Скачать 51.09 Kb.
|
Тема урока: «Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным» Автор: Пугачёва Е.Ф., учитель русского языка и литературы Цели и задачи урока:
Тип урока: изучение нового материала Ход урока I.Организационный момент. Здравствуйте. Садитесь. Я рада вас видеть. Мы начинаем изучать новую тему. Она, конечно, не очень простая, но, я уверена, вы всё поймёте. II.Актуализация знаний. 1.Фронтальный опрос. Давайте сначала вспомним, что мы изучаем. -Какой раздел науки о языке мы изучаем? -Что изучает синтаксис? Что мы с вами изучаем весь 9 класс? Какое предложение называется сложным? (п., которое имеет в своё составе не менее двух грамматических основ и представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно) -Назовите виды сложных предложений. (БСП, ССП, СПП). -Какой вид СП мы сейчас изучаем? А как вы знаете СПП, мы узнаем после цифрового диктанта. 2.Цифровой диктант Прочитайте утверждения (распечатка на каждой парте). Если вы согласны с данным утверждением, поставьте рядом с ним цифру 1, если не согласны – поставьте 0. Аргументируйте свой выбор.
Ответ: 10100111. Какое сочетание цифр получилось у вас при ответе? Прочитайте все верные утверждения. Прочитайте неверные утверждения, исправьте их, аргументируйте свой выбор. 3)Заполните слепую схему: СПП 1 2 3 Сделайте вывод, объясняющий теоретические сведения, записанные в графическом виде. III.Изучение нового материала 1)Постановка целей урока На прошлом уроке мы познакомились с видами СПП. Посмотрите на доску. Тема сегодняшнего урока «СПП с придаточным определительным». Скажите, что мы будем делать сегодня на уроке? 2)Запись предложения на доске, его характеристика. Язык, усваиваемый человеком в раннем детстве, называют родным.(запятыми обособлен причастный оборот) Замените обособленное определение придаточным предложением, запишите полученное предложение, определите способ связи придаточного с главным, составьте схему. Язык, который человек усваивает в раннем детстве, называют родным. (Язык, что человек усваивает в детстве, называют родным.) Вывод: придаточное в данном предложении похоже на определение, отвечает на то же вопрос, относятся к одному слову в главном предложении к существительному, придаточное всегда стоит после него; для выражения признаков предметов могут использоваться различные средства языка: прилагательные, причастия, обособленные определения, СПП. 3)»Мозговая атака», погружение в проблему. Что мы можем сказать о СПП с придаточным определительным, не заглядывая в учебник? (задаётся вопрос «какой?» от главной части к придаточной; состоит из не менее чем двух предикативных частей; между частями ставится запятая, может соединяться союзными словами который, где, что.) 4)Изучение теоретического материала по статье учебника. Откройте ваши учебники (стр.70), добавьте к данной вами характеристике сведения из учебника, расшифруйте запись на стр. 69. (добавить сведения об указательных словах в главной части и о том, что вопрос задаётся от слова, а не от всей части). Что мы можем добавить в синтаксическую модель СПП с придаточным определительным, записанную на доске? (какой? Чей? Союзные слова: какой, который, чей, что, кто, каков, когда) Язык, что человек усваивает в раннем детстве, называют родным. Тот язык, который человек усваивает в раннем детстве, называют родным. Эти предложения – грамматические синонимы, которые различаются оттенками: глагол усиливает значение действия, причастный оборот подчёркивает признак предмета. Причастный оборот употребляется главным образом в книжной речи, придаточные определительные - в разговорной. IV.Тренировочные упражнения. Итак, мы учимся на основе сказанного вами и прочитанного в учебнике узнавать СПП с придаточным определительным с разными союзными словами. 1)Запись предложений на доске и их анализ. (грамматические основы, средства связи, составление схем предложений) Самая большая ценность народа - язык, на котором он пишет, говорит, думает. (Д.Лихачёв) В дни, когда над сонным морем духота и тишина, в отуманенном просторе еле движется волна. Люблю место, где родился. Какие дополнительные смысловые оттенки в определительное предложение вносят союзные слова? (Оттенок пространственного, временного значения) ВЫВОД: Придаточное определительное и главное предложение поменять местами нельзя. Каждое из союзных слов можно заменить союзным словом КОТОРЫЙ. Самостоятельно: Слова, которые рождаются в сердце, доходят до сердца. (проверка, схему начертить на доске) Домашнее задание: 1. параграф 11 (выучить). 2.(по выбору): упражнение 98 или выписать из художественной литературы 5 СПП с придаточными определительными, имеющими различные средства связи. 2.Самостоятельная работа. Работа с текстом, выполнение тестовых заданий. Взаимопроверка по ответам, написанным на доске. V.Рефлексия и подведение итогов урока -Что нового мы узнали сегодня на уроке?
Чему вы сегодня научились?
-Что осталось для вас непонятным? Какие задания вызвали интерес или затруднения? -Что особенно понравилось? Запомним слова, которые сказал Лев Владимирович Щерба: «Писать безграмотно — значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся». |
Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным Учитель сообщает учащимся, что часто местоименно-определительные придаточные употребляются в афоризмах, для которых характерна отнесенность... | Урок русского языка в 9-м классе на тему "Сложноподчиненное предложение с придаточным времени" Познакомиться с отличительными особенностями сложноподчинённых предложений с придаточным времени | ||
Тема: «Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным». Тип урока Воспитательные: учащиеся должны убедиться в том, что cпп с придаточным изъяснительным помогают передать разные оттенки мыслей, чувств,... | Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным С 14 ноября по 18 ноября 2011 года в мбоу «Проходенская сош» прошла методическая неделя, посвященная теме: «Эффективность урока через... | ||
Строение сложноподчиненного предложения (разработка урока русского языка в 9 классе) Предмет Лексика урока: главное предложение; придаточное предложение; сложноподчиненное предложение; сложное союзное предложение; подчинительный... | План-конспект урока русского языка, разработанный в рамках реализации... ... | ||
Урока литературы 9 класс, тема: классицизм Автор ( Ботина Татьяна Владимировна, моу сош №48 г. Калининград, учитель русского языка и литературы) | Конспект урока русского языка в 9 классе тема: обобщающий урок «Сложноподчинённое предложение» Формировать умения определять вид придаточного предложения, строить схемы предложения; объяснять постановку знаков препинания | ||
Коряковцева И. В.,учитель русского языка и литературы моу сош №30... Разработала учитель русского языка и литературы ргоу «Ядринская национальная гимназия-интернат» Алексеева Ирина Владимировна0 | Урок русского языка в 6 классе Тема: Слитное и раздельное написание Автор работы: Моисеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы | ||
План урока русского языка с использованием икт форма Автор : Учитель русского языка и литературы Янгильдинской оош мухамедзянова Халида Киямутдиновна | Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «не и ни в отрицательных местоимениях» Автор: Воскобойник Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №5, г. Саров Нижегородской области | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия и степени. Урок в 9 классе | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сложноподчинённое предложение. Сложноподчинённое предложение с несколькими видами придаточных | ||
Урок русского языка 7 класс Тема: «Одна буква н в суффиксах кратких страдательных причастий» ... | Урок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок... Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории |