№ п/п
| Дата
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Виды деятельности
| Виды и формы контроля
| Планируемый результат
| Примерное домашнее задание
| план
| факт
| Воздействующая сила искусства
| 1
|
|
| Искусство и власть. Какими средствами воздействует искусство
| 1
| К. У.
| Р. в гр.
| Анализ произведения ИЗО искусства с позиции позитивных или негативных влияний на чувства и сознание человека
| Учимся сопоставлять художественные образы, символизирующие власть. Выявлять сходства и различия этих образов, называть общие черты. Высказывать свое отношение к различным художественным образам. Приводить примеры исторических эпох с авторитарным и демократическим правлением. Подбирать произведения искусства, отражающие идеи этих государств. Понимать и объяснять значение терминов: композиция, содержание, сюжет, фактура ,ритм, пропорции, форма
| Подобрать произведения ИЗО искусства, отражающие авторитарное и демократическое правление
| 2
|
|
| Храмовый синтез искусств
| 1
| К. У.
| Р. в гр.
| Сравнительный анализ храмовой архитектуры
| Учимся находить художественные ассоциации с пропорциями архитектурных сооружений. Знать и описывать специфику храмов, представляющих основные мировые религии .Анализируя, применять понятия: композиция, содержание, фактура , ритм, пропорции, форма.
| Уравновешанная композиция
| 3
|
|
| Синтез искусств в театре, кино, на телевидении
| 1
| К. У.
| Р. в гр
| Эскиз декораций к сценарию (по выбору учащихся)
| Учимся воплощать художественный замысел спектакля. Создавать эскизы декораций или костюмов к спектаклю. Распределять роли, работая в группе. При выборе техники выполнения декораций учитывать эмоциональный характер спектакля.
| Завершение работы над эскизом декораций. Эскиз для граффити.
| Искусство предвосхищает будущее.
| 4
|
|
| Дар предвосхищения
| 1
| К. У.
| Р. в гр.
| Анализ произведения, в котором есть скрытое пророчество будущего.
| Учимся распознавать в сказках,, преданиях, легендах, персонажи , которые предвосхитили явления и события будущего. Анализировать заинтересовавшее явление современного изобразительного искусства .Выявлять иносказания, метафоры, аллегории.
| Подобрать произведения ИЗО искусства, в которых прослеживаются иносказания, метафоры, аллегории
| 5
|
|
| Какие знания дает искусство
| 1
| К. У.
| Р. в гр.
| Поисковая работа
| Учимся анализировать произведения ИЗО искусства с точки зрения принадлежности к эпохе и пророческого видения в нем заложенного. Делая выводы, учитывать мнения участников группы.
| Поиск материала по теме
| 6
|
|
| Предсказания в искусстве
| 1
| К. У.
| Р. в гр.
| Анализ картины Б. Кустодиева «Большевик»
| Учимся выявлять иносказания, метафоры, аллегории, в известных произведениях изобразительного искусства. Учитывать мнения участников группы.
| Сравнить картины Б. Кустодиева «Большевик» и «Портрет Шаляпина»
| 7
|
|
| Художественное мышление в авангарде науки
| 1
| К. У.
| И. Р.
| Композиция, отражающая представление о будущем
| Учимся создавать средствами изобразительного искусства композиции, отражающие представления о будущем России, мира. Пользоваться справочной литературой. Размышлять о соотношении науки и искусства.
| Подобрать репродукции с картин художников разных эпох, предсказывающих научные открытия
| 8
|
|
| Художник и ученый
| 1
| К. У.
| И. Р.
| Декоративная работа: «Антисимметрия как принцип получения изображения»
| Учимся понимать значение симметрии и антисимметрии в искусстве и науке; применять законы симметрии и асимметрии. Изучаем научное понятие «антисиммметрия». Исследуем синтез, взаимопроникновение науки и искусства.
| Завершение декоративной работы «Антисимметрия…»
| Дар созидания
| 9
|
|
| Эстетическое формирование искусством окружающей среды
| 1
| К. У.
| И. Р.
| Фотомонтаж: «Традиции и современность в облике моего города»
| Учимся исследовать облик своего города и выявлять его особенности с позиции традиций и новаторства. Объяснять значение терминов , связанных с градостроительством. Пользоваться словарями по искусству. Делать фотомонтаж
| Фотомонтаж : фонари на улицах города
| 10
|
|
| Архитектура исторического города
| 1
| К. У.
| И. Р.
| План- схема средневекового города
| Учимся описывать особенности изображений городов на старинных гравюрах. Определять общее и особенное в музыке и архитектуре. Чертить план- схему средневекового города, передавая характерные черты русского, европейского, восточного города.
| Литературная зарисовка: «Архитектура- застывшая музыка»
| 11
|
|
| Архитектура современного города
| 1
| К. У.
| Р. в гр.
| Макет: «Детская площадка»
| Учимся соотносить современные архитектурные постройки с их функциями в городском ландшафте, с климатическими условиями ; определять особенности материала и др. Приводить примеры использования монументальной живописи и декоративной скульптуры в современных городах. Участвовать в подготовке проекта « Искусство на улицах нашего города»Создавать эскиз- проект ландшафтного дизайна сквера, парка, детской игровой площадки
| Анализ изображений современных построек: какие функции несет, какие материалы, приемы формообразования, как вписываются в среду города
| 12
|
|
| Специфика изображений в полиграфии
| 1
| К. У.
| И. Р.
| Эскиз образа героя лит. произведения .
| Учимся понимать особенности художественного оформления , иллюстрирования книги , журнала. Анализировать средства выразительности художника- графика. Разрабатывать идею фрагмента макета сборника стихов.
| Выполнить фрагмент макета сборника стихов в компьютерной графике
| 13
|
|
| Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества
| 1
| К. У.
| И. Р.
| Проект какого – либо предмета быта
| Учимся пользоваться справочной литературой, определять стили дизайна (классицизм, модерн, минимализм, хай-тек и др.). Анализировать элементы художественного языка дизайнерского искусства.
| Завершение проекта
| 14
|
|
| Декоративно- прикладное искусство
| 1
| К. У.
| И. Р.
| Эскиз по мотивам Жостовской, Городецкой, Хохломской росписи
| Учимся анализировать символику орнаментов на различных произведениях декоративно – прикладного искусства. Подбирать информацию об истории одного из известных народных промыслов. Готовить альбом для учащихся класса. Готовить с одноклассниками выставку изделий декоративно- прикладного искусства.
| Подготовить альбом об истории одного из народных промыслов
| 15
|
|
| Исследовательский проект «Пушкин - наше все»
| 1
| К. У.
| Р. в гр.
| Мини – проекты:
Образ А. С. Пушкина в ИЗО искусстве; «Быстрый карандаш» А. С. Пушкина; Образы пушкинской прозы и поэзии в книжной иллюстрации; Пушкинские музеи – заповедники, музеи – квартиры, музеи - усадьбы
| Учимся распределять роли при работе в группе, учитывать мнение участников группы. Работать с литературой, оформлять собранный материал в творческую композицию. Творчески подойти к форме представляемого материала (реферат, компьютерная презентация, виртуальное путешествие).
| Подобрать дополнительную информацию
| 16
|
|
| П. Р.
| Р. в гр.
| Подобрать дополнительную информацию
| 17
|
|
| П. Р.
| Защита проектов
|
| 18
|
|
| Итоговый урок
| 1
| К. У.
| Р. в гр.
| Обсуждение предложенной учителем подборке материалов
| Умение анализировать, сравнивать, исследовать, делать выводы.
|
| ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана в логике изучения предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка» в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство» для 8-9 классов, раскрывает специфику и своеобразие духовного, нравственно-эстетического опыта человечества и обобщает на содержательном уровне имеющиеся у учащихся представления о различных видах искусства в целом. Документ разработан на основе:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству
Авторской программы Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Искусство. 8-9 классы», М.: Просвещение, 2011 год.
Рабочей программы Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Искусство. 8-9 классы», М.: Просвещение, 2011 год
Особенности художественно-эстетического образования определяются в следующих документах:
«Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы» (распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р);
Концепция художественного образования (приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001. № 1403).
Интегрированный учебный предмет включает содержание раздела «Синтез искусств» из федерального компонента государственного образовательного стандарта по учебному предмету «Изобразительное искусство» и раздела «Музыка в формировании духовной культуры личности» − по учебному предмету «Музыка». ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
воспитание художественного вкуса;
приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
формирование умений и навыков художественного самообразования СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентаций.
В курсе рассматриваются разные виды искусства (музыка и литература, народное искусство, кино, театр, хореография, виды изобразительного искусства, мультимедийное искусство) как потенциал для гармоничного, интеллектуально-творческого, духовного, общего художественного развития школьников в художественно-творческой деятельности.
При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, музыки, изобразительного искусства, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.
На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».
Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.
Наряду с уроком в учебном процессе активно используются внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, культурные центры, в театры, кино, концертные залы. Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися имеют информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы. Изобразительное искусство Воздействующая сила искусства. Искусство и власть. Какими средствами воздействует искусство. Храмовый синтез искусств. Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.
Искусство предвосхищает будущее. Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Художник и ученый.
Дар созидания. Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура исторического города. Архитектура современного города. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Декоративно-прикладное искусство.
Исследовательский проект Музыка
Какими средствами воздействует музыка. Храмовая музыка. Колокольные звоны России
Музыкальное мышление в научно-художественном синтезе.
Музыка в быту.
Массовые общедоступные искусства. Музыка и кино. Загадки музыкальных хитов.
Преобразующая сила искусства.
Искусство и открытие мира для себя.
Исследовательский проект
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов в год,1 час в неделю
Изобразительное искусство
|
| Воздействующая сила искусства
| 3 часа
| Искусство предвосхищает будущее
| 5 часов
| Дар созидания
| 7 часов
| Исследовательский проект
| 4 часа
| Музыка
|
| Какими средствами воздействует музыка
| 3 часа
| Музыкальное мышление в научно-художественном синтезе.
| 1 час
| Музыка в быту.
| 1 час
| Массовые общедоступные искусства
| 3 часа
| Преобразующая сила искусства.
| 1 час
| Искусство и открытие мира для себя
| 1 час
| Исследовательский проект
| 7 часов
|
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По окончании учебного курса учащиеся должны уметь :
Воспринимать художественные музыкальные произведения разных видов искусств,эпох и жанров. Выражать свое отношение к ним. Понимать специфику музыкального образа разных эпох , особенности языка, музыкальных средств выразительности.
Различать виды, стили и жанры музыки. Знать, понимать смысл употребляемых терминов.
Наблюдать жизненные явления. Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях музыки.
Сопоставлять язык различных направлений музыки.
Собирать музыкальные примеры для создания компьютерной презентации.
Аргументировать свое отношение к стилистике интерпретаций музыкальных произведений.
Ориентироваться в системе ценностей, представленных в муз. произведениях .
Рассматривать особенности воплощения образа средствами разных видов и жанров музыки в историко-культурной ретроспективе.
Интерпретировать содержание (смысл, информацию) шедевров мирового музыки с позиций их эстетической и нравственной ценности.
Знать театры оперы и балета, концертные залы мирового значения.
Знать театры, концертные залы своего города и края.
Понимать значение классического и современного искусства в общении людей разных стран, различных национальностей и культур, в воспитании толерантности.
Раскрывать смысл художественного–музыкального образа различных видов искусства как выразителя эпохального, национального, индивидуального стиля.
Понимать значение искусства как универсального способа общения и проводника духовной энергии.
Устанавливать образно-ассоциативные связи между памятниками архитектуры, произведениями музыкального, изобразительного искусства и литературы.
Выявлять особенности представлений человека о красоте в разные эпохи, в разных слоях общества. Подбирать музыкальные произведения, соответствующее времени .
Понимать значения символов культуры.
Различать истинные и ложные ценности.
Размышлять о произведениях искусства, выявляя важные, значимые жизненные проблемы.
Участвовать в музыкальной и художественной жизни класса, школы, разрабатывать художественные идеи в замысле совместного проекта, определять свою роль в проекте. Общаться и взаимодействовать в процессе подготовки и осуществления проектов, использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях по «Искусству».
УЧЕБНО -МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ:
Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. «Искусство. 8-9 классы». М.: «Просвещение», 2011. Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. «Искусство. 8-9 классы». М.: «Просвещение», 2011. Борев Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. — М., 2005.
Кашекова И. Э. От античности до модерна / И. Э. Кашекова. — М., 2000.
Иллюстрированные альбомы с репродукциями памятников архитектуры и произведений художников К.М. Хоруженко.
«Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО Руководитель НОУ «СОШ
НОУ «СОШ «Христианская школа»» «Христианская школа»»
____/Бариева Г.Р./ ______/Ионова С.А./
Протокол №1 Приказ №71
от «28»августа 2014г. от «29»августа 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПЕДМЕТУ ИСКУССТВО ДЛЯ 9 КЛАССА Учитель
Торопова А.
Мухаметшина Ю. В.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №2
от «29»августа 2014г.
2014 – 2015 учебный год |