Программа по русскому языку и литературе для 5, 7, 9 классов моу «Лащ-Таябинская средняя общеобразовательная школа им. В. В. Андреева»





НазваниеПрограмма по русскому языку и литературе для 5, 7, 9 классов моу «Лащ-Таябинская средняя общеобразовательная школа им. В. В. Андреева»
страница1/6
Дата публикации24.12.2014
Размер0.61 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
  1   2   3   4   5   6


«УТВЕРЖДАЮ»

ПРИКАЗ № ____ОТ _______2008 Г.

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ:

____________/В. П. Яковлев/




Программа
по русскому языку и литературе

для 5, 7, 9 классов

МОУ «Лащ-Таябинская средняя

общеобразовательная школа им. В. В. Андреева»

Яльчикского района Чувашской Республики

Составлена учителем русского языка и литературы Абдулкиной Н. П. на основе «Программ основной школы

Русский язык и литература

5- 9 классы общеобразовательных учреждений

с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения –

СПб.: отделение изд-ва «Просвещение», 2005 г.»
«Программ основной и средней школы Русский язык и литература V – XI классы национальных школ Российской Федерации - СПб.: отделение изд-ва «Просвещение»,1999г.»


с. Лащ-Таяба

2008 г.

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ», обеспечивает выполнение государственных стандартов. Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка.

Цели и задачи обучения русскому языку

в V—XI классах национальных школ

Цели обучения русскому языку — научить школьников практически владеть государственным языком Российской Федерации, пользоваться русской речью в производственной и общественной деятельности как средством межнационального общения и языком учебных предметов, изу­чаемых в ряде национальных школ на русском языке.

Задачи преподавания русского языка в национальной школе состоят в том, чтобы:

- дать определенный круг знаний о строе русского языка, его струк­туре, уровнях и единицах (фонемах, морфемах, лексемах, типах словосо­четаний и предложений), сформировать навыки конструирования единиц речи (высказываний и сложных синтаксических целых) и умения по­строить функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение) в устной и письменной форме, а также использовать их с учетом стилистических норм, целей и условий языковой коммуникации, речевого этикета;

- выработать орфоэпические, интонационные, орфографические и пунктуационные

навыки, привить навыки различных видов чтения;

- пробудить интерес к изучению русского языка и стремление овла­деть им.
Содержание и структура курса русского языка в V—1X классах
В данной программе отбор и подача языкового материала осуществ­ляется на основе системно-функционального подхода, что призвано обес­печить развитие языковой и речевой компетенции и овладение учащимися коммуникативной деятельностью. Такое изложение материала наиболее полно раскрывает значение и функционирование языковых единиц в выс­казывании исходя из их текстообразующих возможностей и стилистичес­ких норм языка.

В качестве методических принципов обучения выступают: коммуни­кативная направленность, комплексное овладение всеми видами речевой деятельности и уровнями языковой системы, учет особенностей родного языка, осуществление межпредметных связей, преемственность в обуче­нии.

В соответствии с указанными принципами в программе излагается система работы над языковым материалом и устанавливается содержание образования по классам.

Содержание курса в каждом классе строится однотипно — от текста к его структурным единицам. Так, программа V класса начинается с изу­чения структуры речи, состоящей из речевых единиц высшего порядка — текстов. Из последних вычленяются минимальные коммуникативные еди­ницы — предложения и составляющие их словосочетания. Затем выделя­ются члены предложения, определяются способы их выражения с помощью словоформ, относящихся к различным частям речи. После этого идут разделы «Лексика» и «Словообразование», вычленяются путем анализа структурные элементы слова — морфемы, затем фонемы, являю­щиеся звуковыми оболочками морфем и представляющие собой наимень­шую языковую единицу. Соответственно с указанными языковыми едини­цами в тексте программы рассматриваются все относящиеся к ним во­просы.

Разработанный интенсивный курс развития русской устной и пись­менной речи учащихся основывается на положениях современной теории речевой деятельности, лингвистики текста и стилистики.

Основой программного материала в каждом классе, как уже говори­лось, является текст, в котором функционируют изучаемые фонетические, лексические и грамматические единицы языка.

Постепенно от класса к классу учащиеся знакомятся с отличительны­ми особенностями устной и письменной речи, их специфичными норма­ми (орфоэпическими, орфографическими, интонационными, акцентными, логическими, пунктуационными).

Учащиеся усваивают закономерности построения текста, его компо­зиционную структуру, способы связи предложений, типы речи (повество­вание, описание, рассуждение), стили (разговорный, книжный: деловой, научный, публицистический — и стиль художественной литературы).

Обучение связной речи — процесс сложный и многоаспектный, по­этому он остается в центре внимания при изучении всех программных разделов. Слово, словосочетание, предложение и сложное синтаксическое целое изучаются в структуре текста и усваиваются как важные компонен­ты речи, которые используются с учетом целей и условий высказывания.

В V—VII классах большое внимание уделяется усвоению частей речи как классов слов, способов их словообразования, грамматических катего­рий и форм, норм сочетаемости слов, синтаксической роли частей речи. При изучении каждой части речи обращается внимание на ее стили­стические и текстообразующие возможности, рассматриваются граммати­ческие конструкции, характерные для определенных типов и стилей речи. Произношение и написание слов усваивается в процессе изучения материала раздела «Фонетика и графика, орфоэпия и орфография», а также грамматических форм частей речи. Работа строится с учетом фо­немного состава русского языка, законов сочетания и чередования звуков в потоке речи, а также особенностей фонетической системы русского и родного языков.

При изучении названных разделов учащимся нужно дать четкие пред­ставления об основных закономерностях русской грамматики и орфогра­фии, фонемном характере русского правописания.

Выпускники, оканчивая среднюю национальную школу, должны по­лучать по русскому языку такие знания, умения и навыки, которые обес­печили бы не только свободное владение русской речью, но и определен­ный уровень культуры речи.

Учащиеся, обучающиеся в средней национальной школе, должны уметь самостоятельно пользоваться учебниками по различным учебным предметам на русском языке, а также различными лингвистическими сло­варями (толковым, русско-национальным, национально-русским, орфо­графическим, орфоэпическим, синонимическим, фразеологическим, тер­минологическим).

Курс русского языка в каждом классе завершается обобщенным по­вторением изученного за год.

С учетом задач развития национально-русского двуязычия, особен­ностей русского и родных языков в программе определяется методика отбора и подачи языкового материала. Обучение проводится в зависимо­сти от наличия или отсутствия тех или иных грамматических категорий в изучаемом и родном языках, особенностей фонемного и морфемного состава, словообразовательных и акцентных моделей, способов подчи­нительной связи, темо-рематической структуры высказывания, интона­ционных конструкций, специфики актуального членения предложения, порядка и способов межфразовой связи.

Одним из важных условий успешного обучения русскому языку не­русских является знание и учет лексических, фонетических и граммати­ческих особенностей русского языка в сравнении с родным.

Серьезное внимание должно быть обращено на те грамматические явления русского языка, которые либо отсутствуют в родном языке уча­щихся (например, род, согласование в роде, предлоги и предложное уп­равление, приставки), либо выражаются в нем иными, чем в русском язы­ке, средствами (например, виды глагола, некоторые значения падежей, придаточные предложения).

В программе предусмотрена специальная работа над развитием речи, которая проводится систематически в ходе всего курса русского языка. Виды работы по развитию связной речи и основные коммуникативные умения и навыки, которыми учащиеся должны овладеть, изложены в кон­це программы для конкретного класса.

На проведение работ творческого характера должны быть выделены специальные часы (примерно по 1/5 части уроков русского языка в V— VIII классах и уроков литературы в IX—XI классах.

При отборе видов работы по классам учитывалась их практическая необходимость: письмо близким и друзьям, телеграмма, автобиография, протокол, план, тезисы, рецензия, отзыв, характеристика и др. В зависи­мости от целей и задач, решаемых в том или ином классе, усложняется синтаксическая структура текстов, характер заданий и увеличивается их объем.

Тексты письменных работ, тематика сочинений выбираются с учетом их воспитательно-образовательной значимости.

В течение каждой четверти следует проводить не менее трех классных письменных работ (изложений и сочинений) и одну домашнюю в соответствии с видами работы по развитию связной речи.

Тематика уроков по развитию речи определяется коммуникативными сферами обучения, а именно: семейно-бытовой, учебной, общественно-политической и социально-культурной.

С работой по развитию речи тесно связано формирование различных видов чтения, что играет важную роль при усвоении знаний в условиях национальной школы.

Знания по русскому языку призваны активизировать развитие внимания, памяти, логического мышления. По мере изучения программного курса учащиеся приобретают умения анализировать материал, сравнивать, находить частные явления, обобщать и устанавливать общие законы и правила.

Таким образом, программа предусматривает не только знание теоретических вопросов русского языка, но и практическое владение правилами и нормами русской речи.

ПРОГРАММА

V класс (136 часов)
Повторение пройденного в I— IV классах (16 часов)

Значение изучения русского языка в национальной школе (вступи­тельная беседа). Произношение и правописание слов с безударными гласными, звон­кими и глухими, твердыми и мягкими, шипящими согласными, с ъ и ь разделительными знаками.

Части речи. Словосочетание и предложение.

Фонетика и графика (3 часа)

Понятие о фонеме. Система гласных и согласных фонем.

Ударные и безударные гласные. Твердые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные. Основные закономерности фонетической системы русского языка. Чередование звуков в определенных позициях в потоке речи: чередование звонких и глухих на конце и в середине слов перед глухими, перед звонкими; чередование мягких и твердых согласных; чередование гласных. Понятие об орфоэпии. Основные правила произношения гласных и согласных.

Слог. Ударение. Ударение подвижное и неподвижное. Смыслоразличительная роль ударения. Буквы. Алфавит. Графика.
Орфография, орфоэпия(13 часов)

Правописание гласных после шипящих. Стечение нескольких согласных в слоге.

Произношение и правописание безударных гласных Буквы ы и и после ц.

Произношение и правописание звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных.

Произношение и правописание сочетаний чк, чн. Правописание непроизносимых согласных. Правописание удвоенных согласных.

Речь(2 часа)

Устная и письменная форма речи. Речь диалогическая и монологи­ческая, выразительные средства устной речи (тон высказывания, логиче­ское ударение, паузы, темп речи, громкость голоса, мимика, жесты).

Текст (4 часа)

Текст. Тема текста. Тема широкая, тема узкая. Основная мысль тек­ста. Смысловые части текста. Простой план. Связь предложений в тексте. Типы речи: повествование, описание, рассуждение (практически).

Синтаксис и пунктуация (20 часов)

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение, их различие. Связь между словами и словосочетаниями в предложении. Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные предложения. Их интонирование. Средства выражения вопроса и побуждения.

Главные члены предложения. Способы их выражения.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Второстепенные члены предложения: дополнение, обстоятельство, определение. Порядок слов в предложении с второстепенными членами предложения.

Предложения с однородными членами. Интонация и знаки препина­ния. Союзы при однородных членах.

Предложения с обращениями.

Лексика и фразеология (6 часов)

Значение слова. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначные и однозначные слова. Первоначальные сведения о фразео­логических оборотах.

Знакомство с русско-национальным и национально-русским, толко­вым, орфографическим словарями.

Состав слова, словообразование и орфография (19 часов)

Понятие о значимых частях слова (морфемах). Основа и окончание. Понятие о нулевом окончании. Понятие о словообразовании и словоизме­нении. Словообразовательные и словоизменительные части слова. Ко­рень. Часть слова, заключающая в себе основное вещественное, лексиче­ское значение (корень). Однокоренные слова. Суффикс. Приставка.

Правописание проверяемых гласных и согласных в корне слова. Слитное написание приставок и раздельное — предлогов.

Разделительные ъ и ъ знаки.

Словообразовательное гнездо.

Способы образования новых слов с помощью суффиксов, приставок, приставок и суффиксов, сложения основ (морфологические способы). Че­редование гласных и согласных звуков при образовании и изменении слов.

Продуктивные суффиксы, используемые для образования терминов. Морфемный анализ слова. Составление словообразовательных синоними­ческих рядов однокоренных слов с разными суффиксами.

Буквы о, е после шипящих в корнях (отступления от основного орфографического принципа).

Значение и правописание неизменяющихся приставок на з, с, при­ставок пре-, при-, букв ъ, ы после приставок.

Сложные слова. Соединительные гласные о, е. Правописание сложных слов без соединительных гласных и с соединительными глас­ными.

Правописание сложных слов, образованных от имен существитель­ных и корня пол- (половина).

Сложносокращенные слова.

Перенос слова.

Морфология и орфография

Самостоятельные и служебные части речи

Имя существительное (24 часа)

Значение и основные грамматические признаки имени существи­тельного. Категории существительного (род, число, падеж), одушевлен­ность/неодушевленность. Употребление существительного в роли подле­жащего, сказуемого, дополнения и определения.

Существительные одушевленные и неодушевленные. Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в собственных именах. Использование кавычек в названиях книг, газет, журналов и др.

Род существительных. Проявление различия по родам в единственном числе. Род имен существительных, оканчивающихся на -а (-я),-о (-е), с основой на твердый, мягкий, шипящий согласный. Буква ь после шипящих в конце существительных.

Образование имен существительных от глаголов, прилагательных, существительных (кипеть кипение, больной человек больной, груз – грузчик).

Число имен существительных. Образование множественного числа

существительных.

Склонение существительных (1,2, 3-е склонение). Основные значения падежей. Синонимия падежных форм.

Имя прилагательное (11 часов)

Значение и основные грамматические признаки прилагательного. Употребление имен прилагательных в роли определения и сказуемого. Изменение имен прилагательных по родам, числам. Склонение имен прилагательных с твердой и мягкой основой. Образование имен прилагатель­ных со значением неполного качества с суффиксами -оват-, -еват-, -ист-; прилагательные с приставкой без- (бес-), обозначающие отсутствие или противоположность признака.
Глагол (18 часов)

Значение и основные грамматические признаки глагола. Граммати­ческие категории: вид, время, лицо, наклонение. Синтаксическая роль глагола.

Начальная форма глагола (инфинитив). Способы образования гла­гола. Значение, грамматические признаки и синтаксическая роль инфини­тива.

Глаголы с приставками пространственного значения (в-, вы-, на-, из-, от-, под-, при-), со значением начала действия (за-), завершения дей­ствия (вы-, на-, от-, при-, с-). Приставочные глаголы движения.

Виды глагола: совершенный и несовершенный. Значение глаголов совершенного и несовершенного вида. Способы видообразования. Обра­зование видовых пар глаголов с помощью приставок и суффиксов. Вид и способы действия.

Времена глагола: настоящее, будущее, прошедшее. Настоящее время. Изменение глаголов в настоящем времени по лицам и числам. Глаголы I и II спряжения.

Буква ь в окончаниях глаголов 2-го лица. Правописание -тся. -тъся в глаголах. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Чередование согласных при спряжении глагола. Разноспря­гаемые глаголы и их правописание.

Будущее время. Образование будущего простого времени от глаголов совершенного вида, будущего сложного от глаголов несовершенного вида.

Прошедшее время. Изменение глагола в прошедшем времени по родам и числам. Глаголы в прошедшем времени мужского рода без суф­фикса -л.

Не с глаголами.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по русскому языку и литературе для 5, 7, 9 классов моу «Лащ-Таябинская средняя общеобразовательная школа им. В. В. Андреева» iconРабочая программа по русскому языку для 10 класса моу «Сайгатинская...
Она составлена на основании Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская,...
Программа по русскому языку и литературе для 5, 7, 9 классов моу «Лащ-Таябинская средняя общеобразовательная школа им. В. В. Андреева» icon«Экология человеческой души». (Из опыта проведения внеклассной работы...
Авторы-составители: Добрынина Н. М., Недобежкина Т. Н., Чуканова Т. И., учителя русского языка литературы
Программа по русскому языку и литературе для 5, 7, 9 классов моу «Лащ-Таябинская средняя общеобразовательная школа им. В. В. Андреева» iconРабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена с...
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №185
Программа по русскому языку и литературе для 5, 7, 9 классов моу «Лащ-Таябинская средняя общеобразовательная школа им. В. В. Андреева» iconРасписание уроков для обучающихся 1 4 классов на 2012-2013 учебный...
...
Программа по русскому языку и литературе для 5, 7, 9 классов моу «Лащ-Таябинская средняя общеобразовательная школа им. В. В. Андреева» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Программа по русскому языку и литературе для 5, 7, 9 классов моу «Лащ-Таябинская средняя общеобразовательная школа им. В. В. Андреева» iconУрок по математики, русскому языку и литературе в 5 классе Цель урока:...
Место работы моу «Средняя общеобразовательная школа №177 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г....
Программа по русскому языку и литературе для 5, 7, 9 классов моу «Лащ-Таябинская средняя общеобразовательная школа им. В. В. Андреева» iconРабочая программа По русскому языку для 5-9 классов. 2013 2014 учебный год
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16
Программа по русскому языку и литературе для 5, 7, 9 классов моу «Лащ-Таябинская средняя общеобразовательная школа им. В. В. Андреева» iconРабочая программа По русскому языку для 5 класса мбоу «Ургагарская...
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования...
Программа по русскому языку и литературе для 5, 7, 9 классов моу «Лащ-Таябинская средняя общеобразовательная школа им. В. В. Андреева» iconРабочая программа по русскому языку 5 а класс
Моу «Средняя общеобразовательная школа №84 с углубленным изучением иностранных языков» Советского района
Программа по русскому языку и литературе для 5, 7, 9 классов моу «Лащ-Таябинская средняя общеобразовательная школа им. В. В. Андреева» iconРабочая программа по русскому языку для 9В класса лг мбоу «Средняя общеобразовательная школа №2»
Рабочая программа по русскому языку для 9В класса лг мбоу «Средняя общеобразовательная школа №2» разработана на основе
Программа по русскому языку и литературе для 5, 7, 9 классов моу «Лащ-Таябинская средняя общеобразовательная школа им. В. В. Андреева» iconПрограмма по русскому языку для 5-9 классов составлена на основе:...
Примерной программы основного общего образования по русскому языку (для 5 – 9 классов); Образовательной программы по курсу “Русский...
Программа по русскому языку и литературе для 5, 7, 9 классов моу «Лащ-Таябинская средняя общеобразовательная школа им. В. В. Андреева» iconРабочая программа по русскому языку для VI класса составлена на основе...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Новогремяченская средняя общеобразовательная школа»
Программа по русскому языку и литературе для 5, 7, 9 классов моу «Лащ-Таябинская средняя общеобразовательная школа им. В. В. Андреева» iconУрок по русскому языку Тема: ««Мягкий знак после шипящих в глаголах»
Моу «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» городского округа Саранск
Программа по русскому языку и литературе для 5, 7, 9 классов моу «Лащ-Таябинская средняя общеобразовательная школа им. В. В. Андреева» iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии...
Моу «Средняя общеобразовательная школа №2» п. Бабынино Бабынинского района Калужской области
Программа по русскому языку и литературе для 5, 7, 9 классов моу «Лащ-Таябинская средняя общеобразовательная школа им. В. В. Андреева» iconКонспект урока по русскому языку в 9-ом классе Лингвостилистический анализ текста Д. Гранина
...
Программа по русскому языку и литературе для 5, 7, 9 классов моу «Лащ-Таябинская средняя общеобразовательная школа им. В. В. Андреева» iconРабочая программа 11 Муниципальное образовательное учреждение средняя...
Рабочая учебная программа по русскому языку для 11 класса составлена на основе следующих документов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск