Урок усвоения новых знаний





Скачать 152.8 Kb.
НазваниеУрок усвоения новых знаний
Дата публикации30.06.2014
Размер152.8 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
Тема. Храмовая живопись. Иконопись
Цели урока:

  • образовательная: дать детям основную информацию об истории возникновения храмовой живописи (в частности иконографии), её предназначении, смысле;

  • развивающая: научить детей объяснять новые понятия и грамотно формулировать выводы;

  • воспитательная: привить учащимся любовь к искусству.


Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока


Этапы урока

Содержание урока

  1. Начало урока. Оргмомент (1-3 мин.)



  1. Ознакомление с новым материалом



  1. Закрепление нового материала.




  1. Задание на дом.

Приветствие. Запись отсутствующих. Организация рабочего места учеников Психологическая настройка учеников к предстоящей работе.


Все мы интересуемся искусством, особенно живописью, любим посещать различные музеи, художественные выставки. Но сегодня мы поговорим об особом виде живописи, таком как храмовая живопись.
Может кто-нибудь знает, что это за вид живописи?
Храм как Дом Божий часто сравнивается еще и с образом Царствия Небесного на земле. Таким образом, главная цель архитекторов, строителей, художников, то есть всех создателей и благоукрасителей храмов - создать уникальное гармоничное пространство для молитвенного служения Богу, нашему Творцу и Создателю. Так, входя в храм, украшенный священными образами, мы получаем возможность живого молитвенного диалога со Христом, Богоматерью и святыми, изображенными, а вернее будет сказать "представленными" вокруг нас.

Мы привыкли украшать наши дома обоями, картинами и портретами наших близких. Точно так же и церковь мы украшаем образами тех, кто дорог нам в Царствии Небесном, только не на фотографиях или картинах, но в иконах, мозаиках и фресках.

Храм, украшенный мозаиками или фресками, совершенно преображается, изображения сообщают архитектуре статус сакрального пространства. Монументальные декорации храмов в Восточной христианской церкви традиционно создаются таким образом, чтобы образы Христа, Богоматери и святых на стенах и сводах храма давали входящему в храм возможность пережить ощущение их реального присутствия. Помимо мозаик и фресок храмы также украшают иконами , но в отличии от других видов храмовой живописи, они могут храниться и дома у верующих людей.
Что такое икона?
Слово «икона» происходит от греческого "eikon" («образ», «изображение»).

Иконы несут в себе божественную благодать, которая дается им ради имени тех, кто на них изображен. Благодать не присуща изначально материалу, из которого изготовлена икона. Святой ее делает действие Святого Духа.

Иконам поклоняются, им молятся, ими исцеляются, спасаются в критических ситуациях. Иконы украшают христианские храмы и домашние молельни, являясь неотъемлемой частью жизни каждого православного христианина.

Существует особый изобразительный язык иконы, который называется каноном.

Он был выработан в Византии. В 8–9 вв. византийский мыслитель Феодор Студит (759–826) обосновал понятие канона, которое сопутствует искусству иконописи. Поскольку изображение Иисуса Христа или любого из святых является идеальным воплощением первообраза, то логично сделать вывод, что оно может быть воплощено в различных материалах и вариантах. Однако как бы многочисленны ни были эти варианты, все они имеют один и тот же «характер», или иконографический тип, закрепленный каноном как истинный и соответствующий жизненным реалиям. Канон фиксировал все значимые детали типа, заносившиеся в виде прорисей в иконописные подлинники, которыми пользовались художники. В иконографическом типе важно всё: поза персонажа, одежды, окружающие атрибуты, жесты рук, надписи. Знание символического значения каждой детали позволяет прочесть и осмыслить символику образа. Требование следовать канонической форме, в которой закреплено «постижение истины, проверенное и очищенное собором», является не стеснением, а разумным ограничением в рамках его подлинно свободного и в то же время смиренного духовного выбора. Все случайное и несовершенное в индивидуальном (подчас, хаотичном) выборе, которое нередко отождествляют со свободой творчества, в рамках этого естественного и добровольного для духовного человека самоограничения благодаря следованию канону отметается, что позволяет оградить себя от возможных ненужных ошибок.

Иконописание - творчество соборное, то есть творчество Церкви. Подлинными творцами икон являются святые отцы. Иконографический канон, как и Богослужение, складывался в течение столетий и сформировался в таком виде, в котором дошел до нас, где-то к XII веку. Церковь всегда уделяла много внимания своему искусству, следила за тем, чтобы оно выражало Ее учение. Все уклонения устранялись соборно.

Икона рождается из живого опыта Неба, из Литургии, поэтому иконописание всегда рассматривалось как церковное служение, как Литургия. К иконописцам предъявлялись очень высокие нравственные требования, такие же, как к клирикам. Икона есть свидетельство Церкви о Боговоплощении, о том, что Бог вошел в мир, воплотился, соединился с человеком настолько, что теперь каждый может вырасти в меру Бога и обращаться к Нему как к Отцу. Иконописец, следовательно, свидетель. Значит, его иконы будут убедительны для тех, кто им предстоит, в ту меру, в которую он приобщается к миру, о котором должен поведать. Чтобы свидетельствовать Евангельскую Истину, нужно самому быть к ней приобщенным, нужно жить только ею, тогда проповедь - святые отцы ставили икону рядом с проповедью - будет приносить плоды в других сердцах: Евангелие - проповедь посредством слова, икона и стенные росписи - посредством образа и цвета. Наиболее известными иконописцами считаются Феофан Грек, преп. Андрей Рублев и Дионисий Ферапонтовский.
Познакомимся с их творчеством поближе.

Феофан Грек. Феофан родился в Византии (отсюда прозвище Грек), до приезда на Русь работал в Константинополе, Халкидоне (пригород Константинополя), генуэзских Галате и Кафе (ныне Феодосия в Крыму) (росписи не сохранились). Вероятно, прибыл на Русь вместе с митрополитом Киприаном. Стиль Феофана Грека поражает выразительностью и экспрессией. Для его фресковых росписей характерна т. н. «скоропись», при почти монохромной живописи и непроработанности мелких деталей изображения оказывают огромное воздействие на чувства зрителя. В творчестве Феофана Грека выразились наиболее полно и в нём нашли свое идеальное воплощение два полюса византийской духовной жизни и её отражения в культуре — классическое начало (воспевание земной красоты как Божественного творения, как отсвета высшего совершенства) и устремление к духовной аскезе, отвергающей внешнее, эффектное, красивое. Во фресках Феофана Грека острые пробелы, будто фиксирующие момент мистического видения, пронзительные вспышки света, резкими ударами падающие на лика, руки, одежды, символизируют божественный свет, пронизывающий материю, испепеляющий её природные формы и возрождающий её к новой, одухотворенной жизни. Ограниченность цветовой гаммы (чёрный, красновато-коричневый со многими оттенками, белый и др.) — будто образ монашеского, аскетического отречения от многообразия и многоцветия мира. Тревожность и острота искусства Феофана Грека рождены в духовной атмосфере позднепалеологовского времени, с характерным для него более индивидуальным переживанием религии и тяготением к монашескому подвижничеству. Совсем иной акцент — в иконах мастера. Им написаны знаменитые иконы:

Икона Божией Матери Донская (1380)

Икона Успение Богородицы (1380)

Преображение (1408)

Приписываются Феофану и иконы деисусного чина Благовещенского собора Кремля.
Андрей Рублев. Андрей Рублев скорее всего, родился он в Московском княжестве (по другим сведениям — в Новгороде) около 1340/1350 гг., воспитывался в семье потомственных иконописцев, принял монашеский постриг в Троице-Сергиевом монастыре при Никоне Радонежском. Андрей — монашеское имя; мирское имя неизвестно. Творчество Рублёва сложилось на почве художественных традиций Московского княжества; он был хорошо знаком также с византийским и южнославянским художественным опытом. В 1425—27 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Сохранились иконы; они выполнены в различных манерах и неравноценны по художественным качествам. Время, когда на Руси назревали новые междоусобные войны и гармонический идеал человека, сложившийся в предшествующий период, не находил опоры в действительности, сказалось и на творчестве Рублёва. В ряде произведений Рублёву удалось создать впечатляющие образы, в них чувствуются драматические ноты, ранее ему не свойственные («Апостол Павел»). Колорит икон более сумрачен по сравнению с ранними произведениями; в некоторых иконах усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции. Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (весной 1428 года; сохранились лишь фрагменты орнаментов) последней работой Рублёва. Ему приписывается также ряд работ, принадлежность которых кисти Рублёва точно не доказана: фрески Успенского собора на «Городке» в Звенигороде (конец XIV — начало XV веков; сохранились фрагменты), иконы — «Владимирская богоматерь» (около 1409, Успенский собор, Владимир), «Спас в силах» (1408, Третьяковская галерея), часть икон праздничного чина («Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Воскрешение Лазаря», «Преображение», «Вход в Иерусалим» — все около 1405) Благовещенского собора Московского Кремля (иконостас этого собора, согласно новейшим исследованиям, происходит из Симонова монастыря), часть миниатюр «Евангелия» (около 1395 года, Российская государственная библиотека, Москва).Е динственное из сохранившихся бесспорное произведение Рублева - икона "Троица" (1420-е годы, Третьяковская галерея). В совершенной художественной форме мастер выразил в ней одно из самых сложных понятий христианской религии о триединстве Бога. "Троица" принесла Рублеву особую славу.
Дионисий Ферапонтовский. Дионисий Ферапонтовский (ок. 1440—1502) — ведущий московский иконописец (изограф) конца XV — начала XVI веков. Считается продолжателем традиций Андрея Рублева. Самая ранняя из известных работ — росписи собора Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре (1467—1477). В 1481 году артель, возглавляемая Дионисием, расписывает Успенскую церковь в Москве (вероятнее всего, Успенский собор, построенный Аристотелем Фиораванти). Его помощниками в этой работе, как сообщает летопись, были «поп Тимофей, Ярец да Коня». Не ранее 1486 года, возможно, неоднократно, работает в Иосифо-Волоколамском монастыре: там он пишет иконы для соборной церкви Успения Богоматери, возглавляя живописную артель. Последние документально засвидетельствованные произведения, и, вероятно, наиболее известные работы Дионисия — стенные росписи и иконостас собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, выполненные мастером вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром. Известно довольно много художественных произведений, авторство Дионисия которых документально установлено, либо приписываемых самому Дионисию, либо его окружению. Среди дошедших до нашего времени икон мастера известны: житийные иконы митрополитов Петра и Алексея (1462—1472 гг.), «Богоматерь Одигитрия» (1482 г.), «Крещение Господне» (1500 г.), «Спас в силах» и «Распятие» (1500 г.), «Сошествие в ад».

У нас в Беларуси также существует большое количество храмов, где хранятся христианские святыни. Среди них наиболее известны иконы Пресвятой Богородицы. Они почитаются из-за пределами нашей страны.

Заступница Минска. Эта икона, находящаяся с левого бока от главного иконостаса Минского кафедрального Свято-Духова собора, сразу притягивает к себе внимание. Богатое убранство, свет лампад, множество свечей на подсвечниках, множество верующих, которые жаждут ей поклониться, - все говорит об исключительном ее почитании. Согласно Церковному Преданию, она была написана апостолом от 70-ти, евангелистом Лукой и много лет находилась в Византии. Оттуда икона попала в Крым, в город Корсунь, когда сестра византийских императоров царевна Анна, вышедшая замуж за киевского князя Владимира, в числе многих церковных реликвий привезла ее на Русь. Позднее святой равноапостольский князь Владимир поместил образ в знаменитой Киевской Десятинной церкви. С того времени прошло более тысячи лет. В начале XVII столетия после присоединения многих православных церквей к унии икона была перенесена в Свято-Духову церковь, которая располагалась в Минске на территории современной площади Свободы. Тогда же, возможно, униаты частично подновили икону, стремясь придать ей некоторые западные черты, и увеличили формат образа за счет дополнительных досок. С конца XVIII века Минская икона Божьей Матери находилась в Петро-Павловском соборе (ранее церковь Святого Духа). Так Матерь Божья, заступница Минска ( недаром же она размещена в окружении Ангелов на старинном гербе Минска), через свою икону принимала и принимает молитвы и надежны многих поколений минчан. И в наше нелегкое время безостановочно идут и идут к ней люди, молятся, ставят свечки, просят помощи и заступничества за всех нас с твердой верой в ее спасительную мощь.
Белыницкая икона Божьей Матери. Считается, что эта икона Божьей Матери написана в XIII веке. Предание рассказывает, что сначала она находилась в православном храме Могилевщины. После заключения унии (1596) икона было поставлена в костеле католического монастыря, однако и после этого почиталась православными. В 1876 году костел с чудодейственной иконой был передан в православное ведомство. Белыницкая икона является общей святыней христиан на Беларуси. Издавна православные богомольцы, отправляясь в Киев, сперва приходили в Белыницкий монастырь. Икона прославлена многими чудесами. Царицу Небесную молят о заступничестве и утешении верующие христиане.
Жировичская икона Божьей Матери. На Гродненщине, в Жировичском Свято-Успенском мужском монастыре, находится глубоко почитаемая икона Всемилостливой нашей Заступницы - Матери Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы. В монастыре всегда много богомольцев и паломников. С молитвой и исключительным трепетом подходят к святыне люди. В 1470 году пастухи местечка Жировичи в лесу православного боярина Александра Солтана заметили свет, который струился через ветви грушевого дерева. Пастухи подошли ближе и на дереве в лучистом сиянии увидели небольшого размера икону Божьей Матери. Ее отнесли Александру Солтану, но тот не придал значения рассказу пастухов и спрятал икону. На следующий день к Солтану пришли гости, и хозяину захотелось показать находку. Но, на удивление ее нигде не оказалось. Ее снова на грушевом дереве нашли пастухи. На этот раз Александр Солтан отнесся к иконе с великим уважением и решил на месте ее появления построить деревянный храм. Так в честь Наисвятейшей Богородицы была возведена православная церковь. Около 1520 года она сгорела, и все думали, что икона погибла. Но крестьянские дети на месте сгоревшего храма увидели дивную сцену: там на большом камне сидела Дева чрезвычайной красоты. Узнав про это, жители местечка во главе со священником направились к камню и увидели на нем зажженную свечу и не пострадавшую от огня икону Божьей Матери. После такого случая икона находилась в доме священника. Когда на месте деревянного храма построили каменный и освятили во имя Божьей Матери, чудотворную икону поместили в нем. Через сто лет возле храма появился мужской монастырь. В начале XVII века его захватили униаты, но Жировичская икона почиталась не только ими, но и католиками. В 1839 году монастырь был возвращен православным и стал местом возрождения православного богослужения в западно-белорусских землях. Во время первой мировой войны Жировичскую икону вывезли в Москву, а в начале 20-х годов снова вернули в обитель. Теперь она находится там в Успенском соборе и глубоко почитается за ее благодатную мощь.
Крупецкая икона Божьей Матери. Покровская церковь деревни Крупки, недалеко от Минска, славится своей чудотворной иконой Божьей Матери. Из надписи на обратной стороне иконы следует, что до 1612 г. этот образ находился в каплице, откуда потом был перенесен в храм. Местное предание утверждает, что немощные, которые с верой молились этой иконе, получали исцеление и помощь по ходатайству Царицы Небесной.

Предание рассказывает и про другую икону той же Покровской Крупецкой церкви, очень похожую на предыдущую, но меньшую размерами.
Фальковицкая икона Божьей Матери. Фальковицкая церковь, в которой находится икона Божьей Матери, размещается недалеко от Витебска, в местечке Фальковичи. Икона была найдена в начале XVIII века в березовой роще на берегу реки, которая протекала близ церкви. На этом месте построили храм в честь Небесной Заступницы, где найденная икона прославилась многочисленными чудесами.

Во время Отечественной войны 1812 года Фальковицкий храм пострадал от французов. Один солдат приставил лестницу к иконе Богородицы с намерением снять с нее ризу. Но только его рука коснулась ризы, как лестница оборвалась и солдат покалечился.

Этот образ особенно прославился в 1831 году. Внезапно началась эпидемия холеры. Народ обратился за помощью к Господу. Собравшись в церкви, люди просили священника обойти крестным ходом с иконой Божьей Матери местечка Фальковичи. Сразу же после этого почувствовалось заступничество Царицы Небесной: смертность уменьшилась. Слава про икону Божьей Матери распространилась далеко за пределами края.

Вопросы:

  1. Какие виды храмовой живописи вы знаете?

  2. Что такое икона?

  3. Понятие иконографического канона?

  4. Каких иконописцев вы знаете?

  5. Какие иконы наиболее почитаемы в Беларуси?


Таким образом, рассмотрев историю храмовой живописи и иконописи, можем говорить об их важности в христианском искусстве и искусстве в целом.

Презентация «Храмовая живопись. Иконопись»

Рекомендуемая литература:

  • Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви, 1989.

  • Флоренский Павел, свящ. Избранные труды по искусству. М., 1996.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок усвоения новых знаний iconДмитриевич Дисциплина «Инженерная графика»
Тип урока. Урок усвоения новых знаний. Применения знаний, умений на практике с использованием икт
Урок усвоения новых знаний iconУрок сообщения и усвоения новых знаний
Цель тренинга: формирование установки и накопление необходимых знаний и опыта для конструктивного выхода из конфликтных ситуаций
Урок усвоения новых знаний iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип урока: Контроль знаний (тест), урок усвоения новых знаний и выполнение практической работы
Урок усвоения новых знаний iconУрок усвоения новых знаний
Охватывает не только лексический, но и другие уровни русского языка
Урок усвоения новых знаний iconУрок русского языка в 1-м классе Тема Произношение и написание слов с сочетаниями
Дидактическая цель: создать условия для усвоения новых знаний, обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний
Урок усвоения новых знаний iconТема: согласные звуки [ д ],[ д ']. Буквы д, д. Цели
Структура урока: этапы: подготовительный, усвоения новых знаний, первичной проверки усвоения, итог
Урок усвоения новых знаний iconУрок усвоения новых знаний
Цель: Проверить полученные знания по теме «Особенности природы и страны Африки», обобщить пройденный материал
Урок усвоения новых знаний iconПравописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени
Тип урока: урок усвоения новых знаний через работу с информационными источниками
Урок усвоения новых знаний iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок усвоения новых знаний: «Правописание суффиксов –иц, -ец у имен существительных»
Урок усвоения новых знаний icon1 Урок усвоения новых знаний
Чтение и обсуждение статей В. И. Ленина «Партийная организация и партийная литература» и В. Я. Брюсова «Свобода слова»
Урок усвоения новых знаний iconУрок усвоения новых знаний, групповое занятие с элементами исследовательской деятельности
Мелехин А. В., доктор юридических наук, профессор кафедры административного, финансового и коммерческого права
Урок усвоения новых знаний iconУрок усвоения новых знаний
...
Урок усвоения новых знаний iconУрок усвоения новых знаний по теме «Глаголы совершенного и несовершенного вида»
...
Урок усвоения новых знаний iconУрок по теме «Многообразие и значение земноводных»
Создать содержательные и организационные условия для осознания и осмысления блока новой и известной учебной информации; применения...
Урок усвоения новых знаний iconУрока: урок усвоения новых знаний Цели урока
Оборудование: доска, мультимедийная установка, презентация, среда пргграммирования Паскаль авс, рму, рмп
Урок усвоения новых знаний iconУрок усвоения новых знаний
Цель урока: изучить строение атома алюминия; свойства простого вещества и соединений алюминия, его получение и применение


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск