Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании нормативных документов: Федерального компонента государственного образовательного





НазваниеПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании нормативных документов: Федерального компонента государственного образовательного
страница1/4
Дата публикации01.10.2014
Размер0.49 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4


1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основании нормативных документов:

  1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе (базовый уровень) 2004 г. (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05 марта 2004 года "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования".)

  2. Федерального базисного учебного плана (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09 марта 2004 года);.

  3. Регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Вологодской области, реализующих программы общего образования (приказ Департамента образования Вологодской области № 574 от 31 марта 2005 года «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Вологодской области, реализующих программы общего образования»).

  4. Приказа Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2011 года № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год».

  5. Авторской программы учебного плана школы на 2012-2013 учебный год (приказ № 125 от 31.08.2012 г.)


Используемый УМК:

Программа: С.Г. Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Москва. « Русское слово». 2010 г.

Основной учебник: Г.С.Меркин. Литература 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Москва. «Русское слово» 2010 г
Статус документ.

Программа Г.С. Меркина детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом, учитывает требования Федерального компонентов государственного стандарта общего образования, опирается на концепцию систематического и планомерного ознакомления учащихся с русской литературой от фольклора к современной литературе, четко ориентирована на последовательное углубление усвоения литературных текстов, понимание и осмысление развития творческого пути каждого писателя и развития литературы в целом, формирование умений и навыков, необходимых каждому грамотному читателю и «талантливому читателю».

Выбор данной программы основан на следующих аргументах:

В программе Г.С.Меркина содержание литературных произведений учитывает эстетическую и воспитательную роль предлагаемых для изучения текстов, имеет как бы концентрическую форму для каждого класса, т.е. предусматривается содержательная и структурная взаимосвязь разделов. Данная программа формирует интерес школьников не только к творческому прочтению произведения, но и к сотворчеству, т.е. к глубинному и проникновенному диалогу читателя и писателя. Изменения в программу не вносились.

Программа Г.С Меркина рассчитана на 68 часов в неделю; данная рабочая программа предусматривает изучение произведений в течении 68 часов, из которых 7 уроков отводится на развитие речи и 7 уроков на внеклассное чтение.
Общая характеристика учебного предмета.

Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Курс литературы определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Цели и задачи курса:

Программа ставит целью формирование у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей, воспитание доброты, сердечности, сострадания как важнейших качеств развитой личности.

В процессе обучения литературе ставятся следующие задачи: формировать умение творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умения видеть текст и подтекст, формировать речевые умения (умений составить план, пересказать прочитанное и прокомментировать); умение видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

Для реализации рабочей программы используются следующие технологии: технология проблемного обучения, технология развивающего обучения, ИКТ, интерактивные технологии, технологии личностно-ориентированного обучения.

В изучении курса литературы используются следующие методы: рассказ, объяснение, беседа, лекция, демонстрация, иллюстрирование, наблюдение, работа с учебником и справочным материалом, работа со словарем литературоведческих терминов,

Наряду с объяснительно-иллюстративным методом используются и метод проблемного изложения, частично-поисковый, эвристический и алгоритмический методы обучения.

Основные механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся: решение тестов, поиск информации в различных источниках, выполнение исследовательских, проблемных заданий, написание сочинения, оценивание, самооценивание и взаиморецензирование, работа в парах и группах.

Формирование эстетической культуры школьников неотделимо от эмоционального, интеллектуального и нравственного развития, что достигается при изучении предмета. Курс литературы у школьников формирует гуманистическое мировоззрение, национальное самосознание, гражданскую позицию, чувство патриотизма, любовь и уважение к литературе и ценностям отечественной культуры. Творческий потенциал личности развивается посредством включения школьников в различные виды творческой деятельности. Творческая деятельность создает условия для развития творческого мышления, креативных качеств личности учащихся (способности к длительному напряжению сил и интеллектуальным нагрузкам, самостоятельности и терпения, умения доводить дело до конца, потребности работать в полную силу, умения отстаивать свою точку зрения и др.). Результатом творческой работы школьников является рост их интеллектуальной активности, приобретение положительного эмоционально-чувственного опыта, что в результате обеспечивает развитие творческого потенциала личности.

Формы промежуточной и итоговой аттестации: тесты, устный опрос, сочинения разных жанров. Полученные умения и навыки оцениваются через систему работ, связанных с анализом текста.

Планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года (ступени) в соответствии с требованиями, установленными федеральными образовательными стандартами, образовательной программой образовательного учреждения:

В конце учебного года школьник должен:

Знать:

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей–классиков 18-20 веков;

  • основные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы;

  • определять род и жанр произведения;

  • выразительно читать изученные произведения или их фрагменты, соблюдая нормы литературного произведения;

  • обосновывать своё суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о литературном произведении;

  • составлять простой и сложный план изучаемого произведения;

  • выявлять авторское отношение к героям, делать выводы и умозаключения;

владеть монологической и диалогической речью;

  • писать сочинения на свободную и литературную темы.

2. Тематическое планирование

Предмет: Литература

Класс: 7

Учитель: Смирнова Н.Б.

Всего часов в неделю: 2

Всего часов в год:68

Программа по литературе для 5 – 9 классов общеобразовательной школы под редакцией Г.С.Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева. 6-ое издание. Москва. «Русское слово». 2010.

Учебник литературы для 7 класса под редакцией Г.С.Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева .Москва. «Русское слово». 2010.


Тема

Количество часов по программе

Количество часов по плану

Введение. Литературные роды и жанры.




1+0+0

Устное народное творчество. Былины.




5+1+1

Древнерусская литература.




3+0+0

Из литературы 18 века.




5+0+0

Из литературы 19 века.




21+5+2

Из литературы 20 века.




14+1+3

Из зарубежной литературы.




5+0+0

Итоговый урок. Рекомендация книг для летнего чтения.




0+0+1

Итого

68

Изучение произведений -_54 вн.чт. – 7. Р.Р.- 7,


3. Содержание курса.

7 класс

Введение.

Знакомство со структурой и особенностями учебника. Свое­образие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.

Теория литературы: литературные роды.

Из устного народного творчества

Былины.

«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Со­ловей-разбойник». А.К. Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отра­жение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).

Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).

Развитие речи: отзыв на эпизод, письменные ответы на во­просы.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: легенды и предания о народных заступниках края (региона).

Русские народные песни.

Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масле­ница дорогая...», «Говорили сваты на конях будут »); лириче­ские песни («Подушечка моя пуховая...»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; свое­образие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные пред­ставления и судьба народа в народной песне.

Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, много­образие жанра обрядовой поэзии, лироэпическая песня.

Краеведение: песенный фольклор региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: фольклорный праздник, «посиделки » в литературной гостиной, устная газета.

Из древнерусской литературы.

Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня свое­го »), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, ре­лигиозность.

Теория литературы: эпические жанры и жанровые образо­вания в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).

Развитие речи: подробный пересказ, изложение с элемен­тами сочинения.

Связь с другими искусствами: иконопись, оформление па­мятников древнерусской литературы.

Из литературы XVIII века.

М.В. ЛОМОНОСОВ

Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «О вы, ко­торых ожидает...» (из «Оды на день восшествия на всерос­сийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»). Мысли о просвещении, вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лири­ческого стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.

Теория литературы: ода; тема и мотив.

Развитие речи: сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с репродукциями (портреты М.В. Ломоносова).

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскур­сия: Холмогоры — Москва — Германия — Петербург.

Возможные виды внеурочной деятельности: час размыш­ления «М.В. Ломоносов — ученый-энциклопедист».

Г.Р. ДЕРЖАВИН

Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отра­жение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со сти­хотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихо­творении.

Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообра­зие лирики.

Развитие речи: чтение наизусть.

Д.И. ФОНВИЗИН

Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеоб­разие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.

Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как лите­ратурный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литера­турное направление (создание первичных представлений); классицизм.

Развитие речи: чтение по ролям, устное сочинение.

Связь с другими искусствами: театральное искусство (те­атральные профессии, авторский замысел и исполнение [трак­товка]; актер и режиссер; режиссер и художник).

Возможные виды внеурочной деятельности: инсценировка.

Из литературы XIX века.

А.С. ПУШКИН

Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Ча­адаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Человек и природа («Туча»), Дружба и тема долга. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в лето­писном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема Рос­сии в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «мас­сы» и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая ис­тория создания произведений.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании нормативных документов: Федерального компонента государственного образовательного iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании...
Министерства образования Российской Федерации №1089 от 05 марта 2004 года "Об утверждении федерального компонента государственных...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании нормативных документов: Федерального компонента государственного образовательного iconПояснительная записка Литература 8 класс Данная рабочая программа...
Федерального компонента государственного стандарта (Сборник нормативных документов для общеобразовательных учреждений рф, реализующих...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании нормативных документов: Федерального компонента государственного образовательного iconПояснительная записка Данная рабочая программа по литературному чтению...
Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ мо...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании нормативных документов: Федерального компонента государственного образовательного iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих...
...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании нормативных документов: Федерального компонента государственного образовательного iconПояснительная записка Данная рабочая программа по технологии в 7...
Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ мо...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании нормативных документов: Федерального компонента государственного образовательного iconПояснительная записка Данная рабочая программа по технологии в 8...
Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ мо...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании нормативных документов: Федерального компонента государственного образовательного iconПояснительная записка Данная рабочая программа по музыке 5 класс...
Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ мо...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании нормативных документов: Федерального компонента государственного образовательного iconПояснительная записка Настоящая программа по Мировой художественной...
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании нормативных документов: Федерального компонента государственного образовательного iconПояснительная записка Данная рабочая программа по Основам безопасности...
Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ мо...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании нормативных документов: Федерального компонента государственного образовательного iconПояснительная записка данная рабочая программа по искусству (изо)...
Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ мо...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании нормативных документов: Федерального компонента государственного образовательного iconПояснительная записка Настоящая программа по обществознанию составлена...
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании нормативных документов: Федерального компонента государственного образовательного iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе...
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании нормативных документов: Федерального компонента государственного образовательного iconПояснительная записка рабочая программа по математике составлена...
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10 класса следующих документов
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании нормативных документов: Федерального компонента государственного образовательного iconПояснительная записка. Данная рабочая программа разработана на основании...
Приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании нормативных документов: Федерального компонента государственного образовательного iconПояснительная записка настоящая программа по литературе для 5-9 классов...
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (приложение к приказу Минобразования...
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании нормативных документов: Федерального компонента государственного образовательного iconПояснительная записка рабочая программа по русскому языку составлена...
Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по Окружающему миру и обж (утвержден приказом мо...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск