Задача любого проекта- дать ответ на проблемный вопрос и всесторонне осветить ход его получения





Скачать 98.51 Kb.
НазваниеЗадача любого проекта- дать ответ на проблемный вопрос и всесторонне осветить ход его получения
Дата публикации18.04.2015
Размер98.51 Kb.
ТипЗадача
100-bal.ru > Литература > Задача


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей Соль-Илецкого района»

Оренбургской области

Учитель русского языка и литературы

Ступицкая Марина Ивановна

Публикация на Интернет-сайте

http//irc 2007.ucoz/ru

« Использование информационных технологий

в проектной деятельности учащихся».

2009 год

Аннотация

Воспитательные методики, технологии, формы коллективных дел, приёмы педагогической работы не вечны. Всё когда-то, где-то , кем-то было изобретено. Метод проектов не новость в педагогике. Но общие подходы к структурированию проектов, к использованию этой методики есть, и их нельзя не учитывать. Также существует типологизация проектов, без учёта которой не добиться желаемого результата. В условиях существующей реальности метод проекта трудноосуществим без использования информационных технологий. Об этом я и рассуждаю в своей публикации.

Воспитательные методики, технологии, формы коллективных дел, приёмы педагогической работы не вечны. Всё где-то, когда-то, кем-то изобретено, создано.Метод проектов не новость в мировой педагогике: он начал использоваться в практике обучения значительно раньше выхода в свет известной статьи американского педагога В.Килпатрика «Метод проектов» в 1918 году. Именно он определил это понятие как «от души выполняемый замысел». В России метод проектов был известен ещё в 1905 году. Под руководством С.Т.Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской.

В образовательную практику современной России метод проектов широко внедрился благодаря благотворительной программе Intel Обучение для будущего.

Проектная деятельность позволяет повысить интерес к уроку литературы, готовит к дальнейшим творческим поискам, расширяет опыт исследовательской деятельности, учит позитивно организовывать совместную работу внутри группы единомышленников. Всё это важно для дальнейшего жизненного успеха в любой сфере деятельности.

В процессе работы над проектом учитель выступает в роли консультанта. Успех проектной деятельности обеспечивает позиция равноправного сотрудничества обучающихся с преподавателем. Который не навязывает свои идеи, а провоцирует познавательную самостоятельность и творческую активность каждого участника проекта.

Проекты могут быть индивидуальными и групповыми, локальными и телекоммуни –кационными. Люди могут вести одну и ту же работу будучи разделены территориально.

Задача любого проекта- дать ответ на проблемный вопрос и всесторонне осветить ход его получения.

Типы проектов по литературе:
Исследовательский проект.
Такой тип проекта предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: обоснование актуальности темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования, определение методов исследования, источников информации, выдвижение гипотезы решения обозначенной проблемы, разработка путей её решения, обсуждение полученных результатов, формулирование выводов, оформление результатов исследования. Нужно понимать,

что в результате работы над проектом не предполагается сделать открытие для человечества. Открытием это будет для ученика. А для учителя результат весьма ожидаем.

Такой тип проектов- своего рода приобщение к исследовательской деятельности. В своей практике я уже со среднего звена приобщаю детей к такого рода деятельности. Так в 6 классе ученица работала над проектом « Стиль произведений А.С.Пушкина».Гипотеза, выдвинутая нами, для меня была очевидна. А для Эльвиры необходимо было выяснить, что такое стиль, поработать с прозой Пушкина и прийти к выводу, что стиль А.С.Пушкина отличает лаконизм и динамика. Считались глаголы, неполные и назывные предложения: велась кропотливая научная работа. Хочу заметить, что в 6 классе дети ещё не знают неполных и назывных предложений. Большой плюс проектной деятельности в том, что для одарённого ребёнка работа на опережение- всегда благо. Обучение вообще должно быть на грани невозможного. Ничто так не убивает способности учиться, как тривиальные задания с очевидным результатом. В 9 классе выполняла девочка проект «Роль односоставных предложений в поэме А.Т.Твардовского «Василий Тёркин».Опять же для учителя очевидна роль односоставных предложений. А для ученика-открытие!
Творческий проект.

Следует оговориться, что проект всегда требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Но при определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческий проект предполагает свободную форму работы, вариативность представления результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально разработанной структуры совместной деятельности участников. Вначале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Результатом может быть совместная газета, видеофильм, спектакль, праздник…Но оформление результатов проекта требует чётко продуманной структуры в виде сценария видеофильма или спектакля. Собственно. Любое школьное дело- творческий проект. Если ,конечно, рассчитываешь на результат с большой буквы. И уж учителям это хорошо известно. Примером может служить проект видеофильма «Один день…». Этот проект готовится долго, но и результат стоит того. Участники проекта побывают на уроке в качестве кинооператора, режиссёр будет защищать своё видение сцен (ведь дети не знают ещё, что фильм создаёт именно режиссёр) от «нападок» единомышленников. Проектанты должны найти общий язык с героями фильма (а это учителя). Монтаж, озвучивание…Всё это детально трудно разработать, но результат должен быть с чётко читаемой структурой.
Практико-ориентированный проект.
Результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике. Например, при создании школьного сайта, когда основной целью является создание условий для взаимодействия творческих групп или отдельных учеников, а задачей- воспитание коммуникативной личности. Мы предполагаем результат: коммуникативную личность, обладающую умением творчески мыслить и свободно ориентироваться в современном мире. Такие проекты нацелены на социальные интересы самих участников проекта .Эти проекты отличает чётко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причём этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников и может быть использован в жизни класса, школы, города. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, чётких выводов и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь очень важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.
Ознакомительно-ориентировочный проект.
Такой тип проектов направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении. Предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты часто интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью. Так же как и исследовательские, они требуют хорошо продуманной структуры , возможности систематической коррекции по ходу работы. Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность, источники информации, «мозговая атака», обработка информации(анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат(статья, реферат, доклад, видео), презентация. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в том числе в Интернете. Результатом проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
Редакционно-издательский проект.

Например, выпуск литературной газеты, журнала, сборника. Данные проекты, как правило, выполняются после изучения темы. Это очень популярный тип проекта. «Фольклорные сборники», «Сборники заметок о природе», тематические сборники (например, «Случай, который я буду вспоминать и через двадцать лет»).Этот тип проекта –это даже не хорошо забытое старое , это настоящее любого педагога.

Методические советы учителю по применению метода проектов в практике.
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведёт к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Поэтому учителя, начинающие использовать в практике метод проектов, должны учитывать следующее:


  1. Учитель должен сам выбирать, будет ли он работать с помощью метода проектов.

  2. Учитель полностью отвечает за детей, участвующих в проекте, за их общую созидательную работу.

  3. Учитель доверяет ученикам, считает их равноправными, подчёркивает своим поведением это доверие.

  4. Учитель предоставляет детям возможности для самостоятельной работы. Он создаёт условия, чтобы можно было свободно и самостоятельно работать.

  5. Учитель вырабатывает новую позицию, переходя от позиции лектора и контролёра к позиции помощника, наставника.

  6. Учитель следит за своей речью с точки зрения дальтоновского подхода (не «ТЫ сделал это неправильно!», но «Почему ты это сделал так?»)

  7. Учитель вмешивается в самостоятельную работу детей, только когда этого требуют обстоятельства или сами ученики об этом просят.


Общие подходы к структурированию проекта:

1.Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2.Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя.

3. Важным моментом является распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4. Затем начинается самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5. Постоянно проводятся промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке…)

6. Необходимым этапом выполнения проектов является их защита, оппонироание.

7.Завершается работа коллективным обсуждением, экспертизой, объявлением результатов внешней оценки, формулировкой выводов.
Основные требования к использованию метода проектов:

1.Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения.
2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта( с указанием поэтапных результатов).
5.Использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий:
-определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования;
-выдвижение гипотезы их решения;
-обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений…);
-обсуждение способов оформления конечных результатов(презентаций, защиты, творческих отчётов, просмотров);
-сбор, систематизация, анализ полученных данных;
-подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
-выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Представители направления современной трансперсональной психологии К. и Н.Роджерс утверждают, что творчество –это «выражение себя» и даже «усиление себя». Они считают, что дети учатся в процессе творчества и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя. «Творческий процесс есть наша жизненная энергия, и тот , кто однажды её испытал, уже больше не сможет без этого жить…Порой очень рано наше творчество может заглушаться родителями, учителями, братьями и сёстрами…беспощадной критикой того ,что мы делаем».

Вот почему организация в школе творческих проектов необходимое, на мой взгляд, и очень актуальное направление педагогической деятельности. Ведь именно в процессе творчества проявляется и формируется личность.

Подводя итоги вышесказанному, ещё раз отмечу, что это один из видов педагогических технологий. Как и любой другой метод, он может быть реализован с помощью различных средств обучения, в том числе и с использованием новых информационных технологий. Это могут быть современные средства: компьютерные телекоммуникации, электронные базы данных, виртуальные библиотеки, музеи, видео, мультимедийные средства, факс, Средства массовой информации также оказываются весьма полезными при работе над проектом.

Проектный метод на уроках литературы позволяет этот школьный предмет приблизить к жизни, помогает познать всё многообразие литературных сокровищ, мотивировать ребят на самостоятельное осознанное чтение произведений.

Используемая литература:

1.Инновационное обучение на уроках русского языка/Совершенствование методов обучения в современной школе. - Л., ЛГПИ, 1989.-С. 90-105.
2.Канарская О.В.Формирование мотивации при обучении русскому языку.


Ступицкая Марина Ивановна. Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей Соль-Илецкого района» Оренбургской области.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задача любого проекта- дать ответ на проблемный вопрос и всесторонне осветить ход его получения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательная: дать оценку событиям после смерти Лжедмитрия первого: охарактеризовать сущность правления бояр во главе с Шуйским;...
Задача любого проекта- дать ответ на проблемный вопрос и всесторонне осветить ход его получения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данный урок – один из таких примеров. И мы хотим знать ваш ответ на проблемный вопрос «Нужно ли жить для того, чтобы пить?»
Задача любого проекта- дать ответ на проблемный вопрос и всесторонне осветить ход его получения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Содействовать развитию умений выделять в задаче условие, вопрос, выбирать ход решения, формулировать ответ
Задача любого проекта- дать ответ на проблемный вопрос и всесторонне осветить ход его получения iconУрок математики в 1 классе
Цель: через сравнение и наблюдение познакомить с понятием «задача», со структурой задачи (условие, вопрос, решение, ответ)
Задача любого проекта- дать ответ на проблемный вопрос и всесторонне осветить ход его получения iconМетод ”сократовских вопросов”
Три ответа ”да” бессознательно заставляют клиента дать положительный ответ и на четвертый вопрос
Задача любого проекта- дать ответ на проблемный вопрос и всесторонне осветить ход его получения iconУрок математики. 1 класс. Образовательная система «Школа-2100»
Ввести термины, связанные с понятием «текстовая задача»: условие, вопрос, выражение, решение, ответ
Задача любого проекта- дать ответ на проблемный вопрос и всесторонне осветить ход его получения iconУрок: математика + экология в 5-м классе по теме
Материал к уроку: картинки с изображением лекарственных растений, карточки с заданиями, жетоны для оценивания учащихся (красный –...
Задача любого проекта- дать ответ на проблемный вопрос и всесторонне осветить ход его получения iconУрок по теме " Магнитное поле ". II ход урока
...
Задача любого проекта- дать ответ на проблемный вопрос и всесторонне осветить ход его получения iconЗадача обучения математики
До недавнего времени считалось, что главная задача школы состоит в том, чтобы дать каждому школьнику общей среднее образование в...
Задача любого проекта- дать ответ на проблемный вопрос и всесторонне осветить ход его получения iconОбразовательные системы обзор исторически сложившихся подходов
По словам британского исследователя в области педагогической психологии Э. Стоунса, дети играют в игру «Угадай ответ на вопрос учителя»....
Задача любого проекта- дать ответ на проблемный вопрос и всесторонне осветить ход его получения iconКонспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока
Урок начинается с постановки проблемы. Ответа на поставленный проблемный вопрос учащиеся на начальном этапе урока дать не могут....
Задача любого проекта- дать ответ на проблемный вопрос и всесторонне осветить ход его получения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Евгений Онегин» с целью расширить представление учащихся о главном герое романа, определить причины потери его интереса к жизни....
Задача любого проекта- дать ответ на проблемный вопрос и всесторонне осветить ход его получения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Задача любого проекта- дать ответ на проблемный вопрос и всесторонне осветить ход его получения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Давайте попробуем дать ответ на вопрос, что мне нужно сделать уже сейчас, чтобы овладеть этой профессией?
Задача любого проекта- дать ответ на проблемный вопрос и всесторонне осветить ход его получения iconУрок комплексного получения знаний, умений, навыков
...
Задача любого проекта- дать ответ на проблемный вопрос и всесторонне осветить ход его получения iconВарианты обучения и стоимость
Ие, которое вы должны оценить как верное, если абсолютно с ним согласны, или неверное, если знаете хотя бы одно исключение. Ваша...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск