Методические разработки дидактический театр





НазваниеМетодические разработки дидактический театр
страница1/6
Дата публикации19.09.2013
Размер1.02 Mb.
ТипМетодические разработки
100-bal.ru > Литература > Методические разработки
  1   2   3   4   5   6
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 30»

Методические разработки
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ТЕАТР

НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ


Учитель-логопед

Шадрина Надежда Сергеевна




ЗАТО Северск

2011
Пояснительная записка.
Анализ литературы показал, что до настоящего времени в коррекционно-логопедической работе нет теоретического обоснования использования театра в логопедических целях, не определена система использования речевых игр и упражнений с различными видами театра, ориентированных на преодоление ОНР. Это свидетельствует о необходимости поиска путей повышения эффективности логопедической работы с детьми данной категории.

Преодоление ОНР у детей дошкольного возраста является одной из актуальных и сложных проблем современной логопедии. Сложность эта обусловлена тем, что речевой дефект, каков бы он ни был по степени выраженности, никогда не существует сам по себе (Л.С.Выготский). Нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, что подтверждается многочисленными исследованиями психолого-педагогического (Р.Е.Левина, С.С.Ляпидевский, С.А.Миронова, Л.Ф.Спирова, Т.Б.Филичева, С.Н.Шаховская), психолингвистического (В.К.Воробьева, В.А.Ковшиков, Р.И.Лалаева и др.) и медико-педагогического (Л.И.Белякова, О.Н.Исаев, В.В.Ковалев и др.) плана.

Дети с общим недоразвитием речи (ОНР), как правило, инертны, пассивны, зачастую замкнуты и пугливы. Как же развить потребность к общению, желание говорить, заставить детскую душу «ожить» и интересоваться окружающим?

Размышляя над этим вопросом, я пришла к выводу: помочь могут разнообразные детские театры (театр на пальцах, театр картинок, театр на фланелеграфе, настольный, театр игрушек, театр «Ручные перчатки», театр «Рукавичка», театр ложек, театр шапочек-масок, театр штоковых кукол, театр би-ба-бо и др.), использование которых будет способствовать устранению речевых и неречевых дефектов. Разные виды театров с многообразием их кукол, красочностью повышают мотивацию, вызывают интерес к действиям, дополняются упражнениями, которые могут быть использованы в прямых коррекционных целях, украшают упражнения, дают возможность логопеду использовать их как универсальное средство, способствующее исправлению или смягчению речевых дефектов. Куклы и куколки, игрушки, картинки являются более знакомым атрибутом для детей и важным фактором поэтапного движения психического развития, что обеспечивает для детей возможность осуществления всех видов деятельности (в том числе и речевой, на все более высоком уровне).

Чтобы эта работа была более живой, веселой, увлекательной, высокоэффективной, чтобы воспитать живой интерес, усилить мотивацию и добиться высоких результатов своей работы, я использую также разнообразный речевой материал (как народный, так и авторский, сочетая его с видами театров). Выбор речевого материала зависит от цели занятия, а также приемов и методов работы на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях.

Театры позволяют использовать в работе такие методы, как наглядный, игровой и практический. Повышают умственную активность, помогают решать задачи по развитию различных анализаторов, а также речевых умений. Использование атрибутики театров повышают интерес к стихам, сказкам, рассказам, украшают упражнения, делая их для детей более привлекательными. Игры с куколками, картинками дают возможность детям быть другими, перенося свои проблемы и вредные привычки на кукол (например: волка, лису и др.). Этот прием способствует ослаблению переживаний, происходит угасание внутреннего конфликта, врачевание детской души, в которой ребенок испытывал страдания. Дети защищены куклами, которые представляются им самостоятельными личностями, способными взять на себя их проблемы. Сама специфика кукольных театров облегчает детям перенос внутренних переживаний на символический объект, помогает и облегчает развивать речь. У детей появляется уверенность в своих силах, радость, укрепляется психическое здоровье, так как театры помогают ликвидировать болезненные переживания из-за дефектов речи, развивается самоконтроль за речью.
КОНСПЕКТ

фронтального занятия детей средней группы,

имеющих общее недоразвитие речи,

на тему: «В гостях у загадок, потешек и сказок».
Коррекционно-образовательные цели:

Обогащение и активизация словаря по теме.

Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами - ок -, - ёк -)

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие диалогической речи.

Формирование ритмической стороны, интонационной выразительности и акцентного ритма, речевого дыхания.

Развитие тонкой и общей моторики.

Формирование психических процессов: внимания, памяти, мышления.
Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.
Оборудование: наборы настольных театров по сказкам «Три медведя», «Курочка ряба»; пальчиковых театров по сказкам «Колобок», «Репка»; по потешке «Тень-тень, потетень…»; театр шапочек-масок к сказке «Гуси и лиса»; раздаточные карточки, схемы с акцентным ритмом, салфетки, сундучок с сюрпризами для детей.
Ход занятия.

I. Организационный момент.

- Вы, ребята, не стесняйтесь,

Побыстрей располагайтесь.

Всем ли видно?

Всем ли слышно?

Приготовьте ушки, глазки.

Расскажу сейчас вам что? … (Сказки)

-Дети, я вам загадаю загадки про сказки.

Загадки

(Обогащение словаря по теме, развитие психических процессов)

1) - Из какой сказки убежали слова: дед, баба, курочка, мышка, яичко?

- Как называется эта сказка?

- Эта сказка называется «Курочка-ряба».

2) - В какой сказке живут: дедушка, бабушка, заяц, волк, медведь, лиса и маленький круглый путешественник?

- Как называется эта сказка?

- Эта сказка называется «Колобок».

3) - А кто пошел на речку, чтобы напоить своих цыпляток?

- На речку пошла курочка-рябушечка.

4) - Кто раньше всех встает, громко песни поет, деткам спать не дает?

- Это петушок – золотой гребешок.

5) - В какой сказке живут лягушка-квакушка, мышка-норушка, зайка-побегайка, лисичка-сестричка, волчок – серый бочок?

- Как называется эта сказка?

- Эта сказка называется «Теремок».
II. Пальчиковая игра «Теремок» (Развитие тонких движений пальцев рук, имитация движений.)

Стоит в поле теремок.

На двери висит замок.

Как бы нам замок открыть,

В теремок зверей впустить?

Слева – зайка, справа – мишка:

- Отодвиньте-ка задвижку!

Слева – ежик, справа – волк:

- Нажимайте на замок!

Зайка, мишка, ежик, волк

Открывают теремок. [3]

III. Дидактическое упражнение «Большой – маленький».

Мы волшебники немножко,

Был большим, а станет крошкой.

(Совершенствование грамматического строя речи: образование существительных с суффиксами –ок-,- ёк-)

Терем – теремок

Кузов – кузовок

Короб – коробок

Пень – пенёк

Конь – конёк

IV. Подвижная игра «Ваня, Ваня – простота» - потешка (Движения в сочетании с речью, послоговой ритм).

Ваня, Ваня – простота.

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперед

И поехал в огород.

V. Загадки. [1]

(Обогащение и активизация словаря, развитие психических процессов).

Сяду рядышком на лавку,

С вами вместе посижу.

Загадаю вам загадки,

Кто смышленей погляжу.

1) Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут ее … (лиса).

2) Маленький, беленький,

По лесочку прыг-прыг!

По снежочку тык-тык! (заяц)

3) По лесной сухой дорожке

Топ-топ-то – топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожке

Весь в иголках серый ….. (ёжик).

4) он в берлоги спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придет весна

Просыпается от сна. (медведь)

5) Он зимой холодной

Рыщет злой, голодный? (волк)

VI. Голосовое упражнение «Волк воет: ууу…»

(с понижением и повышением голоса).
VII. Потешка «Тень – тень, потетель…»

1 задание. Гимнастика для глаз.

- Наденьте куколок на указательный палец, отведите руку вперед и медленно ведите фигурку к носу (Напряжение мышц глаз).

- Теперь поморгайте (Расслабление мышц)

2 задание. Разыгрывание по ролям. (Дети говорят за персонажей потешки)

Тень-тень-потетень,

Выше города плетень.

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день.

Похвалялася лиса:

1 реб.: - Всему лесу я краса!

Похвалялся зайка:

2 реб.: - Поди догоняй-ка!

Похвалялися ежи:

3 – 4 реб: - У нас шубки хороши!

Похвалялся медведь:

5 реб.: - Могу песни я петь!

Похвалялся волчок:

6 реб.: - У меня серенький бочок!

VIII. «Кто лишний» (Обогащение словаря, развитие психических процессов).

Детям предлагается наборы сказок и по одному лишнему герою из другой сказки.

Задание. Найти лишнего героя и помочь ему вернуться в свою сказку, назвать героя и сказку.

IX. Драматизация русской народной сказки «Гуси и лиса».[2]

(Работа над акцентным ритмом).

Паслись гуси на лугу. Увидела лиса гусей и говорит: «Гуси, гуси! Я съем вас!...»

… Тогда один гусь сказал

- Сначала мы одну песню споем. Потом ты нас съешь!

- Ладно, - согласилась лиса, - пойте.

Первый гусь запел:

- ГА – га, ГА – га, ….

Второй гусь запел:

- ГА – га, ГА – га, ….

Третий гусь запел:

- ГА – га, ГА – га, ….

…. Потом все вместе запели:

- ГА – га, ГА – га, ГА – га, …

А лиса ждет и ждет. Гуси умные. Они все пели и пели. А лиса ждала и ждала… Да так и ушла.
X. Итог занятия.

Дети вспоминают, чем занимались на занятии, в какие игры играли.

Логопед благодарит детей, показывает сундучок. Дети стучат по нему и говорят:

Чок, чок, чок,

Открывайся, сундучок!

Дети получают сюрпризы и уходят с занятия.
Литература.

  1. Н.В.Ёлкина. 1000 загадок. Ярославль, «Академия развития», 1997г.

  2. Л.Ф.Климанова. АБВГДейка. М «Просвещение», 1995г.

  3. И.С.Лопухина. Логопедия. «Дельта», С-Пб., 1998г.



КОНСПЕКТ

фронтального занятия по развитию связной речи с детьми средней группы, имеющими ОНР, на тему:

"У медведей во бору"

Коррекционно-образовательные цели:

1. Обогащение и активизация словаря по теме.

2.Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами - ушк -, - юшк -, - ишк -)

Коррекционно-развивающие цели:

1. Развитие диалогической и монологической речи.

2. Выработка интонационной выразительности, тембра и ритмичности речи, физиологического и речевого дыхания.

3. Развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные цели:

1. Формирование положительной установки на участие в занятии.

2.Воспитание навыков общения на занятии, доброжелательности, инициативности и самостоятельности.

3. Развитие интереса к живой природе.
Оборудование: театр шапочек-масок, настольный театр, театр сюжетных картинок, большая кедровая шишка, атрибутика для лесной поляны (елочки, пеньки); листы бумаги, шаблоны с силуэтом медвежонка, простые карандаши (по количеству детей); сюрприз (ягода-малинка).
Ход занятия.

I. Организационный момент.

Логопед загадывает загадку:

Летом по лесу гуляют,

Зимой в берлоге отдыхают. Кто это?

Дети: «Медведи».

Психогимнастика (Обыгрывание ситуаций). [3]

Медведь лакомится малиной и ловит рыбу.

Медвежата мед ищут (прищуривают оба глаза – напряжение мышц глаз).

Нашли мед (моргают глазами – расслабление мышц глаз).

Медвежата дерево качают.

Пчелы нападают и жалят медвежат. Медвежата отмахиваются от пчел. (Круговые повороты головы).

Артикуляционная гимнастика.


1) «Мишка облизывает мед»

Круговые движения языком в одну, потом в другую сторону.

2) «Вкусный мед»


Облизать только верхнюю губу, язык «чашечкой». Затем занести язык вглубь рта.

3) «Пчелы»: «ззз…»

Голосо-дыхательное упражнение


II. Объявление темы занятия:

Мы по лесу шли, шли

И к медведям пришли.

Реплики в трех вариантах, различных по высоте голосом:

- Кто пришел к нам в лес? (Низким голосом)

- Кто пришел к нам в лес? (Средним голосом)

- Кто пришел к нам в лес? (Высоким голосом)
III. Игра «Скажи ласково» (С кедровой шишкой). (Совершенствование грамматического строя речи: образование существительных с суффиксами: -ушк-, -юшк-, -ишк-.)

Логопед: «Дети. Чтобы медведи на нас не сердились, давайте скажем им ласковые слова».

Изба – избушка,

Лапа – лапушка,

Нос – носишко,

Сын – сынишка,

Медведь – медведюшка,

Батя – батюшка.

Хвост – хвостишко

Дом - домишко

IV. Концерт для медведей. (Чтение стихов детьми, которые они выучили заранее)

(Развитие монологической речи и ее интонационной выразительности)

1 реб.: Медведь по лесу бродит.

От дуба к дубу ходит.

Находит в дуплах мед

И в рот себе кладет.

Облизывает лапу

Сластена косолапый,

А пчелы налетают,

Медведя прогоняют.

И.Лопухина [2]
2 реб.: Мишка.

Бедный мишка заболел –

Мишка много меда ел.

Мишка плачет и кричит:

- У меня живот болит!

Мишка стонет.

Слезы льет –

У него болит живот.

Непослушный жадный мишка

Съел лесной малины лишка.

Ф.Бобылев [2]

3реб.: Сел медведь на бревнышко,

Стал глядеть на солнышко.

Не гляди на свет, медведь:

Глазки могут заболеть.

М.Дружинина [2]

Гимнастика для глаз.

Упражнения на напряжение и расслабление мышц глаз (Смотреть на указательный палец, как на лучик, и вести его к носу, затем поморгать).

4 реб.: Бросил палку кверху мишка:

Падай в шапку с ели, шишка!

Шишка хлоп по голове –

Стало шишек сразу две!

В.Козловский [2]

5 реб.: Медведица ласково сына качает,

Малыш веселится,

Малыш не скучает.

Он думает: это смешная игра,

Не зная, что спать

Медвежатам пора.

В.Берестов [2]

V. Подвижная игра «У медведя во бору» (Развитие темпа и ритма движений в сочетании с речью, развитие общей моторики)

Считалка.

У медведя на макушке

Куковали три кукушки.

Самый смелый – выходи,

На кукушек погляди.

(Выбирается ребенок на ведущую роль).

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит

И на нас рычит.

(Повторить 2-3 раза)

VI. Игры-драматизации. (Развитие диалогической речи, изменение тембра голоса).

Медвежата.

Два ребенка играют роли медвежат, один – медведицы.

Медвежонок высоким голосом просит у мамы: «Мама, мёду нам! Мама, молока бы нам!»

Медведица отвечает низким голосом: «Вот я вам! Все мало вам!»

Медвежата отбегают и пропевают свою просьбу низким голосом, медведица грозит им лапой и отвечает высоким голосом: «Вот я вам! Вот я вам!»
Игра. С.Георгиев

Затеяли медвежата веселую игру.

- Чур, я буду большим медведем! – сказал один.

- Чур, и я – большой медведь! – решил второй медвежонок.

- Я буду сначала зайчиком, - объявил медвежонок Микулька, - а потом белкой!

- Сын, почему ты решил играть в зайчика? – удивилась мама-медведица. – Ведь ты – медвежонок!

- В медведя я всегда наиграться успею! – беспечно ответил Микулька.
VII. Пальчиковая игра. (Развитие скоординированных движений пальцев рук, пословного ритма). [1]

Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного и кончая мизинцем. В обратном направлении – от мизинца к указательному. Сначала дети соединяют пальцы одной руки, потом – другой (на ударные слоги).

1)


1-2

1-3

1-4

1-5




Еж,

медведь,

барсук,

енот




1-5

1-4

1-3

1-2




Спят

зимою

каждый

год.

(смена рук)

1-2

1-3

1-4

1-5




Волка,

зайца,

рысь,

лису




1-5

1-4

1-3

1-2




И

зимой

найдешь

в лесу.





2) Задание: обвести медвежонка по контуру.

VIII. Итог занятия.
Игра «Медведь и ягодка» (Самомассаж) Т.Боровик.


Иду, иду во борочек

(«Шагают» средним и указ. Пальцами)

Иду за ягодкой

в кузовочек.

(Пальцы в замок, большие пальцы показывают ручку кузовка)

Нет в бору ягодки,

(Самомассаж щек)

Нет в бору красненькой.

(Самомассаж щек)

Добро же, ягодка,

(Грозят пальчиком)

Нашлю на тебя медведя.

(Изображают медведя)

Медведь не идет за ягодкой,

(Самомассаж ушных раковин от мочек вверх)

Медведь не идет за красненькой.

(Самомассаж щек)

Добро же, медведь,

Нашлю на тебя гору

(Грозят медведю, показывают руками гору)

- А ягодки нет в лесу, потому что медведи ее сорвали и нам приготовили. Вот она!

«Медведи» дарят ягодку-малинку (сюрприз).

Дети рассказывают им о том, что понравилось на занятии. Прощаются с ними и уходят.
Литература.

  1. О.И.Крупенчук. Научите меня говорить правильно. Изд. Дом. «Литера», С-Пб., 2005г.

  2. И.С.Лопухина. Логопедия. «Дельта» С-Пб., 1998г.

  3. Е.А.Пожиленко. Артикуляционная гимнастика. «КАРО» С-Пб., 2004г.


КОНСПЕКТ

индивидуального занятия с ребенком средней группы, имеющим ОНР,
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические разработки дидактический театр iconМетодические разработки уроков для студентов хго по дополнительной...
Предлагаемые методические разработки уроков составлены на основе программы по технологии, являющейся дополнительной специализацией...
Методические разработки дидактический театр iconМетодические разработки учителей мбоу байтеряковская сош
Разработки внеклассных мероприятий, посвященных 8 Марта и 23 Февраля для учащихся и их родителей
Методические разработки дидактический театр iconМетодические рекомендации по проектированию разработки нефтяных и...
Об утверждении Методических рекомендаций по проектированию разработки нефтяных и газонефтяных месторождений
Методические разработки дидактический театр iconРеферат по культурологии на тему: «Русский театр и воплощение им...
«Театр должен просвещать ум. Он должен наполнять светом наш мозг Пусть же учат народ видеть вещи, людей, самого себя и ясно судить...
Методические разработки дидактический театр iconПлан работы кружка “Театр… Театр ”
Знакомство со стилем «Джаз-модерн», разминка, основные позиции рук, ног, изоляция
Методические разработки дидактический театр iconПрограмма театральной студии «Вся жизнь театр»
Программа театральной студии «Вся жизнь театр» является программой культурологической направленности и составлена на основе авторской...
Методические разработки дидактический театр iconУрока: Физическое воздействие
Как часто вы ходите в театр? Любите ли вы театр? Когда последний раз были в театре? Что смотрели?
Методические разработки дидактический театр iconМетодические разработки и доклады Методические разработки и доклады...
Уткина Г. А. «Инновационные технологии в управлении образовательным учреждением» (материалы межрегиональной научно- практической...
Методические разработки дидактический театр iconМетодические разработки к семинарам по дисциплине «История Отечества»
Методические разработки предназначены для преподавателей, работающих по дисциплине «История Отечества» со студентами 1-го курса заочного...
Методические разработки дидактический театр iconПояснительная записка
Вид ресурса (разработка учебного занятия, дидактический материал, методические рекомендации, статья и т п.)
Методические разработки дидактический театр iconМетодические разработки для самостоятельной работы по русскому языку
Р-52 Раджабова Н. Н., Умарова Б. Х хусанова Т. К. Методические разработки для самостоятельной работы по русскому языку для студентов...
Методические разработки дидактический театр iconКонсультация для родителей малышей ««Дела игрушечные» или в нашей группе есть театр»
Рассмотрение Плана финансово-хозяйственной деятельности гаук ао «Архангельский театр кукол» на 2012 год
Методические разработки дидактический театр iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пальчиковый театр из сказки «Репка»; мягкая игрушка кот, настольный театр по сказке «Репка»
Методические разработки дидактический театр iconМатериала
Вид ресурса (разработка учебного занятия, дидактический материал, тренажер, методические рекомендации, статья и т п в соответствии...
Методические разработки дидактический театр iconМетодические разработки по различным вопросам организации педагогического...
Методические указания предназначены для организации и проведения практических занятий с обучающимися 1 и 2 курсов по всем темам рабочей...
Методические разработки дидактический театр iconКраткое содержание : Курс «Театр как система: понятия и вещи»
Краткое содержание: Курс «Театр как система: понятия и вещи» имеет трехчастную структуру («История театра», «Теория театра», «Театр...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск