Скачать 44.57 Kb.
|
Урок русского языка в 5 классе Слово и его лексическое значение Тип урока: урок усвоения новых знаний. Цели урока: дать понятие о лексике, лексическом значении, строении словарной статьи, познакомить с толковыми словарями, повторить: « Тире в простом предложении между подлежащим и сказуемым», развивать монологическую речь, воспитывать умение вести диалог. Методические приемы: объяснение учителя (обязательно обратить внимание на портрет Л.В. Щерба, прокомментировать эпиграф), работа с толковым словарем, учебником, тренировочные упражнения, самостоятельная работа. Оборудование: портрет Л.В. Щерба, «Словарь русского языка» С.И. Ожегова, учебник, карточки с заданием. Ход урока
Приветствие учащихся класса. Сообщение темы и целей урока.
Запись на доске: Слово и его лексическое значение Слова перестают быть словами, если отнять у них значение. Л.В.Щерба Лексикология Лексика - Чем занимается лексикология? -Лексикология – слово говорящее. Взглянув на него можно понять, что это какая-то наука. - Какой компонент слова указывает на это значение? -Название многих наук в русском языке оформляется с помощью конечного компонента –логия. Логос переводится с греческого как наука, учение. - Приведите примеры названий наук. - Биология, геология, социология… Первая часть слова называет тот предмет, которым занимается наука. Первая часть слова лексикология – лексика. - Что такое лексика? - Слово лексика пришло к нам из греческого языка и переводится как относящийся к слову. Лексика – словарный состав языка. - Обобщив все сказанное, сформулируем, что же такое лексикология. Лексикология –специальный раздел науки о языке, в котором изучается лексика. Запись в тетради: Тема, эпиграф, теоретический материал: Лексикология –специальный раздел науки о языке, в котором изучается лексика. Лексика (от греч. Lexikos- относящийся к слову) – словарный состав языка. -Обратимся к эпиграфу: «Слова перестают быть словами, если отнять у них значение». Это высказывание принадлежит известному ученому-лингвисту Л. В. Щербе. Его портрет вы видите перед собой. О каком значении, говорит автор этих слов? -Каждое слово что-то обозначает. Значение слова называют лексическим значением. - Лексические значения слов разъясняются в толковых словарях. Перед « «С «Словарь русского языка» С.И.Ожегова, в нем около 57000 слов(Показать как устроен толковый словарь) - Легко ли вообще объяснять слова, толковать их значения? Чтобы ответ был аргументированным, вспомним забавную историю из книги «Винни-Пух и все-все-все», написанную английским писателем А.Милном и переведенную Борисом Заходером. В ней героям предстоит выступить в трудной роли толкователей слов: Экспедиция подошла к речке, которая весело вертелась и кувыркалась среди высоких каменистых берегов, и Кристофер Робин сразу оценил обстановку. - Это как раз подходящее место для засад. - Какой сад? – шепнул Пух Пяточку. – Может, там малина есть? - Дорогой мой Пух, - сказала Сова покровительственным тоном, неужели ты не знаешь даже, что такое засада? - Сова, - сказал Пятачок, строго посмотрев на нее, - Пух ведь не с тобой шептался, а со мной, и совершенно не обязательно было тебе… - Засада, - сказала Сова, - это вроде сюрприза. - Малина иногда тоже, сказал Пух. - Засада, как я собирался объяснить Винни-Пуху, - сказал Пятачок, - это нечто вроде сюрприза. - Если на тебя внезапно наскочат, это называется засадой, - сказала Сова… Пух, который теперь уже знал, что такое засада, сказал, что однажды куст малины наскочил на него внезапно, когда он, Пух, падал с дерева и ему пришлось потом целую неделю вытаскивать колючки. Как вам кажется, хорошо ли объяснили Винни-Пуху значение слова «засада»? А как бы это сделали вы? (Ответы чаще всего носят описательный характер) Оказывается, это простая на первый взгляд работа таит в себе немало трудностей. Посмотрим, как объясняется слово «засада» в толковом словаре. Засада – скрытое расположение кого-нибудь с целью неожиданного нападения на противника. Теперь не только Винни-Пух будет знать значение слова «засада», но и мы. А теперь обратим внимание, как пишется словарная статья. Объясним постановку тире в предложении: «Засада – скрытое расположение кого-нибудь с целью неожиданного нападения на противника»(Находим грамматическую основу, вспоминаем пунктуационное правило)
Давайте поиграем. Впишите в горизонтальные клетки слова, лексическое значение которых дано ниже. Если сделаете это правильно, то по вертикали можно прочитать слово, связанное с нашей темой урока. Проверьте себя по словарю учебника. Лист с заданием дается каждому ученику.
1.Помещение для чтения публичных лекций (лекторий) 2.Сомнение, удивление (недоумение) 3.Игра в которой фигуру, разбитую на квадраты, нужно заполнить буквами, чтобы по горизонтали и по вертикали получились слова(кроссворд) 4.Памятный подарок (сувенир) 5.Очень мелкий дождь (изморось) 6.Часть города, ограниченная пересекающимися улицами (квартал) 7.Круглая площадка в цирке, на которой даются представления (арена) Получилось слово «лексика». Что такое «лексика»? 4.Домашнее задание: § 64, составить кроссворд(минимум 5 слов, максимум -9) |
Дмитриевич Дисциплина «Инженерная графика» Тип урока. Урок усвоения новых знаний. Применения знаний, умений на практике с использованием икт | Урок сообщения и усвоения новых знаний Цель тренинга: формирование установки и накопление необходимых знаний и опыта для конструктивного выхода из конфликтных ситуаций | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тип урока: Контроль знаний (тест), урок усвоения новых знаний и выполнение практической работы | Урок русского языка в 1-м классе Тема Произношение и написание слов с сочетаниями Дидактическая цель: создать условия для усвоения новых знаний, обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний | ||
Тема: согласные звуки [ д ],[ д ']. Буквы д, д. Цели Структура урока: этапы: подготовительный, усвоения новых знаний, первичной проверки усвоения, итог | Урок усвоения новых знаний Цель: Проверить полученные знания по теме «Особенности природы и страны Африки», обобщить пройденный материал | ||
Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени Тип урока: урок усвоения новых знаний через работу с информационными источниками | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок усвоения новых знаний: «Правописание суффиксов –иц, -ец у имен существительных» | ||
1 Урок усвоения новых знаний Чтение и обсуждение статей В. И. Ленина «Партийная организация и партийная литература» и В. Я. Брюсова «Свобода слова» | Урок усвоения новых знаний, групповое занятие с элементами исследовательской деятельности Мелехин А. В., доктор юридических наук, профессор кафедры административного, финансового и коммерческого права | ||
Урок усвоения новых знаний ... | Урок усвоения новых знаний Приветствие. Запись отсутствующих. Организация рабочего места учеников Психологическая настройка учеников к предстоящей работе | ||
Урок усвоения новых знаний по теме «Глаголы совершенного и несовершенного вида» ... | Урок по теме «Многообразие и значение земноводных» Создать содержательные и организационные условия для осознания и осмысления блока новой и известной учебной информации; применения... | ||
Урока: урок усвоения новых знаний Цели урока Оборудование: доска, мультимедийная установка, презентация, среда пргграммирования Паскаль авс, рму, рмп | Урок усвоения новых знаний Цель урока: изучить строение атома алюминия; свойства простого вещества и соединений алюминия, его получение и применение |