Рабочая программа по литературе составлена на основе: Закона Российской Федерации «Об образовании»





НазваниеРабочая программа по литературе составлена на основе: Закона Российской Федерации «Об образовании»
страница1/9
Дата публикации17.09.2013
Размер1 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9





Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»

Рассмотрено Согласовано Утверждено

на заседании ШМО зам. директора и введено в действие

протокол № ___________ «___»____________2012 г. приказ № ________________

от «___»____________2012г. ______________________ от «___»____________2012г.

_________________________ (подпись) _________________________

(подпись) (подпись)

Рабочая программа по литературе в 9 Б классе

Составитель: учитель русского языка и литературы

Имангулова Гульнара Искандаровна

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе составлена на основе:


  1. Закона Российской Федерации «Об образовании»;

  2. Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства Образования Российской Федерации от 05.03.2004 года № 1089;

  3. Базисного учебного плана 2004г., утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации №1312 от 09.03.2004 г.;

  4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №4154/12 от 09.07.2012г. «Об утверждении базисных и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы полного и основного общего образования;

5. Примерной программы основного общего образования по литературе для 5-9 классов, рекомендованной МО РФ

и учебной программы по литературе, допущенной МО РФ в 2007 году (авторы-составители - С. А. Зинин, В. И. Сахаров, В. А. Чалмаев. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007) (Образовательный стандарт);

6. Базисного учебного плана муниципального бюджетного образовательного учреждения «СОШ №2» г. Альметьевска РТ на 2012/2013 уч. год;

7. Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Альметьевска Республики Татарстан (с изменениями протокол №1 от 29.08.2012г.)

8. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Содержательная и практическая части программы выполняется за счет уплотнения материала.
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

-- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.


Цели и задачи
Задачи изучения литературы:

  • воспитательная (формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, служащего глубокому и верному постижению прочитанного, содействующего проявлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности);

  • образовательная (формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений- умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку, рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства).

Цели изучения литературы

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:




  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;


  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;


  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;


  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний





Количество часов

Количество учебных часов в год – 102 часа ( в неделю – 3 часа ) – в соответствии с Учебным планом МБОУ «СОШ № 2», утверждённым приказом

№ 159/2 от 29 августа 2011 года , 34 учебные недели для учащихся 9 классов.
1 четверть - 21 ч.

2 четверть - 24 ч.

3 четверть - 30 ч.

4 четверть - 27 ч.

Содержание программы
Согласно рабочей программе по литературе 5-11 классов (авторы - составители - С. А. Зинин, В. И. Сахаров, В. А. Чалмаев. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007) - (Образовательный стандарт) на изучение литературы отводится 3 часа и по учебному плану МБОУ «СОШ №2» отводится 3 часа. Исходя из этого, предполагается следующее распределение часов:




Название темы, раздела

Количество часов

1

Введение(1ч)






Из древнерусской литературы(4ч)



1

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

1

2

«За землю русскую». Образ Русской земли в «Слове…». Осмысление текста памятника.

1

3

Вечные образы «Слова…».

1

4

Развитие речи. Поэтическое искусство автора. Работа над сочинением «Образ Русской земли в «Слове…».

1




Из русской литературы ХVIII века(12ч+1ч)

13ч

1

Характеристика русской литературы 18 века. О русском классицизме.

1

2

М. В. Ломоносов. «Живое единство наук и художеств». Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка.

1

3

Прославление Родины, мира, науки и просвещения в одах Ломоносова.

1

4

Д. И. Фонвизин. Слово о писателе. Комедия «Недоросль».

1

5

Сатирическая направленность комедии «Недоросль».

1

6

Герои и события комедии «Недоросль». Проблема воспитания истинного гражданина.

1

7

Г. Р. Державин: поэт и гражданин. Слово о поэте. «Властителям и судиям».

1

8

Особенности классицизма в поэзии Державина.

1

9

Жизненный подвиг А. Н. Радищева. «Не раб, но человек».

1

10

Развитие речи. «Путешествие из Петербурга в Москву». Анализ глав «Едрово», «София», «Спасская Полесть».

1

11

«Он имел душу, он имел сердце!». Н. М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза». О русском сентиментализме.

1

12

«Призрак счастья» в повести Н. М. Карамзина. Главные герои повести.

1

13

Художественное и тематическое своеобразие русской литературы 18 века. Тест.

1




Литература русского романтизма первой четверти XIX века (3ч)



1

«Золотой век» русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму.

1

2

«Его стихов пленительная сладость» ( А. С. Пушкин). Жизнь и творчество. В. А. Жуковского. О романтизме.

1

3

«Лучший друг нам в жизни сей – вера в провиденье». Нравственный мир героини баллады «Светлана» как средоточие народного духа и христианской веры. Особенности жанра.

1




Литература первой половины XIX века (44ч +5ч)

49ч

1

«Могучее проявление русского духа». Очерк жизни и творчества А. С. Грибоедова.

1

2

«Горе от ума» - картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. «К вам Александр Андреич Чацкий». (Анализ 1 действия комедии)

1

3

«Век нынешний и век минувший». (Анализ 2 действия)

1

4

«Можно ль против всех!» (Анализ 3 действия)

1

5

«Не образумлюсь… виноват…». (Анализ 4 действия).

1

6

Жанр высокой комедии. «Горе от ума» в оценке И. А. Гончарова. Развитие речи. Сочинение обучающего характера

1

7

А. С. Пушкин. «Вся жизнь – один чудесный миг».

1

8

«И божество и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь». Основные мотивы лирики А. С. Пушкина.

1

9

«Пока свободою горим…». Развитие темы свободы в лирике А. С. Пушкина.

1

10

«Друзья мои, прекрасен наш союз!» Дружба и друзья в лирике А. С. Пушкина.

1

11

«Я вас любил…». Любовная лирика поэта.

1

12

«Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Философская лирика А. С. Пушкина.

1

13

«Я памятник воздвиг нерукотворный». Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина.

1

14

Образы природы в лирике А. С. Пушкина.

1

15

Развитие речи. Обучение анализу лирического стихотворения.

1

16

«…Чтоб мыслить и страдать…». «Повести Белкина» и «Маленькие трагедии». Поэма «Цыгане».

1

17

«Собранье пестрых глав». Творческая история романа «Евгений Онегин».

1

18

«И жить торопится, и чувствовать спешит». Онегин и столичное дворянство.

1

19

«И в голос все решили так, что он опаснейший чудак!». Онегин и поместное дворянство.

1

20

«От делать нечего друзья». Онегин и Ленский.

1

21

«Татьяна, русскою душою…». Образ Татьяны в романе. Татьяна и Ольга.

1

22

«Бегут, меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас». Татьяна и Онегин.

1

23

«Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Образ автора в романе. «Онегинская строфа».

1

24

Развитие речи. Классное сочинение по роману А. С. Пушкина.

1

25

«Он хочет жить ценою муки…». Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова.

1

26

«Я к одиночеству привык…». Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова.

1

27

Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворения «Родина».

1

28

«Всякий плакал, кто любил…». Тема любви в лирике Лермонтова.

1

29

«Из пламя и света рожденное слово». Тема поэта и поэзии в лирике.

1

30

«Лермонтов – прозаик – это чудо» (Л. Н. Толстой).

«Герой нашего времени» - первый психологический роман.

1

31

Печорин и «горцы».

1

32

Печорин и Максим Максимыч.

1

33

Печорин в обществе «честных конрабандистов».

1

34

Печорин и «водяное общество».

1

35

Можно ли назвать Печорина фаталистом?

1

36

Художественные особенности романа. Жанр и композиция.

1

37

Развитие речи. Создание черновика сочинения «Драма незаурядной личности в романе». Поэты пушкинской поры: К. Н. Батюшков «Философ резвый и пиит…», А. В. Кольцов «Истинный неподдельный народный талант», Е. А. Баратынский «Разуверение»,

Н. М. Языков «Пловец» («Нелюдимое наше море…»)(по выбору).

1

38

«На пользу отечества, для счастья граждан». Жизненный и творческий путь Н.В. Гоголя.

1

39

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе.

1

40

«Вся Русь явится в нём!». Первоначальный замысел и идея Гоголя.

1

41

«Неотразимо страшные идеалы огрубления»: Манилов и Коробочка.

1

42

«Неотразимо страшные идеалы огрубления»: Собакевич и Ноздрёв.

1

43

«Неотразимо страшные идеалы огрубления»: Чичиков у Плюшкина.

1

45

«Город никак не уступал другим губернским городам».

1

46

«Кто же он? Стало быть, подлец?». Образ Чичикова в поэме.

1

47

«Здесь ли не быть богатырю?». Образ России в поэме.

1

48

Развитие речи. Письменный вопрос: «Каково идейно – художественное звучание образа птицы – тройки в финале поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»?»

1

49

Урок контроля. Русская литература первой половины XIX века.

1




Литературный процесс второй половины XIX века (8ч)



1

А. Н. Островский. «Бедность не порок». Особенности сюжета.

1

2

Развитие речи. Победа любви – воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты. Комедия как жанр драматургии.

1

3

Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в романе Ф. М. Достоевского «Белые ночи».

1

4

Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

1

5

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Юность» - автобиографическая трилогия. Обзор содержания трилогии.

1

6

Духовный конфликт героя с окружающим миром и собственными недостатками. Особенности поэтики Л. Н. Толстого.

1

7

А. П. Чехов. «Самый негромкий и самый слышимый в мире писатель».

1

8

Особенности сюжета рассказа.

1




Литературный процесс XX века (17ч)

17ч

1

Человек и история.

1

2

И. А. Бунин. «Темные аллеи».

1

3

«Собаки – народ умный» М. А. Булгаков. Повесть «Собачье сердце».

1

4

«Сатира не терпит оглядки…». Основы живучести «шариковщины», «швондерства».

1

5

Поэтика Булгакова – сатирика.

1

6

М. А. Шолохов. «Судьба человека». Судьба Родины и судьба человека.

1

7

Образ Андрея Соколова.

1

8

«Праведник и пророк». А. И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор».

1

9

«Есть такие прирожденные ангелы…» Образ Матрены.

1

10

А. Блок. «Трагический тенор эпохи».

1

11

В. В. Маяковский. «Он умел только любить и писать стихи».

1

12

С. Есенин – певец России. Сквозные образы в лирике.

1

13

А. Ахматова. Трагические интонации в любовной лирике.

1

14

Н. А. Заболоцкий. «Смотри на мир, работай в нем и радуйся, что ты – человек!»

1

15

Б. Л. Пастернак. «И вся земля была его наследьем…».

1

16

А. Твардовский. «Я убит подо Ржевом» - реквием о павших на войне.

1

17

«Я, конечно, вернусь…». Творческое наследие В. С. Высоцкого. Развитие речи. Анализ любимого стихотворения поэта XX века.

1




ИЗ современной литературы (1ч)






Из зарубежной литературы (6ч)



1

Гораций. Ода «Я воздвиг памятник…». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия.

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

1

2

Данте Алигьери. Универсально – философский характер «Божественной комедии».

1

3

Уильям Шекспир. «Гамлет» - «пьеса на века».

1

4

И. В. Гете. «Фауст» - философская трагедия эпохи Просвещения.

1

5

Тест за II полугодие по произведениям, литературным направлениям и теоретическим понятиям.

1

6

Резервный урок

1

Всего




102ч
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе составлена на основе: Закона Российской Федерации «Об образовании» iconРабочая программа по литературе для обучающихся 6-х классов разработана...
Закона «Об образовании в рф» Федеральный закон от 29. 12. 2012 n 273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Рабочая программа по литературе составлена на основе: Закона Российской Федерации «Об образовании» iconРабочая программа по родной литературе для обучающихся 10 класса...
Планирование составлено на основе программы по татарской литературе 5-11 классы. Казань. Издательство «Магариф»
Рабочая программа по литературе составлена на основе: Закона Российской Федерации «Об образовании» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-фз об образовании в Российской Федерации» (ст. 28, ст. 47, ст....
Рабочая программа по литературе составлена на основе: Закона Российской Федерации «Об образовании» iconРабочая программа составлена для учащихся 10 класса на основе: Федерального...
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-фз от 29 декабря 2012 года
Рабочая программа по литературе составлена на основе: Закона Российской Федерации «Об образовании» iconРабочая программа по изобразительному искусству для VI класса составлена...
Федерального закона от 29. 12. 2012 года №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Рабочая программа по литературе составлена на основе: Закона Российской Федерации «Об образовании» iconПояснительная записка письмо рабочая программа составлена на основе...
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Рабочая программа по литературе составлена на основе: Закона Российской Федерации «Об образовании» iconПрограмма составлена на основе следующих документов: Федерального...
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273
Рабочая программа по литературе составлена на основе: Закона Российской Федерации «Об образовании» iconРабочая программа по изобразительному искусству для первого класса...
Федерального закона «Об образовании» в Российской Федерации( от 21 декабря 2012г.)
Рабочая программа по литературе составлена на основе: Закона Российской Федерации «Об образовании» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основании Федерального...
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 фз от 29. 12. 2012 г., минимума содержания образования и требований...
Рабочая программа по литературе составлена на основе: Закона Российской Федерации «Об образовании» iconРабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе:...
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года...
Рабочая программа по литературе составлена на основе: Закона Российской Федерации «Об образовании» iconРабочая программа по родному языку и литературе для русскоязычного...
Программа предназначена преподавателям родного языка и литературы, работающим с русскоязычными учащимися
Рабочая программа по литературе составлена на основе: Закона Российской Федерации «Об образовании» iconРабочая программа по родному языку и литературе для русскоязычного...
Программа предназначена преподавателям родного языка и литературы, работающим с русскоязычными учащимися
Рабочая программа по литературе составлена на основе: Закона Российской Федерации «Об образовании» iconПояснительная записка Данная рабочая программа по русскому языку...
Федерального Закона от 29. 12. 2012 г №276- фз «Об образовании в Российской Федерации»
Рабочая программа по литературе составлена на основе: Закона Российской Федерации «Об образовании» iconРабочая программа по литературе разработана на основании Федерального...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы по литературе для общеобразовательных...
Рабочая программа по литературе составлена на основе: Закона Российской Федерации «Об образовании» iconРабочая программа составлена на основе Федерального закона от 29....
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» и Программы по литературе...
Рабочая программа по литературе составлена на основе: Закона Российской Федерации «Об образовании» iconРабочая программа составлена на основе Федерального закона от 29....
Использована Программа по литературе 5-11 класс (базовый уровень) В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина, И. С. Збарского,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск