Рабочая программа курса «Литература» для 9аб классов на 2012-2013 уч.год
Количество часов в год: 102 (3 часа в неделю)
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 9 класса к учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И.Коровина, И.С. Збарского составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы
(Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5—11 классы (базовый уровень) / Под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение 2010.) Основная задача обучения в 9 классе — углубить представления учащихся о взаимосвязи литературы и истории. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы.
Предполагается три круга чтения: для чтения и восприятия; для чтения, истолкования и оценки; для чтения и речевой деятельности. Ученики 9 класса владеют техникой чтения и подготовлены к истолкованию прочитанного, поэтому на уроках важно больше времени уделять активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений.
Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, аудио- и киноматериалов, раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой. Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
образную природу словесного искусства;
общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные теоретические понятия: литература как искусство слова (развитие представлений), слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальные представления), романтизм (развитие понятия), баллада (развитие представлений), роман в стихах (начальные представления), реализм (развитие понятия), реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (углубление понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальные представления), психологический роман (начальные представления), герой и антигерой, литературный тип, комическое и его виды (сатира, ирония, юмор, сарказм); комедия как жанр драматургии (развитие ! представлений), повесть (развитие понятия), ] жанровые особенности рассказа (развитие \ представлений), художественная условность, > фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), силлаботоническая и тоническая системы стихосложения, виды рифм, способы рифмовки (углубление
представлений), философско-драматическая поэма. Учащиеся должны уметь:
прослеживать темы русской литературы и их исторические изменения;
определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
определять идейную и эстетическую позицию писателя;
анализировать произведение литературы с учетом особенностей художественного метода и жанровой специфики;
оценивать проблематику современной литературы и соотносить ее с идейными исканиями художников прошлого;
анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая в них элементы стилизации.
Место предмета
На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год.
Распределение учебных часов по разделам программы Введение — 1 час.
Древнерусская литература — 3 часа.
Русская литература XVIII века — 9 часов.
Шедевры русской литературы XIX века — 54 часа.
Литература XX века — 25 часов.
Романсы и песни на слова русских писателей XIX—XX веков — 2 часа.
Из зарубежной литературы — 6 часов.
Итоговые уроки — 2 часа.
Учебно-методический комплекс Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Збарский И.С. Литература. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010.
Материально-техническое обеспечение - использование компьютерных презентаций Электронно-образовательные литературные Интернет-ресурсы Тематические каталоги
http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm - Словари, энциклопедии,
справочники универсального содержания
http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm - Каталог сетевых ресурсов по русской
филологии и фольклору.
Поиск книг
http://www.eboogle.net/ - Поиск книг в электронных библиотеках Рунета
http://www.biblus.ru/Default.aspx - Все книги России, библиографический
каталог
Методическое сопровождение
http://mlis.ru/ - Методико-литературный Интернет-сервер «Урок
литературы»
http://metlit.nm.ru/ - Информационно-поисковая система по методике
преподавания литературы
Словари литературные
http://www.philosophy.ru/edu/ref/rudnev/ - Словарь культуры ХХ века.
Ключевые понятия и тексты.
http://old-rus.narod.ru/bio.html - Библиографический словарь на сайте
«Древнерусская литература. Антология»
http://www.encyclopedia.ru/literature.html - раздел «Литература» на проекте
«Мир энциклопедий»
http://www.rubricon.com/ - Крупнейший энциклопедический ресурс
Интернета «Рубрикон»
http://www.rulex.ru/ - Русский биографический словарь. Сетевая версия.
http://feb-web.ru/feb/slovenc/default.asp?/feb/slovenc/refers/es0.html -
Энциклопедия «Слова о полку Игореве»
http://slovari.yandex.ru/ - Словари на «Яндексе» Особенности преподавания предмета в 9а классе В данном классе введена профилизация (группа с углубленным изучением английского языка и медико-биологическая группа). Не все учащиеся имеют установку на успех. Вследствие этого отмечаем недостаточную заинтересованность учебным материалом, низкую мотивированность. В классе есть учащиеся с низким уровнем функциональной грамотности. Предполагается привлечение жизненного материала в качестве иллюстрации для объяснения причин изменений в общественной жизни. Образцовое чтение текстов на уроке должно развить интерес к звучащему слову. Использование тестовых заданий разного уровня сложности позволит учащимся оценить свои силы и создать установку на успех. Для развития навыков анализа предполагается использовать элементы уроков-мастерских, приемы сопоставления с привлечением образцов разных видов искусства.
Объяснение материала на уроке проходит с использованием визуального ряда, что в сочетании со смысловым чтением материалов учебника должно привести к оптимальному сочетанию методов обучения.
Календарно-тематическое планирование
№ урока
| Тема урока
| Тип урока
| Элементы содержания
| Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
| Виды контроля|
| Домашнее задание
| Дата
| УУД
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
|
|
| ВВЕДЕНИЕ (1 час)
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1
| Литература в духовной жизни человека
| Урок-беседа, урок-практикум
| Литература как искусство слова. Роль литературы в духовной жизни человека. Национальная самобытность русской литературы. Выявление уровня литературного развития учеников. Беседа о прочитанных за лето книгах. Тестирование. Знакомство с учебником литературы
| Знать: основную проблему изучения литературы в 9 классе (взаимосвязь литературы и истории); содержание и героев произведений, изученных в 5—8 классах. Понимать: роль литературы в духовной жизни человека; значение изучения литературы; гуманизм, гражданский и патриотический пафос русской литературы. Уметь: строить развернутые высказывания о прочитанных книгах; пересказывать сюжеты произведений; характеризовать героев и их поступки
| Тест
| Чтение статьи «Древнерусская литература» (с 4-8), «Слова о полку Игореве»
|
| Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Умение развернуто обосновывать суждения.
|
| ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (3 часа)
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2
| «Слово о полку Игореве»
| Урок изучения нового материала (лекция), урок-беседа
| Повторение изученного по древнерусской литературе. Обзорная характеристика древнерусской литературы, ее жанровое разнообразие. Основные черты древнерусской литературы (исторический характер, этикетность). Периоды развития древнерусской литературы. Составление плана статьи «Древнерусская литература». «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы. История рукописи. Чтение статей «О "Слове о полку Игореве"», «Из истории рукописи» (с. 8—11). Проблема авторства. Историческая основа, сюжет «Слова...». Тема, идея, жанр произведения. Чтение фрагментов на древнерусском языке, в переводе Д.С. Лихачева. Комментированное чтение произведения в переводе Н.А. Заболоцкого. Словарная работа
| Знать: основные черты и жанры древнерусской литературы, этапы ее развития; историю открытия «Слова о полку Игореве»; историческую основу, сюжет и содержание «Слова...»; жанровые особенности произведения.
Понимать: отношение неизвестного автора к изображаемому; значение «Слова...» в развитии русской литературы; патриотический пафос произведения. Уметь: выразительно читать текст, определять его тему и идею; выяснять значение незнакомых слов; составлять план произведения; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения
| Составление плана статьи, вопросы и задания 1—5 (с. 8), 1-3 (с. 10), 1 (с. 33)
| Вопросы и задания 2-7 (с. 34), сообщения о князьях — героях «Слова...»
|
| Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Умение развернуто обосновывать суждения. Ориентация на успех, знание моральных норм, умение слышать и понимать, организация диалога, смысловое чтение
|
| 3, 4
| Художественные особенности «Слова о полку Игореве»
| Уро-ки-прак-тику-
мы
| Исторические справки о князьях — героях «Слова...» (сообщения учащихся). Специфика жанра и особенности композиции «Слова...». Роль «Золотого слова Святослава» в раскрытии идеи произведения. Герои «Слова...» (Игорь, Ярославна, Святослав и др.). Символика в произведении. Фольк-
| Знать: сюжет и содержание «Слова...»; разные переводы произведения; специфику жанра, образов, языка «Слова...». Понимать: позицию автора; патриотический пафос, актуальность произведения; значение «Слова...» для развития литературы и искусства.
| Сообщения, вопросы и задания 2—7 (с. 34)
| Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова» (с. 34), чтение статьи
|
|
| |