Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным





Скачать 30.12 Kb.
НазваниеСложноподчиненное предложение с придаточным определительным
Дата публикации27.07.2014
Размер30.12 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным

(продолжение темы)

Цель урока: формирование умений: 1) находить местоименно-определительные предложения, отличать их от собственно определительных; производить (где это возможно и целесообразно) синонимическую замену придаточных определительных; 2) расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными местоименными и собственно определительными; 3) составлять схемы предложений с указанными придаточными.

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Работа у доски.

Один ученик выполняет упр. 39 (письменно), два других работают на ПК.

  1. Лексико-орфографическая работа.

Вакансия, карьерист, свояченица.

  1. Чтение теоретического материала.

Учитель сообщает учащимся , что часто местоименно-определительные придаточные употребляются в афоризмах, для которых характерна отнесенность к каждому, всякому.

  1. Материал для закрепления.

  1. 1) Счастье дается совсем даром тому. Кто ставит какую-нибудь цель и достигает ее после большого труда. Верное счастье обретает лишь тот, кто целью своей ставит счастье своего ближнего. (М.Пришвин) 2) Мы в ответе за тех, кого приручили. (С.-Экзюпери.)

-Как вы понимаете последний афоризм?

-Как вы думаете, почему эти придаточные называются местоименно-определительными? К словам какой части речи главного предложения они относятся? (К местоимению.)

Внимание учащихся обращается на то, что в последнем случае придаточное- неполное предложение, что весьма характерно для сложноподчиненных предложений. В таком случае первостепенными и по структуре, и по смыслу являются главные части, придаточные лишь дополняют уже известную информацию.

  1. 1) Да, жалок тот … (в ком совесть нечиста). (А.Пушкин) 2) Лишь тот достоин жизни и свободы … (кто каждый день идет за них на бой). (И.Гете.)

  1. Работа по редактированию

  1. Упр. 40 (устно.) (Устранение необоснованного повторения союзного слова который.)

  2. 1) Деревья, которые мы посадили тогда около школы, уже выросли. 2) Книги, какие были у него в доме, не вызывали моего интереса. 3) Я все задачи решил, которые нам задавали. 4) Мы с вниманием слушали советы старика, которые он давал нам.

  1. Запись под диктовку. Анализ текста.

Наконец коляска остановилась у высоких ворот, украшенных по обеим сторонам головами львов, из пасти которых лились струи холодной воды. Направо и налево от ворот тянулась выкрашенная розовой краской стена, из-за которой виднелась густая темная зелень сада. Она оттеняла розовые глиняные вазы с кактусами и мраморные, почерневшие от времени бюсты, расставленные по стене. Это въезд в старинную усадьбу, которой распоряжался теперь старик-смотритель.

Вопросы к анализу текста.

-Докажите, что это часть более крупного текста. (Наличие в первом предложении слова наконец свидетельствует о том, что данному отрывку предшествовала какая – то информация.)

-Укажите средства связи предложений в тексте. (первое и второе предложения - повторяется слово ворота; второе и третье связаны с помощью местоимения: зелень-она; первое и последнее предложения связаны между собой по смыслу-остановилась у ворот-это был въезд, что создает ощущение завершенности текста, композиционной его рамки.)

-Определите тип речи. (Описание. Языковые особенности этого типа речи: слова конкретного значения: ворота, вода, вазы, усадьба и пр.; слова и словосочетания с пространственным значением: направо, налево, тянулась стена, расставленные по стене. Автор перечисляет предметы, заставляя читателя как бы переводить взгляд с одного описываемого предмета на другой. Перед нами словно фрагмент (момент) картины).

Учитель обращает внимание учащихся на то, что на описание указывает и насыщенность текста словами, обозначающими признаки предметов (ключевая,глиняные,почерневшие и пр.), сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

-Возможна ли замена придаточных определительных обособленными определениями, выраженными причастными оборотами. И всегда ли целесообразна эта замена? На какой стиль речи указывает большое количество причастных оборотов в тексте?

Домашнее задание: 1) упр.43; 2) (по желанию учащихся) написать сочинение-миниатюру-описание по аналогии с текстом, проанализированным в классе (стилизация).

Индивидуальное задание: выписать из комедии Грибоедова «Горе от ума» 3-4 афоризма с придаточным местоименно-определительным.

автофигура 13



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным iconТема урока: «Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным»...
Спп, определять средства связи придаточных определительных с главным предложением
Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным iconСложноподчиненное предложение с придаточным определительным
С 14 ноября по 18 ноября 2011 года в мбоу «Проходенская сош» прошла методическая неделя, посвященная теме: «Эффективность урока через...
Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным iconУрок русского языка в 9-м классе на тему "Сложноподчиненное предложение с придаточным времени"
Познакомиться с отличительными особенностями сложноподчинённых предложений с придаточным времени
Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным iconТема: «Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным». Тип урока
Воспитательные: учащиеся должны убедиться в том, что cпп с придаточным изъяснительным помогают передать разные оттенки мыслей, чувств,...
Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия и степени. Урок в 9 классе
Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сложноподчинённое предложение. Сложноподчинённое предложение с несколькими видами придаточных
Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным iconСтроение сложноподчиненного предложения (разработка урока русского языка в 9 классе) Предмет
Лексика урока: главное предложение; придаточное предложение; сложноподчиненное предложение; сложное союзное предложение; подчинительный...
Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным iconСистематизация знаний по теме «Сложное предложение. Сложноподчиненное...
Помощь в организации самостоятельной работы по совершенствованию своих умений и навыков
Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным iconУрока: Познавательные
Познавательные: повторить опознавательные признаки спп; проверить знания о спп с придаточным определительным; вспомнить орфографию...
Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным iconТема: Сложноподчинённое предложение с придаточными изъяснительными
МС(К)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья С(К)ош «Гармония»
Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным iconКонспект урока в 9 классе по теме «Закрепление и повторение темы «Сложноподчиненное предложение»
«современные тенденции в обслуживании читателей. Непрерывное образование библиотекарей»
Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным iconТема: спп с придаточным определительным. 9 класс. Учитель: Литвиненко...
Фбу «Тест-С. Петербург» состоялась торжественная церемония награждения победителей юбилейного, 15-го по счету Всероссийского конкурса...
Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема Сложноподчиненное предложение. Порядок слов в главном и придаточном предложении
Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным iconСложноподчиненное предложение с каузальной семантикой в русском,...
Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт филологии и искусств, г. Казань
Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным iconУрок по теме “Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными”...
Педагогическая мастерская по типу “Технология развития критического мышления через чтение и письмо”
Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сложноподчинённое предложение; формировать умение отличать ссп и спп, различать союзы и союзные слова


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск