Скачать 84.64 Kb.
|
Тема урока: Механические волны и звук Автор: Австриевских Наталья Михайловна, учитель физики МОУ гимназии №11 г.Ельца, Липецкая обл. Тип урока: Обобщающий Цель урока:
Методическая цель: Использование разнообразных методов и приемов, способствующих развитию у учащихся логического мышления, интереса к процессу познания. Этапы урока:
Эпиграф: Природа шумная уснула; Лишь слышен дев издалека Навив унылый. Вторят горы, и нежен он, Как птичек хоры, Как шум приветный ручейка… М.Ю.Лермонтов Оборудование:
Ход урока: 1.Повторение. Вступительное слово учителя (орг. момент). Сегодня на уроке мы будем говорить о колебательном движении и звуках, которые нас окружают. Многое, что нас окружает, можно описать с помощью колебательного движения или звуковых явлений. Для систематизации знаний повторим некоторые физические понятия и термины. ??? Что называется колебательным движением? (Колебательным движением называется движение тела, при котором тело совершает движение около положения равновесия.) Приведите примеры колебательного движения. Какие из перечисленных ниже движений являются механическими колебаниями:
Перечислить характеристики колебательного движения и дать определение каждой величины. (Амплитуда –наибольшее отклонение тела от положения равновесия Х(m); Период – минимальный промежуток времени, через который движение повторяется T; Частота – число колебаний в единицу времени v). Какие виды маятников вы знаете? (Нитяной – размеры которого много меньше длины нити, а его масса много больше массы нити. Записать формулу Томсана для нитяного маятника (у доски) (T=2πNI/ģ), Просмотр фильма « Нитяной маятник». Пружинный – это маятник, который совершает движение за счет разности сил тяжести и упругости. Записать формулу Томсана для пружинного маятника (у доски) (T=2πNm/ĸ)). Что такое гармонические колебания? (Гармонические колебания – это колебания, которые изменяются по закону синуса или косинуса). Сравнить графики двух гармонических колебаний, чем они отличаются? Записать уравнение зависимости координаты X(t). (у доски) (x=acos(ŵt+џ)) Виды гармонических колебаний: Свободные –это колебания, которые происходят за счет однократного воздействия. -это затухающие колебания, т.к. полная механическая энергия уменьшается за счет преодоления сил трения. Привести пример из окружающего мира. Вынужденные- это колебания, которые происходят за счет постоянной действующей силы. Привести пример из окружающего мира. В чем заключается явление резонанса? (Резонанс- это явление резкого возрастания амплитуды вынужденных колебаний). Зависит ли резонансная кривая от сил трения? (Чем меньше трение, тем больше амплитуда резонансных колебаний и тем острее пик на резонансной кривой). Рассмотреть график. Привести пример резонанса (мост в Санк-Петербурге). Что такое волна? (Волна- это колебания, которые перемещаются в пространстве с течением времени.) Виды волн: Поперечные волны- это волны, в которых частицы совершают колебания в направлениях, перпендикулярных направлению перемещения волны. Где они распространяются? (твердые ) (Волна от брошенного камня) Обратить на анимацию опыта поперечных волн. Продольная волна_ это волна, в которой частицы совершают колебания в направлениях, совпадающих с перемещением волны. Где они распространяются? (твердые,жидкие,газообразные) (звуковые волны, цунами, ударная волна). Обратить внимание на анимацию опыта продольной волны. Характеристики волнового движения: Скорость( зависит от температуры и свойств среды),длина, амплитуда, период,частота. (скорость звука в воздухе 330-340 м\с, в воде- 1400м\с, в стали –около 5000м\с; Механическая волна не переносит вещество, механическая волна переносит энергию (перераспределяет); длина волны- расстояние между двумя ближайшими, колеблющимися в одинаковой фазе. Λ=vT) Что называется звуковыми волнами? (Это упругие волны, которые воспринимаются человеческим ухом с частотой от 20 до 20000 Гц) В каком разделе изучают звуковые волны? (Акустика) Привести пример звуковой волны. Сообщение учащегося о волне. (Рассмотрим занимательные факты: поскольку средняя плотность тела рыб близка к плотности воды, их вес вблизи основных горизонтов жизнедеятельности достаточно хорошо уравновешивается выталкивающей силой по закону Архимеда. Благодаря ритмичной работе мышц рыба может отталкиваться от воды и таким образом перемещаться. При этом по ее телу в направлении от головы к хвосту с возрастающей амплитудой пробегает плоская или винтообразная упругая волна. Скорость распространения этой волны превышает быстроту перемещения рыбы. За счет ритмичного отталкивания от воды при распространении по телу упругой волны и осуществляется плавание рыб. К помощи плавников рыбы прибегают только для поддержания равновесия и при медленных перемещениях.) Просмотр видеофрагмента «Звуковые волны и их распространение». Чем отличаются голоса? Прослушивание выступлений гостей: Детская эстрада (вокально-инструментальный ансамбль девочек начальной школы) с песней «Модницы»; Русская народная песня «Не бела заря!» (классная дама исполняет отрывок); Поп музыка (фрагмент с использованием магнитафона); Академическое пение «Аве, Мария» (учитель музыки). Игра на инструментах. Чем отличаются звуки? (учитель играет на клавесине, ученики играют на электрогитарах). Театр кукол «Петрушка» (учащиеся студии кукол показывают представление, благодаря которому можно задать вопрос: Что же такое эхо?) Петрушка: Доброго здоровья, господа почтенные! Здравствуйте. Узнали меня? Я Петрушка. Рататуй! Уй-уй! (ударился головой) Марфуша: Петрушка, ты что разуйкался? Петрушка:Это не я, это эхо. Друг Петрушки: А что такое эхо? Петрушка: Я буду говорить строчку, а вы за мной повторяйте последний слог. Собирайся детвора (ра) Начинается игра (ра) Да ладоши не жалей (лей) Сколько времени сейчас (час) Сколько будет через час (час)? И не правда – будет два (два) Думай, голова,голова (ва). Как поет в селе петух (ух) Да не филин, а петух (ух) Вы уверены, что так (так)? А на самом деле как (как)? Это локоть или глаз (глаз)? А вот это что у нас (нас)? Это ухо или нос (нос)? Или может сена воз (воз)? Вы хорошие всегда (да)? Или только иногда (да)? Не устали отвечать (ать)? Разрешаю помолчать (ать)! После представления театра кукол учащиеся должны ответить на вопрос ,что же такое эхо? (Это звуковая волна, отражающая какой- либо преградой и возвращающаяся туда, откуда начала распросираняться). Привести применения эха. (Эхолокация.h=vt\2) Использование ультразвука в медицине (фильм «Использование ультразвука для ингаляции», «Ультразвуковое исследование сердца»). 2. Решение задач. Задача 1: При полете большинство насекомых издают звук. Чем он вызывается? Кто в полете быстрее машет крылышками: муха, шмель или комар? Как это можно определить? (Быстрее машет крыльями комар, медленнее – шмель. Определить это можно по высоте звука, который издают насекомые). Задача 2 : Каким образом пасечник может на «слух» давольно точно судить об успехах пчелы в сборе нектара и пыльцы? (Частота взмахов крылышек (и высота звука) пчелы возрастает с увеличением ее «груза») Задача 3: Почему при стрельбе пуля вылетает из ружья со свистом, а брошенная рукой пуля летит бесшумно? (Пуля, выпущенная из ружья, движется со скоростью, превышающей скорость звука в воздухе. Вследствие этого образуется ударная волна, создающая звук высокого тона). Задача4: Как изменилось бы звучание школьного звонка, если бы атмосферное давление резко увеличилось (уменьшилось)? (громкость увеличилась (уменьшилась)) Задача5 (графическая): На рисунке представлена зависимость координаты колеблющегося тела от времени. Найти амплитуду, период, частоту и записать уравнение зависимости от времени x(t). Задача 6: (задачи с выбором ответа) Период колебания частиц воды равен 2с, расстояние между соседними гребнями равно 6м. Определить скорость распространения этих волн А)3м\с б)12м\с в)1/3м\с Задача 7: От чего зависит громкость звука? А)от частоты колебаний Б) от амплитуды колебаний В) от частоты и амплитуды Г) не зависит ни от частоты, ни от амплитуды Задача7 (задача-эксперимент):Возьмем прочную бечевку (60см) и привяжем к ней в середине металлическую ложку, концы бечевки привяжем к указательным пальцам, закинем за уши. (Оба конца имеют одинаковую длину). Ложка должна свободно повиснуть, и сталкивается с краем стола. Слышится звук, напоминающий колокольный звон. (Ударяясь о стол, металл начинает колебаться. Эти колебания по бечевке , передаются ушам. Мы слышим, благодаря тому, что наши уши воспринимают различные колебания. Чтобы издавать звук, предмет должен колебаться. Колебания от него передаются воздуху и распространяются в нем. Колеблющиеся молекулы воздуха ударяются о баробанную перепонку, из-за чего она тоже колеблется. Эти колебания идут больше через костную ткань и жидкость в ухе, пока не доходят до слухового нерва, а он посылает сигнал в мозг). Задача 8: Когда мы держим стакан в руке и размешиваем чай в нем ложкой, то слышим звук. Затем, поставив стакан на стол и продолжая помешивать чай, слышим другой звук. (Звуковые колебания передались столу). Задача 9: (у доски) Подводная лодка всплыла на расстоянии 200м от берега, вызвав волны на поверхности воды. Волны дошли до берега за 40с, причем за последующие 30с было 60 всплесков волн о берег. Каково расстояние между гребнями соседних волн? (Ответ:2,5м) 3.Итоги урока. Рефлексия. Поднимите зеленую карточку, если вам урок понравился. Если нет, то красную карточку. Зарисуйте в тетради примеры колебательного движения или звуковых волн. 4.Домашнее задание : Повторить изученный материал и подготовиться к к\р Заключительное слово учителя: Большое спасибо всем за творческую работу на уроке. Очень надеюсь, что это не последний такой урок, мы еще не раз будем использовать различные виды деятельности на уроках физики. Жажда новых познаний по-прежнему расстилается перед вами. …Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле. (Аристотель) |
Урока: Обобщить и систематизировать знания по теме «Колебания и волны»... Совершенствовать навыки решения задач с использованием физических явлений различного уровня сложности | Методическая разработка урока по теме: Реформы Петра Тип урока: семинар «Развернутое собеседование», урок формирования новых знаний с использованием новых информационных технологий | ||
Конспект урока по теме «Основы Кинематики»-9класс. Тип урока. Урок... Цель урока Обобщить и систематизировать знания учащихся по равномерному и равноускоренному прямолинейному движению | Урока: систематизировать и обобщить знания по данной теме Всем вам хорошо известно высказывание знаменитого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова о том, что математику уже затем... | ||
Урока: систематизировать и обобщить знания по теме Виды сил; совершенствовать... Цели урока: систематизировать и обобщить знания по теме Виды сил; совершенствовать умения решать задачи | Конспект урока на тему: "Britain. Russia. The way I see it." Повторить, обобщить и систематизировать знания, полученные на урока по этой теме | ||
Урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Словообразование» Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Словообразование», совершенствовать орфографические, пунктуационные и речевые... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: в форме познавательной игры закрепить, обобщить, систематизировать знания учащихся по теме | ||
Урок по математике в 5 «Б» классе с использованием информационных технологий » Цель Цель: Повторить и обобщить знания о простейших геометрических фигурах и их взаимном расположении на плоскости | Урок по алгебре в 9-м классе по теме ... | ||
Урока: Обобщить и систематизировать знания по теме «Электролиты.... Методическая разработка интегрированного урока повторения и закрепления по химии в 8 классе | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обобщить и систематизировать знания учащихся по пройденной теме «Being happy in the country and in the city» в яркой, праздничной... | ||
Урока: Обобщение и систематизация знаний Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное» | Урок в 9 классе по теме: "Механические волны" Цель урока: повторить и обобщить знания, получение в первой четверти; формировать познавательный интерес к новому предмету, навыки... | ||
Урока: Обучающая систематизировать и обобщить теоретические знания,... Обучающая – систематизировать и обобщить теоретические знания, закрепить практические умения, проверить итоговые знания по теме обработка... | Презентация, доска, мел. Цели урока: Образовательная ... |