Урок по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными места»





Скачать 71.27 Kb.
НазваниеУрок по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными места»
Дата публикации09.09.2014
Размер71.27 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Общеобразовательная школа с.Сапеево» Азнакаевского района РТ
Из опыта работы
Открытый урок по теме

«Сложноподчинённые предложения с придаточными места»
учителя русского языка и литературы,

второй квалификационной категории

Исмагиловой Л. М

2012


Тематическая разработка урока курса «Русский язык» в 9 классе
МБОУ « Общеобразовательная школа с. Сапеево» Азнакаевского района РТ

Класс: 9

Учитель : Лилия Миргаязовна Исмагилова

Данный урок соответствует программе Л. З. Шакировой по русскому языку для 5-11 классов, ориентированной на совершенствование орфографической, пунктуационной грамотности учащихся, а также углубление знаний и развитие умений учащихся по орфоэпии, словообразованию, синтаксису и составлению связного текста.

Количество часов в неделю, отводимое на изучение русского языка в 9 классе- 2, количество часов в год- 70.

Данный урок- продолжение изучения материала.

По дидактическим целям- углубление знаний.

По структуре данный урок исследовательский.

Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений русский язык 5 – 11классы / авторы: Л. З. Шакирова, Н. Н. Фаттахова, Р. Ю. Закирова, З. Ф. Юсупова. – К.:Магариф, 2003.

Учебник: Н. А. Андромонова, Л. Д. Умарова . Русский язык 9 класс.- Казань.:Магариф, 2008.

Дополнительная литература: Т. Ю. Угроватова «ЕГЭ по русскому языку. Учебно-тренировочные тесты» , ООО «Издательство АСТ», 2007
Вид мероприятий:

Открытый урок в рамках учебной программы и календарно-тематического планирования.
Форма мероприятия: исследование теоретического и практического материала учебника и других текстов.
Участники: учащиеся 9 класса МБОУ « ООШ с. Сапеево» Азнакаевского района РТ.
Место проведения: МБОУ « ООШ с. Сапеево» Азнакаевского района РТ, на 1 туре муниципального этапа конкурса «Учитель года-2012»
Время: 45 минут.
Атрибуты урока:

  • тетради по русскому языку

  • компьютер

  • проектор

  • слайды с методическими заготовками



УРОК

Тема: Сложноподчинённые предложения с придаточными места.

Цели :Познавательные:

- повторить опознавательные признаки СПП;

- проверить знания о СПП с придаточными определительными, изъяснительными;

- познакомить с отличительными особенностями придаточных места

(строение, средства связи, положение в СПП);

- научить опознавать СПП с придаточными места среди других СПП.

Развивающие:

- формировать навыки исследовательской деятельности учащихся;

- в целях подготовки к ГИА формировать умения и навыки работы с

текстом;

- правильно употреблять в речи данные виды предложений.

Воспитательная:

- развивать мыслительные процессы, актуализировать познавательную деятельность

учащихся;

- воспитать уважение к общечеловеческим ценностям;

- воспитать в детях любовь и интерес к русскому языку, стремление к знаниям.

Оборудование: слайды, текст, С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка».
Ход урока:

I.Организационный момент.

Добрый день, дорогие ребята!

II.Актуализация.

Учитель: Вспомним ,ребята, как звучит тема предыдущего урока.

Ученики: Сложноподчинённые предложения .

Учитель: С какими СПП вы уже познакомились?

Ученик: СПП с определительными придаточными, СПП с изъяснительными придаточными.

Учитель: Сегодня мы продолжим знакомство с СПП. Сядьте прямо, поднимите головки, улыбнитесь солнцу, сегодняшнему дню и настройтесь на результативную работу.

1.Ребята, мы изучим тему «СПП с придаточными места». Но вначале повторим пройденный материал о других видах СПП и в целях подготовки к ГИА произведём небольшой анализ текста:

1)выступление учеников , заранее подготовивших презентации об СПП с определительными и изъяснительными придаточными;

2) чтение отрывка из книги Владимира Солоухина «Камешки на ладони».

Текст посвящён теме благо. Но перед тем как прочитать текст, познакомимся с лексическим значением слова «благо» по толковому словарю С. И. Ожегова.

Выступление заранее подготовившегося ученика.

Слово «благо» толкуется в двух значениях :

1.Добро, благополучие.

2.То, что даёт достаток, благополучие, удовлетворяет потребности (слайд №4)

3) чтение текста учеником (слайд №5)

(1)Когда начинается разговор о благах, принесённых человечеству цивилизацией, то в первую очередь приходят на ум совершенно необыкновенные способы передвижения, удобства транспорта.

( 2)Начать с малого.(3) Город одним уж тем отличается от деревни в лучшую сторону, что в нём можно пользоваться удобными троллейбусами, автобусами, а в некоторых городах и метро. (4)Но нетрудно заметить, что это удобство пришло к людям лишь с необходимостью ими пользоваться. (5)В самом деле: троллейбус нужен лишь потому, что далеко до места работы, до кинотеатра, до магазина, до рынка.(6)Зачем в деревне троллейбус?

(7)Говорят: до Хабаровска теперь вы можете долететь за восемь часов, а ваш дед не мог.(8)Но деду не нужно было лететь в Хабаровск.(9)У него пасека была на задворках, поле в двух километрах, а в гости он ездил, запрягая тарантас, если на Успеньев день, и санки, если на масленицу.

(10)Вглядываясь пристальнее в другие разнообразные блага современной жизни, замечаешь, что все они служат лишь для погашения не всегда приятных необходимостей

и , таким образом, не имеют права называться благами.

(11)В конце концов, благо и пенициллин, но для того, чтоб он воспринимался как благо, нужна, увы, болезнь.(12)Для здорового же человека это совершенно излишний предмет.

(13)Кстати, о метро.(14)Конечно, оно прекрасно. (15)Но ведь только от горькой нужды мы, люди, должны лезть под землю, чтобы там передвигаться.

(16)Человеку было бы более свойственно неторопливо ходить или ездить там, где растёт трава, где плавают облака и светит солнце.(В. Солоухин)

Учитель: Волнующая всех нас актуальная проблема блага поднимается в тексте известным писателем В. Солоухиным. По В.Солоухину благо- это воплощение в жизнь приятных необходимостей. Трудно не согласиться с ним.

Да, благо есть то, к чему стремится человек. Сколько людей на свете, столько и понятий о благо, потому что благо состоит в удовлетворении запросов и при этом разных.

Русская пословица гласит: «У каждого по горю, да не поровну. У одного похлёбка жидка, у другого жемчуг мелок». То же самое можно сказать и о благо. Тем не менее, у каждого блага есть основа. Наиболее прочной основой является удовлетворённость главным делом своей жизни, которое тоже у каждого человека своё.

Каждый этап жизни имеет свои дела. В настоящее время главное дело вашей жизни –усердная учёба, являющаяся для вас наивысшим благом.

Ребята, докажите , что перед вами текст.

Ответ ученика: Это речевое произведение, состоящее из ряда предложений, расположенных в определённой последовательности и объединенных в одно единое целое единством темы, основной мысли и с помощью различных языковых средств (антитеза, контекстные антонимы).

Учитель: Какой тип течи представлен в тексте?

Ученик: Рассуждение (ученики аргументируют свои ответы)

Учитель. Размышления В. Солоухина о благах современной цивилизации неоднозначны. Нетрудно заметить, что текст построен на противопоставлениях, иначе на антитезе: о чём бы он ни говорил, автор неизменно сталкивает прошлое и настоящее. Для этого он использует контекстные антонимы (ребята находят в тексте контекстные антонимы)
Город-деревня

Троллейбус-тарантас

Автобус- санки

Благо -не всегда приятная необходимость

Метро-горькая нужда
Учитель: Ребята, что такое для вас «благо»?

Ответы учеников.

III. Усвоение новой темы.

Учитель: Тема нашего урока- СПП с придаточными места.

- Ребята, как вы думаете, какова будет цель дальнейшей нашей работы? (Научиться отличать придаточные места от других придаточных СПП).

- Что для этого необходимо? (Знать отличительные особенности этих придаточных предложений).

- Как мы это узнаем? ( Нам помогут учебник, справочные материалы)

Действительно, в процессе работы мы узнаем отличительные особенности придаточных места( строение, средства связи, положение в СПП), научимся опознавать СПП с придаточными места среди других СПП.

Обстоятельственные придаточные предложения имеют такие же значения, что и обстоятельства в простом предложении.

Обратите ещё раз внимание на текст В. Солоухина и найдите в нём СПП с придаточным места.

(Коллективно находят это предложение, а один ученик записывает его на доске, выделяет в нём главное, ставит вопрос к придаточному, указывает к чему относится придаточное , как присоединяется к главному предложению, что обозначает, составляет схему предложения и самостоятельно формулирует правило урока. Правильность проверяем слайдами № 7, 8.)

Таким образом, мы сами определили отличительные особенности придаточных места . не обращаясь к учебнику.

А теперь обратим внимание на слайд №9

Задания:

- выделите в предложении главное;

- поставьте вопрос к придаточному;

- к чему относится придаточное, как присоединяется к главному предложению;

- что обозначает придаточное;

1)Дорогою свободной иди, куда влечёт тебя свободный ум.(А. Пушкин)

2)И Таня входит в дом пустой, где жил недавно наш герой.(А. Пушкин)

3)Я стал припоминать, куда ходил в течение дня.(И. Тургенев)

Учащиеся делают вывод о том , что не все придаточные с союзами места являются придаточными места.

А по схемам слайда № 10 ученики составляют предложения и определяют значения придаточных.

  1. [… туда], (где…).

2) [Там, (где…),…].

  1. […глаг.],(куда…).

  1. […сущ.],(где…).

  1. […сущ.],(куда…).

IV.Закрепление изученного

  1. Упр.109- выполняет 1 вариант

2. Упр.111- выполняет 2 вариант

V. Итоги урока

VI Домашнее задание

I группа-написать сочинение-рассуждение с использованием сложноподчинённых предложений с придаточными места на тему «»Учёба -благо или неприятная необходимость?»

II группа-Правило, упр.113

Использованная литература:

  1. Учебник : Н. А. Андромонова, Л. Д. Умарова. Русский язык 9 класс.- Казань: Магариф, 2008.

2.Т. Ю. Угроватова «ЕГЭ по русскому языку. Учебно-тренировочные тесты» ,

ООО «Издательство АСТ», 2007



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными места» icon«Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными»
Цель: 1 Систематизировать знания по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными»
Урок по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными места» iconУрок русского языка в 9 классе Тема: Сложноподчиненные предложения...
Развивать умение анализировать структуру предложения, выполнять графический и словесный синтаксический анализ предложений
Урок по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными места» iconУрок русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчинённые предложения...
Цели: продолжить углубление понятия о сложносочинённых предложениях с придаточными определительными
Урок по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными места» icon«Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Придаточные места»
Повторить опознавательные признаки спп, сведения об спп с придаточными определительными и изъяснительными
Урок по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными места» iconУрок русского языка в 9-м классе Тема: «Сложноподчинённые предложения...
Тема: «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и определительными». Закрепление
Урок по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными места» iconУрок тема: Сложноподчинённые предложения с придаточными места
Учитель: Сегодня мы продолжим знакомство с спп. Сядьте прямо, поднимите головки, улыбнитесь солнцу, сегодняшнему дню и настройтесь...
Урок по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными места» iconТема: Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени
Спп с придаточной места и времени, правильно расставлять знаки препинания в таких предложениях, отличать придаточные места от придаточной...
Урок по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными места» iconУрок Цели урока
Урок по русскому языку в 9 классе по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и местоименно-определительными....
Урок по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными места» iconУрока, № урока по теме Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными
Показать особенности спп с придаточными изъяснительными; формировать умения находить спп с придаточными изъяснительными в тексте,...
Урок по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными места» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема и номер урока в теме: «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными», урок 1
Урок по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными места» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема и номер урока в теме: Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, 1 урок
Урок по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными места» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема и номер урока в теме: Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. (1-ый урок)
Урок по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными места» iconУрок по теме “Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными”...
Педагогическая мастерская по типу “Технология развития критического мышления через чтение и письмо”
Урок по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными места» iconУрок русского языка в 9 классе Тема: «Сложноподчиненные предложения...
Познакомиться со сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными, видами придаточных обстоятельственных, средствами...
Урок по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными места» iconУрок русского языка Тема: «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными»
Зачитывание выписанных в тетради примеров спп с придаточными определительными и изъяснительными. Работа учащегося у доски по карточке....
Урок по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными места» iconПереведите сложноподчиненные предложения с придаточными времени
Ответьте на вопросы, употребите сложноподчиненые предложения с союзами solange, bis, seitdem, während, nachdem


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск