Дата
сроки
| Номер урока
| Тема (содержание) урока
Цель урока
| Форма, тип урока. Методы.
| Сведения об историко-литературном процессе
| Формирование эстетических, теоретико-литературных понятий.
| Виды деятельности учащихся по развитию речи, аналитических, интерпретаторских, творческих умений
| Домашнее задание
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
|
Устное народное творчество (12 часов + Рр)
|
Русские народные сказки (4 часа)
|
| 1
| Собиратели сказок Восточной Сибири. Особенности русской народной сказки Восточной Сибири «Бурка, Каурка, Синегривый конь».
| Объяснительно-иллюстративный, проблемный
| Валерий Петрович Зиновьев – ученый – фольклорист Забайкалье.
| 1. Композиция и стиль волшебной сказки.
2. Особенности речи сибирской сказки.
Речевая характеристика персонажей сказки.
Двоемирие: реалистический и фантастический миры.
Волшебные помощники.
Утроение - принадлежность сказочного стиля, это признак древности сказки.
| 1. Чтение сказки.
2. Аналитическая беседа по восприятию сказки.
3. Составление опорного конспекта по теме «Основы волшебной сказки»
4. Особенности фольклорной и литературной сказки: сходство и различия.
| Сказку дочитать; отвечать на вопросы учебника.
Принести «Конек – Горбунок»
|
| 2
| Сопоставление фольклорной и литературной сказки (П. Ершов «Конек - Горбунок»)
Цель: познакомиться с произведением русского фольклора Сибири; осознать нравственные ценности, заложенные в сказке; уметь отличать фольклорную сказку от литературной; овладеть навыком анализа композиции и стиля волшебной сказки. Зиновьев В.П. «Русские сказки Забайкалья»
| Эвристическая беседа. Поисковый.
| Память народов о жизни в древние времена. Сказка – средство сохранения народной памяти.
| Сравнить сказки литературные и народные (отдельные эпизоды).
|
| 3,4
| Романтические и фантастические сюжеты в сказке «Митя»
| Объяснительно-иллюстративный
| Марк Константинович Азадовский;
Елена Ивановна
| Композиция, стиль сказки.
| 1. Создание устных высказываний о прочитанном.
| Пересказ сюжета.
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
|
|
| Цель: познакомиться с произведением русского фольклора Сибири; узнать, где и кем записана сказка, как развивается сказочная традиция на реке Лена, в течение XX века, осознать нравственные ценности, заложенные в сказке. Шахеров О.Н., стр. 25-28
| Частично поисковый
| Шастина.
Развитие сказочной традиции в Восточной Сибири. Идеалы далекого прошлого, связанные с восстановлением гармонии жизни, победой героя над вредителями и злыми силами.
| Закономерности исторической судьбы жанра. Особенность сказки:
- соединение двух самостоятельных сюжетов («Хитрая наука», «Три языка»)
- шесть (а не три) превращений Мити.
| 2. Выразительно читать, соблюдая особенности местного говора.
3. Овладение навыком анализа композиции и стиля волшебной сказки.
4. Речевая характеристика персонажей.
| Найти волшебных помощников, вредителя.
|
Бурятские народные сказки (4 часа)
|
| 5,6
| Волшебный и обыкновенный мир в бурятской сказке «Упрямый парень»
Цель: познакомить учащихся с произведением бурятского фольклора Сибири; с историей ее появления, осознать нравственные ценности, заложенные в сказке, познакомиться с элементами мифа, проявляющимися в сказке, закрепить представления о единой основе волшебных сказок.
| Комментированное чтение
| Мифы Героический эпос Основа волшебной сказки – древний миф Хаос мира.
| Миф – у истоков словесного искусства. Мифологическая основа сказки. Змей как мифологический персонаж. Двоемирие в сказке.
| 1. Беседа – на выявление эмоциональной реакции.
2. Словарная работа.
3. Выборочное чтение.
4. Беседа по вопросам учебника.
| Сказку дочитать.
Найти: волшебные помощники.
|
Читать сказку «Желто-пестрая змея…» ответить на вопросы учебника.
|
| 7
| Волшебная сказка «Желто-пестрая змея и охотник»
Цель: закрепить представление о волшебной сказке; развитие устной речи учащихся.
| Обзор сказки. Работа в группах.
| Волшебные и бытовые элементы в сказке.
| Связь с монологическими мифами – главный персонаж - гигантский змей.
Модификация мирового змея.
| 1. Работа по вопросам учебника.
2. Устный пересказ.
3. Словесное рисование.
4. Конкурс иллюстраций.
| Иллюстрации к сказке. Читать сказки о животных.
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
|
| 8
| Социально-бытовая сказка «Как хан узнал себе цену». Сказка о животных. «жаворонок и обезьяна»
Цель: познакомить учащихся с социально-бытовой сказкой и сказкой о животных; определить волшебные, бытовые элементы в сказках. О.Н. Шахерова
Стр. 30-33
| Поисковый, аналитический.
Работа в группах.
| Фольклорные традиции в Приангарье.
| Мифологический словарь.
Взаимосвязь русских бытовых сказок, сказок о животных и бурятского национального эпоса.
| 1. Работа в группах.
2. Устный пересказ.
3. Сопоставление русских народных сказок и бурятских.
4. Словарная работа.
| Задание по группам (см. урок 9)
|
Тофаларские народные сказки (1 час)
|
| 9
| Единая основа волшебных сказок и сказок о животных: «Сохатый и кабарга», «Как был наказан медведь», «Изюбрь и сохатый».
Цель: познакомиться с произведениями тофаларского фольклора Сибири; осознать нравственные ценности народа.
| Частично поисковый. Работа в группах.
| Тофалария. Единая основа волшебных сказок и сказок о животных. Знакомство с обитателями сибирской тайги.
| Близость фабулы сказки «Три мальчика». К фабуле сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане..» Нравственные ценности.
| I. Выразительное чтение.
II. Работа в группах.
1 гр. - работа со сказками о животных.
2 гр. - сказка "Три мальчика".
3 гр. - "Тер-окыш - долина цветов. - определить тип сказки - доказать принадлежность сказки к определенному типу.
III. Выполнение заданий № 29, 31
| Читать эвенкийскую сказку; отвечать на вопросы из учебника.
|
Эвенкийские народные сказки (3 часа + Рр 1 час)
|
| 10,11
| Человек и природа в эвенкейской народной сказке "Умусликэн". Цель: познакомиться с произведениями
| Проектная, проблемные задания.
| Мифологическая основа (модель) мира. Шаманские мифы. Комическое начало. Время и
| Шаманство. Общение шаманов с духами - это ритуал. Верх и низ - мифологическое
| 1. Создание собственного высказывания.
2. Анализ композиции и стиля
| Составить вопросы к сказке. Инд-но: сочини свою сказку.
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
|
|
| эвенкейского фольклора Сибири; с элементами мифа в сказке; закрепить представления о едной основе волшебных сказок.
О.Н. Шахерова стр. 35-37
|
| пространство.
| представление мира. Идеал героя - способный поддерживать космический порядок.
| волшебной сказки.
3. Выборочное чтение.
4. Аналитическая беседа.
Проект:
5. Коллективная работа: иллюстрации к фрагменту сказки: "Создать" территории верхнего и нижнего миров.
| Читать "Тывгун - молодец"
|
| 12, 13 Рр
| Итоговые уроки по устному народному творчеству. 1. Урок - викторина по изученным сказкам: "Сказки, сказочники".
2. Защита своей сказки под дивизом: "Мой край - Восточная Сибирь"
Цель: развитие творческих и аналитических способностей детей; обобщить и систематизировать знания о фольклоре Восточной Сибири, его собирателях.
| Синтез ЗУН. Уроки - обобщения с элементами развития речи.
| Сопричастность к древнему народному словесному творчеству.
| Стилизация сказки. Инсценирование.
| 1. Викторина "Знаешь ли ты сказки народов Восточной Сибири".
2. Литературная игра "Восстанови текст".
3. Конкурс на лучшего сочинителя и рассказчика сказки.
| Конкурс чтецов, сказителей, сочинителей. Читать рассказ С. Устинова.
|
Раздел II. Человек и природа (5 часов + Рр – 1 час)
|
| 14
| Семен Устинов. Рассказ «Любопытный бурундучок».
Цель: познакомиться с произведением современного писателя; обучение выразительному чтению рассказа; выявлять авторскую позицию.
О. Шахерова
Стр. 42-43
| Выразительное чтение, эвристическая беседа.
| Уникальность прибайкальской природы. Духовная причастность к тайне красоты родного края. Слово о писатели.
| т.л. Рассказ, новелла. Антитеза, олицетворение.
| 1. Анализ сюжета:
- повадки
- внешний вид
- образ жизни бурундучка
- отношение человека к зверьку.
2. Устные высказывания.
| Читать рассказ А. Смирнова.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
|
| 15
| Алексей Смирнов. Рассказ «Черника – хранитель тысячелетий».
Цель: познакомиться с произведением современного автора; научиться выявлять авторское отношение к описываемому событию. О. Шахерова
Стр. 43-44
| Выразительное чтение, эвристическая беседа.
| Слово о писателе. Экология природы – экология души человека.
| Смысл заголовка.
Проблема: « Почему черника названа «хранителем - тысячелетий»
Эпитет.
| 1. Работа с фотоматериалами «Тайга».
2. Беседа по содержанию.
3. Рассуждения: «Лесной пожар. Что сулит природе?
| Сведения о Распутине. Читать «В тайге над Байкалом. Группа:
«Фотоальбом Байкала».
|
| 16,17,18
| Валентин Распутин. Рассказ «В тайге над Байкалом»
Цель: познакомить учащихся с произведением В.Распутина; привести школьников к пониманию значимости переживаемого героем события. О. Шахеров
Стр. 44-46
|
| Сибирская тайга. Байкал. Поэзия братского поэта А. Лисицы. Иркутская ГЭС. Слово о Распутине.
| Олицетворение, сравнение, эпитеты. Образ тропы в рассказе. Красота сибирской природы. Пейзаж.
| 1. Тема, идея.
2. Художественные средства в передаче красоты сибирской природы.
3. Беседа по содержанию.
4. Устное рисование.
5. Создайте устный рассказ – описание.
6. Подбор эпитетов к описанию.
| Найти стихи А. Лисицы «Тропа лесная», «Я любил Байкал еще не видя»
|
| 19 Рр
| Подготовка к написанию сочинения – миниатюры «Путешествие (по берегу реки, озера, моря, по лесной или полевой тропе)»
Цель: формирование умений создавать рассказ – описание на основе личного опыта или по воображению; учить отбирать
| Исследовательский, творческий.
|
| Творческое осмысление темы.
| 1. Тема, идея, сочинения.
2. Эпиграф.
3. Составление плана.
4. Отбор материала с использованием ИВС.
5. Создание текса.
6. Рецензирование.
| Переписать сочинение.
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
|
|
| материал, логически его вы страивать.
|
|
|
| 7. Взаимопроверка.
|
|
Стихи и проза для детей (14 часов + ВНч. 1 час)
|
| 20,21
| Мир детства в стихах Георгия Граубина: «До нашей эры», «свободный час», «Если не нравимся», «Каникулярия»
Цель: знакомство с лирикой иркутского писателя; выявление общей тематики стихотворений; авторской позиции; развитие аналитических умений и навыков учащихся. О. Шахерова
Стр. 49-52
| Урок анализа лирического произведения. Поисковый.
| Слово о Г. Граубине. Прошлое и настоящее в стихотворении «До нашей эры». Способность поэта видеть мир глазами ребенка.
| т.л. рифма, строфа, ритм. «Тайна» стихотворений Г. Граубина, художественный мир стихотворения. Микротемы стихотворений. Понимание взаимной связи содержания и формы стихотворений.
| Задания по группам:
- работа со стихами по алгоритму)
(Шахеров стр. 50) 2. Обсуждение. 3. Творческое задание: сочинение стихов на заданные рифмы. 4. Выразительное чтение стихотворений.
| Составить рассказ о разных системах обучения от имени мальчика из Урарту. Сочинить стихи на заданные рифмы.
|
| 22
| Значение труда в жизни человека в стихотворениях Юрия Черных «Веселый разговор», «Необычные гости»
Цель: привлечь внимание к творчеству земляка Ю. Черных; пробудить учащихся задуматься над нравственными вопросами современной жизни; определить тематику, авторскую позицию в стихах поэта. О. Шахерова
Стр. 53
| Поисковой, проблемный.
| Братчанин Юрий Черных и его творчество. Статья В. Корнилова «Стих в живые голоса» (о творчестве Ю. Черных)
| Художественные особенности стихов.
| 1. Выразительное чтение.
2. Анализ стихотворений.
3. Определить особенности содержания и формы стихотворения.
4. Турнир веселых «рифмачей».
| Задания по группам:
- написать стихотворение.
«Необычные гости»
|
| 23
| Иннокентий Луговской. Стихотворение «Кто разбил лед?»
| Объяснительно-иллюстративный, поисковый.
| Слово об Иннокентии Луговском.
| Словарь вводимых понятий:
- эпиграф
| 1. Освоение понятий.
2. Анализ стихо-
| Конкурс чтецов: стихи братских
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
|
|
| Цель: увидеть особенности содержания стихотворения И. Луговского; показать роль эпиграфа; познакомить с особенностью звукописи в передаче авторской мысли в лирическом произведении.
|
|
| - аллитерация
- ассонанс
| творений
3. Выразительное чтение стихотворений.
| поэтов.
|
| 24
ВНч
| «Мой город» - цикл стихов братских поэтов о родном городе.
Цель: формирование представлений об истории и культуре родного города через поэзию братчан; воспитание культуры чтения, патриотизма.
| Урок внеклассного чтения
| Н. Снегов
А. Лисица
А. Яковлева и др. Сборник стихов «И пальцы просятся к перу».
| Представление об истории и культуре родного Братска, Сибирского края.
| 1. Чтение наизусть.
2. Устные высказывания; аргументирование: почему выбрано именно данное стихотворение.
| Прочитать рассказ А. Шастина «Пример для подражания»
|
| 25
| Слов и дело в рассказе Анатолия Шастина «Пример для подражания»
Цель: привлечь внимание к рассказам для детей иркутского писателя А. Шастина; понять нравственные аспекты рассказа. О. Шахерова
Стр. 55
| Эвристическая беседа
| Слово об А. шастине. Истинная и ложная воспитанность.
| Художественная деталь.
Ирония.
Комический эффект. Значение слова и дела в жизни.
| 1. Беседа по прочитанному.
2. Выборочное чтение.
3. Творческое задание:
Составить рассказ на основе жизненного опыта.
4. Нахождение ИВС.
| Сказка «Мешок снов».
Отвечать на вопросы из учебника.
|
| 26,27
| Юрий Самсонов и его сказка «Мешок снов»
Цель: знакомство с творчеством Ю. Самсонова; выявить нравственные уроки по произведению – сказке; овладение навыками анализа прозаического текста.
| Поисковый, объяснительно-иллюстративный.
| Литературная и народная сказки. Урок сказки Ю. Самсонова. О щедрости и жадности, подлинной красоте и доброте.
| Двоемирие в сказке; магическое число «3»;
Волшебницы
Поиск клада.
Авторская позиция.
Черты современного города.
| 1. Художественный пересказ эпизодов.
2. Анализ сказки.
3. Развернутый ответ – характеристика.
4. Творческое задание – сочинение.
| Описать: «Какой сон вы попросили бы у старушки?»
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
|
|
|
|
|
| Кольцевая композиция.
|
|
|
| 28 1
| Геннадий Павлович Михасенко. Фантастический рассказ
«Тетя Атиса»
| Объяснительно-иллюстративный
| Слово о Г.П. Михасенко Обзор его творчества.
| Олицетворение. Работа со словарем. Особенности взаимоотношения между взрослыми и детьми. Конфликт между желаемым и реально возможным.
| 1. Чтение по ролям.
2. Пересказ фрагментов текса:
- подробный;
- сжатый;
- выборочный.
3. Анализ текста.
4. Анализ диалога. Творческие задания:
- конкурс на лучшего рассказчика фрагмента текста;
- рассказ от имени тети Атисы.
| Читать частьII (2-ой день из жизни Вани Петухова)
|
| 29 2
| Основной конфликт в рассказе «Тетя Атиса»
| Эвристическая беседа
|
Дочитать рассказ, ответить на вопросы учебника.
|
| 30 3
| Прием олицетворения и его роль в рассказе «Тетя Атися».
| Анализ текста, поисковый.
|
| 31 4
| Становление характера главного героя фантастического рассказа.
Общие цели: пробудить интерес к творчеству братского писателя Г. Михасенко; показать своеобразие рассказа – сочетание фантастического и современного реалистического миров; развитие аналитических навыков и умений учащихся.
| Проблемный, поисковый.
|
Подготовиться к конкурсу на лучшего рассказчика.
|
| 32
| Марк Сергеев. Ответственность человека за свои поступки в рассказе «Для чего нужна сила, или как не стать посмешищем».
Цель: познакомить учащихся с основными вехами жизни и творчества М.Сергеева; показать особенности сюжета; побудить школьников задуматься над нравственными вопросами современной жизни.
| Поисковый. Объяснительно-иллюстративный
| Об авторе Марке Давидовиче Сергееве; основные вехи жизни и творчества. Стихи туркменского поэта Каюма Тангрыкумиева.
| Советы М.Д. Сергеева. Для чего нужна сила человеку? Поговорки и пословицы разных народов в рассказе.
| 1. Вопросы на выявление темы и ее развития.
2. Выписать поговорки и пословицы, разных народов, приведенные в рассказе; дать их толкование.
| Выписать важные на ваш взгляд, советы. Прочитать стихотворение А. Лисицы «Учительница»
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
|
|
| О. Шахерова
Стр. 58
|
|
|
|
|
|
| 33
| Геннадий Машкин
Образ учителя музыки в рассказе «Лютня»
Цель: познакомить учащихся с точкой зрения писателя на роль учителя в жизни человека; показать особенности рассказа; учить понимать авторскую позицию. О. Шахерова
Стр. 59
| Поисковый, эвристическая беседа.
| Слово о Г. Машкине. Учитель с точки зрения писателя.
| Сопоставление рассказа Машкина и стихотворения А. Лисицы «Учительница» Открытие школьниками сущности характера и поведения своего учителя.
| 1. Устный рассказ о любимом (уважаемом) учителе). 2. Выразительное чтение. 3. Сравнение сюжетов в прозаическом и стихотворном текстах.
|
|
| 34
| Итоговый урок «Мое открытие сибирской литературы».
Встреча с братским поэтом
Цель: обобщить и систематизировать знания, умения, навыки учащихся по курсу «Литература Восточной Сибири»; встреча с творческим человеком родного Братска.
| Синтез ЗУН Библиотечный урок
|
| Выставка сборников стихов братских поэтов; литературных изданий писателей – братчан.
| 1. Встреча и защита творческих работ, выполненных в течение учебного года.
2. Встреча с поэтом В. Корниловым.
|
|
| Всего:
|
- чтение и изучение произведений
| - 30 часов
|
- развитие речи
| - 2 часа
|
- внеклассное чтение
| - 1 час
|
- библиотечный урок
| - 1 час
|
|
| Итого:
| 34 часа
|