Тема урока: «Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным» Автор: Пугачёва Е. Ф., учитель русского языка и литературы





Скачать 51.09 Kb.
НазваниеТема урока: «Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным» Автор: Пугачёва Е. Ф., учитель русского языка и литературы
Дата публикации25.08.2014
Размер51.09 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Тема урока: «Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным»

Автор: Пугачёва Е.Ф., учитель русского языка и литературы

Цели и задачи урока:

  • познакомить учащихся с придаточными определительными;

  • формировать умение находить придаточные определительные в составе СПП, определять средства связи придаточных определительных с главным предложением;

  • закрепить умение правильно расставлять знаки препинания в СПП, а также составлять схемы СПП с придаточными определительными;

  • формировать умение правильно употреблять в речи СПП с придаточными определительными, производить их синонимическую замену (если это возможно и необходимо), конструировать СПП с придаточными определительными;

  • активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы;

  • воспитание любви к родному языку, Родине.


Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
I.Организационный момент.

Здравствуйте. Садитесь. Я рада вас видеть. Мы начинаем изучать новую тему. Она, конечно, не очень простая, но, я уверена, вы всё поймёте.
II.Актуализация знаний.

1.Фронтальный опрос.

Давайте сначала вспомним, что мы изучаем.

-Какой раздел науки о языке мы изучаем?

-Что изучает синтаксис?

Что мы с вами изучаем весь 9 класс?

Какое предложение называется сложным? (п., которое имеет в своё составе не менее двух грамматических основ и представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно)

-Назовите виды сложных предложений. (БСП, ССП, СПП).

-Какой вид СП мы сейчас изучаем?

А как вы знаете СПП, мы узнаем после цифрового диктанта.
2.Цифровой диктант

Прочитайте утверждения (распечатка на каждой парте). Если вы согласны с данным утверждением, поставьте рядом с ним цифру 1, если не согласны – поставьте 0. Аргументируйте свой выбор.

  • Сложноподчиненное предложение состоит из главного и придаточного предложения.

  • Придаточное предложение всегда стоит после главного.

  • Части сложноподчиненного предложения соединяются между собой посредством подчинительных союзов или союзных слов и интонации.

  • Части сложноподчиненного предложения равноправны.

  • Союзное слово не является членом предложения.

  • Подчинительные союзы, при помощи которых связываются части СПП, находятся в придаточной части предложения.

  • Придаточное предложение отделяется запятой или выделяется запятыми.

  • В сложноподчиненном предложении может быть несколько придаточных.

Ответ: 10100111.

Какое сочетание цифр получилось у вас при ответе? Прочитайте все верные утверждения.

Прочитайте неверные утверждения, исправьте их, аргументируйте свой выбор.

3)Заполните слепую схему:

СПП

1 2 3

Сделайте вывод, объясняющий теоретические сведения, записанные в графическом виде.

III.Изучение нового материала

1)Постановка целей урока

На прошлом уроке мы познакомились с видами СПП. Посмотрите на доску. Тема сегодняшнего урока «СПП с придаточным определительным». Скажите, что мы будем делать сегодня на уроке?

2)Запись предложения на доске, его характеристика.

Язык, усваиваемый человеком в раннем детстве, называют родным.(запятыми обособлен причастный оборот)

Замените обособленное определение придаточным предложением, запишите полученное предложение, определите способ связи придаточного с главным, составьте схему.

Язык, который человек усваивает в раннем детстве, называют родным. (Язык, что человек усваивает в детстве, называют родным.)

Вывод: придаточное в данном предложении похоже на определение, отвечает на то же вопрос, относятся к одному слову в главном предложении к существительному, придаточное всегда стоит после него; для выражения признаков предметов могут использоваться различные средства языка: прилагательные, причастия, обособленные определения, СПП.

3)»Мозговая атака», погружение в проблему.

Что мы можем сказать о СПП с придаточным определительным, не заглядывая в учебник?

(задаётся вопрос «какой?» от главной части к придаточной; состоит из не менее чем двух предикативных частей; между частями ставится запятая, может соединяться союзными словами который, где, что.)

4)Изучение теоретического материала по статье учебника.

Откройте ваши учебники (стр.70), добавьте к данной вами характеристике сведения из учебника, расшифруйте запись на стр. 69. (добавить сведения об указательных словах в главной части и о том, что вопрос задаётся от слова, а не от всей части).

Что мы можем добавить в синтаксическую модель СПП с придаточным определительным, записанную на доске? (какой? Чей? Союзные слова: какой, который, чей, что, кто, каков, когда)

Язык, что человек усваивает в раннем детстве, называют родным.

Тот язык, который человек усваивает в раннем детстве, называют родным.

Эти предложения – грамматические синонимы, которые различаются оттенками: глагол усиливает значение действия, причастный оборот подчёркивает признак предмета. Причастный оборот употребляется главным образом в книжной речи, придаточные определительные - в разговорной.

IV.Тренировочные упражнения.

Итак, мы учимся на основе сказанного вами и прочитанного в учебнике узнавать СПП с придаточным определительным с разными союзными словами.

1)Запись предложений на доске и их анализ. (грамматические основы, средства связи, составление схем предложений)

Самая большая ценность народа - язык, на котором он пишет, говорит, думает. (Д.Лихачёв)

В дни, когда над сонным морем духота и тишина, в отуманенном просторе еле движется волна.

Люблю место, где родился.

Какие дополнительные смысловые оттенки в определительное предложение вносят союзные слова? (Оттенок пространственного, временного значения)

ВЫВОД: Придаточное определительное и главное предложение поменять местами нельзя. Каждое из союзных слов можно заменить союзным словом КОТОРЫЙ.

Самостоятельно: Слова, которые рождаются в сердце, доходят до сердца. (проверка, схему начертить на доске)

Домашнее задание:

1. параграф 11 (выучить).

2.(по выбору): упражнение 98 или выписать из художественной литературы 5 СПП с придаточными определительными, имеющими различные средства связи.

2.Самостоятельная работа.

Работа с текстом, выполнение тестовых заданий. Взаимопроверка по ответам, написанным на доске.

V.Рефлексия и подведение итогов урока

-Что нового мы узнали сегодня на уроке?

  • На какой вопрос отвечают придаточные определительные? (Какой?)

  • Каково значение придаточного определительного? (Указывает на признак предмета.)

  • Каким образом придаточное определительное присоединяется к главному предложению? (С помощью союзных слов.)

  • Какое место по отношению к главному предложению занимает придаточное определительное? (Находится после главного).

Чему вы сегодня научились?

  1. находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;
    2) производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
    3) правильно употреблять в речи данные виды предложений;
    4 правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
    5) составлять схемы предложений с придаточными определительными.

-Что осталось для вас непонятным?

Какие задания вызвали интерес или затруднения?

-Что особенно понравилось?
Запомним слова, которые сказал Лев Владимирович Щерба:

«Писать безграмотно — значит посягать
на время людей, к которым мы адресуемся».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: «Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным» Автор: Пугачёва Е. Ф., учитель русского языка и литературы iconСложноподчиненное предложение с придаточным определительным
Учитель сообщает учащимся, что часто местоименно-определительные придаточные употребляются в афоризмах, для которых характерна отнесенность...
Тема урока: «Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным» Автор: Пугачёва Е. Ф., учитель русского языка и литературы iconУрок русского языка в 9-м классе на тему "Сложноподчиненное предложение с придаточным времени"
Познакомиться с отличительными особенностями сложноподчинённых предложений с придаточным времени
Тема урока: «Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным» Автор: Пугачёва Е. Ф., учитель русского языка и литературы iconТема: «Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным». Тип урока
Воспитательные: учащиеся должны убедиться в том, что cпп с придаточным изъяснительным помогают передать разные оттенки мыслей, чувств,...
Тема урока: «Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным» Автор: Пугачёва Е. Ф., учитель русского языка и литературы iconСложноподчиненное предложение с придаточным определительным
С 14 ноября по 18 ноября 2011 года в мбоу «Проходенская сош» прошла методическая неделя, посвященная теме: «Эффективность урока через...
Тема урока: «Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным» Автор: Пугачёва Е. Ф., учитель русского языка и литературы iconСтроение сложноподчиненного предложения (разработка урока русского языка в 9 классе) Предмет
Лексика урока: главное предложение; придаточное предложение; сложноподчиненное предложение; сложное союзное предложение; подчинительный...
Тема урока: «Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным» Автор: Пугачёва Е. Ф., учитель русского языка и литературы iconПлан-конспект урока русского языка, разработанный в рамках реализации...
...
Тема урока: «Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным» Автор: Пугачёва Е. Ф., учитель русского языка и литературы iconУрока литературы 9 класс, тема: классицизм
Автор ( Ботина Татьяна Владимировна, моу сош №48 г. Калининград, учитель русского языка и литературы)
Тема урока: «Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным» Автор: Пугачёва Е. Ф., учитель русского языка и литературы iconКонспект урока русского языка в 9 классе тема: обобщающий урок «Сложноподчинённое предложение»
Формировать умения определять вид придаточного предложения, строить схемы предложения; объяснять постановку знаков препинания
Тема урока: «Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным» Автор: Пугачёва Е. Ф., учитель русского языка и литературы iconКоряковцева И. В.,учитель русского языка и литературы моу сош №30...
Разработала учитель русского языка и литературы ргоу «Ядринская национальная гимназия-интернат» Алексеева Ирина Владимировна0
Тема урока: «Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным» Автор: Пугачёва Е. Ф., учитель русского языка и литературы iconУрок русского языка в 6 классе Тема: Слитное и раздельное написание
Автор работы: Моисеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы
Тема урока: «Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным» Автор: Пугачёва Е. Ф., учитель русского языка и литературы iconПлан урока русского языка с использованием икт форма
Автор : Учитель русского языка и литературы Янгильдинской оош мухамедзянова Халида Киямутдиновна
Тема урока: «Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным» Автор: Пугачёва Е. Ф., учитель русского языка и литературы iconКонспект урока русского языка в 6 классе по теме «не и ни в отрицательных местоимениях»
Автор: Воскобойник Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №5, г. Саров Нижегородской области
Тема урока: «Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным» Автор: Пугачёва Е. Ф., учитель русского языка и литературы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия и степени. Урок в 9 классе
Тема урока: «Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным» Автор: Пугачёва Е. Ф., учитель русского языка и литературы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сложноподчинённое предложение. Сложноподчинённое предложение с несколькими видами придаточных
Тема урока: «Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным» Автор: Пугачёва Е. Ф., учитель русского языка и литературы iconУрок русского языка 7 класс Тема: «Одна буква н в суффиксах кратких страдательных причастий»
...
Тема урока: «Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным» Автор: Пугачёва Е. Ф., учитель русского языка и литературы iconУрок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок...
Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск