Программа развития на период 2011-2015 г г





НазваниеПрограмма развития на период 2011-2015 г г
страница1/6
Дата публикации03.10.2014
Размер0.64 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4   5   6


Муниципальное автономное общеобразовательное

учреждение лицей №93 города Тюмени

Программа развития

на период 2011-2015 г.г.
«Реализация компетентностного подхода в профильном обучении старшеклассников через духовно-нравственное воспитание и

социокультурные практики»
Руководитель проекта:

директор лицея

О.Ф.Санникова
Исполнитель:

педагогический коллектив

г. Тюмень - 2011
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Старшая школа занимает ключевое место в современном образовании: по результатам выпускников старшей школы судят об эффективности всей системы общего образования, именно старшая школа во многом определяет возможности систем профессионального образования и качество профессиональной деятельности молодых людей. С этой точки зрения можно утверждать, что старшая школа является основным "узлом" модернизации российского образования.

Вместе с тем, большинство экспертов российской образовательной политики сходятся на том, что целостной эффективной модели старшей школы, отвечающей государственно-общественным интересам и интересам личности, модели, адекватной особенностям юношеского возраста и мировым тенденциям в сфере образования, на сегодняшний момент в России не создано.

Основные проблемы существующей старшей школы:

  1. Несоответствие результатов предпрофессиональной школьной подготовки учащихся потребностям современного профессионального образования.

  2. Несоответствие существующей старшей школы особенностям юношеского возраста. Для современных 15-17-летних молодых людей свойственны: возрастающая потребность в социальном самоутверждении и самостоятельности, ориентация на выбор образа жизни, профессии, референтных групп людей, стремление к партнерским отношениям с взрослыми, стремление к независимости от родителей путем приобретения собственных источников дохода, увеличение роли прагматической мотивации в действиях. Однако, организационные формы, в рамках которых осуществляется образование старшеклассников (образовательное учреждение, классно-урочная система, единый стандарт содержания обучения и т.д.), не отвечают принципам индивидуализации, академической и профессиональной мобильности, процессам социализации молодого поколения.

  3. Несогласованность процессов модернизации общего и высшего (профессионального) образования. Исследования результатов общего образования (в частности, Международное исследование PISA) демонстрируют слабую ориентацию современной российской школы на европейские и мировые стандарты качества образования.

  4. Кризис школы как базовой институциональной формы образования Характерной чертой подавляющего большинства российских общеобразовательных школ остается сохранение классно-урочной системы, репродуктивных вербальных форм передачи учебной информации, однолинейной ролевой матрицы "учитель – ученик", учебного предмета (дисциплины) в качестве основной методической единицы.

В программе развития муниципального автономного общеобразовательного учреждения лицея №93 г. Тюмени (далее Лицей) определены тенденции развития лицея в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов, моделируются пути и способы по изменению содержания и организации образовательного процесса. Развитие лицея в данный период предполагает создание условий для личностного роста обучающихся, их подготовки к полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности в информационном обществе.

Развитие – это закономерное, позитивное изменение Лицея (его целей, содержания, методов, форм организации), его управляющей системы, приводящие к эффективному достижению качественно новых результатов образования, воспитания, развития учащихся.

Делая выбор, мы, с одной стороны, опираемся на государственный заказ, с другой на результаты собственной аналитической деятельности.

Позиция государства изложена в основных концептуальных документах: в федеральной Программе развития образования; в законе Российской Федерации «Об образовании», в ведомственной целевой программе «Основные направления развития образования в городе Тюмени  на 2010-2012 гг.», в распоряжении Правительства Тюменской области от 30.08.2010 №1298-рп «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Основные направления развития образования и науки Тюменской области» на 2011-2013 годы», в «Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации», в основных положениях национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

Наши собственные наблюдения говорят о возросшей роли жестокости в обществе, утрате чувства сострадания к другому, сопереживания. В данной ситуации необходимой и актуальной особенно для нашего Лицея становится гуманистическая направленность воспитательного процесса. Ведь основные качества медика – это нравственность, духовность, сопереживание, милосердие, чуткость и ответственность.

Чтобы воспитать эти качества, одного учебного процесса и воспитания на словах мало. Необходимо организовать собственное участие ребят в оказании помощи нуждающимся людям, непосредственно «соприкоснуть» их с чужим горем. Именно волонтёрское движение, возникшее в лицее в 2006 году, доказало, что ребята способны любить, сопереживать, помогать. Развитие волонтерского движения в лицее - основа духовно – нравственного воспитания обучающихся.

Требует постоянного внимания изменяющийся национальный состав обучающихся. Еще несколько лет назад 95% лицеистов имели славянское происхождение. В настоящее время в лицее обучаются дети 14 национальностей (30 %), которые привносят в процесс межличностного общения в лицее свои национальные традиции. Поэтому для нас остается актуальной задача формирования у обучающихся толерантного мировоззрения.

Ни для кого не секрет, что к третьей ступени обучения дети приходят с набором болезней. При медицинском осмотре высококвалифицированными специалистами многопрофильной поликлиники медицинской академии, данные которого приведены в таблице, было выявлено всего 28 здоровых детей, что составляет 13,5 % от общей численности обучающихся.

Анализ результатов медицинских осмотров

обучающихся 10-11-х кл. ( 193 обуч.)

Направление осмотра

Количество обучающихся,

имеющих заболевание

% от общего количества обучающихся

Терапевт

47

24,3

Офтальмолог

81

41,9

Невролог

36

18,6

Эндокринолог

30

15,5

Хирург

83

43

Отоларинголог

63

32,6

Уролог

1

0,01

Гинеколог

25

12,9


Поэтому мы считаем важным направлением своей воспитательной работы создание условий для сохранения физического, психического здоровья лицеистов.

Кроме того, раньше около 90-95% обучающихся, приходя в лицей, уже после 9 класса выбирали свою будущую профессию врача, провизора, педиатра, стоматолога - и осознанно шли к своей цели, то в настоящее время 10-15 % детей еще не определились с будущей профессией. В условиях монопрофильности обучения особая забота педагогического коллектива - дать такое воспитание и образование ученику, чтобы он не испытывал затруднений в дальнейшем профессиональном самоопределении.

Программа развития Лицея на 2011-2015 годы является концептуальной и организационной основой образования, определяющей стратегию развития Лицея как общеобразовательного профильного учреждения. Программа определяет цели, задачи, приоритетные направления развития образования и воспитания подрастающего поколения. Приоритетной идеей образовательной программы нашего Лицея является формирование на основе системной организации образовательного процесса:

ЛИЧНОСТИ, СПОСОБНОЙ К САМООПРЕДЕЛЕНИЮ И САМОАКТУАЛИЗАЦИИ В ПОСТОЯННО ИЗМЕНЯЮЩИХСЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ, ОТЛИЧАЮЩЕЙСЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИМ ВИДЕНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.
Для реализации этой идеи необходимо:

  • в теоретическом плане - осмысление положений классического гуманизма применительно к воспитательному процессу химико-биологического Лицея, месту и роли учителя и обучающегося в нем; психолого-педагогическая интерпретация понятия «организация воспитания»;

  • в методическом аспекте - разработка актуальных современных подходов к компетентностному образованию, создание методического инструментария, расширяющего возможности образования в воспитании, повышение гуманистического потенциала традиционного образования, использование специальных методов и приемов преподавания, отбор и структурирование содержания воспитания и поиск путей к формированию готовности личности к целеполаганию, оценке, действию и рефлексии в рамках личностной компетентности;

  • в практическом плане - создание гуманистически ориентированной образовательной среды (социокультурного пространства лицея), способствующей успешности формирования у обучающихся ценностных ориентации, позитивных установок и интенций, поиск адекватных условий и средств воспитания личности нового типа; среды, способствующей успешности формирования у обучающихся профессионально-личностных компетенций, социальной компетентности и профессионально - и социально значимых качеств личности, разработка организационно-методического инструментария, расширяющего возможности образовательной системы в воспитании ребят, разработка организационно-управленческих ее форм, разработка системы показателей деятельности и эффективности системы воспитания.

Воспитание — процесс, ориентированный на личность и регулируемый ею изнутри, детерминированный внутренним миром человека. В центре его находится человек со своими жизненными, экзистенциальными проблемами. Задача воспитательной системы - ввести молодого человека в мир культуры с опорой на его активность, деятельность, способность к осмыслению предлагаемых культурой ценностей, к выработке собственного к ним отношения, к приобретению независимости, формированию неповторимости, субъективности. Воспитание – это формирование смысла «Я» через приобщение к культуре, другим личностям, через диалектику взаимоотношений процессов социализации и индивидуализации.

Противоречия:

— между потребностями субъектов образования в эффективно работающих гуманистически-ориентированных системах воспитания и сложившейся практикой воспитательной деятельности с оценкой эффективности по формальным (чаще количественным, мероприятийным) показателям,

— между относительно постоянным гуманитарным смыслом медицинской деятельности, к которой мы готовим своих выпускников и быстро меняющимся ценностно-смысловым содержанием реальной жизни;

- между необходимостью формирования у обучающихся внутреннего духовно-нравственного императива и недостаточной организацией их жизнедеятельности в плане реализации принципа натурности, предполагающего непосредственное общение с Человеком прежде всего, в контексте освоениями ими профессиональной деятельности;

Эти противоречия обусловили необходимость разработки настоящей программы и обозначили ее основную проблему: создание и реализация эффективной системы воспитания Лицея, результатом действия которой было бы целенаправленное воспитание человека, обладающего профессиональными и социальными компетенциями, а также сформированными социально- и профессионально значимыми качествами личности, которые определяются потребностью личности в самоопределении и самоактуализации и требованиями социального заказа.

Работа Лицея в режиме развития предполагает опытно-экспериментальный характер его деятельности, что, в свою очередь, требует соответствующего категориального аппарата при описании всех ее составляющих.

Объект исследования – процесс профильного обучения в МАОУ лицее №93 города

Тюмени.

Предмет исследования – содержательные, организационно-методические и организационно-управленческие условия и факторы формирования социокультурной среды лицея, обеспечивающей гуманизацию подготовки современного выпускника, ориентированного, прежде всего, на обучение в медицинском вузе.

Цель: Создание воспитательно-образовательной среды (социокультурного пространства лицея), способствующей духовному, нравственному, физическому развитию, социализации учащегося и его адекватной предпрофессиональной подготовке.

Проблема и цель определили тему нашего исследования: «Реализация компетентностного подхода в профильном обучении старшеклассников через духовно-нравственное воспитание и социо-культурные практики».
Гипотеза исследования: качество подготовки и эффективность образования в лицее возрастет, если:

- систему воспитания строить на гуманистической основе, среди ценностей которой – прежде всего, ценности присущие медикам – сострадание, сочувствие, милосердие и т.д.

- развивать систему предметных кружков, научных обществ, лабораторий, проектно-исследовательской деятельности учащихся;

- обеспечено активное использование альтернативных форм образовательной деятельности, позволяющих ученику проявлять собственную активность, в практике обучения и воспитания;

- организация воспитания будет представлять открытую систему, управляемую гуманистическими целевыми установками, социальным заказом и личными, нравственно детерминированными интенциями учителей, накапливающую культурные, организационно-технические, интеллектуальные и прочие ресурсы, передающие данные ресурсы в воспитательную среду Лицея;

— обеспечить гуманитарную направленность воспитательного процесса на основе интеграции предметного, психолого-педагогического, нравственно-эстетического в целостную систему, создающую почву для самоактуализации и саморазвития обучающихся и опирающуюся на ресурсную базу Лицея и средства социальных партнеров;

— менеджмент качества воспитания будет строиться на адекватном мониторинге особенностей личностного роста обучающихся (сформированность смысложизненных ценностей и установок, навыков планирования и организации собственной жизнедеятельности, лежащих в основе осмысленности жизни и др.; сформированность способности к осуществлению нравственного поведения – способность совершить поступок; сформированность гармонично развитых личностных качеств, включающих в себя эмоционально-волевую сферу, когнитивные психические процессы, сознание, и др.), позволяющим своевременно и адресно осуществлять его коррекцию и оптимизировать процессы социализации-индивидуализации.
Исходя из проблемы, цели и гипотезы, определены следующие задачи исследования:

  • обеспечение прав ребенка на качественное образование;

  • разработка инновационной модели профильной школы старшей ступени в соответствии с темой;

  • совершенствование содержания, технологий и организационно-педагогических условий образования лицеистов, создание условий для саморазвития и реализации творческого потенциала личности учащегося;

  • внедрение нового поколения стандартов, соответствующих общеевропейским стандартам качества результата и процесса образования;

  • построение образовательной практики учащихся с учетом их возможного будущего профессионального выбора;

  • формирование  исследовательских умений и навыков у обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности с целью предоставления им оптимальных возможностей для получения универсального образования, реализации индивидуальных творческих запросов;

  • формирование культуры здорового образа жизни субъектов образовательного процесса;

  • включение внеобразовательных социальных структур в систему образования, организация практики поведения социально значимой деятельности, способной вызвать эмоциональный отклик у обучаемого и положительные мотивы деятельности в этой ситуации, потребность вновь пережить эти ощущения в новых действиях;

  • развитие органов ученического самоуправления,

  • развитие материально-технической и информационно-технологической базы в соответствии с современными нормами организации труда и обучения;

  • разработка мониторинга эффективности воспитательной системы лицея с ориентацией на аналогичные в мировой образовательной практике.

  • усиление позиции Лицея как субъекта образовательной политики муниципального и регионального масштаба.

Решение этих задач в совокупности позволит создать в лицее особую социокультурную среду, адресно формирующую такой тип личности, характеристики которой соотносимы с лучшими образцами представителей медицины.

Для решения поставленных задач используется целый комплекс методов: различные виды анализа, теоретический анализ управленческой и психолого-педагогической литературы; управленческое моделирование; социокультурное проектирование; методы качественного и количественного анализа полученных результатов, социологические методы (анкетирование, интервью, беседы), метод экспертных оценок, психологическое тестирование.

В разработке и реализации проекта задействованы следующие ресурсы:

кадровые: администрация и педагоги лицея, администрация и преподаватели ГОУ ВПО ТюмГМА Минздрасоцразвития Россиии других вузов г. Тюмени;

информационные: сеть Internet, обеспечение научно-методической и учебной литературой;

материально-технические: оргтехника, обеспечивающая создание базы и банка данных мониторинга, обработки результатов мониторинга; учебно-материальная база лицея, медицинской академии и медицинских учреждений города для проведения учебных занятий и организации внеурочной деятельности;

финансовые ресурсы: текущее финансирование; привлечённые средства (из бюджета социальных партнёров), средства, полученные за счёт реализации платных образовательных услуг.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа развития на период 2011-2015 г г iconПрограмма развития Китовской муниципальной средней общеобразовательной...
Программа развития Китовской муниципальной средней общеобразовательной школы на период 2011-2015 гг
Программа развития на период 2011-2015 г г iconПрограмма развития муниципального общеобразовательного учреждения...
Настоящая программа определяет концепцию развития школы и основные направления деятельности по ее реализации на период с 2011 по...
Программа развития на период 2011-2015 г г iconПрограмма развития моу средней школы №71 на 2011-2015 год. (сокращенный...
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №71 г о. Тольятти на 2011-2015...
Программа развития на период 2011-2015 г г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Региональная целевая программа комплексного развития профессионального образования в Тюменской области на 2011 2015 годы и на период...
Программа развития на период 2011-2015 г г iconОсновные направления бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов
Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период...
Программа развития на период 2011-2015 г г iconПрограмма развития информатизации муниципального общеобразовательного...
Эта деятельность позволит создать условия для организации, проведения и управления образовательным процессом, повысить его качество,...
Программа развития на период 2011-2015 г г iconИнформация о выполнение Плана мероприятий на 2011-2015 годы по реализации...
Плана мероприятий на 2011-2015 годы по реализации на территории Петрозаводского городского округа Концепции демографической политики...
Программа развития на период 2011-2015 г г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
У школа работала по педагогической проблеме, обозначенной в долгосрочной целевой Программе развития на период 2011-2015 г г., «Становление...
Программа развития на период 2011-2015 г г icon3. программа совершенствования воспитательной деятельности университета на период 2011-2015 гг
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа развития на период 2011-2015 г г iconДомашнее задание для 8 «А» класса на период с 24. 02. 2015 г по 27. 02. 2015 г
Ознакомиться с темой «Последовательное и параллельное соединения проводников» по ссылкам
Программа развития на период 2011-2015 г г iconПрограмма развития муниципального образовательного учреждения Запрудненской...
Запрудненской средней общеобразовательной школы №2 «Школа развития личности» разработана и принята в соответствии с Федеральной целевой...
Программа развития на период 2011-2015 г г iconРабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (распоряжение правительства Российской Федерации от...
Программа развития на период 2011-2015 г г iconПротокол № от января 2011 г. Комитет образования Администрации Великого Новгорода
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №22» (маоу «сош №22») на 2011-2015...
Программа развития на период 2011-2015 г г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 г г. (распоряжение Правительства РФ от 07. 02. 2011 г....
Программа развития на период 2011-2015 г г icon1 профессиональная подготовка
В 2011 -2012 учебном году работа педагогического коллектива колледжа была направлена на реализацию второго этапа программы развития...
Программа развития на период 2011-2015 г г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Бурятия от 14 марта 2011 года n 1907-iv "о программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011 2015 годы" за 2011...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск