Скачать 0.64 Mb.
|
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №93 города Тюмени Программа развития на период 2011-2015 г.г. «Реализация компетентностного подхода в профильном обучении старшеклассников через духовно-нравственное воспитание и социокультурные практики» Руководитель проекта: директор лицея О.Ф.Санникова Исполнитель: педагогический коллектив г. Тюмень - 2011 ВВЕДЕНИЕ Актуальность. Старшая школа занимает ключевое место в современном образовании: по результатам выпускников старшей школы судят об эффективности всей системы общего образования, именно старшая школа во многом определяет возможности систем профессионального образования и качество профессиональной деятельности молодых людей. С этой точки зрения можно утверждать, что старшая школа является основным "узлом" модернизации российского образования. Вместе с тем, большинство экспертов российской образовательной политики сходятся на том, что целостной эффективной модели старшей школы, отвечающей государственно-общественным интересам и интересам личности, модели, адекватной особенностям юношеского возраста и мировым тенденциям в сфере образования, на сегодняшний момент в России не создано. Основные проблемы существующей старшей школы:
В программе развития муниципального автономного общеобразовательного учреждения лицея №93 г. Тюмени (далее Лицей) определены тенденции развития лицея в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов, моделируются пути и способы по изменению содержания и организации образовательного процесса. Развитие лицея в данный период предполагает создание условий для личностного роста обучающихся, их подготовки к полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности в информационном обществе. Развитие – это закономерное, позитивное изменение Лицея (его целей, содержания, методов, форм организации), его управляющей системы, приводящие к эффективному достижению качественно новых результатов образования, воспитания, развития учащихся. Делая выбор, мы, с одной стороны, опираемся на государственный заказ, с другой на результаты собственной аналитической деятельности. Позиция государства изложена в основных концептуальных документах: в федеральной Программе развития образования; в законе Российской Федерации «Об образовании», в ведомственной целевой программе «Основные направления развития образования в городе Тюмени на 2010-2012 гг.», в распоряжении Правительства Тюменской области от 30.08.2010 №1298-рп «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Основные направления развития образования и науки Тюменской области» на 2011-2013 годы», в «Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации», в основных положениях национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Наши собственные наблюдения говорят о возросшей роли жестокости в обществе, утрате чувства сострадания к другому, сопереживания. В данной ситуации необходимой и актуальной особенно для нашего Лицея становится гуманистическая направленность воспитательного процесса. Ведь основные качества медика – это нравственность, духовность, сопереживание, милосердие, чуткость и ответственность. Чтобы воспитать эти качества, одного учебного процесса и воспитания на словах мало. Необходимо организовать собственное участие ребят в оказании помощи нуждающимся людям, непосредственно «соприкоснуть» их с чужим горем. Именно волонтёрское движение, возникшее в лицее в 2006 году, доказало, что ребята способны любить, сопереживать, помогать. Развитие волонтерского движения в лицее - основа духовно – нравственного воспитания обучающихся. Требует постоянного внимания изменяющийся национальный состав обучающихся. Еще несколько лет назад 95% лицеистов имели славянское происхождение. В настоящее время в лицее обучаются дети 14 национальностей (30 %), которые привносят в процесс межличностного общения в лицее свои национальные традиции. Поэтому для нас остается актуальной задача формирования у обучающихся толерантного мировоззрения. Ни для кого не секрет, что к третьей ступени обучения дети приходят с набором болезней. При медицинском осмотре высококвалифицированными специалистами многопрофильной поликлиники медицинской академии, данные которого приведены в таблице, было выявлено всего 28 здоровых детей, что составляет 13,5 % от общей численности обучающихся. Анализ результатов медицинских осмотров обучающихся 10-11-х кл. ( 193 обуч.)
Поэтому мы считаем важным направлением своей воспитательной работы создание условий для сохранения физического, психического здоровья лицеистов. Кроме того, раньше около 90-95% обучающихся, приходя в лицей, уже после 9 класса выбирали свою будущую профессию врача, провизора, педиатра, стоматолога - и осознанно шли к своей цели, то в настоящее время 10-15 % детей еще не определились с будущей профессией. В условиях монопрофильности обучения особая забота педагогического коллектива - дать такое воспитание и образование ученику, чтобы он не испытывал затруднений в дальнейшем профессиональном самоопределении. Программа развития Лицея на 2011-2015 годы является концептуальной и организационной основой образования, определяющей стратегию развития Лицея как общеобразовательного профильного учреждения. Программа определяет цели, задачи, приоритетные направления развития образования и воспитания подрастающего поколения. Приоритетной идеей образовательной программы нашего Лицея является формирование на основе системной организации образовательного процесса: ЛИЧНОСТИ, СПОСОБНОЙ К САМООПРЕДЕЛЕНИЮ И САМОАКТУАЛИЗАЦИИ В ПОСТОЯННО ИЗМЕНЯЮЩИХСЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ, ОТЛИЧАЮЩЕЙСЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИМ ВИДЕНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. Для реализации этой идеи необходимо:
Воспитание — процесс, ориентированный на личность и регулируемый ею изнутри, детерминированный внутренним миром человека. В центре его находится человек со своими жизненными, экзистенциальными проблемами. Задача воспитательной системы - ввести молодого человека в мир культуры с опорой на его активность, деятельность, способность к осмыслению предлагаемых культурой ценностей, к выработке собственного к ним отношения, к приобретению независимости, формированию неповторимости, субъективности. Воспитание – это формирование смысла «Я» через приобщение к культуре, другим личностям, через диалектику взаимоотношений процессов социализации и индивидуализации. Противоречия: — между потребностями субъектов образования в эффективно работающих гуманистически-ориентированных системах воспитания и сложившейся практикой воспитательной деятельности с оценкой эффективности по формальным (чаще количественным, мероприятийным) показателям, — между относительно постоянным гуманитарным смыслом медицинской деятельности, к которой мы готовим своих выпускников и быстро меняющимся ценностно-смысловым содержанием реальной жизни; - между необходимостью формирования у обучающихся внутреннего духовно-нравственного императива и недостаточной организацией их жизнедеятельности в плане реализации принципа натурности, предполагающего непосредственное общение с Человеком прежде всего, в контексте освоениями ими профессиональной деятельности; Эти противоречия обусловили необходимость разработки настоящей программы и обозначили ее основную проблему: создание и реализация эффективной системы воспитания Лицея, результатом действия которой было бы целенаправленное воспитание человека, обладающего профессиональными и социальными компетенциями, а также сформированными социально- и профессионально значимыми качествами личности, которые определяются потребностью личности в самоопределении и самоактуализации и требованиями социального заказа. Работа Лицея в режиме развития предполагает опытно-экспериментальный характер его деятельности, что, в свою очередь, требует соответствующего категориального аппарата при описании всех ее составляющих. Объект исследования – процесс профильного обучения в МАОУ лицее №93 города Тюмени. Предмет исследования – содержательные, организационно-методические и организационно-управленческие условия и факторы формирования социокультурной среды лицея, обеспечивающей гуманизацию подготовки современного выпускника, ориентированного, прежде всего, на обучение в медицинском вузе. Цель: Создание воспитательно-образовательной среды (социокультурного пространства лицея), способствующей духовному, нравственному, физическому развитию, социализации учащегося и его адекватной предпрофессиональной подготовке. Проблема и цель определили тему нашего исследования: «Реализация компетентностного подхода в профильном обучении старшеклассников через духовно-нравственное воспитание и социо-культурные практики». Гипотеза исследования: качество подготовки и эффективность образования в лицее возрастет, если: - систему воспитания строить на гуманистической основе, среди ценностей которой – прежде всего, ценности присущие медикам – сострадание, сочувствие, милосердие и т.д. - развивать систему предметных кружков, научных обществ, лабораторий, проектно-исследовательской деятельности учащихся; - обеспечено активное использование альтернативных форм образовательной деятельности, позволяющих ученику проявлять собственную активность, в практике обучения и воспитания; - организация воспитания будет представлять открытую систему, управляемую гуманистическими целевыми установками, социальным заказом и личными, нравственно детерминированными интенциями учителей, накапливающую культурные, организационно-технические, интеллектуальные и прочие ресурсы, передающие данные ресурсы в воспитательную среду Лицея; — обеспечить гуманитарную направленность воспитательного процесса на основе интеграции предметного, психолого-педагогического, нравственно-эстетического в целостную систему, создающую почву для самоактуализации и саморазвития обучающихся и опирающуюся на ресурсную базу Лицея и средства социальных партнеров; — менеджмент качества воспитания будет строиться на адекватном мониторинге особенностей личностного роста обучающихся (сформированность смысложизненных ценностей и установок, навыков планирования и организации собственной жизнедеятельности, лежащих в основе осмысленности жизни и др.; сформированность способности к осуществлению нравственного поведения – способность совершить поступок; сформированность гармонично развитых личностных качеств, включающих в себя эмоционально-волевую сферу, когнитивные психические процессы, сознание, и др.), позволяющим своевременно и адресно осуществлять его коррекцию и оптимизировать процессы социализации-индивидуализации. Исходя из проблемы, цели и гипотезы, определены следующие задачи исследования:
Решение этих задач в совокупности позволит создать в лицее особую социокультурную среду, адресно формирующую такой тип личности, характеристики которой соотносимы с лучшими образцами представителей медицины. Для решения поставленных задач используется целый комплекс методов: различные виды анализа, теоретический анализ управленческой и психолого-педагогической литературы; управленческое моделирование; социокультурное проектирование; методы качественного и количественного анализа полученных результатов, социологические методы (анкетирование, интервью, беседы), метод экспертных оценок, психологическое тестирование. В разработке и реализации проекта задействованы следующие ресурсы: кадровые: администрация и педагоги лицея, администрация и преподаватели ГОУ ВПО ТюмГМА Минздрасоцразвития Россиии других вузов г. Тюмени; информационные: сеть Internet, обеспечение научно-методической и учебной литературой; материально-технические: оргтехника, обеспечивающая создание базы и банка данных мониторинга, обработки результатов мониторинга; учебно-материальная база лицея, медицинской академии и медицинских учреждений города для проведения учебных занятий и организации внеурочной деятельности; финансовые ресурсы: текущее финансирование; привлечённые средства (из бюджета социальных партнёров), средства, полученные за счёт реализации платных образовательных услуг. |
Программа развития Китовской муниципальной средней общеобразовательной... Программа развития Китовской муниципальной средней общеобразовательной школы на период 2011-2015 гг | Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения... Настоящая программа определяет концепцию развития школы и основные направления деятельности по ее реализации на период с 2011 по... | ||
Программа развития моу средней школы №71 на 2011-2015 год. (сокращенный... Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №71 г о. Тольятти на 2011-2015... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Региональная целевая программа комплексного развития профессионального образования в Тюменской области на 2011 2015 годы и на период... | ||
Основные направления бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период... | Программа развития информатизации муниципального общеобразовательного... Эта деятельность позволит создать условия для организации, проведения и управления образовательным процессом, повысить его качество,... | ||
Информация о выполнение Плана мероприятий на 2011-2015 годы по реализации... Плана мероприятий на 2011-2015 годы по реализации на территории Петрозаводского городского округа Концепции демографической политики... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... У школа работала по педагогической проблеме, обозначенной в долгосрочной целевой Программе развития на период 2011-2015 г г., «Становление... | ||
3. программа совершенствования воспитательной деятельности университета на период 2011-2015 гг Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Домашнее задание для 8 «А» класса на период с 24. 02. 2015 г по 27. 02. 2015 г Ознакомиться с темой «Последовательное и параллельное соединения проводников» по ссылкам | ||
Программа развития муниципального образовательного учреждения Запрудненской... Запрудненской средней общеобразовательной школы №2 «Школа развития личности» разработана и принята в соответствии с Федеральной целевой... | Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (распоряжение правительства Российской Федерации от... | ||
Протокол № от января 2011 г. Комитет образования Администрации Великого Новгорода Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №22» (маоу «сош №22») на 2011-2015... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 г г. (распоряжение Правительства РФ от 07. 02. 2011 г.... | ||
1 профессиональная подготовка В 2011 -2012 учебном году работа педагогического коллектива колледжа была направлена на реализацию второго этапа программы развития... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Бурятия от 14 марта 2011 года n 1907-iv "о программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011 2015 годы" за 2011... |