РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Белединовой Оксаны Алексендровны
учителя русского языка и литературы высшей категории
по русскому языку для 5 класса
учебник: «Русский язык» 5 класс для общеобразовательных учреждений в 2-х частях,авторы Т.А Ладыженская,М.Т.Баранов,Л.А.Тростенцова,Л.Т.Григорян, и др.; Москва, «Просвещение»,2011.
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № ______ от
«___» _________20 13г.
2013-2014 учебный год РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 5 КЛАСС Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы по русскому языку к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение).
Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Программа выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Цели обучения
Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний;
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности и соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Достижение вышеуказанных целей осуществляется в процессе формирования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций. Коммуникативная компетенция – знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и создания собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения и обеспечивающие вступление в коммуникацию с целью быть понятым. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция – это знания основ науки о языке, знания о языке как системе, владение способами и навыками действий с изучаемым и изученным языковым материалом. Культуроведческая компетенция – это знания, умения и навыки, необходимые для усвоения национально-культурной специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом.
Место предмета
На изучение предмета отводится 6 часов в неделю, итого 204 часа за учебный год. Распределение учебных часов
по разделам программы
Язык и общение – 2 часа.
Повторение изученного в начальных классах – 37 часов.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи – 57 часов.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи – 21 час.
Лексика. Культура речи – 15 часов.
Морфемика. Орфография. Культура речи – 24 часа.
Морфология. Орфография. Культура речи – 40 часов:
Самостоятельные и служебные части речи – 1 час.
Имя существительное – 28 часа.
Имя прилагательное – 12 часов.
Повторение и систематизация изученного – 8 часов. Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 5 класса Учащиеся должны знать:
основные сведения о языке, изученные в 5 классе;
изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;
основные единицы языка, их признаки;
смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;
признаки текста;
основные признаки и особенности жанров изученных стилей речи;
функционально-смысловые типы речи, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 5 классе; нормы речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
различать разговорную речь и язык художественной литературы;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
аудирование и чтение
адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;
владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;
создавать текст заданного стиля и типа речи;
свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы русского речевого этикета;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке;
получения знаний по другим учебным предметам.
Используемый учебно-методический комплекс
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.:Просвещение,2009.
Тематическое планирование № урока
| Тема урока
| Тип урока
| Элементы
содержания
| Основные требования к знаниям, умениям и
навыкам учащихся
| Вид контроля, самостоя-тельной работы
| Домашнее задание
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 1 четверть (54 часа) К.р. – 3
| ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ (2 ч.)
| 1
| Язык – важнейшее средство человечес-кого общения
| Урок изучения нового материала
| Содержание и назначение УМК. Язык – важнейшее средство человеческого общения. Учебное исследование
| Знать: содержание и назначение УМК, условные обозначения, используемые в нем; роль языка как важнейшего средства человеческого общения
| Текущий контроль
| Упражнения учебника
| 2
| Стили речи
| Урок развития речи
| Стиль речи. Научный, художественный, разговорный стили. Учебное исследование
| Знать: стили речи и их признаки.
Уметь: правильно и доказательно определять принадлежность текстов к тому или иному стилю речи
| Анализ текста
| Индивидуа-льные задания
| ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ (37 ч.)
| 3
| Состав слова. Окончание. Корень слова
| Комбини-рованный урок
| Состав слова. Окончание, личное окончание, формы одного и того же слова. Корень – главная часть слова. Ряды однокоренных слов
| Знать: понятия окончание, личное окончание, корень слова; орфограммы в корне и окончании слов.
Уметь: выделять в словах корень и окончание; подбирать однокоренные слова; изменять форму слов
| Словарный диктант
| Упражнения учебника, составить словарный диктант на повторение орфографических правил
| 4
| Суффикс. Приставка.
| Комбинированный
урок
| Суффикс, приставка, их роль в слове. Морфемный разбор слов. Учебное исследование
| Знать: понятия суффикс, приставка; основные значения приставок и суффиксов; орфограммы в приставках и суффиксах. Уметь: выполнять морфемный разбор слов; приводить примеры слов с приставками и суффиксами, имеющими разное значение
| Тест
| Упражнения учебника
| 5,6
| Звуки и буквы. Произношение и правописа-ние
| Комбини-рованный урок
| Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Транскрипция
| Уметь: различать понятия буква и звук; применять орфографические правила при несовпадении произношения и правописания слов; записывать и читать слова в транскрипции
| Текущий контроль
| Упражнения учебника
| 7,8
| Правописа-ние проверяе-мых безударных гласных в корне слова
| Комбини-рованный урок
| Орфография, графика, орфограмма. Ударение. Ударные и безударные гласные. Проверяемые безударные гласные
в корне слова
| Знать: понятия орфография, графика, орфограмма, орфограмма-буква, ударение, ударный/безударный гласный; способы проверки правописания слов с безударными гласными в корне.
Уметь: правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными в корне, подбирать к ним проверочные слова
| Проверочный диктант
| Упражнения учебника, повторить правило правописания проверяе-мых безударных
гласных в корне слова
| 9
| Правописа-ние непроверя-емых безударных гласных в корне слова
| Комбини-рованный урок
| Непроверяемые безударные гласные в корне слова. Орфографический словарь
| Уметь: различать проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова; правильно писать знакомые словарные слова; работать с орфографическим словарем; графически обозначать изученные орфограммы
| Словарно-орфографическая работа
| Упражнения учебника
| 10
| Провероч-ная работа по теме «Правопи-сание безударных гласных в корне слова»
| Урок-практикум
| Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Проверочные слова
| Уметь: различать проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова; подбирать проверочные слова
| Тест
| Задания нет
| 11,
12
| Правописа-ние проверяе-мых согласных в корне слова
| Комбини-рованный урок
| Звонкие и глухие согласные. Способы проверки правописания слов с парными звонкими и глухими согласными. Омонимы
| Знать: понятия звонкий/глухой согласный; парные и непарные звонкие и глухие согласные; способы проверки правописания слов с парными звонкими и глухими согласными.
Уметь: правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными в корне, подбирать к ним проверочные слова;
| Объясни-тельный диктант
| Упражнения учебника, устное сообщение по теме урока
| 13
| Правописа-ние непроверя-емых согласных в корне слова
| Комбини-рованный урок
| Непроверяемые согласные в корне слова. Удвоенные согласные
| Уметь: различать проверяемые и непроверяемые согласные в корне слова; правильно писать знакомые словарные слова; работать с орфографическим словарем; графически обозначать изученные орфограммы
| Сообщения,
провероч-ный диктант
| Упражнения учебника
| 14
| Правописа-ние непроизно-симых согласных в корне слова
| Комбини-рованный урок
| Непроизносимые согласные в корне слова. Проверочные слова. Устная и письменная речь. Этимология. Учебное исследование
| Знать: понятие непроизносимый согласный; способы проверки правописания слов с непроизносимыми согласными в корне.
Уметь: разграничивать виды орфограмм в корне слова; правильно писать слова с не- произносимыми согласными в корне, подбирать к ним проверочные слова.
| Текущий контроль
| Упражнения учебника или составить таблицу с примерами «Виды орфограмм в корне слова»
| 15,
16
| Буквы и, у, а после шипящих
| Комбини-рованный урок
| Шипящие согласные. Буквосочетание. Буквы и, у, а после шипящих
Учебное исследование
| Знать: понятия шипящий согласный, буквосочетание; правила правописания гласных букв после шипящих согласных.
Уметь: правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать ее графи-
чески
| Текущий
контроль
| Подобрать 10—15 слов из литератур-ных произве-дений с изученной орфограм-мой
| 17
| Разделител-ьные ъ и ь
| Комбини-рованный урок
| Особенности происхождения и существования в русском языке букв ъ и ь. Функции ъ и ь в словах
| Знать: особенности происхождения и существования в русском языке букв ъ и ь; условия употребления разделительных ъ и ь.
Уметь: разграничивать функции ъ и ь в словах; правильно писать слова с разделительными ъ и ь
| Текущий контроль
| Упражнения учебника, подготовиться к устному выступлен-ию на тему «Происхож-дение и употребле-ние в русском языке ъ и ь»
| 18,
19
| Раздельное написание предлогов с другими словами
| Комбини-рованный урок
| Орфограмма-пробел. Предлоги и приставки. Раздельное написание предлогов со словами. Грамматические разборы
| Знать: понятие орфограмма-пробел; алгоритм распознавания предлогов и приставок.
Уметь: различать предлоги и приставки; писать предлоги
с другими словами раздельно; разграничивать орфограмму-букву и орфограмму-пробел и обозначать их графически; использовать предлоги в устной и письменной речи; правильно употреблять предлоги с местоимениями
| Провероч-ный
диктант с дополни-тельным заданием
| Упражнения учебника
| 20
| Контрольный диктант по теме «Правопи-сание корней слов»
| Урок контроля знаний
| Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы
| Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему
| Диктант с грамматичес-ким заданием
| Задания нет
| 21
| Анализ контроль-ного диктанта
| Урок коррекции знаний
| Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Грамматические разборы
| Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему
| Работа над ошибками
| Работа над ошибками
| 22
| Текст
| Урок-исследование
| Текст и его признаки. Смысловая связь предложений и частей текста. Тема, заголовок текста.
| Уметь: определять тему текста и озаглавливать его; устанавливать последовательность предложений и смысловых частей текста, определять средства связи между ними.
| Творческая работа
| Упражнения учебника
| 23,
24
| Изложение
| Урок развития речи
| Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Структура текста. Авторский стиль
| Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль
| Изложение
| Индивидуальная работа с текстом
| |