Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе.





Скачать 496.65 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе.
страница1/3
Дата публикации07.01.2015
Размер496.65 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3




Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе. Базовый уровень. Литература. Содержание образования: сборник нормативно-правовых документов методических материалов. - М: Вентана-Граф, 2007,стр. 118-144; авторской программы: С.А. Зинин. Профильное обучение. Русская литература XIX—XX веков./Методические рекомендации к учебникам: В.И. Сахаров С.А. Зинин. «Русская литература XIX в.»: Москва, «Русское слово»,2004

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса: Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература XIX века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 частях-3-е изд. М.: «Русское слово—РС», 2008. ISBN 5-94853-510-X

Программа в 10 классе рассчитана на 105 учебных часов в год (3 часа в неделю). Из них на развитие речи - 13 часов, на контроль усвоения знаний - 3 часа, резерв - 2 часа.

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и

самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств;

культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы,

основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

формирование общего представления об историко-литературном процессе; совершенствование умений анализа и интерпретации литературного

произведения как художественного целого в его историко-литературной

обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания

сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования

необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:

сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и

ее месте в культуре страны и народа;

осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому

постижению конкретных художественных произведений;

овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке

художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

использовать изучение литературы для повышения речевой культуры,

совершенствования собственной устной и письменной речи.

Цели и задачи
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:

  • сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

  • осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

  • освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

  • овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

  • воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь юному читателю в осознании окружающего мира.

Ученик, овладевая читательской деятельностью, осваивает определенные умения, знания, конкретные навыки. Логика этого процесса определяется структурой программы.
Новизна программы
В результате сопоставления Государственного стандарта общего образования и авторской программы по литературе под редакцией С.А. Зинина были выявлены элементы дополнительного содержания, которые включены в тематическое планирование за счет резервного времени, к их числу относятся: повесть Оноре де Бальзака «Гобсек», «Бесприданница» А.Н.Островского, роман «Дворянское гнездо» И.С. Тургенева, сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, «Идиот» Ф.М. Достоевского, «Крейцерова соната» Л.Н. Толстого.

Межпредметные связи
Литературу нельзя изучать как обычный предмет школьной программы, так как литература – это явление искусства. Понять своеобразие литературы как искусства помогают межпредметные связи, реализуемые на уроках через соотнесение литературы с другими видами искусства, прежде всего с живописью, музыкой, кино.

Литература тесно связана с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает общий для всех филологические наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различные сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления.

Литература, взаимодействуя с дисциплинами художественного цикла, формирует эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Организация учебного процесса

В курсе литературы изучаются следующие основные теоретико-литературные понятия:

  1. Художественная литература как искусство слова.

  2. Художественный образ.

  3. Содержание и форма.

  4. Художественный вымысел. Фантастика.

  5. Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX –XX веков.

  6. Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

  7. Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадия развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

  8. Деталь. Символ.

  9. Психологизм. Народность. Историзм.

  10. Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

  11. Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория

  12. Стиль.

  13. Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.

  14. Литературная критика.


Основные виды деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий:

  1. Осознание, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  2. Выразительное чтение.

  3. Различные виды пересказа.

  4. Заучивание наизусть стихотворных текстов.

  5. Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

  6. Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

  7. Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

  8. Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

  9. Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.


Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

  1. Поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей.

  2. Сравнение, сопоставление, классификация.

  3. Самостоятельное выполнение различных творческих работ.

  4. Способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде.

  5. Осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.)

  6. Владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств, языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей.

  7. Составление плана, тезисов, конспекта.

  8. Подбор аргументов, формирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

  9. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

  10. Самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.


Содержание программы носит практико-ориентированный характер.


Формы контроля знаний:
Формами контроля, выявляющими подготовку учащихся по литературе, являются:

  • система коммуникативно-творческих работ («Творческая мастерская», «Творческий практикум», «Читательская конференция»,

  • «Самостоятельный анализ произведения»),

  • сочинения проблемного характера,

  • создание рецензии, сообщений, докладов, рефератов, презентаций,

тестовые работы.

Возможны различные формы контроля.

При традиционном подходе к организации занятий вполне приемлема существующая пятибалльная шкала оценок с проведением итоговой работы в конце курса. Возможна и рейтинговая система, при которой каждому виду работы присваивается определенная сумма баллов и устанавливается соответствие между набираемыми баллами и общепринятыми оценками. Рейтинговая оценка способствует усилению мотивации учащихся и развитию навыков осознанной самостоятельной деятельности не только на аудиторных занятий, но и во внеурочное время.

Требования к уровню достижений обучающихся
В результате изучения литературы за курс 10 класса на базовом уровне обучающийся должен:

Знать/ понимать

образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х века;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия.

Уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

«Требования к уровню подготовки учащихся» сформулированы в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определения своего круга чтения оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, Интернет).

Технологии, используемые в работе:

  • Чтение и письмо для развития критического мышления

  • ИКТ (ИИП «КМ-ШКОЛА»)

  • Обучение в сотрудничестве

  • Исследовательские методы обучения

  • ТРИЗ

  • Здоровьесберегающие технологии

  • Игровые методы обучения


Учебно-тематический план


Содержание

Кол-во часов

В том числе


Развитие речи

Контрольные работы

Введение.

1







Литература первой половины XIX века:

14







Обзор русской литературы первой половины XIX века.

1







А.С. Пушкин.

5

1




М.Ю. Лермонтов.

3







Н.В. Гоголь.

4




1

Обзор зарубежной литературы первой половины XIX века.

Оноре де Бальзак. «Гобсек».

1







Литература второй половины XIX века:

86







Обзор русской литературы второй половины XIX века.

1







А.Н. Островский.

7

2




Ф.И. Тютчев.

3







А.А. Фет.

3

1




И.А. Гончаров.

5

1




И.С. Тургенев.

10

2

1

А.К. Толстой.

2







Н.С. Лесков.

2







М.Е. Салтыков – Щедрин.

3







Н.А. Некрасов.

5

1




Н. Ругин

1







Ф.М. Достоевский.

11

2




Л.Н. Толстой.

18

2




А.П. Чехов.

9






Итоги

2







Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века.

1







Г. де Мопассан.

1







Г. Ибсен.

1







А. Рембо

1

1




Резерв

2




1

Итого

105

13

3


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Литература XIX века (90 часов)

Введение (1 ч)

Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков.

Литература первой половины XIX века (10 часов)

Обзор русской литературы первой половины XIX века (1 ч)

Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.

А. С. Пушкин (4 ч) Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Из Пиндемонти» (возможен выбор трех других стихотворений).

Художественные открытия Пушкина. «Чувства добрые» в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. «Вечные» темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.

Поэма «Медный всадник».

Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.

Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.

М. Ю. Лермонтов (2 ч) Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Мой демон», «К» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...» (возможен выбор трех других стихотворений).

Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.

Н. В. Гоголь (3 ч) Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Невский проспект» (возможен выбор другой петербургской повести).

Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н. В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры.

Сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX в.

Литература второй половины XIX века (79 часов)

Обзор русской литературы второй половины XIX века (1 ч)

Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.

А. Н. Островский (7 ч) Жизнь и творчество (обзор). Драма «Гроза».

Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.

Н. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве»*. Сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза».

Ф. И. Тютчев (3 ч) Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...») (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и «поединок роковой». Художественное своеобразие поэзии Тютчева.

А. А. Фет (3 ч) Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Одним толчком согнать ладью живую…», «Заря прощается с землею…», «Еще одно забывчивое слово…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория «чистого искусства». «Вечные» темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.

Сочинение по поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

И. А. Гончаров (5 ч) Жизнь и творчество (обзор). Роман «Обломов».

История создания и особенности композиции романа. Петербургская «обломовщина». Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.

Сочинение по роману И. А. Гончарова «Обломов».

И. С. Тургенев (8 ч) Жизнь и творчество. Роман «Отцы и дети».

Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. «Отцы» в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. «Вечные» темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы.

Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).

Сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».

А. К. Толстой (2 ч) Жизнь и творчество (обзор). «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…» (возможен выбор трех других произведений).

Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции.

Н. С. Лесков (2 ч) Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Очарованный странник» (возможен выбор другого произведения).

Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.

М. Е. Салтыков-Щедрин (2 ч) Жизнь и творчество (обзор). «История одного города» (обзор).

Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала «Истории». Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.

Н. А. Некрасов (5 ч) Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). «Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Сатирические образы. Решение «вечных» тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и «народного заступника» Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл «бабьей притчи». Тема народного бунта. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова.

Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.

К. Хетагуров (1 ч) (возможен выбор другого писателя, представителя литературы народов России)

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения из сборника «Осетинская лира».

Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.

Ф. М. Достоевский (10 ч) Жизнь и творчество.

Роман «Преступление и наказание».Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его «двойники». Образы «униженных и оскорбленных». Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. «Преступление и наказание» как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных «точек зрения». Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.

Сочинение по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Л. Н. Толстой (17 ч) Жизнь и творчество.

Роман-эпопея «Война и мир».

История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция «общей жизни». Изображение светского общества. «Мысль народная» и «мысль семейная» в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев («диалектики души»). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.

Сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир».

А. П. Чехов (9 ч) Жизнь и творчество.

Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой» (указанные рассказы являются обязательными для изучения).

Рассказы: «Палата № 6», «Дом с мезонином» (возможен выбор двух других рассказов).

Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека» и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст. Комедия «Вишневый сад».Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-«недотепы». Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.

Сочинение по творчеству А. П. Чехова.

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века (1 ч)

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.

Ги де Мопассан (1 ч) (возможен выбор другого зарубежного прозаика)Жизнь и творчество (обзор). Новелла «Ожерелье» (возможен выбор другого произведения). Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа.

Г. Ибсен (1 ч) (возможен выбор другого зарубежного прозаика) Жизнь и творчество (обзор). Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение) (возможен выбор другого произведения). Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. Вопрос о правах женщины в драме. Образ Норы. Особая роль символики в «Кукольном доме». Своеобразие «драм идей» Ибсена как социально-психологических драм. Художественное наследие Ибсена и мировая драматургия.

А. Рембо (1 ч) (возможен выбор другого зарубежного поэта) Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Пьяный корабль» (возможен выбор другого произведения). Тема стихийности жизни, полной раскрепощенности и своеволия. Пафос отрицания устоявшихся норм, сковывающих свободу художника. Символические образы в стихотворении. Особенности поэтического языка.

Контроль уровня обученности



№ п/п

Раздел, тема

Вид контроля

Форма контроля

1



Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры.

Текущий

Творческая работа

2

Поэма «Медный всадник». Конфликт личности и государства в поэме.


Тематический

Творческая работа

3

Вн. чт. Трагедия «Борис Годунов».

Тематический

Отзыв на прочитанное произведение

4

Сочинение по русской литературе первой половины 19 века.

Тематический

Сочинение

5


Контрольная работа по теме «Литература первой половины 19 века»

Текущий

Контрольная работа


6


Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины.

Тематический

Анализ эпизода

7

Нравственная проблематика пьесы Н.Островского «Гроза»

Тематический

Тест

8-9

Сочинение по драме А.Н.Островского «Гроза»

Тематический

Сочинение

11

Сочинение по творчеству Ф.Тютчева и А.Фета

Тематический

Сочинение

12

Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц

Тематический

Тест

13

Сочинение по роману И.А. Гончарова «Обломов».

Тематический

сочинение

14

«Вечные» темы в романе (природа, любовь, искусство).

Тематический

Тестовое задание
тестирование

16-17

Сочинение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Тематический

Сочинение

18

Контрольная работа за первое полугодие

Текущий

Контрольная работа


19

Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова.

Тематический

Сочинение

20

Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора

Тематический

Тест

21-22

Сочинение по роману Ф.Достоевского «Преступление и наказание»


Тематический

Сочинение

23

Образ Платона Каратаева и авторская концепция «общей жизни»

Тематический

Анализ эпизода

24

Наташа Ростова и княжна Мария как любимые героини Толстого.


Тематический

Тест

25

Смысл названия и поэтика романа-эпопеи.

Тематический

Творческая работа

26-27

Сочинение по роману Л.Толстого «Война и мир»


Тематический

Сочинение

28

Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани.

Тематический

Тест

29

Домашнее сочинение по пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад

Тематический

Сочинение

30

XIX век – век русской классики

Тематический

Тест














Литература и средства обучения
Для обучающихся
Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература ХIХ века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 частях. М.: ООО «ТИД «Русское слово—РС», 2012. ISBN 5-94853-531-2 ISBN 5-94853-530-4

Литература: Краткий справочник школьника. – М.: «Дрофа», 2005.

Литература: Справочные материалы. – М.: «Просвещение»,2007.
Словарь литературоведческих терминов. – М.: «Просвещение», 2008.

Для учителя

Закон «Об образовании».

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

Литература. Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта основного и среднего (полного) общего образования и науки Российской Федерации. – М., 2005.

Программа по русской литературе 19в (авт. авт. В.И. Сахаров, С.А. Зинин)

Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 класс, 1 полугодие, 2 полугодие. – М.: «ВАКО», 2009.

Кучина Т.Г., Лебедев А.В.

Контрольные и проверочные работы по литературе. 9-11 кл.: метод. пособие. – М.: «Дрофа», 2009.
Репин А.В. Литература. Подготовка к ЕГЭ: Учебно-методическое пособие. – Саратов: «Лицей», 2010.

Контроль уровня обученности
Контрольная работа по теме
«Литература первой половины XIX века»

(1 и 2 варианты).
ВАРИАНТ 1.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе. iconРабочая программа по литературе 12 класса (заочная форма обучения)...
Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего (полного) образования базового уровня (2004г.) и Примерной...
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе. iconРабочая программа по литературе для 10 класса на 2013-2014 учебный год
Программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования...
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе, примерной...
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе. iconПояснительная записка Данная программа по литературе составлена на...
Данная программа по литературе составлена на основе федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования...
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе. iconРабочая программа по литературе для 9 класса
Настоящая программа по литературе в 9 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данная рабочая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего...
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе. iconРабочая учебная программа по литературе
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы...
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе. iconРабочая программа по литературе для учащихся 10 класса Гимназии составлена...
Требований к результатам освоения образовательной программы полного (среднего) образования, примерной программы полного (среднего)...
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного...
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе. iconПояснительная записка настоящая рабочая программа разработана на...
Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2013г.), федерального компонента государственного...
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе. iconПояснительная записка настоящая рабочая программа разработана на...
Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2009г.), федерального компонента государственного...
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе. iconРабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе...
Кулаковой Натальи Александровны по учебнику «Литература 7 класс» под редакцией В. Я. Коровин
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе. iconРабочая программа по литературе (наименование учебного предмета)
Составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования...
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе. iconРабочая программа по литературе (наименование учебного предмета, курса, дисциплины (модуля))
Программа по литературе для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
«линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах. Изучение литературы на ступени основного общего образования...
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе. iconЛитература. 10-11 кл. / Авторы-составители Г. С. Меркин, Зинин С. А., Чалмаев В. А. 7
Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004, №1089, с учетом рекомендаций примерной программы среднего (полного) общего образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск