Скачать 0.74 Mb.
|
Медиакурс «Уроки толерантности» Реферат выполнил Поносов Дмитрий Павлович, учитель истории и обществознания первой квалификационной категории МОУ «СОШ № 2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля», заместитель директора ПГОО «Центр гражданского образования и прав человека». Пермь, 2006 г. Пояснительная записка Программа «Уроки толерантности» соответствует утвержденному Министерством образования обязательному минимуму содержания, прописанному в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования по образовательной области «Обществознание» для профильного уровня, который предполагает в основной и средней школе изучение значительного блока правовых знаний (в связи с политическими, экономическими, социологическими, этическими, культурологическими знаниями). Данный курс может дополнить содержание программ по предмету «Обществознание». Школьный курс ориентирован преимущественно на «знаниевый» компонент содержания, курс медиа-уроков «Уроки толерантности» может дополнить содержание курса Обществознания «деятельностным» компонентом. В ходе использования кино в рамках курса учащиеся видят и обсуждают наглядные примеры, получают навыки дискуссий, каждый вырабатывает свою позицию по отношению к жизненной ситуации. Кино на уроках обществознания становится тем искусством, которое позволяет, с одной стороны, заострить социальную проблему показать ее очень наглядно, используя все возможности восприятия. С другой стороны, автор кино может отбросить некоторые несущественные детали, которые всегда присутствуют в реальных ситуациях, но иногда не дают возможности точно увидеть проблему. Курс «Уроки толерантности» может быть востребован в самой широкой среде педагогов. Наиболее полно он может быть использован в качестве факультатива или профильного курса в рамках предметной области «обществознание». Понятие «толерантность» стало одним из важнейших в современных общественных науках. Проблемы межнациональных, межконфессиональных отношений, проблема терроризма и противостояния ему, проблема столкновения личности и общества, инакомыслия, проблема богатства и бедности,– все они рассматриваются в разных блоках курса обществознания (деятельность человека, социальная сфера, духовная сфера, познавательная деятельность, общение). Однако нет целостного ценностного подхода к проблеме взаимоотношения человека с окружающим миром. Ценности толерантности могут стать тем стержнем, вокруг которого можно организовать весь курс преподавания обществознания. Это позволит сделать его более целостным, систематически выстроенным, влияющим на личностное развитие ученика. Отдельные занятия могут хорошо вписаться в курс обществознания. Некоторые упражнения, представленные в методическом пособии, можно применять как вспомогательные для решения задач при проведении уроков по целому ряду дисциплин. Кроме учителей-обществоведов занятия данного курса могут заинтересовать психологов, классных руководителей, социальных педагогов и всех специалистов, занимающихся проблемами формирования гуманистических ценностей у подрастающего поколения. Нам представляется, что любой педагог, так или иначе связанный с воспитанием детей, с формированием детского коллектива, сможет найти применение представленных в реферате методическим разработкам. Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод, что программа курса не может быть чем-то однозначно заданным. Она должна изменяться в зависимости от уровня подготовки класса, его особенностей, начиная от социальных и заканчивая психологическим климатом в коллективе. Учитель при преподавании этого курса вынужден встать на позицию сотрудничества с учениками, поэтому изменения программы курса оказываются в прямой зависимости от самого учителя (его готовности, интересов, задач). То есть программа «Уроки толерантности» всего лишь основа для творческой работы учителя. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года довольно четко определены цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных ключевых компетентностей». Под компетенциями в Концепции понимается готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Из основной цели формирования основных компетенций важнейшей задачей воспитания подчеркивается «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности и толерантности, способности к успешной социализации». Исходя из этих целей и задач, построена программа курса «Уроки толерантности». Цель курса создать в процессе обучения условия для развития у учащихся ценностей толерантности. Представленная программа рассчитана на 12 часов и состоит из трех проблемных блоков:
Два часа в программе медиа-курса предполагаются как вводное занятие и урок подведения итогов.
Примерное тематическое планирование
Общие рекомендации по проведению занятий. Занятия предлагаемого курса во многом напоминают психологический тренинг: в первую очередь ставятся задачи развития личностных качеств и приобретения опыта, используются преимущественно активные методики, поэтому хотелось бы подробнее остановиться на некоторых важных моментах в организации работы на занятиях курса. Роль учителя в преподнесении материала очень сложна: с одной стороны он должен активно влиять на детей, изменяя их ценностные установки, с другой, он должен минимизировать это влияние, сохраняя суверенность личности. Любое навязывание учителем своей точки зрения будут проявлением интолерантности. Поэтому учитель может достичь успеха только в том случае, если ему удастся создать атмосферу сотрудничества между учителем и группой, а главное внутри группы. Такой атмосферы можно добиться при соблюдении неких принципов педагогической техники, многие из которых хорошо прописаны в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)1 Общие педагогические принципы Наиболее эффективными медиа-уроки будут при соблюдении следующих принципов: 1. Принцип открытости задач. Чтобы развивать готовность к саморазвитию, надо ставить перед ними открытые задачи — проблемы, которые нельзя решить однозначным ответом, с достаточно размытым условием, с разными путями решения. Только на открытых задачах можно научиться самостоятельно видеть проявления нетерпимости, самому ставить и решать социальные задачи противостоять нетерпимости. 2. Учителю необходимо ориентироваться не только на конкретное содержание (предоставление информации, развитие определенных навыков), но и на процесс (динамику отношений между участниками группы). Отсюда вытекает второй принцип работы на медиа-уроках принцип обратной связи. Контроль должен быть не для выставления отметки, а для рефлексии деятельности. Без отслеживания настроения учеников, степени их заинтересованности, уровня понимания и т.д. невозможен успешный урок. Причем обратная связь должна быть не только на уровне Учитель - Ученик, но и на уровне саморефлексии ученика “Я до” и “Я после” урока. Особенно роль обратной связи становится важна во временном школьном коллективе (например на факультативе, элективном курсе, разовом мероприятии и т.д.) когда связей в группе еще нет и ученикам сложнее раскрыться в ходе дискуссии 3. Важнейшим выступает также принцип деятельности. Чтобы знание становилось инструментом, ученики должны с ним работать. Исследования показали, что при лекции, простом просмотре фильма, представлении презентаций, диаграмм, макетов, моделей и т.д. материал усваивается на 20-30%.2 Необходимо работать со знанием. Особенно большую роль в проведении занятий играют активные формы обучения: групповые формы работы, обучение практикой действия. Уроки с использованием кино на предмете обществознания не могут сводиться к простому обсуждению фильмов, за кино должны следовать еще некие дополнительные деятельностные упражнения (ролевые игры, проигрывание ситуаций, дискуссионные методы, мозговой штурм и т.д.), связанные с темой видеосюжета. В противном случае эффект урока снижается как минимум вдвое. 4. Принцип сотрудничества и опоры на опыт. Максимально использовать опыт и интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования. Чем больше активность, самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучающего действия. Принцип постоянного сотрудничества с учеником один из самых важных принципов педтехники, направленной на формирование «самости» ученика. 5. Принцип эмоциональной значимости. Только эмоционально значимый материал может побудить ученика искать в нем какие-то свои смыслы. Лишь воздействуя на эмоции учеников, можно помочь ученикам развить у себя чувство эмпатии к когда-то жившим и окружающим их сейчас людям, что крайне необходимо для возникновения между ними диалога. Подводя итоги, хотелось бы заметить, что все эти принципы действуют в системе, один дополняет другой на каждом занятии они так или иначе работают в большей или меньшей степени. Но решительное неприятие одного из этих принципов разрушает всю систему, которая направлена на выстраивание личностного диалога ученика и учителя и преподавание курса становится малоэффективным. Особую роль в курсе медиа-уроков «Уроки толерантности» играют групповые формы работы, однако групповая форма работы таит в себе довольно много опасностей, поэтому, чтобы их избежать, есть смысл воспользоваться принципами групповой работы. |