и стилистическими свойствами.

• Дополнительный урок. Дополнительный урок. Обучение элементарным методам и приемам научного исследования материала. «Канцеляризмы».

Выдвижение гипотез. Формулировка выводов. Оформление результатов.

• Урок 8. Лексические нормы. Употребление паронимов. Ограниченное употребление диалектизмов и жаргонизмов. Взаимосвязь языка и культуры. Доклад: «Некодефицированная лексика молодежной среды»

• Урок 9. Орфографические нормы. Правописание морфем: гласных и согласных в корне, приставок

Дополнительный урок. Практическая работа «Возьмем ошибку в союзники» Редактирование текста с учетом изученных норм. Создание сборника тестов (орфографические нормы).

• Урок 10. Орфографические нормы. Основные принципы написания морфем: правописание окончаний и суффиксов различных частей речи. Создание электронных правил по теме.

• Урок 11. Орфографические нормы. Слитные, дефисные и раздельные написания.

Тестовая работа (ЕГЭ, часть А)

Дополнительный урок. Поиск новых источников информации. Дополнительный сбор информации по теме. Анализ. Обобщение. Оформление результатов. Практические занятия в компьютерном классе «Формы представления результатов исследования: реферат, презентация, буклет, сборник тестов».

• Урок 12. Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова, построение словосочетаний по типу согласования, управления, употребление предлогов.
3 этап: 3 часа урока + 2 дополнительных.

•Урок 13. Грамматические нормы. Правильное построение предложений с однородными и обособленными членами, придаточными частями., нормативное согласование сказуемого с подлежащим.

• Дополнительный урок. Презентация буклетов таблиц и сборников тестов.

• Урок 14. Нормативные словари современного русского языка и справочники.

• Урок 15. Пунктуационные нормы. Знаки препинания в конце предложений и внутри простого предложения. Отработка практических навыков с использованием буклетов таблиц и сборников тестов.

• Дополнительный урок. Презентация рефератов по темам самостоятельных исследований.
4 этап: 2 часа уроков + 1 дополнительный.

• Урок 16 Пунктуационные нормы. Знаки препинания между частями сложного предложения, в связном тексте.

•Урок 17. Контрольная работа. Тест в формате ЕГЭ (1 часть -задания типа А)
• Дополнительный урок. Коллективное обсуждение результатов проекта и процесса. Оценка работы участников проекта.

Оценивание в проекте


План оценивания

Перед началом проекта

В ходе работы над проектом

После завершения проекта

Мозговой штурм

Обсуждение вопросов, разделение на группы

Журнал наблюдений

Таблица для осмысления текста критической статьи.

Оценочные листы (презентации, буклеты, рефераты)

Обсуждение промежуточных результатов деятельности.

Критерии оценивания проекта.

Итоговая конференция.

Заполнение анкеты участника проекта.

Таблицы оценивания проекта.

Эссе.

Оценка участников проекта.

Рефлексия.




Методическое сопровождение проекта, дидактические материалы

Печатные издания.

1. Дейкина А. Д. Пахнова Т. М. Русский язык. Учебник — практикум для старших классов. Москва, «Вербум — М», АО «Московские учебники», 2003г

2.. Греков В. Ф. Крючков С. Е. Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку

в старших классах. Москва, «Просвещение», 2008г.

3.Громов С. А. Русский язык. Курс практической грамотности для старшеклассников и абитуриентов. Москва, «Московский Лицей», 2004г

4. Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.И., Ефремов В.А., Черняк В.Д. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2004.

5. Никитина Е.И.-Русская речь: Развитие речи. 10 класс: Учебное пособие. - М.: Дрофа, 2006.

6. Тростенцова Л.А., Шхапацева М.Х. Пунктуация без секретов: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. - М.: Дрофа, 2002.

7. Галлингер И.В. Культура речи. Нормы современного русского литературного языка. -М.: Просвещение, 1994.
8. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики."- М.: Ральф, 1996.
Электронные энциклопедии
1С: Репетитор. Русский язык.

2С: Фраза.

GRAMMA.RU

Использование Интернет-ресурсов в проекте

1. Познакомить учащихся с лучшими ресурсами , составить для детей список Webов, с которыми им надо познакомиться, выполняя задание.

2. Продемонстрировать школьникам технологию поэтапного ознакомления и применения Интернет-ресурсов (поиск, сбор, анализ информации).

2. Проводить анализ информации и создавать собственный интеллектуальный продукт.

4. Использовать справочные издания.

5. Сравнивать одни и те же темы по различным источникам.

6. Применить различную исследовательскую стратегию, систему поиска информации в соответствии со стоящими задачами.

Подведение итогов проекта

Подведение итогов проекта будет проходить в форме защиты исследовательских работ, выставки буклетов, памяток, презентации по решаемой проблеме.

Учащиеся оценивают выступления групп в соответствии с критериями оценки исследований. Подводятся итоги, определяется группа, выполнившая самое полное и аргументированное исследование.

Наиболее глубокие, логичные работы учащихся будут рекомендованы для участия авторов работ в муниципальной НПК «Интллектуалы «ХХ1 века» и областном конкурсе «Инициатива молодых»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Название раздела iconНазвание: 900 дней и ночей
Название темы и раздела учебного курса: Великая война и Великая Победа. История нашей страны
Название раздела iconРеферат по физике на тему: «…» Ученика(цы) Родионовой Ирины Петровны
Название раздела
Название раздела iconНазвание раздела
Умение находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать
Название раздела iconНазвание раздела
Распределение трудоёмкости дисциплины (модуля) и видов учебной работы по семестрам
Название раздела iconНазвание раздела
Удовлетворенность родителей воспитательной системой класса (по итогам анкет, опросов)
Название раздела iconНазвание раздела
Образовательные технологии в интерактивной форме, используемые в процессе преподавания дисциплины
Название раздела iconНазвание раздела
Распределение трудоёмкости дисциплины (модуля) и видов учебной работы по семестрам
Название раздела iconНазвание раздела
Распределение трудоёмкости дисциплины (модуля) и видов учебной работы по семестрам
Название раздела iconНазвание раздела, темы
Заключение хозяйственного договора. Структура договорных связей в хозяйственных отношениях
Название раздела iconНазвание раздела
Реализация поставленных задач и обоснование выбора методической темы в 2013-2014 уч г
Название раздела iconПараметры страницы
Название раздела – стиль Заголовок 2 (Arial, 14 пт, полужирный, курсив), выравнивание по центру
Название раздела iconНазвание раздела, темы
«От чего захватывает дух». Введение в книгу. Н. С. Гумилёв. Стихотворение из цикла «Капитаны»
Название раздела iconНазвание раздела. Тема урока
Периодическая система химических элементов. Мультимедийное пособие «Химия 8 класс»
Название раздела iconНазвание раздела, темы уроков
Составление вопросов к статье учебника, беседа, анкетирование, письменный ответ на вопрос
Название раздела iconНазвание раздела. Тема урока
Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности
Название раздела iconНазвание раздела. Тема урока
Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск