Программа элективного курса по математике для 5 класса «За станицами учебника математика»





Скачать 321.81 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса по математике для 5 класса «За станицами учебника математика»
страница1/4
Дата публикации08.09.2014
Размер321.81 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Математика > Программа
  1   2   3   4
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лихославльская средняя общеобразовательная школа № 2»

Согласовано

Руководитель РМО учителей математики

Протокол № 1

от « 27 » августа 2013 г

Рассмотрено

на заседании педагогического совета МОУ «ЛСОШ №2»

Протокол № 1

от « 29» августа 2013 г.


Утверждаю

Директор МОУ ЛСОШ №2

Приказ № 34

от «29» августа 2013 г.

ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ПО МАТЕМАТИКЕ

ДЛЯ 5 КЛАССА

«За станицами учебника математика»

Содержание программы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования

Программа составлена: Н.Е. Самсоновой

учителем математики высшей категории

МОУ ЛСОШ №2

2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс « За станицами учебника математики» предназначен для внеклассной работы и рассчитан на учащихся 5 классов, интересующихся математикой. Проведение такого курса способствует самоопределению учащихся при переходе к профильному обучению в средней и старшей школе.

Его содержание можно варьировать с учетом склонностей, интересов, уровня подготовленности детей, а также совмещать с другими формами внеклассной работы по математике.

Курс рассчитан на 34 часа. Рекомендуемая продолжительность одного занятия для 5-го класса – 45 минут. В качестве основной формы проведения курса выбрано комбинированное тематическое занятие, на котором решаются упражнения и задачи по теме занятия, заслушиваются сообщения учащихся, проводятся игры, викторины, математические эстафеты и т.п., рассматриваются олимпиадные задания, соответствующей тематики

Основной акцент делается на тему «Решение задач». Рассматриваются:

- типовые текстовые задачи (задачи на движение, переливание, взвешивание и т.д.) и их более трудные вариации из текстов олимпиад;- логические задачи, которые не требуют дополнительных знаний, но зато практика их решения учит мыслить логически, развивает сообразительность, память и внимание, решать логические задачи полезно и интересно;- геометрические задачи со спичками, на разрезание и перекраивание не рассматриваются в курсе математики 5-6 классов, хотя они часто встречаются в олимпиадных заданиях, решая их, учащиеся развивают геометрическую зоркость, внимание, знакомятся со свойствами геометрических фигур.

В процессе проведения данного элективного курса ставятся следующие цели:

  • развить интерес учащихся к математике;

  • расширить и углубить знания учащихся по математике;

  • развить математический кругозор, мышление, исследовательские умения учащихся;

  • воспитать настойчивость, инициативу в процессе учебной деятельности;

  • формировать психологическую готовность учащихся решать трудные и нестандартные задачи.


Задачами элективного курса являются:

  • достижение повышения уровня математической подготовки учащихся;-

  • приобретение опыта коммуникативной, творческой деятельности;-

  • знакомство с различными типами задач как классических, так и нестандартных;-

  • практика решения олимпиадных заданий.

В тематическом планировании предметные цели и планируемые результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий, которыми овладевают обучаемые в процессе освоения предметного содержания.

Таким образом, в программе обозначено целеполагание на разных уровнях: на уровне целей; на уровне метапредметных, предметных и личностных образовательных результатов (требований); на уровне учебных действий.

Образовательные результаты представлены на нескольких уровнях — метапредметном, личностном и предметном. В свою очередь, предметные результаты обозначены в соответствии с основными сферами человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, трудовой, физической, эстетической.

Раздел «Содержание элективного курса» включает перечень изучаемого содержания, объединенного в содержательные блоки.

В разделе «Тематическое планирование» представлен перечень тем курса, характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Программа курса реализует формирование умения использовать различные языки математики, свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства, интегрирования в личный опыт новой, в том числе самостоятельно полученной, информации; осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Раскрытие одаренности не сводится к углубленному обучению. В самом же обучении усвоение новой информации подчиняется задаче усвоения методов и стиля, свойственных математике. Владение этими методами в дальнейшем поможет им не растеряться на различных математических соревнованиях.

От уровня подготовленности состава группы зависит объем теоретического материала и перечень тем для занятий. При работе с начинающими заниматься математикой школьниками рекомендуется больше внимания уделять решению задач, объем теоретических занятий должен быть минимальным. Следует учить не столько фактам, сколько идеям и способам рассуждений. Введение основных тем, стандартных задач происходит при постепенном погружении в данный тип задач. Основные виды задач разбираются вместе с преподавателем, затем даются задачи для самостоятельного решения.

Материал был отобран в соответствии с возрастными особенностями школьников, программой по математике для 5-6 класса и включил в себя темы, которые чаще всего встречаются на различных математических соревнованиях. Также при подборе материала учитывалось следующее: показать учащимся красоту математики, её связь с искусством, природой.


МЕСТО КУРСА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Данный курс, в объеме 34 часа представлен для проведения занятий в 5 классе, и рассчитан на обучающихся, которые проявляют интерес к математике, и при этом не обязательно обладают ярко выраженными математическими способностями.

Для осознанного усвоения содержания, указанных тем, особое внимание уделяется практическим занятиям, групповой работе, знакомству с историческими фактами, сочетанию познавательной работы на занятиях с исследовательской домашней работой. Решение задач на смекалку, задач- ловушек, головоломок призвано помочь развитию памяти, смекалки, внимания и других качеств, позволяющих нестандартно мыслить. Такие задачи доступны для указанной возрастной группы, так как многие из них имеют игровой характер, позволяют поддерживать постоянный интерес различными историческими экскурсами, организовывать состязательные ситуации при их решении. Учащиеся получают в основном практические навыки в решении задач, курс не содержит обилия теоретических выкладок, что исключает уменьшение интереса к предмету в данной возрастной группе.

Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой важное неотъемлемое звено в системе непрерывного математического образования, являющееся основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.


ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Занятия элективного курса должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые на занятии, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только предметными, но и надпредметными УУД.

Элективный курс имеет большое образовательное и воспитательное значение Он направлен на овладение обучащимися конкретными предметными знаниями и умениями, необходимыми для дальнейшего применения.
Оценка знаний

Для проверки степени усвоения материала по каждой теме рекомендуется проводить тематический контроль в форме проверочных самостоятельных работ, тестов, кроссвордов по темам блока занятий, устную олимпиаду и т.п.

Такие проверочные работы должны носить не столько оценивающий, сколько обучающий характер и являться продолжением процесса обучения. Оценки за такие работы можно ставить условно – например, в баллах по числу верно выполненных заданий. Учитывая возраст учащихся, проверочные работы можно проводить в форме игр, викторин, соревнований.



  • Принципы программы:


  • Актуальность


Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.


  • Научность


Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.


  • Системность


Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).


  • Практическая направленность


Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.


  • Обеспечение мотивации


Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.


  • Реалистичность


С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.


    • Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.


ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ.

Изучение материала элективного курса дает возможность обучающимся достичь следующих образовательных результатов:

1) в личностном направлении:

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  • представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

2) в метапредметном направлении:

  • первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

3) в предметном направлении:

  • умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

  • умение проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

  • умение распознавать виды математических утверждений (аксиомы, определения, теоремы и др.), прямые и обратные теоремы;

  • развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками  устных, письменных, инструментальных вычислений;


Основные виды деятельности учащихся:


  • решение нестандартных задач;


  • участие в математических олимпиадах: дистанционные олимпиады «Олимпус», международной игре «Кенгуру»;

  • Участие в математических конкурсах: «Слон» , конкурс с международным участием (центр «Снейл»)
    знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;


  • проектная деятельность


  • самостоятельная работа;


  • работа в парах, в группах;


  • творческие работы


Всего в течение учебного года 34 часа.

Занятие может быть построено по плану:

  1. Историческая справка или занимательный математический сюжет, или задачи – шутки.

  2. Изучение теоретического материала, соответствующего данной теме.

  3. Разбор решения задач по теме занятия, в том числе повышенной трудности.

  4. Самостоятельное решение задач.

  5. Задание на дом может включать в себя исследовательскую работу или решение задач по изученной теме

Формы контроля:
1.Проектная и исследовательская работа (презентация).
2.Текущий зачёт по задачам.
3.Итоговый зачёт.

По количеству решенных задач выстраивается рейтинговая таблица. Участие в различных математических соревнованиях повышает самоконтроль учащихся, усиливает познавательную деятельность.

Содержание программы элективного курса

История возникновения чисел и способов их записи.

История возникновения чисел. Древние способы записи чисел. Славянская кириллическая нумерация. Арифметика каменного века. Задачи с римской нумерацией.

Необычное об обычных натуральных числах. Задачи на магические квадраты

Использование нумерации в пословицах, сказках, суевериях. Информация о знаменитом математике Карле Гауссе. Построение треугольных и квадратных чисел. Задачи на магические квадраты. Абак и пальцевый счёт.

Другие системы счисления: шестидесятеричная и двоичная.

Позиционный способ записи чисел. Основание системы счисления. Вавилонская шестидесятеричная система счисления. Двоичная система счисления. Задачи на переведение из двоичной системы счисления в десятичную.

Действия в двоичной системе счисления.

Сложение и вычитание в двоичной системе счисления. Умножение и деление в в двоичной системе счисления. Удивительные разновески (о пользе двоичной системы счисления при взвешивании.)

Решение геометрических задач на разрезание и переклеивание.

Геометрические головоломки на разрезание и склеивание «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», задачи на разрезание на клетчатой бумаге.

Математические софизмы.

Софизмы Древней Греции. Задачи на нахождение ошибки в решении примеров. Самостоятельное составление софизмов.

Секреты некоторых математических фокусов.

Суть математических фокусов. Фокус математическая таблица. Как отгадать состав семьи. Фокус с книжкой. Отгадать день рождения. Числовые фокусы.

Решение задач с помощью максимального предположения.

Л. Ф. Магницкий. Первый учебник «Арифметика» Старинные занимательные задачи из учебника Л.Ф. Магницкого.

Решение задач методом «с конца»

Метод решения задач обратным ходом. Примеры задач из первого учебника «Арифметика» Л.Ф. Магницкого.

Решение задач методом ложного положения.

Общее правило ложного положения. Использование метода при решении задач. Задача о статуе Миневры. Задача о музах. Задача из Египетского папируса Ахмеса.

История появления обыкновенных дробей.

История появления дробей. Современная и древняя система записи дробей. Аликвотные дроби. Факториал.

Угол. Решение задач на геоплане.

Геоплан как модель плоскости. Задачи на разрезание моделей. Построение углов без транспортира.

Треугольник. Задачи на геоплане.

Как возникла геометрия. Как измеряли землю в Древнем Египте. Использование свойств прямоугольного треугольника египтянами.

Решение сюжетных задач.

Составление математической модели задачи. Занимательные задачи на составление уравнения.

Решение логических задач с помощью таблиц.

Алгоритм решения логических задач с помощью таблицы. Логические задачи капитана Врунгеля.

Элементы теории графов.

Понятие графа. Решение любопытных задач в которых требуется построить графы.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного курса по математике для 5 класса «За станицами учебника математика» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа учебного курса «Математика» для 3 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования...
Программа элективного курса по математике для 5 класса «За станицами учебника математика» iconПрограмма элективного курса по алгебре для 9 класса «Уравнения, неравенства и их системы»
Программа данного элективного курса рассчитана на 16 часов и предназначена для учащихся 9 класса
Программа элективного курса по математике для 5 класса «За станицами учебника математика» iconРабочая программа по математике 2 ступень, базовый уровень, 5 класс...
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе по математике для общеобразовательных школ. Рабочая программа...
Программа элективного курса по математике для 5 класса «За станицами учебника математика» iconТема : «Весёлая математика. Логические задачи»
Программа элективного курса «Практикум по орфографии» рассчитана на 17 часов и предназначена для всех учащихся 9 класса
Программа элективного курса по математике для 5 класса «За станицами учебника математика» iconПрограмма элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира»
Цель данного элективного курса: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры
Программа элективного курса по математике для 5 класса «За станицами учебника математика» iconРабочая программа элективного курса по английскому языку «Лингва. Страноведение. Великобритания»
Программа элективного курса по страноведению предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 17 часов
Программа элективного курса по математике для 5 класса «За станицами учебника математика» iconПрограмма элективного курса по математике «Симметрия вокруг нас»
«математического» курса было изменить отношение этих учащихся к математике. Для учащихся классов с углубленным изучением ма­тематики...
Программа элективного курса по математике для 5 класса «За станицами учебника математика» iconПрограмма элективного курса «Математика, физика, компьютер»
Программа предназначена для обучения студентов 2-3 курса техникума, имеющих базовую подготовку по дисциплинам «Математика», «Физика»,...
Программа элективного курса по математике для 5 класса «За станицами учебника математика» iconКалендарно-Тематическое планирование элективного курса «Компьютер для начинающих» для 5 класс
Программа элективного курса «Компьютер для начинающих» для 5 класса (Рекомендована Экспертным Советом му «Управление образования...
Программа элективного курса по математике для 5 класса «За станицами учебника математика» iconПрограмма элективного курса по русскому языку для учащихся 9-го класса "Практикум по орфографии"
Программа элективного курса «Практикум по орфографии» рассчитана на 17 часов и предназначена для всех учащихся 9 класса
Программа элективного курса по математике для 5 класса «За станицами учебника математика» iconПояснительная записка Программа элективного курса по биологии предназначена...
Программа элективного курса по биологии для10(11)класса в рамках профильной подготовки
Программа элективного курса по математике для 5 класса «За станицами учебника математика» iconПрограмма элективного курса «Избранные вопросы физики» (2ч в неделю, всего 68часов)
...
Программа элективного курса по математике для 5 класса «За станицами учебника математика» iconРабочая программа учебного курса по математике для 6Б
МОин РФ от 05. 03. 2004г. №1089), примерной программы для общеобразовательных учреждений по математике к умк для 5-6 классов (Математика....
Программа элективного курса по математике для 5 класса «За станицами учебника математика» iconРабочая программа по математике к учебнику Л. Г петерсон для 3-а класса
«Математика» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы начального...
Программа элективного курса по математике для 5 класса «За станицами учебника математика» iconПрограмма элективного курса по истории для 11 класса Составитель:...
Программа элективного курса «Современная Россия на рубеже XX – начала XXI века» предназначена для учащихся 11-х классов, стремящихся...
Программа элективного курса по математике для 5 класса «За станицами учебника математика» iconПрограмма элективного курса по химии
Одним из вариантов решения этой проблемы является включение в учебный план элективного курса «Строение и свойства кислородсодержащих...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск