№
| Дата
| Тема урока.
| Основные виды деятельности на уроке.
| Теория литературы.
| Лексическая работа.
|
|
1
|
| Введение «Книга – твой друг»
| Знакомство с особенностями работы по учебнику.
| Форзац, титульный лист, обложка.
| Завещание
|
|
2
|
| Рассказ о мифе и мифологии.
| Подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование.
| Миф, легенда, мифологический сюжет, мифологический персонаж.
|
|
|
3
|
| Античный миф.«Рождение Зевса», «Олимп».
| Представление книги Н.А.Куна «Легенды и мифы Древней Греции», слайдовая презентация.
| Античная мифология
| Олимп, сонм богов
| ИКТ
|
4
|
| Одиссей на острове циклопов. Полифем.
| Сообщения учителя и учащихся, составление плана, выразительное чтение отрывка из «Одиссеи».
| Мифологические герои и персонажи.
| Одиссей
|
|
5
|
| Загадки.
| Работа со статьёй учебника, заполнение таблицы, выразительное чтение сказки, мифа, конструирование загадки.
| Загадки.
| Сфинкс.
|
|
6
|
| Пословицы и поговорки.
| Слово учителя, составление таблиц, беседа.
| Пословицы, пого-ворки, Антитеза, антонимы, иносказание.
|
|
|
7
|
| Сказки. «Царевна – лягушка»
| Составление плана сказки и таблицы, художественный пересказ, работа с иллюстрациями.
| Сказки. Типы сказок. Компози-ция волшебной сказки.
| Лытать, пытать,тужить кручиниться, молвить.
| ИКТ
|
8
|
| Бытовая сказка «Чего на свете не бывает»
| Беседа, исследовательская работа с текстом, художественный пересказ, создание иллюстраций.
| Сказочный персонаж. Сказка и миф: сходства и различия.
|
|
|
9
|
| Сказки народов России. «Падчерица»
| Беседа, художественный пересказ, создание комментариев к иллюстрациям.
| Типы сказочных персонажей.
| Гульбика.
|
|
10
|
| Древнерусская литература. Из «Повести временных лет».
| Сообщение учителя, составление вопросов по материалам статьи учебника, слайдовая презентация, выразительное чтение наизусть.
| Начальное понятие о древнерусской литературе.
| Земля Угорская. Волохи.
| ИКТ
|
11
|
| Летопись. «Кий, Щек и Хорив», «Хазары»
| Сообщения учителя и учащихся; сравнение оборотов, свойственных древнерусскому языку, с современными формами речи.
| Летопись
| Неоскудеваю-щая, пожинаем ученье книжное. Щек, Хорив, Лыбедь
|
|
12
|
| Из басен народов мира. Эзоп. «Ворона и Лисица».
| Конструирование вопросов к статье учебника, выразительное чтение (инсценирование) легенды об Эзопе, беседа.
| Басня, притча, «эзопов язык».
| Легковерный, лесть, коварство, тщеславие, хитрость.
|
|
13
|
| Русские басни. В.К.Тредиаков-ский «Ворон и Лисица»
| Составление плана статьи учебника, сообщение учителя, лексическая и терминологическая работа.
| Басенный сюжет, мораль, инверсия.
| Унесть, до-мочься, вещба, почту, доброт, надмен.
|
|
14
|
| И.А.Крылов. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лисица»
| Работа с портретом писателя и иллюстрациями, исследовательская работа с текстом, сообщения учителя и учащихся.
| Сравнение.
| Жар-птица, вещунья, плутовка, взгромоздить-ся
|
|
15
|
| И.А.Крылов. «Волк на псарне», «Демьянова уха», «Свинья под дубом»
| Сообщение учителя и учащихся, работа с иллюстрациями, беседа, лексическая работа.
| Гипербола, аллегория.
| Лицемерие, демьянова уха, свинья под дубом.
|
|
16
|
| Русская басня в XX веке.
| Выразительное чтение по ролям, беседа, сообщения учащихся.
| Аллегория.
| Бахвальство, самоуверен-ность.
|
|
17
|
| А.С.Пушкин. Краткие сведения о детстве поэта. Книга в его судьбе Стихотворение «Няне»
| Работа с учебником, комментарии к портретам А.С.Пушкина и его родных, беседа.
| Риторическое обращение.
| Человечность.
|
|
18
|
| «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Добро и зло в сказке.
| Сообщение учителя, различные виды чтения, рассказ о герое, словесное рисование.
| Фольклорные элементы.
| Терем, подворье, лежанка, клюка, рогатка, целомудрие.
| ИКТ
|
19
|
| «Руслан и Людмила» (отрывок)
| Работа с иллюстрациями, выразительное чтение , работа со словарём, сжатый пересказ.
| Рифма.
| Дол, тужит, злато, позолота, брег
|
|
20
|
| Мир природы в стихотворениях А.С.Пушкина. «Зимняя дорога».
| Выразительное чтение, составление ассоциативных рядов, беседа, работа с учебником.
| Пейзажная лирика.
| Долгая, родное, версты.
|
|
21
|
| Поэзия XIXвека о родной природе.
| Выразительное чтение, групповая исследовательская работа с текстом, прослушивание музыкальных произведений.
| Пейзажная лирика.
| Лучезарный, лазурь, гласить.
|
|
22
|
| М.Ю.Лермонтов. Краткие сведения о детских годах поэта.
| Работа с материалами выставки, работа с учебником, оформление рефлексивной таблицы.
|
|
|
|
23
|
| М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Историческая основа и прототипы героев.
| Сообщения учителя и учащихся, заполнение таблицы, подводящей итоги на уроке; работа с учебником, конструирование диалога, слайдовая презентация.
| Эпитет, сравнение, прототип.
| Рукопашный бой, богатырь, полковник, солдат, булат, заряд, пушка, орудие.
| ИКТ
|
24
|
| Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю.Лермонтова и изобразительном искусстве.
| Работа с учебником, с терминами, устное словесное рисование, исследовательская работа с текстом.
| Метафора, звукопись, диалог, монолог, аллитерация, ассонанс.
| Штык, ядро, квартира, мундир.
|
|
25
|
| Н.В.Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в его жизни и судьбе.
| Сообщения учителя и учащихся, работа с иллюстрациями, слайдовая презентация, конкурс на лучшего знатока повести.
|
|
| ИКТ
|
26
|
| «Ночь перед Рождеством». Образы и события повести.
| Выразительное чтение, художественный пересказ, работа с текстом, таблицей и иллюстрацией.
| Мифологические и фольклорные мотивы.
| Колядовать, парубок, во-лость, бричка, кожух, шинок.
|
|
27
|
| Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»
| Составление рассказа о герое, пересказ наиболее значимых для понимания сущности образа эпизодов.
| Фантастика, сюжет, художественная деталь, портрет, речевая характеристика.
| Заседатель, смушки, миряне, тавлинка, кныш, капелю-хи, сотник.
|
|
28
|
| И.С.Тургенев. Детские впечатле-ния писателя. Спасское – Лутовиново в его творческой биографии.
| Сообщение учителя и учащихся, заочная экскурсия в Спасское – Лутовиново, беседа, работа с иллюстрациями.
| Прототип.
|
|
|
29
|
| «Муму». Тема рассказа. Центральные и второстепенные образы. Отношение автора к героям.
| Краткий выборочный пересказ, рассказ о герое по плану, словесное рисование.
| Рассказ, тема художественного произведения, художественная деталь.
| Вдова, соха, каморка, захолустье, утесняемый, кротость, гривенник, приживалка.
|
|
30
|
| Герасим и Муму. Немой протест героя – символ немоты крепост-ных крестьян.
| Сообщения учащихся, выразительное чтение, работа с иллюстрациями.
| Эпизод.
| Краснобайство никчёмность, забитость, бессловес-ность.
|
|
31 Рр
|
| Подготовка к сочинению на тему «Эпизод рассказе «Муму».
| Работа с планом анализа эпизода, составление рабочих материалов, конструирование начала и финала сочинения.
| Эпизод, сюжет, конфликт, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
|
|
|
32
|
| Стихотворения в прозе «Воробей», «Русский язык»
| Выразительное чтение, чтение наизусть.
| Стихотворение в прозе, эпитет, сравнение.
| Благоговеть, сомнения, тягостный.
|
|
33
|
| Н.А.Некрасов. Детские впечатления поэта.
| Работа с учебником, сообщение учителя и учащихся, заполнение таблицы, заочная экскурсия (слайдовая презентация)
|
|
| ИКТ
|
34
|
| Особенности композиции стихотворения «Крестьянские дети»
| Сообщение учителя, беседа, выразительное чтение.
| Композиция.
| Вестимо, вир-ши, дупель, пожня, найпаче, застить.
|
|
35
|
| Стихотворение «Тройка». Основная тема и способы её раскрытия.
| Выразительное чтение, сообщение учителя, работа с учебником, беседа.
| Фольклорные элементы в произведении.
| Дикарка, терпение.
|
|
36
|
| Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Историко- литературная основа рассказа «Кавказский пленник»
| Сообщение «историка» о присоединении Кавказа к России, рассказ по плану, различные виды чтения.
| Рассказ, его композиция.
|
|
|
37
|
| «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену.
| Выразительное чтение по ролям, художественный пересказ, исследовательская работа с текстом.
| Рассказ, портрет.
|
|
|
38
|
| Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа.
| Составление цитатного плана, беседа, работа с иллюстрациями.
| Завязка, кульминация, развязка.
| Жизненная позиция.
|
|
39 Рр
|
| Подготовка к сочинению «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник?»
| Составление плана сочинения, отбор рабочих материалов, вступления и заключения.
|
|
|
|
40
|
| А.П.Чехов. Детские и юношеские годы писателя. Книга в его жизни.
| Сообщение учителя и учащихся, выразительное чтение, работа с изобразительным материалом, слайдовая презентация.
|
|
| ИКТ
|
41
|
| Рассказ «Злоумышленник».Приёмы создания характеров и ситуаций. Жанровое своеобразие рассказа.
| Выразительное чтение, исследовательская работа с текстом.
| Юмор, комическая ситуация, ирония, антитеза, метафора, градация.
| Злоумышленник, пестрядинный, на живца, шилишпер, играть в бабки.
|
|
42 Рр
|
| Подготовка к сочинению. Юмористический рассказ о случае из жизни.
| Составление плана сочинения, рабочего материала, вступления и заключения.
|
|
|
|
43
|
| И.А.Бунин. Семей-ные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни писателя.
| Сообщение учителя и учащихся, заочная экскурсия в музей И.А.Бунина в Ельце, работа с иллюстрациями, слайдовая презентация.
|
|
| ИКТ
|
44
|
| «Густой зелёный ельник у дороги». Тема природы и приёмы её реализации. Второй план в стихотворении.
| Выразительное чтение, беседа, работа с учебником.
| Стихотворение – размышление.
| Красота, смерть, стезя, ловитва.
|
|
45
|
| «В деревне» Слияние человека с природой.
| Исследовательская работа с текстом и иллюстрациями, выразительное чтение, беседа.
| Образ – пейзаж.
| Коренник, иноходью, вогул, пристяжные
|
|
46
|
| Л.Н.Андреев. Краткие сведения о писателе «Петька на даче». Мир города в рассказе.
| Сообщение учителя, работа с иллюстрациями, различные виды пересказа, составление вопросов.
| Тема, эпизод.
| Потешный, подмастерье, окорначенный, оторопелый, апатичный.
|
|
47
|
| Противопоставле-ние мира города и дачи в рассказе. Тематика и нравственная проблематика произведения.
| Выразительное чтение, беседа, создание иллюстраций к эпизоду, исследовательская работа с текстом.
| Финал.
|
|
|
48
|
| А.И.Куприн. Краткие сведения о писателе «Золотой петух» Тема, особенности создания образа.
| Выразительное чтение, работа с учебником, создание иллюстраций к прочитанному, беседа.
| Рассказ, характеристика персонажа, портрет.
| Пианиссимо, фуга, легион, Цезарь, когорта, триумфатор.
|
|
49
|
| А.А.Блок Детские впечатления поэта Блоковские места.
| Сообщения учителя и учащихся, работа с учебником, беседа, слайдовая презентация.
|
|
| ИКТ
|
50
|
| А.А.Блок «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом»
| Выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, создание иллюстраций, работа с репродукциями.
| Образная система стихотворения, антитеза, художественное пространство.
| Розовый
|
|
51
|
| С.А.Есенин В есенинском Константинове «Ты запой мне ту песню, что прежде…»
| Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение, беседа, слайдовая презентация.
| Эпитет, метафора, сравнение, олицетворение.
| Холст, холщовый.
| ИКТ
|
52
|
| Природа в поэзии С.А.Есенина «Поёт зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…»
| Выразительное чтение, работа с репродукциями картин русских художников, исследовательская работа с текстом.
| Олицетворение.
| Баюкать, аукать, мохнатый, сосняк.
|
|
53
|
| А.П.Платонов Краткие сведения о писателе «Никита». Мир глазами ребёнка.
| Составление цитатного плана, выразительное чтение, пересказ фрагмента, составле-ние словаря для характерис-тики предметов и явлений.
| Мифологическое сознание, тема, образ.
| Просо, щербатое, ощериться, век вековать, трудодень.
|
|
54
|
| П.П.Бажов. Краткие сведения о писателе. «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П.Бажова.
| Рассказ о событиях от лица участника, отзыв об эпизоде, работа с рефлексивной таблицей, слайдовая презентация, пересказ фрагмента.
| Сказ, его отличия от сказки. Приёмы создания художественного образа. Афоризм.
| Талант, мастер, мастерство, блаженный.
| ИКТ
|
55
|
| Н.Н.Носов. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника». Тема, система образов.
| Составление плана статьи учебника и рассказа о писателе, выразительное чтение по ролям, сообщение о картине В.Г.Перова «Охотники на привале».
| Юмор( развитие представления).
| Оптимизм.
|
|
56 Рр
|
| Подготовка к сочинению «Забавная история со мной (или моим другом)
|
|
|
|
|
57
|
| Е.И.Носов. Краткие сведения о писателе. «Как патефон петуха от смерти спас». Мир глазами ребёнка; юмористическое и лирическое в рассказе.
| Рассказ о Е.Носове, выразительное чтение, пересказ, Беседа, исследовательская работа с текстом.
| Юмор.
| Жалостливый, милосердие.
|
|
58
|
| Родная природа в произведениях писателей XX века. В.Ф.Боков «Поклон», Н.М.Рубцов «В осеннем лесу», Р.Г.Гамзатов «Песня соловья»
| Выразительное чтение, беседа, создание иллюстраций.
| Пейзажная лирика, образ- пейзаж, звукопись, поясной поклон.
|
|
|
59
|
| В.И.Белов «Весенняя ночь» Природа в лирической прозе.
| Исследовательская работа с текстом, беседа, создание письменного высказывания в жанре лирической прозы.
| Лирическая проза.
| Разнузданный.
|
|
60
|
| Д.Дефо. сведения Роман «Жизнь и необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» Сюжетные линии, характеристика персонажей.
| Художественный пересказ, сообщения учителя и учащихся, комментарии к книжной выставке.
| Приключенческий роман, путешествие.
| Робинзонада.
|
|
61
|
| Х.К.Андерсен. Краткие сведения о писателе, его творчестве.
| Составление комментария к книжной выставке и иллюстрациям. Беседа по материалам рефлексивной таблицы, викторина.
| Волшебная сказка.
|
|
|
62
|
| Х.К.Андерсен. Сказка «Соловей» внешняя и внутренняя красота, благодарность
| Составление вопросов по статье учебника создание иллюстраций к прочитанному, исследовательская работа с текстом, беседа.
| Волшебная сказка, авторский замысел и способы его характеристики.
| Капельмейстер.
|
|
63
|
| М.Твен «Приключения Тома Сойера». Жизнерадост- ность героя, его неутомимый интерес к жизни.
| Выразительное чтение по ролям, беседа, работа со статьёй учебника, выявление сходства и различия между сатирой. Юмором и иронией.
| Юмор, ирония, сатира.
| Репортёр, лоцман, эрудиция, экипирован, репутация, эластично, воспарить.
|
|
64
|
| Дж.Лондон «Сказание о Кише»
| Художественный пересказ эпизода, выразительное чтение по ролям, составление краткого ответа на вопрос.
| Рассказ.
| Сказание, дерзкий.
|
|
65
|
| Ж.Рони-Старший «Борьба за огонь. Человек и природа, борьба за выживание.
| Составление вопросов к статье учебника, цитатных планов глав повести, работа с иллюстрациями, беседа.
|
|
|
|
66
|
| А.Линдгрен «Приключение Эмиля из Линнеберги»
| Сообщения учителя и учащихся, беседа, художественный пересказ, викторина.
|
|
|
|
67
|
| Заключительный урок. Литературная викторина
| Ответы на вопросы, инсценировки.
|
|
|
|
68
|
| Рекомендации для летнего чтения.
|
|
|
|
|