МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ) Школа ИСКУССТВА, КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Менеджмент и маркетинг в физкультурно-спортивной сфере Направление подготовки— 032100.62, Физическая культура
Очной формы подготовки Школа искусства, культуры и спорта
Кафедра теории, методики физической культуры и спортивно-оздоровительной рекреации
курс ___3,4____ семестр __5,6,7______
лекции ___98___ (час.)
практические занятия___68____час.
лабораторные работы_______час.
всего часов аудиторной нагрузки____166____ (час.)
самостоятельная работа ____226_____ (час.)
реферативные работы (количество)
контрольные работы (количество)
зачет ______5____ семестр
экзамен____6,7_____семестр Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (№ 423 физ/бак от 02.06.2000 г.)
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры методики преподавания циклических видов спорта
Заведующая (ий) кафедрой Пальченко А.П
Составитель (ли):_ассистент_Загоскина В.Н АННОТАЦИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ «МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ В ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ СФЕРЕ»
Учебно-методический комплекс дисциплины «Менеджмент и маркетинг в физкультурно-спортивной сфере» разработан для студентов 3 и 4 курса по направлению 032100.62 «Физическая культура» в соответствие с требованиями ГОС ВПО (№ 423 физ/бак от 02.06.2000 г.) .
Дисциплина «МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ В ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ СФЕРЕ» входит в цикл специальных дисциплин.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 392 часа. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия в 5 семестре (38 часов), практических занятий (38 часов), в 6 семестре лекционных (32 часа) и практических занятий (16 часов), в 7 семестре лекционных (28 часов) и практических занятия (14 часов), самостоятельная работа студента (226 часов). Дисциплина реализуется на 3,4 курсах в 5,6,7 семестрах.
Содержание дисциплины охватывает следующий круг вопросов связанных с изучением менеджмента в профессиональном и коммерческом спорте, финансирования физической культуры и спорта, управления маркетинговой деятельностью в сфере физической культуры и спорта, сегментирования рынка услуг сферы физической культуры и спорта.
Дисциплина «МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ В ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ СФЕРЕ» логически и содержательно связана с такими курсами, как «Экономика физической культуры и спорта», «Менеджмент в физкультурно-спортивной сфере», «Предпринимательство в отрасли физической культуры и спорта», «Маркетинг в сфере физической культуры и спорта».
Учебно-методический комплекс включает в себя:
рабочую учебную программу дисциплины;
конспекты лекций;
материалы для практических занятий;
материалы для организации самостоятельной работы студентов;
контрольно-измерительные материалы;
список литературы (в том числе интернет-ресурсов);
глоссарий;
дополнительные материалы: учебники (в том числе электронные), монографии, статьи, демонстрационный материал, законодательные и нормативные акты, образовательные интернет-ресурсы и др.
Автор-составитель учебно-методического комплекса:
Ассистент кафедры методики преподавания циклических видов спорта Школы искусства, культуры и спорта
Ассистент каф-ры МПЦВС Загоскина В.Н
Зав.кафедрой МПЦВС Пальченко А.П.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ) Школа ИСКУССТВА, КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Менеджмент и маркетинг в физкультурно-спортивной сфере» Направление подготовки— 032100.62, Физическая культура
Очной формы подготовки
Школа искусства, культуры и спорта
Кафедра теории, методики физической культуры и спортивно-оздоровительной рекреации
курс ___3,4____ семестр __5,6,7_____
лекции ___98___ (час.)
практические занятия___68____час.
лабораторные работы_______час.
всего часов аудиторной нагрузки____166____ (час.)
самостоятельная работа ____226_____ (час.)
реферативные работы (количество)
контрольные работы (количество)
зачет _____5_____ семестр
экзамен____6,7_____семестр Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (№ 423 физ/бак от 02.06.2000 г.)
Рабочая программа обсуждена на заседании
кафедры методики преподавания циклических видов спорта
Заведующая (ий) кафедрой Пальченко А.П.
Составитель (ли): _ассистент_Загоскина В.Н_
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от 3. 09. 2012 г. № 07
Заведующий(ая) кафедрой _______________________ А..П. Пальченко
(подпись) (И.О. Фамилия)
II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от 2. 09. 2013 г. № 02
Заведующий(ая) кафедрой _______________________ А..П. Пальченко
(подпись) (И.О. Фамилия)
Аннотация
Данная программа учебной дисциплины «Менеджмент и маркетинг в физкультурно-спортивной сфере» предназначена для студентов 3, 4 курса очной формы обучения, по направлению подготовки 032100.62 «Физическая культура».
Дисциплина «Менеджмент и маркетинг в физкультурно-спортивной сфере» относится к циклу специальных дисциплин направления подготовки (№ 423 физ/бак от 02.06.2000 г.) «Физическая культура» и является обязательным к изучению студентами всех форм обучения. Изучение дисциплины предполагает знание студентами базовых курсов: «Экономика физической культуры и спорта», «Менеджмент в физкультурно-спортивной сфере», «Предпринимательство в отрасли физической культуры и спорта», «Маркетинг в сфере физической культуры и спорта».
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Менеджмент и маркетинг в физкультурно-спортивной сфере» являются:
Формирование у обучающихся умения и навыков в области социального управления физкультурно-спортивными организациями России в условиях рыночной экономики, совершенствования хозяйственного механизма деятельности физкультурных и спортивных организаций, принятия экономически обоснованных управленческих решений, наиболее рациональное использование всех ресурсов отрасли – финансовых, материальных, трудовых.
Курс призван обеспечить получение студентами знаний и навыков в объеме, необходимом выпускникам для успешной деятельности в спортивной отрасли.
Задачи:
о комплексе закономерностей, принципов и механизмов социального управления отраслью физической культуры и спорта в рыночных условиях
о первичных управленческих понятиях, необходимых для эффективного изучения других гуманитарных и социально-экономических дисциплин
о технологии подготовки и принятия управленческих решений, а также организации их выполнения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
сущность и принципы спортивного менеджмента
основы планирования и прогнозирования развития отрасли ФКиС на местном, региональном и Федеральном уровнях;
организационный механизм и технологию спортивного менеджмента и маркетинга;
уметь:
принимать управленческие решения;
разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений;
реализовывать права и свободы человека и гражданина, в различных сферах жизнедеятельности;
организовывать и проводить физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.
владеть навыками:
владения приемами «менеджмента» и «самоменеджмента»;
принятия управленческих решения в области ФК и С; управления поведением подчиненных;
в организации и проведении физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях;
самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;
поиска, сбора, систематизации и использования информации,
практически использовать средства организационной и вычислительной техники;
выступления перед аудиторией с информационными сообщениями и докладами по актуальным проблемам менеджмента и маркетинга в спорте.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА
(98 часов). Тема 1. Введение в менеджмент физической культуры и спорта (4 часа)
План занятия:
1. Происхождение и многозначный смысл понятий «менеджмент» и «спортивный менеджмент».
2. Физическая культура и спорт в системе рыночных отношений.
3. Определение физической культуры и спорта в качестве объекта управления как множества физкультурно-спортивных организаций.
4. Функциональные разновидности менеджмента: организационный менеджмент, стратегический менеджмент, инновационный менеджмент, финансовый менеджмент, проектный менеджмент, персонал-менеджмент. Тема 2. Сущность и принципы спортивного менеджмента (2 часа)
План занятия:
1. Спортивная организация как самоуправляемая система.
2. Сущность и разделение труда физкультурных работников на труд непосредственно тренерско-преподавательский и управленческий.
3. Особенности содержания управленческой деятельности в физкультурно-спортивных организациях. Тема 3. Цели и функции спортивного менеджмента (2 часа)
План занятия:
1. Понятие и виды социальных целей в физкультурно-спортивной организации.
2. Понятие и характеристика общих функций спортивного менеджмента. Понятие и характеристика отраслевых (специальных, конкретных) функций спортивного менеджмента.
3. Взаимодействие общих и отраслевых функций спортивного менеджмента. Тема 4. Правовые основы спортивного менеджмента (2 часа)
План занятия:
1. Современная система нормативно-правовых актов, регулирующих развитие физической культуры и спорта в России.
2. Закон Российской Федерации «О физической культуре и спорте в РФ» как государственно-правовая база менеджмента.
3. Подзаконные акты по физической культуре и спорту.
Тема 5. Государственные и негосударственные органы управления физической культурой и спортом (2часа)
План занятия:
1. Общая характеристика современной системы государственных и негосударственных органов управлении физической культурой и спортом в России.
2. Модель современной организационной структуры управления физической культурой и спортом в России.
3. Государственные органы управления физической культурой и спортом общей и специальной компетенции. Тема 6. Типология физкультурных и спортивных организаций (2часа)
План занятия:
1. Понятие физкультурно-спортивной организации и ее признаки.
2. Понятие и значение научной классификации для спортивного менеджмента.
3. Основания классификации современных физкультурных и спортивных функции и взаимодействие. Тема 7. Первичные организации физкультурно-спортивной направленности (2часа)
План занятия:
1. Спортивные интересы населения как социальная основа формирования общественных объединений физкультурно-спортивной направленности.
2. Особенности менеджмента в спортивном клубе производственного предприятия, в школьном спортивном клубе, территориальном клубе и т.д.
3. Технология создания спортивной организации в форме общественного объединения физкультурно-спортивной направленности. Формирование имиджа первичной физкультурно-спортивной организации. Тема 8. Менеджмент в зарубежном спорте (2часа)
План занятия:
1. Зарубежные модели спортивного менеджмента.
2. Структура современного международного спортивного движения. Задачи международных спортивных объединений.
3. Международный олимпийский комитет и его основные функции.
4. Участие спортивных организаций России в международном спортивном движении.
Тема 9. Менеджмент в профессиональном и коммерческом спорте (4часа)
План занятия:
1. Особенности правового статуса организаций Профессионального спорта.
2. Виды коммерческих организаций физкультурно-оздоровительной направленности и их статус: фитнес-клубы, физкультурно-оздоровительные центры и т.п.
3. Особенности менеджмента в коммерческих организациях спортивно-оздоровительной направленности. Тема 10. Информационное обеспечение спортивного менеджмента (2часа)
План занятия:
1. Понятие и виды информации, используемой в управлении отраслью физической культуры и спорта.
2. Содержание информационного обеспечения менеджмента физической культуры и спорта. Документационное обеспечение управления в физкультурно-спортивных организациях.
3. Содержание учета и государственной системы статистической отчетности по физической культуре и спорту, организация ее сбора и обработки.
Тема 11. Технология принятия управленческого решения (2часа)
План занятия:
1. Понятие и признаки управленческого решения.
2. Классификация управленческих решений по физической культуре и спорту. Требования к управленческому решению.
3. Технология подготовки и принятия управленческого решения в физкультурно-спортивных организациях. Тема 12. Методы управления физкультурно-спортивными организациями (2часа)
План занятия:
1. Понятие и классификация методов управления физкультурно-спортивными организациями.
2. Экономические методы управления. Организационно-административные методы управления. Социально-психологические методы управления.
3. Спортивное соревнование как комплексный метод управления. Выбор менеджером эффективных методов управления в конкретной ситуации.
|