Введена в действие
Приказом № 96/3
от_31.08.2011г. Принята на заседании
педагогического совета
(протокол № 1_от27.08.2011г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
_____________Т.И. Камалова
Образовательная программа
МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа №46» на 2011 – 2015 г.
НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
на 2011 – 2015 учебный год
1. ЦЕЛИ И ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Образовательная программа МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №46» формировалась, исходя из положений закона Российской Федерации «Об образовании», где в статье 9 поясняется, что образовательная программа определяет содержание образования определённого уровня и направленности, а также (статья 15), что её разработка и утверждение относятся к компетенции образовательных учреждений. Образовательная программа школы разработана на основе нормативных документов: - Конституция РФ - Закон РФ «Об образовании»; - «Типовое положение об общеобразовательном учреждении», утверждено постановлением Правительства РФ от 19.03.01 № 196; - «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования», утверждён приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 - «Федеральный базисный учебный план общего образования», утверждён приказом Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 - «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 года -Устав МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№46» Образовательная программа является общей программой деятельности администрации школы, учителей, родителей и детей. Назначение настоящей образовательной программы - организовать взаимодействие между компонентами учебного плана, учебными программами, этапами изучения предметов, ступенями образования. Реализация программы запланирована на 2012-15 учебные годы. Главными ценностями образовательной программы школы являются:
право каждого ребёнка на получение образования в соответствии с его индивидуальными способностями и возможностями;
признание интересов ребёнка, признание его успехов, создание условий для его самореализации;
право педагога на творчество;
психологический комфорт всех субъектов педагогического взаимодействия;
сотворчество учащихся, учителей и родителей во всех сферах жизни школы;
демократические, партнёрские отношения между взрослыми и детьми;
уважительное отношение к Школе и её традициям.
Главная цель образовательной программы — воспитание свободного, творчески мыслящего, широко образованного человека, адаптированного к жизни в обществе. Цель и ценности образовательной программы позволили определить основные принципы реализации программы школы , учитывающие ожидания учащихся и их родителей. К числу таких принципов педагогический коллектив относит:
принцип — создание развивающей среды, способствующей максимальному раскрытию личностного, интеллектуального и творческого потенциала каждого учащегося;
принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребёнка;
принцип мотивированно - ориентированного обучения
Из главной цели образовательной программы и принципов её реализации вытекают цели школьного образования, дифференцированные по ступеням обучения: I ступень (начальная школа):
освоение обязательного минимума содержания начального общего образования;
формирование у младших школьников познавательного интереса, желания и умения учиться;
формирование начальных представлений о культуре, её значении в жизни общества;
развитие следующих интеллектуальных умений: систематизировать; анализировать; конструировать; моделировать;
развитие абстрактного мышления;
развитие умений социальной коммуникации.
Личностный портрет ученика 1-й ступени предполагает следующее:
грамотный ученик;
интересуется своим здоровьем, владеет навыками гигиены и превой помощи;
определяет свою познавательную сферу, интересы, склонности, переходит от игровой умственной деятельности к активной;
осознает, что он часть окружающего мира, вырабатывает чувство эмпатии, экологическое мышление.
II ступень (основная школа):
освоение обязательного минимума содержания основного общего образования;
осознание значимости учебной деятельности для развития современной отечественной культуры и общества;
развитие мотивации к учебной деятельности;
развитие культуры умственного труда;
развитие навыков самообразования;
создание условий для выбора допрофессионального образовательного маршрута.
Учащиеся, получившие основное общее образование должны:
освоить на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам школьного учебного плана;
приобрести необходимые знания и навыки жизни в обществе, овладеть средствами коммуникации;
овладеть навыками общеучебных умений (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, выделение главного);
знать свои гражданские права и уметь их реализовывать, уважать свое и чужое достоинство, собственный труд и труд других людей.
осознанно подходить к выбору профиля обучения в старшей школе.
III ступень (средняя школа):
формирование целостного представления о современном культурном процессе;
формирование общекультурной, допрофессиональной компетентности;
развитие готовности к самостоятельному исследованию проблем как теоретического, так и практического характера;
систематизация знаний в области профильных предметов, необходимых для дальнейшего профессионального образования
формирование готовности к продолжению образования;
развитие готовности к социальному взаимодействию и межличностному сотрудничеству.
Выпускник, получивший среднее (полное) общее образование, - это человек, который:
освоил все образовательные программы по предметам школьного учебного плана;
обладает целостным мировоззрением на основе культурологического подхода к оценке процессов, происходящих в обществе;
освоил содержание выбранного профиля обучения на уровне, достаточном для успешного обучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
овладел основами компьютерной грамотности, программирования.
знает свои гражданские права и умеет их реализовывать, уважает свое и чужое достоинство, собственный труд и труд других людей;
готов к формам и методам обучения, применяемым в учреждениях высшего профессионального образования;
умеет осмысленно и ответственно осуществлять выбор собственных действий, контролировать и анализировать их, обладает чувством социальной ответственности;
способен к жизненному самоопределению и самореализации, может быстро адаптироваться к различного рода изменениям;
ведет здоровый образ жизни
Основная образовательная программа образовательного учреждения содержит следующие разделы:
планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
базисный учебный план образовательного учреждения;
программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
программы отдельных учебных предметов, курсов;
программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
программу коррекционной работы;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Образовательная программа основного общего образования
II ступень обучения (5-9 классы) 3.1. Пояснительная записка.
Целевое назначение - реализация в полном объёме конституционных прав детей на образование;
- обеспечение образовательного процесса, предусмотренного Базисным учебным планом ОУ РФ и РТ;
- создание условий для освоения учащимися обязательного минимума содержания образования данного уровня;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;
- сохранение и поддержка физического и психического развития детей;
- создание условий для адаптации учащихся к особенностям основной школы;
- предоставление возможности учащимся определиться в своих склонностях и интересах учебной деятельности;
- создание условий для формирования умений самостоятельного выбора профиля для дальнейшего обучения в средней школе или при выборе варианта индивидуального образовательного маршрута;
- формирование познавательных способностей (умение рассуждать, анализировать, обобщать); - создание условий для формирования учебной самостоятельности и ответственности;
- развитие у учащихся познавательного интереса и творческих способностей;
- развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками;
- развитие творческих способностей детей (воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия окружающего мира);
- воспитание гуманной, творческой личности, бережно и ответственно относящейся к себе, окружающему миру людей и миру природы; Ведущие задачи:
создание условий для становления отношения ребенка к миру и к себе, своим
потребностям, стремлениям, желаниям, развитие разных возможностей мировосприятия;
поддержка инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества
учащихся в разных видах деятельности.
Характеристика учащихся, которым адресована образовательная программа общего образования
Возраст:
| 11-15 лет
| Уровень готовности к усвоению программы:
| Успешное овладение образовательной программой начальной ступени обучения
| Состояние здоровья:
| Отсутствие медицинских противопоказаний для обучения
| Технология комплектования:
| Комплектование 5 класса на основе 4-го класса своей школы.
| Продолжительность обучения
| 5 лет
| Процедура выбора общеобразовательной программы предполагает:
Доведение до сведения родителей информации о реализуемых на предстоящем
этапе обучения образовательных программах (школьный сайт, родительские собрания, стенд, печатная информация, беседы с администрацией и педагогами школы);
Изучение образовательных потребностей семьи (опросы, анкеты);
Сбор информации и на ее основе анализ сформированности познавательных
интересов, мотивации учения (в течение учебного года);
Педагогическая диагностика и на ее основе анализ успешности учебной
деятельности (диагностическое отслеживание, результаты промежуточной аттестации);
Проведение педагогического консилиума по определению наличия у учащихся
оснований для выбора ОП;
Коррекционная работа с учащимися и родителями.
Ожидаемый результат
Успешное овладение предметами учебного плана на базовом уровне в
соответствии с государственными образовательными стандартами.
Выход на начальный уровень функциональной грамотности,
предполагающий его полное достижение к окончанию основной школы.
Освоение учащимися основ системного мышления и развитие мотивации к
дальнейшему обучению.
Достижение уровня, готовности к осознанному выбору дальнейшего
образовательного маршрута: понимание особенностей выбранного ОУ; оценочное соотнесение профессиональных намерений и собственных возможностей, подготовленность в предметной области, необходимой для получения дальнейшего профильного образования.
Достижение такого уровня образованности в предметных областях знания,
который позволит учащимся успешно продолжить обучение в профильной школе или других учебных заведениях.
Овладение учащимися надпредметными знаниями и умениями,
необходимыми для творческой и поисковой деятельности в выбранном профиле.
Сформированность основных ключевых компетенций и получение социально-
значимых достижений в творческой деятельности, способствующих развитию качеств личности, необходимых человеку для успешной самореализации.
Выпускник основной школы - это ученик:
успешно овладевший предметами учебного плана на базовом уровне в
соответствии с учебным планом и государственным образовательным стандартом;
достигший уровня учебной самостоятельности для продолжения
образования в профильных классах по программам, обеспечивающим углубленную подготовку учащихся по предметам предлагаемых профилей;
обладаюший устойчивой мотивацией к продолжению обучения;
умеющий высказывать и отстаивать свою точку зрения; овладевший
навыками неконфликтного общения, способностью строить и вести общение в различных ситуациях и с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту и другим признакам;
с активной гражданской позицией, способный проявлять сильные стороны своей
личности в жизнедеятельности класса и школы;
способный видеть и понимать гармонию и красоту, знающий выдающихся
деятелей и произведений литературы и искусства;
знающий и соблюдающий режим занятий физическими упражнениями,
способный разработать и реализовать индивидуальную программу физического совершенствования. 3.2. Учебный план
Учебный план для 5-9 классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №46» города Набережные Челны Республики Татарстан на 2013/14 учебный год составлен на основании:
- Закона Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);
- Закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» № 126-ФЗ от 24.07.1998г. (в действующей редакции);
- Типового положения об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196);
- Закона Республики Татарстан «Об образовании» (в действующей редакции);
- приказа МО и Н РФ от 05.03.2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- приказа МО и Н РФ от.09.03.2004 года № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказа МО и Н РТ от 09.07.2012 года №4154/12 «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования»;
- примерного учебного плана для 5-9 классов;
- постановления Главного государственного санитарного врача РФ №189 от 29.12.2010г. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидимиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.10.2010г. № ИК-1494/19 «О введении третьего часа физической культуры».
Содержание и структура образовательной программы, реализуемой посредством данного учебного плана, обусловлены статусом учреждения как средняя общеобразовательная школа.
Учебный план школы определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав образовательных областей и учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, образовательным областям и учебным предметам.
Для реализации общеобразовательных программ использованы учебные пособия, рекомендованные Министерством образования и науки РФ, отраженные в федеральном перечне учебников на 2013/14 учебный год.
Общеобразовательное учреждение укомплектовано педагогическими кадрами и обладает материально-технической базой для осуществления обучения согласно данному учебному плану.
В учебном плане время, отведенное на изучение образовательных областей и образовательных компонентов в 5-9 классах, соответствует БУП РТ 2012г.
В процессе реализации данного учебного плана реализуются следующие задачи:
- обеспечить усвоение обучающимися содержания образования на уровне ГОС;
- создать условия для реализации учебного плана с учетом мнения обучающихся, а также мнения родителей (информатизация образования, предпрофильная подготовка и т.д.).
В соответствии с приказом №889 от 30.08.2010 г. во всех классах школы на преподавание предмета «Физическая культура» отведено 3 часа.
5-9 классы занимаются в 1 смену.
Учебная нагрузка учащихся не превышает объема максимальной учебной нагрузки, установленной СанПиН 2.4.22821-10 «Санитарно-«Санитарно-эпидимиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
При составлении учебного плана часы, отведенные на преподавание предметов федерального и регионального компонентов государственных стандартов общего образования сохранены в пределах, установленных сеткой часов БУП для общеобразовательныъ учреждений РТ.
Базовая часть учебного плана представлена следующими образовательными областями: «Филология», «Математика», «Обществознание», «Естествознание», «Искусство», «Физическая культура», «Технология».
Часы национально-регионального компонента используются для изучения татарского языка и татарской литературы.
Вариативная часть учебного плана обеспечивает реализацию компонента образовательного учреждения. Часы вариативной части во всех вариантах учебного плана используются на изучение общеобразовательных предметов, обозначенных в образовательных областях.
Учебный план составлен с учетом результатов деятельности в предыдущем учебном году, с ориентацией на преемственность и нормативных требований к организации учебно-воспитательного процесса;
ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования и ориентирован на 35 учебных недель в год в 5-8 классах и 34 – в 9 классах, составлен в соответствии с Уставом школы, предусматривает работу 5-9 классов в режиме шестидневной недели.
Учебный предмет «Русский язык» изучается в 5-9 классах по 3 часа в неделю.
На изучение предмета «Литература» на второй ступени образования отводится по 2 часа в неделю.
В целях реализации задачи обеспечения освоения выпускниками школы иностранного языка на функциональном уровне учебный предмет «Иностранный язык» (английский язык - в 5А, 5Б, 5В, 5Г, 6А, 6Б, 6В, 7А, 7Б, 7В, 8А, 8Б, 8В, 9А, 9Б, 9В классах; немецкий язык – в 5В, 5Г, 6А, 6В, 7А, 7В, 8В классах) изучается по 3 часа в неделю.
Учебный предмет «Информатика и ИКТ», направленный на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, изучаются в 8 классе – 1час в неделю, в 9 классе – по 2 часа в неделю.
На изучение предмета «История (включая историю татарского народа и Татарстана)» отводится по 2 часа в неделю.
Учебный предмет «Обществознание» (включая экономику и право) в 6-9 классах изучается по 1 часу в неделю. Данный предмет является интегрированным, построен по модульному принципу и включает содержательные разделы: «Общество», «Человек», «Социальная сфера», «Политика», «Экономика» и «Право».
В учебном плане на преподавание предмета «Природоведение» отводится по 2 часа в неделю в 5 классах.
Учебные предметы «Биология» и «География» в 6 классе преподаются по 1 часу в неделю, в 7-9 классах – по 2 часа в неделю.
На уровне основного общего образования на изучение «Технологии» в 5-7 классах выделено по 2часа, в 8 классе – по 1 часу в неделю.
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в рамках федерального компонента в количестве 1 часа в неделю в 8 классах.
На изучение образовательной области «Искусство», которая представлена двумя предметами «Изобразительное искусство (ИЗО)» и «Музыкальное искусство (Музыка)» в 5-7 классах выделено 2 часа в неделю: по 1 часу «Музыка» и «ИЗО», в 8 и 9 классах «Искусство» - по 1 часу в неделю.
Руководствуясь Письмом МОиН РФ от 8 октября 2010 года №ИК-1494/19 «О введении третьего часа физической культуры), на учебный предмет «Физическая культура» выделено 3 часа в неделю.
Национально-региональный компонент используется для изучения татарского языка как государственного, татарской литературы и установлен на основе Конституции РТ, Закона РТ «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан», Закона РТ «Об образовании».
Учебный предмет «Татарский язык» изучается в 5-8 классах – по 3 часа в неделю, в 9-ых – по 2 часа.
На изучение учебного предмета «Татарская литература» на второй ступени обучения выделено по 2 часа в неделю.
Часы компонента образовательного учреждения использованы:
В целях закрепления навыков, сформированных в начальной школе, развития речи, логического мышления, формирования общей функциональной грамотности в 5-7 классах по 1 часу в неделю выделено на учебный предмет «Русский язык», в 5-6 классах – на учебный предмет «Литература».
Учебному предмету «Математика» выделено по 1 часу в неделю в 5,6 классах.
В 9 классах часы школьного компонента выделены на следующие предметы:
1 час математики введен для успешной подготовки к продолжению обучения в старшей ступени по профильным учебным планам.
С целью предпрофильной подготовки 1 час в неделю из школьного компонента выделен на элективный курс «Мои профессиональные намерения».
В учебных планах для 5-9 классов соблюдается максимальный объем аудиторной учебной нагрузки учащихся.
Преподавание всех учебных предметов, представленных в учебном плане, обеспечивается государственными образовательными программами и учебными пособиями, определяемыми образовательным учреждением в соответствии с перечнем-каталогом учебников МОиН РФ и МОиН РТ.
3.3. Учебные программы
Основу базовой образовательной программы для II ступени обучения составляют типовые учебные программы, утвержденные МО и Н РФ,
Обязательным условием реализации учебных программ является принцип преемственности. обязательный минимум содержания ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая. Сферы и ситуации речевого общения. Функциональные разновидности языка1. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы.
Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор), научного (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей.
Культура речи. Критерии культуры речи.
Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста.
Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка.
Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом.
Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения.
Овладение различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения.
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров: тезисов, конспекта, отзыва, рецензии, аннотации; письма; расписки, доверенности, заявления.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций
Наука о русском языке и ее основные разделы. Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах.
Общие сведения о языке
Роль языка в жизни человека и общества.
Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.
Русский язык – язык русской художественной литературы.
Понятие о русском литературном языке и его нормах.
Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет.
Основные лингвистические словари. Извлечение необходимой информации из словарей.
Система языка
Фонетика. Орфоэпия
Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация.
Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Фонетическая транскрипция.
Основные орфоэпические нормы русского литературного языка.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Основные выразительные средства фонетики.
Нормы произношения слов и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.
Морфемика (состав слова) и словообразование
Морфема – минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Основа слова. Чередование звуков в морфемах.
Основные способы образования слов.
Основные выразительные средства словообразования.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексика и фразеология
Слово – основная единица языка.
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Стилистически окрашенная лексика русского языка.
Исконно русские и заимствованные слова.
Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.
Фразеологизмы; их значение и употребление.
Понятие об этимологии как науке о происхождении слов и фразеологизмов.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Основные выразительные средства лексики и фразеологии.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Морфология
Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Служебные части речи.
Междометия и звукоподражательные слова.
Основные морфологические нормы русского литературного языка.
Основные выразительные средства морфологии.
Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.
Синтаксис
Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.
Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.
Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения.
Предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные.
Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения.
Обращения. Вводные, вставные слова и конструкции.
Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.
Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними.
Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка.
Основные выразительные средства синтаксиса.
Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография
Правописание гласных и согласных в составе морфем.
Правописание Ъ и Ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания.
Прописная и строчная буквы.
Перенос слов.
Соблюдение основных орфографических норм.
Пунктуация
Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.
Сочетание знаков препинания.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообога-щение языков народов России.
Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.
Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.).
Русский речевой этикет. Культура межнационального общения.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Русский фольклор Русские народные сказки (волшебная, бытовая, о животных – по одной сказке).
Народные песни, загадки, пословицы, поговорки1.
Одна былина по выбору (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения – в сокращении).
Древнерусская литература |