Из опыта работы по технологии «ркмчп» на уроках литературы учителя Латышевой Людмилы Александровны





Скачать 85.25 Kb.
НазваниеИз опыта работы по технологии «ркмчп» на уроках литературы учителя Латышевой Людмилы Александровны
Дата публикации14.07.2014
Размер85.25 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Из опыта работы по технологии « РКМЧП» на уроках литературы

учителя Латышевой Людмилы Александровны.



 1. Актуальность опыта.

Работа в качестве учителя русского языка и литературы, классного руководителя на протяжении 18 лет, общение с коллегами позволяют говорить о снижении интереса обучающихся к изучению русского языка и литературы в школе. Соответственно, снижается грамотность учащихся, их общая культура; речь у многих косноязычна, бедна, учащиеся не могут правильно и логично выразить свою мысль. Кругозор не расширяется, грамотность не повышается. Ученики все чаще выбирают более «легкий» путь в учебе — механическое заучивание, «зубрежку», — что снижает активность их мыслительной деятельности.

Мне видится, что сознательное присваивание информации (процесс, при котором знание становится своим) происходит тогда, когда ученик начинает самостоятельно анализировать, сомневаться, выдвигать гипотезы, опровергать их или доказывать, т.е. активно мыслит.

Все это привело меня к убеждению, что указанные проблемы учащихся позволит решить использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (ТРКМ) на уроках литературы.
 2. Об опыте работы.

Технология Развития Критического Мышления основывается на следующих идеях:

1. Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.

2. Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.

3. Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами.

4. Существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.

Основоположники, американские педагоги (Куртис Мередит, Чарльз Темпл и Джинни Стилл), а также российские (М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др.), под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры. Таким образом, критическое мышление — это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление — способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Сама технология предполагает следующее логическое построение урока:

  1. Стадия (фаза) вызова, в ходе которой учащимися активизируются знания, связанные с определенной темой урока (как правило, это знания, полученные на предыдущих уроках, а также знания, основанные на личном жизненном опыте учащихся); в традиционном построении урока это очень близко этапу актуализации знаний.

  2.  Стадия (фаза) осмысления, в ходе которой учащиеся знакомятся с новой информацией (темой урока), осмысливают ее, соотносят с тем, что знают об этой теме, вычленяют принципиально новое для себя; в традиционном построении урока это близко к этапу изучения новой темы.

  3. Стадия (фаза) рефлексии, в ходе которой происходит систематизация узнанного на уроке, а также осмысление собственных действий на пути решения главной задачи на уроке; в традиционном построении урока это близко к этапу подведения итогов.

Каждой из стадий соответствуют определенные методы и приемы.

Апробирование выбранной мною технологии началось с использования ее элементов на уроках литературы в 6, 7, 9 классах , позже в 10

Главная цель урока литературы – воспитание вдумчивого читателя, развитие читательского вкуса, умения видеть текст и осмыслять его. Для меня в ходе работы стало понятно, что наиболее эффективен здесь прием чтения с остановками. Главным требованием считается следующее: произведение должно быть незнакомым для учащихся, обладать динамичным сюжетом, небольшим объемом. Поэтому данный прием начала практиковать при изучении таких рассказов, как «Беда» М.М.Зощенко, «Размазня» А.П.Чехова, «Легенда о Данко» М.Горького, «Кусака» Л.Н.Андреева, «О чем плачут лошади» Ф.А.Абрамова.

Достоинства данного приема сложно переоценить: ученики с большим интересом вносят свои предположения о дальнейшем развитии сюжета, о чувствах и мыслях героев, мотивах их поступков и т.д., становясь внимательным и вдумчивым читателем (слушателем). Неважно, что их предположения могут не подтвердиться (здесь в принципе нет правильных и неправильных ответов), важно другое: каждый ученик вдумчиво относится к тексту произведения, тогда оно становится ему ближе, понятнее, ему хочется читать и слушать дальше, чтобы понять, почему именно так разворачиваются события, почему именно эти чувства испытывает герой.

Однако затруднения в практике учителя литературы представляет изучение произведений большего объема, чем рассказы. При изучении таких произведений использую этот метод на этапе знакомства с произведением при чтении в классе.

Например, при изучении романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» у меня возникали сложности из-за того, что не все десятиклассники прочитывали произведение летом. Когда наступало время изучения романа на уроке, учащиеся находили «простой» выход из положения: читали его в кратком изложении или узнавали содержание романа у тех, кто его прочитал (а таких, как правило, очень мало, и они чаще всего искажают сюжет).

Чтение с остановками на первом уроке по роману заставляет вчитаться в текст автора. Как правило, дети уже знают из разных источников (не всегда достоверных), что главный герой, Родион Раскольников, совершает преступление – убивает старуху-процентщицу. Когда же я обращалась с вопросом: почему Раскольников убил старуху? – чаще отвечали: ограбил, чтобы деньги забрать, старушка была страшная и т.п. Поэтому моя цель на начальном этапе изучения романа – убедить учащихся в необходимости знания текста автора и начать исправление их ошибочного видения, тем самым приблизить их к глубине авторского замысла.

На стадии вызова важно определить первоначальные представления учащихся о Раскольникове, мотивах его преступления. Формулировка своих мыслей заставляет учащихся систематизировать ту информацию, которая у них имеется (пусть даже недостоверная). Перед началом чтения романа я задаю вопрос ребятам, который станет основополагающим не только на данном уроке, но и на протяжении изучения всего романа: «Почему главный герой, Родион Раскольников, убивает старуху-процентщицу?» Высказываются разные предположения, чаще всего такие: «Раскольников убивает, потому что хочет обогатиться, ведь он был очень беден», « Потому что не мог выкупить у нее свои заложенные вещи», «Потому что она была злая, все ее ненавидели» и т.п. Записываем все эти предположения в тетради и приступаем к чтению с остановками.

Стадию осмысления начинаем с чтения первых двух абзацев (появление молодого человека в С-м переулке, описание его коморки, ожидание встречи с квартирной хозяйкой). После чтения – первая остановка. Задаю первый вопрос: «Как вы думаете, переживает ли Раскольников по поводу бедственных условий, в которых ему приходится жить?» Учащимися высказываются предположения: «Да, он чувствует себя униженным», «Хочет жить по-другому», «Испытывает чувство презрения к самому себе» и т.п. Предположения записываются в тетради. Второй вопрос: «Как вы думаете, почему он избегает встречи со своей квартирной хозяйкой?» Чаще всего отвечают: «Ему нечем заплатить за проживание», «Наверное, он много должен ей». Предположения записываем.

Перед чтением третьего абзаца (описания состояния героя) ставлю перед учениками задачу: найти в тексте цитаты, подтверждающие или опровергающие выдвинутые предположения. После этого читаем третий абзац и делаем вторую остановку. Приступаем к проверке гипотез. Без труда учащиеся находят и зачитывают предложение: «Он был задавлен бедностью; но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его». Приходим к выводу: о своем бедственном положении он не думает. Учащиеся впервые задумываются о том, что ошибались в своих первоначальных представлениях.

На второй вопрос учащиеся отвечают цитатой: «Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся не только встречи с хозяйкой. «…» Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, что бы та ни помышляла против него. Но останавливаться на лестнице, слушать всякий вздор про всю эту обыденную дребедень, до которой ему нет никакого дела, все эти приставания о платеже, угрозы, жалобы, и при этом самому изворачиваться, извиняться, лгать, — нет уж, лучше проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице и улизнуть, чтоб никто не видал». Учащиеся сами делают вывод, что ему не хочется общаться не только с хозяйкой, но и со всеми, потому что его волнуют мысли о чем-то, очень далеком от бытовых проблем. Это открытие удивляет ребят. Им хочется понять, почему же он убивает? Что с ним происходит?

Перед чтением 4, 5 абзацев снова ставлю задачу: при внимательном чтении найти ответ на эти вопросы, однако предупреждаю, что, возможно, прямых ответов не будет. Но приближение к истине можно предполагать.

Читаем 4, 5 абзацы. Третья остановка. Как и предполагалось, прямого ответа нет. Но оба абзаца помогают понять, что в последний месяц Раскольников ни о чем думать не может, кроме как о каком-то ДЕЛЕ. И в этих его размышлениях проскальзывают мысли о трусости. Он будто пытается понять, трус он или нет.

Теперь важно упорядочить и записать выводы, к которым мы пришли. Это необходимо для того, чтобы систематизировать лаконично мысли в форме, всем понятной и всеми принятой. Задаю вопрос: «Что мы нового узнали или в чем убедились через чтение с остановками?» Ученики формулируют выводы и записывают в тетради.

Очень важно, что этот прием позволяет подвести учащихся к авторскому замыслу, сами учащиеся понимают, что это возможно только при внимательном чтении авторского слова.

Проведение первого урока по роману «Преступление и наказание» в такой форме в течение 3 лет подряд (в разных классах) с применением чтения с остановками показал, что таким образом действительно можно заставить учащихся не только прочитать всё произведение, но и попытаться самостоятельно найти ответы на свои вопросы через чтение авторского текста. Учащиеся уходят с первого урока с вопросами, на которые им хочется ответить и ответить самостоятельно. К тому же они начинают избавляться от стереотипного мышления: раз убил, значит, ненавидел, значит, хотел что-то получить. Знание текста, желание мыслить и познавать делают уроки литературы легкими и по-настоящему захватывающими.

Также эффективными оказались такие приемы, как чтение с пометами,заполнение бортовых журналов, двухчастных и трехчастных дневников. После изучения произведения или вводной темы (например, «Поэзия серебряного века» в 9 классе, я практикую написание синквейна. Возможности этого приема ценны тем, что создание его заставляет сворачивать информацию до заданного минимума. Заполняя строки синквейна, ученик учится отбирать из множества вариантов слов и сочетаний самые точные, яркие. Еще одно достоинство синквейна состоит в том, что он может являться и материалом для написания сочинения-миниатюры: в нем каждая строка позволяет удерживать мысль ученика в одном направлении, помогая раскрыть тему последовательно, логично, связно. Это актуально, так как дети не всегда умеют сосредотачивать мысль на главном, уходят от темы.

При изучении жизни и творчества писателя, поэта использую прием – таблицу «Знал – узнал – вопрос» в старших классах. В колонку «Знал» учащиеся заносят информацию, знакомую из предыдущих уроков или дополнительных источников, в колонку «узнал» — новую информацию в сжатом виде, в колонку «вопрос» — то, что оказалось непонятным. Данный прием позволяет развивать навык членения текста на знакомое, незнакомое, непонятное (то, что требует дополнительного пояснения или работы с дополнительными источниками).
 Вывод

 Опыт работы показал, что использование на уроках литературы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»позволяет оказать результативное воздействие на мыслительный процесс учащихся. Во время деятельности учащихся происходит следующее: они овладевают универсальными способами умственных действий, вступают в активную деятельность при выполнении мыслительных операций, реализуют собственные интересы и способности, вырабатывают собственное мнение в контексте учебной программы.

Таким образом, у учащихся развиваются способности анализировать явления, активизировать ранее приобретенные знания для применения в незнакомой ситуации, отслеживать причинно-следственные отношения между явлениями, признаками, мыслями, выдвигать и проверять гипотезы. Иными словами, учащиеся приобретают все мыслительные навыки и способности критического мышления.

Стало очевидным, что данная технология развивает интерес к изучению литературы, делая процесс обучения осмысленным, деятельностным, при этом позволяет формировать и развивать такие ключевые компетенции учащихся, как ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, компетенции личностного самосовершенствования.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Из опыта работы по технологии «ркмчп» на уроках литературы учителя Латышевой Людмилы Александровны iconУрок по технологии ркмчп ивановой Любови Александровны, учителя русского...
Любови Александровны, учителя русского языка и литературы мкоу «Пименовская сош имени Героя Советского Союза Печенкина Е. Н.»Кетовского...
Из опыта работы по технологии «ркмчп» на уроках литературы учителя Латышевой Людмилы Александровны iconОпыта
Технология «Развитие критического мышления посредством чтения и письма» (ркмчп) на уроках русского языка и литературы
Из опыта работы по технологии «ркмчп» на уроках литературы учителя Латышевой Людмилы Александровны iconОпыта
Технология «Развитие критического мышления посредством чтения и письма» (ркмчп) на уроках русского языка и литературы
Из опыта работы по технологии «ркмчп» на уроках литературы учителя Латышевой Людмилы Александровны icon«Творчество и самостоятельная работа учащихся на уроках иностранного...
Из опыта работы Костиной Галины Александровны, учителя иностранного языка моу «Прохоровская гимназия»
Из опыта работы по технологии «ркмчп» на уроках литературы учителя Латышевой Людмилы Александровны iconИз опыта работы учителя русского языка и литературы первой квалификационной...
Приемы и методы развития творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы
Из опыта работы по технологии «ркмчп» на уроках литературы учителя Латышевой Людмилы Александровны iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обоснование значимости опыта использования технологии мастерских и технологии проблемного обучения на уроках литературы
Из опыта работы по технологии «ркмчп» на уроках литературы учителя Латышевой Людмилы Александровны iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Из опыта работы учителя английского языка Бирючинской Е. В. «Проблемно-диалогические технологии на уроках английского языка»
Из опыта работы по технологии «ркмчп» на уроках литературы учителя Латышевой Людмилы Александровны icon«Проблема интеграции на уроках русского языка и литературы в 5-9классах»
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы федотовой о. Н
Из опыта работы по технологии «ркмчп» на уроках литературы учителя Латышевой Людмилы Александровны iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Из опыта работы учителя химии гоу средняя общеобразовательная школа №31 с углубленным изучением английского языка Василеостровского...
Из опыта работы по технологии «ркмчп» на уроках литературы учителя Латышевой Людмилы Александровны iconОпыта
Цель опыта: создание условий для формирования ключевых компетентностей обучающихся на уроках биологии посредством применения в учебном...
Из опыта работы по технологии «ркмчп» на уроках литературы учителя Латышевой Людмилы Александровны iconПриёмы работы с текстом учебника на уроках географии в технологии...
Дать знание о различных формах химической зависимости и ее особенности у несовершеннолетних. А также, сформировать у студентов базовые...
Из опыта работы по технологии «ркмчп» на уроках литературы учителя Латышевой Людмилы Александровны icon«Опыт работы на интегрированных уроках» учителя английского языка Прмановой Г. Т
Выступление на педагогическом совете «Инновационные технологии в образовании» на тему «Опыт работы на интегрированных уроках» учителя...
Из опыта работы по технологии «ркмчп» на уроках литературы учителя Латышевой Людмилы Александровны iconИз опыта работы Семенчиной Анастасии Владимировны учителя русского языка и литературы
Из опыта работы Семенчиной Анастасии Владимировны – учителя русского языка и литературы
Из опыта работы по технологии «ркмчп» на уроках литературы учителя Латышевой Людмилы Александровны iconКонспект учебного занятия по развитию связной речи. Из опыта работы...
...
Из опыта работы по технологии «ркмчп» на уроках литературы учителя Латышевой Людмилы Александровны iconДиплом 2 степени в номинации «Урок»
Городской семинар «Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ркмчп) на уроках гуманитарного...
Из опыта работы по технологии «ркмчп» на уроках литературы учителя Латышевой Людмилы Александровны iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Из опыта использования гуманно-личностной технологии на уроках литературы конспект урока в 10 классе по повети Распутина «Прощание...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск