Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/11
Дата публикации30.03.2014
Размер1.06 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
МОУ «Мустаевская средняя (полная) общеобразовательная

школа им. Ш. Осыпа»

Тематическое планирование по

истории и культуре народов Марий Эл

5-8 класс


Пояснительная записка
Региональное образование, являясь социальным способом наследования этнокультуры, выступает в качестве особой сферы социокультурной практики, обеспечивает уровень общественного и личностного познания, реализует передачу и воспроизводство культурного опыта поколений. Одним из действенных средств достижения этой цели является разработка инновационных программ, учебно-методических комплексов нового поколения, а также создание сети образовательных учреждений нового вида с удовлетворением этнокультурных образовательных потребностей и языковых прав обучающихся.

Качество регионального образования зависит также от специалиста, как носителя традиционной и современной культуры, умения управлять образовательными и воспитательными процессами, проектировать и реализовывать на практике развивающие воспитательно-образовательные программы нового поколения и в то же время учитывать системные традиционные взаимосвязи между факторами этнокультурной среды.

Курс «История и культура Марий Эл» является вариативной частью базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, формируемым участниками образовательного процесса. Он призван обеспечивать региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся в области истории, этнографии, этнопедагогики, культуры и искусства народов Марий Эл. Программа курса «История и культура Марий Эл» разработана с учетом Базисного учебного плана Республики Марий Эл, на основе изучения типовой программы для общеобразовательных школ «История и культура марийского народа» (1992). При разработке программы авторами учтены замечания и рекомендации учителей истории и культуры марийского народа.

Ведущими идеями программы являются усвоение обучающимися значимости взаимопонимания между народами, межличностного доверия, толерантности, лояльности, уважения к взглядам и верованиям людей независимо от их этнокультурной принадлежности. Вместе с тем подчеркивается важность воспитания интолерантности к таким явлениям, как ксенофобия и этнонигилизм, при безусловном признании приоритетности формирования позитивной этнической идентичности. В программе сделан акцент на формирование творчески развитой, духовно-нравственной личности в процессе изучения и усвоения истории и культуры народа мари и других народов Марий Эл, воспитание гражданственности у молодежи, патриотических чувств и гордости за свою малую Родину.

Для выполнения этих идей поставлены конкретные цели и предполагается решение следующих задач:

1. Обучающие:

- ознакомление с историей Республики Марий Эл, с этнографией, культурным наследием народов, населяющих Республику Марий Эл, с многочисленными источниками устной и письменной литературы и умения пользоваться этими источниками.

- расширение кругозора обучающихся в области развития истории и культуры марийского края.

- формирование основ мультиперспективности, умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения.

2. Развивающие:

- развитие интереса к истории Марий Эл и Марийского края, к культуре и традициям народов республики (марийцев, русских, татар, удмуртов, чувашей и др.);

- развитие аналитических способностей обучающихся;

- формирование умения видеть проблемы, порождаемые полиэтническим и поликультурным характером местного сообщества, и способностей отстаивать толерантную и конструктивную стратегию поведения в возможных сложных ситуациях.

- формирование этнокультурных компетенций, приобретение минимума умений и навыков, которые будут необходимы в дальнейшей жизненной практике.

3. Воспитывающие:

- воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры своей малой Родины;

- формирование уважительного отношения к народам, проживающим в Марий Эл, к их традициям, обычаям и культуре;

- воспитание эмпатии, товарищества и содружества.

- воспитание эстетического восприятия окружающего мира и чувства ответственности за его сохранность.

Предметом изучения курса «История и культура Марий Эл» история, этнография, этнопедагогика, культура и искусство народов Марий Эл.

В целях системного предоставления содержания, программа «История и культура Марий Эл» построена по тематическому принципу, с календарной раскладкой тем по занятиям, по каждому разделу. Содержание программы носит комплексный и интегрированный характер. История и культура Марий Эл раскрывается по определенной тематике, переходящей из класса в класс и связанной с историей края, духовно-культурными и трудовыми традициями народов республики, трудовым воспитанием, с произведениями устного народного творчества, с искусством, с праздниками, с такими понятиями как «родина», «родной край», «отечество», «семья», «родство». Особая роль отводится родной природе, окружающему миру. Тематика данного направления предполагает знакомство с конкретными природными объектами и помогает формировать положительное отношение к природе.

При составлении программы учитывались доступность материала по возрастным особенностям, его художественная, образовательная, воспитательная и педагогическая ценности. Каждая тема имеет свои подразделы, взаимосвязанные с различными областями знаний. В качестве дополнительного материала рекомендованы оригинальные произведения художественного слова, музыки, изобразительного искусства русского, марийского и финно-угорских народов, проживающих в республике Марий Эл, в частности, удмуртов, а также народов соседних республик (татар, чувашей). Все авторы, уроженцы или проживающие в республике Марий Эл, независимо от национальной принадлежности, указаны как («мар.»). Принадлежность авторов к своему народу из других республик указана соответственно их названиям (см.: «рус.», «тат.», «удм.», «чув.»). Причем все авторы указаны не по принципу историзма и значимости, а в алфавитном порядке. Учитель может использовать предложенные материалы дифференцированно, в зависимости от выбранного им образовательного маршрута.

Включение в программу особым подразделом ознакомление с религиозной культурой народов в условиях современного образовательного пространства является вполне оправданным методическим и научным шагом. В настоящее время идет процесс изменения отношения к религии не только на уровне общества, но и на уровне семьи и личности. Педагогам нельзя не учитывать эту реальность. Сегодня учителя должны быть готовы к многочисленным вопросам, с которыми могут обратиться к ним не только дети, но и их родители. Возможности ответить на все вопросы в пределах курса ограничены, но во всех случаях необходимо опираться на гуманный характер религии, на общность нравственных норм, принципов и идеалов для всех религий, на традиции, сложившиеся в каждой семье и в народе.

Изложение материала от класса к классу осуществлено по принципу постепенного расширения и усложнения основных дидактических единиц на событийно-хронологической основе, с учетом возрастных особенностей обучаемых. Акцент сделан на накопленный многообразный созидательный опыт мирного сожительства народов Марий Эл в процессе межцивилизационного, межэтнического взаимодействия.

Становление культуры народов происходило в течение многих веков. Именно история всесторонне, полно и системно раскрывает историко-культурные аспекты. Поэтому стержнем программы является исторический блок. Основная часть структуры курса связана со структурой федерального компонента курса истории. Культурологический блок раскрывается по мере изучения истории Марий Эл.

В 5 классе основной школы курс «История и культура Марий Эл» носит пропедевтический характер, он связан с изучением предмета «Окружающий мир» и ориентирован на программы развивающего обучения. История родного края усваивается через деятельностный подход.

Индикативными показателями по данному курсу являются умение добывать знания, решать поставленные задачи и применять в практике обучающимися полученные знания, навыки и умения.

Критериями оценки обучающихся по данному предмету являются умение определять общее и специфичное о Республике Марий Эл; умение составлять связный рассказ о малой родине, исполнять народные песни, пляски, танцы и игры; а также умение мастерить и изготовлять элементарные традиционные изделия декоративно-прикладного искусства, использовать в исследовательской работе и в сборе краеведческих материалов первоначальные методы проектной деятельности и ИКТ технологий.

В содержательной части программы 5 класса представлены перечень различных произведений для чтения и инсценировки произведений устного народного творчества и литературы, слушания музыки, разучивания песен, игр. Предлагается рисование национальных орнаментов, иллюстрирование сказок, проведение исследований, экскурсий, встречи с интересными людьми. Такая подача материала дает возможность последовательно проводить интегрированные уроки, сочетать взаимосвязанное изучение произведений литературы, музыки и других видов искусства. В каждом классе предусматривается ознакомление с марийским (луговомарийским, горномарийским) языком, для чего в программу включен раздел «Учимся говорить на марийском языке».

В 6-8 классах общеобразовательной школы в процессе обучения обучающиеся дополняют свои знания по общеобразовательным предметам, получая обширную дополнительную информацию об истории, культуре, о профессиональной литературе и искусстве Марий Эл. В отличие от содержания программы для начальной школы и 5 класса основной школы изучение истории и культуры Марий Эл происходит на фоне исторических явлений, начиная с древнейших времен до настоящего времени. Авторы программы сосредоточили свое внимание не только на содержательную сторону материала (конкретные знания, умения, навыки), сообщаемого обучаемым, но и на компетентностный уровень овладения материалом, на организацию деятельности детей по его усвоению.

Перечень литературы, прилагаемый к программе, поможет учителю лучше ориентироваться в потоке обширной информации. Методы и средства обучения, форма организации занятий определяются учителем с учетом содержания учебного материала, уровнем подготовленности обучаемых. Допускается варьирование и творческий подход к проведению уроков, чтобы избежать однообразия в формах организации учебного процесса. При изучении тем рекомендуется выбирать свой образовательный маршрут. Учитель, учитывая специфику класса, школы и местности, сам подбирает дополнительный материал по литературе, музыке и изобразительному искусству, из перечня произведений, указанных в программе. По каждой теме обучаемый из перечня представленных в программе произведений, должен знать минимум 3-4 примера.

Допускается варьирование тем и учебного времени (1-2 часа) в пользу более углубленного ознакомления материалов, связанных с изучением местных достопримечательностей, с наследием того или иного писателя, композитора, художника, ученого, со знаменательными событиями в республике, городе, районе, селе и т.д. Занятия можно проводить в форме уроков-бесед, практических уроков, экскурсий в музеи и другие культурно-просветительные учреждения, прогулок по родному городу (поселку).

На уроках истории и культуры можно практиковать знакомство с музейными коллекциями. Они являются настоящими сокровищницами и хранительницами истории и культуры народов республики, отображающими, главным образом, региональные особенности. Различные экспонаты дают возможность для многогранной работы с детьми в школе, так как именно в школьные годы закладываются основы мировоззрения, система ценностей, бережное и уважительное отношение к сокровищам прошлого.

В средних классах слушание народной музыки и песен в исполнении певцов и артистов, исполнение песен, заучивание стихов, разучивание и исполнение народных песен, игр приобретает более глубокий характер. Составление презентаций о сборе экспедиционных и краеведческих материалов, выпуска буклетов и брошюр и участие в исследовательских проектах школьного, муниципального, республиканского, российского и международного масштаба по краеведению через применение ИКТ технологий приобретает в средних классах особую актуальность. Учитель может проводить на уроках обсуждение телепередач и видеофильмов, принимать участие с обучающимися в ОНЛАЙН конференциях, организовать традиционные диспуты, конкурсы, викторины, олимпиады, конференции, выставки, смотры произведений художественной деятельности, театрализованные представления.

В программу отдельным разделом выделено изучение праздников. Включение концентрическим способом из класса в класс изучение праздников предполагает усложнение и расширение содержания образования, углубление и конкретизацию элементов того или иного праздника. Предполагается не только информирование обучаемых, но и включение их в активное обсуждение поставленных задач и посильное решение социальных, культурных, экологических и других вопросов. Задания в программе рассчитаны на постоянное внимание обучаемых к самостоятельной познавательной деятельности. Это составление обзорных сообщений по материалам периодической печати, написание тематических и обобщающих рефератов, творческих сочинений, сбор воспоминаний, которые позволяют предоставить обучаемым возможность выявить и реализовать свои способности и знания. Желательно привлекать к внеурочной деятельности и родителей, к примеру, для выполнения, творческих заданий по темам, связанным с курсами: «Моя семья», «Мой край», «Все работы хороши», «Наши славные дела» и т.д. К работе можно привлекать специалистов для проведения занятий по отдельным темам. По возможности рекомендуется приглашать и организовывать встречи с деятелями культуры и искусства (артистами, композиторами, писателями и поэтами, художниками, мастерами прикладного искусства и народного творчества), краеведами, учеными, ветеранами, старожилами, а также участвовать в проведении народных и государственных праздников, в реализации национальных традиционных мероприятий и знаменательных календарных дат.

Составляя учебно-тематический план, необходимо учитывать памятные, знаменательные даты и события культурно-исторического значения. Необходимо рассказывать о героях-земляках, участвовавших в Великой Отечественной войне, об их подвигах с показом фотографий, иллюстраций памятников, с проведением экскурсий к местам Боевой Славы.

Общее количество часов на предмет в течение учебного года в 5 - 8 классах – по 34 часа в каждом классе. По окончании изучения курса «История и культура Марий Эл» обучаемые должны знать основные этапы истории края, основы истории развития этнической карты и современной этнической ситуации в республике, особенности культуры народов и их истоки. Учет успеваемости можно проводить за индивидуальную работу или коллективно подготовленные обучаемыми задания и мероприятия. Для проверки знаний у обучаемых авторы в качестве приложения к программе предлагают «100 вопросов и ответов учащимся 9 класса по истории и культуре Марий Эл», вопросы и ответы о музыке («Ваши музыкальные познания»). Таким образом, можно обнаружить наличие у обучаемого компетенций в области природно-климатической, социально-экономической, поликультурной специфики конкретного региона - Республики Марий Эл.

Уроки истории и культуры помогают оценить вклад в мировую культуру марийского и других народов Республики Марий Эл, позволяют приобрести навыки в сборе и использовании этнографического и краеведческого материала, познакомят с основами экскурсоводческой работы. Данный учебный предмет будет способствовать как процессу приобщения к истории и культуре России в целом, так и к процессу личностного становления учащегося в условиях своей культуры, а также воспитанию взаимопонимания, чувства межличностного доверия между обучаемыми - представителями разных этнических групп.

тематическое планирование

Основная школа

5 класс




пп

Темы

Всего

Уроки

Практические занятия

1

Республика Марий Эл в составе России

2

2

-

2

Этнокультурное содружество

2

1

1

3

Религии и конфессии

5

4

1

4

Время жить в Республике Марий Эл

3

2

1

5

Из истории архитектуры

3

2

1

6

Устное народное творчество и народные игры

2

1

1

7

Музыкальная культура

2

1

1

8

Народное искусство

2

2

-

9

Из истории изобразительного искусства

3

2

1

10

Из истории театра

3

2

1

11

Книга хранит знания опыт людей

2

1

1

12

Семья, родство

2

1

1

13

Праздники

2

1

1

14

Заключительный урок

1

1

-

15

Итого:

34

23

11


Тема 1. Республика Марий Эл – в составе России

Страна, в которой мы живем, - Россия. Россия – общий дом для народов страны.

Понятия «этнос» («народ»), «национальность», «государство». Государственная символика: герб, флаг, гимн. Государственная символика Российской Федерации и Республики Марий Эл – знаки, достойные любви и уважения.

Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий. Россияне – все граждане Российской Федерации. Президент – глава Государства Российского. Глава Республики Марий Эл – президент. Руководители городских, районных, сельских администраций Республики Марий Эл. Депутаты Государственной Думы Российской Федерации, Государственного Собрания Марий Эл, городских и районных Собраний – избранники народа.

Музыка. Гимны: Гимн Российской Федерации. Муз. А.Александрова, сл. С.Михалкова; Гимн Республики Марий Эл. Муз. Ю.Евдокимова, сл. Д.Исламова. «Йошкар-Ола». Муз. А.Эшпая, сл. Н.Дербенева.

Изобразительное искусство. Ознакомление с альбомом «Измаил Ефимов. Живопись. Рисунок. Геральдика» (Йошкар-Ола, 2007).

Фотоальбомы: «Марий Эл», «Родниковый край».

Исследовательская работа по краеведению. Из истории родного города (села, поселка, деревни). Сбор материала.

Творческий урок. Учим слова гимна, рисуем флаг Республики Марий Эл, встречаемся с депутатом своего округа.
Тема 2. Этнокультурное содружество Республики Марий Эл

В Республике Марий Эл дружно живут разные народы. Краткие сведения о быте и традициях.

Тема дружбы народов в художественной литературе, в музыке, в изобразительном искусстве.

Творческий урок. «Мы такие разные и так похожи» (Авторское сочинение).
Тема 3. Религии и конфессии Республики Марий Эл

Православная вера в Марийском крае. Первая церковь на Марийской земле. Первоначальные представления о православной культуре. Православный Святой новомученик Леонид, первый епископ земли марийской. Святые марийские новомученики. Православные церкви, монастыри, часовни. Двунадесятые православные праздники. Йошкар-Олинская и Марийская епархия Русской православной церкви. Православные праздники: Рождество Христово, Пасха, Троица.

Православный этикет. Территория распространения православной веры.

Первичное представление о марийской традиционной религии как духовной культуре народа мари. Ото, кўсото, онае‰, карт. Священные молельные рощи, родники. Традиционные марийские религиозные праздники: «Шорык йол» (Рождество), «™арня» (Масленица), «Кугече».

Правила поведения в молельных рощах. Территория распространения язычества.

История возникновения мусульманства в Марийском крае. Первичные представления о мусульманской культуре. Первая мечеть в Марийском крае. Мечети. Мусульманские праздники. Мусульманские праздники: «Навруз», «Святая пятница» и др.

Этикет у мусульман. Территория распространения ислама.

Традиции и встречи религиозных праздников у разных религиозных конфессий.

Художественное слово: Б.Пастернак (рус.). «Рождественская звезда» (Стихотворение). В.Петухов. «Акрам» (Отрывок из романа о масленице). В.Юксерн. «Чарла» (Отрывок из романа-хроники о масленице). И.Шмелев (рус.). «Лето господне» (Отрывки из романа).

Музыка: Марийские народные песни, связанные с народными праздниками. «Шорык йол», «Уарня». Православные песнопения.

Изобразительное искусство. В.Н.Ковальчук. Памятник Святому Леониду».

Исследовательские навыки. Готовим презентацию «История моей церкви, ото, мечети»


Тема 4. «Время жить в Республике Марий Эл».

Цвети, мой край родной. Новые дома, дворцы, площади, скверы, бульвары, фонтаны. Я люблю свой край родной, берегу и защищаю его.

Градостроительство. Архитектура. Строительство многоквартирных домов и других жизненно важных объектов в Марий Эл. Коттеджи – реалии современности.

Спортивные сооружения: стадионы, Ледовые дворцы, Дворец водных видов спорта – основа здорового духа. Массовые спортивные праздники родного края.

Лыжная база в деревне Корты - любимое место спортивного отдыха горожан и гостей нашей столицы.

Туризм в Республике Марий Эл. Туристические базы отдыха на берегах озер и рек республики.

Исследовательские навыки. Собираем материалы периодической печати о «новой» Йошкар-Оле.

Творческий репортаж. «Земля марийская – мой дом».
Тема 5. Из истории архитектуры

Исторические предпосылки возникновения архитектурно-планировочных традиций на территории Марийского края (выбор места в природной среде, приемы размещения, группировка селений и планировочные приемы жилища). Типы поселений у разных народов. Общие сведения. Декор жилища, виды архитектурной резьбы по дереву (скульптурная, глухая, рельефная, пропильная и др.). Взаимопомощь при строительстве. «Вимі» («Напомочь») – образец взаимовыручки и коллективной неоплачиваемой трудовой помощи при возведении нового дома у марийцев. Традиции новоселья.

Типы планировок крестьянской усадьбы в прошлом. Хозяйственные постройки марийцев, татар и чувашей, их назначение.

Деревянное зодчество марийцев. Основные памятники деревянного зодчества (жилища и культовые постройки). Церковь в селе Актаюжи (Килемарский район, Марий Эл). Бывшие купеческие дома в г. Козьмодемьянске. Мастера и плотники, резчики по дереву г. Козьмодемьянска (Матвей Коснов, Иван Фомин и др.).

Художественное слово. К.Ушинский (рус.). «Как строят дом» (Рассказ).

Творческий урок. Знакомимся с книгой С.В.Старикова и О.Г.Левенштейна «Православные храмы и монастыри Марийского края» (Йошкар-Ола, 2001 г.).
Тема 6. Устное народное творчество

Понятия «миф», «легенда», «сказка-быль» («былина»), «предание», «притча». Народные представления о героизме, патриотизме в произведениях устного народного творчества. Образ богатыря в устном народном творчестве: Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич – в русских былинах; Онар, Чоткар, Чумбылат-патыр - в марийских легендах; батыры – в удмуртском народном творчестве; Алпамыш, Курнын улы – в татарском фольклоре. Марийские национальные герои Акпарс, Акпатыр, Болтуш, Мамич Бердей. Предание об Акпарсе и его образ в литературе, живописи, музыке народов мари и чувашей.

Художественное слово. Былины: рус. - Илья Муромец и Соловей-разбойник. Добрыня и Змей. Алеша и Тугарин в Киеве. Стихи: Казаков М. «Марш Акпарса»; Макс Майн. «Сказание об Акпарсе»; С.Чавайн. «Акпатыр». «Последний Онар»; А.Юзыкайн. «Там, где солнце всходит и заходит». Рассказы: К.Васин. «Песня патыров». Н.Телешев. «Живой камень» (Легенда о Чумбылате); В.Юксерн. «Онар».

Музыка. Прослушивание «Марша Акпарса» (Мелодия народная) в исполнении ансамбля гусляров. А.Луппов. Хореографическая сюита «Сыны Акпарса».

Изобразительное искусство: И.Билибин (рус.). «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Иллюстрации; В.Васнецов (рус.). «Три богатыря». Х., м. «Бой Добрыни Никитича с семиглавым змеем». Х., м.; З.Лаврентьев. «Чодыра марий» («Лесовичок»). Х., м.; И.Михайлин. «Акпарс и Эрвий». Х., м. «Чоткар-патыр». Х., м.; С.Подмарев. «Онар». Х., м.; Ю.Таныгин. «На женитьбу». Х., м.

Исследовательские навыки. Собираем легенды, предания о родной стороне.
Тема 7. Музыкальная культура

Легенды – основа сюжетов балетов композиторов республики. А.Луппов. «Чодыра сем» («Лесная легенда»). А.Яшмолкин. Балет-легенда «Илыше кў» («Живой камень»).
Тема 8. Народное искусство

Беседы о вышивке: традиционная вышивка мари. Основная характеристика по этническим группам – горных, восточных, луговых мари (ткани, техника исполнения, композиционные особенности расположения узоров на одежде, цветовая гамма).

Народное декоративно-прикладное искусство финно-угорских народов. Особенности вышивки венгров и марийцев, различия и сходство в технике исполнения, в оформлении национального костюма.

Ознакомление с альбомами Т.А.Крюковой «Марийская вышивка» (Л., 1956 г.) и И.Степановой «Маритўр» (Йошкар-Ола, 2005 г.), с монографиями Г.И.Соловьевой «Орнамент марийской вышивки» (Йошкар-Ола, 1982 г.), «Терминология марийской вышивки» (Йошкар-Ола, 2002 г.).

Исследовательские навыки. Собираем экспозиционный материал для урока по краеведению. «Читаем» узоры марийской вышивки, сравниваем старинные образцы вышивки в одежде других народов республики (русских, татар, удмуртов, украинцев, чувашей).

Тема 9. Из истории изобразительного искусства

Казанские русские художники – первые профессиональные живописцы в Марийском крае. Г.Медведев, П.Тимофеев, Н.Фешин. Бытовая тематика в их творчестве. Воскресная рисовальная школа в с. Еласы (ныне в Горномарийском районе). Русский художник П.Радимов.

А.В.Григорьев – один из первых профессиональных художников-мари, организатор художественного образования в Марийском крае, создатель краеведческого музея в городе Козьмодемьянске, председатель Ассоциации художников революционной России - АХРР (ныне Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России»).

Творчество А.В.Григорьева. Рисунки карандашом: портреты известных общественных деятелей города Козьмодемьянска, российских художников. «Портрет отца». Живописные пейзажи и натюрморты.

Экскурсия (очная, заочная). «Картинная галерея в городе Козмодемьянске»
Тема 10. Из истории театра

Марийская народная драма (народные обряды и календарные игры) – основа возникновения национального профессионального театрального искусства.

Национальный театр драмы им. Шкетана сегодня. Знакомство с архитектурой здания, интерьером постановочных и зрительских помещений. Репертуар театра. Ведущие артисты.

Беседа о культуре поведения в театре.

Мини-конкурс. «Знаток слов» (Театральная терминология).
Тема 11. Книга хранит знания и опыт людей

Марийская биографическая энциклопедия – хранительница имен славных сынов и дочерей Марийского края.

Национальная библиотека имени С.Г.Чавайна – главное хранилище книг в республике.

Детские городская и юношеская библиотеки в Йошкар-Оле.

Районные и сельские библиотеки.
Тема 12. Моя семья, родство

Семейный архив (Мои родственники). Семейный фотоальбом.

Судьба моей семьи - в судьбе страны, народа, края. История моей семьи. Семейные традиции и праздники.

Родословное древо по отцу и по матери.

Художественное слово. М.Майн «Мать» (Стихотворение). Рассказы: К.Ушинский «Наша семья», «Чти отца и матерь свою».
Тема. 13. Праздники

Классификация праздников. Профессиональные, национальные, религиозные, сезонные (народные календарные).

9 мая – День Победы. Герои Великой Отечественной войны – наши земляки. Их имена носят улицы столицы Республики Марий Эл (Герои Советского Союза В.С.Архипов, К.П.Кутрухин, М.В.Лебедев, С.Р.Суворов, Х.Х.Хасанов и др.).

Обычаи и традиции встречи религиозных праздников у каждого народа. Рецепты национальных блюд к празднику.

Художественное слово. Стихи и рассказы марийских писателей о Великой Отечественной войне.

Музыка. Марийские народные песни, связанные с народными праздниками: «Шорыкйол» (Рождество), «уарня» (Масленица).

Изобразительное искусство. Монументы и обелиски героям войны. Картина И.Ефимова «Провожают на фронт». Х.м,

Творческий урок. Литературно-музыкальная композиция. «Мужеству учимся у отцов и дедов».

14. Заключительный урок

Как много мы узнали о нашей малой Родине.

6 класс




Темы

Всего

Уроки

Практические занятия

1

Древнейший период истории Марийского края

3

2

1

2

Происхождение марийского народа

3

2

1

3

Марийцы в IX- XIII вв

3

2

1

4

Марийский край в составе Золотой Орды

3

2

1

5

Марийский край в составе Казанского ханства

3

2

1

6

Присоединение Марийского края к Русскому государству

5

4

1

7

Музыкальная культура

3

2

1

8

Театры республики

3

2

1

9

Архитектура

3

3

1

10

Музеи и выставочные залы

3

2

1

14

Заключительный урок

1

1

-

15

Итого:

34

23

11



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск