Скачать 0.61 Mb.
|
«УТВЕРЖДАЮ» ПРИКАЗ № ____ОТ _______2008 Г. ДИРЕКТОР ШКОЛЫ: ____________/В. П. Яковлев/ Программа по русскому языку и литературе для 5, 7, 9 классов МОУ «Лащ-Таябинская средняя общеобразовательная школа им. В. В. Андреева» Яльчикского района Чувашской Республики Составлена учителем русского языка и литературы Абдулкиной Н. П. на основе «Программ основной школы Русский язык и литература 5- 9 классы общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения – СПб.: отделение изд-ва «Просвещение», 2005 г.» «Программ основной и средней школы Русский язык и литература V – XI классы национальных школ Российской Федерации - СПб.: отделение изд-ва «Просвещение»,1999г.» с. Лащ-Таяба 2008 г. РУССКИЙ ЯЗЫК ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ», обеспечивает выполнение государственных стандартов. Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Цели и задачи обучения русскому языку в V—XI классах национальных школ Цели обучения русскому языку — научить школьников практически владеть государственным языком Российской Федерации, пользоваться русской речью в производственной и общественной деятельности как средством межнационального общения и языком учебных предметов, изучаемых в ряде национальных школ на русском языке. Задачи преподавания русского языка в национальной школе состоят в том, чтобы: - дать определенный круг знаний о строе русского языка, его структуре, уровнях и единицах (фонемах, морфемах, лексемах, типах словосочетаний и предложений), сформировать навыки конструирования единиц речи (высказываний и сложных синтаксических целых) и умения построить функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение) в устной и письменной форме, а также использовать их с учетом стилистических норм, целей и условий языковой коммуникации, речевого этикета; - выработать орфоэпические, интонационные, орфографические и пунктуационные навыки, привить навыки различных видов чтения; - пробудить интерес к изучению русского языка и стремление овладеть им. Содержание и структура курса русского языка в V—1X классах В данной программе отбор и подача языкового материала осуществляется на основе системно-функционального подхода, что призвано обеспечить развитие языковой и речевой компетенции и овладение учащимися коммуникативной деятельностью. Такое изложение материала наиболее полно раскрывает значение и функционирование языковых единиц в высказывании исходя из их текстообразующих возможностей и стилистических норм языка. В качестве методических принципов обучения выступают: коммуникативная направленность, комплексное овладение всеми видами речевой деятельности и уровнями языковой системы, учет особенностей родного языка, осуществление межпредметных связей, преемственность в обучении. В соответствии с указанными принципами в программе излагается система работы над языковым материалом и устанавливается содержание образования по классам. Содержание курса в каждом классе строится однотипно — от текста к его структурным единицам. Так, программа V класса начинается с изучения структуры речи, состоящей из речевых единиц высшего порядка — текстов. Из последних вычленяются минимальные коммуникативные единицы — предложения и составляющие их словосочетания. Затем выделяются члены предложения, определяются способы их выражения с помощью словоформ, относящихся к различным частям речи. После этого идут разделы «Лексика» и «Словообразование», вычленяются путем анализа структурные элементы слова — морфемы, затем фонемы, являющиеся звуковыми оболочками морфем и представляющие собой наименьшую языковую единицу. Соответственно с указанными языковыми единицами в тексте программы рассматриваются все относящиеся к ним вопросы. Разработанный интенсивный курс развития русской устной и письменной речи учащихся основывается на положениях современной теории речевой деятельности, лингвистики текста и стилистики. Основой программного материала в каждом классе, как уже говорилось, является текст, в котором функционируют изучаемые фонетические, лексические и грамматические единицы языка. Постепенно от класса к классу учащиеся знакомятся с отличительными особенностями устной и письменной речи, их специфичными нормами (орфоэпическими, орфографическими, интонационными, акцентными, логическими, пунктуационными). Учащиеся усваивают закономерности построения текста, его композиционную структуру, способы связи предложений, типы речи (повествование, описание, рассуждение), стили (разговорный, книжный: деловой, научный, публицистический — и стиль художественной литературы). Обучение связной речи — процесс сложный и многоаспектный, поэтому он остается в центре внимания при изучении всех программных разделов. Слово, словосочетание, предложение и сложное синтаксическое целое изучаются в структуре текста и усваиваются как важные компоненты речи, которые используются с учетом целей и условий высказывания. В V—VII классах большое внимание уделяется усвоению частей речи как классов слов, способов их словообразования, грамматических категорий и форм, норм сочетаемости слов, синтаксической роли частей речи. При изучении каждой части речи обращается внимание на ее стилистические и текстообразующие возможности, рассматриваются грамматические конструкции, характерные для определенных типов и стилей речи. Произношение и написание слов усваивается в процессе изучения материала раздела «Фонетика и графика, орфоэпия и орфография», а также грамматических форм частей речи. Работа строится с учетом фонемного состава русского языка, законов сочетания и чередования звуков в потоке речи, а также особенностей фонетической системы русского и родного языков. При изучении названных разделов учащимся нужно дать четкие представления об основных закономерностях русской грамматики и орфографии, фонемном характере русского правописания. Выпускники, оканчивая среднюю национальную школу, должны получать по русскому языку такие знания, умения и навыки, которые обеспечили бы не только свободное владение русской речью, но и определенный уровень культуры речи. Учащиеся, обучающиеся в средней национальной школе, должны уметь самостоятельно пользоваться учебниками по различным учебным предметам на русском языке, а также различными лингвистическими словарями (толковым, русско-национальным, национально-русским, орфографическим, орфоэпическим, синонимическим, фразеологическим, терминологическим). Курс русского языка в каждом классе завершается обобщенным повторением изученного за год. С учетом задач развития национально-русского двуязычия, особенностей русского и родных языков в программе определяется методика отбора и подачи языкового материала. Обучение проводится в зависимости от наличия или отсутствия тех или иных грамматических категорий в изучаемом и родном языках, особенностей фонемного и морфемного состава, словообразовательных и акцентных моделей, способов подчинительной связи, темо-рематической структуры высказывания, интонационных конструкций, специфики актуального членения предложения, порядка и способов межфразовой связи. Одним из важных условий успешного обучения русскому языку нерусских является знание и учет лексических, фонетических и грамматических особенностей русского языка в сравнении с родным. Серьезное внимание должно быть обращено на те грамматические явления русского языка, которые либо отсутствуют в родном языке учащихся (например, род, согласование в роде, предлоги и предложное управление, приставки), либо выражаются в нем иными, чем в русском языке, средствами (например, виды глагола, некоторые значения падежей, придаточные предложения). В программе предусмотрена специальная работа над развитием речи, которая проводится систематически в ходе всего курса русского языка. Виды работы по развитию связной речи и основные коммуникативные умения и навыки, которыми учащиеся должны овладеть, изложены в конце программы для конкретного класса. На проведение работ творческого характера должны быть выделены специальные часы (примерно по 1/5 части уроков русского языка в V— VIII классах и уроков литературы в IX—XI классах. При отборе видов работы по классам учитывалась их практическая необходимость: письмо близким и друзьям, телеграмма, автобиография, протокол, план, тезисы, рецензия, отзыв, характеристика и др. В зависимости от целей и задач, решаемых в том или ином классе, усложняется синтаксическая структура текстов, характер заданий и увеличивается их объем. Тексты письменных работ, тематика сочинений выбираются с учетом их воспитательно-образовательной значимости. В течение каждой четверти следует проводить не менее трех классных письменных работ (изложений и сочинений) и одну домашнюю в соответствии с видами работы по развитию связной речи. Тематика уроков по развитию речи определяется коммуникативными сферами обучения, а именно: семейно-бытовой, учебной, общественно-политической и социально-культурной. С работой по развитию речи тесно связано формирование различных видов чтения, что играет важную роль при усвоении знаний в условиях национальной школы. Знания по русскому языку призваны активизировать развитие внимания, памяти, логического мышления. По мере изучения программного курса учащиеся приобретают умения анализировать материал, сравнивать, находить частные явления, обобщать и устанавливать общие законы и правила. Таким образом, программа предусматривает не только знание теоретических вопросов русского языка, но и практическое владение правилами и нормами русской речи. ПРОГРАММА V класс (136 часов) Повторение пройденного в I— IV классах (16 часов) Значение изучения русского языка в национальной школе (вступительная беседа). Произношение и правописание слов с безударными гласными, звонкими и глухими, твердыми и мягкими, шипящими согласными, с ъ и ь разделительными знаками. Части речи. Словосочетание и предложение. Фонетика и графика (3 часа) Понятие о фонеме. Система гласных и согласных фонем. Ударные и безударные гласные. Твердые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные. Основные закономерности фонетической системы русского языка. Чередование звуков в определенных позициях в потоке речи: чередование звонких и глухих на конце и в середине слов перед глухими, перед звонкими; чередование мягких и твердых согласных; чередование гласных. Понятие об орфоэпии. Основные правила произношения гласных и согласных. Слог. Ударение. Ударение подвижное и неподвижное. Смыслоразличительная роль ударения. Буквы. Алфавит. Графика. Орфография, орфоэпия(13 часов) Правописание гласных после шипящих. Стечение нескольких согласных в слоге. Произношение и правописание безударных гласных Буквы ы и и после ц. Произношение и правописание звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Произношение и правописание сочетаний чк, чн. Правописание непроизносимых согласных. Правописание удвоенных согласных. Речь(2 часа) Устная и письменная форма речи. Речь диалогическая и монологическая, выразительные средства устной речи (тон высказывания, логическое ударение, паузы, темп речи, громкость голоса, мимика, жесты). Текст (4 часа) Текст. Тема текста. Тема широкая, тема узкая. Основная мысль текста. Смысловые части текста. Простой план. Связь предложений в тексте. Типы речи: повествование, описание, рассуждение (практически). Синтаксис и пунктуация (20 часов) Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение, их различие. Связь между словами и словосочетаниями в предложении. Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные предложения. Их интонирование. Средства выражения вопроса и побуждения. Главные члены предложения. Способы их выражения. Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Второстепенные члены предложения: дополнение, обстоятельство, определение. Порядок слов в предложении с второстепенными членами предложения. Предложения с однородными членами. Интонация и знаки препинания. Союзы при однородных членах. Предложения с обращениями. Лексика и фразеология (6 часов) Значение слова. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначные и однозначные слова. Первоначальные сведения о фразеологических оборотах. Знакомство с русско-национальным и национально-русским, толковым, орфографическим словарями. Состав слова, словообразование и орфография (19 часов) Понятие о значимых частях слова (морфемах). Основа и окончание. Понятие о нулевом окончании. Понятие о словообразовании и словоизменении. Словообразовательные и словоизменительные части слова. Корень. Часть слова, заключающая в себе основное вещественное, лексическое значение (корень). Однокоренные слова. Суффикс. Приставка. Правописание проверяемых гласных и согласных в корне слова. Слитное написание приставок и раздельное — предлогов. Разделительные ъ и ъ знаки. Словообразовательное гнездо. Способы образования новых слов с помощью суффиксов, приставок, приставок и суффиксов, сложения основ (морфологические способы). Чередование гласных и согласных звуков при образовании и изменении слов. Продуктивные суффиксы, используемые для образования терминов. Морфемный анализ слова. Составление словообразовательных синонимических рядов однокоренных слов с разными суффиксами. Буквы о, е после шипящих в корнях (отступления от основного орфографического принципа). Значение и правописание неизменяющихся приставок на з, с, приставок пре-, при-, букв ъ, ы после приставок. Сложные слова. Соединительные гласные о, е. Правописание сложных слов без соединительных гласных и с соединительными гласными. Правописание сложных слов, образованных от имен существительных и корня пол- (половина). Сложносокращенные слова. Перенос слова. Морфология и орфография Самостоятельные и служебные части речи Имя существительное (24 часа) Значение и основные грамматические признаки имени существительного. Категории существительного (род, число, падеж), одушевленность/неодушевленность. Употребление существительного в роли подлежащего, сказуемого, дополнения и определения. Существительные одушевленные и неодушевленные. Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в собственных именах. Использование кавычек в названиях книг, газет, журналов и др. Род существительных. Проявление различия по родам в единственном числе. Род имен существительных, оканчивающихся на -а (-я),-о (-е), с основой на твердый, мягкий, шипящий согласный. Буква ь после шипящих в конце существительных. Образование имен существительных от глаголов, прилагательных, существительных (кипеть — кипение, больной человек — больной, груз – грузчик). Число имен существительных. Образование множественного числа существительных. Склонение существительных (1,2, 3-е склонение). Основные значения падежей. Синонимия падежных форм. Имя прилагательное (11 часов) Значение и основные грамматические признаки прилагательного. Употребление имен прилагательных в роли определения и сказуемого. Изменение имен прилагательных по родам, числам. Склонение имен прилагательных с твердой и мягкой основой. Образование имен прилагательных со значением неполного качества с суффиксами -оват-, -еват-, -ист-; прилагательные с приставкой без- (бес-), обозначающие отсутствие или противоположность признака. Глагол (18 часов) Значение и основные грамматические признаки глагола. Грамматические категории: вид, время, лицо, наклонение. Синтаксическая роль глагола. Начальная форма глагола (инфинитив). Способы образования глагола. Значение, грамматические признаки и синтаксическая роль инфинитива. Глаголы с приставками пространственного значения (в-, вы-, на-, из-, от-, под-, при-), со значением начала действия (за-), завершения действия (вы-, на-, от-, при-, с-). Приставочные глаголы движения. Виды глагола: совершенный и несовершенный. Значение глаголов совершенного и несовершенного вида. Способы видообразования. Образование видовых пар глаголов с помощью приставок и суффиксов. Вид и способы действия. Времена глагола: настоящее, будущее, прошедшее. Настоящее время. Изменение глаголов в настоящем времени по лицам и числам. Глаголы I и II спряжения. Буква ь в окончаниях глаголов 2-го лица. Правописание -тся. -тъся в глаголах. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Чередование согласных при спряжении глагола. Разноспрягаемые глаголы и их правописание. Будущее время. Образование будущего простого времени от глаголов совершенного вида, будущего сложного от глаголов несовершенного вида. Прошедшее время. Изменение глагола в прошедшем времени по родам и числам. Глаголы в прошедшем времени мужского рода без суффикса -л. Не с глаголами. |
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса моу «Сайгатинская... Она составлена на основании Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская,... | «Экология человеческой души». (Из опыта проведения внеклассной работы... Авторы-составители: Добрынина Н. М., Недобежкина Т. Н., Чуканова Т. И., учителя русского языка литературы | ||
Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена с... Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №185 | Расписание уроков для обучающихся 1 4 классов на 2012-2013 учебный... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Урок по математики, русскому языку и литературе в 5 классе Цель урока:... Место работы моу «Средняя общеобразовательная школа №177 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г.... | ||
Рабочая программа По русскому языку для 5-9 классов. 2013 2014 учебный год Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 | Рабочая программа По русскому языку для 5 класса мбоу «Ургагарская... Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования... | ||
Рабочая программа по русскому языку 5 а класс Моу «Средняя общеобразовательная школа №84 с углубленным изучением иностранных языков» Советского района | Рабочая программа по русскому языку для 9В класса лг мбоу «Средняя общеобразовательная школа №2» Рабочая программа по русскому языку для 9В класса лг мбоу «Средняя общеобразовательная школа №2» разработана на основе | ||
Программа по русскому языку для 5-9 классов составлена на основе:... Примерной программы основного общего образования по русскому языку (для 5 – 9 классов); Образовательной программы по курсу “Русский... | Рабочая программа по русскому языку для VI класса составлена на основе... Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Новогремяченская средняя общеобразовательная школа» | ||
Урок по русскому языку Тема: ««Мягкий знак после шипящих в глаголах» Моу «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» городского округа Саранск | Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии... Моу «Средняя общеобразовательная школа №2» п. Бабынино Бабынинского района Калужской области | ||
Конспект урока по русскому языку в 9-ом классе Лингвостилистический анализ текста Д. Гранина ... | Рабочая программа 11 Муниципальное образовательное учреждение средняя... Рабочая учебная программа по русскому языку для 11 класса составлена на основе следующих документов |